На основании Положения о Всероссийской службе медицины катастроф, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 195, Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях совершенствования оказания экстренной и консультативной медицинской помощи и осуществления медицинской эвакуации в Республике Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Положение о Службе медицины катастроф Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Горохов А.В.) разработать и утвердить Порядок оказания экстренной и консультативной медицинской помощи и осуществления медицинской эвакуации населению Республики Саха (Якутия) в соответствии с Положением о Службе медицины катастроф Республики Саха (Якутия), утвержденным настоящим постановлением, до 31 декабря 2012 г.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 08 мая 2002 г. N 222 "О мерах по совершенствованию Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)";
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) |
Г. Данчикова |
Положение
о Службе медицины катастроф Республики Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства публики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 г. N 452)
I. Общие положения
1.1. Служба медицины катастроф Республики Саха (Якутия) является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.2. Служба медицины катастроф Республики Саха (Якутия) (далее - Служба) руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), законами Республики Саха (Якутия), указами и распоряжениями Президента Республики Саха (Якутия), постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Саха (Якутия), решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
II. Основные задачи
2.1. Организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
2.2. Оказание экстренной и консультативной медицинской помощи пострадавшим (больным) и осуществление медицинской эвакуации.
2.3. Обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к реагированию и действиям в чрезвычайных ситуациях.
2.4. Обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарной авиации).
2.5. Участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, медицинских организаций Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) к работе в чрезвычайных ситуациях.
2.6. Выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий.
2.7. Сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций.
2.8. Участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций.
2.9. Разработка и постоянное совершенствование системы медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
2.10. Создание при участии заинтересованных министерств и ведомств системы управления Службы, поддержание ее в постоянной готовности и совершенствование.
2.11. Разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
2.12. Координация и осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов Службы.
2.13. Создание и рациональное использование медицинских, материально-технических и финансовых ресурсов для обеспечения работы Службы.
2.14. Методическое руководство системой подготовки и повышения квалификации, а также аттестацией специалистов Службы.
III. Полномочия Службы
Служба медицины катастроф осуществляет следующие полномочия:
3.1. Принимает участие в выдвижении в зону чрезвычайной ситуации сил и средств Службы медицины катастроф и медицинских сил гражданской обороны.
3.2. Принимает участие в подготовке госпитальной базы для стационарного лечения пострадавших.
3.3. Принимает участие в проведении расчета необходимого медицинского имущества для выполнения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3.4. Принимает участие в организации управления формированиями и учреждениями, сил и средств Службы медицины катастроф и медицинских сил гражданской обороны, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3.5. Принимает участие в организации и осуществлении лечебно-эвакуационного обеспечения населения и медицинских организаций в загородной зоне, проведении комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий в зоне чрезвычайных ситуаций и среди эвакуируемого населения.
IV. Организационная структура Службы
Состав органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций на территории Республики Саха (Якутия), входящих в Службу сил и средств, определяется Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия).
4.1. В соответствии со структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - "РСЧС") и возложенными на нее задачами Служба создается на территориальном, местном и объектовом уровнях.
4.2. На территориальном (региональном) уровне Служба представлена:
4.2.1. Координационным органом - Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения власти Республики Саха (Якутия).
4.2.2. Постоянно действующим органом управления - штабом медицинской службы гражданской обороны Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).
4.2.3. Органом повседневного управления - государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)" - (далее по тексту - "ГКУ РС(Я) РЦМК МЗ РС(Я)") и его филиалами.
Места нахождения, организационно-штатные структуры и территории обслуживания филиалов ГКУ РС(Я) РЦМК МЗ РС(Я) определяются самостоятельно самим ГКУ РС(Я) РЦМК МЗ РС(Я) в установленном порядке.
4.2.4. Силами и средствами ГКУ РС(Я) РЦМК МЗ РС(Я) и иных государственных учреждений здравоохранения Республики Саха (Якутия) с входящими в их состав формированиями, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
4.2.5. Силами и средствами формирований и учреждений федерального уровня, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).
4.3. На местном уровне (в пределах муниципального образования) Служба представлена:
4.3.1. Координационным органом - Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования.
4.3.2. Постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления - органом местного самоуправления муниципального образования, уполномоченным осуществлять управление в сфере здравоохранения на период предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
4.3.3. Силами и средствами центральных районных больниц, включая станции (подстанции) скорой медицинской помощи.
4.4. На объектовом уровне Служба представлена:
4.4.1. Координационным органом - Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
4.4.2. Постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления - должностным лицом, уполномоченным осуществлять медико-санитарное обеспечение объекта (организации) при чрезвычайных ситуациях (главные врачи центральных районных больниц).
4.4.3. Силами и средствами соответствующих нештатных формирований при объекте (организации), предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
4.5. ГКУ РС(Я) РЦМК МЗ РС(Я) является государственным учреждением здравоохранения особого типа, в структуру которого входят следующие подразделения: Администрация, Оперативно-диспетчерский отдел, Организационно-методический отдел, Учебно-методический центр "Школа медицины катастроф", Бригады специализированной медицинской помощи, Отделение экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация), Отдел медицинского снабжения, Отдел материально-технического и транспортного обеспечения и лаборатории психофизиологической разгрузки, находящиеся в режиме постоянной готовности и предназначенные для выдвижения в зону чрезвычайных ситуаций.
4.6. На всех уровнях Службы на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности возлагается на руководителей соответствующих учреждений, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов Службы соответствующего уровня.
V. Организация деятельности Службы
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации (нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров) органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.
При угрозе возникновения на определенных территориях чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Службы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации;
при отмене режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации Служба медицины катастроф автоматически переходит в режим повседневной деятельности.
5.1. В режиме повседневной деятельности осуществляется:
5.1.1. Текущее планирование и организация работы в повседневной деятельности.
5.1.2. Участие в организации и проведении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах, в зонах (районах) возможных чрезвычайных ситуаций в плане предупреждения или уменьшения их медико-санитарных последствий.
5.1.3. Создание формирований Службы, обеспечение их постоянной готовности к работе в чрезвычайных ситуациях.
5.1.4. Планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения и в его обучении правилам оказания первой медицинской помощи.
5.1.5. Планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
5.1.6. Организация и обеспечение постоянного, эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы.
5.1.7. Организация и обеспечение экстренной медицинской помощи населению.
5.1.8. Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем обеспечения специального автотранспорта для доставки питьевой воды и вывоза отходов.
5.1.9. Поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений Службы, совершенствование подготовки ее личного состава.
5.1.10. Проверка готовности службы медицины катастроф нижестоящих уровней.
5.1.11. Поддержание взаимодействия между входящими в Службу медицины катастроф органами управления, формированиями и учреждениями.
5.1.12. Разработка и реализация комплекса мероприятий по своевременному материально-техническому обеспечению Службы.
5.1.13. Создание, поддержание, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы Службы.
5.1.14. Участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС.
5.1.15. Обобщение опыта работы службы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
5.2. В режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется:
5.2.1. Оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной готовности.
5.2.2. Усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала Республиканского центра медицины катастроф, создание оперативных групп, обеспечение их транспортными средствами и связью.
5.2.3. Анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и разработка предложений по организации работы Службы.
5.2.4. Уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации.
5.2.5. Организация выполнения органами управления, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, проверка их выполнения и оказание помощи.
5.2.6. Создание и направление при необходимости оперативных групп Республиканского центра медицины катастроф (органа управления здравоохранения) в органы управления РСЧС и на место возможной чрезвычайной ситуации.
5.2.7. Участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
5.2.8. Проверка готовности к использованию финансовых, материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение.
5.2.9. Уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;
5.3. В режиме чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляется:
5.3.1. Оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима чрезвычайной ситуации.
5.3.2. Активный сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и разработка предложений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации.
5.3.3. Введение в действие по указанию председателя межведомственной координационной комиссии медицины катастроф плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях.
5.3.4. Направление в зону чрезвычайной ситуации оперативных групп ГКУ РС(Я) РЦМК МЗ РС(Я), органов управления здравоохранения, формирований и учреждений Службы.
5.3.5. Создание системы связи Службы, ее координация с системой связи РСЧС.
5.3.6. Участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формированиями) в оказании пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны (очага) чрезвычайной ситуации.
5.3.7. Организация и осуществление лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации.
5.3.8. Организация медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации.
5.3.9. Организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации.
5.3.10. Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очаге чрезвычайных ситуаций, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
5.3.11. Направление сил и средств для доставки обеззараженной питьевой воды и вывоза отходов на специальном автотранспорте ГКУ РС(Я) РЦМК МЗ РС(Я), прикрепленном в случае чрезвычайных ситуаций.
5.3.12. Организация и проведение противоэпидемических мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.3.13. Медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечением его специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием.
5.3.14. Обеспечение непрерывного управления формированиями и учреждениями Службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, их финансового, материально-технического обеспечения и снабжения медицинским имуществом.
5.3.15. Ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов. Сбор оперативной информации осуществляется оперативно-диспетчерским отделом ГКУ РС(Я) РЦМК МЗ РС(Я) и представляется начальнику штаба Службы медицины катастроф - министру здравоохранения Республики Саха (Якутия), а также в оперативно-диспетчерский отдел Всероссийского центра медицины катастроф "Защита".
5.4. По решению руководителя Службы для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации с учетом ее масштаба, степени потенциальной опасности могут привлекаться все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации силы и средства Службы независимо от их уровня.
5.5. При недостаточности муниципальных и (или) региональных возможностей для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации на территории республики могут быть привлечены силы и средства иных функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, формируемых Министерством здравоохранения Российской Федерации.
5.6. Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав Службы, возлагается на Службу медицины катастроф Республики Саха (Якутия). Служба проводит мероприятия по:
5.6.1. Разработке научно-методических принципов деятельности Службы.
5.6.2. Подготовке, повышению квалификации и аттестации специалистов Службы.
5.6.3. Разработке методических основ подготовки населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
5.6.4. Руководству силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
5.7. Руководителем Службы является министр здравоохранения Республики Саха (Якутия).
5.8. Начальники медицинских сил гражданской обороны на всех уровнях являются одновременно председателями межведомственных координационных комиссий.
5.9. Организационно-методическое руководство деятельностью входящих в состав органов управления, формирований и учреждений Службы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляет Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия).
5.10. Порядок привлечения к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций сил и средств Службы определяется ее руководителем по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
5.11. Номенклатура медицинского имущества и его количество определяются с учетом возможностей медико-тактической обстановки по нормам снабжения медицинским имуществом Службы в чрезвычайных ситуациях и табелям оснащения формирований Службы.
5.12. Подготовка Службы к ликвидации медико-санитарных последствий различных чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, радиационных, химических аварий, эпидемий и др.), содержание и организация конкретных мероприятий по медико-санитарному обеспечению при их ликвидации регламентируются соответствующими нормативно-правовыми документами.
5.13. По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач Служба руководствуется решениями соответствующих комиссий (территориального, муниципального, объектового уровней) по чрезвычайным ситуациям.
5.14. Основным документом, регулирующим деятельность Службы, является План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается соответствующими штабами (территориального, муниципального, объектового уровней) Службы, согласовывается с членами межведомственной координационной комиссии, подписывается ее председателем, начальником штаба и утверждается председателем вышеперечисленных комиссий по чрезвычайным ситуациям.
5.15. Во всех документах управления и разделах Плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях должно быть четко определено содержание и порядок выполнения комплекса мероприятий, возложенных в соответствии с настоящим Положением на Службу медицины катастроф Республики Саха (Якутия).
5.16. В соответствии с Планом медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях органы управления здравоохранения республиканских, городских и районных лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) разрабатывают планы работы при чрезвычайных ситуациях.
5.17. Основными направлениями научных исследований Службы являются:
5.17.1. Изучение медико-санитарных последствий возможных стихийных бедствий, аварий и катастроф и обоснование методик их оперативного прогнозирования.
5.17.2. Обоснование потребности в силах и средствах Службы для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
5.17.3. Обоснование оптимального варианта организации медико-санитарного обеспечения.
5.17.4. Разработка теоретических, методических и организационных основ развития и совершенствования Службы, повышения их готовности.
5.17.5. Совершенствование использования, развертывания и организации работы формирований и учреждений Службы.
5.17.6. Совершенствование организации и выполнения лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации медико-санитарных последствий наиболее вероятных для данной территории стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также при оказании экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению.
5.17.7. Поиск оптимальных вариантов эффективного использования штатных формирований и учреждений Службы в режиме повседневной деятельности.
5.17.8. Разработка и совершенствование принципов и методов управления Службой на всех уровнях на основе совершенствования организационной структуры, организация работы органов управления и улучшения оснащения Службы современными техническими средствами; разработка и внедрение автоматизированной системы управления Службой.
5.17.9. Обоснование организационных форм комплексного использования сил и средств Службы различных министерств и ведомств при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
5.17.10. Совершенствование оснащения и организации снабжения медицинским имуществом формирований и учреждений Службы: создание новых образцов медицинской техники для Службы, обобщение опыта работы Службы и внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в ее практическую деятельность.
5.17.11. Совершенствование первичного медицинского, послевузовского и дополнительного профессионального образования медицинских кадров Службы медицины катастроф.
5.17.12. Осуществление международного сотрудничества в целях изучения зарубежного опыта организации и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях.
5.17.13. ГКУ РС(Я) РЦМК МЗ РС(Я) от лица Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) по вопросам, относящимся к деятельности Республиканской службы медицины катастроф, взаимодействует с органами управления, формированиями и учреждениями МЧС, МВД, других министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
5.18. Резерв финансовых и материальных ресурсов (лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и медицинская техника, санитарный транспорт, санитарно-хозяйственное и специальное имущество) республики создается за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), резерв муниципального уровня - за счет средств местного бюджета, объектовый резерв - за счет собственных средств организации.
Финансирование Службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета, местного бюджета, собственных средств организаций.
Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов финансовых и материально-технических ресурсов определяются органом (организацией), их создающим.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 г. N 452 "О совершенствовании деятельности Службы медицины катастроф Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 27 октября 2012 г. N 82
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2015 г. N 515
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2013 г. N 47
Настоящий документ снят с контроля