Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Концепция создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.05.2009 года N 236)
Введение
Концепция создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Саха (Якутия) представляет систему взглядов на содержание, принципы и основные направления формирования особой экономической зоны, как одного из важнейших элементов стратегии развития туристской индустрии республики.
Под особой экономической зоной понимается часть территории Российской Федерации, в пределах которой устанавливается особый режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также создается режим свободной таможенной зоны. Правовой основой разработки проекта по развития особой экономической зоны является Федеральный закон 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Содержание и направленность федерального законодательства об особых экономических зонах соответствует мировым взглядам и практике использования ОЭЗ не только как способ привлечения инвестиций, но и как инструмент региональной экономической политики.
Президент России Д.А. Медведев*(1), указал, что в экономике Российской Федерации - "одной из "точек роста", безусловно, является туризм. Мы понимаем, что наше богатейшее культурно-историческое наследие является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма, но и проблем здесь предостаточно ... мы должны думать и о том, каким образом туристическую отрасль поставить на ноги в экономическом плане". В докладе Президента России отмечено также, что на сегодняшний день в туристической отрасли занято более одного миллиона человек. Суммарный доход от туризма, составил 833 миллиарда рублей. Таким образом, туризм как сфера национальной экономики приобретает на современном этапе статус одного из стратегических направлений социально-экономического развития России.
Туристическая отрасль также рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений социального и экономического развития Республики Саха (Якутия). Схемой комплексного развития производительных сил республики до 2020 года предусматривается, что туризм должен занять ведущие позиции в структуре производства валового регионального продукта - "доля отрасли туризма превысит к 2020 году 10% ВРП и составит более 30 млрд. руб. (более 1 млрд. дол. США). В целом в отрасли туризма и путешествий будет создано около 20 тыс. дополнительных рабочих мест"*(2).
Основой разработки концепции является "Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года". Более того, туризм это одно из наиболее важных стратегических направлений развития сферы услуг, малого и среднего бизнеса. Во-первых, потому что на рынке туристических услуг преобладают малые и средние предприятия, во-вторых, эта сфера на начальном этапе не требует больших капитальных вложений и материальных затрат, в-третьих, туристическая индустрия одна из самых мощных мультипликаторов экономического развития, вовлекающий с свою сферу много других отраслей и предприятий.
На данном направлении ставится весьма масштабная задача - создать в Республике Саха (Якутия) практически новую отрасль, обладающую высокой рентабельностью, конкурентоспособностью среди других отраслей, регионов и сопредельных стран. Важным фактором развития и средоточия интереса является то, что туризм представляет собой отрасль экспортной ориентации ("экспорт на месте"). Многолетний опыт стран циркумполярного региона показывает постоянно растущий интерес к северным регионам с их особыми климатическими условиями, дикой нетронутой природной средой, своеобразным образом и опытом жизни.
Стратегическим походом к развитию туризма на территории Республики Саха (Якутия) является стремление системного представления Севера как особой цивилизации в совокупности природно-климатических, социальных, этнических, культурно-исторических региональных особенностей, их взаимовлияния и взаимодействия.
*(1) - Совещание с главами городов Золотого кольца России по вопросам развития внутреннего туризма и проблемам местного самоуправления, 1 августа 2008 года г. Углич.
*(2) - Схема комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, г. Якутск 2006 г.
1. Современное состояние, тенденции и проблемы развития туризма в Республики Саха (Якутия)
На территории Якутии туристической деятельностью занимаются 40 предприятий. В современной экономике республики туризм пока не играет существенной роли. Общий объем услуг, предоставленных туристическими организациями, в 2007 году составил 154,5 млн. рублей. В туристической отрасли работает 176 человек и в общей численности занятого населения в республике - более 450 тыс. человек, занимает малую долю. Вклад туристической отрасли в ВРП, произведенный на территории республики (185 млрд. рублей), в настоящее время также не велик - около 56 млн. руб. Однако в расчете на одного работника производство ВРП составляет: в сфере туризма 318 руб./чел., в среднем по республике 411 руб./чел. В среднем на каждого работника сферы туризма приходится 878 тыс. рублей выручки, что соответствует средним российским показателям.
В 2007 году туристская деятельность на территории республики принесла более 18 млн. рублей прибыли (более 100 тыс. рублей на 1 занятого).
Рисунок 1 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
За последние годы в динамике туристических потоков нет устоявшихся тенденций. Более устойчивую динамику роста имеет выездной туризм, который в 2007 год достиг отметки 14,4 тыс. туристов, выехавших за пределы республики. Преобладание выездного туризма, по сути, означает импорт услуг и вывоз ВРП за пределы республики. Для республики в плане поступательного социально-экономического развития больший интерес представляет въездной туризм - ввоз ВРП.
В 2007 году 1/3 часть иностранных туристов, въехавших в республику, были представителями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Быстро растет туристическая активность в ближайшем окружении сопредельных стран. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) за последние годы показал рост туристических поездок в 25%, а Северо-Восточная Азия зафиксировала самый быстрый рост в 30%. В перспективе туристический поток из этих стран будет наиболее привлекательным для республики.
Республика вызывает все больший интерес как в среде российских, так и зарубежных любителей туризма, зачастую он принимает стихийный характер в виде посещений самоорганизованных туристов. Такого вида туризм не поддается контролю ни природоохранных органов, ни служб обеспечения безопасности и спасения.
Туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом, приобрели опыт проведения туров на территории республики. За последние годы в рамках государственной поддержки создан ряд туристических объектов, которые, с одной стороны, создают благоприятную среду и привлекают большое количество туристов, с другой, стимулируют частные туристические компании на инвестиции и развитие собственных баз для туристической деятельности.
Статистика гостиничного хозяйства достаточно полно характеризует уровень туристической активности. Из общего объема услуг гостиничного хозяйства 121, 7 тыс. размещений на долю гостиниц приходится 86,7 тыс. размещений (71%), в том числе, приехавших с целями туризма и отдыха лишь 3,8 тыс. размещений - 4,4 %.
Невысокие пока темпы развития туристской деятельности связаны с проблемами, свойственными северным регионам, где туризм не являлся традиционной отраслью, многие виды туризма благоприятные для республики в мировой практике сформировались как массовые направления лишь на современном этапе туристской деятельности. Кроме того, часть причин обусловлена особенностями посткризисного этапа развития в России. К таким проблемам относятся:
1. Удаленность региона и сохраняющаяся высокая стоимость транспортного обслуживания туристов воздушным путем.
2. Неразвитость материально-технической базы туристской индустрии.
3. Неразвитость развития инфраструктуры для осуществления полномасштабной туристской деятельности на наиболее интересных и привлекательных направлениях (транспорт, автодороги, аэродромы и авиаплощадки, речные береговое хозяйство, авиационная техника, автобусы, речные суда, связь, энергообеспечение мест отдыха).
4. Отсутствие достаточного количества профессиональных кадров прошедших специализированную подготовку для работы как непосредственно в туристической сфере, так и в сфере обеспечивающих отраслей.
5. Неразвитость сопутствующих туризма сфер производства и услуг: гостиничное хозяйство (в республике всего 57 гостиниц, единовременная вместимость которых составляет лишь 2094 человек), производство сувениров и туристической атрибутики, ресторанное хозяйство и общественное питание, качество предоставляемых услуг и сферы развлечений.
В республике сделаны определенные заделы для развития туристской отрасли в плане развития гостиничного хозяйства, обустройства объектов и мест, имеющих туристическую привлекательность. Стратегия развития туризма нацелена на формирование отрасли, отвечающей требованиям и понятию - индустрия туризма. Это означает высокий уровень подготовки туристских продуктов, развитую инфраструктуру: хорошо организованный транспорт, связь, гостиничное хозяйство, организацию качественной системы питания и источников продовольственных ресурсов, хорошую информационную доступность, высокий уровень культуры обслуживания на маршрутах и в местах отдыха, обеспечивающих полную безопасность, полезность и комфортность пребывания в республике. Однако имеющаяся материальная база далеко недостаточна для осуществления туризма в большом масштабе. Например, емкость всех гостиниц республики даже при 100 %-ной загрузке в летний сезон в состоянии принять 10-15 тыс. туристов, максимальная пропускная способность круиза "Ленские столбы" по эксплуатационным возможностям двух круизных теплоходов "Михаил Светлов" и "Демьян Бедный" составляет не более 6000 человек за сезон.
Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) предусматривает - количество въездных туристов должно достигнуть к 2030 году 75 тыс. человек. Такая же численность туристов планируется по внутреннему туризму. Тем не менее, уровни туристической активности, приведенные в Схеме, можно назвать скромными по сравнению, например, с Аляской. На Аляску, где проживает 660 тыс. человек приезжает около 1,5 млн. туристов, на каждого жителя "приходится" 2,3 въехавшего туриста. Каждый из них "оставляет" на Аляске в среднем 750 долларов США. Если такую активность предположить на территории Якутии, то у нас туризм давал бы доходы более 1,6 млрд. долларов в год - объем сопоставимый с доходами АК "АЛРОСА". В расчете доходов от туризма на одного жителя Аляски в среднем приходится 1590 долларов, в Якутии - 4 доллара.
С точки зрения информативности проводимых сегодня туров мы сегодня можем предоставлять туристам лишь разрозненные и крайне скудные знания о республике и Севере. Многие интересные темы у нас не исследованы вовсе, по иным нет достаточно достоверных знаний. Большинство материалов не адаптировано для восприятия массовым туристом. Например, история происхождения народа Саха, истоки толерантности северян, связь археологических находок древних поселений с современными народами и народностями Якутии, загадки озера "Лабынкыр", глобальное значение вечной мерзлоты и т.д. Сегодня нет специально подготовленных экскурсоводов и гидов для сопровождения туристов. Профессиональные экскурсоводы и музееведы есть только в государственных республиканских музеях и выставочных комплексах, в отдельных случаях привлекаются научные сотрудники.
2. Опыт создания особых экономических зон ТРТ в Российской Федерации
В политике экономического развития России создание особых экономических зон рассматривается как перспективный инструмент для решения стоящих перед страной задач по привлечению инвестиций, диверсификации и выводу российской экономики на инновационный путь развития. История ОЭЗ ТРТ в Российской Федерации началась с 2007 года, когда постановлением Правительства России*(3) созданы 7 особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территориях Республик Алтай и Бурятия, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев, в Иркутской и Калининградской областях.
Каждая зона имеет свой оригинальный облик и назначение. Например, "Алтайская долина" в предварительном архитектурном решении представляет собой комплекс из искусственного озера и трех искусственных островов, каждый из которых имеет свой набор объектов: отели и гостиницы площадки для занятий активными видами спорта, административно-деловой и культурный центры, аквапарк, этнографическая деревня и т.д. Общая площадь "Алтайской долины" составляет 856 га.
Первые практические шаги в процессе формирования ОЭЗ ТРТ сделаны в начале августа 2008 года - частным компаниям выданы свидетельства резидентов ОЭЗ "Алтайской долины" (республика Алтай) и ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" (Алтайский край). Эти компании подали заявки на строительство отелей, курортных комплексов, горнолыжных трасс и сопутствующей инфраструктуры. Выбраны участки, достаточные для размещения полного перечня объектов и осуществления туристско-рекреационной деятельности, проведена инвентаризация земельных участков; проведены все регистрационные процедуры; созданы Наблюдательные советы ОЭЗ; установлены налоговые льготы для резидентов зоны. Следующий шаг - проведение конкурсных процедур на разработке проектно-сметной документации строительства административно-делового комплекса, искусственного озера, производственно-эксплуатационной базы на территории.
Для каждой ОЭЗ ТРТ имеет свое обоснование с расчетом общего туристского потока, единовременной вместимости, количества создаваемых рабочих мест, объем капитальных вложений и т.д. В ОЭЗ "Алтайская долина" в год будут отдыхать 94 тыс. человек, максимальная загрузка - 3,5 тыс. человек. Для обслуживания будет создано 2,4 тыс. рабочих мест. В целом государственные вложения в эту ОЭЗ составят 4,2 млрд. рублей на внутреннюю и 5,1 млрд. рублей на внешнюю инфраструктуры. Частные вложения более 10 млрд. рублей.
В ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" планируется построить девять отелей на 1925 номеров. Общая стоимость проекта турзоны оценивается в 15,4 млрд. руб. Предполагается, что финансирование создания инженерной инфраструктуры ОЭЗ будет проводиться за счет государства, а туристических объектов - за счет частных инвестиций (8,6 млрд. рублей).
В 2008 году в Горном Алтае подготовлены обоснования по открытию еще двух площадок: горнолыжные комплексы в Манжероке и Каракольских озер. Общий объем частных инвестиций в манжерокский проект оценивается на уровне 10 млрд. рублей, на строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди будет потрачено 2,5 млрд. рублей. Концепция комплекса получила одобрение Госкомспортом и Олимпийским комитетом России. В разработке комплекса участвуют иностранные эксперты в области архитектуры, строительства и проектирования горнолыжных трасс и общей инфраструктуры курорта. Использовался опыт курортов Франции, Швейцарии, Италии и Балкан.
ОЭЗ ТРТ рассматривается как площадка для международного сотрудничества в области инвестиций и туристской деятельности. Правительством Республики Алтай подписан протокол о намерениях с корейской компанией Vonplan Global, которая планирует стать резидентом ОЭЗ ТРТ "Алтайская долина". Корейская компания заявила о готовности выполнить необходимые условия, чтобы стать резидентом алтайской ОЭЗ и представить проект застройки одного из искусственных островов на искусственном озере в "Алтайской долине".
В целом алтайские ОЭЗ ТРТ рассчитываются на туристический поток 2,5-3 млн. человек. Социальный эффект от создания ТРЗ заключается в создании около 25 тысяч новых рабочих мест. В 2007 году было потрачено около 400 млн. рублей из средств федерального бюджета, а до конца года будет освоено еще 450 млн. рублей. В основном эти деньги пойдут на планирование территорий, подготовку документации и площадок под строительство.
Приняты и готовятся решения по расширению и двух других ОЭЗ в Иркутской области ОЭЗ "Ворота Байкала" и в Республике Бурятия "Байкальская гавань". В Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами принято официальное решение о включении в состав особой ОЭЗ ТРТ Иркутской области территорий Ольхонского района по берегам Малого моря, а также окрестностей города Байкальск и села Мангутай в Слюдянском районе. В настоящее время готовится схема территориального планирования земельных участков возле Байкала.
Общий объем инвестиций в строительство туристской особой экономической зоны составит 49 млрд. руб., в том числе 20 млрд. руб. - участие федерального и республиканского бюджета, а 29 млрд. руб. вложения частных инвесторов. Кроме отелей, транспортной и энергетической инфраструктуры, спортивных и туристских объектов, предусмотрено строительство мусоросортировочных и очистных сооружений, чтобы сохранить уникальное озеро.
Опыт создания ОЭЗ ТРТ в Российской Федерации показывает основные принципы и последовательность действий по формированию особых зон, специализацию и содержательное наполнение каждой из них. Значительное место в алтайских зонах уделяется развитию горнолыжного направления. Иркутские и бурятские зоны в большей степени ориентированы на курортно-оздоровительное и историко-этнографическое направления. Намерения инвесторов и государственного участия, провозглашенные в проектах зон, показывают также содержание, масштабы инвестиционных намерений и долевого участия государственных и частных инвестиций.
*(3) - Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года N 67-73.
3. Основные направления и положения Стратегии развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года
Туристическая отрасль отнесена к числу основных стратегических направлений социального и экономического развития Республики Саха (Якутия). Схемой развития комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2025 года предусматривается, что туристская деятельность станет одним из основных источников производства Валового Регионального Продукта (ВРП). Доля индустрии туризма в структуре ВРП к 2025 году должна составить 10%. Сегодня такие крупные отраслевые комплексы как сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и материально-техническое обеспечение имеют доли в структуре ВРП от 3,6 % (сельское хозяйство) до 9,8 % (строительство). Следует заметить, что туристская индустрия кроме того обеспечивает еще и значительный мультипликативный эффект в указанных отраслях, поэтому реальное участие туристской индустрии в структуре ВРП существенно больше. В этой связи Стратегия создания и развития туристской индустрии формулируется как система действий, консолидации ресурсных источников и организационных мер, направленных на создание специализированного межотраслевого кластера по масштабу, отвечающего характеристикам мега-проекта.
Развитие туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) рассматривается в контексте мировых тенденций развития туризма, а также в рамках стратегических направлений развития этой отрасли в Российской Федерации. Процессы, происходящие в мировой и отечественной практике туристской деятельности, будут оказывать существенное влияние на характер развития отрасли на территории республики, ее позиционирование в сфере туристических услуг, поскольку формируют общественное представление о туризме как таковом, стремления к познанию окружающего мира, приоритеты человеческих ценностей на современном этапе развития общества. Важным фактором развития индустрии туризма во всем мире является уровень государственной поддержки этой отрасли национальной экономики, как на этапе ее становления, так и в период стабильного функционирования. Она связана как непосредственно с государственными вложениями в создание материальной базы и инфраструктуры туризма, объектов туристического интереса, системы подготовки кадров, так и с созданием средствами государственного регулирования благоприятных условий для становления и успешного развития отрасли.
Оптимизм во взглядах на успешное развитие туризма в Республике Саха (Якутия) имеет вполне реальные основания и предпосылки:
1. Северный вектор туристских интересов с каждым годом становится в мире все более привлекательным. Хотя на этом направлении уже имеются признанные туристические центры в Западной Европе и в странах Северной Америки, но даже среди них Якутия сохраняет первозданность природной среды и несет в себе многие другие элементы, представляющие предмет мирового достояния.
2. Для значительной части населения мира в странах: Китай, Япония, Республика Корея и другие страны АТР, где туристическая активность населения более всего набирает силу, Северо-Восток России территориально более доступен, чем северные территории Европы и Америки.
3. Богатая история человеческой цивилизации, уникальность территории как среды обитания и полноценной жизни человека в предельно экстремальных природно-климатических условиях.
4. За последние годы республика значительно продвинулась в решении проблем инфраструктурного комплекса, который будет использоваться в обеспечение туристической деятельности: магистрального наземного и воздушного транспорта, сети аэропортов и дорожного строительства, развития гостиничного хозяйства и средств связи и телекоммуникаций и т.д.
5. Создана сеть предприятий и фирм, занятых туристической деятельностью, которые приобрели опыт туристской деятельности и продолжают ее наращивать.
6. Общая экономическая стабилизация в стране, тенденции восходящего экономического роста и социального развития, рост уровня жизни, увеличение доли услуг в расходах населения, рост его подвижности и объема услуг, предоставляемых туристической отраслью.
Республика имеет ряд потенциальных преимуществ перед другими северными районами мира и России, которые могут составить основу для успешного развития туристической отрасли. Однако, учитывая, что на этом направлении уже имеются признанные туристические центры в Западной Европе, в странах Северной Америки, в Северо-западном регионе России развивать туризм придется в конкурентной среде ближних и отдаленных соседей. Это говорит о том, что содержание стратегии и непосредственные действия по формированию туристской среды на территории Якутии должны преследовать цель создания оригинального набора туристских продуктов исходят из возможностей предоставленных природой, созданных человеком и всей историей развития цивилизации на территории республики.
Указанные предпосылки предопределяют развитие туристской индустрии как крупного экономически и социально значимого для республики отраслевого комплекса. Главным направлением усилий по развитию туристской индустрии является развитие въездного и внутреннего туризма Республики Саха (Якутия), так как именно эта направленность действий представляет суть важный для экономического и социального развития предмет наших интересов.
Стратегия развития туристской индустрии на территории республики опирается на механизмы государственного управления и регулирования, предоставляемые федеральными и республиканскими нормами и правилами. В арсенале средств государственного управления для целей формирования и развития туризма в контексте данной концепции большое значение имеет технология создания особой туристско-рекреационной экономической зоны, как один из наиболее действенных механизмов, обещающий уверенные результаты.
4. Особая экономическая зона ТРТ в Республике Саха (Якутия) как компонент стратегического развития туристской индустрии республики
Стратегия развития туристкой индустрии на территории Республики Саха (Якутия) рассматривает важнейшим элементом отраслевой системы - создание материальной базы туристской индустрии на принципах государственно-частного партнерства с привлечением частного капитала как основы инвестиционной программы и государственных вложений в объекты, представляющие предмет национального достояния и многофункциональных объектов инфраструктуры. Основная функция государственного участия состоит главным образом в создании благоприятных условий для интенсивного развития туристской отрасли. В этом контексте Стратегии ОЭЗ ТРТ придается значение базового элемента материальной основы туристской индустрии и главного объекта концентрирующего основное содержание туристического продукта, который будет отличать республику от других северных регионов. Использование технологии ОЭЗ ТРТ имеет ряд благоприятных особенностей:
1. Заинтересованное и активное непосредственное участие государства в становлении и развитии отрасли с использованием широкого арсенала средств государственной поддержки развития региона, обещающего дать ощутимые результаты в плане развития национальной экономики, укрепления позиций и геополитических и экономических российского государства в Дальневосточном регионе, повышение уровня жизни населения и обеспечение его занятости трудовой деятельностью.
2. Сочетание интересов федерального, регионального и муниципального уровня в решении важнейших задач регионального развития.
3. Консолидация интеллектуальных и финансовых ресурсов на выполнении общей программы.
4. Создание благоприятных условий со значительной минимизацией рисков для развития частного бизнеса и привлечения крупных инвесторов.
Ориентируя развитие туристской индустрии на территории Республики Саха (Якутия) на северную тематику будет целесообразно определить название зоны несущее в себе главное содержание - "Северный Мир". По своей роли ОЭЗ ТРТ "Северный Мир" это стартовый проект крупномасштабного кластера - ядро будущего межотраслевого комплекса, объединяющего объекты туристического назначения, инфраструктурного комплекса, и сопутствующих отраслей, обеспечивающего обслуживание туристических потоков.
5. Цели и задачи создания особой экономической зоны ТРТ в Республике Саха (Якутия)
Цель:
Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа как стартового проекта межотраслевого кластера и опорной базы устойчивого развития въездного и внутреннего туризма в Республике Саха (Якутия), на основе реализации механизма государственно-частного партнерства.
Задачи:
рациональное использование имеющегося природного потенциала республики, исторического, культурного и духовного наследия народов, проживающих на территории республики;
создание и развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, отвечающего требованиям мирового рынка туриндустрии и соответствующего положениям идеологии устойчивого развития;
определение основных принципов развития зоны с учетом его социальной и экологической ориентированности, создания системы информационного обеспечения туристской индустрии и проведения активной рекламной деятельности;
создание проекта, аккумулирующего все разнообразие культуры народов Севера, экспозиций северных стран дальнего зарубежья и привлечения внешних инвестиций участниками проекта: российского, европейского, канадского и американского Севера;
разработка маркетинговой стратегии продвижения национального, регионального и местного туристского продукта на внутреннем и международном рынках и создания благоприятного имиджа республики как туристского региона;
создание инвестиционных площадок для реализации механизмов государственно-частного партнерства и развития малого и среднего бизнеса;
формирование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Саха (Якутия) как центра и отправной точкой туристских программ по всей республике.
6. Схема создания особой экономической зоны ТРТ в Республике Саха (Якутия)
Основной тематический замысел ОЭЗ ТРТ "Северный Мир" предопределен историей заселения и формирования человеческих сообществ на северных территориях России, современного периода освоения Севера, научными знаниями о палеонтологии и археологии Якутии, культуре и традициях аборигенного населения, о доисторической и современной флоре и фауне, представляющих обширную область малоизвестную для широкого круга людей.
Схема создания и развития ОЭЗ ТРТ содержит два последовательных и взаимосвязанных этапа. Первый этап, реализация стартового проекта центрального блока многофункционального назначения, сооружение основных объектов туристического комплекса, создание внутренней и внешней инфраструктуры, важнейших объектов, обеспечивающих развитие туризма в центральной зоне.
Этапы, годы |
Содержание |
I 2009-2012 |
разработка ТЭО зоны; определение компаний-резидентов; начало реализации стартового проекта центрального блока многофункционального назначения, создание внутренней и внешней инфраструктуры; реализация пилотного проекта развития локальной туристской зоны ямщицкая станция "Еланка". |
II 2013-2020 |
завершение центрального комплекса как базового туристического центра; формирование новых локальных зон и подготовка проектов новых ОЭЗ ТРТ на территориях других муниципальных образований, расширяющих спектр и географию туристской деятельности. |
Расширение коммерческих проектов на территории зоны и, как первый шаг, реализация пилотного проекта развития локальной туристской зоны ямщицкая станция "Еланка" на территории сопредельного муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия). Данный проект играет роль базового объекта организации многих существующих и перспективных туристских маршрутов.
Второй этап, завершение центрального комплекса как базового туристического центра, формирование новых локальных зон и подготовка проектов новых ОЭЗ ТРТ на территориях других муниципальных образований, расширяющих спектр и географию туристской деятельности на территории Якутии.
6.1. Выбор территории с согласованием МО
Предлагается создать ОЭЗ ТРТ на пограничной территории двух муниципальных образований: Городского округа "Город Якутск" и Муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия), в одном из живописных и географически выгодных мест с точки зрения развития туризма - на р. Лена (близость к г. Якутску). Рельеф местности предоставляет благоприятные условия для размещения туристских объектов зоны, парка развлечений, широкие возможности для развития спортивного туризма. Удобство подъезда непосредственно к площадке размещения - имеются две асфальтированные автодороги. Площадка имеет надежное электроснабжение, газификацию, источники минеральной воды.
Рисунок 2 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
Обзор двух обширных речных долин с высоты 120 метров над уровнем реки. Зона делится на два участка: нижний - на второй надпойменной террасе с непосредственным выходом к р. Лена; верхний - третья надпойменная терраса - 120 метров над уровнем реки.
В соответствии с общей стратегией развития туристской индустрии в республике при выборе территории для создания ОЭЗ ТРТ следует руководствоваться следующими принципами и правилами:
1. Отвод территорий муниципальных образований и их отчуждение в пользу создания ОЭЗ ТРТ, осуществляется из принципа необходимой достаточности. Достаточности для размещения объектов туристской индустрии и осуществления туристской деятельности непосредственно.
2. Базовым в развитии на территории ТОЭЗ и других территориях туристской деятельности является принцип "устойчивое развитие", т.е. соблюдение баланса сохранения окружающей среды и антропогенной (техногенной) нагрузки от туристской деятельности.
3. Правительство Республики Саха (Якутия) совместно с органами власти муниципальных образований при рассмотрении заявок от коммерческих структур-претендентов на создание туристических объектов и получение статуса резидента ОЭЗ ТРТ проводят экспертизу и защиту проектов с учетом решения задач федерального, регионального и местного значения.
4. В соответствии с установленным порядком решение о создании ОЭЗ ТРТ принимается постановлением Правительства РФ. На основании этого решения заключается Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Саха (Якутия) и администрациями Городского округа "Город Якутск" и Муниципального района "Хангаласский улус Республики Саха (Якутия)" Соглашение определяет:
объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета республики и местного бюджета;
план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;
комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;
права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета, местного бюджета в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны, а также на объекты инфраструктуры этой зоны;
порядок управления, эксплуатации и содержания объектов недвижимости и объектами инфраструктуры, созданными за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов;
обязательства органов государственной власти республики по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны.
Соглашение также устанавливает порядок формирования органов управления - наблюдательного совета особой экономической зоны.
6.2. Концепция основных объектов ОЭЗ ТРТ
Особенность концептуального подхода к масштабному формированию сферы туристской деятельности на данном этапе состоит в последовательном целенаправленном движении по пути создания туристической инфраструктуры, удовлетворяющей взыскательным требованиям правил международного туризма и запросам туристов из-за пределов России. В этой связи следует сосредоточить усилия и финансовые ресурсы на заглавном проекте, который станет ядром всей обстоятельной дальнейшей программы развития туризма в республике. В качестве такого центрального проекта и территориально, и по содержанию предлагается рассматривать проект "Северный Мир"*(4) и на базе этого проекта приступить к формированию ОЭЗ ТРТ.
Рисунок 3 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
Идея создания туристско-рекреационной особой экономической зоны "Северный Мир", как элемента туристической инфраструктуры и центрального объекта туризма в республике состоит в изучении, пропаганде и демонстрации глобальной северной цивилизации, как явления мирового масштаба, принципов и способов проживания, духовности и традиционной трудовой деятельности малочисленных коренных народов в условиях, которые традиционно относятся к экстремальным, демонстрации уникальных примеров и процессов адаптации в этой среде пришлого населения, взаимопроникновения культур, особенностей взаимоотношений человека и природной среды, сохранения ресурсного, экологического, рекреационного резервата также имеющих глобальное значение.
В этой связи главной задачей проекта ОЭЗ ТРТ "Северный Мир" является создание инвестиционно-привлекательного комплекса туристических, научных, образовательных, историко-этнографических объектов для кардинального увеличения туристского потока. При создании ОЭЗ ТРТ и объектов, входящих в этот проект, их содержательность исходит из того, что:
Якутия должна занять лидирующие позиции в восприятии Севера мировым сообществом;
по ряду проектов ОЭЗ ТРТ в Якутии не имеется аналогов в мире, что станет основой ее привлекательности и будет создавать имидж Республики, как одного из самых интересных регионов Севера;
Рисунок 4 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
туристический комплекс "Северный Мир" рассматривается как центральный объект, аккумулирующей все разнообразие мировой культуры народов Севера, экспозиции северных стран дальнего зарубежья и привлечения иностранных инвестиций участниками проекта: российского, европейского, канадского и американского Севера;
в состав туристических продуктов ОЭЗ ТРТ на первом этапе должны войти также ныне действующие направления туристской деятельности центральной Якутии: круизы по реке Лена, ямщицкая станция "Еланка", музей-заповедник "Дружба", Национальный парк "Ленские столбы", археологический заповедник "Диринг Юрях" и другие.
Основные объекты ОЭЗ ТРТ.
Парк Ледникового периода инвестиционный научно-туристический проект, предусматривающий обустройство площадки "Табагинский мыс" в стиле Ледникового периода с другими объектами, демонстрирующими уникальное природное явление - вечную мерзлоту. Парк Ледникового периода представляет комплекс нескольких объектов:
1. Всемирный центр мамонта. Подземный комплекс "Мир вечной мерзлоты" включает:
Международный институт научных исследований в области климатологии, мезлотоведения#, археологии палеонтологии, хранилище уникальных экспонатов.
Центр для посетителей
Выставки мамонтов и других ископаемых, представителей животного мира
Интерактивная палео-зона для всех возрастов.
Палео-библиотека и конференц-залы.
Наглядные палеонтологические и архелогические# раскопки для зрителей
Сопровождаемые туры по палео и археологическим достопримечательностям.
Зоны наблюдения и изучения исчезающих видов растений.
Центр должен установить и развивать научные связи с национальными и парками зарубежных стран. На базе этого института должна действовать Международная научная конференция (симпозиум). Как другие мировые аналоги Центр предоставляет площадку для изучения ископаемых экспонатов мирового уровня, сочетающие в себе новейшие исследования и "ископаемый туризм".
Центральной экспозицией Всемирного центра мамонта предполагается создание геодинамического полигона: муляжи первобытных мамонтов, носорогов, других представителей ледниковой фауны натуральной величины, имитация сценок из жизни кроманьонцев, воспроизвести их стоянки, чтобы отобразить ситуацию палеогеографии 42-10 тысяч лет назад.
Рисунок 5 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
Общая строительная стоимость проекта - 297 млн. рублей.
Стоимость проектирования - 45, 6 млн. рублей.
2. Этнографический парк "Северная мозаика"
На первом этапе развития тематического парка в состав экспозиции предполагается включить 10 экспозиций - национальных этнографических комплексов народов Севера: якуты, чукчи, эвенки, юкагиры, эвены, долганы, коряки, ненцы, эскимосы (инуиты), саамы (лапландцы).
Основные разделы Парка:
оленеводы тундры: ненцы, чукчи, коряки, долганы;
кочевники и скотоводы Сибири: якуты;
таежные охотники, рыболовы и оленеводы: эвенки, эвены, юкагиры, саамы (лапландцы);
охотники за морскими животными и рыболовы: эскимосы, чукчи.
Содержание национальных этнографических объектов: язык, мифы и сказания, национальная одежда и утварь, национальная кухня, музыка, танцы и песни, спортивные состязания и игры, ремесла и кустарное производство, эксклюзивные сувениры.
Большую роль в повышении привлекательности тематического парка должны сыграть технологии виртуальной реальности, которые открывают возможность более углубленного изучения жизни и культуры народов Севера.
Парк "Северная мозаика"
Рисунок 6 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
Для успешного развития парка в последующие годы можно использовать возможности неправительственной организации "Северный Форум" для приглашения к участию в создании своих национальных экспозиций в парке "Северная мозаика". Все объекты размещения, сфера услуг и аттракционы строятся за счет привлеченных средств или средств из национальных бюджетов.
3. Горные лыжи на вечной мерзлоте
(Круглогодовая горнолыжная трасса. Спорткомплекс на вечной мерзлоте)
Рисунок 7 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
Горные лыжи - один из наиболее популярных видов спорта и отдыха, привлекающие большие массы людей разных возрастов и лыжной квалификации. Крытые горнолыжные склоны - новое направление в массовом горнолыжном спорте. На территории Якутии лишь в Алданском районе горнолыжный сезон может продолжаться 4-5 месяцев. В других районах, где оборудованы горнолыжные трассы, сезон длится 30-45 дней. Основной замысел - сделать доступным горнолыжный спорт круглогодичным. Уникальность и отличие данного проекта от всех других является использование естественного холода вечномерзлых грунтов, не прибегая к применению систем искусственного холода.
4. Городские усадьбы. Казачье подворье. Ямская станция (таверна, гостевой домик, экспозиция "История и быт ямщиков").
Целью является создание туристского объекта в виде историко-архитектурного комплекса, как памятника Якутской старины, связанной с освоением Севера. Объект создается путем переноса и реставрации деревянных построек, в том числе являющихся архитектурными памятниками, что является весьма привлекательными для туристов и экскурсантов при соответствующем информационно- анимационном наполнении.
Важное значение имеет расположение комплекса в районе Табагинского мыса, так именно здесь, в XVIII веке располагалась Табагинская ямщицкая станция - одна из первых построенных по царскому проекту. Это создает возможности для создания ряда маршрутов исторической реконструкции по линии: Якутск - Табага - Еланка. В сочетание с другими объектами зоны, комплекс наиболее полно отразит исторический путь развития современной республики.
Рисунок 8 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
Для успешного функционирования историко-архитектурного комплекса "Городские усадьбы" определяется резидент, а также привлекаются семьи и отдельные предприниматели для ведения традиционных форм хозяйства и ремесел.
В разделенных на сектора группах старинных усадеб (таких, например, как усадьба купца Мигалкина), отдельных домов, амбаров и других хозяйственных построек предполагается создать и разместить постоянно действующие, сочетающие в себе музейное дело, хозяйства:
мастерские и лавки ремесленников (кузнецов, гончаров, шорников и др.);
сельская школа;
семейные гостиницы, называемые в прошлом "доходными домами";
трактиры со своеобразной кухней народов Сибири и Севера;
сектор для традиционных народных гуляний и проведения ярмарок;
ямщицкая станция с подсобным крестьянским хозяйством, частично обеспечивающие нужды комплекса;
казачье подворье, которое является центральной усадьбой конезавода, с конноспортивным клубом, обеспечивающее конной тягой все объекты ОЭЗ ТРТ.
На территории комплекса предусматривается и строительство гостиниц малой вместимости за счет средств предпринимателей и местных жителей.
5. Оздоровительный комплекс. Грязевые и минераловодные ванны. Русская баня, сауны.
Действующий в настоящее время профилакторий "Ленские зори" по проведению реконструкции может предоставить широкий выбор лечебных и оздоровительных процедур. Профилакторий как юридическое лицо в качестве предприятия-резидента также может войти в состав ОЭЗ.
Как показывает мировая практика большое значение для роста туристского потока в аналогичных парках, кроме познавательной роли, имеет значение парка как места для активного отдыха и развлечений. В этой связи в ОЭЗ ТРТ предусматривается широкий спектр развлекательных возможностей и объектов показа и оздоровительного комплекса в течение всего года.
6. Парк развлечений:
"Зеленый Мир": походы, прогулки, фототуры и наблюдение животных в дикой природе.
Лыжи, сноуборд на открытом воздухе (осень-весна). Дороги и склоны для снежных развлечений и снежного транспорта, открыты с середины октября и до середины апреля.
Летняя и зимняя рыбалка на островах (лето-зима).
Горные лыжи, сноуборд, спортивные мероприятия (круглый год) - спорткомплекс на вечной мерзлоте.
Каток под открытым небом.
Оленные переходы с ночевками в юртовых, снежных и платочных кемпингах.
Гонки на собаках, на тройках лошадей.
Верховая езда на лошадях, катание и походы на ямских тройках , на собачьих упряжках.
Снегоходство (на "теннисных ракетках").
Сплав для начинающих.
Прогулки по реке, пляжный отдых (лето).
Альпинизм.
Ориентирование на местности.
Школа экстремального туризма.
*(4) - На данном этапе разработки проекта названия объектов и комплексов приняты как рабочие.
6.3. Город Якутск - центр развития туризма в Республике Саха (Якутия)
В идеологии создания ОЭЗ ТРТ как на начальном, так и на последующих этапах ее развития, а также развития туристской индустрии республики в целом, центральное значение и главную роль будет играть г. Якутск.
Столица республики уже и сегодня является центральным пунктом туристской деятельности. Здесь сосредоточены главные центры истории, культуры, музеи и экспозиционные объекты республики, дающие представление о Якутии, как объекте туристического интереса. Здесь сосредоточены необходимые объекты внешней инфраструктуры: международный аэропорт, размещены пограничная и таможенные службы, обеспечена гарантированная телефонная и Интернет связь, учреждения здравоохранения с передовыми технологиями диагностики и лечебного процесса, республиканские службы спасения и медицины катастроф.
Рисунок 9 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
Город Якутск является узловым пунктом сети автомобильных дорог федерального и республиканского уровня. В ближайшие годы в г. Якутске будет построен новый аэровокзальный комплекс международного класса. С приходом железной дороги на правый берег р. Лены и в город Якутск значительно улучшится транспортная доступность значительной части территории республики, что создаст благоприятные условия для роста туристского потока и повышения доступности более отдаленных туристско-рекреационных зон Республики.
Рисунок 10 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
В системе объектов, маршрутов и мероприятий по развитию индустрии туризма г. Якутск и в дальнейшем будет играть ключевую роль. В схеме создания ОЭЗ ТРТ, как отмечено выше, городу отводится роль главного туристического центра, представляющего своим экспозиционным потенциалом целостную картину республики, северных регионов России и всего мира. Совокупность объектов, размещенных в городе должны дать туристам полное представление о туристско-рекреационном потенциале Якутии, познакомить с конкретными туристскими продуктами, которые республика может предоставить туристам в различных районах своей территории.
Для создания целостной схемы действий необходима увязка различных продуктов, проектов и мероприятий в единый комплекс, в котором достигаются:
Палеонтологическая. Предметы и объекты природы являются историей человечества, они несут в себе огромный познавательный и образовательный потенциал;
Историко-культурологическая, посвященная истории, этнографии, культуре и мифологии коренных народов циркумполярного Севера;
Художественная - представление изобразительного, этно-музыкального, литературно-поэтического видов творчества и народных ремесел;
Экомузей или природно-ландшафтный парк с разветвленной инфраструктурой.
Дальнейшее развитие развития туризма предполагает использовать как существующие, так вновь создаваемые туристские объекты и продукты. В связи с этим ОЭЗ ТРТ по мере подготовки условий и туристских продуктов и проектов должна быть расширена по территории республики. Туристскими продуктами и комплексами "Полюс Холода", "Алмазный Мир Якутии"*(5), туристический комплекс "Верхоянье", туристический комплекс "Южная Якутия", включая действующие объекты: горнолыжная база Нерюнгри, источники "Нахот" и перспективные горнолыжные базы Алдана; курорты Абалах и Кемпендяй и другие.
*(5) - Названия отдельных туристических комплексов пока даны условно.
6.4. Создание инвестиционных площадок туристско-рекреационного типа на примере Муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия)
Приоритетным проектом первого этапа формирования ОЭЗ ТРТ рассматривается создание туристского комплекса "Деревня ямщиков Еланка". Относительно самостоятельный проект он тесно связан тематически и организационно с туристской деятельностью центрального туристического комплекса ОЭЗ ТРТ в г. Якутске.
Большой потенциал туристского комплекса "Деревня ямщиков Еланка" определяет его роль в качестве одного из экономических кластеров, который должен являться исходной точкой развития не только Хангаласского улуса, но и прилегающих муниципальных образований. Эта особенность определяется рядом близких, либо совпадающих экономических, природных, социально-культурных и иных условий, существующих в соседних улусах.
Рисунок 11 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
Развитие с. Еланка, как туристского центра, предусматривает использование нескольких потенциальных направлений туризма, объединенных единым замыслом:
1. Сельский туризм основное направление туризма, тематически связано с историческими традициями русских ямщиков. Суть проекта - создание небольшой деревни в 10-15 домов, построенной по традициям ямщиков 18-19 веков. Здесь на постоянной круглогодичной основе будут проживать семьи, ведущие сельский образ жизни с натуральным хозяйством. При посещении и проживании в таких семьях, турист имеет возможность получить полное погружение в образ и быт русских ямщиков, принять участие в сельских работах, ловле рыбы и охоте, уходе за домашними животными и скотом, ознакомиться с особенностями ямщицкой работы.
Рисунок 12 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
2. Культурно-познавательный туризм основан на интересе к огромному культурно-рекреационному потенциалу Хангаласского улуса, включающему многочисленные памятники природы, архитектуры, истории, литературы, археологии. Это почтовые тракты и старые соляные поварни, заброшенные железорудные копи, деревни первопоселенцев, первые ямщицкие станции, археологические раскопки древних и доисторических стоянок человека, наскальные рисунки и т.д. Эти объекты в ближайшем будущем должны занять особое место в системе объектов туристско-экскурсионного показа всего Хангаласского улуса.
Рисунок 13 будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
3. Этнографический туризм тесно увязывается с сельским туризмом и основан на интересе потенциального потребителя к подлинной жизни народа, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Данные территории относятся к землям, на которых оставили след российские первопроходцы, начавшие их изучение и освоение, а в дальнейшем кардинально повлиявшие на изменение культуры и верований коренных народов. Поскольку основной интерес туристов стимулируется потребностью в отдыхе, то у этой категории туристов наибольшей популярностью будут пользоваться фольклорно-песенный, танцевальный элемент, предметы народных промыслов в качестве сувениров. Наиболее перспективно в этом плане использование исторических построек в качестве живых декораций для проведения мероприятий, основанных на элементах народной культуры и быта.
4. Событийный туризм будет опираться на привлечение массового контингента туристов, используя какое-либо событие культурной или спортивной жизни. Это могут быть фестивали, конкурсы, праздники и т.д., связанные с культурой русского народа - ямщиков, казаков. Например: песенные фестивали, праздники и торжества русского казачества и т.д.
Перечисленные направления туризма: сельский, этнографический, культурно-познавательный и событийный должны составить основу и специализацию туристского центра "Еланка".
5. Приключенческий, экстремальный и активный туризм это новый вид историко-приключенческого туризма уникальное специальное предложение на рынке -"Кочевые дороги ямщиков", "Ямщицкая верста" и др. Эти направления будут дополняться маршрутами на оленьих упряжках к кочевым эвенкам на р. Буотаму, маршрутами на снегоходах, лыжными переходами к зимним Ленским Столбам и т.д. К летним активным и приключенческим программам можно отнести конные маршруты, сплавы по р. Буотама и Синяя, пешеходные и велосипедные туры.
6. Экологический туризм двух видов: для туристов профессионально интересующихся флорой и фауной нетронутой природы и пребывание туристов в условиях проживания этнографических групп (эвенков-кочевников, якутов-коневодов и т.д.). Данный вид туризма активно развивается в отдаленных деревнях, располагаемых в пределах экологически чистых территорий. Привлекают туристов: пашни, покосы, пастбища, охотничьи угодья, места рыбалки, отдыха и развлечений. Эти объекты в ближайшем будущем должны занять особое место в системе объектов туристско-экскурсионного показа.
Проблемные вопросы.
Инфраструктура туризма включает в себя совокупность объектов тепло- и электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации отходов, телекоммуникации, дорожной инфраструктуры. Значительная часть данных инфраструктурных единиц относится к инфраструктуре общего пользования и используется для целей туризма параллельно с использованием в других целях. Вместе с тем сфера туризма создает и свою внутреннюю специальную инфраструктуру, к которой относятся подъездные пути на территориях объектов туризма, а также пешеходные тропы и дорожки, автономные системы канализации и утилизации, отдельные сети и объекты энергетики, телекоммуникации.
В настоящее время в селе Еланка отсутствуют современные системы тепло- и электроснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации, недостаточно развиты системы телекоммуникаций.
Основным препятствием в развитии является отсутствие круглогодичной дороги с твердым покрытием, соединяющей с. Еланка с г. Якутском. Данное обстоятельство, наряду с неразвитостью придорожного сервиса, является серьезным препятствием для развития автомобильного туризма и доставки туристов к местам отдыха. Поэтому отсутствие дороги является проблемой, требующей быстрого разрешения. В настоящее время нет специализированных пассажирских водных перевозчиков, выполняющих рейсы до сел Улахан-Ан и Еланка.
Дальнейшее развитие проекта требует разработки в 2009 году ТЭО туристического комплекса в целом, включающего пакет высокоэффективных туристских продуктов, гостиничное хозяйство, внутреннюю и внешнюю инфраструктуру, а также подготовку туристических объектов на Ленских столбах, на реках Буотама и Синяя, на стоянке Диринг Юрях и организацию транспортного обслуживания.
7. Создание особой экономической зоны ТРТ как механизм реализации государственно-частного партнерства и "полигон" привлечения инвестиций
ОЭЗ ТРТ "Северный Мир" в контексте Стратегии развития индустрии туризма на территории Якутии рассматривается как совокупность туристских объектов общероссийского значения, как форма государственного участия в развитии туризма, как средство привлечения федеральных источников финансирования для софинансирования инфраструктуры туризма.
Идеология государственно-частного партнерства находит в России все больше сфер для эффективного сотрудничества государства и частного капитала в целях ускорения экономического развития на основе взаимовыгодного сотрудничества. В плане взаимодействия органов власти и предпринимателей в процессе создания и функционирования ОЭЗ ТРТ также акцентируется внимание на принципах государственно-частного партнерства, которые заложены и в нормативно-правовую базу ОЭЗ. Официальные представители МЭРТ и Алтая признают, что ситуация в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа в Республике Алтай и Алтайском крае свидетельствует о том, что ОЭЗ являются хорошим примером государственно-частного партнерства.
Взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям: от создания совместных предприятий и совместного участия в инвестировании проектов до предоставления государственных гарантий по развитию бизнеса и режима благоприятствования по налогообложению. Принятый Правительством Республики Саха (Якутия) курс на оказание поддержки в формировании материальной базы туризма: строительство туристических объектов, приобретение в свое время круизных теплоходов, транспортное строительство практически на всех видах транспорта, создание надежных современных средств и систем связи и информатизации, гостиничных комплексов, реально содействует и создает базу для развития туризма. Сегодня гостиничный бизнес начинает приобретать коммерческую самостоятельность. Многие задачи транспортного обслуживания решаются частными предприятиями.
Технология ОЭЗ ТРТ представляет собой механизм государственной поддержки становления и развития туристской индустрии и реализации государственно-частного партнерства. Обще принятой нормой в современной экономике развитых стран стало государственное участие в создании инфраструктурных объектов общего назначения и инвестирование тех сфер экономической деятельности, где отдача вложений не столько близка. При создании ОЭЗ ТРТ на территории республики государственное участие, как федеральное, так и региональное в финансировании строительства туристических комплексов должно быть сосредоточено преимущественно на объектах внешней инфраструктуры. К примеру, в республике Алтай государственное участие проявляется в софинансировании работ из государственного бюджета по реконструкции аэропорта в Горно-Алтайске. Сегодня аэропорт уже находится в частной собственности тем не менее, в федеральной целевой программе развитие гражданской авиации предусматривается выделение более 1 млрд. рублей на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, перрона, светосигнального и навигационного оборудования. Местные органы власти также считают, что для оптимального функционирования ОЭЗ ТРТ необходима реконструкция федеральной дороги М-52 ("Чуйский тракт"), строительство железнодорожной ветки Бийск - Горно-Алтайск.
Совокупность программных мероприятий в сфере транспортного строительства, вошедших в федеральные и республиканские программы: завершение строительства железной дороги до Якутска, реконструкция аэропорта "Якутск", реконструкция и строительство федеральных и республиканских автодорог и другие проекты открывают доступ к объектам туристического назначения.
Государственно-частное партнерство затрагивает и такие сферы, где коммерческая деятельность не имеет высокой эффективности или несет значительные риски. Государственно-частное сотрудничество присутствует и при создании новых предприятий в определении их организационно-правовой формы. В Алтайском крае создан орган управления развития зоны ОАО "Особая экономическая зона туристско-рекреационная зона "Бирюзовая Катунь". В уставном капитале этой компании Алтайскому краю принадлежит блокирующий пакет акций с целью прямого влияния на эффективность деятельности общества.
Разделение сфер участия государственных и частных структур в инвестировании определено так, что администрация края направляет бюджетные инвестиции на развитие внешней инфраструктуры ОЭЗ: строительство и реконструкцию наружных сетей и сооружений энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, аэропорта и автодорог. Однако администрация намерена участвовать и в строительстве внутренней инфраструктуры ОЭЗ в сумме около 30 млрд. рублей государственных средств. Для выполнения обязательств по софинансированию объектов инфраструктуры администрация в 2007 году выделила средства в размере 230 млн. рублей. На частные инвестиции будут построены туристские объекты общей стоимостью 100 млрд. рублей. В настоящее время официальный статус резидентов ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" получили N инвесторов, которые выразили намерение инвестировать 3 миллиарда рублей.
Для предприятий и организаций-резидентов ОЭЗ ТРТ законами субъектов Российской Федерации устанавливается пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Кроме того льготы по налогу на имущество предоставляются резидентам в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества, также льготы по налогу за землю организации в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Схема инвестиционных вложений в ОЭЗ туристско-рекреационного типа определена Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации*(6) для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, инвестиционных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение (региональные инвестиционные проекты) и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.
В соответствии с Законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"*(7) и Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда РФ возможно использование трех вариантов государственной поддержки из федерального бюджета. Государственное участие в реализации инвестиционных проектов может быть осуществлено в трех вариантах. Долевое участие в каждом из вариантов определяется правилами инвестирования и определением прав собственности на создаваемые объекты. При реализации схемы ОЭЗ федеральное участие в схеме государственно-частного партнерства сводится в основном к финансированию объектов внешней и частично внутренней инфраструктуры. В суммарной стоимости комплекса инфраструктурные объекты занимают 19 % (вариант I)*(8)
Варианты |
Форма |
Минимальная стоимость проекта |
Долевое участие |
||
РФ |
PC (Я) |
Инвесторы |
|||
I |
ОЭЗ туристско-рекреационного типа |
5 000 млн. руб. |
19% |
32% |
49% |
II |
Региональный инвестиционный проект |
500 млн. руб. |
28% |
21% |
51% |
III |
Комплексный инвестиционный проект |
5 000 млн. руб. |
37% |
21% |
42% |
При реализации схемы "Региональный инвестиционный проект" по установленным Правилам ассигнований инвестиционного фонда в состав государственного финансирования включаются объекты федеральной собственности. Объект "Всемирный центр мамонта" в комплексе с подземным объектом "Мир вечной мерзлоты" в силу своей уникальности и научной значимости могут претендовать на статус объектов федерального значения. В совокупности с инфраструктурными объектами их доля составит 28% от стоимости комплекса.
Объекты |
Стоимость, тыс. рублей |
Собственность |
Всемирный центр мамонта |
800 000 |
Государственная РФ |
Мир вечной мерзлоты |
250 000 |
Государственная РФ |
Парк "Северная мозаика" |
1 250 000 |
Государственная PC (Я) |
Крытый горнолыжный спуск |
1 505 000 |
Частная |
Городские усадьбы |
168 500 |
МО, частная |
Парк развлечений |
850 000 |
МО, частная |
Инфраструктура |
1 143 800 |
Государственная РФ, PC (Я) |
Всего по ОЭЗ ТРТ |
5 967 300 |
|
Соответственно приведенному распределению прав собственности определено долевое участие местных органов власти и частных инвестиций. Долевое участие частного капитала составит не ниже 42 %.
*(6) - Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 года N 134
*(7) - Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
*(8) - На данной стадии разработки проекта в оценке стоимости использовались данные о стоимости объектов, указанные в конкурсных документах, в предыдущем проекте ОЭЗ, аналоги строительной стоимости объектов из отечественной и мировой практики создания туристических объектов и продуктов.
8. Создание особой экономической зоны ТРТ как инструмент в развитии имиджевой политики региона
Туризм и имиджевая политика две взаимосвязанные сферы деятельности. С одной стороны, имидж региона - одна из наиболее важных предпосылок успешного развития туристской деятельности. Привлекательность региона как объекта реализации познавательных, культурно-развлекательных, рекреационных и других интересов людей, региона имеющего высокий международный рейтинг надежного, безопасного с точки зрения пребывания и реализации интересов туристов основа для постановки вопроса о развитии туризма. С другой стороны, высокий рейтинг туристской деятельности, возможность быть привлекательным для огромной массы отечественных и зарубежных туристов. Активность туристской деятельности в целом является индикатором для инвесторов, которым важны такие характеристики региона как открытость, безопасность бизнеса и инвестиций, лояльность местных органов власти и населения, устойчивые и благоприятные режимы налогообложения и государственной политики в сфере экономики и инвестиций. С этой точки зрения туризм во всех цивилизованных странах выполняет функции инструмента имиджевой политики.
Цели имиджевой политики и туристской деятельности по созданию особой экономической зоны от части совпадают. И тот и другой виды деятельности направлены на укрепление политических и экономических позиций, на повышение инвестиционной привлекательности, на развитие равноправного и взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества. Безусловно, туризм способствует формированию наиболее полного и реалистичного представления о республике, о народах ее населяющих, о государственной экономической и социальной политике. Туристические поездки позволяют непосредственно познакомиться с глубокими традициями, свойственными народу республики и России в целом, и наиболее верно спрогнозировать свои ожидания на отдаленную перспективу, степень безопасности и надежности отношений и бизнеса. Укреплению этих представлений в значительной мере будут способствовать различного рода межрегиональные и международные форумы, научные конференции и симпозиумы, для проведения которых должна быть использована площадка ОЭЗ ТРТ.
9. Заключение
Концепция является основанием для выработки единого согласованного взгляда с позиций государственных и муниципальных органов власти, коммерческих структур, заинтересованных в создании на территории республики особой экономической зоны туристско-рекреационного типа понимания сути проекта. Концепция необходима для разработки состава проекта и экономического обоснования ОЭЗ ТРТ, для подготовки и представления пакета документов на включение в число проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Концепция предназначена для последующего использования при текущем и перспективном социальном-экономическом и бюджетном планировании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.