Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 апреля 2012 г. N 157
Концепция
массовой информационно-разъяснительной работы среди населения по освещению актуальных вопросов социально-экономического и общественно-политического развития Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы
I. Общие положения
Обеспечение права граждан на объективную информацию является важнейшим политическим вопросом, связанным с действием в государственной политике принципов свободы и справедливости. Это связано, в первую очередь, с деятельностью средств массовой информации, играющими первостепенную роль в формировании общественного мнения, в том числе об экономической и политической ситуации.
Вместе с тем в процессах коммуникации наряду со средствами массовой информации возрастает роль общественных объединений. Сегодня в условиях демократии невозможно представить себе политические процессы без участия неправительственных объединений, без учета их мнений и позиций. В стране растет число действующих неправительственных организаций, выполняющих различные социально значимые функции. Все это реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества. Общественные объединения приобретают все возрастающее значение в современных политических процессах, они не только информируют население о происходящих событиях, отражая гражданскую позицию, но и предлагают различные интерпретации, трактовки излагаемых фактов, таким образом, оказывая определенное влияние на формирование общественного мнения.
В Республике Саха (Якутия) активно идет процесс самоорганизации граждан, формирования гражданского общества, создаются общественные объединения в разных сферах общественной жизни - экономической, политической, социальной, духовной. В республике на сегодня действуют более двух тысяч общественных объединений. Создана Общественная палата Республики Саха (Якутия) как новый уровень развития гражданского общества. Обладая значительным потенциалом, общественные организации задействованы в повышении гражданской активности граждан, решении социальных проблем, налаживании конструктивного диалога и взаимодействия государства, общества и бизнес-сектора.
Особое значение приобретает деятельность институтов гражданского общества в условиях реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, направленной на достижение оптимального баланса отраслевой структуры и пространственной организации экономики, обеспечивающей наиболее эффективное использование и приумножение уникальных природных богатств республики для повышения качества и. уровня жизни населения при соблюдении условий устойчивого развития региональных экосистем. Реализация инвестиционных мегапроектов, значимые политические события в республике требуют проведения продуманной политики и информационно-разъяснительной работы, рассчитанной на экономический и политический эффект, направленной на создание положительного имиджа как внутри региона (для мобилизации внутренних ресурсов), так и за его пределами (для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику региона).
В республиканских средствах массовой информации постоянно освещаются социально-экономические и общественно-политические вопросы. Ежегодно органы государственной власти и местного самоуправления Якутии отчитываются перед населением о проделанной работе и задачах на предстоящий период.
Одним из условий эффективности реализации планов развития республики является наличие общественной поддержки и заинтересованности в принимаемых решениях. При этом очевидно, что признание населением эффективности принятых решений связано как с успешным достижением поставленных целей, так и с осуществлением органами власти эффективной коммуникации с общественностью и объяснением своих действий как исключительно важных и целенаправленных, способствующих достижению интересов граждан. Государственный PR является неотъемлемым условием продвижения и реализации государственных решений. Таким образом, можно отметить, что успешность любых проектов в целом зависит от характера выстраиваемых коммуникаций между государством и населением с целью достижения общественной заинтересованности и общественной поддержки.
Средства массовой информации обеспечивают информированность граждан, способствуют пониманию происходящих в обществе процессов и осознанию своих проблем как общественных, роль СМИ значима в плане развития общественной активности граждан.
Но, как показывают социологические исследования, на каналах телевидения и радиовещания на первый план выходят развлекательные программы. По ряду объективных причин снижается подписка на печатные средства массовой информации, падает посещаемость библиотек. В условиях растущей коммерциализации средств массовой информации, разнообразия информационного потока, широким слоям общественности становится сложно разобраться в "море" информации. У населения возникает потребность в дополнительном информировании, "живом" общении и обсуждении актуальных тем. В связи с этим на сегодняшнем этапе необходимо привлечь к массовой информационно-разъяснительной работе по формированию политической культуры населения общественные организации, обладающие опытом работы и квалифицированным кадровым потенциалом.
Необходимо решать новые задачи, важнейшими среди которых являются информирование населения и мобилизация общества на реализацию государственных программ, сформированных по ключевым направлениям развития республики в области экономики, социальной сферы, государственного строительства и направленных на повышение благосостояния народа, повышение интеллектуально-культурного уровня каждого гражданина, его патриотическое воспитание.
Особое внимание уделяется вопросам освещения и разъяснения актуальных вопросов социально-экономического развития республики, реализации приоритетных национальных проектов, состояния межэтнических отношений и реализации языковой политики. В результате целенаправленной работы органов государственной власти и местного самоуправления при активном участии структур гражданского общества в республике сохраняется стабильная общественно-политическая и социально-экономическая ситуация.
Просветительская деятельность должна быть сосредоточена, прежде всего, на более полном и качественном удовлетворении разнообразных интеллектуальных запросов людей, получении ими научных знаний, информировании о достижениях современной науки, образования и культуры. Необходимо эффективное использование просвещения населения в области актуальных общественно-политических, экономических, социальных процессов, профилактики социальной, национальной и религиозной нетерпимости, других опасных болезней общества, формирования правовой и нравственной культуры, воспитания патриотизма и толерантности, обеспечения безопасности граждан, борьбы с терроризмом и коррупцией. При этом нужно использовать не только традиционные лекционные формы просвещения, но и адекватные новым знаниям технологии.
Предлагаемая Концепция является составной частью реализации государственных программ в области социально-экономического и духовно-культурного развития Республики Саха (Якутия) и определяет общую стратегию, задачи и приоритетные направления организации и проведения массовой информационно-разъяснительной работы среди населения республики.
Концепция направлена на:
информирование населения республики по наиболее актуальным вопросам государственной политики в области государственного строительства, экономики и социально-трудовой и культурной сферы;
вовлечение населения, общественных организаций в реализацию государственной социально-экономической политики; повышение политической культуры населения, воспитание у граждан высокого патриотического сознания;
формирование механизма взаимодействия населения, органов исполнительной власти, средств массовой информации, просветительских организаций, обеспечивающих защиту интересов личности, гражданского общества и Республики Саха (Якутия);
охрану государственных интересов, предотвращение существующих угроз в общественно-политической, экономической, экологической, демографической, миграционной и духовно-нравственной сферах.
Основным исполнителем массовой информационно-разъяснительной работы выступает Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), которая в соответствии со статьей 20.1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 11 ноября 2006 г. 373-З N 759-III "О Президенте Республики Саха (Якутия)" и статьей 27 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 г. З N 51-I "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" исполняет функции по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента, Вице-президента и Правительства Республики Саха (Якутия).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Конституционного закона 373-З N 759-III следует читать как "11 октября 2006 г."
В реализации Концепции будут принимать участие как общественные организации, так и органы государственной власти, органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия), научные учреждения и бизнес-структуры.
II. Цель Концепции
Организация и проведение массовой информационно-разъяснительной работы среди населения республики по освещению актуальных вопросов социально-экономического и общественно-политического развития Республики Саха (Якутия) для более эффективного взаимодействия власти и общества, повышения информированности, политической и правовой культуры граждан республики, вовлечения их в активную реализацию государственной социально-экономической политики.
III. Задачи и основные направления массовой информационно-разъяснительной работы
Концепция направлена на решение следующих задач:
обеспечение поступательного развития и качественно нового уровня взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, средств массовой информации, некоммерческих организаций для решения стратегических задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);
осуществление системы мер по развитию просветительства, популяризации современных знаний в экономической, правовой, научной, инженерно-технической и иных сферах;
расширение информационного поля взаимодействия органов государственной власти с населением с использованием современных информационных технологий, в т.ч. сети Интернет, мультимедийных и электронных средств связи;
развитие инфраструктуры информационного обмена, каналов обратной связи между органами государственной власти и населением;
информирование населения Республики Саха (Якутия) о реализации значимых социально-экономических проектов в целях формирования общественного мнения в поддержку развития партнерства органов государственной власти и бизнес-сообщества;
информационная поддержка социально значимых программ, проектов, акций и других инициатив, осуществляемых общественными и иными коммерческими организациями;
содействие в создании и размещении в средствах массовой информации разножанровых общественно-политических, информационно-просветительских программ, ориентированных на различные возрастные и социальные группы и отражающие процессы социально-экономического и общественно-политического развития Республики Саха (Якутия).
3.1. В сфере экономики и социального развития:
разъяснение основных направлений Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и значения мегапроектов для социально-экономического развития республики, повышения занятости и уровня жизни населения, в т.ч. информирование населения о реализации значимых проектов в целях формирования общественного мнения в поддержку развития партнерства государственных, муниципальных органов власти и бизнес-сообщества, обеспечения экологической безопасности;
разъяснение и освещение актуальных вопросов в сфере образования и здравоохранения;
разъяснение и освещение актуальных вопросов сельского хозяйства, в том числе развития товарного производства, государственной поддержки социально-экономического развития села;
разъяснение вопросов проведения реформ в области жилищно-коммунального хозяйства, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы оплаты труда, бюджетного, налогового, земельного, жилищного, миграционного трудового законодательства;
информирование вопросов развития науки и инноваций, профессионального образования, подготовки кадров для перспективных отраслей экономики и социальной сферы;
раскрытие сущности перехода на нормативное финансирование отраслей социальной сферы;
информационная поддержка социально значимых программ, проектов, акций и других инициатив, осуществляемых государственными, муниципальными и некоммерческими организациями;
популяризация современных знаний в экономической, правовой, научной, инженерно-технической и иных сферах.
3.2. В сфере политики и развития государственности:
обеспечение постоянного информирования населения о реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Послания Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
формирование политической культуры населения республики в условиях многопартийности, информационно-разъяснительная работа в период подготовки и проведения федеральных и республиканских избирательных кампаний для повышения электоральной активности населения;
обеспечение широкого информирования населения об актуальных вопросах развития местного самоуправления;
разъяснение значения исторического вхождения Якутии в состав Российского государства в развитии экономики, культуры, духовности и укреплении дружбы народов;
участие в создании единой системы правового просвещения и воспитания населения республики
3.3. В сфере культуры и духовного развития:
расширение знаний по литературе, искусству, этике, нравственности; информирование населения о ходе реализации мероприятий Десятилетия "Олонхо", объявленного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 29.12.2005 N 2491;
пропаганда значимости укрепления дружбы народов и культурного многообразия;
содействие широкой пропаганде здорового образа жизни;
претворение в жизнь резолюции Форума общественности "Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии" от 27.09.2011.
3.4. В сфере гражданско-патриотического воспитания:
проведение разъяснительной и пропагандистской работы в целях укрепления патриотизма как стержневой духовной составляющей России;
разъяснение прав и обязанностей молодых граждан, ответственности молодежи за судьбу республики.
3.5. В сфере экологии и охраны окружающей среды:
разъяснение и освещение актуальных вопросов охраны окружающей среды;
обеспечение свободного доступа населения к экологической информации;
распространение экологических знаний, природоохранного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации;
формирование экологической грамотности и культуры населения республики.
IV. Механизмы реализации
4.1. В целях реализации Концепции ежегодно не позднее декабря календарного года, предшествующего плановому, разрабатывается План мероприятий по проведению массовой информационно-разъяснительной работы (далее План работы), утверждаемый Правительством Республики Саха (Якутия).
4.2. Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) координирует реализацию Плана работы и ежегодно представляет Президенту Республики Саха (Якутия) информацию о его реализации.
4.3. Концепция реализуется путем:
проведения информационно-разъяснительной работы посредством лекций, круглых столов, семинаров и других мероприятий с привлечением республиканского и улусных (районных) лекторских активов, руководителей, ученых и специалистов разных отраслей, а также через средства массовой информации;
использования в работе современных технических возможностей, в том числе проведение радио- и телемостов, интернет-конференций;
создания и осуществления деятельности постоянно действующих лекториев, дискуссионных площадок и клубов;
проведения интерактивных мероприятий, предполагающих участие населения, представителей органов государственной и муниципальной власти;
осуществления издательской деятельности - выпуск справочной, обучающей и методической литературы, разъяснительных материалов.
V. Ожидаемые результаты
Реализация Концепции массовой информационно-разъяснительной работы среди населения республики по освещению программ развития основных отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы будет способствовать повышению информированности, политической и правовой культуры граждан республики, росту гражданской активности, социальной ответственности бизнеса, позволит консолидировать усилия органов государственной власти и местного самоуправления, общественного сектора и бизнеса в целях достижения эффективных результатов в осуществлении социально-экономической политики, формирования гражданского общества, что в конечном итоге обеспечит повышение качества и уровня жизни жителей Республики Саха (Якутия).
Для оценки эффективности реализации Концепции ежегодно будут проводиться социологические исследования с целью выявления динамики изменения индикаторов реализации Концепции по следующим направлениям:
повышение политической, правовой и экологической культуры населения;
повышение информированности населения о социально-экономическом развитии республики, о состоянии и об охране окружающей среды;
рост доверия населения органам государственной и муниципальной власти;
рост электоральной активности населения;
активизация участия населения в общественно-политической жизни;
сохранение межнационального мира и согласия в республике;
формирование патриотического сознания граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.