Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 27 августа 2012 г. N 3-55/12
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дьяконовой З.С.,
при секретаре Никитине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 1 Указа Президента РС (Я) от 21 сентября 2010 года N 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия),
установил:
Указом Президента РС (Я) от 21.05.2012 N 1426 внесены изменения в п. 1 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 21.09.2010 N 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия)", в соответствии с которым на территории Республики Саха (Якутия) запрещается розничная продажа алкогольной продукции - с 20 часов текущих суток до 14 часов следующих суток.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим пункт 1 названного Указа Президента РС (Я) по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в новой редакции Закона, действующей с 1 января 2012 года, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Абзацем 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Прокурор считает, что органы государственной власти Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе, полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции к тем ограничениям и условиям розничной продажи алкогольной продукции, которые установлены абзацем 1 пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Кроме того, как указывает прокурор, запрет на розничную продажу алкогольной продукции, установленный Указом Президента РС (Я), вступает в противоречие и с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ, поскольку органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2013 года не вправе устанавливать дополнительные ограничения (тем более полный запрет) на розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции.
В судебном заседании прокурор Днепровский М.В., требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить.
Представитель Президента Республики Саха (Якутия) Кривошапкина Т.П. не согласилась с требованиями прокурора, считает их необоснованными по следующим основаниям. Абзацем вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, а также магазины беспошлинной торговли являются местами розничной продажи алкогольной продукции. Указывает, что Федеральным законом право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, не содержит каких-либо дополнительных изъятий. Ограничение, установленное пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ не распространяется на абзац второй пункта 5 статьи 16 ФЗ N 171-ФЗ, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции. Просит отказать заместителю прокурора Республики Саха (Якутия) в удовлетворении его заявления.
Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) Саввина И.Ю. пояснила суду, что по запросу указанного Министерства Управление государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) дало разъяснение, согласно которому органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе издавать нормативные акты, предусматривающие запрет и (или) ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции с 8 до 23 часов по местному времени, расширение установленного Федеральным законом N 171-ФЗ перечня мест, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также дополнительные ограничения условий розничной продажи алкогольной продукции. В соответствии с указанными разъяснениями Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) был разработан проект оспариваемого Указа.
Выслушав объяснения лиц. участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
В силу статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1.1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 373-З N 759-III "О Президенте Республики Саха (Якутия)" Президент Республики Саха (Якутия) является главой Республики Саха (Якутия) и ее высшим должностным лицом, возглавляет исполнительную власть республики. Президент Республики Саха (Якутия) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и законов Республики Саха (Якутия) издает указы и распоряжения (статья 9).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "со ст. 1.1" имеется в виду "с ч. 1 ст. 1"
Указом Президентом Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2012 года N 1426 внесены изменения в п. 1 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 21.09.2010 N 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия)" (далее - Указ Президента РС (Я) N 265), в соответствии с которым на территории Республики Саха (Якутия) запрещается розничная продажа алкогольной продукции - с 20 часов текущих суток до 14 часов следующих суток.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции от 27 июля 2012 года) (далее - Федеральный закон N 171-03).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 171-ФЗ"
Согласно статье 3 Федерального закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции. Требования абзаца 1 пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ не применяются в отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции, согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции."
Таким образом, согласно вышеприведенным нормам федерального законодательства, ограничения розничной продажи алкогольной продукции не распространяются на розничную продажу такой продукции, осуществляемой организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли. Кроме того, до 1 января 2013 года запрет розничной торговли спиртными напитками не применяется по отношению к организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции.
Между тем пунктом 1 Указа Президента РС (Я) N 265 установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в определенное время в отношении всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции, без каких-либо исключений. Тем самым региональный законодатель расширил круг лиц, в отношении которых федеральный законодатель установил ограничения розничной продажи алкогольной продукции.
Довод представителя Президента РС (Я) о том, что оспариваемая норма принята в целях реализации правомочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации абзацем 2 пункта 5 статьи 16 федерального закона N 171-ФЗ, в связи с чем не противоречит акту большей юридической силы, является необоснованной. Указанной нормой федерального закона предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, то есть дополнять уже установленные ограничения в отношении указанных федеральным законом субъектов регулируемых отношений, а не изменять установленные федеральным законом ограничения путем расширения круга лиц, на которых они распространяются.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая исследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании пункта 1 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2010 года N 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия)", недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим пункт 1 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2010 года N 265 "О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия)" со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий |
З.С. Дьяконова |
Решение изготовлено в окончательной форме 29 августа 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2012 г. N 3-55/12
Текст решения официально опубликован не был