Постановление Администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)
от 17 декабря 2012 г. N 1745
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Социальная поддержка населения Мирнинского района на 2013-2016 годы"
В целях социальной поддержки граждан, в соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", во исполнение решения XXIV сессии Мирнинского районного Совета депутатов "О программно-целевом методе формирования бюджета МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) II-N 24-25 от 26.04.2012 г.:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Социальная поддержка населения Мирнинского района на 2013-2016 годы" (приложение).
2. Финансирование мероприятий программы осуществлять в рамках лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий финансовый год.
3. Определить управление социальной политики (Тренцова Л.А.) координатором реализации программы, ответственным за предоставление информации о ходе реализации Программы.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.
5. Пресс-службе (Анисимова Н.В.) опубликовать данное постановление в газете "Мирнинский рабочий" и разместить с приложением на официальном сайте МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (www.алмазный-край.рф).
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района по социальным вопросам Ситнянского Д.А.
Глава района |
И. Султанов |
Текст настоящей программы представлен без названия
1. Характеристика текущей ситуации
Основные направления развития системы социальной защиты населения сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе.
Основным направлением социальной политики Мирнинского района в последние годы является дальнейшее развитие системы социальной защиты населения в условиях Крайнего Севера, ведь без создания институтов социальной поддержки граждан невозможно не одно цивилизованное общество и государство в целом. Благодаря усилиям Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) открыты и успешно работают учреждения социального и социально-реабилитационного направления: ГБУ "Мирнинский дом - интернат для престарелых и инвалидов" в п. Чернышевский на 50 мест, "Дом малютки" на 10 мест для брошенных детей до 4-х лет в п. Светлый, ГКУ РС (Якутия) "Мирнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "ХАРЫСХАЛ" в г. Мирном.
Экономические проблемы современного российского общества в первую очередь отражаются на состоянии социальной сферы. Постоянный рост цен, инфляция, недостаточный размер пенсий, пособий для проживания в северных регионах; заработной платы отдельных категорий граждан, являются основными причинами роста социальной напряженности. Особенно в сложном положении оказались нетрудоспособные граждане пожилого возраста, многодетные семьи и неполные малообеспеченные семьи, инвалиды, безработные граждане и другие социально - уязвимые группы населения.
Принятие ведомственной целевой Программы "Социальная поддержка населения Мирнинского района на 2013-2016 годы" (далее - Программа) позволит своевременно и оперативно реагировать на актуальные проблемы жителей Мирнинского района, оказывать различные виды социальной поддержки гражданам и их семьям, снижая тем самым социальную напряженность в обществе.
Несмотря на относительную стабильность в развитии Мирнинского района, уровень жизни пенсионеров из-за роста цен на основные продукты питания, на предметы первой необходимости, на лекарства, не улучшается.
На сегодняшний день в Мирнинском районе по данным ГУ "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия)" проживают 19 883 пенсионера со средним размером пенсии 15927,5 руб., из них получателей трудовой пенсии - 18603 чел., количество получателей пенсии по старости - 17032 чел., по инвалидности - 864 чел., по потере кормильца - 707 чел. количество получателей социальной пенсии 1250 чел. В районе проживают 17 долгожителей, это граждане, которым 90 лет и более.
Непростое положение для пенсионеров, проживающих в северных регионах, складывается при выезде на отдых и лечение за пределы Мирнинского района, т.к. Государственное учреждение "Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия)" возмещает компенсацию по оплате проезда по фактическим расходам один раз в два года или производит оплату проезда при наличии санаторно-курортной путевки, тогда как пенсионеру необходимо выехать просто к родственникам за пределы Республики Саха (Якутия). В худшем положении оказываются граждане, которым необходима срочная медицинская помощь - оперативное лечение, стоматологическое, офтальмологическое и др. лечение, которое стало не просто платным, а непомерно дорогостоящим.
В то же время гражданам старшего поколения присущи и специфические проблемы: общее ухудшение состояния здоровья, снижение трудоспособности не только на производстве, но и в домашнем хозяйстве, в быту, в том числе и в отношении самообслуживания; утрата адаптационных способностей, необходимых для выживания в условиях постоянно и резко изменяющейся социально-экономической среды.
К одним из самых социально-уязвимым группам населения относятся инвалиды - это люди с ограниченными физическими возможностями. Можно много говорить, что делается государством в поддержку инвалидов, не мало льгот закреплено законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), хоть немного, но облегчающее жизнь этой категории граждан. Но именно граждане, являющиеся инвалидами, больше всех обращаются за адресной материальной помощью в связи с необходимостью в срочной дорогостоящей операции, в длительном дорогостоящем лечении, либо в приобретении дорогостоящих лекарств, которые не входят в "Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению по льготным рецептам", утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В Мирнинском районе проживают 3004 инвалида, из них инвалиды 1 группы - 447 человек, инвалиды 2 группы - 1047 человек, инвалиды 3 группы - 1112 человека, дети-инвалиды до 18 лет - 398 человек. Эта социально-уязвимая группа населения является основным получателем социальной помощи в Мирнинском районе.
К социально-незащищенным слоям населения относятся также многодетные семьи, одинокие мамы с 2-мя и более детьми, семьи с детьми - инвалидами, дети-сироты. По данным Государственного казенного учреждения "Мирнинское управление социальной защиты населения" из средств республиканского бюджета в данном предприятии получают пособия 346 многодетных малообеспеченных семей с общим количеством детей 1118 чел.; 953 малообеспеченных семей с общим количеством детей 1300 чел.; 573 неполных малообеспеченных семей с общим количеством детей 624 чел. Ежемесячный размер пособий на детей составляет от 0 до 3-х лет с коэф. 1,7 - 440 руб. (коэф. 2 - 518 руб.); от 3 до 6 лет с коэф. 1,7 - 478 руб. (коэф. 2 - 562 руб.); от 6 до 16 лет с коэф. 1,7 - 575 руб. (коэф. 2 - 676 руб.).
В связи с частыми обращениями вышеперечисленных категорий граждан разработана ведомственная целевая Программа "Социальная поддержка населения Мирнинского района на 2013-2016 годы", которая направлена на поддержку социально-незащищенных слоев населения.
Статистика обращений граждан за адресной материальной помощью:
Годы |
Кол-во (из всех источников), чел. |
Всего, руб. |
в том числе |
|
республиканский бюджет, руб. |
бюджет района, руб. |
|||
2008 |
716 |
4 291,00 |
2 702,0 |
1 589,0 |
2009 |
359 |
3 359,00 |
2 127,0 |
1 232,0 |
2010 |
431 |
5 022,45 |
3 000,0 |
2 022,45 |
2011 |
379 |
4 553,25 |
3 000,0 |
1 553,25 |
Социальная защита населения является неотъемлемой частью социально-экономической политики в Мирнинском районе, направленной на ослабление негативных тенденций в жизнедеятельности социально уязвимых категорий населения и обеспечивающая гражданам возможность для улучшения социального положения и качества жизни.
Включение в Программу разделов по содержанию: Совета ветеранов (оплата труда; содержание помещения Совета ветеранов); Председателя Совета старейшин; Председателя общества "Знание", а также поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих общественных организаций района вызвано необходимостью улучшения социально-экономических условий граждан старшего поколения, инвалидов, просветительской деятельности подрастающего поколения.
Большую работу по социальной поддержке старшего возраста ведут Совет ветеранов, Совет старейшин, которые на протяжении многих лет являются помощниками в претворении многих задач, стоящих перед органами местного самоуправления Мирнинского района, принимают активное участие в военно-патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. В то же время для людей пожилого возраста необходима моральная и материальная поддержка со стороны государственных, муниципальных, общественных организаций, занимающихся решением социальных проблем.
Наиболее значимые факторы, негативно влияющие на развитие социальной сферы в Мирнинском районе показывает SWOT-анализ текущего состояния социальной сферы в Мирнинском районе.
SWOT-анализ реализации Программы
2. Цели и стратегические направления ведомственной муниципальной программы
Целью Программы является реализация государственной политики в решении вопросов по социальной поддержке граждан на местном уровне.
В рамках муниципальной программы определены следующие стратегические направления:
социальная поддержка малоимущих граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
проведение районных мероприятий;
содержание Совета ветеранов (оплата труда; содержание помещения Совета ветеранов);
содержание Председателя Совета старейшин;
содержание Председателя общества "Знание";
поддержка деятельности социально ориентированных некоммерческих общественных организаций района.
Реализация Программы проводится в течение 2013-2016 годов с ежегодным утверждением объема финансирования.
3. Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы
Реализация Программы предполагает сочетание бюджетных и иных источников финансирования.
Планируемые расходы на реализацию Программы
тыс. руб. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Бюджет Республики Саха (Якутия) |
3 000,0 |
3 000,0 |
3 000,0 |
3 000,0 |
Бюджет МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) |
9 967,1 |
9 967,1 |
9 967,1 |
9 967,1 |
Бюджет поселений "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) |
9 822,0 |
9 822,0 |
9 822,0 |
9 822,0 |
Всего: |
22 789,1 |
22 789,1 |
22 789,1 |
22 789,1 |
Денежные средства из бюджета Республики Саха (Якутия) выделяются в форме лимитных обязательств Управлению Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в Мирнинском районе.
Указанные объемы ресурсного обеспечения Программы носят прогнозный характер.
Окончательные объемы бюджетных ассигнований на реализацию ведомственной целевой программы устанавливаются Решением о бюджете МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период.
4. Перечень целевых индикаторов и показателей
Социально-экономическая эффективность Программы заключается в адресности социальной поддержки, предоставляемой населению Мирнинского района. Реализация Программы позволяет экономично распределять денежные средства местного бюджета с учетом индивидуальной оценки ситуации в каждом случае.
Своевременно оказанная адресная материальная помощь позволяет гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в кратчайшие сроки найти пути решения возникшей проблемы, ориентирует их на активизацию трудового потенциала, экономических и моральных ресурсов, что, в свою очередь, снижает риск негативных последствий (лишение места жительства и постоянного места работы, разрыв семейных отношений и родственных связей, распродажа необходимого личного имущества, попадание в группу потенциальных нарушителей закона).
Реализация мероприятий Программы позволит улучшить качество жизни отдельных категорий граждан с доходами ниже прожиточного уровня, обеспечить выживание наименее защищенных категорий населения, создать условия для постепенного повышения жизненного уровня малоимущих граждан и сохранить социальную стабильность в Мирнинском районе, обеспечить адресное и рациональное использование бюджетных средств.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- снижение численности малообеспеченных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- повышение качества жизни семей с детьми и граждан с низким уровнем доходов;
- снижение социальной напряженности в районе.
Социальная эффективность реализации программы определяются с помощью следующих индикаторов:
N |
Программные мероприятия |
Ожидаемый результат |
Значения индикаторов |
||||
Базовый год |
Прогнозный период |
||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
Предоставление адресной материальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию |
Сохранение охвата граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, которым оказана материальная помощь (количество граждан) |
130 |
130 |
130 |
130 |
130 |
2 |
Предоставление проезда гражданам, имеющим право на льготный проезд на пассажирском автомобильном транспорте и авиатранспорте между поселениями в границах Мирнинского района |
Сохранение охвата граждан, пользующихся льготным проездом на пассажирском автомобильном транспорте между поселениями в границах Мирнинского района (количество граждан) |
1000 |
1100 |
1100 |
1100 |
1100 |
3 |
Проведение районных мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, общественных организаций |
Увеличение охвата граждан, принявших участие в районных мероприятиях, направленных на социальную поддержку граждан, общественных организаций (количество граждан) |
700 |
700 |
710 |
720 |
730 |
Индикатор эффективности реализации Программы, дающий оценку уровня социальной поддержки граждан Мирнинского района:
- уровень жизни населения - это соотношение доходов населения и прожиточного минимума;
Показатели доходов населения:
- среднемесячная заработная плата, руб.;
- среднедушевой доход семьи, руб.;
- прожиточный минимум в Республике Саха (Якутия), руб.
В целях предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей Программой, при определении величины прожиточного минимума, порядка учета доходов и расчета среднедушевого дохода семей и одиноко проживающих граждан для признания их малоимущими применяются положения Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2003 г. "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2012 г. N 376 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Республики Саха (Якутия) за II квартал 2012 года".
При отнесении граждан к категориям получателей мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей Программой, применяются также критерии, установленные законодательством о государственной социальной помощи, социальном обслуживании населения.
5. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации, в том числе управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы
Текущее управление и контроль выполнения Программы осуществляется Управлением социальной политики Администрации МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия).
Программа реализуется на территории Мирнинского района.
Реализация отдельных мероприятий предусматривает взаимодействие Администрации района с Управлением Министерства труда и социального развития РС (Якутия) по Мирнинскому району, с Администрациями муниципальных образований поселений, с предприятиями, организациями и учреждениями, находящимися на территории Мирнинского района, с общественными организациями района - Советом ветеранов, Советом пенсионеров, обществом инвалидов, Обществом многодетных и т.д.
Управление социальной политики отвечает за своевременное и полное проведение мероприятий и в установленном порядке представляет отчет о ходе реализации Программы.
Контроль исполнения мероприятий Программы, а также управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы, основаны на мониторинге целевых индикаторов и показателей реализации Программы путем сопоставления фактически достигнутых и целевых значений показателей.
В соответствии с данными мониторинга по фактически достигнутым результатам реализации Программы могут быть внесены корректировки.
6. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении к Программе.
Текст приложения будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2012 г. N 1745 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Социальная поддержка населения Мирнинского района на 2013-2016 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.
Текст постановления опубликован в газете "Ленина, 19" (приложение к газете "Мирнинский рабочий") от 22 декабря 2012 г. N 9 (без прил. к программе)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2017 г. N 0830