Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 29 июня 2012 г. N 3-44/12
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дмитриевой Л.А.
при секретаре Черепановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3.11 Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходов местных бюджетов, связанных с использованием земельных участков, предназначенных для взлета-посадки воздушных судов (посадочных площадок), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.04.2009 N 185
установил:
30 апреля 2009 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 185 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходов местных бюджетов, связанных с использованием земельных участков, предназначенных для взлета-посадки воздушных судов (посадочных площадок)", опубликованное в печатных изданиях "Якутия", N 80, 07.05.2009, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьапаллар.", N 57-58, 30.05.2009.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3.11 Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходов местных бюджетов, связанных с использованием земельных участков, предназначенных для взлета-посадки воздушных судов (посадочных площадок) (далее - Порядок), утвержденного названным постановлением. В обоснование заявления указано, что оспариваемая норма регулирует вопросы направления неиспользованных остатков субсидий бюджетов городских и сельских поселений на конец финансового года в следующем году на те же цели. При этом названное положение вопреки части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ допускает использование межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году на те же цели без указания на обязательное условие такого использования, а именно наличие потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.
В судебном заседании прокурор Долганов Г.В. требования поддержал, просит заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) Заиченко Е.С., действующая на основании доверенности от 16.04.2012 г. N 301-П1, в судебном заседании с заявлением прокурора не согласилась, считает заявленные требования необоснованными.
Полагает, что отсутствие в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации норм, дублирующих федеральное законодательство, не может быть расценено в данном случае как неисполнение либо нарушение нормы бюджетного законодательства. Указывает на то, что правила по использованию межбюджетных трансфертов, которые не были использованы в текущем финансовом году, и которые могут использоваться в очередном финансовом году, соблюдаются в силу положений Бюджетного кодекса РФ.
Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям. - 30 апреля 2009 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 185 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходов местных бюджетов, связанных с использованием земельных участков, предназначенных для взлета-посадки воздушных судов (посадочных площадок)", опубликованное в печатных изданиях "Якутия", N 80, 07.05.2009, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьапаллар.", N 57-58, 30.05.2009.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. установлен принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Согласно пункту 4 статьи 3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и т.д.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить данному Кодексу.
Статьей 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации определение основ утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов отнесено к бюджетным полномочиям Российской Федерации.
В силу статьи 8 Бюджетного кодекса РФ полномочиями субъектов Российской Федерации являются, в частности, установление порядка утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
Тем самым, на федеральном уровне определены полномочия субъектов Российской Федерации в сфере бюджетного законодательства, и одновременно установлены пределы и объем их правотворческой деятельности.
По правилам статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.
Установленные в статье 242 Бюджетного кодекса РФ требования, предъявляемые к использованию межбюджетных трансфертов при завершении текущего финансового года, относятся к основам исполнения бюджетов, определение которых в силу вышеприведенной статьи 7 Бюджетного кодекса РФ, является исключительным полномочием Российской Федерации. Следовательно, любое изменение основ исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, может быть осуществлено только федеральным законодателем.
Между тем, из пункта 3.11 Порядка следует, что неиспользованные остатки субсидий бюджетов городских и сельских поселений на конец финансового года подлежат использованию в следующем году на те же цели.
Сравнительный анализ вышеприведенных положений федерального законодательства и содержания оспариваемой нормы приводит к выводу о том, что пункт 3.11 Порядка по сути изменяет основы исполнения бюджета, поскольку исключает из установленных федеральных законодателем условий использования межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, такое обстоятельство, как наличие потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств. При этом каких-либо норм, предоставляющих субъекту Российской Федерации полномочия по изменению основных принципов исполнения бюджета, Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.
В связи с этим суд считает, что изменение данного правила указывает на противоречие
названных положений нормативного правового акта действующему федеральному законодательству, и находит обоснованным требования прокурора о признании недействующим пункта 3.11 Порядка.
Доводы представителя заинтересованного лица о соблюдении в данном случае положений федерального законодательства независимо от содержания оспариваемого нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не могут быть приняты судом. В настоящем случае Правительство Республики Саха (Якутия), реализуя предоставленные ему статьей 8 Бюджетного кодекса РФ полномочия по установлению порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, и воспроизводя не в полном объеме положения федерального законодательства, регулирующие основы исполнения бюджета, по сути установило иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 242 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, и признании названных оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3.11 Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходов местных бюджетов, связанных с использованием земельных участков, предназначенных для взлета-посадки воздушных судов (посадочных площадок), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.04.2009 N 185 удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 3.11 Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходов местных бюджетов, связанных с использованием земельных участков, предназначенных для взлета-посадки воздушных судов (посадочных площадок), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.04.2009 N 185 со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Дмитриева |
Решение изготовлено в окончательной форме 02.07.2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2012 г. N 3-44/12
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 14 ноября 2012 г. N 87