Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
Ключевым инструментом достижения целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), Российской Федерации является конкурентная политика.
Она направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики, модернизацию предприятий и на создание условий для обеспечения потребностей граждан республики в товарах и услугах экономически эффективным образом.
Конкурентная политика является инструментом создания условий для повышения качества и уровня жизни населения, инновационного развития, снижения инфляции, развития национальной конкурентоспособности.
Малый бизнес в Республике Саха (Якутия) приобретает все большее значение в экономике, становится одним из важных факторов социальной и политической стабильности, стратегическим ресурсом развития региона.
По итогам 2010 года в республике действует 5127 малых и средних предприятий, 41849 индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают 40,1% занятых в экономике республике, 22,4% общего оборота предприятий в Республике Саха (Якутия), 20,9% оборота розничной торговли, 18,5% оборота общественного питания, 5,9% объема платных услуг в Республике Саха (Якутия).
Благодаря мерам государственной поддержки развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за 2009-2010 годы создано 6615 субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволило за этот период увеличить показатели оборота малых и средних предприятий республике на 32,2%. При этом наибольшее увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства наблюдалось по итогам 2009 года - 4746 единиц, увеличение оборота малых и средних предприятий по итогам 2010 года - 21 932,6 млн. руб.
В стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) до 2020 года главной задачей развития малого и среднего предпринимательства в республике является изменение отраслевой структуры малого бизнеса в пользу инновационно-производственной, повышение его конкурентоспособности.
Итоговыми индикаторами реализации Стратегии к 2016 году определены: рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 77000; увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем обороте организаций до 38%; обеспечение вклада малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте в размере 12%; увеличение доли занятых в малом и среднем бизнесе до 52%; рост оборота организаций малого и среднего бизнеса в 2,4 раза; обеспечение поступлений налогов в бюджеты всех уровней ежегодно до 4400 млн. руб.; увеличение инвестиций в основной капитал к 2016 году в 2,6 раз; увеличение доли производственных и инновационных компаний в 1,8 раза; увеличение доли объема реализации инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме реализации в 3,3 раза.
Потенциал развития малого и среднего предпринимательства обусловлен ограничениями "спроса" (уровень насыщенности локальных рынков, наличие платежеспособного спроса населения на товары и услуги субъектов малого и среднего предпринимательства и т.п. факторами).
Производимая в республике продукция в настоящий момент является неконкурентоспособной по основным позициям на национальном рынке сбыта и ограниченно конкурентоспособной на глобальных рынках сбыта.
При этом, кроме макроэкономических показателей, влияющих на потенциал развития предпринимательства в республике, к существующим ограничениям необходимо отнести:
- низкую внутреннюю транспортную доступность, зависимость от сезонного фактора, которые во многих районах осложнены труднодоступностью и отдаленностью наслегов;
- высокую степень монополизированности экономики, при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства;
- недостаток финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
- административные барьеры;
- тарифную политику естественных монополий и т.д.
Таблица 10
Таблица стратегического (SWOT) анализа развития
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- Развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. - Наличие муниципальных программ развития предпринимательства во всех муниципальных образованиях республики. - Благополучная экологическая ситуация. - Уникальные природные богатства, полезные ископаемые. - Инновационный потенциал. - Наличие сырья для производства натуральных экологических продовольственных товаров (рыба, мясо, молочная продукция, продукция растениеводства). - Развитие ювелирного производства. - Создание транспортно-логистического узла в Южной Якутии, позволяющего реализовать экспортный потенциал, удешевить цены на продукцию. - Наличие туристического потенциала, в том числе экологического. |
- Экстремальные природно-климатические условия. - Низкая плотность населения, очаговый характер расселения, значительно влияющие на спрос, также обуславливающие ограниченный рынок сбыта. - Отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, обуславливающее изолированность республики от магистральных транспортных сетей и слабую внутреннюю доступность с сильной зависимостью от сезонного фактора. - Высокие затраты субъектов малого и среднего предпринимательства за тепло-, электроэнергию, влияющие в дальнейшем на высокую себестоимость товаров и услуг. - Износ основных фондов. - Дефицит свободных площадей для размещения объектов малого бизнеса. - Повышенные затраты в капитальном строительстве. - Недостаток финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса. - Низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства - Недостаток квалифицированных кадров. |
Возможности |
Угрозы |
- Наличие незанятого в экономике трудоспособного населения и возможность его вовлечения в производственную деятельность - Реализация инновационных проектов малым бизнесом республики. - Привлечение малого бизнеса к совместной работе с крупными предприятиями на основе аутсорсинга и субконтрактации. - Рост производства потребительских товаров для внутреннего и внешнего рынка. - Повышение качества производимой продукции. - Рост эффективности производства. - Реализация экспортного потенциала республики (ювелирные изделия, натуральные продовольственные товары - рыба, мясная продукция и пр.) - Развитие туристического бизнеса, имеющего мультипликативный эффект для развития общественного питания, гостиниц, сувенирного производства. |
- Рост числа безработных граждан. - Отток населения, в т.ч. молодежи, из сельских населенных пунктов из-за отсутствия работы. - Увеличение ввоза продовольственной продукции из-за пределов республики (мясо, колбасные изделия, молочная продукция, хлебобулочные изделия). - Сокращение производства хлеба и хлебобулочных изделий. - Увеличение числа нерентабельных предприятий. - Рост социальной напряженности. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.