Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Объекты муниципальной собственности
В зависимости от целей и задач управления выделяются следующие основные группы объектов:
а) недвижимое имущество:
- земля (земельные участки);
- здания, помещения, сооружения, передаточные устройства, памятники, объекты, не завершенные строительством;
- имущественные комплексы предприятий и учреждений;
б) движимое имущество:
- оборудование;
- транспорт;
- производственный и хозяйственный инвентарь;
- ценные бумаги;
- финансовые ресурсы района (совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов);
в) иные объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, принадлежащие муниципальному образованию "Нерюнгринский район" на праве собственности.
Управление объектами - это взаимосвязанные отношения по поводу владения, пользования, распоряжения, иного воздействия на объекты муниципальной собственности.
1. Акции, доли в уставном капитале хозяйственных обществ
1.1. Муниципальные доли в уставном капитале хозяйственных обществ (далее по тексту - муниципальные доли) - это находящиеся в собственности района:
- акции акционерных обществ;
- доли (вклады) муниципального образования в уставных капиталах хозяйственных обществ;
- доли (вклады), внесенные муниципальными предприятиями в уставной капитал хозяйственных обществ;
- ценные бумаги, приобретенные за счет муниципальных средств на вторичном рынке.
1.2. От имени муниципального образования "Нерюнгринский район" управление акциями (долями) хозяйственных обществ осуществляет КЗиИО. Он же осуществляет отчуждение акций (долей) в рамках установленных действующим законодательством.
1.3. Учет акций осуществляется КЗиИО на основе ведения Реестра хозяйственных обществ, имеющих муниципальную долю в уставном капитале.
1.4. Формирование и реструктуризация портфеля муниципальных акций осуществляются следующими способами:
- закрепление акций приватизированных предприятий в муниципальной собственности;
- приобретение и продажа акций на вторичном рынке ценных бумаг;
- внесения вкладов в уставные капиталы как вновь создаваемых, так и уже действующих хозяйственных обществ;
- внесение вкладов муниципальными унитарными предприятиями в уставный капитал хозяйственных обществ;
- продажа акций приватизированных предприятий;
- передача акций в государственную собственность.
1.5. Решения о приобретении и отчуждении (продаже) муниципального пакета акций принимаются представительным органом по представлению КЗиИО.
Во вновь создаваемых хозяйственных обществах с долей муниципальной собственности акционером (участником) от имени муниципального образования выступает КЗиИО.
1.6. Основными критериями формирования портфеля муниципальных долей являются:
- получение возможности участия в управлении хозяйственными обществами, которые имеют стратегическое значение для района;
- социальная значимость предприятий, в том числе сохранение и создание рабочих мест;
- пополнение доходной части местного бюджета;
- сохранение профиля предприятий, выпускающих продукцию, жизненно необходимую для сбалансированного функционирования хозяйственного комплекса;
- улучшение экономической обстановки в районе.
1.7. Источником средств для приобретения долей (акций, вкладов) являются средства КЗиИО, выделяемые ему в соответствии со сметой, утверждаемой районной администрацией.
1.8. Управление муниципальными долями осуществляется следующими методами:
- участие уполномоченных представителей районной администрации (далее - Представители) в органах управления акционерных обществ;
- передача муниципальных долей в доверительное управление, назначение доверительных управляющих на конкурсной основе;
- анализ хозяйственной деятельности предприятий со смешанной формой собственности на основе документов бухгалтерской отчетности.
1.9. Представителями могут быть муниципальные служащие органов местного самоуправления Нерюнгринского района и физические лица - граждане Российской Федерации.
Кандидатура представителя вносится КЗиИО на согласование главе района.
1.10. После проведения годовых собраний участников хозяйственных обществ представители совместно с КЗиИО готовят отчет о состоянии хозяйственного общества, а также предложения главе района:
- о прекращении участия в хозяйственных обществах;
- об уменьшении доли в уставном капитале хозяйственного общества;
- об увеличении доли в уставном капитале хозяйственного общества;
- иные предложения.
2. Объекты недвижимости
2.1. Объекты недвижимого имущества, являющиеся муниципальной собственностью, включают здания, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, сооружения, передаточные устройства, а также объекты, не завершенные строительством (далее объекты недвижимости).
2.2. Органом, осуществляющим полномочия по распоряжению объектами недвижимости является КЗиИО, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком и другими правовыми актами по управлению муниципальной собственностью Нерюнгринского района.
2.3. Передача объектов недвижимости в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление производится по результатам торгов (конкурсов, аукционов), за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, настоящим Порядком.
2.4. Сделки с объектами недвижимости подлежат обязательному учету в КЗиИО.
2.5. Цель управления объектами недвижимости - повышение их доходности (в том числе путем формирования конкурентного рынка недвижимости), вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, подготовка к созданию системы налогообложения недвижимости, а также сохранение социальной инфраструктуры района.
2.6. Муниципальный жилой фонд формируется:
- из жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности;
- бесхозяйного, конфискованного и переданного муниципальному образованию в порядке наследования жилого фонда, а также в иных случаях, перешедшего в установленном порядке в муниципальную собственность.
2.7. Муниципальный жилой фонд предоставляется по договорам социального найма, найма служебных жилых помещений или аренды.
2.8. Управление муниципальным жилым фондом осуществляет районная администрация.
2.9. Управление муниципальным жилым фондом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и правовыми актами органов местного самоуправления.
2.10. Объекты недвижимости в обязательном порядке подлежат государственной регистрации права муниципальной собственности.
2.11. Регистрация права муниципальной собственности на объекты производится за счет средств балансодержателей соответствующих объектов.
3. Земельные ресурсы
3.1. Территорию муниципального образования "Нерюнгринский район" в установленных границах составляют все земли независимо от форм собственности, видов разрешенного использования и целевого назначения.
3.2. Распоряжение земельными участками на территории Нерюнгринского района, государственная собственность на которые не разграничена и находящимися в муниципальной собственности района, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики (Саха) Якутия, Уставом муниципального образования "Нерюнгринский район", Положением о Комитете земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района.
3.3. Распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
3.4. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности муниципального образования "Нерюнгринский район" относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования "Нерюнгринский район";
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления муниципального образования, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Республики Саха (Якутия) земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Республики Саха (Якутия) земли.
3.5. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
3.6. Права собственника в отношении земельных участков, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования "Нерюнгринский район" осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами Республики Саха (Якутия) и Уставом муниципального образования "Нерюнгринский район", - население непосредственно в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления.
3.7. Цель управления муниципальным земельным фондом - обеспечение его рационального использования, повышения эффективности экономики Нерюнгринского района и пополнения доходной части местного бюджета.
3.8. К ведению органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район" относятся:
- управление и распоряжение землями государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с действующими законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и другими нормативными правовыми актами;
- управление и распоряжение муниципальными землями района в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления.
- обеспечение исполнения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), решений органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район" в области земельных отношений;
- принятие нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к их компетенции;
- обеспечение финансирования местных программ и других мероприятий в области земельных отношений;
- осуществление муниципального земельного контроля на межселенных территориях;
- осуществление в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) иных полномочий в области земельных отношений;
- установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в собственности муниципального образования "Нерюнгринский район" для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
- осуществление муниципального земельного контроля на межселенных территориях;
- осуществление в соответствии с земельным законодательством Российской федерации и Республики Саха (Якутия) иных полномочий в области земельных отношений;- установление льгот по арендной плате, в части поступлений в местный бюджет муниципальных образований за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Нерюнгринского района и находящихся в муниципальной собственности района;
- организация и проведение аукционов и торгов по земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности района или права на заключение договоров аренды таких участков.
3.9. Порядок и условия приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности района, определяются действующим законодательством. Доходы от приватизации земельных участков, находящихся в государственной собственности поступают в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджеты соответствующих населенных пунктов и в местный бюджет района. Доходы от приватизации земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, поступают в полном объеме в местный бюджет района.
3.10. К полномочиям органов местного самоуправления в области управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, относятся:
- изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также изъятие земельных участков, используемых не по назначению, используемых с нарушением законодательства, в пределах своих полномочий;
- планирование использования муниципальных земель;
- установление в интересах населения условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования "Нерюнгринский район";
- разработка в соответствии с федеральным законодательством и уставом муниципального образования ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на земли, расположенные на межселенных территориях;
- установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в собственности района;
- установление льгот по уплате земельного налога и порядка их предоставления на земельные участки, расположенные на межселенных территориях;
- установление порядка определения размера арендной платы за земли, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд соответствующего муниципального образования;
- планирование использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- установление публичных сервитутов на земельных участках для обеспечения интересов муниципального образования "Нерюнгринский район" или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний;
- учет плательщиков арендной платы за использование земельных участков, находящихся на межселенных территориях и в муниципальной собственности района;
- направление в суд заявления о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или использования не в соответствии с целевым назначением в течение трех лет, а также в иных случаях, установленных действующим законодательством;
- направление в суд заявления о прекращении права на земельный участок, находящийся в собственности соответствующего муниципального образования, земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, лица, не являющегося его собственником, для принудительного прекращения такого права ввиду ненадлежащего использования земельного участка;
- иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия);
- установление льгот по уплате арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в муниципальной собственности;
- утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории;
- иные полномочия на решение вопросов местного значения в области земельных отношений.
3.11. При осуществлении прав собственности на муниципальные земли КЗиИО осуществляет:
- подготовку проектов правовых актов органов местного самоуправления по земельным участкам, писем, ходатайств и заключений;
- оформление и выдачу от имени муниципального образования "Нерюнгринский район" договоров на аренду земельных участков, договоров купли-продажи земельных участков;
- организацию подготовки земельных дел при предоставлении и изъятии земельных участков с указанием границ этих участков, наличия существующих землепользователей, их земельных участков, зданий, сооружений, находящихся на участках, уточнением координат земельных участков, размеров компенсации при отчуждении земли, сносе строений;
- организацию работ по выносу границ земельных участков в натуре или определение границ фактически занимаемых земель, осуществление контроля за выносом границ участков в натуре другими организациями;
- организацию работ по инвентаризации земель, ведению программно-технического комплекса геоинформационной системы ГИС;
- определение площади земельного участка или доли земельного участка, пропорционально занимаемой площади здания;
- проведение установленных действующим законодательством мероприятий по взиманию арендной платы.
4. Учет объектов муниципальной собственности
4.1. Учет объектов муниципальной собственности осуществляет КЗиИО в Реестре муниципального имущества муниципального образования "Нерюнгринский район" на основании Положения о введении Реестра, утвержденного постановлением районной администрации в отношении:
а) находящихся в муниципальной собственности акций, долей (вкладов) хозяйственных обществ и товариществ, в которых права участника (акционера) от имени муниципального образования осуществляют КЗиИО или муниципальные унитарные предприятия;
б) имущества, составляющего муниципальную казну муниципального образования "Нерюнгринский район", расположенного на территории и за пределами муниципального образования, за исключением земельных участков, предоставленных правообладателям на соответствующем вещном праве или в пользование на основании соответствующих договоров;
в) земельных участков, предоставленных на соответствующем вещном праве или в пользование на основании соответствующих договоров правообладателям по месту регистрации (для юридических лиц) или преимущественного проживания (для физических лиц);
г) муниципального имущества, принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, по месту регистрации (для юридических лиц) или преимущественного проживания (для физических лиц).
4.2. Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.
4.3. Учет муниципального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.
4.4. Ведение Реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его разделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности муниципального образования "Нерюнгринский район" на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о муниципальном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем муниципальную казну.
4.5. Внесение сведений о муниципальном имуществе в установленные формы осуществляется правообладателем.
4.6. Реестр на электронных носителях представляет собой совокупность муниципальных баз данных о муниципальном имуществе муниципального образования "Нерюнгринский район".
4.7. Правила ведения Реестра, формы и правила их заполнения утверждаются решением районной администрации.
4.8. Неотъемлемой частью реестра являются:
а) журнал учета документов, поступивших для учета муниципального имущества в реестре;
б) журнал учета выписок из реестра;
в) дела, в которые помещаются документы, поступившие для учета муниципального имущества в реестре и предоставляемые из него, сформированные по признакам отнесения указанного имущества к имуществу, составляющему муниципальную казну, или принадлежности правообладателю.
4.9. Документом, подтверждающим факт учета муниципального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая реестровый номер муниципального имущества и иные достаточные для идентификации муниципального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.
4.10. Документы реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из реестра каких-либо документов или их частей не допускаются, а передача их на постоянное хранение в государственные архивы осуществляется в установленном порядке.
4.11. Правообладатели и иные органы и (или) организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за непредставление или ненадлежащее представление сведений о муниципальном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем в КЗиИО.
5. Оценка собственности
5.1. Проведение оценки производится в случае необходимости, в том числе:
- при определении начальной стоимости объекта при его приватизации, проведении торгов на право заключения договоров доверительного управления имуществом и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества;
- при использовании объектов в качестве предмета залога;
- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами;
- при постановке на баланс бесхозяйного имущества;
- при возникновении спора о стоимости объекта, в том числе:
- при национализации имущества;
- при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) изъятии имущества у собственников для муниципальных нужд.
5.2. Оценка и переоценка производятся независимым оценщиком на возмездной основе в соответствии с заключенными договорами и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.3. Материалы оценки и переоценки оформляются в виде отчетов или экспертных заключений, составленных в соответствии с международными стандартами оценки.
6. Страхование муниципальной собственности
6.1. В целях обеспечения защиты муниципального имущества от рисков гибели (утраты) и повреждения, а также в целях восстановления погибшего (поврежденного) имущества, применяется обязательное страхование муниципального имущества.
6.2. Страхованию подлежат объекты недвижимого имущества, транспортных средств, механизмов, являющиеся муниципальной собственностью района.
6.3. Не подлежит страхованию имущество в виде зданий, сооружений, нежилых помещений, требующее капитального ремонта, либо находящееся в аварийном состоянии или подлежащее сносу.
6.4. При принятии КЗиИО решения о заключении договора аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и концессионного соглашения в соответствующие договоры может включаться пункт о страховании объектов недвижимости за счет собственных средств пользователя муниципального имущества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.