Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия)
от 30 августа 2012 г. N 388
Положение
о территориальной системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Саха (Якутия)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)", Положением "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, распоряжением Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. N 86-рп, пунктом 5 Положения "О системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утвержденного приказом МЧС России от 12 ноября 2001 N 483, Законом Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 г. N 512-III "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2009 г. N 169 "Об утверждении положения о порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций", распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2011 г. N 1427-р "О единой дежурно-диспетчерской службе в муниципальных образованиях в Республике Саха (Якутия)" и определяет назначение, принципы построения, структуру, а также регулирует основные вопросы функционирования территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Саха (Якутия) (далее - ТСМП ЧС РС(Я).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) N 1427-р следует читать как "от 28 декабря 2011 г."
1.2. ТСМП ЧС РС(Я) создается с целью своевременного выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций, определения возможных масштабов и характера развития чрезвычайных ситуаций, выработки рекомендаций для принятия необходимых мер по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий.
1.3. Ведомства и организации федерального, республиканского, муниципального уровня, а также предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы, действующие на территории Республики Саха (Якутия), а также входящие в состав ТСМП ЧС РС(Я), в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также настоящим Положением.
II. Основные задачи ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия)
2.1. Функционирование ТСМП ЧС РС(Я) направлено на решение следующих задач:
выявление возможных источников чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
контроль состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС;
автоматизированный сбор, анализ мониторинговой информации о ЧС, их предвестниках и источниках;
создание, поддержание и развитие банка данных о ЧС;
подготовка и представление прогностической информации в Правительство Республики Саха (Якутия), территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, региональный центр мониторинга и прогнозирования ЧС, органы местного самоуправления, организации и учреждения, входящие в ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия).
2.2. Решение основных задач функционирования ТСМП ЧС РС(Я) обеспечивается:
сбором, обработкой и анализом информации о состоянии природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС;
обменом данными в едином информационном поле ТСМП ЧС РС(Я);
лабораторным контролем состояния окружающей среды;
прогнозированием места, времени, параметров и сценариев развития ЧС;
прогнозированием видов и параметров последствий ЧС;
обеспечением охраны жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в результате ЧС;
обеспечением районирования территории Республики Саха (Якутия) по степеням риска возникновения ЧС техногенного, природного и биолого-социального характера;
обеспечением защиты информации, в том числе составляющей государственную тайну.
III. Структура ТСМП ЧС PC (Я)
3.1. ТСМП ЧС РС(Я) имеет территориальный, местный и объектовый уровни и состоит из следующих подсистем:
а) мониторинг ЧС техногенного характера, в том числе:
опасных производственных объектов;
системы жизнеобеспечения;
проектируемых и строящихся объектов и населенных пунктов.
б) мониторинг опасных природных процессов, включающий:
опасные геологические явления;
опасные гидрологические явления;
опасные метеорологические явления; природные пожары;
в) мониторинг ЧС биолого-социального характера, в том числе:
эпидемии;
эпизоотии;
эпифитотии;
ЧС социально-экономического характера.
3.2. В состав ТСМП ЧС РС(Я) на территориальном уровне входят службы организаций федерального, республиканского, муниципального уровня и частной формы собственности, действующие на территории Республики Саха (Якутия) и осуществляющие мониторинг по направлениям своей деятельности в области защиты населения и территории (далее - субъекты ТСМП ЧС РС(Я).
Подсистема мониторинга техногенных чрезвычайных ситуаций:
Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
акционерная компания по транспорту и нефти "Транснефть" Востокнефтепровод;
открытое акционерное общество "Сахатранснефтегаз";
Якутское представительство Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз";
открытое акционерное общество "Водоканал" г. Якутска;
открытое акционерное общество "Сахаэнерго";
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);
государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)";
открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго";
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);
Ленское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия);
Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия);
Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);
Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия);
федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия)".
Подсистема мониторинга опасных природных процессов:
Якутский филиал федерального государственного бюджетного учреждения науки Геофизической службы Сибирского отделения Российской Академии наук;
федеральное государственное бюджетное учреждение "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия);
государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга";
Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия);
Ленское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
государственное казенное учреждение "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)";
государственное бюджетное учреждение "Управление по мелиорации земель и сельхозводоснабжению Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)";
федеральное бюджетное учреждение "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства";
Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия);
открытое акционерное общество "Сахагипрозем";
федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия)".
Подсистема мониторинга ЧС биолого-социального характера:
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (государственное учреждение Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия);
Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)";
Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия);
Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия);
федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия)".
3.3. На местном уровне мониторинг осуществляется соответствующими подразделениями (службами) субъектов, входящих в ТСМП ЧС РС(Я).
3.4. На объектовом уровне мониторинг осуществляется техническими службами организаций, отвечающих за безопасность их функционирования.
3.5. Управление и координация деятельности служб ТСМП ЧС РС(Я) осуществляется:
на республиканском уровне - территориальным Центром мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Республики Саха (Якутия) (ТЦМП ЧС РС(Я);
на местном уровне - Комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ) муниципальных образований;
на объектовом уровне - структурными подразделениями (работниками), специально уполномоченными в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в случае их отсутствия - работниками организаций, на которых по совместительству возложены обязанности организации работы по гражданской обороне.
IV. Организация взаимодействия в ТСМП ЧС PC (Я)
4.1. ТСМП ЧС РС(Я) входит в сферу приоритетных государственных интересов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организация взаимодействия ТСМП ЧС РС(Я) с министерствами, ведомствами, организациями федерального, республиканского и муниципального подчинения, а также частной формы собственности, действующими на территории Республики Саха (Якутия), отвечающими за обеспечение деятельности функциональных подсистем и входящими в состав системы (далее - субъекты ТСМП ЧС РС(Я), осуществляется безвозмездно на основе соглашений.
4.2. Взаимодействие субъектов ТСМП ЧС РС(Я) строится на основе заключения договоров информационного взаимодействия с Территориальным центром мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного, биолого-социального и техногенного характера.
4.3. Службы мониторинга ТСМП ЧС РС(Я) обеспечивают:
постоянный обмен данными в едином информационном поле ТСМП ЧС РС(Я);
представление в Территориальный центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС РС(Я) аналитических, статистических и иных материалов (далее - информационные материалы), полученных в результате проведения мониторинга по направлениям своей деятельности, в части, касающейся выявления возможных источников ЧС, контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС для заблаговременного прогнозирования параметров ЧС и их последствий.
4.4. Территориальный центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС РС(Я) обеспечивает:
координацию деятельности и организационно-методическое руководство служб мониторинга субъектов в рамках ТСМП ЧС РС(Я);
контроль за осуществлением обмена данными в едином информационном поле ТСМП ЧС РС(Я);
прием, обработку и анализ поступивших информационных материалов, полученных от служб мониторинга ТСМП ЧС РС(Я);
передачу субъектам ТСМП ЧС РС(Я) результатов обработки информационных материалов;
информирование вышестоящих органов государственного управления Республики Саха (Якутия) на основе интегрированных данных ТСМП ЧС РС(Я).
V. Режимы функционирования ТСМП ЧС РС(Я)
5.1. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ТСМП ЧС РС(Я):
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно- промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ТСМП ЧС РС(Я), являются:
В режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
сбор, обработка и анализ информации, поступающей от организаций, входящих в ТСМП ЧС РС(Я), и ее представление в соответствующие органы;
прогнозирование и оценка возможности возникновения ЧС;
повышение эффективности взаимодействия в ТСМП ЧС РС(Я);
участие в планировании и выполнении целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также но повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях.
В режиме повышенной готовности:
выполнение функций, определенных режимом повседневной деятельности;
организация, при необходимости, учащенных наблюдений за параметрами потенциальных источников ЧС;
учащенный сбор и анализ информации, поступающей от организаций ТСМП ЧС, и представление ее в соответствующие органы;
оперативное и текущее прогнозирование ЧС;
уточнение планов взаимодействия в ТСМП ЧС РС(Я);
разработка предложений о составе мероприятий, направленных на предотвращение и смягчение возможных последствий при возникновении ЧС;
приведение в состояние готовности сил и средств ТСМП ЧС РС(Я) для проведения, при необходимости, обследования зоны возможного возникновения ЧС.
В режиме чрезвычайной ситуации:
организация круглосуточного функционирования сил и средств ТСМП ЧС РС(Я);
сбор, обработка и анализ мониторинговой информации и прогнозов в реальном масштабе времени и представление ее в соответствующие организации;
оперативное прогнозирование развития ЧС;
выдвижение, при необходимости, оперативной группы ТСМП ЧС РС(Я) в зону ЧС;
определение границ зоны ЧС;
разработка предложений о составе мероприятий, направленных на локализацию и смягчение последствий ЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.