Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия)
от 27 ноября 1997 года N 515
Типовое положение
о ресурсных резерватах (Эркээйи сирдэр) Республики Саха (Якутия)
1. Общие положения
1.1. Ресурсные резерваты (Эркээйи сирдэр) (далее - ресурсные резерваты) относятся к числу национальных природных резерватов - Ытык кэрэ сирдэр - особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) и создаются для сохранения и воспроизводства природных ресурсов данной территории для настоящего и будущих поколений.
1.2. Отношения в области организации, управления, функционирования, использования и охраны ресурсного резервата регулируются Законом Республики Саха (Якутия) "Об особо охраняемых природных территориях" и другими действующими законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также настоящим положением.
1.3. Ресурсные резерваты являются структурными подразделениями Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), а также могут быть и юридическими лицами - некоммерческими организациями.
1.4. Ресурсные резерваты могут быть как республиканского, так и местного значений.
1.5. Ресурсные резерваты создаются как с изъятием, так и без изъятия земельных, водных и других ресурсов.
1.6. Земля, воды, недра, любые биологические ресурсы и историко-культурные объекты, находящиеся на территории, кроме земель традиционного природопользования, предоставляются ресурсным резерватам на правах, предусмотренных действующим законодательством.
1.7. Изъятие и иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включены в ресурсные резерваты производятся по постановлению Правительства Республики Саха (Якутия).
1.8. В отдельных случаях в границах ресурсных резерватов могут находиться иные землепользователи и землевладельцы, хозяйственные отношения с которыми строятся на договорной основе.
1.9. Территория ресурсных резерватов учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства, районной планировки. Эти проектные документы подлежат обязательному согласованию с Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия).
1.10. Вопросы социально-экономической деятельности юридических и физических лиц, субъектов хозяйствующих на территории ресурсных резерватов, проекты развития и благоустройства населенных пунктов, согласовываются с Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия).
2. Задачи ресурсных резерватов
2.1. На ресурсные резерваты возлагаются следующие основные задачи:
2.1.1. создание условий, необходимых для защиты, восполнения и воспроизводства биоразнообразия;
2.1.2. сохранение естественной среды обитания коренных жителей и создание оптимальных условий для развития их культуры, сохранения традиционных форм деятельности и уклада жизни;
2.1.3. сохранение эталонных, уникальных и священных для коренного населения природных комплексов и объектов;
2.1.4. пропаганда охраны природы;
2.1.5. осуществление научных исследований и проведение экологического мониторинга.
3. Организация ресурсных резерватов
3.1. Ресурсные резерваты республиканского значения образуются постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) по представлению Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия). Этому предшествует соответствующее решение улусных и городских администраций, согласованное с местными органами самоуправления, а также собственниками земель, которые намечаются к включению в границы ресурсного резервата.
3.2. Ресурсные резерваты местного значения образуются решением улусных и городских Собраний с учетом мнения населения в лице их органов самоуправления по представлению соответствующих органов охраны природы по согласованию с Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия).
3.3. В таком же порядке производятся расширение их территорий, изъятие земель, а также реорганизация ресурсных резерватов.
3.4. Ресурсные резерваты могут создаваться как структурное подразделение при Национальных природных парках.
4. Управление ресурсными резерватами
4.1. Управление и контроль ресурсными резерватами республиканского значения осуществляется Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия). Ресурсные резерваты имеют выделяемые Министерством охраны природы штаты специальной службы охраны.
4.2. Управление и контроль ресурсными резерватами местного значения осуществляются местными органами самоуправления, которые финансируют деятельность ресурсных резерватов из местного бюджета.
4.3. Для обеспечения функционирования ресурсных резерватов Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) создаются их администрации (дирекции). Администрации (дирекции) ресурсных резерватов могут являться самостоятельными юридическими лицами в форме некоммерческих организаций. В функции администраций (дирекций) ресурсных резерватов входят обеспечение соблюдения установленного режима, проведение мероприятий, необходимых для функционирования ресурсных резерватов, охрана ресурсных резерватов. Функции администраций (дирекций) ресурсных резерватов могут также возлагаться на улусные комитеты охраны природы.
5. Особый режим охраны ресурсного резервата
5.1. Ресурсные резерваты состоят из одной или сочетания нескольких зон:
зоны абсолютного покоя (тыытыллыбат сирдэр) - места, где запрещены все виды человеческой деятельности;
священные земли (ытык сирдэр);
зона лицензионного изъятия биологических ресурсов;
зона сезонного запрета изъятия природных ресурсов;
зона традиционного природопользования.
5.2. На территории ресурсного резервата в соответствии с функциональными зонами и с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей устанавливается дифференцированный режим их охраны.
5.3. На территории ресурсных резерватов запрещается:
5.3.1. Эксплуатация водных ресурсов, а также любые действия, изменяющие гидрологический режим поверхностных и подземных вод;
5.3.2. Строительство и размещение промышленных объектов, высоковольтных линий, магистральных трубопроводов, автомобильных дорог;
5.3.3. Разработка полезных ископаемых, все виды нарушений почвенного и растительного покрова, выходов минералов, обнажений горных пород, распашка земель, производство взрывов, промышленные лесоразработки;
5.3.4. Движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам, прогон домашних животных;
5.3.5. Сбор коллекционных и других материалов, за исключением случаев, предусмотренных планом научно-исследовательских работ, согласованным с Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия);
5.3.6. Охота, рыбная ловля сверх установленных квот, уничтожение и отлов диких животных и птиц, разорение нор, гнезд и прочих укрытий и убежищ, а также все виды изменений условий обитания животных;
5.3.7. Интродукция растений и животных с целью акклиматизации, а также проведение мероприятий, способствующих увеличению численности отдельных видов животных выше естественной емкости угодий;
5.3.8. Применение химических средств в качестве удобрений, а также для борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками и с целью регулирования численности животных;
5.3.9. Загрязнение территории бытовыми и промышленными отходами;
5.3.10. Пролет самолетов, вертолетов ниже 500 метров над сушей и водным пространством, преодоление техническими средствами звукового барьера, а также другие виды шумового воздействия, превышающие установленные нормы;
5.3.11. Проезд, проход и нахождение на территории посторонних лиц без предварительного согласования с Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия);
5.3.12. Иная деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их состоянию и противоречащая целям и задачам ресурсного резервата.
5.4. По согласованию с Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия), при условии сохранения природных комплексов и объектов на территории ресурсных резерватов допускаются:
а) проведение научно-исследовательских работ;
б) проведение в необходимых случаях противопожарных, санитарных и эпидемиологических мероприятий;
в) проведение восстановительных мероприятий на участках, пострадавших от стихийных бедствий или нарушенных несанкционированной деятельностью человека, а также мероприятий, направленных на предотвращение изменений природных комплексов в результате хозяйственной деятельности на сопредельных территориях;
г) сбор коллекционных и других материалов, необходимых для выполнения плана научно-исследовательских работ;
д) лицензионный отстрел (отлов) животных, лицензионный лов рыбы в пределах квоты, строго лимитируемый сбор лекарственных растений в зоне лицензионного изъятия биологических ресурсов;
е) любительский лов рыбы и любительская охота (платная) в зоне сезонного изъятия природных ресурсов;
ж) в отдельных случаях регулируемый туризм и отдых в природных условиях;
з) создание рыборазводных комплексов, питомников-репродукторов;
и) кроме того в зоне традиционного природопользования:
ведение традиционной хозяйственной деятельности (оленеводство, коневодство, животноводство, сенокошение, сбор дикорастущих ягод, грибов);
транзитный проход (проезд) по установленным маршрутам работников родовых общин, коллективных хозяйств, других землепользователей на закрепленные участки;
строительство, ремонт и функционирование объектов производственно-технического и гражданского назначений родовых общин, коллективных хозяйств;
создание необходимых производственных структур, цехов, торговых точек и т.д. с целью производства и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и товаров народного потребления.
5.5. На некоторых участках ресурсного резервата в порядке, определенном в Положении о конкретном ресурсном резервате, могут быть разрешены:
5.5.1. Организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников ресурсного резервата и членов их семей продуктами питания;
5.5.2. Выпас скота, принадлежащего ресурсному резервату и его работникам, в том числе вышедшим на пенсию, а также иным гражданам, постоянно проживающим на его территории;
5.5.3. Предоставление работникам ресурсного резервата, в том числе вышедшим на пенсию, но проживающим на его территории, служебных наделов (пахотной земли и сенокосов);
5.5.4. Заготовка дров и древесины, необходимых для обеспечения потребностей ресурсного резервата и постоянно проживающих на его территории граждан, за счет рубок ухода;
5.5.5. Сбор грибов, орехов, ягод работниками ресурсного резервата, а также гражданами, постоянно проживающими на территории ресурсного резервата, для личного потребления (без права продажи);
5.5.6. Любительский лов рыбы сотрудниками ресурсного резервата, а также гражданами, проживающими на его территории, для личного потребления (без права продажи).
На территории ресурсного резервата отстрел (отлов) животных для научных, регуляционных целей допускается только по разрешениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).
5.6. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого ресурсного резервата определяются в Положении о нем, утверждаемом Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия). Положения местных ресурсных резерватов утверждают местные органы государственного управления
5.7. Ресурсные резерваты обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками.
6. Организация охраны ресурсных резерватов
6.1. Охрана ресурсных резерватов осуществляется специальной государственной инспекцией по охране особо охраняемых природных территорий, обладающей всеми правами государственной инспекции охраны природы.
6.2. К охране ресурсного резервата могут привлекаться органы внутренних дел, подразделения пограничных войск, общественные инспектора охраны природы;
6.3. Права государственных инспекторов по охране ресурсного резервата могут быть предоставлены его работникам, которые не являются государственными инспекторами по занимаемой должности. Предоставление указанных прав осуществляется с согласия работника по его письменному заявлению. Штат инспекции утверждается министром охраны природы Республики Саха (Якутия).
6.4. Права государственных инспекторов по охране ресурсного резервата регламентируются действующим законодательством.
7. Ответственность за нарушение режима ресурсных резерватов
7.1. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов ресурсных резерватов влечет за собой наложение в административном порядке штрафа на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда, установленных в Республике Саха (Якутия), и на должностных лиц - от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда, установленных в Республике Саха (Якутия), с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.
7.2. Законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) может устанавливаться уголовная ответственность за нарушение режима ресурсных резерватов.
7.3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах ресурсных резерватов, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.
8. Научно-исследовательская и просветительская деятельность ресурсного резервата
8.1. Научно-исследовательская деятельность ресурсного резервата направлена на изучение природных комплексов и экосистем, мониторинг природных процессов с целями оценки и прогноза экологической обстановки на территории ресурсного резервата, выработки рекомендаций по сохранению биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного и хозяйственного использования, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.
8.2. Научно-исследовательская деятельность в ресурсном резервате проводится:
научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями на договорных началах по программам и планам НИР, рассмотренными и согласованными с научно-техническим советом Министерства охраны природы республики Саха (Якутия);
8.3. Решением Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) на территории ресурсного резервата могут создаваться биологические станции.
8.4. Просветительская деятельность ресурсного резервата включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиции под открытым небом, организацию экологических объединений и центров, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности ресурсного резервата в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания и образования и пропаганды экологических знаний.
9. Финансово-хозяйственная деятельность
9.1. Хозяйственная деятельность ресурсных резерватов направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению.
9.2. Планы мероприятий по выполнению задач, стоящих перед ресурсным резерватом, структура, штаты, планы материально-технического обеспечения и объем бюджетного финансирования определяются в пределах выделенных бюджетных средств.
9.3. Ресурсные резерваты пользуются налоговыми льготами, установленными для особо охраняемых природных территорий действующим законодательством.
9.4. Ресурсные резерваты вправе иметь собственную символику (флаги вымпелы, эмблемы и др.), утверждаемую государственными органами в ведении которых они находятся.
Производство печатной, сувенирной и другой продукции, товаров народного потребления с использованием изображений природных, историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территории ресурсных резерватов, а также названий и символики осуществляется с разрешения дирекций ресурсных резерватов.
10. Условия оплаты труда в ресурсных резерватах
10.1. Структура и штаты ресурсных резерватов определяются министром охраны природы Республики Саха (Якутия) в пределах фонда оплаты труда, исходя из задач и специфики ресурсных резерватов.
10.2. Форма, система и размеры оплаты труда устанавливаются в соответствии с действующими в системе Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) условиями оплаты труда, в пределах имеющихся средств на оплату труда.
10.3. Доплаты, надбавки, премии и другие виды дополнительного поощрения работников определяются в соответствии с действующим законодательством.
10.4. Работникам ресурсных резерватов во время работы на кордонах выплачивается полевое довольствие.
10.5. Работникам ресурсных резерватов бесплатно выдаются специальная одежда, обувь и средства индивидуальной защиты по нормам, утвержденным Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия), а также нагрудный знак установленного образца. Кроме того государственным инспекторам по охране ресурсного резервата выделяется форменная одежда со знаками различия.
10.6. Работникам ресурсных резерватов, имеющим в личной собственности автомобили, мотонарты, катера, лодочные моторы и использующим их для служебных разъездов, могут выделяться горюче-смазочные материалы, а также производиться текущий ремонт этой техники. А для работников, использующих личные лошади для служебных разъездов, выплачиваются деньги на заготовку сена, соответствующие расценкам близлежащих хозяйств.
10.7. Работникам ресурсных резерватов для отопления жилых помещений отпускаются дрова по льготным расценкам, установленным для рабочих и служащих, занятых на работах в лесном хозяйстве.
10.8. Ущерб имуществу государственных инспекторов по охране ресурсных резерватов и лиц, наделенных их правами, причиненный в связи с выполнением служебных обязанностей и служебного долга, возмещается за счет юридического или физического лица, причинившего ущерб по решению суда.
10.9. Все вопросы, связанные с условиями работы, отражаются в коллективном соглашении, заключаемом между профсоюзным комитетом и администрацией государственных органов, в чьем ведении находятся ресурсные резерваты.
11. Контроль за деятельностью ресурсных резерватов
11.1. Контроль за деятельностью ресурсных резерватов осуществляется Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.