Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Основные цели и задачи
Цель 1. Обеспечение надёжного и качественного функционирования систем жизнеобеспечения населения
Жилищно-коммунальное хозяйство городского округа "город Якутск" представляет собой комплекс систем жизнеобеспечения города. Необходимость достижения данной задачи связана с высокой степенью износа объектов инженерной инфраструктуры и как следствие низким качеством услуг, высокими затратами, связанными с оказанием жилищно-коммунальных услуг.
Решение поставленной цели направлено на обеспечение комфортности и безопасности проживания населения.
Задача 1.1. Ремонт и текущее содержание бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры находящихся на территории городского округа "город Якутск"
На ответственном хранении муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" находятся 299 бесхозяйных объектов инженерных коммуникаций общей протяженностью 46 805,96 п.м., которые требуют проведения работ по текущему ремонту, текущему содержанию и своевременному аварийному прикрытию, в том числе:
- Сети теплоснабжения, водоснабжения (ГВС ХВС) - 10 330,17 п.м.
- Сети канализации - 26 247,79 п.м.
- Сети электроснабжения - 10 255,0 п.м.
Выполнение данной задачи предусматривает комплекс мероприятий:
- ведением реестра бесхозяйных объектов сетей электро-, газо-, водо-, теплоснабжения и канализации и сооружений;
- мониторинга бесхозяйных объектов сетей электро-, газо-, водо-, теплоснабжения и канализации и сооружений;
- работа в комиссии по выявлению сетей электро-, газо-, водо-, теплоснабжения и канализации и сооружений;
- работа в комиссии по передачи и обращения в собственность городского округа "город Якутск" сетей электро-, газо-, водо-, теплоснабжения и канализации и сооружений;
- оформление предпроектных предложений до рабочей документации;
- получением и оформлением исходных данных для оформления передачи на временную эксплуатацию организации по конкурсу (технико-экономическое обоснование, расчет);
- проверка ранее выполненных (или не выполненных) технических условий, необходимого перечня документов, согласно действующего законодательства от передаваемой сторонней организации;
- осуществление контроля за организацией эксплуатации и сохранности сетей электро-, газо-, водо-, теплоснабжения и канализации и сооружений в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации при наличии финансирования;
- разработка технических заданий по эксплуатации (аварийное прикрытие, текущий ремонт, подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период) сетей электро-, газо-, водо-, теплоснабжения и канализации и сооружений;
- оформление разрешительной документации на эксплуатацию, составление расчетов, локальных смет, исполнительной технической документации (производство организации работ, план производства работ, составление актов технического осмотра, акта приёмки, акта освидетельствования скрытых работ и т.п.);
- принятие оперативных мер по ликвидации аварий и других чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "город Якутск" во взаимодействии с диспетчерской службой администрации городского округа совместно с Управлением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны городского округа, администрациями районов, муниципальными предприятиями, участвующими в ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций;
- взаимодействие с Управлением Ростехнадзора по экологическому и технологическому надзору Республики Саха (Якутия) по эксплуатации бесхозяйных объектов сетей электро-, газо-, водо-, теплоснабжения и канализации, сооружений (исполнение предписаний, актов).
Расчеты по техническому обслуживанию бесхозяйных сетей выполнены согласно рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей (утв. Приказом Госстроя РФ от 22 марта 1999 г. N 65).
В приложении 4 к задаче 1.1. указан объем финансирования, необходимый для реализации данной задачи на период 2013-2015 гг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В приложении 4 к задаче 1.1" имеется в виду "В приложении 4 по задаче 1.1"
Задача 1.2. Субсидии на текущий ремонт деревянного жилищного фонда
Выполнение данной задачи направлено на возмещение расходов, связанных с содержанием и текущим ремонтом деревянного жилищного фонда, возникающих как разница между потребностью в финансовых средствах на работы по содержанию и текущему ремонту деревянного жилищного фонда и плановыми доходами на содержание и текущий ремонт.
В целях компенсации выпадающих доходов (убытков) организациям, осуществляющим управление деревянным жилищным фондом на территории городского округа "город Якутск" разработан проект Положения в соответствии с Жилищным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Настоящим Положением определяются механизм и условия предоставления компенсации на возмещение убытков по содержанию и текущему ремонту деревянного жилищного фонда управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, специализированным потребительским кооперативам, организациям, выполняющим функции Заказчика по обслуживанию деревянного жилищного фонда на территории городского округа "город Якутск".
Работы, выполняемые при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов:
1) фундаменты - устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов;
2) стены и фасады:
- герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов;
- смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
3) перекрытия:
- частичная смена отдельных элементов;
- заделка швов и трещин;
- укрепление и окраска;
4) крыши:
- усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование;
- устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб;
- ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции;
5) лестницы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей - восстановление или замена отдельных участков и элементов;
6) полы - замена, восстановление отдельных участков;
7) печи и очаги - работы по устранению неисправностей;
8) внутренняя отделка - восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и муниципальных квартирах;
9) центральное отопление - установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних и подводящих систем центрального отопления, включая домовые котельные, элеваторные узлы, бойлерные, находящиеся в общедолевой собственности собственников жилых помещений;
10) внутридомовое газовое оборудование - установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних и подводящих систем газового отопления, находящиеся в общедолевой собственности собственников жилых помещений;
11) водопровод и канализация, горячее водоснабжение - установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних и подводящих систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях, септики, отстойники, находящиеся в общедолевой собственности собственников жилых помещений;
12) электроснабжение и электротехнические устройства - установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания, за исключением внутриквартирных устройств и приборов;
13) вентиляция - замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции, включая собственно вентиляторы и их электроприводы;
14) внешнее благоустройство:
- устройство, ремонт, восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников;
- устройство, ремонт, восстановление разрушенных мест санитарного назначения, включая сборники для твердых отходов, общественные туалеты, а в неканализированных зданиях сборники (выгребы) для жидких отходов;
- снос нежилых подсобных помещений (кладовок, сараев и т.п.).
В приложении 4 к задаче 1.1 указан объем финансирования, необходимый для реализации данной задачи на период 2013-2015 гг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В приложении 4 к задаче 1.1" имеется в виду "В приложении 4 по задаче 1.2"
Задача 1.3. Финансирование деятельности ОАО "Банно-прачечный трест"
Согласно Распоряжения Департамента имущественных отношений Окружной администрации города Якутска от 28 декабря 2004 года за N 292/1-р "Об условиях приватизации муниципального унитарного предприятия "Банно-прачечный трест" изменилась организационно-правовая форма предприятия с изменением наименования на открытое акционерное общество "Банно-прачечный трест", акции которого принадлежат единственному учредителю - Муниципальному образованию городского округа "город Якутск" в лице Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации, держателю 100% бездокументарных акций.
Центральная городская баня - полный комплекс, которой был введен в эксплуатацию в апреле 1962 году. За 50 лет эксплуатации банно-прачечный комплекс устарел, как морально, так и физически. Как следствие, 21 августа 2006 года произошла авария, а именно обвалилось здание котельной бани (рухнули потолочные перекрытия и стены котельной на действующие паровые и водогрейные котлы).
Здание Центральной бани работает постоянно при высокой температуре и повышенной влажности, что обуславливает повышенный износ стен, несущих конструкций и фундаментов. Дополнительные проблемы создала застройка квартала "Б" панельными жилыми домами в 70-е годы на болотистом месте. Здание бани и котельной оказались в низине, все грунтовые воды стекают под фундаменты и практически весь летний период фундамент здания находится в воде. Таким образом, появились множественные коррозии несущих балок, стен и потолков которые покрыты грибковыми налетами. Неприглядный вид фасада здания и руины котельной портят вид и облик города Якутска.
Население города Якутска с каждым годом увеличивается, количество обслуживаемых граждан растет, расширяется перечень предоставляемых услуг. 140 посадочных мест действующих бань (Центральная, Заложная) не удовлетворяют нужды населения города. Из более 264-и тысячного населения города Якутска в неблагоустроенном жилье, общежитиях, частном секторе проживает около 40% населения. Посещаемость бань: 2008 год - 171 990 чел.; 2009 год - 175 298 чел.; 2010 год - 172 370 чел.; 2011 год - 167 023 чел.
Центральная баня является единственным социальным предприятием, где по льготному тарифу обслуживаются пенсионеры, инвалиды, учащиеся республиканских и муниципальных специальных коррекционных школ - интернатов.
Центральная баня является стратегическим объектом Гражданской обороны. Согласно распоряжению главы городского округа "город Якутск" от 21 мая 2008 года за N 1361 объект "Центральная баня" ОАО "Банно-прачечный трест" включен в перечень предприятий гражданской обороны коммунально-бытового назначения (бани, прачечные). Создан санитарно-обмывочный пункт для специальной обработки одежды, санитарной обработки населения, подвергшегося загрязнению отравляющими веществами, радиационными веществами и бактериологическими средствами,
В предписании Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2008 года за N 94 указано, что для устранения выявленных при комплексной проверки нарушений (требований СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта"), помещение станции обеззараживания одежды рекомендовано привести в соответствие требованиям СНиП. При этом, площадь Центральной бани не позволяет размещение станции обеззараживания одежды, химической лаборатории и прачечного оборудования. Установленные стиральные и сушильные машины являются машинами промышленного производства. Оборудование соответствует техническим условиям, но не соответствует технологическим условиям, т.е. оборудование не может функционировать без подачи пара высокого давления. Поэтому, по технологии, нам нужна своя паровая котельная. В 2008 году был построен фундамент под новую модульную котельную, имеется в наличии проектная документация на подводящие сети.
Налоговый режим предприятия - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Среднесписочная численность работников открытое акционерное общество "Банно-прачечный трест" по состоянию на 01 ноября 2011 года - 52 человека.
Об объемах финансирования из бюджета городского округа "город Якутск" открытого акционерного общества "Банно-прачечного треста"
Год |
Возмещение убытков по содержанию |
Капитальный ремонт |
Наименование объекта |
Всего финансировано из муниципального бюджета |
2001 |
300 341,93 |
- |
|
300 341,93 |
2002 |
464 100,00 |
- |
|
464 100,00 |
2003 |
726 660,00 |
- |
|
726 660,00 |
2004 |
872 800,00 |
1 677 000,00 |
На покрытие кровли Центральной бани |
2 549 800,00 |
2005 |
1 684 407,50 |
|
|
1 684 407,50 |
2006 |
1 973 400,00 |
3 553 400,00 |
Монтаж вентиляционного оборудов. и разборка котельн. |
5 526 800,00 |
2007 |
2 206 400,00 |
642 132,00 |
Строительство фундамента котельной |
2 848 531,00 |
2008 |
2 401 000,00 |
3 500 000,00 |
Усиление нулевого цикла Центр. бани |
5 901 000,00 |
2009 |
2 224 450,00 |
|
|
2 224 450,00 |
2010 |
2 224 450,00 |
4 400 000,00 |
Кап. ремонт после пожара Центр. бани |
6 624 450,00 |
2011 |
3 615 100,00 |
|
|
3 615 100,00 |
2012 |
2 819 100,00 |
|
|
2 819 100,00 |
2013 |
3 436 700,00 |
|
|
3 436 700,00 |
Итого |
24 948 909,43 |
13 772 532,00 |
|
38 721 441,43 |
В приложении 4 к задаче 1.3 указан объем финансирования, необходимый для реализации данной задачи на период 2013-2015 гг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В приложении 4 к задаче 1.3" имеется в виду "В приложении 4 по задаче 1.3"
Задача 1.4. Пополнение и содержание резерва материальных запасов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории городского "город Якутск"
В соответствии с Постановлением Окружной администрации города Якутска от 10 апреля 2012 года N 47п "О создании резерва материальных ресурсов городского округа "город Якутск" для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при выполнении мероприятий по гражданской обороне" в течение 2013 года должен быть создан резерв материальных ресурсов, согласно номенклатуры материалов приложения к данному Постановлению. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Якутска определен заказчиком по созданию резерва по материалам и оборудованию для жилищно-коммунального хозяйства и энергетическим ресурсам.
За последние три года пополнения существующего запаса продукции технического назначения не производилось. По состоянию на июль 2012 года потребность в средствах на восстановление резерва составляет 2 800 тыс. рублей. При условии получения финансирования на восстановление запаса в 2012 г., начиная с 2013 г. необходимо предусмотреть средства на поддержание страховых запасов в размере 1,5 млн. руб. в год.
В приложении 4 к задаче 1.4. указан объем финансирования, необходимый для реализации данной задачи на период 2013-2015 гг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В приложении 4 к задаче 1.4" имеется в виду "В приложении 4 по задаче 1.4"
Задача 1.5. Возмещение убытков МУП "Жилкомсервис"
Муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" учрежден Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрацией города Якутска, устав утвержден распоряжением от 03 июня 2011 года, N 1286р.
Сферой деятельности предприятия является жилищно-коммунальное хозяйство г. Якутска. МУП "Жилкомсервис" занимается предоставлением коммунальных услуг и техническим обслуживанием деревянного жилого фонда города Якутска.
Зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой России N 5 по Республике Саха (Якутия) 23 июня 2011 года. Является муниципальной собственностью городского округа "город Якутск".
Уставный капитал объявлен и оплачен в размере 100000,00 рублей (Сто тысяч рублей 00 копеек)
Среднесписочная численность работников составляет 70 человек.
Оборот за 2011 год составил 54649 тыс. руб.
По состоянию на 25 июля 2012 года от МУП "Комфорт" переданы во временное обслуживание 819 деревянных домов. Общая площадь составляет 330 тысяч квадратных метров, Проживает в них 30 тысяч человек. Это составляет 9876 квартир.
Жилой фонд передан в целях обеспечения граждан коммунальными услугами, недопущения накопления задолженности по квартплате населения, предотвращения аварийной обстановки на жилищном фонде до момента выбора населением управляющей компании.
Жилой фонд передан согласно распоряжениям Окружной администрации города Якутска от 06 сентября 2011 года, N 2036р (7 домов), от 30 декабря 2011 года N 3010р (5 домов), приказу МКУ "СЭГХ" от 29 июня 2012 года N 116 (193 дома).
МУП "Комфорт" передал дома по соглашениям 27 июля 2011 года (150 домов), 01 августа 2011 года (58 домов), 01 октября 2011 года (113 домов), 01 ноября 2011 года (33 дома), 01 декабря 2011 года (97 домов), 01 января 2012 года (150 домов), 01 марта 2012 года (28 домов), 01 апреля 2012 года (2 дома), 01 мая 2012 года (1 дом).
Деревянные дома, находящиеся во временном обслуживании МУП "Жилкомсервис", расположены на территории восьми городских округов: Центральный, Губинский, Сайсарский, Промышленный, Гагаринский, Строительный, Автодорожный, Октябрьский, а также в трех микрорайонах: Хатынг-Юрях, Марха, Покровский тракт 16 км.
Деревянные дома очень старые, имеют полный физический износ, инженерные коммуникации ветхие. В основном дома 60-70-х годов постройки, самый старый дом 1947 года постройки, более поздний дом 1990 года постройки. Такой жилой фонд занимает почти 80% от жилого фонда города Якутска.
Задача работников МУП "Жилкомсервис" заключается сохранять и содержать вверенный жилищный фонд в надлежащем техническом состоянии, предотвращать аварийные ситуации на коммунальных системах, организовать прозрачные финансовые отношения с потребителями коммунальных и жилищных услуг, с поставщиками указанных услуг.
Доходы
Источниками формирования доходов управляющей жилищным фондом компании могут быть:
1. средства, поступающие за предоставленные жилищно-коммунальные услуги от населения и организаций-потребителей жилищно-коммунальных услуг средства
2. средства, полученные от тех. обслуживания нежилых помещений, за исключением средств от аренды помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности
3. средства бюджетов в виде субсидий, дотаций на оплату жилищных и коммунальных услуг населению
4. прочие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Источниками доходов МУП "Жилкомсервис" являются поступления от населения за коммунальные и жилищные услуги, от организаций за тех. обслуживание нежилых помещений.
С 01 июля коммунальные услуги подорожали в среднем на 12%. Квартплата по деревянному жилому фонду поднялась в среднем на 6%. С учетом данного повышения тарифа с 01 июля 2012 г. доходы МУП "Жилкомсервис" составляют в месяц 18 400 000 рублей. Из них коммунальные платежи - 75%, жилищные услуги - 25%. Сбор денежных средств составляет 80% от начисленных сумм населению - 14 720 000 руб.
Расходы
Задача МУП "Жилкомсервис" состоит в оптимизации расходов по оказанию жилищных услуг населению, снижению себестоимости оказываемых услуг. Но при существующей тарифной политике на оказываемые жилищные услуги понятие себестоимость не работает. Население всегда выступало против повышения тарифов, поэтому в случае повышения тарифов необходимо вести большую работу по разъяснению введения повышения тарифов.
Расходы по коммунальным услугам в 2013 году в разрезе поставщиков-монополистов составляют:
N |
Наименование контрагента |
Сумма, тыс. руб. |
Примечание |
1 |
ЯО "Энергосбыт" ОАО АК "Якутскэнерго" |
|
|
1.1 |
Электроэнергия |
6830 |
|
1.2 |
Теплоэнергия |
99368 |
|
1.3 |
Горячая вода |
8716 |
|
2. |
ОАО "Водоканал" |
|
|
2.1 |
Вода |
17967 |
|
2.2 |
Прием сточных вод |
12870 |
|
3. |
МУП "Теплоэнергия" |
|
|
|
тепло |
13427 |
|
4 |
УГРС "Сахатранснефтегаз" |
|
|
|
Сетевой газ |
2114 |
|
|
Всего |
161280 |
|
Оплата услуг подрядчиков по техобслуживанию жилого фонда включает следующие виды услуг:
N |
Услуга |
Сумма, тыс. руб. |
Доля % |
1 |
Техобслуживание электрики |
3529,43 |
7,07 |
2 |
Техобслуживание домов |
14748,25 |
29,55 |
3 |
саночистка |
11282,24 |
22,61 |
4 |
Вывоз мусора |
20348,08 |
40,77 |
|
|
49908 |
100 |
Кредиторская задолженность
МУП "Жилкомсервис" постоянно имеет кредиторскую задолженность перед поставщиками коммунальных услуг. Необходимо постоянно вести работу по погашению задолженности перед ними. По состоянию на 25 июля 2012 года задолженность следующая:
N |
Наименование поставщика |
Сумма тыс. руб. |
|
1 |
ЯО Энергосбыт АК "Якутскэнерго" |
43507 |
|
2 |
ОАО "Водоканал" |
17758 |
|
3 |
МУП "Теплоэнергия" |
6971 |
|
4 |
ОАО "ЯГТК" |
7399 |
|
5 |
УГРС "Сахатранснефтегаз" |
239 |
|
|
Итого |
75874 |
|
На данный момент по договоренности с Якутским отделением "Энергосбыт" АК "Якутскэнерго" из денежных средств, поступающих в кассы Энергосбыта, погашается путем удержания части средств в размере 60%.
Причиной возникновения кредиторской задолженности является низкий уровень сбора квартплаты - 64% по результатам первого квартала 2012 г., а также дефицит оборотных средств на оплату расходов по жилищным услугам (ЖБО сверхнорматив и услуги подрядчиков).
Дебиторская задолженность
По состоянию на 25 июля 2012 года дебиторская задолженность населения составляет 53980 тыс. руб. Отделом платежей МУП "Жилкомсервис" активизируется работа по уменьшению задолженности.
МУП "Комфорт" имеет дебиторскую задолженность в сумме 1 627,00 тыс. руб.
Прибыль или убыток
По данным исследования МУП "Жилкомсервис" имеет балансовый убыток. Убыток образуется из-за расходов по оказанию жилищных услуг.
Основные проблемы обслуживания жилищного фонда
Основными проблемами обслуживания жилых домов, а как следствие - работы всего предприятия являются:
Ветхость жилых домов, полный износ инженерных сетей. Для предоставления жителям жилищно-коммунальных услуг, соответствующих требованиям нормативов и стандартов практически на всех домах требуется проведение работ, по объему значительно превышающий техническое обслуживание по действующим тарифам.
Контингент проживающего населения, а именно - неплатежеспособность, а также непонимание жителями действующего жилищного законодательства. Например, в соответствии с Постановлением Правительства N 491 все работы и услуги, требуемые для поддержания жилого дома и общего имущества в надлежащем состоянии должны утверждаться собственниками на общем собрании. В связи с отсутствием таких решений собственников тарифы утверждаются органом местного самоуправления, т.е. Окружной администрацией города Якутска. В этих тарифах не предусмотрены такие специфичные виды работ, как:
1. Откачка талых и грунтовых вод в межсезонье. Т.к. большинство деревянных домов построены без учета особенностей почвы, в ходе эксплуатации образуются чаши протаивания, дома опускаются ниже уровня прилегающей территории, что в весеннее время и период дождей приводит к затоплению придомовых территорий. В этой связи предприятие вынуждено нести затраты на заправку горюче-смазочных материалов электронасосов, мотопомп, ассенизационных автомашин, а также производить оплату сверхурочных часов привлекаемым работникам. Все эти затраты не подлежат возмещению.
2. Вывоз жидких бытовых отходов (вывозная канализация из септика) по фактически используемым объемам воды. Значительное количество жителей пользуется горячей водой из системы отопления, меняют степень благоустройства домов. Также фактически жильцов проживает больше прописанных и указываемых в программах начисления квартплаты. Данные факторы приводят к повышенному водоразбору и переливам септика. Установленный норматив не покрывает фактические расходы по откачке септиков, что часто приводит к разливам. Отсюда опять же не возмещаемые работы по долблению и вывозу наледей.
3. Вывоз мусора сверх установленного норматива.
4. Аварийные работы, которые требуются для устранения угрозы жизни и здоровью граждан. Например, укрепительные работы провалившихся балок, межэтажных перекрытий, черновых полов, восстановление крылец и т.п.
5. Экстренные виды работ после пожаров на деревянных домах - теплоизоляция, производимая во избежание размораживания системы отопления в зимний период, восстановление водоснабжения, электроснабжения, отопления.
6. Задолженность населения, из которой вытекает задолженность перед ресурсоснабжающими организациями и подрядными организациями, которые проводят работы по техническому обслуживанию и санитарному содержанию домов. Проводимые мероприятия по взысканию задолженности не дают 100%-ного результата.
7. Полный износ выгребных помойных ям, большинство из которых не функционирует, периодическое возгорание уличных туалетов.
8. Ежегодно поставщиками отопления выдаются предписания о видах работ в ходе подготовки к отопительному сезону. В связи с большими объемами требуемых работ, не предусмотренных тарифом, а также задолженностью населения не выдаются справки готовности на объекты, что приводит к проблемам с запуском тепла.
В соответствии с действующим жилищным законодательством, инициаторами проведения общих собраний по вопросам обслуживания дома должны являться собственники. Как правило, инициатива со стороны собственников не исходит, а проводимые нами собрания по вопросам утверждения тарифов не приводят к решению проблем.
В связи с вышеизложенным необходимо начать работу по финансовому оздоровлению МУП "Жилкомсервис".
В приложении 4 к задаче 1.4. указан объем финансирования, необходимый для реализации данной задачи на период 2013-2015 гг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В приложении 4 к задаче 1.4" имеется в виду "В приложении 4 по задаче 1.5"
Задача 1.6. Возмещение разницы в тарифе на вывоз ТБО и ЖБО на деревянном жилом фонде
В целях улучшения состояния санитарных точек в неблагоустроенном фонде и предотвращения захламления территории бытовым мусором, наледями в зимнее время, во избежание антисанитарии в деревянных неблагоустроенных домах и на основании жалоб населения главой городского округа "город Якутск" рассмотрен вопрос, возмещения затрат на вывоз твердых бытовых отходов с неблагоустроенного фонда.
В городе Якутске имеется 1401 многоквартирных неблагоустроенных жилых домов, из них 732 имеют от 6 и более квартир. Учитывая расположение деревянных домов вокруг санитарной точки приблизительно 122 выгребных ям и дворовых туалетов. В настоящий момент нами проводится инвентаризация количества и состояния выгребных ям и дворовых туалетов для расчета оценки обустройства зимних выгребных ям и дворовых туалетов.
Состояние выгребных ям и дворовых туалетов крайне неудовлетворительное, и требует решения в кратчайшие сроки. Выгребные ямы обслуживаются управляющими организациями и тариф на вывоз ТБО и МБО не покрывает расходы последних.
Например, начисление в месяц на вывоз ТБО и МБО по шести МКД вокруг санитарной точки составляет примерно при тарифах 11,91 рублей с кв. м. (МКД с ХВС без канализации) и 9,13 рублей с кв. м. - 37 тыс. рублей. Нормативное накопление ТБО 40 м3 (288 чел (16 квартир по 3 человека с 6 домов) * 1,7 м2/12 мес.), МБО 260 м3 (288 чел. * 30 л/сут. * 30 дней/1000), итого 300 м3 в месяц.
1 рейс стоит 1500 рублей. 43 рейса (300 м3/7 м3) стоят 64,5 тыс. рублей. Работа погрузчика 1 час стоит 2000 рублей, при нормативе 21,9 час на 300 м3 составит 43,8 тыс. рублей, то есть 108,3 тыс. рублей в зимнее время и 90,5 тыс. рублей в летнее время. Не возмещается с одной санитарной точки в месяц от 53,5 тыс. рублей (4 летних месяца) до 71,3 тыс. рублей (8 зимних месяцев) и в год 784,4 тыс. рублей с 122 санитарных точек 95 696,8 тыс. рублей.
В случае круглогодичной эксплуатации зимних выгребных ям экономия на вывоз составит 20% и убыток составит 76 557,2 тыс. рублей.
С учетом согласования с Департаментом экономики сумма уменьшена до 25 994 тыс. руб.
Озвученная проблема имеет место быть и требует срочного рассмотрения и решения в год благоустройства.
Цель 2. Благоустройство территории городского округа для комфортности проживания населения
Цель Программы направлена на повышение благоустройства города, улучшение внешнего вида города, отвечающее потребностям жителей города и предусматривает улучшение благоустройства территорий общего пользования, ремонт объектов благоустройства, организацию и благоустройство мест отдыха горожан; воспитание у горожан бережного отношения к объектам благоустройства, соблюдению чистоты и порядка в местах общего пользования, ликвидация несанкционированных свалок мусора, повышение имиджа города путем повышения уровня благоустройства, обеспечение санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения.
Конечными потребителями результатов Программы станут жители и гости города.
Задача 2.1. Уличное освещение
На сегодняшний день остро стоит проблема безопасности населения в вечернее и ночное время суток. Также, во избежание дорожно-транспортных происшествий, безопасности движения автотранспорта, а также в связи с предписаниями надзорных органов (УГИБДД МВД РС (Я)) необходимо проведение дополнительных работ по монтажу уличного освещения.
Обслуживание и текущее содержание сетей уличного освещения осуществляет производственное муниципальное унитарное предприятие "Горсвет", далее ПМУП "Горсвет".
Данное предприятие было создано в 2004 году в ходе реформирования Правительством РС (Я) предприятий электроэнергетики республики, в том числе ГУП "Горэнерго". ПМУП "Горсвет" был выведен из состава ГУП "Горэнерго". В результате, функционирование предприятия стало в прямой зависимости от объемов выделяемых средств из бюджета города, предприятие не имеет другого источника на содержание и развитие.
Согласно инвентаризации на 20 января 2011 года протяженность линий наружного освещения по городу Якутску составляет 323,5 километров. Общее количество опор 8422 шт. В 2012 году необходимо поставить на баланс городского округа наружное освещение "Белое озеро" - 465 (совместный подвес) от открытого акционерного общества АК "Якутскэнерго", 164 опоры - новые объекты по ул. Автодорожная, микрорайон "Мерзлотка", микрорайон "Стерх", улица Очиченко, ул. Пилотов, прочие объекты планируемые к передаче на баланс от ГУ "СГЗ при Правительстве РС (Я)": Вилюйский тракт - 281 шт.
Линии наружного освещения г. Якутск находятся в собственности Окружной администрации городского округа "город Якутск" и в хозяйственном ведении ПМУП "Горсвет".
В связи с непланомерной работой по капитальному ремонту из-за недофинансирования данного вида работ линии наружного освещения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, 4 569 опорам (50%) требуется капитальный ремонт.
Для удовлетворения потребности населения городского округа необходимо дополнительное строительство более 117,5 км линий электропередач наружного освещения с установкой более 3 266 светильников.
Из-за ограниченности бюджета города, для реализации строительства вышеуказанных объектов энергетики необходимо привлечение других источников финансирования, в том числе внебюджетных и кредитных средств.
В тоже время, постоянный рост тарифа на электрическую энергию и стоимости энергетического оборудования, эксплуатационных материалов, при расширении территории освещения города приведут к увеличению затрат, что отрицательно скажется на формирование бюджета города.
С целью снижения расходов на электроосвещение городского округа необходимо проведение реконструкции всей существующей системы с применением современных технологий.
Экономия электроэнергии при освещении города может быть также достигнута путем рационального управления продолжительностью горения светильников и выбором моментов их включения и отключения в зависимости от действия факторов, влияющих на освещенность городских улиц.
В соответствии с сезонными циклами изменения длительности дня и ночи необходимо корректировать график режимов работы светильников, добиваясь минимального времени их горения без ухудшения освещенности улиц.
Перевод осветительного оборудования на двухрежимную работу позволит существенно экономить электроэнергию, затрачиваемую на освещение города. Разделение режимов освещения на "вечернее", когда горят все светильники, и "ночное", когда половина светильников отключается, позволяют сократить время горения светильников и сэкономить электроэнергию, потребляемую светильниками.
Также, уровень потребления электроэнергии можно сократить до 30% при применении двухставочного тарифа, "ночное" и "дневное". Для этого необходимо применить приборы учета электропотребления нового поколения с выводом сигналов на пульт ПМУП "Горсвет".
В настоящее время сети наружного освещения не соответствуют ГОСТ Р50597-93 "Безопасность дорожного движения", "Указаниям по эксплуатации установок наружного освещения городов" от 1988 года N 130 и СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", в связи с чем, перевод сети наружного освещения на двухрежимную работу невозможен.
Приведение в нормативное состояние системы наружного освещения магистральных улиц окажет существенное воздействие на улучшение инфраструктуры города.
Наружное освещение играет первостепенную роль в восприятии эстетического облика городских улиц, магистралей, площадей, в создании комфортных условий проживания жителей, в обеспечении безопасных условий движения автотранспорта и пешеходов в ночное и вечернее время. Необходимость ускорения развития и совершенствования освещения города вызвана несоответствием уровня освещенности нормативным показателям, значительным ростом количества автомобильного транспорта, повышением интенсивности его движения в вечерние и ночные часы.
В приложении 4 к задаче 2.1. указан объем финансирования, необходимый для реализации данной задачи на период 2013-2015 гг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В приложении 4 к задаче 2.1" имеется в виду "В приложении 4 по задаче 2.1"
Задача 2.2. Содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них
Большая часть объектов улично-дорожной сети города в настоящее время не отвечает нормативным требованиям.
Дорожное покрытие находится в неудовлетворительном состоянии, при осуществлении ремонта дорог применяются устаревшие техника и технологии, на большинстве объектов улично-дорожной сети отсутствует водоотвод.
Улично-дорожная сеть города не обеспечена в должной мере элементами обустройства автомобильных дорог - дорожными ограждениями, остановочными пунктами, объектами, предназначенными для освещения дорог, пешеходными дорожками, стоянками транспортных средств, тротуарами, другими предназначенными для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружениями.
В целом транспортно-эксплуатационное состояние объектов улично-дорожной сети города Якутска следует оценить как неудовлетворительное, что вызвано в первую очередь постоянным недофинансированием строительства, реконструкции и ремонта, автомобильных дорог. Как результат - отставание в развитии улично-дорожной сети от темпов автомобилизации.
В настоящее время производится текущее содержание 93 улиц, 7 площадей с общей протяженностью 186 304 п.м., что составляет 40% площади, на которых возможно выполнение комплекса механизированной уборки. На остальных улицах из-за плохого состояния покрытия проезжей части улиц, захламленности территорий (особенно в частном секторе) уборку в соответствии с требованиями инструкций в полном объеме производить невозможно. Ежегодно производится ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия дорог. Для обеспечения безопасности дорожного движения обслуживается 94 светофорных объекта, 2971 шт. плоских дорожных знака, производится монтаж пешеходных направляющих дорожных ограждений, монтаж искусственных дорожных неровностей (ИДН) В 2011 году произведен монтаж 2657,4 п.м. пешеходных направляющих ограждений, 2 ИДН.
В приложении 4 к задаче 2.2. указан объем финансирования, необходимый для реализации данной задачи на период 2013-2015 гг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В приложении 4 к задаче 2.2" имеется в виду "В приложении 4 по задаче 2.2"
Задача 2.3. Озеленение городской инфраструктуры
На территории г. Якутска с каждым годом увеличивается количество автотранспорта, что приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. По данным УГИБДД МВД РС (Я) города Якутска, в городе и его пригородах зарегистрировано около 100 тысяч единиц автотранспортной техники. Условно от них выбрасывается порядка 15 тысяч тонн загрязняющих веществ в атмосферу. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе оценивается как повышенный более чем в два раза.
В городе Якутске очень низкий процент озеленения территорий и низкая приживаемость высаживаемых растений. Согласно действующих нормативов, доля озеленения на 1 жителя должна составлять порядка 15 кв. м. Фактически по г. Якутску доля озеленения на 1 жителя составляет 1,5 кв. м.
Данная задача предусматривает текущее содержание четырех цветников - площадь Орджоникидзе, площадь Победы, площадь Гимеин, площадь Московский камень, посадку и содержание цветов, посев и содержание газонов, посадку деревьев и уход, устройство тематических цветников.
В перечень мероприятий не включаются работы по содержанию скверов, т.к. в связи с расширением полномочий администраций округов и пригородов данные виды работ переходят к ним.
В приложении 4 к задаче 2.3 указан объем финансирования, необходимый для реализации данной задачи на период 2013-2015 гг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В приложении 4 к задаче 2.3" имеется в виду "В приложении 4 по задаче 2.3"
Задача 2.4. Организация и содержание мест захоронения
На территории городского округа "город Якутск" находятся Еврейское, Татарское, Вилюйское, Маганское кладбища и кладбище в мкр. Птицефабрика. Организация и содержание мест захоронения городских кладбищ включает в себя осуществление мероприятий по его благоустройству:
- покраска и поддержание в надлежащем состоянии бордюров, опор освещения, ворот и т.п.;
- очистка дорог, уборка бытового мусора, вывоз мусора зимой и летом, вывоз снега, очистка зеленой зоны;
- устройство и содержание беседок, скамеек;
- содержание межквартальных дорог, входной административно-хозяйственной зоны;
- оборудование дорог урнами для сбора мелкого мусора;
- оборудования прилегающей к кладбищу территории контейнерами для сбора крупного мусора;
- содержание общественных туалетов;
- создание и поддерживание в надлежащем порядке противопожарной полосы, противопожарного оборудования.
В приложении 4 к задаче 2.4. указан объем финансирования, необходимый для реализации данной задачи на период 2013-2015 гг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В приложении 4 к задаче 2.4" имеется в виду "В приложении 4 по задаче 2.4"
Задача 2.5. Прочие мероприятия по благоустройству
Прочие мероприятия по благоустройству предусматривают выполнение ряда задач:
- содержание трех фонтанов - на озере Теплое, озере Щорса и озере Талое;
- содержание озер с установкой фонтанов и обустройством катков озер Теплое, Щорса и Талое;
- содержание озера Сайсары и Хатынг-Юрях;
- паводок, закачка озер, откачка заниженных мест (откачка талых и ливневых вод выполняется при помощи 33 стационарных электронасосов, 9 передвижных насосных станций и 2 мотопомп);
- ликвидация несанкционированных свалок и брошенных автокузовов (вывоз несанкционированных свалок - одна из нерешенных экологических проблем). Свалки образуются в тех же местах, откуда вывезен мусор. В 2012 году была проведена инвентаризация мест несанкционированного складирования отходов на территории городского округа "город Якутск", при которой было установлено, что на территории городского округа 172 несанкционированных мест складирования отходов с объемом 36,3 тыс. м3 и 1 329 бесхозяйных кузовов);
- прочие разовые мероприятия (изготовление ледовых скульптур, привлечение волонтеров, установка новогодних елок, ремонт пл. Победы, благоустройство территории Ысыах и т.д.).
- разработка проектно-сметной документации.
В связи с увеличениями полномочий управ и пригородов мероприятия по содержание 19 скверов - Центральный, им. Ларионова, им. Крафта, Цирк, Русский, Татарский, Армянский, ул. Каландарашвили, ул. Лермонтова - Октябрьская, им. Красноярова, им. К. Маркса, Ветеранов, им. Рыжикова, Декабристов, им. Гагарина, им. Чиряева, Павшим на оз. Ильмень, им. Чкалова, им. Пушкина не включены в данное ВЦП.
В приложении 4 к задаче 2.5. указан объем финансирования, необходимый для реализации данной задачи на период 2013-2015 гг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В приложении 4 к задаче 2.5" имеется в виду "В приложении 4 по задаче 2.5"
Задача 2.6. Мероприятия по обеспечению безопасности граждан на водных объектах г. Якутска
Расположение водных объектов на территории городского округа определяет влияние их на условия жизнедеятельности горожан. В зимний период - это ледовые переправы, по которым производится перевозка людей и грузов, в весенний период - пропуск паводковых вод, который обычно сопровождается подтоплением прибрежной зоны городского округа, а иногда и гибелью людей в результате несоблюдения мер безопасности на воде, в летний период - массовый отдых людей на водных объектах общего доступа. Отсутствие на этих объектах необходимого оборудования, спасательных постов, подготовленных мест для купания являются источником гибели и травматизма людей.
На территории городского округа "город Якутск" расположен один городской пляж в районе 202 микрорайона, что не обеспечивает потребности горожан в местах массового отдыха на воде в летний период. Кроме городского пляжа горожане используют для отдыха необорудованные для этого места Петуховка, Мархинка, Шестаковка, Радуга, озеро Сергелях.
По данным центра ГИМС ГУ МЧС РФ по PC (Я) ежегодно на воде в границах городского округа "город Якутск" ежегодно гибнет от 15 до 37 человек.
Наименование района |
Погибло людей на воде |
|||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
На август 2012 |
|
городской округ "город Якутск" с пригородами |
15 |
35 |
28 |
37 |
20 |
15 |
При сохранении существующего положения на водных объектах города ежегодно будут гибнуть люди, как правило, работоспособного возраста. Работа, проводимая органами местного самоуправления, по обеспечению безопасности людей на водных объектах направлена на активизацию деятельности по выполнению требований Федерального закона от 06 октября 2006 года N 131-ФЗ, однако обеспечение безопасности населения на водных объектах остаётся на низком уровне.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 6 октября 2003 г."
Гибель и травматизм людей происходит в местах, где нет обустроенных мест для отдыха, отсутствуют спасательные посты, нет надлежащего контроля над соблюдением правил безопасного поведения на воде.
Необходимо создать систему, обеспечивающую равный, свободный и бесплатный доступ к водным объектам общего пользования в черте городского округа "город Якутск", создание безопасных мест массового отдыха людей.
В приложении 4 к задаче 2.6 указан объем финансирования, необходимый для реализации данной задачи на период 2013-2015 гг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В приложении 4 к задаче 2.6" имеется в виду "В приложении 4 по задаче 2.6"
Задача 2.7. Охрана окружающей среды
На основании распоряжения Окружной администрации города Якутска от 10 июля 2012 года N 2661р "О разработке проекта бюджета ГО "город Якутск" на 2013 год и плановый период 2013 - 2014 годы" Управление охраны окружающей среды направляет на согласования проект мероприятий.
В настоящее время острой проблемой на территории городского округа "город Якутск" является экологическая непросвещенность населения по отношению к своему городу и окружающей среде в связи с чем, происходит загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, неправильного обращения с отходами производства и потребления. В дальнейшем эти проблемы непосредственно отражаются на здоровье населения.
В связи с тем, что 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среду. В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду требуется провести в 2013 году мероприятия, в рамках проводимого в Российской Федерации Года охраны окружающей среды
Для решения проблемы по водоохранным, водохозяйственным, лесоохранным, лесохозяйственным мероприятиям на территории городского округа "город Якутск" требуются новые мероприятия.
Срок реализации мероприятий рассчитан на 2013-2015 годы и предусматривает реализацию комплекса мероприятий для эффективного решения задач в сфере охраны окружающей среды, сохранения и дальнейшего восстановления природной среды на территории городского округа "город Якутск".
Данная задача состоит из трех пунктов
1. Городские леса. Зеленые насаждения
2. Водохозяйственные и водоохранные мероприятия"
3. Учет поголовья домашних животных и отлов бродячих собак и кошек
- Городские леса. Зеленые насаждения
Площадь городских лесов занимает 12 193 га. Анализ и прогнозирование определение приоритетных направлений в инвестировании экологических мероприятий.
Также обустройство зон отдыха в загородных территориях и их содержание. Для обустройства загородных территорий и улучшения экологической ситуации, требуется мероприятия по очистке городских лесов от мусора.
Направлена на:
- Очистка городского леса от мусора
- Устройство и содержание зон отдыха
Результат реализации подпрограммы:
Соблюдение санитарных норм и обеспечение экологических благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Составление мониторинга окружающей среды. Учет и сохранение лесного фонда. Проведение работ по лесоустройству и природопользованию.
- Водохозяйственные и водоохранные мероприятия
В местности Туймаада насчитывается до 174 озер. Наиболее крупные из них: Сергеляхское, Ытык-Кюель, Сайсары, Хатынг-Юрях, Белое, Теплое, Талое в основном, старичного происхождения.
Одной из важных проблем является заполнение озер города Якутска и пригородов. Городские водоемы имеют для нашего города не только эстетическое, но и хозяйственное значение. В малоснежные зимы, засушливое лето при малой наполняемости рек Мархинка и Шестаковка уровни воды катастрофически падают буквально во всех окружающих город озерах.
Состояния водоемов показывают критическое экологическое состояние, и находится на грани необратимой деградации. Процессы самоочищения воды не обеспечивают восстановления водоемов, что ведет к загниванию, озера заросли болотной растительностью, активно идет процесс заиливания. С каждым годом ухудшается санитарное состояние городских озер.
На сегодняшний день в п. Пригородный находится плавучая насосная станция, через которую путем забора речной воды можно было регулировать уровни воды в городских озерах. Данная плавучая насосная станция не действует. Стоимость восстановительных работ составляет 30 457,028 тыс. руб.
В настоящее время требуются комплексные водохозяйственные и водоохранные мероприятия направленные на:
- Восстановительные работы плавучей насосной станции в п. Пригородный (разбито на три этапа)
- Составление предпроектных работ по дноуглублению и очистке городских озер
- Очистка дна водных объектов и мероприятия по борьбе с цветением озер на территории ГО "Город Якутск"
- Инвентаризация и гидрологические исследования водных объектов ГО "Город Якутск", подлежащих муниципальному контролю
- Мониторинг озер
- Топосъемочные мероприятия и паспортизация гидротехнических сооружений
- В связи с отсутствием документов на дамбы, для паспортизации требуются мероприятия по топосъемке, после которого будет известно стоимость паспортизации 93-х дамб, включая мосты и др. гидротехнических сооружений
- Очистка водоохранных зон от захламления
- Содержание и ремонт ГТС
- Благоустройство городских пляжей
- Разработка ПСД
Результат реализации подпрограммы:
Утверждение водных объектов городского округа на кадастровой карте РФ.
Обследование водных каналов, шлюзов в рамках очистки городских водоемов.
Обустройство гидротехнических сооружений.
Составление водного реестра.
- Учет поголовья домашних животных и отлов бродячих собак и кошек
В целях реализации государственной политики в сфере регулирования численности безнадзорных и бродячих животных на территории городского округа г. Якутск. А также для обеспечения безопасности населения от неблагоприятного физического, санитарного и психологического воздействия домашних животных в том числе животных сельхозназначения на территории городского округа г. Якутск.
Для решения вопроса, требуется:
1. Для учета поголовья домашних животных создаются комиссии, в которые включаются сотрудники ветеринарной службы, специалисты Управ и участковые, которые проводят поголовное чипирование (совместно с вакцинацией) с выдачей ветеринарной книжки, где должны быть данные владельца, номер чипа, вид животного и отметки о вакцинации. При недопуске вышеуказанной комиссии в дом или на участок к животному, на владельца накладывается административный штраф от ГО "город Якутск", т.к. в этом случае денежные выплаты по штрафу идут в бюджет города.
2. Привлечь для учета поголовья домашних животных ветеринарные клиники, общественные организации.
Задача направлена на:
- Отлов, содержание, транспортировка, эвтаназия, утилизация безнадзорных животных (2 000 шт.) и сбор трупов
- Учет домашних животных с помощью чипирования.
Результат реализации подпрограммы:
Соблюдение санитарно-эпидимеологических норм.
Урегулирование численности безнадзорных животных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.