Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
Стабильное развитие предпринимательской инициативы невозможно без создания благоприятной предпринимательской среды, которая представляет собой совокупность институционально-правовых, налоговых, организационных и др. факторов и условий, обусловленных экономической политикой, и реализуется посредством системы мер поддержки малого предпринимательства.
Так, в рамках реализации государственной политики в области развития предпринимательства одним из важнейших инструментов государственной поддержки бизнеса было совершенствование нормативно-правовой базы.
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрен ряд новелл, направленных на защиту прав проверок малых и средних компаний.
В целях развития конкуренции, создания единого экономического пространства, борьбы с коррупцией и улучшения организации и качества размещаемого заказа, расширению объема закупок (до 70% номенклатуры товаров) внедрена система электронных торгов.
Существенный потенциал для развития предпринимательства связан со снижением издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с налогообложением предпринимательской деятельности.
Поправки в Налоговый кодекс позволили Правительству республики снизить ставки налога по упрощенной системе налогообложения с 15% до 10%, что позволило предпринимателям сохранить более 130 млн. рублей.
С 01 января 2011 года вступил в силу Закон Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 года 861-З N 615-IV "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", в соответствии с которым для индивидуальных предпринимателей в республике введена упрощенная система налогообложения на основе патента.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) по состоянию на 15.03.2011 год право работать по упрощенной системе налогообложения на основе патента получили 1659 предпринимателей в республике, в том числе 140 или 8% новых ИП.
В 2011 году, по состоянию на 11 апреля 2011 года, согласно реестру уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Республике Саха (Якутия)) наибольшее число уведомлений направлено по виду деятельности "Торговля" - 122 или 62,6% от общего числа уведомлений, далее следуют "Услуги общественного питания" - 26 или 13,3%, "Производство пищевых продуктов" - 16 или 8,2%, "Бытовые услуги" 14 или 7,2%, "Деятельность гостиниц и ресторанов" - 12 или 6,2%, "Полиграфическая деятельность" - 4 или 2,1% и "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств" - 1 или 0,5%.
В рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" в Республике Саха (Якутия) действует система поддержки и сопровождения бизнеса, представляющая собой совокупность органов и организаций, деятельность которых направлена на обеспечение финансовой, консультационной, организационно-методической и информационной поддержки малого и среднего предпринимательства, это:
- НО "Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)";
- ГБУ PC (Я) "Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)";
- Бизнес-инкубатор Республики Саха (Якутия);
- АУ ДО "Бизнес-школа".
Сегодня во всех улусах республики успешно работают представители государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)", основной миссией которых является комплексное предоставление информационно-консультационных услуг на местах. Уже третий год действует бесплатная информационно-консультационная горячая линия для предпринимателей. На территории республики действуют два бизнес-инкубатора в г. Якутске и г. Нерюнгри, позволяющие разместить более 70 начинающих предпринимателей, создан кластер деревообработки, производителей мебели и смежных отраслей в г. Якутске. Проведена подготовительная работа и начинается строительство технопарка в г. Нерюнгри. Это позволит активно внедрять научные разработки наших ученых в реализуемых проектах в Южной Якутии. Начаты работы по созданию третьего бизнес-инкубатора в г. Нюрбе. С 2010 года начата работа Республиканских центров координации поддержки инновационного бизнеса, координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, субконтрактации.
В 18 улусах республики работают Фонды поддержки предпринимательства, оказывающие финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Образовательная поддержка предпринимателей осуществлялась по нескольким направлениям. Это - обучение организации бизнеса на начальном этапе, углубленное обучение предпринимателей узкоспециализированным темам бизнеса, а также подготовка работников системы поддержки предпринимательства.
В целях популяризации предпринимательской деятельности в республике издаются деловые журналы "Предприниматель Якутии", "Байдам", регулярно публикуются материалы в муниципальных средствах массовой информации, выпускается еженедельная телевизионная передача "Бизнес формула", ведется сопровождение 2 специализированных порталов.
Интенсивный рост малого предпринимательства будет в значительной мере обеспечен реализацией мероприятий Программы развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия) до 2016 года, предусматривающих создание административной среды, благоприятной для деятельности субъектов малого предпринимательства.
Увеличение количественных и качественных показателей развития малого предпринимательства до 2016 года будет достигнуто в большей мере за счет легализации малого бизнеса, т.е. за счет вывода оборота товаров (услуг) малых и средних предприятий, а также заработной платы предпринимателей и наемных рабочих "из тени"; упрощением доступа к государственным и муниципальным услугам; оказанием информационной, консультационной и образовательной поддержки малому бизнесу; мероприятиям, направленным на повышение престижности предпринимательской деятельности, в том числе среди молодежи.
Создание благоприятной рыночной среды для развития бизнеса и условий для его легализации позволит увеличить такие показатели малого предпринимательства, как объем производимых товаров и услуг, объем налоговых поступлений, количество занятых на малых предприятиях (за счет заключения трудовых договоров с наемными работниками).
Потенциал развития малого и среднего предпринимательства, несмотря на принимаемые меры, обусловлен такими сдерживающими факторами как низкий доступ малого бизнеса к государственным и муниципальным имущественным ресурсам, государственному заказу, заказам естественных монополий и госкорпораций; несовершенством системы информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства и пр.
К существующим ограничениям развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия) необходимо отнести:
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
- административные барьеры;
- тарифная политика естественных монополий и т.д.
Таблица 13
Таблица стратегического (SWOT) анализа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- Государственная политика в области создания благоприятной административной среды в Российской Федерации. - Развитость информационных технологий. - Развитая инфраструктура поддержки предпринимательства в Республике Саха (Якутия), в том числе в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия). - Наличие основных направлений создания благоприятной административной среды в министерствах и ведомствах Республики Саха (Якутия) в соответствии со Стратегий развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) до 2020 года и Плана по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2011-2012 годы. |
- Труднодоступность и отдаленность населенных пунктов с низкой сезонной доступностью. - Невысокий уровень владения информационными электронными технологиями у большинства населения республики. - Наличие скрытой экономики в сфере малого и среднего предпринимательства ("серая" заработная плата, сокрытие оборотов и пр.). - Отсутствие информации о деятельности лицензирующих органов для граждан и хозяйствующих субъектов. - Недостаток квалифицированных кадров. - Недостаток знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности, в том числе у молодежи. - Высокие затраты на подключение к сетям естественных монополий. |
Возможности |
Угрозы |
- Рост числа субъектов предпринимательской деятельности. - Снижение числа безработных граждан. - Привлечение молодежи в сферу предпринимательства. - Увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику республики, в производство потребительских товаров, оборот общественного питания, оказания платных услуг и пр. - Повышение престижности предпринимательской деятельности. - Снижение затрат предпринимателей на подключение к сетям естественных монополий. - Повышение доступа и открытости к информационным ресурсам. - Сокращение административных барьеров. |
- Низкие темпы развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия). - Рост числа безработных. - Рост социальной напряженности. - Нехватка квалифицированных кадров. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.