Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Окружной Администрации города Якутска от 20 октября 2010 г. N 169п "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Электронный Якутск" на 2011-2013 гг."

2. МУ "ДИВТ" (Гриценко В.И.) обеспечить реализацию Плана мероприятий по реализации долгосрочной целевой программы "Электронный Якутск" на 2011 - 2013 годы.

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.

4. Контроль исполнения данного постановления возложить на Первого заместителя Главы Авксентьева В.И.

Глава

Ю.В. Заболев

 

Долгосрочная целевая программа
"Электронный Якутск" на период 2011 - 2013 гг.

 

Паспорт программы

 

1

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа на 2011-2013 годы "Электронный Якутск"

2

Дата принятия программы

 

3

Заказчик-координатор

Окружная администрация Города Якутска

4

Основной разработчик программы

МУ "Департамент информационно-вычислительных технологий"

5

Исполнитель

МУ "ДИВТ"

6

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

МУП "АПМП", КЗО, МУ "СЭГХ", Управление делами ОА ГО "Город Якутск", МУ "Управы округов", администрации пригородов, ОАО "Якутскэнерго", ОАО "Водоканал", МУ "ДЖО", МУ "ДИО", МУ "ДИВТ"

7

Основная цель программы

Внедрение в сферу управления ГО г. Якутск информационных технологий для поддержки и принятия управленческих решений, совершенствования систем муниципального управления, повышения безопасности жизнедеятельности, обеспечения полноты налогооблагаемой базы и платежей в бюджет, повышения прозрачности наполнения и исполнения бюджета, учета населения и развития адресной социальной помощи, содействия программам социально-экономического развития города Якутска.

8

Задачи программы:

- развитие информационной инфраструктуры города;

- создание информационных ресурсов и информационно-коммуникационной системы органов местного самоуправления, обеспечивающей подготовку и принятие решений в сфере управления городом;

- создание и развитие баз данных и программного обеспечения для повышения эффективности управления;

- рациональная организация информационного пространства для решения федеральных, региональных и муниципальных задач и информационного взаимодействия органов власти;

- развитие информационных технологий в экономике, бизнесе, образовании, здравоохранении и т.п.;

- обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления и информационного взаимодействия муниципалитета с населением города, представителями бизнеса, органами государственного и территориального управления с целью оперативного реагирования на их нужды, потребности, требования, создания условий для конструктивного взаимодействия;

- обеспечение информационного фундамента для развития концепции "электронное правительство"

- обеспечение безопасности информационных потоков;

- использование информационных технологий для повышения безопасности жизнедеятельности населения ГО "Город Якутск"

9

Сроки реализации этапов программы

Первый этап реализован в 2009 году.

второй этап - 2010 - 2011 годы

третий этап - 2011 - 2012 годы

четвертый этап - 2012 - 2013 годы.

10

Источники финансирования

Бюджет ГО "Город Якутск"

11

Объем финансирования

28 млн. (двадцать восемь миллионов) рублей

12

Ожидаемые результаты

Снижение трудоемкости производственных процессов предприятий при использовании МИС до 50%, повышение сборов от муниципального имущества 25%, рост запросов к муниципальным информационным ресурсов 50%, прирост бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов на землю до 40%, прирост бюджетных поступлений за счет рационального использования земель 30%, прирост за счет регистрации и предоставления информации 20%, экономия энергии на освещение подъездов многоквартирных жилых домов до 10%, общая степень внедрения МИС в городских структурах до 80% к 2013 году.

Реализация комплексной программы позволит достичь следующие цели:

В области имущественно-правовых отношений:

- способствование обеспечению гарантий прав собственности на недвижимое имущество государственной, муниципальной и частной форм собственности на основе информационной интеграции процессов управления недвижимым имуществом, формирования и поддержки в актуальном состоянии достоверных данных об объектах недвижимости, включая их физические, правовые и экономические характеристики:

В сфере городских финансов:

- увеличение налоговых поступлений за объекты недвижимости в городской бюджет за счет увеличения процента собираемости, снижения трудоемкости проведения кадастровой оценки объектов, дифференциации ставок налога и более частого ее проведения, а также достоверности прогноза платежей;

- увеличение доходов городской казны за счет более рационального использования объектов недвижимости городской собственности.

В сфере экономики:

- Повышение инвестиционной привлекательности недвижимости города за счет обеспечения гарантий прав собственности и интегрирования информации об объектах недвижимости и инфраструктурных элементах территории:

- Обеспечение возможности управления территорией города экономическими методами;

- Развитие рынка недвижимости за счет обеспечения информационной и правовой поддержки рыночного оборота недвижимости;

- Обеспечение функционирования системы электронных торгов (ЕАИСТ).

В сфере управления:

- обеспечение исходных данных для осуществления государственного и муниципального контроля за использованием объектов недвижимости и выполнения функций их должного содержания;

- повышение оперативности принятия решений по вопросам управления недвижимостью города;

- обеспечение возможности контроля за технологическими процессами, связанными с управлением недвижимым имуществом;

- обеспечение возможности контроля за транспортной сетью города;

- обеспечение возможности контроля за дорожным хозяйством города;

- обеспечение возможности дистанционного контроля за приборами учета водо-, тепло- и энергоснабжения в жилых многоквартирных домах и прочих строениях;

В сфере повышения безопасности жизнедеятельности на территории ГО "Город Якутск":

- контроль за противопожарной ситуацией на придворовых территориях многоквартирных жилых домов, улицах города и т.д.;

- контроль освещенности подъездов многоквартирных жилых домов;

- контроль работоспособности домофонов в подъездах многоквартирных жилых домов;

- контроль за ситуациями разного рода в образовательных учреждениях - детских садах, школах и т.д.

12

Перечень индикативных показателей

1. Снижение трудоемкости производственных процессов предприятий при использовании МИС (%).

2. Повышение сборов от муниципального имущества (%).

3. Рост запросов к муниципальным информационным ресурсам (%).

4. Прирост бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов на землю (%).

5. Прирост бюджетных поступлений за счет рационального использования земель (%).

6. Прирост за счет регистрации и предоставления информации (%).

7. Экономия энергии на освещение подъездов многоквартирных жилых домов (%)

8. Общая степень внедрения МИС в городских структурах (%).

13

Система организации контроля за исполнением программы

9. Формы и методы организации управления реализацией программы определяются Координационным Советом по реализации ДЦП "Электронный Якутск" ГО "Город Якутск", а также предоставляет ежеквартально отчет координатору программы Окружной администрация Города Якутска

 

Руководитель Программы

Гриценко Владимир Иванович

Основные понятия и термины

 

В настоящей программе используются следующие понятия и термины:

Снижение трудоемкости производственных процессов - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых трудовых и временных ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

Общая степень внедрения МИС - процентный показатель использования МИС в структурных подразделениях ОА Города Якутска;

Рост запросов к информационным ресурсам - процентный показатель, индицирующий отношение количества информационных запросов к количеству запросов за предыдущий период.;

Электронное правительство - система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны или региона и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Содержание проблемы.

 

Муниципальная целевая программа "Электронный Якутск на период 2011-2013 годы" является продолжением МЦП "Электронный Якутск на период 2007 - 2010 годы" с расширением функциональных возможностей и представляет собой систему представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов местного самоуправления, органов государственной власти, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально значимых результатов в соответствии с планами устойчивого социально-экономического развития муниципального образования город Якутск на основе единого информационного пространства. Финансирование ДЦП "Электронный Якутск на период 2011 - 2013 годы" не выходит за пределы первоначально закладываемой суммы в 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей на МЦП "Электронный Якутск на период 2007 - 2010 годы" и предполагает использовать эти неиспользованные ресурсы.

Программа ориентирована на формирование общей стратегии информатизации города, на координацию со стратегией создания единого информационного пространства Российской Федерации, задаваемой Федеральной Целевой Программой "Электронная Россия" и Республики Саха (Якутия) по Республиканской Целевой Программе "Электронная Якутия на период 2009 - 2011 годы" на применение единого методологического подхода при проектировании прикладных информационных технологий.

Программа предусматривает подключение информационных ресурсов Муниципального образования Городской Округ "Город Якутск", сформированных при осуществлении муниципальных функций и функций федеральных органов, делегированных Муниципалитету в соответствии с законодательством РФ, РС (Я) к единой информационной системе.

При включении программы "Электронный Якутск", в качестве интегрированной территориальной информационной системы в программу "Электронная Якутия на период 2009 - 2011 годы", будет осуществлено подключение информационных ресурсов федеральных министерств и ведомств. Предоставление информационных услуг для участников создаваемой муниципальной информационной системы является некоммерческим и осуществляемым в рамках заключаемых договоров по информационному взаимодействию.

Как объект управления город Якутск, представляет собой сложную систему, объединяющую разнородные объекты и процессы (производственные, социальные, экономические, экологические и т.д.), основой для управления которыми является соответствующая информация об их текущем состоянии. Для обеспечения устойчивого развития территории, управления ее фондами и ресурсами, развития инфраструктуры и решения хозяйственных задач необходима комплексная информация, включающая взаимоувязанные характеристики природных ресурсов, недвижимости, элементов градостроительства, экологическую и социально-демографическую информацию, топографические планы территорий и др.

Необходимость контролировать многочисленные параметры нормального функционирования единой системы "Город Якутск" требует углубленного внедрения информационных технологий и инновационных приемов управления для достижения эффективных результатов. Построение необходимой базы, информационной инфраструктуры города, позволит реализовать текущие и планируемые задачи по управлению хозяйственной деятельности ГО "Город Якутск". Решение указанного круга задач должно быть комплексным и сбалансированным.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг. Создание электронного правительства предполагает для ГО "Город Якутск" построение общемуниципальной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных управлением документами и процессами их обработки. Для реализации задач создания "электронного правительства" прочным фундаментом будет являться выполнение ДЦП "Электронный Якутск". Задачи ГО "Город Якутск" в этом направлении будут реализовываться в соответствии с планом "по организации перехода ОА Города Якутска на предоставление муниципальных услуг в электронном виде" и настоящей программой.

Цели и задачи Программы

 

Основной целью Программы является повышение эффективности муниципального управления социально-экономическими процессами в МО г. Якутск за счет создания и внедрения Муниципальной информационной системы (МИС) как важнейшего инструмента повышения эффективности государственного и местного управления, роста экономики и повышения качества жизни населения, развития гражданского общества за счет обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации, в соответствии с действующим законодательством РФ, РС (Я).

Основная цель включает следующие составляющие:

1. Административную - повышение эффективности административного управления муниципального образования, создание инструмента для эффективного решения задач управления городом и городским хозяйством.

2. Экономическую - создание благоприятной среды для совершенствования управления муниципальным хозяйством в целях устойчивого развития экономики. Привлечение дополнительных доходов в бюджет города, стимулирование инвестиционной деятельности. Составной частью данного пункта программы является организация системы электронных торгов муниципалитета города Якутска;

3. Социальную - информационная поддержка развития социальной среды муниципального образования и совершенствование системы информирования и предоставления услуг населению органами местного самоуправления. Повышение качества жизни в условиях Крайнего Севера и создание технологических предпосылок для обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации, в соответствии с действующим законодательством РФ, РС (Я).

4. Экологическую - поддержка эффективного природопользования, обеспечение рационального использования и эффективного управления земельными ресурсами.

5. Системную - формирование единой информационной инфраструктуры муниципального образования г. Якутск. Упорядочение источников основных видов информации с определением их юридических прав представления информации по ее функциональной принадлежности; Создание общегородской телекоммуникационной среды для обмена информацией;

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

1. провести экономическое и организационное обоснование необходимости создания Муниципальной информационной системы.

2. создать единое информационное пространство (ЕИП) города на основе высокоскоростной интегральной телекоммуникационной сети муниципального образования: оптимизировать сетевые телекоммуникационные технологии и создать сетевую операционную среду ЕИП; создать программные комплексы приложений (расчетных, аналитических и т.д.) по соответствующим направлениям деятельности, функционирующих в среде ЕИП;

3. сформировать нормативно-правовую базу ЕИП;

4. обеспечить защиту и информационную безопасность управления и развития ЕИП.

5. содействовать определению полномочий и обязанностей подразделений и городских служб ГО "Якутск", а также организаций и предприятий по формированию, использованию и учету муниципальных информационных ресурсов;

6. развивать систему взаимодействия органов муниципальной власти и местного самоуправления ГО г. Якутск всех уровней с хозяйствующими субъектами, а также с организациями и предприятиями, предоставляющими услуги в сфере информационного обмена и создание предпосылок для эффективного внедрения МИС в реальный сектор экономики;

7. обеспечить информационную прозрачность в деятельности органов муниципальной власти для широкой общественности и совершенствование взаимодействия между органами власти и гражданами на основе широкого использования информационных технологий, в том числе за счет поддержки общедоступных баз данных и электронных библиотек, развитие инфраструктуры публичных сетей доступа;

8. создать и интегрировать информационные ресурсы ГО г. Якутск на основе использования единой системы классификации и кодирования финансовой, технико-экономической и социальной информации и технологии построения баз данных.

9. усовершенствовать и модернизировать локальную вычислительную сеть (ЛВС) ОА города Якутска с целью увеличения пропускной способности, быстродействия, возможности подключения новых пользователей, в том числе удаленных и интегрировать ЛВС с существующими информационными сетями, как городскими, так и республиканскими.

10. внедрить единые стандарты формирования информационных ресурсов в структурных подразделениях

Перечисленные выше задачи необходимо рассматривать как взаимосвязанные, и чем более комплексный подход осуществляется к решению задач, тем больше появляется, с одной стороны, возможностей избежать избыточного дублирования в этих работах (дублирования данных, разработок), а с другой - при более усложняющихся задачах - появляется возможность создания с наименьшими затратами высокоэффективных, многофункциональных, легко масштабируемых автоматизированных систем управления.

Основные принципы, которые положены в основу формирования и реализации Программы, включают:

- Открытость и широкое общественное освещение мероприятий Программы в средствах массовой информации и сети Интернет, как на этапе создания, так и на этапе реализации.;

- Взаимодействие с другими муниципальными целевыми программами для координации усилий по развитию и применению информационно-коммуникационных технологий в городе Якутске;

- Направленность на актуальные информационные потребности населения, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и бизнеса.

Реализация мероприятий позволит обеспечить эффективное управление всеми видами информационных ресурсов, элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, государственную поддержку информационного производства, рынка информационных и телекоммуникационных услуг и заложить основы создания единого информационно-телекоммуникационного пространства МО ГО "Город Якутск" как базу решения задач социально-экономического, политического и культурного развития МО ГО "Город Якутск".

Сроки и этапы реализации Программы

 

Так как первый этап был реализован в 2009 году, Долгосрочную Целевую Программу предусматривается реализовать в три основных этапа:

Второй этап: 3 и 4 квартал 2010 года - внедрение модулей "Население", "Казна" и "Кадастр Инженерных Сетей". Постепенное наращивание использования комплекса модулей МИС в деятельности Окружной Администрации обеспечит повышение количества предоставленных электронных муниципальных услуг населению ГО "Город Якутск"

Третий этап: 2 квартал 2011 года - 2 квартал 2012 года.

Четвертый этап: 2 квартал 2012 года - до четвертого квартала 2013 года.

Достижение поставленной цели и решение задач Программы обеспечивается путем реализации системы программных мероприятий, сгруппированных по следующим разделам:

1. Формирование единого информационного пространства ГО "Город Якутск" за счет внедрения единой системы классификации и кодирования финансовой, технико-экономической и социальной информации и технологии построения баз данных на основе единой телекоммуникационной сети.

2. Организация Муниципальной инфраструктуры пространственных данных, как единой информационной системы сбора, хранения и обработки картографических данных.

3. Ввод в эксплуатацию земельно-имущественного кадастра - информационной системы, направленной на увеличение поступлений от использования муниципального имущества, позволяющей проводить продуманную политику управления городским хозяйством и актуализация данного кадастра.

4. Построение единой телекоммуникационной сети и единого хранилища данных ГО "Якутск" для обеспечения передачи данных и режима информационной безопасности.

5. Построение ведомственных информационных систем по подразделениям Администрации ГО "Якутск" по единой методологии и на общей технической инфраструктуре хранения, обработки и передачи данных.

6. Повышение квалификации сотрудников ГО "Якутск", занимающихся разработкой, внедрением и сопровождением Муниципальной информационной системы.

7. Построение сети передачи данных от приборов учета для максимально точного учета расхода электроэнергии, тепла и водоснабжения.

8. Переход вычислительного узла МУ "ДИВТ" в качественно новый статус центра обработки данных муниципалитета г. Якутска.

9. Подготовка базиса для развития новых информационных подсистем, таких как "Социальная карта", "Учет домашних животных", "Дистанционный контроль инженерных сетей", "Управление транспортными потоками города", "Видеонаблюдение - видеосервер", "Контроль освещения подъездов МКД", "Контроль работы домофонов МКД", "Единый муниципальный документооборот" и т.д.

10. Переход на беспроводные сетевые технологии (WiMAX, сети 4G, Radio Ethernet)

Механизм реализации Программы

 

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.

Управление реализацией Программы осуществляет заказчик-координатор - Комитет Экономики, Прогнозирования и Ценообразования ГО "Город Якутск", контролирующий выполнение намеченных мероприятий и целевое использование выделенных ассигнований, обеспечивающий также организационное руководство реализацией Программы.

В процессе создания системы потребуется привлечение большого числа организаций и отдельных специалистов. Заказчику при этом будет довольно сложно осуществлять контроль за качеством и согласованностью выполнения отдельных видов работ. Поэтому при внедрении МГИС администрации города, как заказчику целесообразно иметь дело не с несколькими подрядчиками, а с одним - Генеральным. В качестве Генерального подрядчика в данной ситуации выступает специализированное подразделение ГО "Город Якутск" - Муниципальное учреждение "Департамент информационно-вычислительных технологий", имеющий специалистов в области информационных технологий и обеспечивающий взаимодействие участвующих в реализации проекта организаций. Генеральный подрядчик может подбирать себе (если ему это необходимо) субподрядчиков.

Преимущества такого подхода следующие:

- Обеспечивается концептуальное единство и совместимость подсистем, поскольку системный анализ проводит непосредственно Генеральный подрядчик. Он же вырабатывает техническое задание (вместе с заказчиком) на каждую подсистему и принимает выполненную работу от своих субподрядчиков.

- Поскольку в результате проведения системного анализа проблемы Генеральный подрядчик глубоко знакомится с задачей, то в значительной степени снижается и вероятность краха проекта в результате невыполнения своих обязательств одним из субподрядчиков. При таком подходе именно Генеральный подрядчик ставит задачу субподрядчикам и принимает от них работу. Заказчику не надо участвовать в спорах о том, кто виноват в неудовлетворительной работе системы, поскольку во всех случаях Генеральный подрядчик несет всю ответственность за разработанные подсистемы и информационную систему в целом (при условии ее правильной эксплуатации).

- Финансирование проектных работ субподрядчика протекает в более стабильном режиме, поскольку ему платит Генеральный подрядчик, выступающий как аккумулятор финансовых средств на разработку и сглаживающий неритмичность финансовых операций с Заказчиком. Для субподрядчика, как относительно небольшого коллектива без резервных ресурсов, большую роль играет именно регулярность оплаты этапов работ.

Совещательным и координирующим органом реализации Программы является "Координационный совет по реализации программы "Электронный Якутск" - коллегиальный орган, созданный для рассмотрения проблем координации работ в области создания МИС и ее дальнейшей эксплуатации и развития.

Порядок работы и состав Координационного совета утверждается Главой городского округа.

Участниками обновления и ведения МИС являются структурные подразделения окружной администрации утвержденные "Координационным советом г. Якутска".

Мероприятия по реализации Программы

 

На основе требований к создаваемой системе разработана следующая программа работ по реализации проекта (см. рис. 1)

 

Рис. 1. План-график по вводу в эксплуатацию 2-ой, 3-ей и 4-ой очереди МГИС города Якутска

 

ПЛАН-ГРАФИК ПО ВВОДУ В ЭКСП. 2-ОЙ, 3-ЕЙ И 4-ОЙ ОЧЕРЕДИ МГИС Г. ЯКУТСКА

Техническое задание представляет собой совокупность требований к муниципальной информационной системе, реализация которых в конкретном проекте, обеспечивает ее правильное функционирование. Данная стадия состоит из следующих этапов:

- углубленное обследование существующей системы обработки информации;

- системный анализ - определение функций, которые должна будет выполнять система, оптимизация структуры процессов обработки информации, построение информационной модели деятельности организации;

- собственно разработка технического задания.

На этапах технический проект и рабочая документация производятся следующие работы:

- разработка технической документации;

- разработка необходимых классификаторов;

- разработка структур баз данных;

- разработка пользовательских приложений, позволяющих эффективно и удобно использовать возможности инструментальной информационной системы

- выполнение необходимых доработок и устранение ошибок;

- разработка пользовательской документации.

Ответственным за выполнение всех этапов технорабочего проектирования является Генеральный подрядчик.

Программа предусматривает поэтапное проведение мероприятий согласно утвержденным государственным стандартам и предусматривает всего 3 основных этапа работ, включая все виду работ начиная от разработки концепции до ввода автоматизированной информационной системы в промышленную эксплуатацию.

 

Первый этап реализации Программы (2009 г.)

При реализации первой очереди МГИС были выполнены следующие работы:

- выполнен сам пилотный проект на технической базе Генерального подрядчика;

- спроектированы и разработаны приложения для реализации функций, подлежащих автоматизации в первую очередь;

- поставлено необходимое оборудование для создания локальных вычислительных сетей в управлении архитектуры и земельном комитете;

- спроектированы и созданы локальные вычислительные сети в Комитете архитектуры и градостроительства и Комитете по земельным отношениям;

- закуплено, установлено и отлажено программное обеспечение, необходимое для реализации первой очереди МГИС;

- пилотный проект перенесен на вычислительные мощности Заказчиков и осуществлено его наполнение информацией, тестирование и доработка;

- произведено обучение необходимого персонала;

- произведена настройка и сдача всех частей первой очереди.

В результате выполнения первой очереди были реализованы следующие комплексы задач:

Для подсистемы информационного центра (МУ ДИВТ):

- Администрирование центральной базы данных;

- Администрирование геоинформационной системы.

Для подсистемы комитета по земельным отношениям:

- Комплекс задач по формированию земельных участков;

- Комплекс задач по государственному учету земельных участков в едином государственном реестре земель;

- Ведение реестра землепользователей.

Для подсистемы комитета архитектуры и градостроительства:

- Комплекс задач по подготовке исходных данных для резервирования и отвода под строительство;

- Комплекс задач по градорегулированию.

 

Второй этап реализации Программы (2010 - 2011 года)

При реализации второй очереди МГИС должны быть выполнены следующие работы:

- оптимизирована и расширена структура данных АИС ЗИК;

- спроектированы и разработаны приложения для реализации функций, подлежащих автоматизации во вторую очередь;

- закуплено, установлено и отлажено программное обеспечение, необходимое для реализации второй очереди МГИС;

- поставлено необходимое оборудование для создания автоматизированных рабочих мест второй очереди;

- произведена установка и тестирование разработанных приложений;

- организован ввод пространственной и семантической информации в базу данных АИС ЗИК;

- подготовлена необходимая техническая и справочная документация по сдаваемым частям АИС ЗИК;

- произведена настройка и сдача всех частей второй очереди.

В результате выполнения второй очереди должны быть реализованы следующие комплексы задач:

Для подсистемы информационного центра (МУ ДИВТ):

- Администрирование сегмента городской сети передачи данных;

- Обеспечение политики защиты данных на вычислительных мощностях МУ "ДИВТ".

Для подсистемы комитета по земельным отношениям:

- Комплекс задач по ведению дежурного кадастрового плана;

- Комплекс задач по формированию и учету территориальных зон;

- Комплекс задач по администрированию подсистемы.

Для подсистемы комитета архитектуры и градостроительства:

- Комплекс задач по ведению градостроительного кадастра;

- Комплекс задач по администрированию подсистемы.

Для подсистемы технической инвентаризации:

- Инвентаризация объектов недвижимости;

- Комплекс задач по администрированию подсистемы.

 

Третий этап реализации Программы (2011 - 2012 года)

При реализации третьей очереди МГИС должны быть выполнены следующие работы:

- оптимизирована и расширена структура данных МГИС;

- спроектированы и разработаны приложения для реализации функций, подлежащих автоматизации в третью очередь;

- закуплено, установлено и отлажено программное обеспечение, необходимое для реализации третьей очереди МГИС;

- поставлено необходимое оборудование для создания автоматизированных рабочих мест третьей очереди;

- произведена установка и тестирование разработанных приложений;

- продолжен ввод пространственной и семантической информации в базу данных МГИС;

- подготовлена необходимая техническая и справочная документация по сдаваемым частям и всей МГИС;

- произведено обучение необходимого персонала;

- произведена настройка и сдача всех частей третьей очереди;

- произведены испытания и произведена сдача основных подсистем МГИС.

В результате выполнения третьей очереди должны быть реализованы следующие комплексы задач:

Для подсистемы информационного центра (МУ ДИВТ):

- Анализ данных и подготовка отчетов по запросам администрации города;

- Ведение метабазы информационных ресурсов подсистем.

- Увеличение вычислительной мощности средств обработки данных для повышения скорости предоставления информации.

- Перевод доступа к информации на WEB-технологию (Интернет).

Для подсистемы комитета по земельным отношениям:

- Комплекс задач по ведению делопроизводства;

- Контроль за использованием земельных участков;

- Комплекс задач по экономической оценке;

- Комплекс информационно-аналитических задач.

Для подсистемы комитета архитектуры и градостроительства:

- Комплекс задач по ведению информационной системы по обеспечению градостроительной деятельности

- Комплекс задач по ведению делопроизводства;

- Комплекс архитектурно-планировочных задач;

- Комплекс задач по градостроительному надзору;

- Комплекс информационно-аналитических задач;

- Подготовка и вывод на печать картографических материалов.

Для подсистемы технической инвентаризации:

- Комплекс задач по ведению делопроизводства;

- Комплекс информационно-аналитических задач.

Для подсистемы регистрации прав:

- Комплекс задач по ведению делопроизводства;

- Комплекс информационно-аналитических задач.

Для подсистемы здравоохранения

- Комплекс задач по медицинскому обслуживанию населения

- Комплекс информационно-аналитических задач

Для подсистемы транспортных сетей

- Комплекс задач по управлению транспортными потоками в ГО "Город Якутск"

- Комплекс информационно-аналитических задач.

Для подсистемы дорожного хозяйства

- Комплекс задач по управлению дорожным хозяйством ГО "Город Якутск"

- Комплекс информационно-аналитических задач

 

Четвертый этап реализации Программы (2012 - 2013 года)

При реализации четвертой очереди МГИС должны быть выполнены следующие работы:

- спроектированы и разработаны приложения для реализации функций, подлежащих автоматизации в четвертую очередь;

- закуплено, установлено и отлажено программное обеспечение, необходимое для реализации четвертой очереди МГИС;

- поставлено необходимое оборудование для создания автоматизированных рабочих мест четвертой очереди;

- произведена установка и тестирование разработанных приложений;

- продолжен ввод пространственной и семантической информации в базу данных МГИС;

- подготовлена необходимая техническая и справочная документация по сдаваемым частям и всей МГИС;

- произведено обучение необходимого персонала;

- произведена настройка и сдача всех частей четвертой очереди;

- произведены испытания и произведена аттестация функционирования основных подсистем МГИС при полном переходе на высокоскоростные беспроводные технологии (WiMax и т.д.);

В результате выполнения четвертой очереди должны быть реализованы следующие комплексы задач:

Для подсистемы информационного центра (МУ ДИВТ):

- Анализ данных и подготовка отчетов по запросам администрации города;

- Ведение метабазы информационных ресурсов подсистем.

- Интеграция МГИС как компонента республиканской информационной базы.

- Предоставление доступа к информации МГИС посредством высокоскоростной беспроводной технологии

Для подсистемы комитета по земельным отношениям:

- Комплекс задач по ведению делопроизводства;

- Контроль за использованием земельных участков;

- Комплекс задач по экономической оценке;

- Комплекс информационно-аналитических задач.

Для подсистемы комитета архитектуры и градостроительства:

- Комплекс задач по ведению информационной системы по обеспечению градостроительной деятельности

- Комплекс задач по ведению делопроизводства;

- Комплекс архитектурно-планировочных задач;

- Комплекс задач по градостроительному надзору;

- Комплекс информационно-аналитических задач;

- Подготовка и вывод на печать картографических материалов.

Для подсистемы технической инвентаризации:

- Комплекс задач по ведению делопроизводства;

- Комплекс информационно-аналитических задач.

Для подсистемы регистрации прав:

- Комплекс задач по ведению делопроизводства;

- Комплекс информационно-аналитических задач.

Для подсистемы здравоохранения

- Комплекс задач по медицинскому обслуживанию населения

- Комплекс информационно-аналитических задач

Для подсистемы транспортных сетей

- Комплекс задач по управлению транспортными потоками в ГО "Город Якутск"

- Комплекс информационно-аналитических задач.

Для подсистемы дорожного хозяйства

- Комплекс задач по управлению дорожным хозяйством ГО "Город Якутск"

- Комплекс информационно-аналитических задач

Кроме этого, в течение всех этапов должны быть проведены мероприятия по информационной безопасности АИС МГИС.

Ресурсное обеспечение Программы

 

Объем ассигнований из бюджета Городского округа "Город Якутск", необходимый для реализации мероприятий Программы до конца 2013 года, составляет 28 млн. рублей.

Объем финансирования мероприятий программы будет ежегодно корректироваться, исходя из реальных возможностей республиканского и муниципального бюджетов, а также с учетом изменения цен на программные средства и оборудования в сфере ИТК.

Основные затраты в 2011-2013 годах предусматриваются на создание новых функциональных комплексов и модификацию созданных, послегарантийное обслуживание АИС и внедрение ИТ-технологий электронного правительства, муниципальной системы электронных торгов, системы сбора данных от приборов учета, муниципального документооборота (см. табл. 1).

 

Табл. 1.

 

Объемы
финансирования муниципальной целевой программы по годам реализации

 

Источники финансирования

в том числе:

Объем финансирования, всего

Капитальные вложения

НИОКР, ПИР, ПСД

Текущие расходы

2011 год, всего

 

 

10000

10000

в т.ч. местный бюджет

 

 

10000

10000

2012 год, всего

 

 

10000

10000

в т.ч. местный бюджет

 

 

10000

10000

2013 год, всего

 

 

8000

8000

в т.ч. местный бюджет

 

 

8000

8000

 

 

 

Итого

28 000

С учетом быстрой сменяемости поколений ИТ-технологий не целесообразно планировать внедрение конкретных АИС на 2012-2013 годы.

С целью привлечения средств бюджета Республики Саха (Якутия) по программе "Электронная Якутия на период 2009 - 2011 годы" на реализацию мероприятий муниципальной целевой программы планируется тесное сотрудничество с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) и Государственным учреждением "Информационный центр при Президенте Республики Саха (Якутия)"

Привлечение внебюджетных средств планируется за счет совместной реализации проектов с компаниями различных организационно-правовых форм собственности и предоставления платных услуг при доступе к информации, в строгом соответствии с действующим законодательством РФ, РС (Я) и разрешением владельца информации.

Состав
основных функциональных подсистем "Муниципальной информационной системы г. Якутска"

 

1. Комплекс ЖКХ, энергетики и строительства

Основное назначение информационной системы жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ) г. Якутска: оперативное предоставление всей необходимой информации всем субъектам и пользователям системы достоверной информации о реальном состоянии ЖКХ на территории г. Якутска для анализа ситуаций, проработки прогноза и принятия своевременных решений. Информационная система ЖКХ должна включать в себя следующие основные составляющие:

1. Процессы градостроительства и землепользования:

- информационные ресурсы поддержки системы ведения городских кадастров;

- информационные ресурсы ведения Генерального плана (схемы развития) города Якутска;

- информационные ресурсы планирования капитального строительства и контроля исполнения;

- информационные ресурсы предоставления земельных участков;

- информационные ресурсы ведения земельных кадастров;

- информационные ресурсы ведения базы данных по использованию земельных ресурсов города;

- информационные ресурсы разработки планов оптимального использования земельных ресурсов.

2. Управление городским жилищным и коммунальным хозяйством:

- информационные ресурсы управления системой жилищно-коммунального хозяйства города, включая систему обеспечения межведомственных расчетов за коммунальные услуги:

- информационные ресурсы ведения городских кадастров жилого и нежилого фонда;

- информационные ресурсы ведения городских кадастров тепловых сетей;

- информационные ресурсы ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетей;

- информационные ресурсы ведения городских кадастров электрических сетей;

- информационные ресурсы ведения городских кадастров сетей связи;

- информационные ресурсы формирования муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги и организации контроля его исполнения;

- информационные ресурсы формирования муниципального заказа на строительство и реконструкцию инженерных сетей и организации контроля его исполнения;

- информационные ресурсы поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства города.

3. Управление муниципальным имуществом:

Регистрацию объектов недвижимости города с полной характеристикой и количественно-качественных показателей составляющих с детальным описанием, присвоением стандартизованной нумерации всего комплекса существующих составляющих, для своевременного прогноза износа и ценовой характеристики объемов проведения работ по замене узлов и агрегатов при ремонтных работах. Месторасположением по служебной системе привязки к объектам дома (в локальной системе координат);

- информационные ресурсы ведения реестра предприятий и учреждений;

- информационные ресурсы ведения договоров аренды муниципального имущества;

- информационные ресурсы разработки, контроля и анализа выполнения программы приватизации.

4. Создание автоматизированных систем управления технологическими процессам:

Диспетчеризация жилищно-коммунального хозяйства города: (регистрация аварийных ситуаций; отработка системы защиты при авариях; контроль и учет потребления тепла, воды, электроэнергии; контроль функционирования лифтового хозяйства; контроль затопляемости подвалов; контроль блокировки чердаков и подвалов; соблюдение графиков нагрузок.)

Сведения о натуральных показателях с привязкой к регистрационным службам города;

Конструктивно-силовые характеристики и проектно-сметное описание объектов с подробными схемами инженерного оборудования;

Карту разделов границ ответственности по объектам пользования и отношение к хозяйствующим субъектам;

Базу данных по архивно-накопительной истории объектов, экономически-оценочных характеристиках включающих в себя систему сбора жилищно-коммунальных платежей и систему расчета тарифных составляющих;

Важность системы учета и информатизации обуславливается необходимостью координации и контроля над субъектами хозяйственной деятельности для увеличения вероятности непрерывности жизнеобеспечения граждан и снижения уровня возникновения чрезвычайных ситуаций.

Информация о качественных параметрах должна содержать полную детализацию для быстрого и успешно определения планов работы по проведению ремонтных работ с достаточно точной достоверностью.

При формировании достоверного архива по натуральным показателям будет возможен комплексный анализ и проработка прогноза которая будет необходима при формировании бюджетных расходов на будущие периоды. При этом должны учитываться возможность ведения учета и анализа у мелких хозяйствующих субъектов рынка ЖКХ с помощью автоматизированной системы обработки информации.

Детальный подход к объединению информационных систем с жилищно-надзорными органами, должен обеспечить устойчивые правовые условия существования хозяйствующих субъектов всех форм собственности и позволить планомерное качественного развитие ЖКХ в целом.

Первоочередными системами комплекса являются:

1. АИС учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ;

2. АИС технологических процессов в комплексе ЖКХ;

3. Информационно-аналитическая система по комплексу ЖКХ;

4. АИС учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий энергетики;

5. Информационно-аналитическая система по строительному комплексу.

Необходимые информационные ресурсы:

1) Нормативно-правовая информация.

2) Республиканский и местный бюджеты.

3) Реестры:

- населения;

- предприятий;

- административно-территориальных единиц.

4) Кадастры:

- транспортных коммуникаций;

- энергообеспечения, связи.

5) Реестр информационных ресурсов и систем.

 Регламенты поведения, положения о подразделениях системы управления.

2. Социально-экономический комплекс

Основное назначение информационной системы социально-экономического комплекса является обеспечение объективной информацией о финансово-экономическом состоянии и производственном потенциале муниципальных предприятий, учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования и т.д.,

Главными системами данного комплекса являются:

1. Организационно-правовая деятельность:

- информационные ресурсы поддержки нормативного и правового обеспечения муниципального образования г. Якутск;

- информационные ресурсы, обеспечивающие процесс подготовки, ведения базы данных нормативных и правовых актов муниципального образования г. Якутск и контроля их исполнения;

- информационные ресурсы, обеспечивающие делопроизводство муниципального образования г. Якутск - развитие систем документооборота, в том числе контроль обращений граждан в муниципальном образовании г. Якутск

- информационные ресурсы, обеспечивающие эффективность принятия управленческих решений должностными лицами администрации г. Якутск;

2. Социальное развитие территории города:

- информационные ресурсы ведения базы данных о малообеспеченных слоях населения;

- информационные ресурсы учета, контроля и анализа оказания помощи малообеспеченным слоям населения;

- информационные ресурсы ведения базы данных по объектам системы образования;

- информационные ресурсы ведения базы данных по объектам системы здравоохранения;

- информационные ресурсы ведения базы данных по объектам культуры;

- информационные ресурсы ведения базы данных по объектам физической культуры и спорта.

Первоочередными системами комплекса являются:

Реестр муниципальных предприятий, организаций и учреждений

Информационная система "Делопроизводство"

Информационная система "Управление финансами"

Информационная система "Кадры"

Правовая информационная система и др.

Необходимые информационные ресурсы:

1) Нормативно-правовая информация.

2) Республиканский и местный бюджеты.

3) Регистры:

- населения;

- предприятий;

- административно-территориальных единиц.

5) Реестр социально-экономических информационных ресурсов и систем.

3. Комплекс пространственных данных.

Муниципальная геоинформационная система предназначена для:

1. оперативного предоставления всем субъектам и пользователям МИС достоверной информации об инфраструктуре и развитии города в территориально-временном и правовом аспектах.

2. информационного отображения территориальной организации взаимодействия всех ресурсных факторов территории.

3. информационного обеспечения процессов управления воздействием на различные территориальные ресурсы и структурные элементы территории для создания комфортной, качественной, экологически безопасной и устойчивой среды обитания и жизнедеятельности людей, проживающих на данной территории.

Основные виды работ, выполняемые в рамках функционирования МГИС:

1. учет и паспортизация ресурсов территории (недвижимость, земельные участки, инженерные коммуникации, природные ресурсы и др.);

2. автоматизированное ведение градостроительного, земельного, имущественного и других городских кадастров, реестров и иных информационных ресурсов;

3. ведение баз данных по федеральной, субъекта федерации, муниципальной и частной собственности с соответствующим оформлением учетных документов и документов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4. автоматизированное ведение цифровых моделей территории города;

5. анализ и контроль социально-экономического развития территории города;

6. формирование отраслевых схем развития территории;

7. информационное обеспечение граждан, организаций, городских органов власти и управления, представление оценочных характеристик основных производственных и непроизводственных фондов территории;

8. оценка демографической емкости территории;

9. информационное обеспечение предприятий жизнеобеспечения города, а также других предприятий и организаций, участвующих в поддержании жизненно важных для города процессов;

10. поддержка процессов анализа текущего состояния городского хозяйства, а также прогнозирование развития города на основе комплексных моделей и принятия решений властными и исполнительными структурами;

11. формирование и развитие единой телекоммуникационной среды для обеспечения процессов обмена информацией между субъектами и пользователями системы;

12. информационное обеспечение процессов принятия обоснованных управленческих решений.

Основные информационные компоненты МГИС г. Якутска:

- цифровые карты местности, аэрокосмические снимки, цифровые ведомственные и тематические карты, схемы, планы и др.;

- кадастровые данные, ведомственные и иные информационные базы данных долговременного и временного использования различной тематической направленности.

- кадастры природных ресурсов (лесной, водный и др.);

- градостроительный кадастр;

- кадастры (реестры) недвижимости (земельный, зданий и сооружений)

- кадастры инженерных сетей и коммуникаций;

- единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности;

- единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- регистры, реестры, ведомственные и иные базы данных, содержащие сведения о населении, юридических лицах (загс, гор. Статистика и т.д.);

- базы данных, являющиеся информационными паспортами: территориальных образований (округов г. Якутска), территориально-промышленных и сельскохозяйственных комплексов и отдельных организаций, других объектов и субъектов хозяйствования (объектные паспорта), социально-демографической, санитарно-эпидемиологической и общественно-политической обстановки и др.; специализированные или региональные базы данных различной тематической направленности (МЧС, Санэпиднадзор и т.д.)

В процессе развития МГИС структура и содержание ее информационных ресурсов может изменяться и дополняться.

Перечень тематических слоев пространственных данных:

- Планово-высотная основа и рельеф

- Строения (жилые, нежилые, части строений)

- Дорожные сети и сооружения

- Растительность (водная, лесная)

- Гидрография

- Грунты

- Земельные угодья

- Водопроводная сеть

- Газопроводная сеть

- Канализация

- Линии электросвязи

- Тепловые сети

- Электрические сети

- Плановая основа строительства

- Промышленные и социальные объекты и др.

Пространственные данные города может включать следующие самостоятельные разделы:

- ведение в цифровой форме топографических планшетов в М 1:500;

- дежурный план земельных отводов;

- дежурный план подземных и наземных коммуникаций;

- дежурный план геологических изысканий;

- дежурный план геодезических пунктов и др.

Возможная тематика цифровых карт, которые могут быть созданы с использованием Муниципальных информационных ресурсов на основе ГИС-технологий:

1. Цифровая карта города М 1:500,

2. Цифровые карты земельного кадастра.

3. Цифровые карты градостроительного кадастра.

4. Цифровые карты экологического мониторинга.

5. Цифровые карты автомобильных дорог (существующих, строящихся, проектируемых), контроля состояния дорог, мостов, переездов.

6. Цифровые карты обеспечения жизнедеятельности населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

7. Цифровые карты территориального анализа основных социально-экономических показателей административно-территориальных образований города и др.

Необходимые информационные ресурсы:

1) Нормативно-правовая информация.

2) Республиканский и местный бюджеты.

3) Единый государственный регистр предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГПРО).

4) Единый государственный реестр земель (земельных участков).

5) Кадастр застройки.

6) Реестр договоров на использование республиканского имущества.

7) Реестр МУП, МУ и других хозяйственных обществ с долей муниципальной собственности.

8) Базы данных о финансовых характеристиках организаций и предприятий, неплатежах, задолженностях в бюджет.

9) Базы данных о нежилом фонде.

10) Реестр арендаторов и арендованного имущества г. Якутска

11) Базы данных об архитектурных, культурных и природных памятниках.

12) Реестр государственного имущества:

- объекты недвижимости;

- объекты незавершенного строительства и др.

13) Реестр информационных ресурсов и систем.

14) Данные мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Политика
защиты информации и обеспечение информационной безопасности

 

Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу, и заключается в создании в отношении ее условий хранения, предотвращения несанкционированного доступа и в ведении особого режима на распространение.

Определяющим фактором интеграции в единую МИС г. Якутска индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, входящего в это пространство. Правила организационного взаимодействия субъектов МИС должны обеспечивать исполнение законов, сохранение государственной и коммерческой тайны. Эти правила должны быть регламентированы законодательством РФ, актами, инструкциями и другими документами:

1. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 июля 2009 г.)

2. В отношении сведений конфиденциальной документированной информации режим защиты устанавливается на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

3. Указ Президента Российской Федерации N 1203 от 30.11.95 г. "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"

4. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" (с изменениями от 15 января, 22 мая 2008 г.)

5. Инструкция о порядке составления и издания планов городов и других населенных пунктов, предназначенных для открытого опубликования и с грифом "для служебного пользования" (СПГ-88)

6. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 3 июня 2005 г., 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г.). О перечне сведений по геодезии и картографии, подлежащих засекречиванию или отнесению к служебной информации ограниченного распространения, письмо Федеральной службы геодезии и картографии России от 25 марта 1996 г. N 3-02-670.

7. "Перечень сведений по геодезии, топографии, картографии, аэросъемке и их носителей, отнесенных к служебной информации ограниченного распространения с пометкой "Для служебного пользования" от 19.12.96 г.

8. Нормативно-методический документ Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)

9. Руководящий документ Гостехкомиссии России по защите информации от несанкционированного доступа "Безопасность информационных технологий. Критерии оценки безопасности информационных технологий от 19.06.02 г. N 187

10. Федеральный закон N 98-ФЗ от 29.07.2004 "О коммерческой тайне".

11. Федеральный закон N 152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".

12. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52069.0-2003 "Защита информации. Система стандартов. Основные положения" от 05.06.2003 N 181-СТ (Постановление Госстандарта РФ).

13. Федеральный закон N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Информационное взаимодействие субъектов наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер защиты информации. Эти меры должны предусматривать:

- предотвращение утечки, утраты и подделки информации;

- предотвращение угрозы информационной безопасности государства, города, общества, личности;

- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию доступа к информации;

- предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима информации и документации как объекта собственности;

- защиту конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

- сохранение секретности, конфиденциальности документированной информации;

- обеспечение прав хозяйствующих субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

Для этого направления деятельности основными задачами являются:

- разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих информационную безопасность и комплексную защиту информации МИС;

- разработка нормативных правовых актов, определяющих права граждан и социальных институтов на получение, распространение и использование информации МИС.

- обеспечение комплексной защиты информационных ресурсов, применение эффективных средств и методов обеспечения защиты информации единого информационного пространства;

- разработка и утверждение пакета документов, регламентирующих взаимодействие субъектов информационного обмена (перечень и регламент организационных мероприятий, конкретный набор типовых технических решений для эффективной реализации организационных и технических мер защиты информации).

Решение указанных задач позволит обеспечить защиту информационных ресурсов, составляющих основу единого информационного пространства, и будет способствовать его эффективному функционированию.

В едином информационном пространстве должны быть созданы все необходимые предпосылки для установления подлинности пользователя (субъекта), подлинности содержания и подлинности сообщения. При реализации предлагаемой Программы должна быть создана система информационной безопасности, которая включает необходимый комплекс мероприятий и технических решений по защите:

- от нарушения функционирования сети путем исключения воздействия на информационные каналы, каналы сигнализации, управления и удаленной загрузки баз данных, коммуникационного оборудования, системного и прикладного программного обеспечения;

- от несанкционированного доступа к информации путем обнаружения и ликвидации попыток использования ресурсов сети, приводящих к нарушению целостности сети и информации, изменению функционирования подсистем распределения информации;

- от разрушения встраиваемых средств защиты с возможностью доказательства неправомочности действий пользователей и обслуживающего персонала сети;

- от внедрения программных "вирусов" и "закладок" в программные продукты и технические средства.

Выделяются три фактора влияющих на уровень информационной безопасности:

1) человеческий фактор - зависит от подбора кадров, уровня подготовки работников ответственных за информационную безопасность и уровня знаний остальных работников участников МГИС; Важнейшим элементом информационной безопасности является система непрерывного обучения использованию информационных технологий.

2) аппаратный фактор - зависит от надежности компьютерной техники и ее физической защиты от несанкционированного доступа;

3) программный фактор - зависит от программного обеспечения, которое используется в работе.

На этом основании выделяются уровни обеспечения информационной безопасности:

- Законодательный. Правила защиты информации субъектов МИС должны обеспечивать исполнение Международных и Федеральных законов.

- Административно-процедурный. Все лица, работающие в единой сети МИС г. Якутска должны иметь индивидуальный уровень доступа к информации. Уровень доступа определяется должностной инструкцией работника.

- Программно-технический. Важное значение имеет борьба с компьютерным пиратством и преступлениями в области высоких технологий, а также контроль за использованием лицензионных информационных и телекоммуникационных технологий в муниципальных учреждениях. Возникает необходимость установления программных средств защиты от постороннего внедрения в компьютерную сеть, средств контроля за обращением информации внутри сети, также важна установка средств защиты от компьютерных вирусов.

Аппаратно-программные средства в едином информационном пространстве должны обеспечивать защиту информации на любом из этапов ее электронной обработки, хранения и приема-передачи. Аппаратно-программные средства защиты информации должны соответствовать требованиям, установленным Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, ФСТЭК РФ, другими компетентными органами государственной власти.

Защищенность информации держателей информации, желающих стать участниками создаваемой Муниципальной информационной системы, должна соответствовать классу не ниже 1Г первой группы и категории N 4 в соответствии с требованиями ГосТехКомиссии.

Нарушения установленных правил поведения в едином информационном пространстве способны привести к раскрытию государственной или коммерческой тайны, нанесению материального или морального ущерба физическим или юридическим лицам, а также ущемлению прав граждан на доступ к информационным ресурсам. Чтобы предотвратить такие нарушения правовое обеспечение следует дополнить нормами, предусматривающими ответственность за несанкционированные действия.

Методологическое и нормативно-правовое обеспечение Программы

 

Обязательным и важнейшим условием существования и стабильности муниципальной информационной системы (МИС) является методологическая и нормативно-правовая база, определяющая основы регулирования отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации. Формирование электронных информационных массивов данных требует разработки решений, обеспечивающих правовую совместимость взаимодействия как разработчиков, так и различных категорий пользователей.

Методологическое обеспечение программы включает в себя следующие пункты:

1. Разработка МИС ведется на основе системной методологии, предполагающей:

- комплексность (многоаспектность) рассмотрения проблем и их решений;

- интеграцию разработанных систем в единый комплекс путем создания взаимосогласованных автоматизированных информационных систем на базе единой программно-технической политики администрации города;

- многоуровневость представления информационных систем, а также этапность их создания в рамках единого проекта;

- формализацию всех процессов (в том числе организационных) в сфере действия МИС.

2. Документы, определяющие содержание методологического обеспечения, формулируются в виде городских стандартов на создание, эксплуатацию и развитие МИС, а также ее подсистем.

3. Стандарты на различные виды обеспечения МИС разрабатываются в соответствии с действующим законодательством всеми субъектами МИС в рамках компетенции, установленной для них регламентирующими документами, утвержденными мэром города Якутска.

4. Согласованная совокупность логических моделей данных для всех объектов городского хозяйства в виде общесистемных справочников и словарей составляет методологическую базу информационных технологий ведения МИС.

5. Программное и техническое обеспечение информационной системы на уровне муниципального интегрированного банка данных и на уровнях отраслевых подсистем организаций-участников МИС должно удовлетворять требованиям стандартизации.

Нормативно-правовое обеспечение программы включает в себя:

1. Комплекс нормативно-правовых актов в сфере формирования и использования территориальных информационных ресурсов, который должен регламентировать:

- права собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, создаваемыми на территории муниципального образования;

- права и обязанности владельцев информационных ресурсов;

- юридические формы отношений владельцев и пользователей информационных ресурсов;

- обязанности юридических и физических лиц, представляющих информацию для формирования информационных ресурсов;

- порядок доступа к информационными ресурсам;

- ответственность субъектов в области работы с информационными ресурсами;

- принципы финансирования процессов формирования и использования информационных ресурсов.

2. Правовую базу, регламентирующую отдельные функциональные сферы создания, ведения и использования информационных ресурсов. Для правового обеспечения процесса создания важнейших видов информационных ресурсов должны быть разработаны нормативно-правовые документы, обеспечивающие создание и ведение системы баз данных, а также использование хранящейся в них информации для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления.

- положения о системе баз данных;

- правовые акты, утверждающие перечни информации, порядок ее документирования, периодичность сбора и т.п.;

- правовые акты, устанавливающие ответственность за сохранность, достоверность и точность информации;

- правовые акты, устанавливающие обязанности и ответственность владельцев информации по соблюдению режима обработки и правил предоставления информации;

- правовые акты по гарантиям и мерам по защите информации.

3. Нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее вопросы их интеграции, включая:

- правовые акты, регламентирующие взаимодействие организаций, ответственных за ведение баз данных между собой и с органами регионального и муниципального управления;

- нормативно-правовые документы, обеспечивающие информационную совместимость баз данных и государственных кадастров и регистров;

- правовые документы по лицензированию деятельности по созданию систем ведения баз данных.

Методологическое и нормативно-правовое обеспечение МИС г. Якутска должно включать следующие группы документов:

1. Нормативно-правовые документы общего характера, определяющие:

- состав и структуру информационных ресурсов, создаваемых и используемых на территории муниципального образования;

- обязанности субъектов города в области формирования информационных ресурсов;

- порядок информационного обеспечения органов государственной власти, местного самоуправления и других потребителей информации;

- основы обеспечения информационной безопасности органов власти и управления;

- основные положения по защите прав собственности на информационные ресурсы.

2. Документы, определяющие организационные принципы построения системы информационных ресурсов города:

- порядок разработки и производства информационных систем и технологий для формирования и предоставления информационных ресурсов;

- требования по лицензированию деятельности предприятий и организаций в области информатизации органов власти и управления и сертификации их продуктов и услуг;

- порядок финансирования научно-методических и проектных разработок в области информатизации и информационного обслуживания органов местного самоуправления и т.д.

3. Документы, регламентирующие процессы информационного взаимодействия субъектов города:

- порядок информационного взаимодействия подразделений и служб федеральных и региональных органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления;

- порядок использования информационных ресурсов субъектами с различной организационно-правовой формой собственности.

4. Документы определяющие вопросы методического обеспечения процессов формирования информационных ресурсов, обеспечения условий для формирования единого информационного пространства:

- методические рекомендации и указания по разработке и приемке информационных систем, технологий, услуг и включения их в систему информационного обеспечения деятельности органов власти и управления;

- положения по созданию общесистемного информационно-лингвистического обеспечения.

5. Документы, регламентирующие процессы учета информационных ресурсов города, порядок и правила регистрации информационных систем и баз данных, содержащих информационные ресурсы.

Приведенный перечень документов не является полным и может быть существенно расширен.

Ожидаемые результаты реализации Программы

 

Реализация мероприятий Программы в 2011-2013 годах будет содействовать дальнейшему внедрению в сферу управления МО г. Якутск информационных технологий для поддержки и принятия управленческих решений, совершенствования систем муниципального управления, учета населения и развития адресной социальной помощи, содействия программам социально-экономического развития города Якутска и приведет к следующим положительным результатам:

1. Предоставление высококачественных информационно-аналитических услуг;

2. Снижение затрат различных служб города как результат межведомственного информационного взаимодействия;

3. Повышение информационной открытости и прозрачности деятельности органов муниципальной власти МО г. Якутск, повышения уровня доверия и взаимодействия между органами самоуправления и населением;

4. Создание городской информационно-управляющей системы мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, автоматизация процессов анализа и прогнозирования развития ситуаций и снижение наступления кризисных ситуаций путем проработки на этапе вероятного прогноза.

5. Повышение качества и оперативности реализации принимаемых решений, сокращения времени на поиск, обработку, передачу и представление необходимых данных;

6. Повышение доступности информационно-телекоммуникационных услуг для широких слоев населения (в том числе для жителей пригородных районов);

7. Повышение достоверности налогооблагаемой базы города Якутска, способствующей увеличению доходной части бюджета.

8. Привлечение инвестиций для решения программам социально-экономического развития города Якутска

9. Повышение производительности труда муниципальных служащих всех уровней, сокращение издержки на управление, за счет электронного документооборота внутри ведомств и в межведомственном документообороте.

10. Содействие формированию рынка информационных и телекоммуникационных услуг;

11. Повышение эффективности и адресности работы органов социальной защиты, образования, защиты здоровья населения, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Перечень сокращений

 

АИС - автоматизированная информационная система

БД - база данных

ЕИП - единое информационное пространство

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии

ЛВС - локальная вычислительная сеть

МГИС - муниципальная геоинформационная система

МИС - муниципальная информационная система

СУБД - система управления базами данных

ЦХиОД - центр хранения и обработки данных

ЭТП - электронный топографический план

АИС ЗИК - Автоматизированная информационная система земельно-имущественного кадастра

Приложение N 1

к ДЦП "Электронный Якутск" на 2011-2013 годы",

утвержденной Постановлением Главы ГО "Город Якутск"

от 20 октября 2010 г. N 169п

ГАРАНТ:

Текст Приложения будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ

Приложение N 2

к ДЦП "Электронный Якутск" на 2011-2013 годы",

утвержденной Постановлением Главы ГО "Город Якутск"

от 20 октября 2010 г. N 169п

ГАРАНТ:

Текст Приложения будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ

Приложение N 3

к ДЦП "Электронный Якутск" на 2011-2013 годы",

утвержденной Постановлением Главы ГО "Город Якутск"

от 20 октября 2010 г. N 169п

 

Форма N 1-ДЦП

 

                             Объемы
  финансирования долгосрочной целевой программы по годам реализации

 

                                                          тыс. руб.
Источники
финансирования
Объем
финансирова-
ния, всего
в том числе:
Капитальные
вложения
НИОКР,
ПИР, ПСД
Текущие
расходы
Всего 28000     28000
в т.ч. местный
бюджет
28000     28000
         
2011 год, всего 10000     10000
в т.ч. местный
бюджет
10000     10000
2012 год, всего 10000     10000
в т.ч. местный
бюджет
10000     10000
2013 год, всего 8000     8000
в т.ч. местный
бюджет
8000     8000

 

Директор МУ "ДИВТ"                   В.И. Гриценко

 

Дата

Руководитель аппарата

С.В. Гоголева

 

Приложение N 4

к ДЦП "Электронный Якутск" на 2011-2013 годы",

утвержденной Постановлением Главы ГО "Город Якутск"

от 20 октября 2010 г. N 169п

 

Форма N 2-ДЦП

 

                            Система
     программных мероприятий долгосрочной целевой программы

 

Название программы                _______________________________________
Сроки реализации программы        2011-2013 г.г.
Заказчик программы                _______________________________________
Дата принятия программы           _______________________________________

 

                                                                                                      тыс. руб.
N Наименование мероприятия Всего
финансо-
вых
средств
в том числе по источникам финансирования Исполнители
Бюджет ГО "Город Якутск" Внебюджетные источники
Всего Капиталь-
ные
вложения
Прочие
текущие
затраты
Всего Капиталь-
ные
вложения
1 2 3 8 9 10 12 13 16
                 
  Всего по ГО "Город
Якутск"
28000,000 28000,000   28000,000 х х  
  в том числе по годам:              
  2011 год 10000,000 10000,000   10000 х х  
  2012 год 10000,000 10000,000   10000 х х  
  2013 год 8000,000 8000,000   8000 х х  
  I. Объекты бюджетной
сферы, объекты жилищного
фонда, предприятия
коммунального комплекса
28000,000 28 000,000   28000 х х МУ "ДИВТ"
  в том числе по годам:              
  2011 год 10000,000 10 000,000   10000 х х  
  2012 год 10000,000 10 000,000   10000 х х  
  2013 год 8000,000 8 000,000   8000 х х  
1 Расширение
вычислительных мощностей
МУ "ДИВТ" до величины
центра данных ГО "Город
Якутск" - основы
информационной системы
ГО "Город Якутск".
13000,000 13 000,000   13 000,000 х х  
  в том числе по годам:              
  2011 год 5000,000 5 000,000   5 000,000 х х  
  2012 год 5000,000 5 000,000   5 000,000 х х  
  2013 год 3000,000 3 000,000   3 000,000 х х  
2 Внедрение дополнительных
программных модулей в
реализацию программы
"Электронный Якутск",
расширяющих
функциональные
возможности ("Социальная
карта",
"Здравоохранение",
"Домашние животные" и
т.д.)
4000,000 4 000,000   4 000,000 х х  
  в том числе по годам:              
  2011 год 1500,000 1 500,000   1 500,000 х х  
  2012 год 1500,000 1 500,000   1 500,000 х х  
  2013 год 1000,000 1 000,000   1 000,000 х х  
3 Предоставление доступа к
данным посредством
беспроводных технологий
(WiMAX, сети 4G и т.д.)
1500,000 1 500,000   1 500,000 х х  
  в том числе по годам:              
  2011 год 500,000 500,000   500,000 х х  
  2012 год 500,000 500,000   500,000 х х  
  2013-2020 годы 500,0 500,0   500,0 х х  
4 Создание сети приема
данных от приборов учета
в ГО "Город Якутск".
1500,0 1 500,0   1 500,0 х х МУ "ДИВТ"
  в том числе по годам:              
  2011 год 500,0 500,0   500,000 х х  
  2012 год 500,0 500,0   500,000 х х  
  2013 год 500,0 500,0   500,000 х х  
5 Обеспечение
информационной
безопасности
5000,0 5 000,0   5 000,0 х х МУ "ДИВТ"
  в том числе по годам:              
  2011 год 1500,0 1500,0   1 500,000 х х  
5.1 Аттестация и
сертификация
информационной
безопасности программных
продуктов ДЦП
"Электронный Якутск"
300,0 300,0   300,000      
5.2 Аттестация и
сертификация
информационной
безопасности серверного
помещения вычислительных
средств ДЦП "Электронный
Якутск"
200,0 200,0   200,000      
5.3 Приобретение
программного комплекса
"VipNet" или
аналогичного для
шифрования передаваемой
информации по общим
каналам связи
(VipCoordinator,
VipAdministrator,
VipClient (200)
1000,0 1000,0   1 000,000      
  2012 год 1500,0 1500,0   1 500,000 х х  
5.4 Увеличение количества
клиентов VipNet до 500
(+ 300 клиентских
подключений)
1500,0 1500,0   1 500,000      
  2013 год 2000,0 2000,0   2 000,000 х х  
5.5 Аттестация и
сертификация
информационной
безопасности программных
продуктов ДЦП
"Электронный Якутск"
300,0 300,0   300,000      
5.6 Аттестация и
сертификация
информационной
безопасности серверного
помещения вычислительных
средств ДЦП "Электронный
Якутск"
200,0 200,0   200,000      
5.7 Увеличение количества
клиентов VipNet до 800
(+ 300 клиентских
подключений)
1500,0 1500,0   1 500,000      
6 Популяризация программы
"Электронный Якутск в
2011 - 2013 г.г."
(Интернет, СМИ и т.д.)
1500,0 1 500,0   1 500,0 х х МУ "ДИВТ"
  в том числе по годам:              
  2011 год 500,0 500,0   500,000 х х  
6.1 Обеспечение линий связи
(Internet) на скорости
не менее 10 Мбит/сек в
течении 12 месяцев
180,0 180,0   180,000      
6.2 Администрирование и
программирование
Web-сайта предприятия в
течении 12 месяцев
180,0 180,0   180,000      
6.3 Участие в семинарах,
конференциях, форумах.
Информация в СМИ.
120,0 120,0   120,000      
  2012 год 500,0 500,0   500,000 х х  
  Аналогично 2011 году              
  2013 год 500,0 500,0   500,000 х х  
  Аналогично 2011 году              
7 Обслуживание баз данных
МГИС (ORACLE), в том
числе системы
электронных торгов
ЕАИСТ.
  1 500,0   1 500,0 х х МУ "ДИВТ"
  в том числе по годам:              
  2011 год 500,0 500,0   500,000 х х  
  2012 год 500,0 500,0   500,000 х х  
  2013 год 500,0 500,0   500,000 х х  

 

Директор МУ "ДИВТ"                   В.И. Гриценко

 

Дата

 

Руководитель аппарата

С.В. Гоголева

Приложение N 5

к ДЦП "Электронный Якутск" на 2011-2013 годы",

утвержденной Постановлением Главы ГО "Город Якутск"

от 20 октября 2010 г. N 169п

 

Форма N 1-И

 

                                  План
        индикативных показателей долгосрочной целевой программы
    Продление МЦП "Электронный Якутск" 2007 - 2010 годы", принятой
на 49 очередной сессии Окружного Совета города Якутска 27 марта 2007 года

 

N Название индикатора Что показывает Еди-
ница
изме-
рения
Расчет
индикатора
Показатель индикатора
2009 г
отчет
2010 г.
отчет
2011 г.
оценка
2012 г.
прогноз
2013 г
прог-
ноз
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Снижение трудоемкости
производственных
процессов предприятий
при использовании МИС
Снижение
трудоемкости
производственных
процессов
% P= 100(X2-X1) /
X2, где Х1 -
данные текущего
года, Х2 -
данные прошлого
года. Измеряется
в количестве
потраченного
времени на
выполнение
типичной
производственной
операции с
использованием
МИС.
5% 15% 20% 35% 50%
2 Повышение сборов от
муниципального
имущества
Повышение сборов от
муниципального
имущества
% P= 100(X1-X2) /
X2, где Х1 -
данные текущего
года, Х2 -
данные прошлого
года. Измеряется
в суммах денег,
собранных за
период
10% 20% 30% 55% 80%
3 Рост запросов к
муниципальным
информационным
ресурсам
Рост запросов к
муниципальным
информационным
ресурсам
% P= 100(X1-X2) /
X2, где Х1 -
данные текущего
года, Х2 -
данные прошлого
года. Измеряется
в количестве
запросов.
15% 30% 45% 60% 80%
4 Прирост бюджетных
поступлений за землю
Прирост бюджетных
поступлений за счет
повышения
собираемости налогов
на землю
% P= 100(X1-X2) /
X2, где Х1 -
данные текущего
года, Х2 -
данные прошлого
года. Измеряется
в суммах денег,
собранных за
период
5% 10% 20% 30% 40%
5 Прирост бюджетных
поступлений за счет
рационального
использования земель
Прирост бюджетных
поступлений за счет
рационального
использования земель
% P= 100(X1-X2) /
X2, где Х1 -
данные текущего
года, Х2 -
данные прошлого
года. Измеряется
в суммах денег,
собранных за
период
5% 10% 20% 30% 40%
6 Прирост за счет
регистрации и
предоставления
информации
Прирост за счет
регистрации и
предоставления
информации
% P= 100(X1-X2) /
X2, где Х1 -
данные текущего
года, Х2 -
данные прошлого
года. Измеряется
в количестве
запросов за
период.
15% 30% 50% 60% 70%
7 Экономия энергии на
освещение подъездов
Экономия энергии на
освещение подъездов
многоквартирных
жилых домов
% P= 100(X2-X1) /
X2, где Х1 -
данные текущего
года, Х2 -
данные прошлого
года. Измеряется
в количестве
потраченных
киловатт энергии
за период.
4% 6% 8% 10% 12%
8 Общая степень
внедрения МИС
Общая степень
внедрения МИС в
городских структурах
% P= 100(X1-X2) /
X2, где Х1 -
данные текущего
года, Х2 -
данные прошлого
года. Измеряется
в количестве
рабочих мест,
использующих
МИС.
15% 30% 50% 70% 80%

 

Директор МУ "ДИВТ"                   В.И. Гриценко

 

Дата

 

Руководитель аппарата

С.В. Гоголева

Приложение N 6

к ДЦП "Электронный Якутск" на 2011-2013 годы",

утвержденной Постановлением Главы ГО "Город Якутск"

от 20 октября 2010 г. N 169п

 

                          Бюджетная заявка
   на ассигнования из местного бюджета на очередной финансовый год
           для финансирования долгосрочной целевой программы

 

Название программы                _______________________________________
Сроки реализации программы        2011-2013 г.г.
Заказчик программы                _______________________________________
Дата принятия программы           _______________________________________

 

N   Общий объем
предусмотре-
нных средств
программой
в том числе 2011 2012 2013
ФБ РБ МБ ВБИ ФБ РБ МБ ВБИ ФБ РБ МБ ВБИ ФБ РБ МБ ВБИ
Объем
ассигнова-
ний, в т.ч.:
28000,000 х х 28000,000 0 х х 10000 х х х 10000 0 х х 8000 0
1 Капитальные
вложения
х х х 0 0 х х 0 х х х 0 0 х х 0 0
2 НИОКР, ПИР,
ПСД
х х х х х х х х х х х х х х х х х
3 Текущие
расходы
28000 х х 28000           х х 10000,000   х х 8000  

 

Директор МУ "ДИВТ"                   В.И. Гриценко

 

Дата

 

Руководитель аппарата

С.В. Гоголева

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Окружной Администрации города Якутска от 20 октября 2010 г. N 169п "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Электронный Якутск" на 2011-2013 гг."


Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания


Текст постановления официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Окружной администрации города Якутска от 29 июня 2012 г. N 92п