Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 44. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями
1. Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) проверяет соблюдение порядка выдвижения республиканского списка кандидатов, предусмотренного настоящим законом, каждым избирательным объединением, представившим установленные настоящим законом документы. Если избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов, Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) проверяет достоверность биографических и иных сведений, представленных избирательным объединением в соответствии с настоящим законом.
2. Соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Окружная избирательная комиссия проверяет достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим законом.
3. При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 4 и 5 статьи 36, частями 1 - 3 статьи 39 настоящего закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
4. Избирательная комиссия обязана обратиться с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с настоящим законом, в соответствующие органы. Указанные органы обязаны сообщить о результатах проверки сведений, сообщенных кандидатами в заявлениях о согласии баллотироваться, в течение десяти дней, а сведений о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащих кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах - в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.
5. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, специализированные организации и учреждения, осуществляющие учет населения Российской Федерации, а также по согласованию эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать ГАС "Выборы".
6. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, республиканского списка кандидатов и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных соответственно в поддержку выдвижения каждого кандидата, республиканского списка кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. Окружная избирательная комиссия вправе принять решение о проверке всех подписей, собранных в поддержку кандидата. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, а в Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) - уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов количество подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего республиканский список кандидатов. Избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
7. По результатам проверки достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
8. Проверке и учету не подлежат сведения об избирателях и подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию, если исключение (вычеркивание) специально отмечено указанными лицами в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию.
9. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, республиканского списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
10. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
11. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 5 настоящей статьи;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;
4) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 5 настоящей статьи;
6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, и (или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, и (или) кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, и (или) о кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
8) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня оплаты изготовления подписных листов;
9) все подписи избирателей, собранные с нарушением положений части 1 статьи 42 настоящего закона;
10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 5 настоящей статьи;
11) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 1 - 3 к настоящему закону;
12) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 10 статьи 42 настоящего закона.
12. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7 и 11 части 11 настоящей статьи.
13. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с частями 9 - 11 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
14. При обнаружении среди проверяемых подписей более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, республиканского списка кандидатов количества достоверных подписей дальнейшая проверка подписных листов прекращается и кандидат, республиканский список кандидатов не регистрируются.
15. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, республиканскому списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации или об отказе в регистрации. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов. Если количества достоверных подписей избирателей недостаточно или количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, кандидат, избирательное объединение вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы копию ведомости проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится, а также копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
16. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в их регистрации. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.