Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Окружной администрации города Якутска
от "22".02.2013 г. N 20п
Административный регламент
предоставления муниципальной услуги Окружной администрацией города Якутска "Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства"
I. Общие положения
Предмет регулирования
1.1. Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства" (далее - Административный регламент) определяет стандарт предоставления указанной муниципальной услуги и устанавливает сроки, последовательность административных процедур (действий) при предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства" (далее - муниципальная услуга).
Круг заявителей
1.2. Муниципальная услуга предоставляется физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, органам местного самоуправления и государственной власти.
Требования к порядку информирования о предоставлении муниципальной услуги
1.3. Местонахождение Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация): 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, 15.
График работы Администрации с заявителями:
Понедельник-пятница: с 9-00 часов до 18-00 часов (перерыв с 13-00 часов до 14-00 часов);
Суббота и воскресенье: выходные дни.
Функции по предоставлению муниципальной услуги и информирование о порядке ее предоставления осуществляются Департаментом градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (далее по тексту Департамент) по адресу: 677027, г. Якутск, ул. Октябрьская, 20/1.
График работы Департамента с заявителями:
Понедельник-пятница: с 9-00 часов до 18-00 часов (перерыв с 13-00 часов до 14-00 часов);
Суббота и воскресенье: выходные дни.
Уполномоченная организация по приему документов и выдаче результатов предоставления муниципальных услуга в рамках данного Административного регламента - Государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)" (далее ГАУ "МФЦ"): 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, 18.
График работы ГАУ "МФЦ" с заявителями:
Вторник - суббота: с 8-00 часов до 20-00 часов (без перерыва на обед).
1.4. Местонахождение органов государственной и муниципальной власти, и иных организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги:
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росреестра по РС (Я): 677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ярославского, 37.
График работы:
Понедельник-пятница: с 09-00 часов до 18-00 часов (перерыв с 13-00 часов до 14-00 часов). Суббота-воскресенье: выходные дни.
- Государственное автономное учреждение "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия) (далее ГАУ "Управление госэкспертизы по РС (Я)"): 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, 8.
График работы:
Понедельник - пятница: с 09-00 часов до 18-00 часов (перерыв с 13-00 часов до 14-00 часов). Суббота-воскресенье: выходные дни.
- Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия): 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, 3/1.
График работы:
Понедельник-пятница: с 09-00 часов до 18-00 часов (перерыв с 13-00 часов до 14-00 часов). Суббота-воскресенье: выходные дни.
1.5. Способы получения информации о месте нахождения и графике работы Администрации, Департамента, Учреждения предоставляющих муниципальную услугу, ГАУ "МФЦ":
1.5.1. через официальные сайты:
- Администрации: http://www.якутск.рф;
- Департамента: отсутствует;
- ГАУ "МФЦ": www.mfcsakha.ru.
1.5.2. портал государственных и муниципальных услуг республики Саха (Якутия);
1.5.3. на информационных стендах Администрации, Департамента;
1.5.4. через информаты, расположенные в здании ГАУ "МФЦ".
1.6. Для получения информации по процедуре предоставления муниципальной услуги заинтересованными лицами используются следующие формы обращений:
- индивидуальное консультирование личное консультирование осуществляется ГАУ "МФЦ" для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
индивидуальное консультирование посредством почтового отправления осуществляется Департаментом для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов местного самоуправления, органов государственной власти;
- индивидуальное консультирование по телефону осуществляется Департаментом (по номеру 42-82-32), ГАУ "МФЦ" (по номеру 1616 (для городских номеров, МТС, Мегафон), 408-099 (для номеров Билайн).
1.7. Справочные телефоны, адреса официальных сайтов и электронной почты Департамента, ГАУ "МФЦ" и органов государственной и муниципальной власти и иных организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги:
1) Департамента:
- телефон приемной: (4112) 42-90-91;
- адрес официального сайта: отсутствует;
- адрес электронной почты: dgzo@yakadm.ru.
2) ГАУ "МФЦ":
- телефон: 1616 (для городских номеров, абонентов сетей МТС, Мегафон), 408-099 (для абонентов сети Билайн);
- адрес официального сайта: www.mfcsakha.ru;
- адрес электронной почты: mfc@sakha.ru;
3) Управление Росреестра по РС (Я):
- телефон: (412) 40-58-20;
- адрес официального сайта: http://www.to14.rosreestr.ru/;
- адрес электронной почты: 14_upr@rosreestr.ru;
4) ГАУ "Управление госэкспертизы по РС (Я)":
- телефон: (4112) 34-16-58;
- адрес официального сайта: gosexpertisa-rs.ru
- адрес электронной почты: gosexpert@mail.ru.
5) Министерство охраны природы РС (Я):
- телефон: (4112) 42-00-71, 42-23-67;
- адрес официального сайта:sakha.gov.ru
- адрес электронной почты: minopr@sakha.gov.ru
1.8. Индивидуальное личное консультирование. Время ожидания заинтересованного лица при индивидуальном личном консультировании не может превышать 15 минут. Индивидуальное личное консультирование каждого заинтересованного лица осуществляется сотрудниками ГАУ "МФЦ" и не может превышать 15 минут.
1.9. Индивидуальное консультирование посредством почтового отправления (в том числе электронного). При индивидуальном консультировании по почте ответ на обращение заинтересованного лица направляется Департаментом в письменной форме в адрес (в том числе на электронный адрес) заинтересованного лица в месячный срок.
1.10. Индивидуальное консультирование по телефону. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании Департамента, либо ГАУ "МФЦ", в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности муниципального служащего Департамента, либо сотрудника ГАУ "МФЦ", осуществляющего индивидуальное консультирование по телефону. Время разговора не должно превышать 10 минут. В том случае, если сотрудник, осуществляющий консультирование по телефону, не может ответить на вопрос по содержанию, связанному с предоставлением муниципальной услуги, он обязан проинформировать заинтересованное лицо об организациях, либо структурных подразделениях, которые располагают необходимыми сведениями.
1.11. С момента приема заявления заявитель имеет право на получение сведений о ходе исполнения муниципальной услуги по телефону, посредством электронной почты или на личном приеме в порядке, указанном в пункте 1.6. настоящего Административного регламента.
1.12. Муниципальные служащие Департамента, либо сотрудник ГАУ "МФЦ" при ответе на обращения обязаны:
- при устном обращении заинтересованного лица (по телефону или лично) давать ответ самостоятельно. Если муниципальный служащий Департамента, либо сотрудник ГАУ "МФЦ", к которому обратилось заинтересованное лицо, не может ответить на вопрос самостоятельно, то он может предложить заинтересованному лицу обратиться письменно, либо назначить другое удобное для него время консультации, либо переадресовать (перевести) на другого муниципального служащего Департамента, либо сотрудника ГАУ "МФЦ", или сообщить телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию;
- муниципальные служащие Департамента, либо сотрудники ГАУ "МФЦ", осуществляющие консультирование (по телефону или лично), должны корректно и внимательно относиться к заинтересованным лицам. Во время разговора избегать параллельных разговоров с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат. В конце консультирования муниципальный служащий Департамента, сотрудник ГАУ "МФЦ", должен кратко подвести итоги перечислить меры, которые надо принять (кто именно, когда и что должен сделать).
1.13. Ответы на письменные обращения даются в письменном виде в простой и понятной форме и должны содержать:
- ответы на поставленные вопросы;
- должность, фамилию, и инициалы лица, подписавшего ответ;
- фамилию и инициалы исполнителя;
- наименование структурного подразделения-исполнителя;
- номер телефона исполнителя.
1.14. Муниципальный служащий Департамента, либо сотрудник ГАУ "МФЦ" не вправе осуществлять консультирование заинтересованных лиц, выходящее за рамки информирования о стандартных процедурах и условиях оказания муниципальной услуги, влияющее прямо или косвенно на индивидуальные решения заинтересованных лиц.
1.15. Заявители, представившие в Департамент, либо ГАУ "МФЦ" документы, в обязательном порядке информируются муниципальными служащими Департамента, либо сотрудниками ГАУ "МФЦ" о возможном отказе в приме документов, отказе в предоставлении муниципальной услуги, а также о сроке завершения оформления документов и возможности их получения.
Форма, место размещения и содержание информации о предоставлении муниципальной услуги
1.16. Информация о порядке предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги размещаются на официальном сайте Администрации в сети Интернет, на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия) (http://www.pgusakha.ru), на сайте ГАУ "МФЦ", на информационном стенде Департамента, в инфоматах, расположенных в здании ГАУ "МФЦ", а также предоставляются непосредственно муниципальными служащими Департамента, сотрудниками ГАУ "МФЦ".
1.17. На официальном сайте Администрации, ГАУ "МФЦ" в сети Интернет размещаются:
- график (режим) работы;
- почтовый адрес и адрес электронной почты;
- сведения о телефонных номерах для получения информации о предоставлении муниципальной услуги;
- информационные материалы (брошюры, буклеты и т. д.);
- Административный регламент с приложениями;
- нормативные правовые акты, регулирующие предоставление муниципальной услуги;
- адреса и контакты территориальных органов федеральных органов государственной власти и иных организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги;
- организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги.
1.18. На информационном стенде Администрации, Департамента размещаются:
- режим приема заявителей;
- извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению муниципальной услуги;
- извлечения из настоящего Административного регламента с приложениями;
- перечни документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги и требования, предъявляемые к этим документам.
1.19. На портале государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия) размещается информация:
- полное наименование, полные почтовые адреса и график работы Администрации, Департамента, ГАУ "МФЦ", ответственных за предоставление муниципальной услуги;
- справочные телефоны, по которым можно получить консультацию о порядке предоставления муниципальной услуги;
- адреса электронной почты;
- порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам предоставления муниципальной услуги, сведений о результате предоставления муниципальной услуги.
II. Стандарт предоставления муниципальной услуги
Наименование муниципальной услуги
2.1. Наименование муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства"
Наименование органа, предоставляющего муниципальную услугу и органов государственной и муниципальной власти, и иных организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги
2.2. Органом, предоставляющим муниципальную услугу, является Администрация, в лице Департамента градостроительной политики.
2.3. Наименование органов государственной и муниципальной власти и иных организаций, обращение, в которые необходимо для предоставления муниципальной услуги:
1) Управление Росреестра по РС (Я);
2) Управление госэкспертизы по РС (Я);
3) Министерство охраны природы РС (Я).
2.4. Муниципальные служащие Департамента, сотрудники ГАУ "МФЦ" не вправе требовать осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги, связанных с обращением в органы государственной и муниципальной власти, и иные организации, указанные в пункте 2.3. Административного регламента.
Описание результата предоставления муниципальной услуги
2.5. Результатом предоставления муниципальной услуги является получение заявителем:
- выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства;
- мотивированный отказ в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
Срок предоставления муниципальной услуги
2.6. Срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать десяти рабочих дней со дня получения ответственным лицом всех необходимых документов для предоставления муниципальной услуги.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги
2.7. Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, регулируются следующими нормативными правовыми актами:
1) Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2005, N 1, ст. 16; N 30, ст. 3128; 2006, N 1, ст. 10, ст. 21; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3442; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21);
2) постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2005, N 48, ст. 5047);
3) приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.10.2006 N 120 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство" ("Бюллетень нормативных актов Федеральных органов исполнительной власти" N 46, 13.11.2006).
4) Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30, ст. 4587);
5) Федеральный закон от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3880; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.12.2011);
6) Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
7) Свод правил. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденная приказом Минрегион РМ от 28 декабря 2010 года N 820;
8) Устав городского округа "город Якутск";
9) настоящим Административным регламентом.
Источниками официального опубликования нормативных правовых актов являются:
- официальный сайт Окружной администрации города Якутска;
- газета "Эхо столицы".
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги
2.8. Муниципальная услуга предоставляется при поступлении заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
2.8.1. Для предоставления муниципальной услуги заявителем представляется оригинал заявления о выдаче разрешения на строительство. Заявление составляется в соответствии с приложением N 1 настоящего регламента.
К заявлению должны прилагаться следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) копия доверенности и документ, удостоверяющий личность представителя по доверенности (в случае необходимости).
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Для получения разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства к заявлению прикладывается схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Форма заявления приведена в приложении N 1 к настоящему Административному регламенту.
2.9. Заявление с приложениями могут быть направлены заявителем через ГАУ "МФЦ". В случае подачи заявления с полным комплектом документов через ГАУ "МФЦ" заявитель вместе с копиями предъявляет оригиналы документов для сверки, либо нотариально заверенные копии.
2.10. Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть составлены четко и разборчиво машинописным способом либо чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета.
2.11. Документы, объем которых превышает один лист, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены подписью лица, имеющего право действовать от имени заявителя без доверенности, и печатью заявителя.
Исчерпывающий перечень документов, которые находятся в распоряжении Окружной администрации города Якутска, иных органов местного самоуправления, государственных органов, и иных органов и организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг
2.12. Для предоставления муниципальной услуги документы и информация, которые находятся в распоряжении Окружной администрации города Якутска, иных органов местного самоуправления, государственных органов и иных органов и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг:
1) правоустанавливающий документ на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса);
4) положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Указание на запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации
2.12. Запрещается требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;
2) представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении Окружной администрации города Якутска, в том числе отраслевых (функциональных) органов и структурных подразделений Окружной администрации города Якутска, иных органов местного самоуправления, государственных органов и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги
2.13. Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются:
1) отсутствие заявления о выдаче разрешения на строительство;
2) заявитель не относится к категории лиц, имеющих право на подачу заявления о предоставлении разрешения;
3) заявление о предоставлении разрешения на строительство подписано лицом, не имеющим право действовать от имени заявителя без доверенности;
5) заявление о предоставлении разрешения строительство не заверено печатью заявителя;
6) тексты документов написаны неразборчиво;
7) в документах имеются неоговоренные исправления;
8) документы, объем которых превышает один лист, не прошиты либо прошиты, но не скреплены подписью лица, имеющего право без доверенности действовать от имени заявителя, и (или) не скреплены печатью заявителя;
9) если в соответствии с требованиями части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения не требуется. Одновременно застройщику возвращаются все представленные им документы.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги
2.14. Основания для приостановления предоставления муниципальной услуги является:
- формирование и направление запроса документов и сведений по межведомственному взаимодействию, а также время ожидания ответа на запрос;
- наличие выявленных противоречий в документах, предоставляемых заявителем самостоятельно и полученных в рамках межведомственного запроса;
- отсутствие запрашиваемых по межведомственному взаимодействию документов и сведений, находящихся в распоряжении Администрации, иных органов местного самоуправления, государственных органов, и иных органов и организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, проекту планировки территории или проекту межевания территории в случае строительства линейного объекта.
2.14.1. В случае наличия оснований для приостановления срок предоставления муниципальной услуги приостанавливается до момента получения муниципальным служащим Департамента всех необходимых документов.
2.14.2. Муниципальный служащий Департамента готовит проект уведомления заявителю о необходимости устранить выявленные основания для приостановления предоставления муниципальной услуги с указанием причины и сроков исправления (далее - уведомление).
Максимальный срок исполнения данного действия является 1 рабочий день.
2.14.3. Муниципальный служащий Департамента направляет проект уведомления на подписание руководителю Департамента.
Максимальный срок исполнения данного действия составляет 1 рабочий день.
2.14.4. После подписания уведомления руководителем Департамента муниципальный служащий осуществляет его регистрацию в порядке делопроизводства.
Максимальный срок исполнения данного действия составляет 2 рабочих дня.
2.14.5. Подписанное уведомление выдается через "окно выдачи документов", если заявитель подал документы через ГАУ "МФЦ" уведомление заявитель получает его в ГАУ "МФЦ", либо почтовым отправлением по адресу, указанному заявителем в заявлении.
Максимальный срок данного действия составляет 1 рабочий день.
2.14.6. В случае не устранения заявителем выявленных противоречий документов в течении срока указанного в уведомлении, муниципальный служащий осуществляет подготовку, визирование, подписание и отправку письма заявителю об отказе в предоставлении муниципальной услуги с разъяснением о возможности повторно представить заявление с приложением необходимого комплекта документов.
Максимальный срок выполнения данного действия составляет 1 рабочий день.
2.15. Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
- отсутствие документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- отсутствие разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- не соответствие проекта требованиям градостроительного плана, проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- не соответствие разрешению на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- не соответствие требованиям свода правил. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденная приказом Минрегион РФ от 28 декабря 2010 года N 820;
- не соответствие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, в том числе сведения о документах, выдаваемых организациями, участвующими в предоставлении муниципальной услуги
2.16 Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, в том числе сведения о документах, выдаваемых организациями, участвующими в предоставлении муниципальной услуги отсутствует.
Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление муниципальной услуги
2.17. Государственная пошлина или иная плата за предоставление муниципальной услуги не предусмотрена.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении муниципальной услуги и при получении результата предоставления таких услуг
2.18. Срок ожидания заявителя в очереди при подаче запроса о предоставлении муниципальной услуги не должен превышать 45 минут.
2.19. Срок ожидания заявителя в очереди при получении результата о предоставлении муниципальной услуги не должен превышать 15 минут.
Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги, в том числе в электронной форме
2.20. Обращение заявителя подлежит обязательной регистрации не позднее дня, следующего за днем поступления в Департамент в порядке делопроизводства.
При регистрации заявления ему присваивается входящий номер.
Требования к помещениям, в которых располагаются органы и организации непосредственно осуществляющие прием документов, необходимых для предоставления муниципальных услуг
2.21. Место предоставления муниципальной услуги должно отвечать следующим требованиям:
- здание, в котором предоставляется муниципальная услуга, должно быть оборудовано входом для свободного доступа заинтересованных лиц.
- вход в помещение оборудуется пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов-колясочников.
- центральный вход в здание должен быть оборудован информационной табличкой (вывеской), содержащей информацию о наименовании, местонахождении, режиме работы, а также о телефонных номерах справочной службы.
- помещения для работы с заинтересованными лицами оборудуются соответствующими информационными стендами, вывесками, указателями.
- визуальная, текстовая и мультимедийная информация о порядке предоставления муниципальной услуги размещается на информационном стенде или информационном терминале в помещении для ожидания и приема граждан (устанавливаются в удобном для граждан месте). Объем указанной информации определяется в соответствии с требованиями к порядку информирования о предоставлении муниципальной услуги, установленными разделом I настоящего регламента.
- оформление визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления муниципальной услуги должно соответствовать оптимальному зрительному и слуховому восприятию этой информации гражданами.
- должностные лица, предоставляющие муниципальную услугу, обеспечиваются личными нагрудными идентификационными карточками (бейджами) с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности либо настольными табличками аналогичного содержания.
- рабочие места должностных лиц, предоставляющих муниципальную услугу, оборудуются компьютерами и оргтехникой, позволяющими своевременно и в полном объеме получать справочную информацию по вопросам предоставления услуги и организовать предоставление услуги в полном объеме.
- места ожидания должны соответствовать комфортным условиям для заинтересованных лиц и оптимальным условиям работы специалистов, в том числе необходимо наличие доступных мест общего пользования (туалет, гардероб).
- места ожидания в очереди на консультацию или получение результатов муниципальной услуги должны быть оборудованы стульями, кресельными секциями или скамьями (банкетками). Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании, но не может составлять менее 5 мест.
- места для заполнения документов оборудуются стульями, столами (стойками) и обеспечиваются писчей бумагой и канцелярскими принадлежностями в количестве, достаточном для оформления документов заинтересованными лицами.
- в помещениях для должностных лиц, предоставляющих муниципальную услугу, и местах ожидания и приема заинтересованных лиц необходимо наличие системы кондиционирования воздуха, средств пожаротушения и системы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.
- для заявителя (представителя заявителя - юридического лица), находящегося на приеме, должно быть предусмотрено место для раскладки документов
Показатели доступности и качества муниципальной услуги
2.22. Показателем доступности и качества муниципальной услуги является возможность:
- получать муниципальную услугу своевременно и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги;
- получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке предоставления муниципальной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- получать информацию о результате предоставления муниципальной услуги.
2.23. Основные требования к качеству предоставления муниципальной услуги:
- своевременность предоставления муниципальной услуги;
- достоверность и полнота информирования заинтересованного лица о ходе рассмотрения его обращения;
- удобство и доступность получения заинтересованным лицом информации о порядке предоставления муниципальной услуги.
2.24. Показателями качества предоставления муниципальной услуги являются срок рассмотрения заявления, отсутствие или наличие жалоб на действие (бездействие) муниципальных служащих Администрации.
Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления муниципальной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления муниципальной услуги в электронной форме
2.25. Предоставление муниципальной услуги предусмотрено на базе ГАУ "МФЦ";
2.26. Заявитель с помощью сервиса электронных услуг через официальный сайт ГАУ "МФЦ" может подать заявление на предоставление услуг в электронном виде, либо получить предварительную консультацию на основании представленных сканированных документов без необходимости личного обращения к консультированию ГАУ "МФЦ". Все необходимые для предоставления услуги документы принимаются от заявителя в электронном виде (отсканированные копии) jpg, doc, docx, pdf, rar, zip. Предоставления услуги в электронном виде производиться при наличии полного пакета документов. Срок консультирования не может превышать одного рабочего дня с момента поступления пакета документов.
Положение о предоставлении муниципальной услуги в электронной форме вступает в силу с момента подписания соглашения о готовности предоставления муниципальной услуги в электронной форме между Окружной администрацией города Якутска и ГАУ "МФЦ".
2.27. В случае предоставления муниципальной услуги на базе ГАУ "МФЦ" срок исполнения услуги увеличивается на три рабочих дня.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
Состав и последовательность административных процедур при предоставлении муниципальной услуги
3.1. Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- проверка документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- рассмотрение заявления на заседании межведомственной комиссии по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, отдельные этапы строительства объектов капитального строительства и ввод объекта в эксплуатацию на территории городского округа "город Якутск";
- подписание разрешения либо мотивированного отказа в выдаче разрешения;
- направление уведомления о выдаче разрешения либо оформление уведомления об отказе в выдаче разрешения;
- выдача разрешения либо мотивированного отказа в выдаче разрешения.
Порядок осуществления в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), административных процедур
3.2. Осуществление в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" не предусмотрено.
Прием и регистрация документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, консультирование по вопросам приема документов
3.3. Основанием для начала процедуры является подача в Департамент заявления с приложением документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Предварительно заявитель (его уполномоченный представитель) может получить консультацию должностного лица, ответственного за проверку документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в отношении комплектности и правильности оформления представляемых документов в соответствии с графиком проведения консультаций о порядке предоставления муниципальной услуги.
Прием заявления от заявителя (его уполномоченного представителя) при личном обращении осуществляется муниципальным служащим, ответственным за прием входящей корреспонденции.
Поступившее заявление регистрируется в Департаменте, и передается ответственному лицу за предоставление муниципальной услуги.
3.4. Максимальный срок исполнения процедуры - в течение 1 рабочего дня, с даты поступления заявления, с приложением документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в Департамент.
3.5. Результатом исполнения административной процедуры приема запроса являются:
1) регистрация заявления в Департаменте;
2) передача заявления ответственному лицу Департамента за предоставление муниципальной услуги.
Проверка документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги
3.6. Основанием для начала выполнения административной процедуры для муниципального служащего, является получение зарегистрированного в установленном порядке заявления.
3.7. Муниципальный служащий осуществляет проверку наличия всех документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Если установлено, что заявителем не представлены все документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, муниципальный служащий, ответственный за проверку документов, обязан запросить у него недостающие документы.
Запрос недостающих документов передается непосредственно заявителю (его уполномоченному представителю) или посредством телефонной связи.
3.8. В случае наличия всех документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, муниципальный служащий осуществляет проверку документов на предмет отсутствия оснований для принятия решения о приостановлении, либо об отказе.
3.9. В целях учета документов по выдаче муниципальным служащим ведутся книга учета документов по выдаче (далее - книга учета документов) и дела по заявлениям о выдаче.
3.10. В книгу учета документов в строго хронологическом порядке вносятся следующие сведения:
1) сведения о заявлении о проведении публичных слушаний с указанием даты их приема, информации о заявителях, должностного лица.
2) сведения об отказах в приеме документов;
3) сведения о выданных разрешениях;
4) сведения о мотивированных отказах;
5) сведения о направлении в адрес заявителей запросах о предоставлении недостающих документов;
6) сведения о жалобах на решения, действия (бездействие) Окружной администрации, муниципальных служащих, ответственного за выдачу разрешений;
3.11. Формирование и ведение дел по выданным разрешениям осуществляется муниципальным служащим, ответственным за подготовку предоставления муниципальной услуги.
3.12. В деле должны находиться подшитые в хронологическом порядке:
1) заявление и прилагаемые документы;
2) копия распоряжения (мотивированного отказа в выдаче) на отклонение от предельных параметров;
Формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении муниципальных услуг
3.13. Основанием для начала административной процедуры, является отсутствие в Департаменте документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении территориальных органов федеральных органов государственной власти и иных организаций.
3.14. Направление запросов осуществляется муниципальным служащим Департамента.
3.15. Муниципальный служащий Департамента осуществляет подготовку и направление запроса в федеральные органы государственной власти и иные организации, в распоряжении которых находятся документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги.
Максимальный срок выполнения данного действия составляет 1 рабочий день.
Направление запроса осуществляется:
- по каналам региональной системы межведомственного электронного взаимодействия;
- в письменном виде на бланках установленного образца (при их наличии) либо на официальном письменном бланке Департамента.
Запрос оформляемый на бланках Департамента должен содержать следующие сведения:
- наименование органа, в адрес которой направляется запрос о предоставлении документов и (или) информации;
- наименование муниципальной услуги, для предоставления которой необходимо предоставление документа и (или) информации;
- указание на положения нормативного правового акта, в котором установлено требование о предоставлении необходимого для предоставления услуги документа и (или) информации, и указание на реквизиты данного нормативного правового акта;
- контактная информация исполнителя запроса;
- дата направления требования и срок ожидаемого ответа на запрос;
(срок ожидаемого ответа на запрос не должен превышать 5 рабочих дней).
3.16. Запрос с использованием системы региональной системы межведомственного электронного взаимодействия подписывается электронной подписью муниципального служащего.
3.17. Днем направления запроса считается соответственно дата, указанная в расписке уполномоченного лица о получении запроса, дата отправления документа с запросом, зарегистрированная в региональной системы межведомственного электронного взаимодействия.
3.18. Результатом административной процедуры является получение из территориальных органов федеральных органов государственной власти и иных организаций запрашиваемых документов.
3.19. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является регистрация поступившего ответа на запрос в региональной системе межведомственного электронного взаимодействия, либо в порядке делопроизводства.
Оформление и согласование разрешения либо мотивированного отказа
3.20. Основанием для начала выполнения административной процедуры является установление муниципальным служащим Департамента наличия всех документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
3.21. Проверку осуществляет муниципальный служащий Департамента. Проверяется комплектность представленных документов и полнота информации о заказчике и об объекте. После установления соответствия заявления и представленных документов требованиям законодательства уполномоченное должностное лицо проверяет представленную застройщиком проектную документацию на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, утвержденным в составе проекта планировки территории, и обеспечивает подготовку и выдачу разрешения. Проверка проводится в течение трех рабочих дней, следующих за днем регистрации поступившего заявления.
3.22. Подготовка и выдача разрешения на строительство.
Разрешение на строительство оформляется по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 г. N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
В случае установления соответствия представленных документов требованиям градостроительного плана, а также красным линиям, утвержденным в составе проекта планировки территории, документы проходят согласование Департаментом. Муниципальный служащий Департамента согласовывает представленные документы в течение одного рабочего дня.
Подготовленные документы направляются в Правовой департамент Администрации для проверки на соответствие законодательству. Проверка производится в течение трех рабочих дней, после чего подготовленное разрешение направляется на рассмотрение постоянно действующей Комиссии разрешений на строительство.
В течение одного рабочего дня Комиссия рассматривает представленные документы и направляет решение о выдаче разрешения на строительство (отказе в выдаче разрешения на строительство) на подпись главе городского округа "город Якутск" или уполномоченному заместителю главы.
Глава городского округа "город Якутск" или уполномоченный заместитель главы подписывает разрешение на строительство и передает их в Департамент.
Подписанное разрешение на строительство, в течение одного рабочего дня регистрируется в журнале учета выданных разрешений и передается застройщику под роспись.
Разрешение на строительство изготавливается в двух экземплярах, один из которых выдается застройщику.
Выдача разрешений на строительство застройщикам осуществляется по адресу: 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 20/1.
Муниципальный служащий Департамента в электронном виде ведет реестр выданных разрешений на строительство.
В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство муниципальный служащий Департамента направляет копию разрешения в федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
3.23. Продление срока действия разрешения на строительство.
Продление срока действия разрешения осуществляется на основании заявления застройщика. Заявление с приложением документов, которые являются основанием для продления разрешения, подается на имя главы городского округа "город Якутск" и принимается муниципальным служащим Департамента.
К заявлению прилагаются документы (или документ), указанные в п. 2.8. настоящего регламента, если для продления срока действия разрешения на строительство требуется продление срока действия указанных документов (документа) либо их корректировка в соответствии с действующим законодательством.
Срок действия разрешения на строительство может быть продлен по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 рабочих дней до истечения срока действия разрешения.
Администрация отказывает в продлении срока действия разрешения на строительство в случаях:
- если строительство, реконструкция или капитальный ремонт не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении разрешения;
- если заявление подано в срок не менее чем за 60 дней до истечения срока продлеваемого разрешения.
Решение о продлении срока действия разрешения либо об отказе в продлении срока действия разрешения принимается в течении 10 рабочих дней с момента подачи заявления.
При переходе права на земельный участок и на объекты капитального строительства срок действия разрешения на строительство сохраняется.
Продление срока оформляется путем внесения соответствующей записи в разрешение на строительство и удостоверяется печатью и подписью муниципального служащего Департамента, уполномоченного на выдачу разрешений.
В журнале выдачи разрешений производится запись с указанием срока, на который действие разрешения продлено.
3.24. Внесение изменений в разрешение на строительство.
Внесение изменений в разрешение на строительство осуществляется на основании заявления застройщика.
Застройщик подает заявление с приложением обосновывающих документов на имя главы городского округа "город Якутск".
Основанием для внесения изменений в разрешение на строительство является изменение наименования, реквизитов застройщика, а также внесение изменений в документы служащие основанием выдачи разрешения на строительство.
Муниципальный служащий Департамента на выдачу разрешений рассматривает представленные документы и в течение 10 рабочих дней вносит изменения в разрешение или готовит мотивированный отказ.
Внесение изменений в разрешение на строительство оформляется новым бланком разрешения на строительство с указанием реквизитов разрешения, взамен которого выдается новое и подписывается главой городского округа "город Якутск" или уполномоченным заместителем главы городского округа "город Якутск".
В журнале выдачи разрешений производится запись с указанием основания внесения изменений.
3.25. В течение 10 рабочих дней со дня получения разрешения на строительство застройщик передает в Администрацию сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации:
1) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
2) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
3) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
4) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
5) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения их в муниципальной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
3.26. Выдача результатов предоставления муниципальной услуги производится в помещении Департамента ежедневно в рабочее время.
Выдача результатов предоставления муниципальной услуги
3.27. Основанием для начала выполнения административной процедуры является личное обращение уполномоченного представителя заявителя в Департамент.
3.28. При выдаче результатов предоставления муниципальной услуги муниципальный служащий Департамента, осуществляет проверку документов, необходимых для выдачи результатов предоставления муниципальной услуги.
При обращении за выдачей результатов муниципальной услуги представитель заявителя представляет следующие документы:
1) оригинал документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица;
2) оригинал документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица.
Максимальный срок выполнения данного действия составляет 5 минут.
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
3.6.3. Если перечисленные выше документы не представлены, муниципальный служащий Департамента не осуществляет выдачу результатов предоставления муниципальной услуги.
Максимальный срок выполнения данного действия составляет 5 минут.
3.6.4. Если необходимые документы в наличии, ответственное должностное лицо осуществляет выдачу результатов услуги заявителю и формирование записи о факте выдачи результатов услуги.
Максимальный срок выполнения данного действия составляет 5 минут.
Ответственный за выдачу результатов муниципальной услуги в порядке делопроизводства осуществляет размещение всей необходимой документации в архиве.
Максимальный срок выполнения данного действия составляет 2 рабочих дня.
IV. Формы контроля за предоставлением муниципальной услуги
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, а также принятием ими решений
4.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению муниципальной услуги, и принятием решений ответственными муниципальными служащими осуществляется Главой, либо уполномоченным заместителем Главы Администрации, курирующим вопросы предоставления муниципальной услуги.
4.2. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению муниципальной услуги, и принятием решений ответственными муниципальными служащими Департамента осуществляется руководителем Департамента, либо его заместителем.
4.3. Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается Главой, либо уполномоченным заместителем Главы Администрации, курирующим вопросы предоставления муниципальной услуги.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления муниципальной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления муниципальной услуги
4.4. Контроль за полнотой и качеством предоставления Администрацией муниципальной услуги включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заинтересованных лиц, содержащих жалобы на действия (бездействие) муниципальных служащих Администрации.
4.5. Порядок и периодичность проведения плановых проверок выполнения Департаментом положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, осуществляются в соответствии с планом работы Администрации на текущий год.
4.6. Решение об осуществлении плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления муниципальной услуги принимается Главой, либо уполномоченным заместителем Главы Администрации, курирующим вопросы предоставления муниципальной услуги.
4.7. Плановые проверки проводятся на основании годовых планов работы, внеплановые проверки проводятся при выявлении нарушений по предоставлению муниципальной услуги или по конкретному обращению заявителя. Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 3 года.
4.8. Плановые и внеплановые проверки полноты и качества предоставления муниципальной услуги Департаментом осуществляются структурным подразделением Администрации, ответственным за организацию работы по рассмотрению обращений граждан, и уполномоченными муниципальными служащими на основании соответствующих ведомственных нормативных правовых актов. Проверки проводятся с целью выявления и устранения нарушений прав заявителей и привлечения виновных лиц к ответственности.
Результаты проверок отражаются отдельной справкой или актом
4.9. Внеплановые проверки Департамента по вопросу предоставления муниципальной услуги проводит уполномоченное структурное подразделение Администрации на основании жалоб заинтересованных лиц, и по результатам проверки составляет акты с указанием выявленных нарушений.
4.10. Департамент в течение трех рабочих дней с момента поступления соответствующего запроса о проведении проверки направляют в уполномоченное структурное подразделение затребованные документы,
4.11. По окончании проверки представленные документы уполномоченное структурное подразделение в течение 30 рабочих дней возвращает в Департамент.
Ответственность должностных лиц Отдела за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления муниципальной услуги
4.12. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений прав заявителей виновные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Персональная ответственность муниципальных служащих Администрации за несоблюдение порядка осуществления административных процедур в ходе предоставления муниципальной услуги закрепляется в их должностных инструкциях.
Требования к порядку и формам контроля за предоставлением муниципальной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
4.13. Контроль за предоставлением муниципальной услуги со стороны граждан, их объединений и организаций не предусмотрен.
4.14. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению муниципальной услуги осуществляется муниципальными служащими Администрации, ответственными за организацию работы по исполнению муниципальной услуги.
4.15. Муниципальный служащий, ответственный за прием заявлений и документов, несет персональную ответственность за своевременное направление запросов в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления для получения документов и информации, необходимых для предоставления муниципальной услуг и за своевременное предоставление муниципальной услуги. Персональная ответственность муниципальных служащих Администрации закрепляется в их должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
4.15. Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководством Администрации. Контроль за полнотой и качеством предоставления муниципальной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, принятие решений и подготовку ответов на их обращения, содержащие жалобы на действия (бездействие) муниципальных служащих Администрации. По результатам этих проверок в случае выявления нарушений прав заявителей осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.16. Проверки полноты и качества предоставления муниципальной услуги осуществляются на основании правовых актов Администрации.
4.17. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании планов работы Администрации) и внеплановыми. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением муниципальной услуги (комплексные проверки), или отдельные вопросы (тематические проверки). Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.
Для проведения проверки полноты и качества предоставления муниципальной услуги может создаваться комиссия. Результаты деятельности комиссии оформляются в виде отчетов, в которых отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.
Руководитель аппарата |
Г.Н. Михайлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.