Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Президента Республики Саха (Якутия)
от 30 июля 2012 года N 1574
Концепция
социально-экономического и экологического развития улусов "алмазной провинции" на 2012-2016 годы
Концепция социально-экономического и экологического развития улусов "алмазной провинции" на 2012-2016 годы разработана в целях установления порядка расходования бюджетных ассигнований, направленных на решение социально-экономических и экологических задач улусов "алмазной провинции".
На территории улусов "алмазной провинции" (Анабарский, Вилюйский, Верхневилюйский, Оленекский, Кобяйский, Ленский, Мирнинский, Нюрбинский и Сунтарский улусы), занимающей 30,2% от общей площади Республики Саха (Якутия), проживает 24,6% от всего населения республики. При этом улусы "алмазной провинции" характеризуются значительной дифференциацией по экологической ситуации, по показателям социально-экономического развития и по уровню развития инфраструктуры.
Концепция определяет основные направления расходования бюджетных ассигнований, направленных на решение социально-экономических и экологических задач улусов "алмазной провинции". Данные бюджетные ассигнования формируются в составе государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за счет средств, поступающих по лицензионному соглашению от 4 мая 2007 года N ЯКУ 01450 КЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи алмазов на коренном месторождении трубки Нюрбинская и генетически связанном с ним месторождении россыпи Нюрбинская".
Характеристика социально-экономического развития и экологической обстановки улусов "алмазной провинции"
На экологическую ситуацию в улусах "алмазной провинции" большое влияние оказывает производственная деятельность АК "АЛРОСА" (ОАО). Масштабное освоение месторождений алмазов в Западной Якутии, помимо создания производственных мощностей породило череду проблем в улусах "алмазной провинции", а именно: произошли глубокие негативные изменения в природной среде, нарушены условия жизнедеятельности населения, нанесен урон здоровью людей.
Основной объем производственных мощностей алмазодобывающей промышленности находится в бассейне р. Вилюй, и она является наиболее пострадавшей водной артерией Якутии. В результате вода реки Вилюй в различных точках характеризуется следующими условиями:
у п. Чернышевский1 по качеству оценивается как "очень загрязненная" (3-й класс, разряд "б");
в районе сел Жархан и Малыкай Нюрбинского улуса, г. Нюрба - с высокой цветностью. По показателям химического потребления кислорода (ХПК) все пробы не соответствуют санитарно-гигиеническим и рыбохозяйственным нормам, в среднем превышение нормативов до 3,9 раз, максимально до 4,8 раз. Кроме того, в данном районе вода стойко загрязнена железом и медью;
в районе с. Сунтар отмечается стабильно высокое содержание трудноокисляемых веществ, фенолов, железа общего, меди, цинка;
в районе с. Верхневилюйск - превышение содержания трудноокисляемых веществ, фенолов, меди, цинка, железа общего, иона аммония;
в районе г. Вилюйск - превышение содержания трудноокисляемых веществ, фенолов, железа общего, меди, цинка, в зимний период - марганца, в весенний период- иона аммония, фосфатов.
В Мирнинском и Ленском улусах негативное влияние производственной деятельности АК "АЛРОСА" (ОАО) выразилось в основном в интенсивном загрязнении атмосферного воздуха. Так в Мирнинском улусе2 показатели индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) в 2010 г. составили 10,6 единиц, что характеризует уровень загрязнения атмосферного воздуха города Мирный как высокий.
В Ленском улусе в связи с быстрыми темпами развития добывающей промышленности, проведением большого объема геологоразведочных работ в течение последних лет увеличивается загрязнение атмосферного воздуха выбросами со стационарных источников: в 2010 году наблюдалось увеличение объемов выбросов в 1,6 раза (или 45,9 тыс. т.) по сравнению с 2009 годом (28,63 тыс. т.), что в свою очередь составляет 23,6% от общего объема выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ (тыс. тонн) в целом по республике3.
В Оленекском и Анабарском улусах в последние годы развивается алмазодобывающая промышленность. Объекты алмазодобычи размещены на локальных участках, как правило, на малых реках. Прекративший в настоящее время свою производственную деятельность Анабарский ГОК длительное время оказывал негативное воздействие на экосистемы бассейна р. Анабар.
В 2010 году по сравнению с 2009 годом качество воды р. Анабар у с. Саскылах улучшилось и перешло из разряда "а" 4-го класса ("грязная") в разряд "б" 3-го класса ("очень загрязненная"). Критический уровень загрязненности не достигался ни по одному ингредиенту.
По данным ФГУ "Якутское УГМС" в 2010 году уменьшилась среднегодовая концентрация соединений железа (максимальная при этом достигала 15,3 ПДК) в 1,5 раза до 4,1 ПДК; в 3,6 раза - соединений меди до 1,7 ПДК (8,4 ПДК - максимум) и увеличилась в 2,6 раза до 1,6 ПДК органическими веществами (по БПК5). Осталась на прежнем уровне (до 4 ПДК) загрязненность воды фенолами. Число случаев нарушения нормативно-допустимой концентрации органическими веществами (по БПК5) и фенолами было наиболее высоким и наблюдалось в 60-100% отобранных проб воды.
При проведении исследований проб воды р. Анабар в районе п. Маят установлено превышение содержания трудноокисляемых органических веществ (по ХПК) в 5 раз относительно ПДК р/х, фенолов - в 1,5 раз, меди - в 3 раза и железа - в 5 раз.
Основными загрязняющими веществами воды р. Оленек являются органические вещества, фенолы, соединения меди и марганца.
Среди улусов "алмазной провинции" отдельно следует выделить Кобяйский улус, расположенный в устьевой части р. Вилюй, крупнейшего притока р. Лена. Кроме п. Сангар, расположенного на правом берегу р. Лена, основное население проживает на левобережье р. Лена, на низменной территории устьевой части р. Вилюй, изобилующей многочисленными озерами. Таким образом, в качестве питьевого водоснабжения в основном служат воды озер. По результатам проведенных гидрохимических исследований воды озер Унардах, Кетех, Чымадай, Улахан-Кюель, Мастах, Балаганнах, Багадя и речки Тарын Кобяйского улуса в 2009 году было установлено, что в водоемах фиксируется повышенное содержание тяжелых металлов и ртути. При этом следует отметить, что на отрезке течения р. Лена в районе п. Сангар общий уровень загрязнения соответствует уровню загрязнения по всему течению р. Лена.
Подводя итог вышеизложенному отмечаем, что общими негативными факторами, влияющим на качество природной среды улусов "алмазной провинции" являются:
- загрязнение поверхностных водных объектов сбросами и выбросами промышленных предприятий, объектов коммунального хозяйства, населенных пунктов;
- высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами от промышленных предприятий и автотранспорта;
- аккумулированное загрязнение почв вследствие долговременного выброса загрязняющих веществ от промышленных предприятий;
- отсутствие полигонов и необустроенность мест размещения твердых бытовых и производственных отходов.
Усугубляющим фактором долговременного негативного воздействия промышленных предприятий на территории "алмазной провинции" является отсутствие в населенных пунктах Нюрбинского, Вилюйского, Верхневилюйского, Кобяйского, Оленекского и Анабарского улусов водоочистных сооружений для питьевого водоснабжения.
В целом на территории Республики Саха (Якутия) водоснабжение населенных пунктов за счет ресурсов подземных вод осуществляется лишь в 16 улусах, из них в 4 улусах "алмазной провинции" (Вилюйский, Кобяйский, Ленский, Нюрбинский). Централизованным водоснабжением охвачено лишь 12,2% населенных пунктов Республики, из них 2 улуса "алмазной провинции" (Вилюйский, Ленский). Привозное водоснабжение организовано лишь в 36% поселений.
Наиболее высокий уровень благоустроенности наблюдается в промышленных улусах, к примеру, в Мирнинском районе системами водоснабжения охвачено 94%, водоотведения - 93,2%, в Ленском районе системами водоснабжения оборудовано 66,2%, водоотведения - 58,9%. В остальных улусах "алмазной провинции" наблюдается достаточно низкий уровень благоустройства, отсутствие систем централизованного водоснабжения, водоочистных сооружений.
Практически во всех улусах качественные показатели воды в источниках не соответствуют гигиеническим нормативам. Так по санитарно-химическим параметрам наименее благоприятны (удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, более 40%) источники воды в Верхневилюйском, Вилюйском, Нюрбинском улусах. При этом в Верхневилюйском и Нюрбинском улусах негативное санитарное состояние характерно как для поверхностных, так и для подземных источников. Проведенные в 2009 году ГУ "Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга" исследования озер Кобяйского улуса выявили превышение содержания железа и марганца по озерам Чымадай с. Сайылык, Улахан-Кюель с. Мастах, Мастах с. Мастах, содержание ртути в озере Чымадай с. Сайылык, также в воде большинства озер выявлены характерные загрязнения сельскохозяйственного животноводческого производства и сточных вод (р. Тарын, озера Улахан-Кюель, Чымадай, Кетех, Унардах, Балаганах, Багадя). При химико-токсикологическом исследовании проб почвы в селах Сайылык, Багадя, Мастах обнаружено присутствие в них хлорорганических пестицидов: содержание ДДТ (дихлордифенидитрихлорэтан) превышает ПДК в 50 раз, ГХЦГ (гексахролингексан) до 24-30 ПДК. Содержание мышьяка в почве составляет до 1,35 ПДК, свинца - до 7,2 ПДК, цинка - до 5,24 ПДК. Филиалом Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)" в Кобяйском улусе в 2008 году обследовано 435 проб питьевой воды. В результате выявлено неудовлетворительное качество питьевой воды по санитарно-химическим показателям и превышение среднереспубликанских показателей по микробиологии в поселке Сангар, селах Кобяй, Сайылык, Багадя, Сеген-Кюель, Кальвица, Мастах, Чагда, Аргас, Арыктах, Тыайа, Батамай, Сита, то есть практически во всех населенных пунктах Кобяйского улуса. Также в целом по улусу отмечено выявление колиформных и термотолерантных бактерий, что свидетельствует о стойком фекальном загрязнении водоисточников.
В этой связи обеспечение населения чистой питьевой водой является одним из приоритетных направлений.
В целом ситуация вредного экологического влияния промышленности изменилась в лучшую сторону в сравнении с советским периодом 60-80 годов XX века, когда наблюдались прямые выбросы алмазной промышленности, выбросы отработанных ступеней космической техники с остатками высокотоксичного топлива, атомные взрывы в промышленных целях. В настоящее время влияние выбросов от алмазодобывающего производства соответствуют нормативным требованиям действующего законодательства по охране окружающей среды. Аварийных случаев сверхнормативного выброса вредных веществ в результате деятельности алмазодобывающих компаний за последние годы не зарегистрировано.
Негативное влияние алмазодобывающей промышленности на экологическую ситуацию в мезарегионе обуславливает повышенное внимание к качеству медицинских услуг.
Данные показателя общей смертности по улусам "алмазной провинции" демонстрируют негативную тенденцию. С 2006 по 2011 годы смертность выросла на 2,2%, как и в целом по Республике Саха (Якутия). Наибольший рост смертности в указанный период произошел в следующих улусах: в Оленекском - на 46,3%, Верхневилюйском - на 25,9%, Нюрбинском - на 23,6%, Вилюйском - на 23%; Сунтарском - на 22,5%.
При этом по основным причинам смертности в период с 2005 по 2010 год динамика выглядит следующим образом:
- от злокачественных новообразований в среднем по улусам "алмазной провинции" отмечается рост смертности в 1,3 раза, что выше среднереспубликанского уровня на 25%. Наибольший рост отмечается в Оленекском (в 3 раза к уровню 2005 года), Вилюйском (в 1,3 раза) и Верхневилюйском (1,2 раза) улусах.
- от болезней сердечнососудистой# системы темпы снижения уровня смертности сопоставимы со среднереспубликанскими показателя (снижение на 2% к уровню 2005 года), при этом отмечается рост данного показателя в Сунтарском (в 1,3 раза), Мирнинском (в 1,2 раза) и Нюрбинском (в 1,1 раза) улусах.
- от болезней органов пищеварения на фоне общего роста показателя смертности в Республике Саха (Якутия) (в 1,5 раза к уровню 2005 года) в улусах "алмазной провинции" данный показатель ниже среднереспубликанского (в 1,3 раза). При этом, в Мирнинском (в 2,3 раза), Сунтарском (в 2,2 раза) и Ленском (в 1,6 раза) улусах уровень смертности выше среднереспубликанских показателей.
Рост общей заболеваемости населения в период с 2006 по 2010 годы в улусах "алмазной провинции" составил 8,1%, что на 0,2% выше, чем в среднем по республике (7,9%). Данный показатель наиболее значительно вырос в трех улусах: в Сунтарском - на 28,7%, в Мирнинском - на 23,2% и в Оленекском - на 12,6%. При этом если в целом по республике в период с 2006 по 2010 год отмечается снижение уровня заболеваемости туберкулезом на 100 тыс. человек на 2,1%, то в улусах "алмазной провинции" он вырос на 10,7%. Значительный рост заболеваемости туберкулезом к уровню 2006 года отмечается в Оленекском (в 4,8 раза), Кобяйском (в 2,1 раза) и Мирнинском (в, 1,5 раза) улусах.
Между тем современная материально-техническая база, необходимая для качественного оказания медицинских услуг, создана в следующих населенных пунктах - городах Мирный, Ленск и Вилюйск. В неудовлетворительном техническом состоянии здания центральных улусных больниц находятся в Верхневилюйском, Оленекском и Сунтарском улусах. При этом по остальным учреждениям здравоохранения наиболее неблагоприятная ситуация по техническому состоянию зданий отмечается в Нюрбинском (42% от общего количества учреждений в неудовлетворительном состоянии), Верхневилюйском (29%), Вилюйском (21%) и Оленекском (20%) улусах.
В целях улучшения условий проживания и обеспечения пожарной безопасности объектов с круглосуточным пребыванием людей и устранения предписаний органов государственного пожарного надзора по итогам комплексных проверок учреждений с круглосуточным пребыванием людей были ликвидированы межулусные дома-интернаты для престарелых и инвалидов в Сунтарском, Нюрбинском и Верхневилюйском улусах. В этой связи для улучшения социального обеспечения в улусах "алмазной провинции" принято решение о создании и строительстве нового здания ГУСО "Нюрбинский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов" в г. Нюрбе.
Обновление основных фондов требуется и в системе образования. Из 57 зданий ветхих и аварийных школ в целом по Республике Саха (Якутия)4 на территории улусов "алмазной провинции" расположено 17 зданий школ (или 29,8% от общего количества), в том числе 6 зданий образовательных учреждений в аварийном состоянии и 11 зданий, находящихся в предаварийном состоянии из-за ветхости. При этом наибольшее количество аварийных и ветхих зданий школ наблюдается в Верхневилюйском, где имеются по 4 таких образовательных учреждения, Вилюйском и Сунтарском улусах.
Обновление основных фондов требуется и в системе дошкольного образования. Из 103 зданий ветхих и аварийных дошкольных образовательных учреждений в целом по Республике Саха (Якутия) на территории улусов "алмазной провинции" расположено 28 зданий (или 30,7% от общего количества). Наибольшее количество аварийных и ветхих зданий дошкольных образовательных учреждений наблюдается в Верхневилюйском, Вилюйском, Сунтарском и Кобяйском улусах, где имеются по 6 таких дошкольных образовательных учреждений.
Ниже среднереспубликанских значений выглядят основные показатели в жилищной сфере. Так обеспеченность централизованным отоплением жилищного фонда улусов "алмазной провинции" в среднем составляет 63,03%, что ниже среднереспубликанского показателя (72,7%) на 9,6%. Наименьший уровень отмечается в Нюрбинском (21,9%), Сунтарском (23,5%) и Верхневилюйском (24,6%) улусах. Обеспеченность отоплением выше уровня среднереспубликанского показателя в Анабарском (100%), Мирнинском (96,8%) и Кобяйском (82,8%) улусах. Также низкой в отдельных улусах остается обеспеченность горячим водоснабжением - в Анабарском, Верхневилюйском, Нюрбинском, Оленекском, Сунтарском улусах значение данного показателя ниже 5%.
Общая площадь жилищного фонда улусов "алмазной провинции" составляет 4 826,8 тыс. кв. м., при этом доля ветхого и аварийного жилья - 801,4 тыс. кв. м. или 16,6% от общего объема (в целом по республике данный показатель по итогам 2010 года составил 14,4% (в целом по Российской Федерации - 3,2%)).
По сравнению со среднереспубликанским показателем наибольший удельный вес ветхого и аварийного жилья наблюдается в Нюрбинском улусе и составляет 34,3% при общем объеме жилфонда 568,5 тыс. кв. м., в Сунтарском улусе данный показатель составляет 25,3% при общем объеме жилфонда 537,0 тыс. кв. м., в Вилюйском улусе - 21,5% при общем объеме жилфонда 487,8 тыс. кв. м., в Анабарском улусе - 17,9% при общем объеме жилфонда 50,3 тыс. кв. м., в Кобяйском улусе - 17,5% при общем объеме жилфонда 295,0 тыс. кв. м.
В некоторых улусах "алмазной провинции" доля ветхого и аварийного жилфонда ниже среднереспубликанского показателя, к примеру, в Верхневилюйском улусе удельный вес ветхого и аварийного жилфонда составляет 8,2%, при этом общий объем жилфонда составляет 394,4 тыс. кв. м., в Мирнинском улусе удельный вес ветхого и аварийного жилфонда равен 14,0% при общем объеме жилфонда 1592,7 тыс. кв. м., в Ленском улусе общая площадь жилфонда равна 892,9 тыс. кв. м., при этом доля ветхого и аварийного жилья составляет 13,3%.
Весьма различны позиции улусов по уровню промышленного производства:
в группу улусов с высоким уровнем развития можно отнести Мирнинский и Ленский улусы;
в группу улусов со средним уровнем развития можно отнести Вилюйский, Анабарский и Нюрбинский улусы;
в группу улусов с низким уровнем развития можно отнести Оленекский, Верхневилюйский, Кобяйский и Сунтарский улусы.
При этом, следует отметить низкий уровень развития малого бизнеса5. Если в среднем по Республике Саха (Якутия) на малых предприятиях трудится 8,5% от экономически активного населения, то в улусах "алмазной провинции" - 5,7%. В то же время данные по безработице свидетельствуют о том, что она находится в пределах среднего по республике значения. Однако в отдельных улусах отношение безработных к экономически активному населению превышает среднереспубликанские показатели (2,62%): Анабарский улус - 3,69%, Кобяйский улус - 6,71%, Нюрбинский улус - 3,68%, Оленекский улус - 9,95%п.
Вышеперечисленные и другие факторы обусловили снижение численности постоянного населения в улусах "алмазной провинции". Если в целом по Республике Саха (Якутия) численность населения снизилась на 0,5%, то по улусам "алмазной" провинции снижение составило 3,6%. При этом наибольшее снижение населения произошло в Анабарском улусе (9,8%), в Кобяйском улусе (3,7%), Мирнинском улусе (6,6%), Нюрбинском улусе (5,2%) и в Оленекском улусе (2,4%).
Вместе с тем уровень экономической активности населения зависит в том числе и от уровня развития транспортной и энергетической инфраструктуры.
Основой транспортной инфраструктуры в улусах "алмазной провинции" являются автомобильные дороги. Кроме того, активно используется воздушный и водный транспорт. Общая протяженность автомобильных дорог улусов "алмазной провинции" составляет 6112 км, или 24% от общей протяженности автомобильных дорог Республики Саха (Якутия). При этом протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 2254 км или 37% от общих дорог. Отсутствуют автомобильные дороги с твердым покрытием в Оленекском улусе. В Анабарском улусе протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет всего 13 км, в Кобяйском улусе - 37 км.
По территориям улусов "алмазной провинции" (кроме Анабарского, Оленекского и Кобяйского) проходит федеральная автомобильная дорога "Вилюй", являющаяся основной "ниткой" транспортного сообщения с другими улусами Республики Саха (Якутия).
Особенно остро стоит вопрос круглогодичной доступности населенных пунктов с улусными центрами. Так в среднем по 3-5 населенных пункта в каждом улусе не обеспечены круглогодичной транспортной доступностью. Во все населенные пункты Анабарского улуса завоз генеральных грузов обеспечивается исключительно автозимником. В Верхневилюйском улусе отсутствует устойчивое транспортное сообщение с 15 населенными пунктами правобережных от реки Вилюй наслегов улуса. Аналогичная ситуация сложилась и в Вилюйском улусе, где отсутствует круглогодичная транспортная связь с 9 населенными пунктами левобережья реки Вилюй. Наиболее важными для развития Кобяйского улуса является строительство региональной автомобильной дороги "Кобяй". Протяженность автозимников в Кобяйском улусе составляет 1526 км, протяженность автозимника от с. Сайылык до с. Себян-Кюель, крайними населенными пунктами Кобяйского улуса, составляет 740 км. По причине отсутствия устойчивого транспортного сообщения жители всех сельских населенных пунктов Кобяйского улуса в течение 7 месяцев оказываются изолированными от внешнего мира. Протяженность к труднодоступным населенным пунктам Нюрбинского улуса составляет 300 км или 52,7% от общей протяженности автодорог. В Сунтарском улусе протяженность к 4 труднодоступным населенным составляет 136,3 км., в том числе: 16 км до с. Тюбяй-Жархан, 65 км до с. Вилюйчан, 35 км до с. Нахара, 20,3 км до с. Туойдах.
Электроснабжение улусов "алмазной провинции" производится за счет централизованной подачи электроэнергии с гидроэлектростанций Вилюйского бассейна. В настоящее время электроснабжение Сунтарского, Нюрбинского, Вилюйского и Верхневилюйского улусов Республики Саха (Якутия) осуществляется по ВЛ-110 кВ "Мирный - Сунтар - Нюрба - Вилюйск". Линия выполнена на деревянных опорах протяженностью 616 км, находится в эксплуатации с 1971 года. Передающая способность линии уже давно исчерпала себя, из-за большой перегруженности потери составляют до 50% передаваемой энергии.
Одним из наиболее проблемных вопросов с точки зрения электроснабжения является электроснабжение Мукучинского куста сел Кобяйского улуса (села Сайылык, Багадя, Арылах, Мастах). Межпоселковые и внутрипоселковые линии электропередач этих сел были построены в 1980-х годах. Из-за отсутствия балансодержателя текущее содержание и ремонт электрохозяйства не производились с момента постройки. В результате электролинии находятся в ветхом состоянии, деревянные опоры сгнили. В ветреную погоду постоянно случаются перепады напряжения и отключения электроэнергии из-за перехлестывания линий и падения столбов, часто продолжительностью до 5-7 суток.
В этой связи одним из крупных проектов развития электросетевой инфраструктуры является строительство ВЛ-220 кВ "Мирный - Сунтар - Нюрба" с ПС-220 кВ Сунтар и ПС-220 кВ Нюрба, которая позволит осуществить бесперебойное и надежное электроснабжение населенных пунктов всей Западной Якутии. На сегодняшний день введены 2 участка линии с подстанцией в с. Сунтар. Необходимо строительство 3 и 4 участков линии общей протяженностью 161,7 км.
Строительство транспортной и энергетической инфраструктур позволит создать условия для развития промышленного производства, привлечения инвестиций, развития малого бизнеса, в том числе создания новых рабочих мест и повышения налогооблагаемой базы.
Анализ расходования средств на социально-экономическое развитие улусов "алмазной провинции"
Расходование средств, направляемых на решение социально-экономических и экологических задач улусов "алмазной провинции", осуществляется по двум направлениям: расходы неинвестиционного характера и расходы на капитальные вложения.
В рассматриваемый период 2005-2011 годов существовал следующий порядок распределения средств между расходами капитального и неинвестиционного характера. Ежегодно решение о разделении средств на текущие и капитальные расходы закреплялось законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год.
В 2005-2007 годах расходы неинвестиционного характера составляли 30 млн. рублей, в 2008 году - 50 млн. рублей, в 2009-2011 годах - 90 млн. рублей. Соответственно, расходы на капитальные вложения составили: в 2005 год - 986,4 млн. рублей, 2006 год - 830,7 млн. рублей, 2007 год - 757 млн. рублей, 2008 год - 1 150 млн. рублей, с 2009 по 2011 годы - 1 119,4 млн. рублей.
Анализ расходов неинвестиционного характера в 2005-2011 годах свидетельствует о том, что "львиная" доля средств была направлена на расходы в сфере культурного развития (14%), сельского хозяйства (13%), и прочие направления (22%).
Распределение средств регулируется положением о порядке формирования, утверждения и исполнения целевого бюджетного фонда реализации социально-экономических и экологических программ улусов "алмазной провинции", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.07.2003 г. N 478. В соответствии с данным Порядком главы администраций улусов "алмазной провинции" ежегодно представляют в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) заявки с распределением средств неинвестиционного характера для последующего утверждения Правительством Республики Саха (Якутия). При этом, перед внесением на утверждение в Правительство Республики Саха (Якутия) распределение средств до 2008 года утверждалось решением Коллегии целевого бюджетного фонда улусов "алмазной провинции". С 2008 года, в связи с изменением бюджетного законодательства распределение средств осуществляется на основании решения Правительства Республики Саха (Якутия) с обязательным согласованием с главами администраций улусов "алмазной провинции".
Таблица 1. Направления расходования средств неинвестиционного характера в период с 2005 по 2011 годы, в млн. рублей
Направления |
Всего |
Доля, % |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Всего |
410,0 |
100% |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
50,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
Образование |
32,5 |
8% |
3,0 |
2,4 |
1,6 |
1,9 |
6,8 |
9,1 |
7,7 |
Здравоохранение |
34,8 |
8% |
0,7 |
0,6 |
1,1 |
2,2 |
10,3 |
8,6 |
11,4 |
Культура |
56,1 |
14% |
4,2 |
3,2 |
8,8 |
5,4 |
6,1 |
11,2 |
17,2 |
Экология |
30,3 |
7% |
2,5 |
3,2 |
0,1 |
4,1 |
4,8 |
6,1 |
9,6 |
Социальное обеспечение |
22,0 |
5% |
0,7 |
2,0 |
1,5 |
3,7 |
8,3 |
3,9 |
1,9 |
Кадровая политика |
15,5 |
4% |
2,3 |
1,3 |
2,7 |
2,3 |
2,4 |
1,8 |
2,8 |
Коммунальное хозяйство |
14,3 |
3% |
1,4 |
2,4 |
0,3 |
2,8 |
6,7 |
0,3 |
0,4 |
Сельское хозяйство |
52,7 |
13% |
3,7 |
1,3 |
4,7 |
3,8 |
15,1 |
12,7 |
11,3 |
Физкультура и спорт |
33,3 |
8% |
0,1 |
0,4 |
1,9 |
8,8 |
5,3 |
6,6 |
10,3 |
Малое и среднее предпринимательство |
26,3 |
6% |
0,3 |
0,7 |
1,4 |
0,8 |
7,7 |
8,1 |
7,4 |
Прочие |
92,2 |
22% |
11,2 |
12,5 |
5,9 |
14,4 |
16,7 |
21,6 |
10,0 |
При этом в Порядке не указаны приоритеты направления средств, в результате чего средства неинвестиционного характера направлялись не только на решение экологических задач, на развитие материально-технической базы бюджетных учреждений и поддержку малого и среднего бизнеса, но и на финансирование текущих расходов, в том числе на проведение культурных и спортивных мероприятий (см. таблицу 1).
Распределение средств неинвестиционного характера между муниципальными образованиями производится в одинаковых объемах вне зависимости от численности населения, уровня налогооблагаемой базы, транспортной доступности. При этом в отдельные периоды средства направлялись на выполнение общереспубликанских мероприятий экологической, культурной и спортивной направленности. В то же время, начиная с 2008 года, ряд муниципальных образований вносят предложения о ненаправлении средств на реализацию общереспубликанских мероприятий в области экологии, что приводит к длительному согласованию решения Правительства Республики Саха (Якутия) о распределении средств неинвестиционного характера.
Таблица 2. Распределение средств неинвестиционного характера между улусами "алмазной провинции в период с 2005 по 2011 годы, в млн. рублей
Наименование улуса |
Всего |
Доля, % |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Всего |
320,0 |
100% |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
50,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
Анабарский улус |
33,3 |
10% |
2,2 |
1,8 |
3,8 |
5,6 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Верхневилюйский улус |
33,7 |
11% |
2,2 |
2,1 |
3,8 |
5,6 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Вилюйский улус |
33,7 |
11% |
2,2 |
2,1 |
3,8 |
5,6 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Кобяйский улус |
33,7 |
11% |
2,2 |
2,1 |
3,8 |
5,6 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Ленский улус |
33,7 |
11% |
2,2 |
2,1 |
3,8 |
5,6 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Мирнинский улус |
33,7 |
11% |
2,2 |
2,1 |
3,8 |
5,6 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Нюрбинский улус |
33,7 |
11% |
2,2 |
2,1 |
3,8 |
5,6 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Оленекский улус |
33,7 |
11% |
2,2 |
2,1 |
3,8 |
5,6 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Сунтарский улус |
37,8 |
12% |
2,2 |
10,0 |
- |
5,6 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
прочие |
13,2 |
4% |
9,8 |
3,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего в период с 2005 по 2011 годы за счет средств целевого бюджетного фонда (ранее действующее наименование) и бюджетных ассигнований, направляемых на решение социально-экономических и экологических задач улусов "алмазной провинции" на капитальные вложения, было направлено 7,1 млрд. рублей, в том числе из общего объема по улусам:
Диаграмма 1. Распределение средств по улусам "алмазной провинции" в период с 2005-2010 годы, в млн. рублей6
Исходя из диаграммы 1 наибольший объем средств был направлен на финансирование строительства объектов на территории Ленского, Мирнинского, Сунтарского и Вилюйского улусов. В то же время по доле дотаций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджеты Мирнинского и Ленского улусов являются наименее дотационными (см. диаграмму 2).
Отраслевой срез использования средства в период 2005-2011 годы показывает, что наибольший объем финансирования приходится на строительство социальных объектов (школы - 27%, больницы - 15%, физкультура и спорт - 2%, соцобеспечение и профобразование - по 1%), электроэнергетику (10%), газификацию, коммунальное хозяйство (по 7%), жилищное строительство (6%), сельское хозяйство (5%) и на охрану окружающей среды (2%).
Диаграмма 3. Доли распределения средств по улусам "алмазной провинции" в период с 2005-2011 годы в разрезе отраслей, в % к итогу8
Подобное распределение средств позволило в период 2005-2011 годы обеспечить ввод 6 объектов здравоохранения, 23 общеобразовательных учреждения, 5 объектов физкультуры и спорта, 1 объект профессионального образования, 1 объект высшего образования, 23 км линий электропередач, 113 км магистральных газовых сетей.
Таблица 3. Распределение средств на решение социально-экономических и экологических задач улусов "алмазной провинции" РС (Я) на 2011 год, в тыс. рублей9
|
2011 год, тыс. рублей |
Доля, % |
Всего |
1 119 400,0 |
100,0% |
Общее образование |
576 434,0 |
51,5% |
Здравоохранение |
197 500,0 |
17,6% |
Прочие расходы |
153 745,1 |
13,7% |
Коммунальное хозяйство |
95 607,2 |
8,5% |
Жилищное строительство |
42 500,0 |
3,8% |
Сельское хозяйство |
28 613,6 |
2,6% |
Социальное обеспечение |
20 000,0 |
1,8% |
Транспорт |
5 000,0 |
0,4% |
Анализ показывает, что в 2005-2011 гг. основными направлениями расходования средств являлись строительство объектов социальной сферы (56%). В то же время решение задач, направленных на развитие инфраструктурных отраслей экономики и улучшение экологической обстановки, в указанный период решались по остаточному принципу (22%).
Кроме того, следует отметить, что распределение капитальных расходов производилось в соответствии с порядком определенным положением о порядке формирования перечня и финансирования строек, объектов и направлений инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2005 и последующие годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.07.2004 г. N 316. В этой связи распределению средств были присущи недостатки, связанные с отсутствием долгосрочного планирования в системе государственных капитальных вложений.
Цели и задачи Концепции социально-экономического и экологического развития улусов "алмазной провинции" на 2012-2016 годы
Основной целью Концепции социально-экономического и экологического развития улусов "алмазной провинции" на 2012-2016 годы является систематизация и взаимоувязка мероприятий и финансовых средств для повышения эффективности вкладываемых средств, выражаемой в улучшении показателей качества жизни и экологической обстановки на территории улусов "алмазной провинции".
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить направление ресурсов по следующим основным направлениям:
- снижение заболеваемости на основе комплексного решения проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных, в том числе путем улучшение материально-технического оснащения медицинских учреждений улусов "алмазной провинции", оказывающих первичную медицинскую помощь;
- обеспечение доступности качественного образования, строительства новых зданий общеобразовательных учреждений взамен аварийных и ветхих школ;
- обеспечение доступности дошкольного образования, реконструкция старых и строительство новых зданий дошкольных учреждений;
- обеспечение доступности и повышение комфортности жилья, ликвидация ветхого и аварийного фонда, повышение уровня благоустройства жилищного фонда и повышение надежности и эффективности теплоснабжения;
- обеспечение развития товарного производства агропромышленного комплекса путем инвестирования в животноводство и растениеводство, с реализацией полученной продукции на локальный рынок сбыта;
- сохранение и восстановление природной среды, обеспечивающей экологическую безопасность населения, в том числе проведение водоохранных и водохозяйственных мероприятий для обеспечения населения улусов "алмазной провинции" питьевой водой нормативного качества;
- повышение надежности энергоснабжения;
- повышение налогооблагаемой базы;
- повышение транспортной доступности населенных пунктов.
В этой связи необходимо внести изменения в действующие порядки распределения средств как по расходам неинвестиционного характера, так и по капитальным расходам.
Расходы неинвестиционного характера
Исходя из анализа проблем социально-экономического развития улусов "алмазной провинции", изложенных в разделе II, необходимо принятие порядка расходования средств неинвестиционного характера. Указанный порядок должен содержать:
общие объемы средств неинвестиционного характера, распределяемые между улусами "алмазной провинции";
методику распределения средств;
направление расходования средств, исходя из анализа социально-экономической ситуации улусов "алмазной провинции".
Направления расходования средств, учитывая различия в промышленном и социальном развитии и экологической ситуации, должны быть дифференцированы по каждому улусу в отдельности. Распределение средств будет осуществляться Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) в форме межбюджетных трансфертов в соответствии с разработанной методикой.
Указанный порядок определяет сроки и формы предоставления отчетности об использовании средств, а также порядок осуществления контроля со стороны органов государственной власти за их целевым использованием.
Расходование средств неинвестиционного характера должно быть направлено на решение социально-экономических и экологических задач улусов "алмазной провинции", исходя из следующих приоритетов, указанных в таблице 4.
Таблица 4. Приоритеты при распределении средств неинвестиционного характера*
Приоритет |
Анабарский |
Верхневилюйский |
Вилюйский |
Кобяйский |
Ленский |
Мирнинский |
Нюрбинский |
Оленекский |
Сунтарский |
Установка водоочистного оборудования в малых населенных пунктах |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Приобретение медицинского оборудования |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Оснащение оборудованием образовательных учреждений |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Малое и среднее предпринимательство |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Поддержка сельхозтоваропроизводителей |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Оснащение оборудованием дошкольных образовательных учреждений |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Расходы инвестиционного характера
Расходование средств инвестиционного характера осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Механизм распределения средств инвестиционного характера улусов "алмазной провинции" должен соответствовать общему механизму распределения средств Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия).
Исходя из проблем, стоящих перед улусами "алмазной провинции" на данном этапе, приоритеты отраслевого финансирования государственных капитальных вложений будут устанавливаться дифференцированно# по каждому улусу. Однако, учитывая целевой характер и обособленность средств улусов "алмазной провинции" в государственном бюджете Республики Саха (Якутия), необходимо включить в порядок формирования перечня и финансирования строек, объектов и направлений инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) положения, определяющие приоритеты направления расходования средств. При этом приоритеты должны соответствовать задачам государственных программ Республики Саха (Якутия), утвержденных Президентом Республики Саха (Якутия), программ развития муниципальных образований и поселений.
При формировании инвестиционных планов Республики Саха (Якутия) на перспективу основными приоритетами при строительстве объектов в улусах "алмазной провинции" должны быть инвестиции в следующие направления согласно их последовательности (см. таблицу 5).
При этом объем инвестиций на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения составляет не менее 30% от предлагаемых на очередной финансовый год средств.
Таблица 5. Карта приоритетов при распределении средств инвестиционного характера*
Приоритет |
Анабарский |
Верхневилюйский |
Вилюйский |
Кобяйский |
Ленский |
Мирнинский |
Нюрбинский |
Оленекский |
Сунтарский |
Объекты республиканской собственности |
1. Водоснабжение и водоотведение |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
2. Замена аварийных, ветхих учреждений здравоохранения путем строительства новых |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
3. Ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
4. Замена аварийных школ путем строительства новых |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
5. Ликвидация аварийных дошкольных образовательных учреждений |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
6. Учреждения социальной защиты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
7. Линии электропередач |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
8. Перевод на электроотопление |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
9. Межпоселенческие муниципальные дороги |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
- |
10. Автомобильные дороги республиканского значения |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
11. Автомобильные дороги местного значения |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Расходование средств в 2012-2016 годах в другие направления капитальных вложений, не предусмотренных настоящей Концепцией, не допускается.
* Примечание:
"+" - направление является приоритетным при расходовании средств инвестиционного и неинвестиционного характера улусов "алмазной провинции";
"-" - направление является менее приоритетным при расходовании средств инвестиционного и неинвестиционного характера улусов "алмазной провинции".
Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация мер предусмотренных Концепцией социально-экономического и экологического развития улусов "алмазной провинции" на 2012-2016 годы позволит достигнуть следующих результатов:
достижение высокого уровня качества жизни населения улусов "алмазной провинции";
сохранение и восстановление природной среды, обеспечить экологическую безопасность населения;
обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи населению;
формирование всесезонной опорной транспортной сети; устойчивое развитие сельских территорий;
обеспечение населения чистой питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям;
упорядочивания бюджетных ассигнований направленных на решение социально-экономических и экологических задач улусов "алмазной провинции".
<?> По данным ФГУ "Якутское УГМС"
2 По данным ФГУ "Якутское УГМС"
3 По данным ФГУ "Якутское УГМС"
4 По данным Министерства образования РС (Я) на 1 января 2012 года
5 По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия)
6 По данным Министерства экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия)
7 По данным Министерства экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия)
8 По данным Министерства экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия)
9 В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.11.2010 г. N 515
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.