Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущей ситуации
По итогам 2010 года в Республике Саха (Якутия) действует 46976 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 5127 - малые и средние предприятия и 41849 зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Увеличение общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с предыдущим годом составляет 4,1% или 1869 единиц (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
Структурная динамика развития малого и среднего предпринимательства за 2008-2010 годы
Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в г. Якутске (44,4% от общего количества), г. Нерюнгри (10,7%), Мирнинском (5,5%) и Алданском (4,8%) улусах. При этом в расчете на 1000 человек населения наибольшее количество малых предприятий приходится на жителей Жиганского, Усть-Янского, Усть-Майского улусов, г. Нерюнгри с п.т. и г. Якутска с п.т.
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)
Наименование показателя |
Факт январь - декабрь 2008 г. |
Факт январь - декабрь 2009 г. |
Факт январь - декабрь 2010 г. |
Динамика, % 2009/2008 |
Динамика, % 2010/2009 |
1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц, |
40361 |
45107 |
46976 |
111,8 |
104,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
малые и средние предприятия, единиц |
4487 |
5067 |
5127 |
112,9 |
101,2 |
малые предприятия, единиц |
4275 |
4952 |
5012 |
115,8 |
101,2 |
средние предприятия, единиц |
212 |
115 |
115 |
54,2 |
100,0 |
индивидуальные предприниматели, единиц |
35874 |
40040 |
41849 |
111,6 |
104,5 |
2. Среднесписочная численность работников, чел. |
157222 |
169953 |
179242 |
108,1 |
105,5 |
малые и средние предприятия, чел. |
49600 |
49833 |
53695 |
100,5 |
107,7 |
малые предприятия, чел. |
37995 |
42464 |
44536 |
111,8 |
104,9 |
средние предприятия, чел. |
11605 |
8148 |
9159 |
70,2 |
112,4 |
индивидуальные предприниматели, чел. |
107622 |
120120 |
125547 |
111,6 |
104,5 |
3. Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике (экспертная оценка с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей), % |
35 |
35,3 |
40,1 |
100,9 |
113,6 |
4. Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
861,2 |
1728,5 |
1537,5 |
200,7 |
88,9 |
5. Оборот организаций (малые и средние предприятия), млн. руб., в том числе: |
67658,3 |
77998,8 |
99931,4 |
115,3 |
128,1 |
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн. руб. |
37657,3 |
43539,3 |
61745,4 |
115,6 |
141,8 |
Наибольшее число малых предприятий приходится на вид экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 26,4% от общего числа малых предприятий. В сфере строительства занято 18% малых предприятий, "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" - 14,8%, "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - 14%, "Обрабатывающие производства" - 7%, "Транспорт и связь" - 6,2%, "Финансовая деятельность" - 4%, "Гостиницы и рестораны" - 2%, "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" - 2%, "Добыча полезных ископаемых" - 1,6%, "Рыболовство, рыбоводство" - 1,4%, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 1,2%, "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" - 1,1%, "Образование" - 0,3%.
Диаграмма 2
Доля малых предприятий в разрезе видов экономической деятельности
Сравнительно с 2009 годом отраслевая структура малых предприятий значительно не изменилась, но наблюдается динамика сокращения малых предприятий, занятых добычей полезных ископаемых, обрабатывающими производствами, строительством, оптовой и розничной торговлей, финансовой деятельностью (Таблица 2).
Таблица 2
Распределение малых предприятий по видам деятельности
Наименование вида экономической деятельности |
Количество малых предприятий, ед. |
Доля занятых по данному виду деятельности, % |
||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
651,0 |
707,0 |
13,1 |
14,1 |
Рыболовство, рыбоводство |
63,0 |
69,0 |
1,3 |
1,4 |
Добыча полезных ископаемых |
86,0 |
80,0 |
1,7 |
1,6 |
Обрабатывающие производства |
373,0 |
357,0 |
7,5 |
6,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
55,0 |
61,0 |
1,1 |
1,2 |
Строительство |
929,0 |
899,0 |
18,8 |
17,9 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
1379,0 |
1324,0 |
27,8 |
26,4 |
Гостиницы и рестораны |
93,0 |
96,0 |
1,9 |
1,9 |
Транспорт и связь |
274,0 |
310,0 |
5,5 |
6,2 |
Финансовая деятельность |
224,0 |
198,0 |
4,5 |
4,0 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
680,0 |
742,0 |
13,7 |
14,8 |
Образование |
11,0 |
14,0 |
0,2 |
0,3 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
50,0 |
57,0 |
1,0 |
1,1 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
84,0 |
98,0 |
1,7 |
2,0 |
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей составит 179242 человека. По сравнению с 2009 годом рост среднесписочной численности работников составил 5,5%.
Согласно экспертной оценке (с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей) доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике составляет по итогам 2010 года 40,1%.
Оборот малых предприятий за 2010 год составляет 80 753,7 млн. руб., оборот средних предприятий - 19177,6 млн. руб. Темп роста в действующих ценах к прошлому году соответственно составил 124,9% и 143,5%. При этом по малым предприятиям наблюдается снижение доли оборота малых предприятий в общем обороте организаций на 6,8%, по средним предприятиям - увеличение доли оборота средних предприятий в общем обороте организаций на 7,1% (Таблица 3). При этом динамика показателя оборота за 2009 год сравнительно с 2008 годом малых предприятий составляет всего 102,5%, средних предприятий - 118,3%.
Таблица 3
|
2008 |
2009 |
2010 |
% 2009/2008 |
% 2010/2009 |
Общий оборот организаций в Республике Саха (Якутия), млн. руб. |
328589,4 |
333257,5 |
446565 |
101,4 |
134 |
Оборот средних предприятий, млн. руб. |
13046,1 |
13367 |
19177,6 |
102,5 |
143,5 |
Оборот малых предприятий, млн. руб. |
54612,3 |
64631,7 |
80753,7 |
118,3 |
124,9 |
Доля оборота средних предприятий в общем обороте организаций, в % |
4,0 |
4,01 |
4,29 |
101,02 |
107,1 |
Доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций, в % |
16,6 |
19,4 |
18,1 |
116,7 |
93,2 |
Оборот малых и средних предприятий в основном обеспечивается предприятиями строительного комплекса, обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговли. Так, на вид деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" приходится 36% оборота малых и средних предприятий, "Строительство" 27%, "Обрабатывающие производства" - 10%, "Добыча полезных ископаемых" - 7%, "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" - 8%, "Транспорт и связь" - 6,6%, и т.д.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за 2010 год составил 61745,4 млн. руб. или на 41,8% больше, чем за 2009 год.
Наблюдается снижение инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий - за январь-декабрь 2010 года осуществлено инвестиций на сумму 1537,5 млн. руб., что ниже уровня прошлого года, в действующих ценах, на 11,1%.
Наибольшее число индивидуальных предпринимателей приходится на вид экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 34% от общего числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, "Транспорт и связь" - 18,6%, "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - 13%, "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуге - 11%, "Обрабатывающие производства" - 7,2%, "Строительство" - 6,3%, "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" - 5,3%, "Гостиницы и рестораны" - 2%, "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" - 0,8%, "Финансовая деятельность" - 0,6%, "Рыболовство, рыбоводство" - 0,5%, "Образование" - 0,5%, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 0,2%, "Добыча полезных ископаемых" - 0,1%, "Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства" - 0,04%, Прочие - 0,02%, "Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение" - 0,02%.
Диаграмма 3
Доля индивидуальных предпринимателей в разрезе видов экономической деятельности
Сравнительно с 2009 годом отраслевая структура индивидуальных предпринимателей значительно не изменилась, но наблюдается динамика сокращения индивидуальных предпринимателей, занятых добычей полезных ископаемых, транспортом и связью, предоставлением прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (Таблица 4).
Таблица 4
Распределение индивидуальных предпринимателей по видам деятельности
Наименование вида экономической деятельности |
Количество ИП, ед. |
% 2010/2009 |
Доля занятых ОКВЭД, % |
||
2009 |
2010 |
|
2009 |
2010 |
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
4887,0 |
5235,0 |
107,1 |
12,2 |
12,52 |
Рыболовство, рыбоводство |
176,0 |
229,0 |
130,1 |
0,4 |
0,55 |
Добыча полезных ископаемых |
35,0 |
30,0 |
85,7 |
0,1 |
0,07 |
Обрабатывающие производства |
2476,0 |
3026,0 |
122,2 |
6,2 |
7,24 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
69,0 |
88,0 |
127,5 |
0,2 |
0,21 |
Строительство |
2274,0 |
2651,0 |
116,6 |
5,7 |
6,34 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
14185,0 |
14412,0 |
101,6 |
35,5 |
34,46 |
Гостиницы и рестораны |
707,0 |
760,0 |
107,5 |
1,8 |
1,82 |
Транспорт и связь |
8001,0 |
7793,0 |
97,4 |
20,0 |
18,63 |
Финансовая деятельность |
248,0 |
253,0 |
102,0 |
0,6 |
0,60 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
4090,0 |
4578,0 |
111,9 |
10,2 |
10,95 |
Образование |
150,0 |
206,0 |
137,3 |
0,4 |
0,49 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
308,0 |
335,0 |
108,8 |
0,8 |
0,80 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
2404,0 |
2224,0 |
92,5 |
6,0 |
5,32 |
Производством промышленной продукции за 2010 год занимались 680 индивидуальных предпринимателей в 34 улусах республики. Наибольшее количество предпринимателей приходится на г. Якутск с п.т. (11,8% от общего количества), Олекминский (6,8%) и Кобяйский (6,3%). Всего индивидуальными предпринимателями производится около 44 видов промышленной продукции, при этом большинство предпринимателей занимаются производством хлеба и хлебобулочных изделий, древесины необработанной и кондитерских изделий.
Вклад индивидуальных предпринимателей наиболее значителен в объеме производителей республики таких видов товаров, как колбасные изделия (13262,48 тонн или 99,2%), изделия и полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) (3537,6 тонн (95%)), верхняя одежда (0,751 тыс. шт. или 85%), мороженое и десерты замороженные прочие (378,5 тонн или 91,3%), бумага туалетная (2352 тыс. рулонов или 100%) и т.д.
Таким образом, по заключению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) основные производственные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за январь-декабрь 2010 года свидетельствуют о стабильном развитии данного сектора экономики.
Несмотря на позитивные изменения состояния развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за рассматриваемый период 2008-2010 гг., на 1 тыс. населения республики приходится всего 5,3 малых предприятий, по Дальневосточному Федеральному округу этот показатель составляет 10,1 малых предприятий на 1 тыс. населения, в Российской Федерации на 1 тыс. населения приходится 11,29 малых предприятий.
Объем выручки (с учетом налогов и других обязательных платежей) в среднем в расчете на 1 индивидуального предпринимателя Республики Саха (Якутия) составил в 2009 году - 3,65 млн. рублей, аналогичный показатель по ДВФО составил - 3,81 млн. рублей, в РФ - 2,7 млн. руб.
До сих пор остается низким вклад малых предприятий республики в валовой региональный продукт, так, в Российской Федерации вклад малых предприятий в валовой региональный продукт составляет порядка 17%, в Республике Саха (Якутия) этот показатель не превышает и 7%.
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в республике обусловлены рядом причин, и в первую очередь, выраженными диспропорциями в уровне развития муниципальных образований региона.
Особенностью пространственной структуры размещения демографического и производственного потенциала республики является его концентрация в Западном, Южном и Центральном районах республики. Так, сохраняется значительная дифференциация объема платных бытовых услуг населению по районам республики, что обусловлено концентрацией сферы услуг в городской местности. За период с 2003 года количество предприятий бытового обслуживания выросло в 2,7 раза, в сельской местности - снизилось на 8,9%. Уменьшение количества предприятий бытового обслуживания населения в сельской местности наблюдалось до 2006 года (115 единиц). При этом, доля предприятий бытового обслуживания населения в сельской местности составляла в 2003,2006 годах соответственно 40,7%, 40,9%.
На развитие малого бизнеса республики влияет высокая степень монополизированности экономики при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства.
За 2010 год сократилось производство продовольственных потребительских товаров индивидуальными предпринимателями (98,8% от показателя прошлого года). Незначительным остается рост производства непродовольственных потребительских товаров индивидуальными предпринимателями (100,1%).
Производство потребительских товаров в Республике Саха (Якутия) за 2009-2010 годы
Таблица 5
|
Продовольственные потребительские товары |
Непродовольственные потребительские товары |
Итого: |
|||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
|
Крупные и средние предприятия |
2808891 |
2942159,4 |
1113807 |
1059290 |
4106121 |
4212079,4 |
Малые предприятия |
1023582 |
1253086,7 |
544197 |
747017 |
1567779 |
2000104 |
ИП |
1746644 |
1726097,3 |
255498 |
255672 |
2002142 |
1981769,3 |
Неформальный объем |
161114 |
152797,7 |
192731 |
200247 |
353845,3 |
353044,8 |
Сельхозпродукция |
4711773 |
5167135,2 |
|
|
4711773 |
5167135,2 |
Итого: |
10452004 |
11241276,3 |
2106234 |
2262226 |
12741660 |
13714133 |
Низкая конкурентоспособность также обусловлена ограниченным рынком сбыта при низкой производительности труда.
Проблема привлечения финансовых ресурсов характеризуется высокими процентными ставками, необходимостью залогового обеспечения, что является неприемлемым для стартующего и производственного бизнеса. Негативное влияние оказывает неразвитость и дороговизна привлечения долгосрочных кредитов.
Несмотря на принятые государством меры по снижению административных барьеров, по экспертным данным Общероссийской Общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ", расходы субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему остаются на высоком уровне и достигают 10% выручки от реализации. Так, значительные средства затрачиваются на прохождение длительной и дорогостоящей процедуры обязательной сертификации, паспортизации. Кроме того, немалую долю в расходах все еще занимают и "неналоговые платежи", взимаемые контролирующими и надзорными органами, государственными и муниципальными учреждениями за выдачу различных разрешений и справок. Такие тенденции имеют место и в республике.
Тарифная политика естественных монополий, вызванная отсутствием конкурентной среды на рынке сбыта энергоресурсов, приводит к проблемам доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к технологическим сетям, усложненности процедуры присоединения и отсутствия дифференцированного ценообразования в данном секторе.
Несмотря на принимаемые государством меры по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, в данном направлении по-прежнему остается ряд проблем. В частности, предусмотренный переход к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов. Данный факт может привести к значительному снижению количества официально зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, прозрачности их деятельности и окажет дестимулирующее воздействие на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
Остаются низкими показатели, характеризующие процессы модернизации действующего производства и внедрения новых, в том числе энергосберегающих, технологий. Достаточно высоким является износ основных средств в сфере производства и агропромышленном комплексе. Коэффициент их обновления по отраслям местного производства в целом не превышает 4 процентов.
Основными ограничивающими факторами, сдерживающими динамику развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия), являются:
- высокая степень монополизированности экономики, при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства;
- низкая внутренняя транспортная доступность, зависимость от сезонного фактора, которая во многих районах осложнена труднодоступностью и отдаленностью наслегов;
- недостаток финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
- административные барьеры;
- тарифная политика естественных монополий и т.д.
Подводя итоги развития малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия), приведем краткий анализ основных конкурентных преимуществ и проблем развития малого и среднего предпринимательства (SWOT-анализ).
Таблица стратегического (SWOT) анализа развития малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия)
Таблица 6
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений развития экономики Республики Саха (Якутия). - Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в республике. - Положительная динамика оборота субъектов малого и среднего предпринимательства. - Рост среднесписочной численности работников сферы малого и среднего предпринимательства. - Рост числа занятых в малом и среднем бизнесе. - Рост инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства. - Увеличение показателей производства продовольственных товаров. - Развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. - Наличие муниципальных программ развития предпринимательства во всех муниципальных образованиях республики. - Принятие Плана по реализации Стратегии развития малого и среднего бизнеса на период до 2020 года. |
- Экстремальные природно-климатические условия. - Низкая плотность населения, очаговый характер расселения, значительно влияющие на спрос, также обуславливающие ограниченный рынок сбыта. - Отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, обуславливающее изолированность республики от магистральных транспортных сетей и слабую внутреннюю доступность с сильной зависимостью от сезонного фактора. - Выраженные диспропорции в уровне развития муниципальных образований республики. - Низкая конкурентоспособность товаров и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства, обусловленная высокими затратами субъектов малого и среднего предпринимательства за тепло-, электроэнергию, влияющими в дальнейшем на высокую себестоимость товаров и услуг. - Износ основных фондов. - Дефицит свободных площадей для размещения объектов малого бизнеса. - Повышенные затраты в капитальном строительстве. - Недостаток финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса. - Низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства - Недостаток квалифицированных кадров. |
Возможности |
Угрозы |
- Наличие незанятого в экономике трудоспособного населения и возможность его вовлечения в производственную деятельность. 1. - Увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП до 15% к концу 2020 года. 2. - Создание рабочих мест, снижение уровня безработицы. 3. - Увеличение доли занятых в малом бизнес до 59% к концу 2020 года. 4. - Реализация инновационных проектов малым бизнесом республики. 5. - Привлечение малого бизнеса к совместной работе с крупными предприятиями, на основе аутсорсинга и субконтрактации. - Повышение качества производимой продукции. - Рост эффективности производства. |
- Рост числа безработных граждан. - Отток населения, в т.ч. молодежи, из сельских населенных пунктов из-за отсутствия работы. - Уменьшение производства потребительских товаров, в том числе социально-значимых товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства. - Повышение инвестиционных рисков. |
За последние годы малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйства Республики Саха (Якутия). В новых экономических условиях, продиктованных необходимостью модернизации экономики, перехода от ресурсно-сырьевой к высокотехнологичной производственной экономике, с развитой инфраструктурой, малому и среднему бизнесу отводится особое место. Предпринимательство является важным инструментом для улучшения инвестиционного климата, ресурсосбережения и радикального повышения энергоэффективности, преодоления бедности населения, создания цивилизованной конкурентной среды и обладает стабилизирующим эффектом для экономики. Оно характеризуется гибкостью и моментальной приспособляемостью к конъюнктуре рынка, способностью быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки.
В Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), утвержденной Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 411 от 6.09.2006 года, развитие малого и среднего предпринимательства отнесено к приоритетным направлениям развития экономики Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.