Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 1 декабря 2010 г. N 2544р действие настоящей долгосрочной целевой программы приостановлено в части финансирования за счет средств местного бюджета в 2011 году
Приложение N 1
к постановлению Окружной
администрации города Якутска
от 2 сентября 2010 г. N 145п
Долгосрочная целевая программа
"Развитие аграрного сектора пригородов г. Якутска на 2011 - 2013 годы"
I. Паспорт программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие аграрного сектора пригородов г. Якутска на 2011 - 2013 годы" |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующе го нормативного акта) |
|
Заказчик-координатор Программы |
Окружная администрация ГО "Город Якутск", Якутское управление сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства PC (Я) |
Основной разработчик Программы |
Якутское управление сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства PC (Я) |
Основная цель Программы |
Целью Программы является повышение уровня жизни населения на основе стимулирования развития агропромышленного комплекса в сельских территориях г. Якутска. |
Основные задачи программы |
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи: - стимулирование развития товарного сельскохозяйственного производства; - обеспечение повышения продуктивности сельскохозяйственного производства путем совершенствования и расширения материально-технического обеспечения села, развитием механизации животноводства, растениеводства и кормопроизводства, рациональным планированием, нормированием сельскохозяйственного производства, совершенствованием системы ценообразования и страхования и т.д.; - доступ товаропроизводителей всех форм собственности к материально-техническим, земельным, финансовым (в т.ч. кредитным), информационным и инновационным ресурсам; - поддержка пищевой и перерабатывающей промышленности, посредством совершенствования системы управления, механизма заготовки и рынков сбыта. |
Сроки и этапы реализации Программы (Подпрограммы) |
Все мероприятия Программы реализуются в один этап с 2011 по 2013 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
- Поддержка животноводства - Поддержка растениеводства - Заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции - Функциональные мероприятия |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
Окружная администрация ГО "Город Якутск", Якутское управление сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства PC (Я) |
Объем и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы "Развитие агропромышленного комплекса" на 2011 - 2013 годы составит - 226,89 млн. руб.: из бюджета Республики Саха (Якутия) - 175,0 млн. руб., из бюджета ГО "Город Якутск" - 27,99 млн. руб. из внебюджетных источников - 23,9 млн. руб. (собственные средства и кредиты банков) Из общей суммы финансирования объем капитальных вложений составляет 196,9 млн. руб. Расчеты объемов и источников финансирования мероприятий и целевой программы оформляются в виде приложения к программе (Приложение 1). Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального, республиканского и местного бюджетов на соответствующий год. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В результате реализации программных мероприятий ожидается к 2013 году достижение следующих конечных результатов: 1. Сохранение и расширение посевных площадей сельскохозяйственных культур. Посевная площадь в 2013 году составит 3815 га, в том числе картофеля - 1100 га, овощей открытого грунта - 515 га, зерновых - 100, кормовых культур - 1250 га; 2. Рост производства продуктов земледелия путем повышения плодородия почв агромелиоративными работами и рациональным использованием посевных площадей: - зерновых - с 102 тн. (2009 г.) до 130 тн. (2013 г.); - картофеля - с 7439 тн. (2009 г.) до 7900 тн. (2013 г.); - овощей - с 8148 тн. (2009 г.) до 8400 тн. (2013 г.). 3. Улучшение продуктивности скота и воспроизводительных качеств приведут к росту качественных и количественных показателей продукции животноводства: - продуктивности скота: удой с одной коровы - до 2760 кг (2013 г.); яйценоскость кур-несушек - до 210 шт. (2013 г.); - увеличение производства животноводческой продукции: скота и птицы - с 971 тн. (2009 г.) до 1497 тн. (2013 г.); молока - 5022 тн. (2009 г.) до 6340 тн. (2013 г.), яиц - с 42831 тыс. шт. (2009 г.) до 65000 тыс. шт. (2013 г.). 4. Увеличение производства основных видов продукции в пищевой и. перерабатывающей промышленности; - мяса и субпродуктов пищевые убойных животных - с 319 тн. (2009 г.) до 366 тн. (2013 г.) - цельномолочной продукции в пересчете на молоко - с 15509 т (2009 г.) до 17032,67 т (2013 г.). 5. Повышение уровня обеспеченности населения г. Якутска потребительскими продовольственными товарами за счет местного производства до 40%; |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы |
Посевная площадь всех сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, га (зерновые, картофель, овощи открытого грунта);численность сельхозживотных; объемы производства зерна, картофеля, овощей, мяса (в живом весе), молока и яйца; количество хозяйств. (Приложение N 2 к Программе) |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют Якутская городская Дума, Экспертная группа по контролю за реализацией Программы, Окружная администрация ГО "Город Якутск", Якутское управление сельского хозяйства МСХ PC (Я). Ежегодно в срок до 01 апреля исполнители Программы представляют отчет о ходе реализации Программы в Окружную администрацию ГО "Город Якутск" |
По-видимому, в тексте таблицы и далее по тексту допущена опечатка. Вместо "Приложение N 1 к Программе" имеется в виду "Приложение N 2 к постановлению Окружной администрации города Якутска от 2 сентября 2010 г. N 145п". Вместо "Приложение N 2 к Программе" имеется в виду "Приложение N 3 к постановлению Окружной администрации города Якутска от 2 сентября 2010 г. N 145п"
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Сельское хозяйство - это не только форма экономической деятельности, а в более широком плане, форма организации жизнедеятельности людей. Поэтому перед агропромышленным комплексом г. Якутска, согласно Программы, ставятся две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, сохранение устойчивости и достижение благополучия жизни сельского населения, а с другой стороны, увеличение производства товарной продукции и обеспечение ее конкурентоспособности. Программа разработана на основе анализа современного состояния агропромышленного комплекса г. Якутска.
Основные приоритеты развития и поддержки агропромышленного комплекса в г. Якутск определяются в целом рядом республиканских целевых программ отраслевого характера и в республиканской целевой Программе "Социально-экономическое развитие столицы г. Якутска на 2009 - 2012 г.г.", в каждой из которых в той или иной мере были предусмотрены мероприятия развития агропромышленного комплекса г. Якутска.
Город Якутск с подчиненной территорией имеет 346,2 тыс. га земельных угодий, в том числе 44,08 тыс. га сельскохозяйственных. Якутск - самый крупный район орошаемого земледелия республики. Она включает сельскохозяйственные угодья (44008 га): пашни (6571 га), сенокосы (16146 га), пастбища (21229 га), залежи (620 га).
Посевные площади картофеля (1009 га), овощей (508 га). На 84 гектарах высеваются зерновые и 1200 га кормовые на зеленую массу.
"г. Якутск с прилегающими территориями"
Микрорайон Марха - поселок на подчиненной ГО "Город Якутск" территории, центр одноименной поселковой администрации. Расположен на берегу реки Мархинка (приток реки Лены), в 12 км к северу от г. Якутска. Общая площадь - 1296 га, в том числе 84 га сельскохозяйственных угодий. Основные производства - молочное скотоводство, свиноводство и земледелие (овоще- и картофелеводство).
На территории поселка имеются мясоперерабатывающий цех и сельскохозяйственные предприятия такие как Полное товарищество крестьянское хозяйство "Сибирь" (свиноводство), ИП Макаров К.С. (крестьянское хозяйство "Уокуйэ") молочное скотоводство, овоще и картофелеводство.
Тулагино - сельский населенный пункт, центр Тулагино-Кильдямского наслега на подчиненной ГО "Город Якутск" территории. Расположен на левом берегу долины реки Лены, в 26 км к северу от г. Якутска. В селе - центральная усадьба коллективного сельскохозяйственного предприятия "Якутский"; основные производства - молочное скотоводство, мясное табунное коневодство, земледелие (овоще- и картофелеводство).
Кильдямцы - сельский населенный пункт на территории Тулагино-Кильдямского наслега. Расположен на левом берегу долины реки Лены, в 31 км к северу от г. Якутска, расстояние до центра наслега села Тулагино составляет 5 км. В селе - производственный участок коллективного хозяйства "Якутское"; основные производства - молочное скотоводство, земледелие (овощеводство и картофелеводство).
Сырдах - сельский населенный пункт на территории Тулагино-Кильдямского наслега, расстояние до центра наслега села Тулагино составляет 2 км. Расположен на левом берегу долины реки Лена, в 24 км к северу от г. Якутска. В селе - производственный участок коллективного предприятия "Якутское"; основные производства - молочное скотоводство, земледелие (овоще- и картофелеводство).
Хатассы - сельский населенный пункт, центр Хатасского наслега на подчиненной ГО "Город Якутск" территории. Расположен на левом берегу Табагинской протоки (реки Лена), в 15 км к югу от г. Якутска. Население - 5,6 тыс. чел. (на 01.01.2009 г.). В селе - центральная усадьба коллективного сельскохозяйственного предприятия "Хатасское"; основные производства - молочное скотоводство, свиноводство, земледелие (овоще- и картофелеводство). В селе Хатассы имеется сельскохозяйственное предприятие общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Хатас", организованное в октябре 2009 года. Хозяйство специализируется на производстве молока, мяса, картофеля, овощей. В отрасли животноводства в пригородных хозяйствах наиболее перспективная специализация - молочное скотоводство. В хозяйстве имеется также тепличное хозяйство на площади 1800 кв. м., картофелем, овощами открытого грунта засевалось 50 га земли. Основным источником кормов скота является полевое кормопроизводство (сено, силос, сенаж). С 1997 года введен в эксплуатацию мини-молочный цех, в котором производится пастеризация цельного молока, переработка кисломолочной продукции. В сельскохозяйственном производстве с. Хатассы за 2005 - 2009 годы наблюдается отрицательная тенденция развития в аграрном секторе по таким показателям как поголовье коров, лошадей, валовой сбор картофеля, овощеводства.
Пригородное - сельский населенный пункт на подчиненной ГО "Город Якутск" территории. Расположен на левом берегу реки Лены, в 4 км к югу от г. Якутска, расстояние до центра наслега села Хатассы составляет 9 км. В селе - производственный участок коллективного хозяйства "Хатасское"
Маган. Имеется крестьянское хозяйство "Котрус" основным видом деятельности является овощеводство и картофелеводство.
В целом город Якутск характеризуется достаточно развитым агропромышленным комплексом. В структуру АПК города входят две взаимосвязанные сферы: производственная и перерабатывающая.
Размеры и условия аграрного сектора в г. Якутске характеризуются специализацией хозяйствующих субъектов и основными производственными факторами их деятельности.
Основные факторы определяющие перспективы развития АПК
Позитивные факторы |
Негативные факторы |
- Интеграция производства и переработки в АПК - Гарантированное потребление произведенной продукции в городе - Рост закупочных цен и объемов целевого субсидирования способствует развитию с/х - Приоритетными при покупке населением города продуктов с/х являются продукты местного производства |
- Низкое плодородие почв и тенденции его ухудшения, не возмещен ущерб посевным площадям от наводнения 2001, сокращение посевных площадей за последние 5 лет - Сокращение продукции животноводства (7% по молоку и 13% по мясу за последние 5 лет), снижение продуктивности скота - Низкий удельный вес потребления собственных с/х продуктов по сравнению с привозными - Слабая материально-техническая база с/х, кризисное финансовое состояние большинства с/х предприятий |
Действующие сельскохозяйственные предприятия, в основном, имеют мясомолочную специализацию производства наряду с растениеводством, частный сектор ориентирован на огородничество, крестьянские хозяйства на животноводство.
За анализируемый период с 1990 - 2009 гг. наблюдается сокращение посевных площадей (таблица 2.8.1). На ежегодные сокращения посевных площадей существенную роль сыграли прошедшие наводнения и неблагоприятные климатические условия последних лет, в результате которых часть посевных площадей пришла в негодность. Следует отметить, что под сельскохозяйственные культуры практически не применяются органические и минеральные удобрения. Вследствие снижения уровня плодородия пашни недостаточно используются. Заброшено около 20% площадей, хотя за последние годы наблюдается увеличение посевных площадей за счет расширения площади кормовых культур.
Динамика посевной площади сельскохозяйственных культур, га
Показатели |
1990 |
1995 |
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Посевная площадь всех сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, га |
6041 |
5385 |
4370 |
2542 |
2390 |
3092 |
2455 |
1912 |
3104 |
из нее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зерновые культуры |
877 |
833 |
1278 |
223 |
57 |
62 |
18 |
|
84 |
картофель |
1042 |
1584 |
1534 |
1251 |
1183 |
1202 |
896 |
938 |
1049 |
овощи открытого фунта |
232 |
395 |
642 |
495 |
464 |
517 |
435 |
434 |
487 |
Сельскохозяйственным производством на территории г. Якутска занимаются 5 сельхозпредприятий, в т.ч.: ООО "Агрофирма Хатас", СХПК "Эрэл", СХПК "Олимп", ОАО "Якутская птицефабрика", ООО "Хатасский свинокомплекс", а также 55 подсобных и крестьянских хозяйств, 78 ДСК (дачно-садовые кооперативы) и 274 СОТ (садово-огороднические товарищества), которые объединяют более 36 тысяч членов добровольного общества садоводов, огородников и животноводов (ДОСОЖ).
На 01 января 2010 года во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота составило 4850 голов, в том числе коров - 2088 голов, свиней - 11228 голов, лошадей - 2175 голов, птиц - 211543 голов, оленей - 32. По сравнению с 1990 годом поголовье КРС снизилось на 22,3%, свиней - 23,6%, птиц - 78,7%., увеличилось поголовье лошадей на 20,6%, производство овощей открытого грунта - 49,4%, овощей закрытого грунта на 5,3%.
Анализ основных показателей агропромышленного комплекса г. Якутска 1990 - 2009 г.г.
Показатели |
1990 г. |
2009 г. |
2009 г. в % к 1990 г. |
Поголовье сельхозживотных, голов |
|
|
|
Поголовье КРС |
6240 |
4850 |
77,7 |
в т.ч. коров |
3826 |
2088 |
54,6 |
Поголовье свиней |
14697 |
11228 |
76,4 |
Поголовье лошадей |
1804 |
2175 |
120,6 |
Поголовье птиц, тыс. гол |
994,8 |
211,5 |
21,26 |
Поголовье оленей |
|
32 |
|
Производство |
|
|
|
Реализовано скота птицы в ж. в., тн. |
3892 |
910 |
23,4 |
Производство молока, тн. |
11089 |
5079 |
45,8 |
Производство яиц, тыс. шт. |
124946 |
42953 |
34,4 |
Валовой сбор картофеля, тн. |
10568 |
7439 |
70,4 |
Валовой сбор овощей открыт, грунта, тн. |
4018 |
6002 |
149,4 |
Валовой сбор овощей закрыт, грунта, тн. |
2038 |
2146 |
105,3 |
Посевная площадь, га |
|
|
|
Картофеля |
1049 |
1009,5 |
96,2 |
Зерновых |
877 |
84 |
9,5 |
овощей открытого грунта |
232 |
487 |
209,9 |
овощей закрытого грунта тыс. кв. м. |
|
208,8 |
|
По итогам 2009 года продукция растениеводства имеет следующие показатели: по картофелю уборочная площадь составила 1009,5 гектаров. Валовой сбор картофеля составил 7439 тонн. Овощей открытого грунта выращено 6002 тонн. За анализируемый период наблюдается снижение качественных и количественных показателей животноводческой продукции. Почти в 2,1 раза снизилось валовое производство молока (в 1990 году - 11089 тн, в 2009 году - 5079 тн), скота и птицы (в 1990 году - 3892 тн, в 2009 году - 910 тн) и т. д.
Из года в год увеличивается удельный вес в валовом выпуске отрасли доли крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйств, в 2009 году она составила 63%.
Сельское хозяйство несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на ГСМ, минеральные удобрения, сельскохозяйственную технику и запчасти, не сопоставимый с отпускными ценами сельскохозяйственной продукции. Чтобы приобрести тот же объем промышленных продукции, сельскохозяйственному товаропроизводителю нужно продать в 4-5 раз больше сельскохозяйственной продукции, чем в 1990 г. В структуре затрат сельскохозяйственных предприятий энергоносители составляют более 50% от общих расходов.
Уровень доходов большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками, банками по ссудам и работниками по оплате труда, что приводит к недостаточности собственных оборотных средств организаций, вследствие чего к кризисному финансовому состоянию организаций. Наблюдается тенденция роста кредиторской и дебиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий. Оплата труда пригородных сельхозтоваропроизводителей остается крайне низкой, но при этом в отраслях сельскохозяйственного производства практикуется натуральная оплата работающих в сельском хозяйстве.
Серьезное значение имеет незавершенность институциональных и земельных преобразований в аграрном секторе, нерешенность земельных вопросов в части упрощения и удешевления оформления земельно-кадастровых дел, сельхозтоваропроизводители не стали реальными собственниками земли, мотивация их труда остается слабой. Это приводит к отсутствию долгосрочных инвестиций на развитие отрасли, в том числе на мелиорацию и восстановление земель.
Вследствие резкого сокращения применения органических и минеральных удобрений возник дефицит баланса питательных веществ, что ведет к истощению почв и падению продуктивности пашни. Содержание гумуса в почве продолжает снижаться, увеличивается засоленность пашен. Приостановлены работы по осушению, орошению земель, реконструкции действующих мелиоративных систем, известкованию и гипсованию почв, защите растений от вредителей и болезней.
Проведенная приватизация пищевых, перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятий усилила их монополизм по отношению к сельхозтоваропроизводителям. Снизилась доля местных товаропроизводителей на внутреннем потребительском рынке продовольствия в связи с ведением конкурсов на муниципальный и государственный заказ.
Из года в год обеспеченность техникой в хозяйствах составляет 40-50% от потребности. Она физически и морально устарела. В результате не выдерживаются оптимальные сроки выполнения полевых работ, нарушаются технологии возделывания сельхоз культур, снижаются их урожайности. Это одна из причин не использования земель.
Таким образом, в целом в сельском хозяйстве г. Якутска в настоящее время существуют следующие проблемы:
1. Сокращение посевных площадей. Низкое плодородие почв и тенденции его ухудшения. Деградация земель из-за отсутствия удобрений и неправильной обработки. Нехватка кормов;
2. Сокращение поголовья сельскохозяйственных животных, а также снижение продуктивности скота;
3. Износ техники и основных фондов;
4. Диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукции влияющий на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий;
5. Кризисное финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий. Наличие просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей сельскохозяйственных предприятий. Нехватка оборотных средств предприятий АПК;
6. Низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве;
7. Недостаточное интегрирование структур сельскохозяйственного производства л заготовительной системы, а также недостаточная рыночная мобильность хозяйствующих субъектов АПК.
В сельском хозяйстве пригорода существуют проблемы, требующие обоснованных решений и системного поэтапного подхода на долгосрочную перспективу. Преодоление сложившихся тенденций возможно только при консолидации усилий Правительства PC (Я), Окружной администрации Городского Округа "Якутск", а также самих хозяйствующих субъектов посредством реализации предлагаемых программных мероприятий.
III. Основные цели и задачи программы
Целью Программы является повышение уровня жизни населения на основе стимулирования развития агропромышленного комплекса в сельских территориях г. Якутска.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- стимулирование развития товарного сельскохозяйственного производства;
- обеспечение повышения продуктивности сельскохозяйственного производства путем совершенствования и расширения материально-технического обеспечения села, развитием механизации животноводства, растениеводства и кормопроизводства, рациональным планированием, нормированием сельскохозяйственного производства, совершенствованием системы ценообразования и страхования и т.д.;
- доступ товаропроизводителей всех форм собственности к материально-техническим, земельным, финансовым (в т.ч. кредитным), информационным и инновационным ресурсам;
- поддержка пищевой и перерабатывающей промышленности, посредством совершенствования системы управления, механизма заготовки и рынков сбыта.
IV. Система программных мероприятий
Основные программные мероприятия - осуществление организационно-правовых и финансово-экономических мероприятий, обеспечивающих вывод агропромышленного производства из кризиса, стабилизацию и устойчивое его развитие.
Включает в себя мероприятия по развитию растениеводства, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
4.1. Поддержка растениеводства
Для предотвращения деградации плодородия пахотных земель и его воспроизводства нужен системный подход к использованию минеральных и органических удобрений, проведение необходимых противоэрозионных, лесозащитных и мелиоративных работ. Целесообразен переход земледелия на системы нового поколения - ландшафтные системы земледелия, обеспечивающие высокую продуктивность сельскохозяйственных угодий, энергоресурсосбережение, экологическую безопасность.
Корма и зерноводство
Основной задачей отрасли является доведение валового сбора зерновых культур до 130 тн., при увеличении посевных площадей к 2013 году до 100,0 гектаров и средней урожайности 12,9 ц. с 1 гектара.
Развитие кормопроизводства будет сосредоточено, прежде всего, на:
- укреплении материально-технической базы хранения кормов;
- обеспечение товаропроизводителей энергосберегающими сельскохозяйственными машинами на условиях лизинга;
- стимулирование привлечения кредитов на приобретение необходимых ресурсов для ведения земледелия.
Одной из главных задач кормопроизводства остается ликвидация несбалансированности кормовых рационов животных по белку, что требует расширения посевов многолетних трав, однолетних злаково-бобовых травосмесей, увеличения посевов бобовых трав и их смесей.
Важнейшим направлением в растениеводстве является перевод отрасли на эффективные ресурсосберегающие низкозатратные технологии.
Предусматривается создание и внедрение высокопродуктивных сортов и гибридов, устойчивых к полеганию, экстремальным факторам среды, опасным болезням и вредителям.
Программой предусмотрено выделение субсидий на финансирование работ для повышения и восстановления плодородия земель, освоения новых сельскохозяйственных угодий на условиях софинансирования на 2011 - 2013 годы:
Бюджет РС (Я) - 4 500 тыс. рублей;
Бюджет ГО "Город Якутск" - 10 000 тыс. рублей;
Внебюджетные источники - 2 300 тыс. рублей.
Основополагающим элементом системного ведения растениеводства является оптимальная структура посевных площадей, которая во многом определит экономическую эффективность отрасли.
Для своевременного проведения планового сортообновления на всей площади пашен запланировано внесение 50-70 тонн семян элиты зерновых культур.
В восстановлении и развитии зернового хозяйства предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- повышение и восстановление плодородия земель, освоения новых сельскохозяйственных угодий;
- приобретение посевной и сенокосной техники на лизинговой основе в связи с увеличением посевной площади по зерновым культурам до 100 гектар к 2013 году.
Картофелеводство
Основной задачей отрасли является доведение площади посадок картофеля до 1100 га к 2013 году.
Плановое обеспечение семенным картофелем составляет 1275 тонн. Для полного перехода на сортовые посадки в организованных хозяйствах запланировано ежегодное производство 50 тонн суперэлиты и 200 тонн элиты семян картофеля при средней урожайности в 130 ц/га.
Необходимо отметить, что в целях повышения уровня товарности выращиваемого картофеля было осуществлено субсидирование строительства картофелехранилища КХ "Котрус" на 250 тонн и реконструкции картофелехранилища КХ "Ким" на 250 тонн в рамках реализации МЦП "Развитие аграрного сектора пригородов г. Якутска на 2008 - 2011 г.г." в 2008 и 2009 г.г.
Овощеводство
Основной задачей отрасли является доведение площади посадок овощей открытого грунта до 515 га.
Запланированы следующие мероприятия:
- повышение плодородия и структуры овощных участков открытого грунта путем проведения агрохимических мероприятий засоленных участков;
- выделение субсидии на софинансирование реконструкции тепличного хозяйства КХ "Сайдыы" с. Сырдах Тулагино-Кильдямского наслега;
- выделение субсидии на софинансирование строительства овощехранилища ООО КХ "Куочай" на 100 тонн мкрн. Марха.
Развитие производства сельскохозяйственных культур является одной из составляющих частей агропромышленного комплекса г. Якутска и представляет собой целостную систему мер экономического и финансового характера. Эти меры направлены на улучшение условий жизнедеятельности сельчан путем стабильного развития аграрного сектора экономики.
4.2. Животноводство
Главной задачей развития отраслей животноводства является определение основных направлений формирования эффективного производства, насыщение потребительского рынка продукцией и сырьем животноводства, создание экономических, технологических условий для рентабельного ведения отрасли, обеспечивающих расширенное воспроизводство.
Развитие и размещение отраслей животноводства должно основываться на необходимом уровне потребностей населения в продукции животноводства, рационального использования производственных, трудовых и кормовых ресурсов. Скотоводство.
Основной задачей отрасли является увеличение в 2013 году производство молока до 6340 тонн, мяса скота и птицы в живом весе до 1497 тонн.
Развитие скотоводства предусматривается обеспечить на базе:
- применения перспективных энергосберегающих технологий содержания животных;
- увеличения производства полноценных кормов, комбикормов и премиксов;
- строительства новых и реконструкции действующих животноводческих помещений на основе использования высокомеханизированных и автоматизированных ферм с ресурсосберегающими безотходными технологиями, реконструкции и строительства объектов переработки по производству мяса, молока;
- совершенствования племенной работы на базе специализированных хозяйств, улучшения продуктивных, технологических и воспроизводительных качеств крупного рогатого скота, системы селекционно-племенной работы;
Развитие молочного скотоводства будет осуществляться на основе увеличения поголовья высокопродуктивных молочных пород и осуществления комплекса мер по повышению продуктивности коров.
Производство говядины должно увеличиться за счет ускоренного развития мясного скотоводства, откорма молодняка.
Финансовые и организационные механизмы по поддержке производства молока и мяса крупного рогатого скота предусматривают:
- субсидию на софинансирование строительства коровника на 100 голов ИП Федорова Е.Л. КХ "Владимиров" с. Капитоновка Тулагино-Кильдямского наслега;
- субсидию на софинансирование строительства коровника на 100 голов КХ "Андреев" с. Кильдямцы Тулагино-Кильдямского наслега;
- субсидию на софинансирование строительства сайылыков (летних ферм);
- субсидия на софинансирование реконструкции животноводческого комплекса на 400 голов ООО "Агрофирма Хатас" с. Хатассы;
- субсидию на софинансирование реконструкции животноводческого комплекса мкрн. Марха на 400 голов ОАО "Сахаплемообъединение", г. Якутск.
Птицеводство
В птицеводстве необходимо более полно использовать имеющиеся мощности ОАО "Якутская птицефабрика" в развитии яичного и бройлерного направления, достижений селекции. Необходимо освоить прогрессивные технологии выращивания птицы, создать предприятие по глубокой переработке продукции птицеводства. В этой связи в рамках реализации программных мероприятий планируется:
- строительство цеха сортировка яиц ОАО "Якутская птицефабрика" в 2011 году (г. Якутск);
- софинансирование приобретения сортировальной машины для яиц ОАО "Якутская птицефабрика" в 2011 - 2013 годах;
- строительство цеха хранения кормов N 8 ОАО "Якутская птицефабрика" в 2011 году.
К 2013 году поголовье птиц составит 310,0 тыс. голов, в том числе общественный сектор - 300 тыс. голов, КФХ - 4 тыс. голов, в хозяйствах населения - 6 тыс. голов. Следовательно, объем производства яиц возрастет на 51,7%.
Свиноводство
Свиноводство получит развитие прежде всего в Хатассах. В пригородных поселках надо увеличить производства фуражного зерна и белковых кормов. Необходимо увеличить производство свинины, прироста мяса в убойной массе. Следует сохранить и развивать производственные мощности свиноводческого комплекса, обеспечить его загрузку. В 2009 г. в рамках господдержки была выделена субсидия на газификацию свинокомплекса ПТКХ "Сибирь" и ООО "Хатасский свинокомплекс".
4.3. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности
В целях эффективного использования производственных мощностей отрасли, увеличения доли в местном потребительском рынке, планируется:
- совершенствование системы управления пищевой и перерабатывающей отрасли путем поэтапного создания кооперативных формирований по управлению продовольственными рынками, интеграции с сельскохозяйственным производством и сбытовыми организациями;
- увеличение объема заготовки сельскохозяйственной продукции, путем совершенствование механизма заготовки, оптимального охвата сырьевых зон и рынков сбыта;
- финансовое оздоровление предприятий отрасли путем реструктуризации долгов перед Аккумуляционным фондом и передачи имущества, построенного за счет займов Аккумуляционного фонда, на основе договоров об отступном и внесения их в виде пая в вновь создаваемых потребительских перерабатывающих кооперативах.
- на основании Закона Российской Федерации N 271-ФЗ от 30 декабря 2006 года "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" на базе интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей, кооперативов по переработке, предприятий пищевой промышленности, сбытовых организаций и других промышленных предприятий создание управляющих сельскохозяйственных кооперативных рынков;
- на основании Закона Российской Федерации N 53-ФЗ 02.12.1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"формирование продовольственного фонда за счет местного производства сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, а также завоза извне республики с учетом норм питания;
- расширение рынка сбыта за счет системы государственных, муниципальных заказов;
- организация заготовок сельхозпродукции сверх субсидируемых объемов;
- привлечение банковских кредитов без государственной поддержки, в том числе под залог договоров контрактации и товарных запасов на основе фьючерных отношений;
- повышение качественных показателей продовольственных товаров;
- взаимовыгодное партнерство, специализация (разделение сферы действия) оптово-сбытовых структур республики, включая предприятия потребительской кооперации;
- одинаковый доступ к рынкам сбыта местных товаропроизводителей независимо от формы хозяйствования, позволяющий продвигать продукцию от производителя до потребителя с наименьшими потерями качества.
- строительство и реконструкция производственных объектов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, оснащение их современной техникой и технологией.
Предусматривается участие инвесторов в строительстве и реконструкции производственных объектов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, оснащении их современной техникой и технологией, обеспечивающей увеличение производства, повышение качества сырья, комплексную, безотходную и качественную переработку продукции.
Экономическое стимулирование осуществляется путем предоставления субсидий по инвестиционному банковскому кредиту, привлеченному на строительство, на приобретение техники и оборудования по лизингу, путем предоставления государственных гарантий на проведение заготовки, материально-техническое перевооружение.
С целью безотходной переработки мяса планируется строительство и восстановление механизированных убойных цехов, оснащенных необходимым современным оборудованием по первичной обработке и разделке туш, ледниками и откормочной площадкой, скотовозами и т.д.
Глубокая переработка мяса будет производится на головных заводах и пищекомбинатах. Производство потребительских товаров будет направлено, в основном, на выпуск продуктов в современной упаковке с улучшенными микробиологическими качествами и увеличенным сроком хранения. Должны развиваться и внедряться технологии глубокой заморозки с целью максимального сохранения полезных веществ, удешевления транспортировки.
В этой связи в рамках реализации программных мероприятий планируется:
- приобретение технологического оборудования для переработки рыбы ОАО "Туймаада-Агроснаб";
- приобретение судна рефрижератора ОАО "Туймаада-Агроснаб";
- выделение субсидии на софинансирование приобретения оборудования убойного пункта сельхозживотных СХППК "Тумэн";
- выделение субсидии на софинансирование приобретения охладителя молока МКА-2000А ООО "Агрофирма Хатас" с. Хатассы.
4.4. Функциональные мероприятия
Грант Главы ГО "Якутск" в поддержку сельхозтоваропроизводителей по итогам года
В целях стимулирования организаций и работников агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) к повышению эффективности финансовой и производственной деятельности дальнейшее развитие получит проведение республиканского и городского соревнований среди организаций и работников агропромышленного комплекса.
Для проведения мероприятий по соревнованию Правительством Республики Саха (Якутия) и отдельно ГО "Город Якутск", ежегодно будет утверждаться "Положение о премировании победителей республиканского и городского соревнований среди организаций агропромышленного комплекса". Ежегодно в целях стимулирования товарного производства в сельском хозяйстве и планируется учредить грант Главы ГО "Город Якутск" в размере 100 тыс. руб. для лучших крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
Проведение ежегодного дня работника АПК г. Якутска
В рамках программы предусматриваются средства для проведения ежегодного дня работника АПК г. Якутска в размере 130 тыс. рублей ежегодно с 2011 по 2013 годы.
V. Ресурсное обеспечение
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы "Развитие агропромышленного комплекса" на 2008 - 2011 годы составит - 226,89 млн. руб.:
из бюджета Республики Саха (Якутия) - 175,0 млн. руб.,
из бюджета ГО "Якутск" - 27,99 млн. руб.
из внебюджетных источников - 23,9 млн. руб. (собственные средства и кредиты банков)
Из общей суммы финансирования объем капитальных вложений составляет 196,6 млн. руб.
Расчеты объемов и источников финансирования мероприятий и целевой программы оформляются в виде приложения к программе (Приложение 1).
Объемы финансирования, предусмотренные на реализацию программы могут быть откорректированы в зависимости от финансовой обеспеченности всех уровней бюджета.
VI. Нормативно-правовое обеспечение
Задачи нормативно-правового обеспечения агропромышленного комплекса ГО "Якутск" заключаются в разработке законодательной и нормативной базы реализации программных мероприятий с учетом положений Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и приоритетного национального проекта "Развитие АПК".
Нормативной базой при разработке данной программы явились следующие законодательные акты:
- ФЗ РФ "О развитии сельского хозяйства" от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ;
- ФЗ РФ "О личном подсобном хозяйстве"от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ;
- ФЗ РФ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"
- Закон РС (Я) "О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)"от 14.06.2000 г. 3 N 207-II;
- Закон РС (Я) "О государственном регулировании агропромышленного производства";
- Закон РС (Я) "О табунном коневодстве";
- Закон РС (Я) "О мелиорации земель";
- Закон РС (Я) "О крестьянским хозяйстве";
- Закон РС (Я) "О поддержке сельскохозяйственных кооперативов";
- Государственная целевая программа "Социально-экономического развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011";
- Республиканская целевая Программа "Социально-экономическое развитие столицы г. Якутска на 2009 - 2012 г.г.";
Нормативно-правовое обеспечение Программы предусматривает дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, включающее разработку и принятие новых нормативно-правовых актов, таких как "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)", "О продовольственном фонде Республики Саха (Якутия)", "О семеноводстве сельскохозяйственных растений в Республике Саха (Якутия)", "О поддержке сельскохозяйственных рынков в Республике Саха (Якутия)".Внесение изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты "О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Республике Саха (Якутия), которые затрагивают вопросы в области законодательного оформления принципов регулирования имущественных и земельных отношений, обеспечивающих повышение устойчивости и эффективности агропромышленного производства.
Для проведения программных мероприятий будут приняты нормативные акты, регулирующие механизм их реализации.
VII. Механизмы реализации программы
Реализация Программы базируется на принципах партнерства сельского населения, хозяйственных и общественных организаций, Окружной администрации ГО "Город Якутск", органов республиканского управления, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Программа реализуется муниципальным заказчиком - Окружной администрации ГО "Город Якутск" с участием заинтересованных общественных организаций, республиканских органов исполнительной власти и представительных органов местного самоуправления.
Заказчик Программы:
- отвечает за методическое обеспечение ее реализации;
- готовит предложения об объемах и условиях предоставления инвестиций на развитие объектов производственной сферы на основе софинансирования;
- разрабатывает методические материалы для исполнителей в сельских поселениях, организуют информационную и разъяснительную работу о целях и задачах Программы;
- осуществляет мониторинг за реализацией Программы в целях корректировки ее выполнения и распространения положительного опыта;
- координирует деятельность исполнителей в ходе реализации Программы;
- контролирует целевое использование бюджетных средств.
Механизм реализации Программы имеет трехступенчатую структуру и предусматривает использование различных форм и методов государственного регулирования:
- на федеральном уровне осуществляется прямое финансирование из федерального бюджета, установление льгот, создание благоприятного инвестиционного климата, разработка нормативно-правовой базы, научное и правовое сопровождение;
- на региональном уровне осуществляется финансирование программных мероприятий из средств республиканского бюджета, предоставление льгот по налогам и тарифам, установленным в соответствии с республиканским законодательством;
- на уровне Окружной администрации "Город Якутск" решаются вопросы финансирования программных мероприятий, находящиеся в компетенции местных органов власти, а также предоставления муниципальных гарантий на кредиты, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В целях эффективного управления финансовыми ресурсами всех уровней, направляемыми на реализацию программных мероприятий, будут привлечены заинтересованные федеральные, республиканские и муниципальные органы исполнительной власти, союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей.
По каждому разделу системы программных мероприятий программы (Приложение N 1 к настоящей Программе) определен перечень исполнителей программных мероприятий:
по разделу Поддержка животноводства - Управление сельского хозяйства МСХ PC (Я) по г. Якутску;
по разделу Поддержка растениеводства - Управление сельского хозяйства МСХ PC (Я) по г. Якутску;
по разделу Заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции - Управление сельского хозяйства МСХ PC (Я) по г. Якутску;
по разделу Функциональные мероприятия - Управление сельского хозяйства МСХ PC (Я) по г. Якутску.
2. В соответствии с действующим законодательством проводится конкурс на исполнение отдельных мероприятий программы. Выполнение мероприятий программы осуществляется посредством заключения муниципальных контрактов между заказчиками и исполнителями программных мероприятий.
VIII. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы и контроль ее исполнения осуществляет ГО "Город Якутск" в лице уполномоченного агента Якутского управления сельского хозяйства МСХ PC (Я), являющего заказчиком - координатором Программы. На уровне поселений организацию и контроль исполнения программных мероприятий осуществляет служба специалистов по сельскому хозяйству в пригородах. Управление сельского хозяйства г. Якутска обеспечивает согласованность действий по реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств республиканского и городского бюджета, по выполнению финансирования за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников, взаимодействует с ответственными за выполнение программных мероприятий.
Получатели субсидий предоставляют отчетность о целевом и эффективном использовании бюджетных средств в соответствии с запросом Управления сельского хозяйства по г. Якутску, и прилагают соответствующие подтверждающие финансовые и иные документы (копии договоров, контрактов, счетов, счетов-фактур и т.д.).
Управление сельского хозяйства по г. Якутску предоставляет:
- ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным в КЭПиЦ ГО "Город Якутск" отчет о ходе реализации программных мероприятий по источникам финансирования и отчет об эффективности реализации Программы, согласно утвержденной форме с соответствующим обоснованием;
- ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным в адрес КЭПиЦ ГО "Город Якутск" информацию (оценку) по неосвоенным финансовым средствам, выделенным из местного бюджета на программные мероприятия по утвержденной форме с соответствующим обоснованием;
- ежегодно до 1 июня в КЭПиЦ ГО "Город Якутск" бюджетные заявки на следующий финансовый год для выделения ассигнований из местного бюджета по утвержденной форме с соответствующим обоснованием;
- ежегодную отчетность в Окружную администрацию ГО "Город Якутск" в срок до 01 апреля года следующего за отчетным о ходе реализации долгосрочной целевой программы.
Для обеспечения согласованных действий республиканских органов, общественных организаций и ГО "Город Якутск" при Правительстве под руководством Заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), курирующего вопросы АПК, создается экспертная группа из представителей заинтересованных общественных организаций, республиканских и городских органов исполнительной власти. Группа рассматривает мероприятия по реализации Программы на сельских территориях г. Якутска и формирует предложения для внесения в Якутское УСХ МСХ PC (Я), а также рекомендации для ГО "Город Якутск" по выполнению мероприятий Программы. Экспертная группа составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности программы, степени достижения цели и задач Программы, а также рекомендации по корректировке программы.
Ежегодно заказчик-координатор Программы с участием заинтересованных республиканских органов государственного управления и поселений подготавливает и до 1 апреля каждого года вносит отчет о ходе реализации Программы за прошедший год, который подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
Доклад содержит:
- итоги реализации Программы за прошедший год в целом и в отношении отдельных мероприятий, которые подтверждены экспертной группой;
- прогноз показателей на предстоящий год и при необходимости предложения о корректировке Программы.
При необходимости заказчик (координатор) вносит предложения (с обоснованиями экспертной комиссии) о продлении срока реализации целевой программы. Срок реализации целевой программы может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока реализации целевой программы более чем на один год разрабатывается новая целевая программа
Ответственным за реализацию программных мероприятий является Якутское управление сельского хозяйства МСХ PC (Я).
IX. Оценка эффективности реализации программы
В результате реализации программных мероприятий к 2013 году ожидается достижение следующих конечных результатов:
1. Сохранение и расширение посевных площадей сельскохозяйственных культур, посевная площадь в 2013 году составит 3815 га, в том числе картофеля - 1191 га, овощей открытого грунта - 515 га, зерновых - 100 га, кормовых культур - 1250 га;
2. Рост производства продуктов земледелия путем повышения плодородия почв агромелиоративными работами и рациональным использованием посевных площадей:
- зерновых - с 102 т (2009 г.) до 130 т (2013 г.);
- картофеля - с 7439 т (2009 г.) до 7900 т (2013 г.);
- овощей - 8148 (2009 г.) до 8400 т (2013 г.).
3. Улучшение продуктивности скота и воспроизводительных качеств приведут к росту качественных и количественных показателей продукции животноводства:
- продуктивности скота:
удой с одной коровы - до 2760 кг. (2013 г.);
яйценоскость кур-несушек - до 210 шт. (2013 г.);
- увеличение производства животноводческой продукции:
скота и птицы - с 971 т (2009 г.) до 1497 т (2013 г.);
молока - 5022 т (2009 г.) до 6340 т. (2013 г.),
яиц - с 42831 тыс. шт. (2009 г.) до 65000 тыс. шт. (2013 г.).
4. Увеличение производства основных видов продукции в пищевой и перерабатывающей промышленности;
- мяса и субпродуктов пищевые убойных животных - с 319,80 т (2009 г.) до 366,98 т (2013 г.)
- цельномолочной продукции в пересчете на молоко - с 15509,00 т (2009 г.) до 17032,67 т (2013 г.).
5. Обеспечение ежегодного 4% прироста валовой продукции сельского хозяйства в физическом объеме, увеличение доли рентабельных организаций в отраслях АПК до 50% от их общего количества (с учетом бюджетных субсидий); доли организованных форм хозяйствования в валовой продукции сельского хозяйства до 50%;
6. Повышение уровня обеспеченности населения г. Якутска потребительскими продовольственными товарами за счет местного производства до 40%;
Социально-экономический эффект от реализации программы заключается в увеличении товарного производства, облегчение доступа товаропроизводителей всех форм собственности к материально-техническим, земельным, финансовым, информационным и инновационным ресурсам, повышение занятости сельского населения, его доходов, создании комфортных условий труда и быта сельских жителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.