Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 19 марта 2012 г. N 3-19/12
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дмитриевой Л.А.
при секретаре Черепановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2.1 Положения о размерах, порядке и условиях оказания финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2011 N 650
установил:
26 декабря 2011 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 650 "Об утверждении Положения о размерах, порядке и условиях оказания финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости", опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", N 3, 18.01.2012.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2.1 Положения о размерах, порядке и условиях оказания финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (далее - Положение), утвержденного названным постановлением.
В обоснование заявления указано, что оспариваемый пункт Положения определяет в качестве участников мероприятия по переселению в другую местность для трудоустройства граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Саха (Якутия), зарегистрированных в центрах занятости в качестве безработных и членов их семей, желающих переехать в целях трудоустройства в другую местность.
По мнению прокурора, в данном случае положением регионального законодательства нарушается правило распространения законодательства о занятости населения на иностранных граждан и лиц без гражданства, установленное частью 2 статьи 6 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
В судебном заседании прокурор Долганов Г.В. требования поддержал, указав на то, что названный пункт положения в существующей редакции ограничивает права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере занятости населения, гарантированные федеральным законодательством. Полагает, что безработные иностранные граждане и лица без гражданства наряду с гражданами Российской Федерации имеют право на получение необходимой финансовой поддержки при переселении в другую местность с целью трудоустройства. Просит заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) Алексеев П.В., действующий на основании доверенности от 18.10.2011 г. N 955-П1 в судебном заседании с заявлением прокурора не согласился, считает заявленные требования необоснованными. Указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, предоставленный органу государственной власти субъекта Российской Федерации. Ссылается на часть 1 статьи 6 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которой законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Считает, что оспариваемый нормативный правовой акт, являясь составной частью законодательства Российской Федерации о занятости населения согласно части 2 статьи 6 названного Закона распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства вне зависимости от указания в самом акте на данное обстоятельство.
Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления и признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
26 декабря 2011 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 650 "Об утверждении Положения о размерах, порядке и условиях оказания финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости", опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", N 3, 18.01.2012.
Пунктом 2.1 названного Положения установлено, что участниками мероприятия являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Саха (Якутия), зарегистрированные в центрах занятости в качестве безработных и члены их семей, желающие переехать в целях трудоустройства в другую местность: внутри Республики Саха (Якутия); внутри улуса (района) Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы трудового законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ предусматривают, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Часть 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Также согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Исходя из содержания статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З N 51-I (ред. от 24.01.2006) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ПР ГС (Ил Тумэн) РС (Я) от 15.02.1995 З N 52-I) Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).
В силу частей 1 и 2 статьи 3 названного закона Правительство Республики Саха (Якутия) правомочно решать вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами Республики Саха (Якутия), межгосударственными и иными договорами. Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных и республиканских законов, указов Президента Республики Саха (Якутия), постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти и управления республики, федеральными органами, находящимися на территории республики, и иными юридическими и физическими лицами, принимает меры по устранению их нарушений.
Частью 1 статьи 25 того же закона предусмотрено, что Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции принимает постановления, издает распоряжения и иные акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия). При этом согласно части 2 статьи 25 названного закона решения, имеющие нормативный характер, принимаются и оформляются в виде постановлений Правительства Республики Саха (Якутия).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7.1.-1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 30.11.2011) "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в частности, оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Пунктом 4 статьи 22.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 предусмотрено, что размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм действующего законодательства свидетельствует о том, что Положение принято Правительством Республики Саха (Якутия) в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам содействия безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости во исполнение норм Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1.
При рассмотрении дела суд учитывает положения части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которым иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранным гражданам предоставлено право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Следовательно, федеральный законодатель, закрепляя общие меры государственного содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, одновременно гарантировал также иностранным гражданам содействие в реализации права на труд, что, в свою очередь, исключает установление каких-либо запретов и ограничений в области занятости населения правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Между тем пункт 2.1 Положения определяете качестве участников соответствующего мероприятия граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Саха (Якутия), устанавливая тем самым четко определенный круг субъектов, которым предоставляется возможность пользоваться государственной услугой в области содействия занятости населения. Таким образом, вопреки вышеприведенным нормам федерального законодательства Положение в оспариваемой части ограничивает права безработных иностранных граждан и лиц без гражданства на получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства.
Доводы заинтересованного лица о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, являясь составной частью законодательства Российской Федерации о занятости населения, распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства вне зависимости от указания в самом акте на данное обстоятельство, не могут быть приняты судом. Пункт 2.1 Положения, как видно из его содержания, определяя круг субъектов, на который распространяется действие нормативного правового акта, не содержит обобщенного понятия "граждане" и в изложенной редакции не допускает возможности его применения по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В связи с этим суд считает обоснованными заявленные прокурором требования и приходит к выводу об их удовлетворении.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании названного нормативного правового акта в оспариваемой прокурором части недействующим со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 2.1 Положения о размерах, порядке и условиях оказания финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2011 N 650, в части ограничения прав иностранных граждан и лиц без гражданства на получение государственной услуги в области содействия занятости населения со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2012 г. N 3-19/12
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 3 октября 2012 г. N 77