Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Передача муниципального имущества в аренду
1. Заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
1.1. Арендодателем муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне, выступает КЗиИО. Договоры аренды и соглашения выдаются заявителям под роспись и фиксируются в соответствующей книге регистрации.
1.2. Арендодателем имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, выступает соответственно предприятие и учреждение. Согласование заключения договора аренды, от лица собственника муниципального имущества муниципального образования "Нерюнгринский район" осуществляет КЗиИО.
1.3. Оформление договоров аренды муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, контроль за поступлением средств по договорам, сверка платежей, уведомлений, расчетов и претензий производятся КЗиИО.
1.4. В случаях, предусмотренных федеральным законодательном, муниципальное имущество передается в аренду на торгах.
В качестве организатора торгов выступает КЗиИО. Также организатором торгов могут выступать владелец имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также специализированная организация (по договору).
КЗиИО (организатор торгов) осуществляет следующие функции:
- принимает решение о проведении торгов;
- определяет вид торгов (конкурс или аукцион);
- определяет дату и место их проведения, условия торгов, а также критерий выбора победителя;
- определяет начальную цену за право аренды;
- подготавливает и утверждает конкурсную (аукционную) документацию и другие необходимые документы для объявления торгов;
- осуществляет публикацию извещения о проведении торгов;
- проводит ознакомление претендентов с конкурсной (аукционной) документацией и объектом торгов;
- производит прием, регистрацию и хранение представленных заявок;
- при выполнении функций организатора торгов иным лицом определяет организатора торгов;
- обеспечивает заключение договора аренды с победителем торгов;
- обеспечивает деятельность конкурсной (аукционной) комиссии и привлечение специалистов и экспертов по подготовке конкурсной (аукционной) и другой необходимой документации, проведению работ по сбору и анализу заявок, а также по проведению торгов;
- принимает на специальный счет задатки;
- по окончании торгов возвращает участникам задатки;
- перечисляет задатки, не возвращенные участникам, в бюджет района.
1.5. В случае выполнения функций организатора торгов специализированной организацией взаимоотношения между КЗиИО, владельцем объекта и организатором торгов определяются договором.
1.6. Конкурсная (аукционная) комиссия создается районной администрацией.
Порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
1.7. Арендаторами имущества могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица.
1.8. Основным документом, регламентирующим отношения Арендодателя с Арендатором, является договор аренды.
Договор аренды, заключенный на период свыше года, подлежит государственной регистрации. Обязанность регистрации договора с отнесением затрат на нее лежит на Арендаторе. Договор аренды, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента совершения таковой. Примерная форма договора аренды и субаренды утверждается правовыми актами районной администрации.
1.9. Предоставление в аренду имущества не влечет перехода права собственности на него.
1.10. По истечении срока договора аренды Арендатор, надлежащим образом выполнявший свои обязанности, имеет при прочих равных условиях преимущественное право на возобновление (продление) договора аренды, за исключением случаев предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Порядком.
1.11. Заявка о заключении договора аренды на новый срок подлежит подаче в КЗиИО за 30 дней до окончания срока действия предыдущего договора аренды.
Для рассмотрения вопроса о переоформлении (продлении) договора аренды в КЗиИО представляется заявление (заявка) Арендатора с приложением следующих документов:
- физические лица предъявляют копию документа удостоверяющего личность.
Юридические лица дополнительно представляют:
- копию учредительных документов;
- выписку из единого государственного реестра юридических лиц.
1.12. В течение трех дней после принятия решения о предоставлении имущества в аренду проект договора, подписанного Арендодателем, направляются Арендатору.
1.13. Заключение договоров аренды в объектах социальной инфраструктуры предназначенных для детей, осуществляется на основании акта экспертной комиссии.
1.14. Изменение условий договора аренды допускается по соглашению между сторонами, если иное не предусмотрено договором.
1.15. В случае, если почтовый адрес Арендатора отличается от его юридического адреса, то арендатор должен указывать в договоре аренды также почтовый адрес, по которому он получает корреспонденцию.
1.16. Акт приема-передачи составляется в двух (при трехстороннем договоре, в случае участия организации - в трех) экземплярах подписывается представителями сторон, и заверяется печатями сторон, в случае если договор подлежит государственной регистрации, дополнительно подписывается экземпляр для регистрирующего органа.
1.17. Период между подписанием договора и предоставлением объекта аренды по акту приема-передачи не должен превышать 15 дней.
Уклонение Арендатора от подписания акта и государственной регистрации договора без уважительных причин рассматривается как его отказ от исполнения обязанностей по принятию нежилого помещения, здания в аренду и может служить основанием для расторжения договора в одностороннем порядке.
1.18. Арендатор самостоятельно в течение 15 дней обязан заключить договоры со специализированными организациями на поставку эксплуатационных услуг (электроэнергия, отопление, вода, вывоз мусора, уборка территории, техническое обслуживание и т.п.).
1.19. Арендная плата, получаемая по договорам аренды, начисляется КЗиИО (администратором платежей), перечисляется арендатором на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) и зачисляется в доходы бюджета Нерюнгринского района.
1.20. Арендная плата рассчитывается в соответствии с Методикой расчета арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "Нерюнгринский район", утвержденной представительным органом местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район". Арендная плата не включает в себя платежи за пользование земельным участком под арендуемым объектом, которые начисляются Арендодателем и уплачиваются Арендатором отдельно, а также коммунальные и эксплуатационные платежи.
1.21. Арендная плата определяется КЗиИО в денежной форме. Условия и сроки внесения арендной платы указываются в договоре аренды.
1.22. Арендатор самостоятельно уплачивает налог на добавленную стоимость на арендную плату по ставкам и в сроки, установленные действующим налоговым законодательством.
1.23. Размер арендной платы может корректироваться КЗиИО в течение срока действия договора в одностороннем порядке (но не более одного раза в год) в случае принятия органами местного самоуправления нормативных документов, изменяющих действующий на момент заключения договора аренды порядок исчисления арендной платы.
1.24. Об изменении арендной платы КЗиИО извещает Арендатора письменно за один месяц с последующим оформлением этого изменения дополнительным соглашением.
1.25. В случае нарушения Арендатором сроков внесения арендной платы Арендодатель вправе потребовать от него досрочного внесения арендной платы вперед, но не более чем за два периода.
1.26. Не внесенная Арендатором в установленный срок арендная плата считается недоимкой и взыскивается Арендодателем в установленном порядке с начислением пени в размерах, определяемых договором.
1.27. В случае, если договор аренды расторгнут и Арендатором возвращено имущество, начисление пени прекращается с момента полного погашения задолженности по арендной плате.
1.28. Средства, получаемые в виде штрафных санкций по договорам аренды, поступают в бюджет района.
1.29. По окончании срока договора аренды Арендатор должен провести сверку платежей на дату окончания договора и передать помещение Арендодателю по акту приема-передачи.
1.30. В случае поступления от Арендатора письменного заявления о досрочном расторжении договора, КЗиИО производит следующее:
- письменно уведомляет Арендатора о согласии прекращения действия договора аренды с запрашиваемого срока или другого срока, достигнутого по соглашению сторон, при выполнении Арендатором всех прочих условий, предусмотренных настоящим Порядком и договором аренды;
- оформляет дополнительное соглашение, являющееся неотъемлемой частью действующего договора аренды, все конкретные условия расторжения договора с указанием сроков их исполнения и даты прекращения действия договора.
1.31. Для прекращения действия договора с недобросовестным Арендатором, освободившим (возвратившим) имущество без письменного уведомления Арендодателя, последний прилагает к пакету документов следующее:
- акт обследования имущества, составленный Арендодателем, свидетельствующий о преждевременном оставлении арендуемого имущества;
- другие подтверждающие данный факт документы (письма различных надзорных служб и пр.).
1.32. Арендаторы вправе с согласия КЗиИО сдавать арендованное имущество в субаренду. Сдача в субаренду нежилого помещения, здания осуществляется целевым назначением - под определенный вид деятельности в зависимости от функционального назначения помещений. Размер площади, сдаваемой в субаренду, не может превышать 50% от арендуемой площади.
1.33. Субарендатор обязан пользоваться переданными нежилыми помещениями в строгом соответствии с условиями договора субаренды. К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом, настоящим Порядком или другими нормативными актами.
1.34. Заявления о разрешении сдачи нежилого помещения, здания в субаренду подаются в КЗиИО за подписью основного Арендатора и предполагаемого Субарендатора. К заявлению прилагается для юридических лиц: копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; для физических лиц - документ, удостоверяющий личность.
1.35. Рассмотрение заявления и принятие по ним решений производится в соответствии с правилами, установленными настоящим Порядком для рассмотрения заявок на аренду. В случае положительного решения КЗиИО издает распоряжение, разрешающее субаренду.
1.36. Договор субаренды заключается на срок, не превышающий основной договор аренды.
Досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды.
1.37. В случае отказа от сдачи в субаренду или окончания срока разрешения на субаренду помещения Арендатор письменно извещает об этом КЗиИО.
1.38. Ответственность за нарушение условий договора субаренды несет основной Арендатор.
1.39. В соответствии с настоящим Порядком в аренду может быть предоставлено движимое имущество, являющееся муниципальной собственностью, в виде оборудования, инвентаря, транспортных средств, оргтехники, механизмов и пр. (далее - движимое имущество), независимо от их ведомственной принадлежности (баланса).
1.40. Капитальный ремонт или реконструкция Арендатором проводится при наличии следующих условий:
- длительное время не проводился капитальный ремонт, невозможность использования нежилого помещения без капитального ремонта;
- отсутствие у Арендодателя средств для проведения необходимого капитального ремонта.
2. Капитальный ремонт производится при документально обоснованной необходимости. Право Арендатора произвести за свой счет капитальный ремонт арендуемого нежилого помещения (здания) оговаривается отдельно в договоре аренды нежилого помещении либо в отдельном соглашении, являющемся частью договора.
2.1. Арендатор обязан при изменении планировки проводить за свой счет текущую инвентаризацию нежилого помещения, здания для внесения изменений в технический паспорт.
2.3. Заявки на проведение капитального ремонта на следующий год принимаются КЗиИО до 1 октября текущего года.
2.4. Арендатор обеспечивает подготовку проектно-сметной документации и предоставляет ее в КЗиИО на экспертизу. При необходимости Арендатор согласовывает проектно-сметную документацию с органами государственного пожарного надзора и другими контролирующими органами.
2.5. Заказчик (КЗиИО) обязан обеспечить технический надзор за капитальным ремонтом объекта в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
2.6. Ввод объекта в эксплуатацию после окончания капитального ремонта производится на основании акта.
2.7. Финансирование капитального ремонта нежилых помещений, зданий муниципального образования "Нерюнгринский район" осуществляется из бюджета Нерюнгринского района в пределах лимита бюджетных обязательств в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
3. Расходы по содержанию и техническому обслуживанию имущества несет Арендатор. Техническое обслуживание зданий и помещений включает работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и осуществляется Арендатором (в том числе путем проводимых текущих ремонтов).
4. В случае пожара или аварии систем отопления, водоснабжения и других внутренних сетей Арендатор обязан обеспечить доступ в арендуемое помещение немедленно после обнаружения аварии или пожара, возмещение материального ущерба полностью возлагается на Арендатора.
5. Субъектам малого и среднего предпринимательства размер арендной платы может быть снижен на основании заявления при представлении документов, подтверждающих их соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
5.1. Порядок и условия предоставления льгот субъектам малого и среднего предпринимательства утверждаются представительным органом.
6. Предоставление льгот не распространяется на арендаторов:
- являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
- осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- в случае предоставления им льгот в соответствии с постановлением главы муниципального образования "Нерюнгринский район" от 30.12.2008 г. N 2283 "О Перечне муниципального имущества муниципального образования "Нерюнгринский район", предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства", с постановлением главы муниципального образования "Нерюнгринский район" от 07.04.2009 г. N 61 "О внесении изменений в постановление главы муниципального образования "Нерюнгринский район" от 30.12.2008 г. N 2283 "О Перечне муниципального имущества муниципального образования "Нерюнгринский район", предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства";
- в случае, если договор с субъектами малого и среднего предпринимательства заключен по результатам торгов на право заключения договора аренды;
- на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах.
7. Аренда предприятий как имущественных комплексов
7.1. Заключение договоров аренды предприятий, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
7.2. Обязательными условиями передачи предприятий в аренду являются:
- максимальные инвестиционные вложения;
- сохранение профиля предприятия;
- трудоустройство работающих на момент реорганизации;
- удовлетворение имущественных претензий кредиторов;
- сохранение и возврат по окончании договора аренды муниципального имущества.
7.3. Порядок проведения конкурса или аукционов осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
7.4. По договору аренды предприятия Арендодатель обязуется передать за плату во временное владение и пользование субъекту предпринимательской деятельности предприятие как имущественный комплекс (далее по тексту - Предприятие) для осуществления производственной и хозяйственной деятельности в порядке, на условиях и в пределах, установленных настоящим разделом и договором аренды Предприятия.
7.5. В состав Предприятия (имущественного комплекса), передаваемого в аренду, могут входить:
- здания, сооружения, нежилые помещения, земельные участки, оборудование, иные основные средства, образующие в совокупности единый имущественный комплекс;
- запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства;
- права пользования землей, водой и иными природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с Предприятием;
- права на обозначения, индивидуализирующие деятельность Предприятия, иные исключительные права;
- права требования, принадлежащие Арендодателю и связанные с Предприятием;
- долги, относящиеся к Предприятию.
7.6. Арендаторами Предприятия могут являться юридические и физические лица, получившие в соответствии с настоящим Порядком право аренды Предприятия.
7.7. Договор аренды муниципального предприятия заключается сроком до 5 лет.
7.8. Рассмотрение вопроса о целесообразности передачи предприятия в аренду, выбора Арендатора и определения условий аренды осуществляет КЗиИО.
При рассмотрении вопроса о передаче в аренду имущественного комплекса могут принимать участие заместители главы района (по принадлежности вопросов).
Решение о передаче предприятия в аренду принимается районной администрацией.
7.9. Предприятие передается в аренду с целью:
- сохранения и развития районной инфраструктуры;
- обеспечения сохранности и повышения эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности района;
- пополнения доходной части бюджета района;
- экономии бюджетных средств, направляемых на содержание муниципальной собственности.
7.10. В аренду могут быть переданы предприятия в виде имущественного комплекса, образованные:
- в результате ликвидации юридического лица (муниципального унитарного предприятия), имевшего на праве хозяйственного ведения указанный имущественный комплекс;
- в результате объединения разнородного имущества (ранее невостребованное имущество, имущество, вновь приобретенное за счет средств местного бюджета, а также безвозмездно переданное в муниципальную собственность либо полученное взаимозачетом и проч.) в единый имущественный комплекс, пригодный для осуществления на его базе какого-либо вида деятельности.
7.11. Порядок подготовки к передаче в аренду Предприятия как имущественного комплекса ликвидируемого муниципального унитарного предприятия включает следующие этапы:
а) оценка состояния имущества Предприятия в соответствии с балансом, анализ дебиторской и кредиторской задолженности для заключения о достаточности либо недостаточности стоимости имущества для удовлетворения требований кредиторов;
б) определение прав Предприятия по владению и пользованию имуществом, находящимся не в муниципальной собственности;
в) определение полного состава передаваемого в аренду после ликвидации Предприятия имущества;
г) осуществление процедуры ликвидации Предприятия;
д) заключение договора аренды Предприятия.
7.12. Порядок ликвидации Предприятия при передаче в аренду включает:
а) принятие решений о ликвидации Предприятия и передаче имущественного комплекса в аренду;
б) подготовка и направление Арендатору проекта договора аренды Предприятия с условиями удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого Предприятия;
в) уведомление в письменном виде органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о ликвидации Предприятия для внесения в Единый Государственный реестр юридических лиц сведений о начале процедуры ликвидации Предприятия;
г) по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, назначение ликвидатора, для которого устанавливают порядок и сроки ликвидации;
д) мероприятия по ликвидации Предприятия, проводимые ликвидатором в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
- публикация ликвидатором в средствах массовой информации сообщения о ликвидации Предприятия с указанием на порядок и сроки принятия заявлений с требованиями кредиторов;
- представление в налоговую инспекцию необходимых для ликвидации документов;
- направление в банк, обслуживающий Предприятия, заявления о прекращении снятия средств с расчетного счета Предприятия без согласования с ликвидатором;
- предупреждение ликвидатором работников Предприятия о предстоящем высвобождении рабочих мест и доведение до службы занятости информации о квалификационных характеристиках высвобождаемых работников;
- определение состава дебиторов, установление сроков исполнения ими своих обязательств, определение мер, принимаемых Предприятием по взысканию задолженности, составление списка дебиторов с указанием их местонахождения и суммы задолженности;
- выявление кредиторов и их письменное уведомление о ликвидации Предприятия, решение вопросов о признании требований кредиторов. По истечении двух месяцев ликвидатором составляется промежуточный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого Предприятия, перечне предоставленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения.
7.13. Договор аренды Предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Договор аренды Предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Обязанность осуществления государственной регистрации договора аренды Предприятия и соответствующие расходы возлагаются на Арендатора.
7.14. В договоре в обязательном порядке предусматривается правопреемство Арендатора по всем правам и обязательствам муниципального предприятия, в том числе и по трудоустройству его работников.
7.15. Передача имущества Арендатору по договору аренды Предприятия осуществляется по передаточному акту (форма утверждается главой района), который содержит сведения о составе имущества, включая перечень имущества, имущественных и неимущественных прав, долгов и прав требования, относящихся к Предприятию. После подписания договора аренды Предприятия на предложенных условиях производится передача имущества либо имущественного комплекса Арендатору.
7.16. С момента подписания акта приема-передачи, бремя содержания и риск случайной гибели имущества, входящего в состав Предприятия, несет Арендатор.
7.17. Особенности пользования имуществом, переданным по договору аренды Предприятия, закрепляются в договоре аренды. Примерная форма договора аренды Предприятия утверждается районной администрацией.
Указанные ограничения закрепляются в договоре аренды Предприятия.
7.18. Арендодатель вправе обязать Арендатора по договору аренды Предприятия создать для использования Предприятия структурное подразделение, имеющее выделенный баланс, для обособления имущества, входящего в состав Предприятия, и деятельности по использованию Предприятия от иной деятельности Арендатора с целью учета движения основных и оборотных средств, входящих в состав Предприятия. Арендатор не вправе проводить через выделенный баланс указанного структурного подразделения операции, не имеющие отношения к Предприятию.
7.19. Обязанности Арендатора по содержанию Предприятия:
- в течение всего срока действия договора аренды поддерживать Предприятие в надлежащем техническом состоянии;
- осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества, переданного по договору аренды Предприятия;
- нести все расходы, связанные с эксплуатацией Предприятия, если иное не предусмотрено договором;
- нести все расходы, связанные со страхованием входящего в состав Предприятия имущества;
- иные обязанности, предусмотренные договором аренды Предприятия.
7.20. Капитальный ремонт арендованного имущества Арендатор производит по согласованию с КЗиИО за счет собственных средств, если иное не предусмотрено договором аренды.
7.21. Инвестициями в арендованное муниципальное имущество являются финансовые вложения Арендаторов в капитальный и текущий ремонт переданного оборудования и помещения, а также затраты на приобретение нового оборудования, реконструкцию помещения и пр.
Произведенные инвестиции в арендуемое имущество Арендатору не компенсируются, если иное не предусмотрено договором аренды.
7.22. По договору аренды Предприятия Арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования Предприятием передаются права аренды земельного участка, занятого Предприятием и входящего в его состав, на срок действия договора аренды Предприятия.
7.23. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за пользование Предприятием определяются договором аренды Предприятия.
Условия договора аренды Предприятия могут предусматривать внесение арендной платы за пользование всем Предприятием либо отдельно за пользование каждой составной частью Предприятия.
7.24. Арендная плата вносится в соответствии с условиями договора аренды Предприятия.
Арендная плата не включает в себя плату за пользование земельным участком, входящим в состав Предприятия.
7.25. Контроль за использованием переданного в аренду Предприятия осуществляет КЗиИО.
Арендатор обязан предоставлять в КЗиИО ежеквартальный отчет по исполнению условий договора, а также информацию о фактическом состоянии и степени износа арендуемого муниципального имущества.
КЗиИО в соответствии с условиями договора аренды Предприятия вправе осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности Арендатора, в том числе с привлечением аудитора за счет Арендатора. По итогам проверок использования Предприятия составляется соответствующий акт. В акте отражаются выявленные нарушения порядка использования Предприятия и иные нарушения условий договора аренды и требований закона, а также рекомендации по устранению указанных нарушений и повышению эффективности использования Предприятия. Акт проверки является основанием для принятия КЗиИО мер воздействия к недобросовестным Арендаторам, предусмотренных законом и договором аренды Предприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.