Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 15 мая 2012 г. N 449-р
Концепция
развития наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы и основные направления до 2020 года
I. Введение
Концепция развития наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы и основные направления до 2020 года (далее Концепция) определяет общую стратегию, принципы и приоритетные направления государственной политики, направленной на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, сохранение и укрепление здоровья населения, повышение качества жизни населения Республики Саха (Якутия), снижение уровня заболеваемости алкоголизмом и наркоманией, обеспечение доступности и качества наркологической помощи.
Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" согласно Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р.
Реализация данной Концепции предусмотрена на период до 2020 года.
II. Актуальность проблемы
Необходимость разработки Концепции обусловлена высокой распространенностью злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).
Анализ показателей государственной статистики свидетельствует о высоком уровне распространенности наркологических расстройств на территории республики. Показатель общей распространенности наркологических расстройств составляет 2798,5 на 100 тыс. населения (РФ - 2290,5). Показатель распространенности алкоголизма составляет 1938,5 на 100 тыс. населения, или 2,4% от количества населения (РФ - 1524,4). Алкоголизация поражает все слои населения. Обеспокоенность вызывают возрастающие показатели потребителей алкоголя среди женского населения, за 2011 год зарегистрировано 5490 (2010 г. - 5237) женщин. В течение последних 3 лет показатель распространенности алкоголизма стабильно высок и составляет 1812,8 (2010 г. - 1938,7) на 100 тысяч населения. В отдельных районах Республики Саха (Якутия), как и в предыдущие годы, отмечались показатели, значительно превышающие средние по республике. Так, высокие показатели распространенности алкоголизма в 2011 году отмечаются в Мирнинском районе (улусе) - 2411,5, Олекминском районе (улусе) - 3442,8 Жиганском районе (улусе) - 4507,2, Усть-Янском улусе (районе) - 3061,8, из центральных улусов в Таттинском - 2061,9, Мегино-Кангаласском - 2020 на 100 тысяч населения.
На конец 2010 г. число больных наркоманией, наблюдаемых врачами-наркологами, составило 805, из них подростков - 1, по итогам 2011 г. число наркоманов выросло до 865, произошел рост на 60 человек. Рост наблюдается в г. Якутске, Нерюнгринском, Мирнинском, Хангаласском, Вилюйском, Мегино-Кангаласском улусах (районах). Наркомания зарегистрирована в 13 улусах (районах).
На профилактическом учете состоят 1217 человек (2010 г. - 1191), рост + 26 человек. Высокая заболеваемость в Алданском, Намском, Нерюнгринском, Олекминском улусах (районах), г. Якутске.
В 2012 - 2020 годы, учитывая дальнейшее интенсивное социально-экономическое развитие республики, реализацию "мегапроектов", возможен рост больных, употребляющих наркотические и психоактивные вещества.
Наркологическая служба Республики Саха (Якутия) представлена 5 диспансерами (в городах Якутске, Нерюнгри, Алдане, Ленске, Вилюйске), 1-м отделением (в г. Мирном), 29 кабинетами и 1 кабинетом медицинского освидетельствования:
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский наркологический диспансер" (далее по тексту ГБУ РС(Я) ЯРНД) на 140 коек с поликлиникой на 50 посещений в смену;
В Мирном, Ленске, Нерюнгри и Алдане - наркологические диспансеры со стационарами и амбулаториями различной мощности.
В остальных районах наркологическая помощь населению оказывается кабинетами при общей лечебной сети Центральных районных больниц (далее по тексту ЦРБ), в 11 ЦРБ с круглосуточными койками в отделениях.
Число физических лиц врачей психиатров-наркологов составило в 2011 году - 51, из них в 8 районах врачи совмещают психиатрию и психиатрию-наркологию (в том числе 4 детско-подростковые наркологи). Обеспеченность врачами на 10 тыс. детско-подросткового населения 0,2 вместо 0,7. Обеспеченность населения врачами психиатрами-наркологами на 10000 населения - 0,57 (РФ - 0,4).
В 7 районах нет врачей психиатров-наркологов, работают совместители. Отмечается высокий коэффициент совместительства врачей психиатров-наркологов врачами других специальностей, что негативно отражается на качестве оказания специализированной наркологической помощи населению, проведении превентивных профилактических и организационных мероприятий в районах республики.
Основная функция ГБУ PC (Я) ЯРНД - оказание специализированной наркологической помощи больным, проведение экспертиз на употребление алкоголя, наркотических и психотропных веществ, оказание организационно-методической помощи наркологическим службам центральных районных больниц, организация профилактической работы среди населения.
Необходимость разработки Концепции также обусловлена существенными изменениями в сфере федерального законодательства, нормативной базы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по оказанию наркологической помощи. Концепция регулирует вопросы, требующие безотлагательного решения в связи с реализацией федеральных законов и нормативных актов федерального и республиканского уровней.
С введением в действие Федерального закона "О полиции" от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 ноября 2004 г. N 179 "Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи" функция медицинских вытрезвителей исполняется медицинскими организациями.
На основании чего в республике эта функция находится в ведении Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия). Медицинская помощь в условиях севера является важным фактором обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, находящихся в алкогольном, наркотическом и ином токсическом опьянении. С исполнением функций вытрезвителей медицинскими организациями возникают организационные вопросы, требующие неотложного решения.
В соответствии с пунктом 2 протокола совещания у заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кривонос О.В. от 20 декабря 2011 г. N 31 наркологическую службу субъектов Российской Федерации требуется привести в соответствие с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее по тексту МЗ и СР РФ) N 225-ан от 04 апреля 2011 года "Порядок оказания наркологической помощи населению Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 апреля 2010 г. N 225ан "Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации"
Развитие реабилитационного направления в наркологической службе республики также требует новых подходов. Оказание специализированной наркологической помощи предусматривает комплексный подход к лечению и реабилитации пациентов с обязательным применением различных реабилитационных программ (медико-социальная, подростковая, трудовая и т.д.). Открылись два филиала ГБУ "Якутский республиканский наркологический диспансер" для реабилитации больных алкоголизмом в с. Туора Кюель Таттинского улуса и с. Маар Нюрбинского района. Для организации эффективной деятельности филиалов требуется закрепить кадры созданием постоянных рабочих мест.
Имеющийся коечный фонд ГБУ PC (Я) ЯРНД (140 круглосуточных коек) в течение года работает с высокой нагрузкой, о чем свидетельствует ежегодное перевыполнение плана койко-дней на 127,8%.
В республике до настоящего времени отсутствуют наркологические койки для детей и подростков, хотя потребность в них достаточно высока, всего на учете с наркологическими заболеваниями состоят 323 несовершеннолетних. По нормативу необходимо открытие детско-подросткового отделения на 20 круглосуточных коек.
Относительно федеральных нормативов численности медицинского персонала наркологических учреждений (приказ МЗ и СР РФ от 27 января 2006 года N 45 "Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персонала наркологических учреждений и наркологических подразделений в составе других лечебно-профилактических учреждений") в республике существует значительный дефицит штатных единиц наркологической службы, что негативно сказывается на доступности и качестве работы службы.
С учетом поступления больных с явлениями тяжелой алкогольной и наркотической интоксикации, требуется создание палаты интенсивной терапии и реанимационных коек для своевременного и полноценного применения методов интенсивной терапии и детоксикации. На сегодня в отделении неотложной наркологической помощи функционирует круглосуточно только один медицинский пост на 15 больных с явлениями острого алкогольного психоза.
Злоупотребления ПАВ оказывают деструктивное воздействие на главные ресурсы национальной экономики - интеллектуальное и физическое здоровье населения страны. При этом эффективность оказания наркологической помощи населению остается на низком уровне и не соответствует масштабности проблемы.
III. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является реализация государственной политики, направленной на снижение потребления ПАВ, сохранение и укрепление здоровья населения Республики Саха (Якутия), сокращение медико-социальных потерь от последствий злоупотребления алкоголем и наркотиками на основе передовых медико-социальных технологий, повышение эффективности системы профилактики потребления ПАВ и регулирования алкогольного рынка.
Задачами Концепции являются:
создание системы мониторинга и анализа динамики показателей уровня злоупотребления алкогольной продукцией и немедицинского потребления наркотических веществ и психотропных средств;
переориентирование населения на ведение трезвого и здорового образа жизни;
формирование нетерпимости общества к проявлениям злоупотребления алкогольной продукцией;
информирование населения о негативных последствиях злоупотребления ПАВ;
создание стимулов для проявления общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения, и механизмов их поддержки государством;
совершенствование диагностики, лечения, реабилитации алкоголизма и наркомании, доступности лечебно-профилактических и реабилитационных программ для населения;
привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;
организация новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого населения, исключающих традицию употребления алкогольной продукции и отказа от употребления ПАВ;
повышение трудовой занятости и мотивации к трудовой деятельности, обеспечение культурного досуга населения, проживающего в малых городах и сельской местности;
противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, в том числе путем повышения эффективности регулирования алкогольного рынка;
применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи;
подготовка, повышение квалификации кадров и обеспечение врачами психиатрами-наркологами;
укрепление материально-технической базы наркологических диспансеров, кабинетов и отделений республики, а так же расширение сети наркологических кабинетов.
IV. Этапы и механизм реализации Концепции
Реализацию Концепции предполагается осуществить в 2 этапа.
I этап 2012 - 2016 годы:
осуществление реализации подпрограммы "Профилактика алкоголизма и формирование мотивации к здоровому образу жизни среди населения Республики Саха (Якутия)" государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 г.г.", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.11.2011 N 982, государственной программы "Комплексные меры по реализации государственной наркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) на 12 октября 2011 N 965;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа N 982 следует читать как "12.10.2011"
строительство и ввод в эксплуатацию объекта "Здание республиканского наркологического диспансера на 110 коек с поликлиникой мощностью 50 посещений в смену в г. Якутске", позволяющее осуществлять широкий спектр лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий;
организация оказания помощи гражданам, находящимся в состоянии опьянении в общественных местах на территории республики;
развитие лечебно-профилактических кабинетов, оказывающих наркологическую помощь на базе ЛПУ для несовершеннолетних и молодежи, взрослому населению (оснащение наркологических диспансеров, кабинетов наглядными пособиями, анатомическими муляжами, внедрение программ психодиагностики и психопрофилактики, "телефонов доверия");
внедрение информационных технологий (ввод информационно-аналитического, лечебно-диагностического комплекса);
переподготовка (первичная специализация), тематическое усовершенствование специалистов, оказывающих наркологическую, медико-социальную, реабилитационную помощь (врач психиатр-нарколог, психотерапевт, психолог, социальный работник, инструктор по химической зависимости);
осуществление мониторинга наркологической ситуации в Республике Саха (Якутия);
совершенствование оказания специализированной наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) (внедрение новых современных технологий специализированной наркологической помощи, мобильные бригады, десанты);
внедрение в лечебную практику новых лекарственных препаратов, медицинской техники, современных технологий диагностики и лечения наркологических больных;
развитие системы раннего выявления злоупотребления алкоголем и наркотиками среди различных слоев населения (проведение двухэтапного тестирования посетителей Центров здоровья, проведение ежегодных наркологических медицинских осмотров для различных слоев населения);
мероприятия по профилактике злоупотребления алкоголем и наркотиками;
подготовка специалистов в области профилактики потребления ПАВ (участие в семинарах конференциях, съездах, форумах по актуальным проблемам потребления ПАВ, подготовка консультантов по химической зависимости, волонтеров из числа реабилитированных пациентов для работы в наркологической службе республики);
организация реабилитационных наркологических подразделений в структуре действующих наркологических диспансеров (отделений), а также на базе Центральных районных больниц Республики Саха (Якутия);
повышение доступности медико-социальной реабилитации для больных алкоголизмом и наркоманией, а также для обратившихся за медицинской помощью лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями;
создание механизмов, мотивирующих больных алкоголизмом и наркоманией, на участие в реабилитационных программах;
дальнейшее использование технологий духовно-реабилитационной деятельности.
II этап 2016 - 2020 годы:
завершение создания разветвленной сети наркологической службы, обеспеченной кадровыми, материальными и интеллектуальными ресурсами, способной оказать доступную и качественную наркологическую помощь населению республики независимо от места их проживания;
завершение организации системы наркологических реабилитационных структур на всей территории республики, обеспечивающей полноценную и эффективную реабилитацию больных с наркологическими расстройствами;
завершение, в основном, создания сети терапевтических сообществ на территории республики;
обеспечение системы мониторинга наркологической ситуации в республике в режиме реального времени.
В основе механизма реализации Концепции заложен программно-целевой принцип. Финансирование основных мероприятий Концепции предусматривается государственными программами "Развитие здравоохранения" и "Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 г.г.".
V. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, позволит добиться:
снижения потребления населением спиртсодержащей продукции;
увеличения числа больных в ремиссии: от 1 до 2 лет - на 7,2% ежегодно, свыше 2-х лет - до 24,4%;
снижения смертности мужчин от алкоголизма (от уровня 2009 г.) - на 4%;
снижения количества преступлений, связанных с алкоголизмом;
снижения количества ДТП, связанных с алкоголизмом;
снижения потерь, связанных с асоциализацией, полным или частичным выключением из общества детей-сирот, в том числе "социальных сирот", покидающих свои семьи из-за пьянства, потребления наркотиков и сопутствующего ему насилия и аморального поведения родителей, невыполнения ими обязанностей по воспитанию детей;
снижения потерь, связанных с выплатой средств (пособий, страховых выплат и пр.) по медицинскому и социальному страхованию в связи с лечением или иждивением лиц, страдающих алкоголизмом или заболеваниями, вызванными чрезмерным употреблением алкоголя, а также наркоманией и токсикоманией;
снижения потерь, связанных с рождением детей с врожденными или наследственными заболеваниями, вызванными употреблением психоактивных веществ их родителями;
увеличения средней продолжительности жизни населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.