Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Взаимосвязь программы с другими направлениями развития и реформирования государственного управления
Тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования должен стать государственный сектор со всеми его компонентами - государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.
Настоящая программа охватывает существенную часть государственного и муниципального управления, что позволяет подойти комплексно к оптимизации отдельных отраслей. При этом неизбежно затрагиваются иные существенные реформы государственного сектора, успешность мероприятий которых критична для достижения целей данной программы.
2.1. Формирование информационного общества
7 февраля 2008 года Президент Российской Федерации утвердил Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, определившую исчерпывающий перечень приоритетных мероприятий, необходимых для:
- повышения качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощения процедур и сокращения сроков их оказания, повышения открытости информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (подпрограмма I "Качество жизни граждан и условия развития бизнеса");
- перехода к новой форме организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных (муниципальных) услуг и информации о результатах деятельности органов власти (подпрограмма II "Электронное правительство и эффективность государственного управления").
В рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N Пр-212, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2010 года N 409 утвержден План мероприятий по развитию информационного общества и формированию Электронного правительства на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов в Республике Саха (Якутия).
Республика является одним из субъектов Российской Федерации, где активно проводятся мероприятия по развитию информационной телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий. С 2001 года реализован ряд целевых программ, в том числе мероприятия, которые соответствовали федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Такой подход позволил республике провести с 2004 по 2008 годы совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством массовых коммуникаций и связи Российской Федерации ряд проектов на условиях долевого участия.
После утверждения в 2001 году первой редакции республиканской целевой программы информатизации и федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" пройдено несколько этапов развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) инфраструктуры от автоматизации процессов государственного управления, внедрения цифровых технологий связи, информатизации и телевидения, предоставления новых видов услуг связи населению и бизнесу до решения задач создания информационного общества.
В результате созданы элементы системы поддержки принятия управленческих решений (СППР), система ГАС "Управление", центры общественного доступа, база данных официальных документов Республики Саха (Якутия) с 1922 по 1990 годы и другие проекты. В целом в рейтинге готовности к развитию информационного общества, сформированном Институтом развития информационного общества по заказу Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, по итогам 2010 года Республика Саха (Якутия) занимала 32 место среди субъектов Российской Федерации.
Но следует отметить, что республиканская целевая программа (РЦП) "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы" была направлена на реализацию мероприятий по автоматизации деятельности органов государственной власти республики, что не полностью отвечает требованиям мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
Как следствие в республике имеют место следующие проблемы:
не сформирована единая среда межведомственного информационного взаимодействия территориальных представительств федеральных органов власти и ведомств, республиканских органов государственного управления и органов муниципального самоуправления;
недостаточный и неравномерный уровень предоставления современных услуг связи на территории республики, который не позволяет в полном объеме оказывать государственные услуги в электронном виде;
в условиях децентрализованного развития ИКТ невозможен свод достижений в навигационных и ГИС-системах при создании единой логистики транспорта, дорог, завоза грузов, видов транспорта, мониторинга передачи грузов по видам транспорта от места загрузки до места конечного получателя этих грузов в республике;
низкий охват государственных и муниципальных служащих мероприятиями по обучению и приемам использования внедряемых информационных технологий.
Цели, задачи и мероприятия, указанные в Плане мероприятий по развитию информационного общества и формированию Электронного правительства на 2010 год и плановый период 2011-2013 годов в Республике Саха (Якутия), не могут быть реализованы без решения предусмотренных в данной программе нормативных и организационных задач и принципов, установленных в следующих направлениях:
- выбор базовых реестров, разработка нормативных правовых требований и обеспечение доступа к базовым реестрам и иным государственным информационным ресурсам, развитие межведомственного и межуровневого взаимодействия;
- принятие нормативных правовых актов для перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
- нормативно-правовое обеспечение и мониторинг открытости, бесплатности и доступности информации/информационных ресурсов о деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
2.2. Оптимизация и повышение эффективности деятельности бюджетных учреждений
8 мая 2010 года принят Федеральный закон N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", направленный на сокращение сметного финансирования и оптимизацию бюджетных расходов на содержание государственных и муниципальных учреждений.
Вместе с тем федеральным законом не решаются вопросы по недопущению злоупотреблений учреждениями и органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения, связанные с осуществлением ими ряда квазипубличных функций, в том числе властных полномочий, при одновременном осуществлении приносящей доход деятельности, создающие следующие барьеры в сфере предпринимательства:
- вынужденное обращение на платной основе получателей государственных услуг в подведомственную сеть за получением необходимых согласований, заключений для получения государственной услуги;
- ограничение конкуренции в сфере деятельности подведомственного предприятия (учреждения), в том числе посредством нелегального (полулегального) создания условий, при которых субъект предпринимательской деятельности вынужден обращаться именно в подведомственное предприятие (учреждение);
- осуществление подведомственными предприятиями (учреждениями) отдельных властных полномочий (в первую очередь по осуществлению государственного (муниципального) контроля и для оценки соответствия), что наряду с одновременным оказанием платных услуг таким предприятием (учреждением) влечет необходимость обращения субъекта предпринимательской деятельности к таким платным услугам.
Конкретные предложения перечислены в направлении:
- Оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
2.3. Совершенствование системы государственной службы Республики Саха (Якутия)
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 959 утверждена государственная программа "Развитие кадрового потенциала Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", которая направлена на:
- развитие государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия);
- развитие муниципальной службы в Республике Саха (Якутия);
- формирование и развитие резерва управленческих кадров Республики Саха (Якутия).
Мероприятия государственной целевой программы должны быть взаимосвязаны со следующими мероприятиями, предусмотренными настоящей программой:
- анализ обеспечения функций органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) штатной численностью государственных служащих;
- совершенствование системы административной регламентации и стандартизации;
- досудебное (внесудебное) обжалование, межведомственный и внутриведомственный контроль;
- повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
2.4. Снижение уровня коррупции в Республике Саха (Якутия)
Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 были утверждены Национальный план противодействия коррупции и Национальная стратегия противодействия коррупции, предусматривающие обширный комплекс мер, направленных на совершенствование законодательного обеспечения и государственного управления в сфере противодействия коррупции, закрепляющие основополагающие принципы и направления работы по противодействию коррупции.
Работа по противодействию коррупции, проводимая органами государственной власти в соответствии с указанными документами, в частности, направлена на:
- совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы, в том числе урегулирование конфликтов интересов государственных и муниципальных служащих, а также обеспечение соблюдения ими соответствующих запретов и ограничений;
- совершенствование механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных закупок в целях устранения в указанных механизмах коррупциогенных факторов;
- внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов публичной власти, позволяющих обеспечить прозрачность такой деятельности;
- правовое просвещение, формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции, обеспечение взаимодействия общества и государства по вопросам противодействия коррупции, привлечение к вопросам противодействия коррупции средств массовой информации;
- оценку уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер в целях принятия в дальнейшем эффективных управленческих и законодательных решений в данной сфере;
- совершенствование нормативной базы, регулирующей отношения в наиболее коррупциогенных сферах, и прочее.
В рамках настоящей программы предлагается сосредоточиться на обеспечении прозрачности процедур при предоставлении государственных и муниципальных услуг, сокращения прямого взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) с заявителями при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.