Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы
Необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции и возникновения так называемого "административного ресурса".
Целью подпрограммы является создание благоприятной административной среды для развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия).
Для достижения указанной цели с учетом факторов развития конкурентоспособности необходимо решить следующие основные задачи:
1. Повышение доступности оказываемых государственных и муниципальных услуг в сфере малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие нормативного правового поля в сфере малого и среднего предпринимательства в республике.
3. Оказание информационной, консультационной и образовательной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
4. Содействие развитию молодежного предпринимательства.
5. Повышение престижности предпринимательской деятельности.
Программные мероприятия подпрограммы сгруппированы в соответствии с указанными задачами по шести основным направлениям:
I. Повышение доступности государственных услуг.
II. Развитие нормативного правового поля в сфере малого и среднего предпринимательства.
III. Информационное, консультационное и образовательное обеспечение предпринимательской деятельности.
IV. Аналитические исследования развития малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия).
V. Содействие развитию молодежного предпринимательства в Республике Саха (Якутия).
VI. Мероприятия, направленные на повышение престижности предпринимательской деятельности.
I. Повышение доступности государственных услуг
Необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции и возникновения так называемого "административного ресурса".
Программой предусмотрено снижение административных барьеров реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, предусматривающее в том числе выработку предложений по совершенствованию действующего законодательства:
1) реализации мероприятий, направленных на упрощение и удешевление процедуры присоединения к объектам инфраструктуры естественных и локальных монополий;
2) содействие упрощению доступа малого и среднего предпринимательства к государственным и муниципальным имущественным ресурсам, в том числе обеспечение реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений;
3) обеспечение максимальной информационной открытости для начала собственного дела, о мерах государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия).
II. Развитие нормативного правового поля в сфере малого и среднего предпринимательства
Программой предусмотрено совершенствование нормативного правового поля и правового обеспечения предпринимательской деятельности в целях реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, предусматривающей в том числе выработку предложений по совершенствованию налогового законодательства, а именно:
- подготовку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- подготовку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в целях совершенствования рыночных механизмов, правового обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия).
Реализация мероприятий данного раздела осуществляется в рамках текущей деятельности Министерства по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) и не учитывается при определении объема средств, необходимого для реализации мероприятий Программы.
III. Информационное, консультационное и образовательное обеспечение предпринимательской деятельности
Основной целью раздела является дальнейшее развитие системы образования, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для малого и среднего предпринимательства. Для решения этой задачи Программой предусмотрено привлечение к этой работе организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с активным использованием в процессе образования, подготовки и переподготовки современных форм дистанционного образования и современных методик.
В связи с глобальным развитием современных информационных и коммуникационных технологий, без использования которых сегодня невозможно эффективное ведение бизнеса, стратегическим направлением поддержки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является дальнейшее совершенствование системы информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства. Государственная программа предусматривает расширение сферы применения современных информационных технологий в практике ведения бизнеса за счет ввода в эксплуатацию современного компьютерного и телекоммуникационного оборудования, обеспечивающего распространение информационных ресурсов, включая базы данных, интерактивные системы информационной и образовательной поддержки предпринимателей, действующие в сети интернет:
1) предоставление информационных услуг по актуальным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, а также мерам государственной поддержки через созданные в сети интернет официальный сайт органа исполнительной власти на республиканском портале, республиканский портал малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия), страничку Федерального информационного портала;
2) оказание информационных услуг через поддержку интерактивных сервисов; подготовка информационных материалов в сфере малого предпринимательства региона, России и зарубежных стран; в сфере межрегионального и международного сотрудничества; в сфере производственной кооперации и субконтрактации; в сфере маркетинга; в сфере инновационной деятельности; в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Расширение присутствия субъектов малого и среднего предпринимательства в интернет-ресурсах, повышение эффективности бизнес-процессов субъектов малого и среднего предпринимательства путем информатизации и автоматизации их деятельности;
3) создание и (или) обеспечение деятельности центров поддержки предпринимательства;
Консультационные услуги предоставляются сотрудниками организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для предпринимателей по телефону горячей линии, в очной индивидуальной устной и документированной форме, в очной устной групповой форме путем подготовки и проведения консультационных семинаров и тренингов, в том числе с использованием дистанционных форм обучения, посредством обращения на специализированные интернет-ресурсы;
4) организация массовых программ обучения и повышения квалификации;
Массовые программы обучения и повышения квалификации - программы, предусматривающие предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, а также развитие предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций целевых групп граждан, в том числе молодых людей в возрасте до 30 лет, продолжительностью не более 100 часов;
5) оказание консультационных, методических услуг экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства Агентством координации и поддержки экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства;
6) оказание консультационных, методических услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в инновационной сфере, Агентством координации инновационного бизнеса.
IV. Аналитические исследования развития малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия)
Данный раздел содержит следующие мероприятия:
1) мониторинг, оценка результатов действия механизмов государственного регулирования;
2) организация и проведение социологических и аналитических исследований, в том числе на территориях муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
В целях повышения качества регулирования, обеспечения возможности учета мнений заинтересованных групп и установления баланса интересов на стадии подготовки нормативного правового акта посредством анализа последствий и эффектов введения государственного регулирования и определения наилучшей с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности данного варианта регулирования на основе сопоставления выгод и издержек хозяйствующих субъектов, граждан и государства в целом, необходимо внедрение процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия на региональный и муниципальный уровни публичного управления.
Оценка регулирующего воздействия (далее - ОРВ) представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию регулирования, в том числе хозяйствующих субъектов, граждан и государства в целом, для определения наиболее эффективного варианта регулирования.
Оценке регулирующего воздействия подлежат проекты концепций нормативного правового регулирования, проекты нормативных правовых актов, а также действующие нормативные правовые акты.
Внедрение ОРВ в Республике Саха (Якутия) включает следующие элементы:
1. Принятие решения о внедрении ОРВ, включая основные элементы:
- определение области нормотворчества, на которую распространяется ОРВ;
- выбор уполномоченного органа по ОРВ и иных участников процесса.
2. Установление порядка проведения ОРВ, включая процедуры:
- оценки целесообразности изменения регулирования (на ранней стадии - стадии возникновения идеи и подготовки проекта концепции регулирования);
- оценки эффективности проекта регулирования (проекта нормативного правового акта);
- оценки фактического воздействия регулирования (действующего нормативного правового акта);
- порядка проведения публичных консультаций;
- оценки качества исполнения процедур и подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия;
- отчетности о развитии и результатах ОРВ в Республике Саха (Якутия) для Минэкономразвития России.
3. Организация выполнения процедур ОРВ:
- разработка и распространение среди участников процедур ОРВ информационно-методических материалов о проведении ОРВ в субъекте Российской Федерации, включая руководство по проведению ОРВ и стандарт проведения публичных консультаций;
- установление порядка взаимодействия регулирующих органов с уполномоченным органом по ОРВ;
- установление постоянных договоренностей (соглашений) между регулирующими органами и потенциальными участниками публичных консультаций (региональными объединениями предпринимательской, инвестиционной и (или) иной деятельности, потребителей, а также научно-экспертными организациями) об участии в публичных консультациях;
- организация процедур ОРВ в Интернет, включая проведение публичных консультаций.
V. Содействие развитию молодежного предпринимательства в Республике Саха (Якутия)
В рамках реализации данного раздела запланированы следующие мероприятия:
1) формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства;
2) развитие предпринимательских навыков и компетенций у детей и подростков в школах, участие в конкурсах молодежных бизнес-проектов и бизнес-кейсов;
3) образование, развитие предпринимательских компетенций у молодежи: массовое обучение, проведение семинаров и мастер-классов.
VI. Мероприятия, поправленные на повышение престижности предпринимательской деятельности
1) присуждение премий Президента Республики Саха (Якутия) победителям республиканского конкурса за достижения в области малого предпринимательства и занятости;
2) награждение знаком "Лидер перемен" предпринимателей, общественных объединений, журналистов, представителей законодательной и исполнительной власти, организаций и учреждений, внесших наибольший вклад в развитие и поддержку предпринимательства в Республике Саха (Якутия);
3) мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (конференции, семинары, круглые столы, совещания и др.).
Обоснование включения мероприятий в базовый вариант подпрограммы
В перечень мероприятий базового варианта из вышеуказанных мероприятий включено 13 мероприятий:
1. Предоставление информационных услуг по актуальным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, а также мерам государственной поддержки через созданные в сети интернет официальный сайт органа исполнительной власти на республиканском портале, республиканский портал малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия), страничку Федерального информационного портала.
Обоснование: В период развития информационных технологий, учитывая отдаленность и труднодоступность населенных пунктов республики, предоставление информационных услуг по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности является одним из актуальных механизмов информационной поддержки развития предпринимательства.
2. Оказание информационных услуг через поддержку интерактивных сервисов; подготовка информационных материалов в сфере малого предпринимательства региона. России и зарубежных стран; в сфере межрегионального и международного сотрудничества; в сфере производственной кооперации и субконтрактации; в сфере маркетинга; в сфере инновационной деятельности; в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Обоснование: Мероприятие включено в перечень мероприятий базового варианта Программы. Республика Саха (Якутия), занимая значительную по географической протяженности территорию, отличается в уровне доступности для населения в муниципальных образованиях информации о механизмах государственной поддержки развития предпринимательства. Оказание информационных услуг через поддержку интерактивных сервисов позволит упростить доступ субъектов малого предпринимательства на территории всей республики к информации в сфере оказания государственных услуг, внутриреспубликанского, межрегионального и международного сотрудничества, производственной кооперации и субконтрактации и пр.
3. Создание и (или) обеспечение деятельности центров поддержки предпринимательства.
Консультационные услуги предоставляются сотрудниками организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для предпринимателей по телефону горячей линии, в очной индивидуальной устной и документированной форме, в очной устной групповой форме путем подготовки и проведения консультационных семинаров и тренингов, в том числе с использованием дистанционных форм обучения, посредством обращения на специализированные интернет-ресурсы.
Обоснование: Консультационная поддержка является частью программных мероприятий, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Оценка эффективности консультационной поддержки осуществляется на основе мониторинга поступающих звонков на телефон "Горячей линии", оказанных консультаций представителями Центра поддержки предпринимательства в Республики Саха (Якутия). За 2010 год на телефон "Горячей линии" поступило более 2000 звонков, представителями Центра поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия) оказано более 30 000 индивидуальных консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства.
4. Организация массовых программ обучения и повышения квалификации. Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, а также развитие предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций.
Обоснование: Образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется АУ ДО "Бизнес-школа". Целью автономного учреждения является создание системы обучения основам предпринимательской деятельности на муниципальном уровне, подготовка тренеров для оказания образовательной поддержки предпринимателям непосредственно в муниципалитетах, что также облегчит доступ к информационным ресурсам сельским предпринимателям и желающим создать свое дело. Всего за 2010 год проведено 39 образовательных мероприятий, обучено 452 человека.
5. Проведение мастер-классов и стажировок.
Обоснование: Организация образовательной стажировки для населения на базе предприятий малого и среднего бизнеса Республики Саха (Якутия) проводятся с целью ознакомления населения с деятельностью успешных субъектов малого и среднего предпринимательства и приобретения студентами ССУЗов и ВУЗов практического опыта для создания собственного дела.
Организация стажировок в странах ВТО проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства с целью ознакомления с опытом успешных зарубежных партнеров, выработки рациональных способов ведения и развития бизнеса.
6. Оказание консультационных, методических услуг экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства Агентством координации и поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обоснование: Одним из индикаторов повышения конкурентоспособности товаров и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства является увеличение доли экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме экспорта Республики Саха (Якутия). Считая, что созданная инфраструктура поддержки экспортно-ориентированных. субъектов малого и среднего предпринимательства в значительной степени будет способствовать развитию экспорта, мероприятие включено в базовый вариант программы.
7. Оказание консультационных, методических услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в инновационной сфере, Агентством координации инновационного бизнеса.
Обоснование: Важнейшим направлением создания инновационной инфраструктуры является формирование инновационных центров, агентств, научных и технологических парков и инкубаторов, благодаря которым осуществляется стратегия стимулирования роста, сводящая воедино элементы промышленной, региональной и инновационной политики.
8. Формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства.
9. Развитие предпринимательских навыков и компетенций у детей и подростков в школах, участие в конкурсах молодежных бизнес-проектов и бизнес-кейсов;
10. Образование, развитие предпринимательских компетенций у молодежи: массовое обучение, проведение семинаров и мастер-классов.
Обоснование: Одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должно стать создание благоприятных условий для развития молодежного предпринимательства. Речь идет о расширении возможностей реализовать молодыми людьми свои предпринимательские инициативы в создании собственного дела. Данные опроса (ФОМ, март 2009 г., "Георейтинг", исследование среди молодых предпринимателей 18-30 лет) показывают, что новое поколение бизнесменов отличается от старшего поколения (тех, кому за 30) большей активностью в решении финансовых проблем и большим оптимизмом в отношении своего материального положения. Мировой и отечественный опыт развития экономики демонстрирует все возрастающее значение предпринимательства. Интенсивное развитие малого и среднего бизнеса является одним из важнейших резервов повышения эффективности производства и роста благосостояния граждан в условиях рыночной экономики.
Задача по увеличению доли занятости экономически активного населения в предпринимательской деятельности до 60-70% не может быть решена без активного включения в нее молодежи как наиболее активной и предприимчивой части населения страны.
11. Присуждение премий Президента Республики Саха (Якутия) победителям республиканского конкурса за достижения в области малого предпринимательства и занятости.
Обоснование: Премия Президента Республики Саха (Якутия) за вклад в развитие малого предпринимательства является одной из значимых премий в республике, повышающих престижность предпринимательской деятельности.
12. Награждение знаком "Лидер перемен" предпринимателей, общественных объединений, журналистов, представителей законодательной и исполнительной власти, организаций и учреждений, внесших наибольший вклад в развитие и поддержку предпринимательства в Республике Саха (Якутия).
Обоснование: Награждение знаком "Лидер перемен" является одним из мероприятий, направленных на повышение престижности предпринимательской деятельности в республике.
13. Мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (конференции, семинары, круглые столы, совещания и др)-
Перечень задач и мероприятий представлен в приложениях N 6 и N 7 к настоящей подпрограмме по каждому варианту реализации подпрограммы.
Оценка реализации подпрограммы
В результате реализации подпрограммы за период с 2008 по 2011 год (прогнозно) доля занятых в малом и среднем бизнесе в Республике Саха (Якутия) увеличилась с 35% до 41%.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) право работать по упрощенной системе налогообложения на основе патента получили 1659 предпринимателей в республике, в том числе 140 или 8% новых индивидуальных предпринимателей.
Руководителями обособленных подразделений Центра поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия) за 2010 год оказано более 33 000 консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства о мерах государственной поддержки и по иным вопросам ведения предпринимательской деятельности.
Таблица 14
Оценка реализации подпрограммы
Наименование подпрограммы "Создание благоприятной административной среды" |
Наименование целевого индикатора |
Ед. изм. |
отчетный период |
Очередной год 2011 |
Результаты реализации подпрограммы |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
||||
Цель подпрограммы N 2 - Создание благоприятной административной среды развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) |
Доля издержек на преодоление административных барьеров в выручке субъектов малого и среднего предпринимательства |
% |
10 |
7 |
5 |
4,0 |
2,7 |
1,5 |
Задача N 1. Повышение доступности оказываемых государственных услуг в сфере малого и среднего предпринимательства |
Доля заказов, переданных малым предприятиям в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, от общего объема размещенных заказов % |
% |
11 |
11 |
11 |
12 |
17 |
20 |
Задача N 2. Развитие нормативно правового поля в сфере малого и среднего предпринимательства в республике |
Доля ИП, перешедших на упрощенную систему налогообложения на основе патента от общего числа ИП |
% |
- |
- |
3,96 |
4,12 |
5,32 |
8,02 |
Задача N 3 Оказание информационной, консультационной и образовательной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства |
Количество СМСП, получивших консультационную поддержку специализированными организациями |
ед |
- |
- |
33090 |
34000 |
38150 |
54239 |
Задача N 5 Повышение престижности предпринимательской деятельности |
Доля граждан, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), желающих начать собственное дело |
% |
- |
- |
- |
- |
12 |
14,4 |
Задача N 4 Содействие развитию молодежного предпринимательства |
Доля молодых предпринимателей, получивших государственную поддержку, от общего числа получателей поддержки |
% |
6,5 |
8,2 |
10 |
11 |
16 |
30 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.