Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 3 августа 2012 г. N 3-50/12
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
Председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Никитине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей в части статьи 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 24.11.1998 З N 45-II "О драгоценных металлах и драгоценных камнях",
установил:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 24.11.1998 г. З N 46-II принят Закон Республики Саха (Якутия) от 24.11.1998 З N 45-II "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей в части статьи 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 24.11.1998 З N 45-II "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее по тексту Закон Республики), В обоснование своих доводов ссылается на то, что статья 14 Закона Республики в части, допускающей установление Законом Республики полномочий органов государственной власти субъекта РФ по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, обращением и использованием вступает в противоречие с федеральным законодательством,
Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее по тексту Федеральный закон N 41-ФЗ) определено, что государственный контроль за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, обращением и использованием осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, устанавливаемых настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Таким образом, субъект Российской Федерации не вправе определять полномочия органов государственной власти субъектов РФ по осуществлению ими государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением.
В судебном заседании прокурор Ефремов Д.В. требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 29 декабря 2011 года N 1-гс-4855 в судебном заседании заявил о признании требований прокурора. При этом просит приостановить производство по делу либо отложить рассмотрение дела до 26 сентября 2012 года, когда на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) будет принят Закон РС(Я) "О внесении изменений в Закон РС(Я) от 24 ноября 1998 года З N 45-II "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно. Оснований для приостановления производства по делу либо отложения рассмотрения дела не имеется.
В соответствии с пунктами "в", "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа регулируются Законом Российской. Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах", который содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.
Федеральный закон от 26.03.1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной области.
Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 26.03.1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" предусмотрено, что государственный контроль за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, устанавливаемых настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Частью 2 статьи 27, статьей 28 указанного Федерального закона установлен перечень полномочий органов государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением.
Статьей 12 Федерального закона N 41-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной области. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют полномочия государственного контроля за деятельностью организаций в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения на соответствующих территориях (за исключением федерального пробирного надзора) совместно с федеральными органами государственного контроля,
Таким образом, полномочия органов, осуществляющих государственный надзор в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), установлены федеральным законодательством и не могут дополнительно устанавливаться нормативными правовыми актами органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
Анализ вышеприведенных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод, что у органов государственной власти субъектов РФ в указанной сфере полномочия исполнительного характера, устанавливать свои правила они не могут. Вопрос о драгоценных металлах и драгоценных камнях является стратегически важным для Российской Федерации, и потому практически все вопросы по организации, добыче и использованию драгоценных металлов и камней, и в том числе вопросы государственного контроля в данной области, решаются на уровне федерального законодательства, а не субъекта РФ.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 24.11.1998 З N 46-II был принят Закон Республики Саха (Якутия) от 24.11.1998 З N 45-II "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", опубликованный в печатном издании "Якутские ведомости", N 23, 25.12.1998 г.
Статьей 14 указанного Закона предусмотрено, что государственный контроль за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, обращением и использованием осуществляется органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации в пределах их полномочий, устанавливаемых настоящим законом и федеральными законами. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в рамках своих полномочий обеспечивает контроль за исполнением законодательства.
Однако установление полномочий органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих государственный надзор за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, обращением и использованием, не отнесено к нормотворческой компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Республика Саха (Якутия) не вправе осуществлять собственное правовое регулирование общественных отношений по данному вопросу, поскольку такое регулирование отнесено к исключительной компетенции федерального законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нормы ст. 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 24.11.1998 З N 45-II "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в оспариваемой прокурором части противоречат федеральному законодательству. Поскольку оспариваемая норма была принята 24 ноября 1998 года, на его основе реализовывались права органов государственного надзора, организаций и граждан, суд приходит к выводу о признании оспариваемой части статьи 14 Закона Республики недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей статью 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 24.11.1998 г. З N 45- "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в части, допускающей установление законом Республики Саха (Якутия) полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением со дня вступления решения суда в законную силу,
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "З N 45-II"
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2012 г. N 3-50/12
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия) от 19 января 2013 г. N 3