Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Указу Президента Республики Саха (Якутия)
от 3 апреля 2013 года N 1994
Подпрограмма
"Развитие биотехнологий в Республике Саха (Якутия)"
Паспорт подпрограммы
|
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
1. |
Наименование подпрограммы |
Развитие биотехнологий в Республике Саха (Якутия) |
|
2. |
Основание для разработки подпрограммы |
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 г. N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха Республики Саха (Якутия)"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 г. N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.04.2011 г. N 180 "Об утверждении Концепции научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года". |
|
3. |
Соисполнители подпрограммы II типа |
Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия); Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия); Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия); Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия); Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия); Департамент по водным отношениям Республики Саха (Якутия). |
|
4. |
Цель и задачи подпрограммы |
Цель подпрограммы - повышение уровня жизни населения и конкурентоспособности продукции предприятий Республики Саха (Якутия) через внедрение инновационных биотехнологий в медицину, охрану окружающей среды, сельское хозяйство, пищевую и другие отрасли промышленности. Задачи подпрограммы: 1) организация работы по созданию нормативно правовой базы, развитию и трансферу биотехнологий; 2) формирование условий для развития и внедрения результатов научно-исследовательских разработок в экономику; 3) финансовая поддержка научных исследований и предприятий, производящих биотехнологическую продукцию; 4) Трансфер инновационных биотехнологий. |
|
5. |
Целевой индикатор подпрограммы |
Количество предприятий, производящих биотехнологическую продукцию |
|
6. |
Сроки реализации (этапы) подпрограммы |
2012-2016 годы |
|
7. |
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам, тыс. руб. |
0 |
0 |
|
2012 год |
0 |
0 |
|
2013 год |
0 |
0 |
|
2014 год |
0 |
0 |
|
2015 год |
0 |
0 |
|
2016 год |
0 |
0 |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
В 2010 году объем мирового биотехнологического рынка составил 250 млрд. долларов США. Максимальный уровень рынка приходится на биофармацию (65% рынка) и агропромышленность (12% рынка). Лидерами по производству биотехнологической продукции являются США и страны Евросоюза, их доля достигает 80%. Доля России в мировом рынке биотехнологий составляет 0,7%.
Объем потребляемых биотехнологических продуктов на российском рынке составляет 1,6 млрд. долларов США с ежегодным ростом до 11%. При этом 85% российского потребления приходится на продукцию импортного производства. За 30 лет участие России в мировом рынке биотехнологий сократилось в 7 раз.
Приоритет развития биотехнологий в Российской Федерации связывается с модернизацией промышленности и сельского хозяйства, устойчивым развитием страны, ожидаемым социально-экономическим эффектом, стратегическими экономическими и политическими вызовами зарубежных конкурентов.
Указом N 1853п-П8 от 24 апреля 2012 года утверждена Программа комплексного развития биотехнологии в Российской Федерации на период до 2020 года, в которой отражены приоритетные направления развития. Финансовое обеспечение данной программы предусмотрено на основе софинансирования мероприятий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственно-частного партнерства.
Согласно данной программе к 2020 году в Российской Федерации должны быть достигнуты следующие результаты по биотехнологической продукции: увеличение в 8,3 раза объема потребления, увеличение объема производства в 33 раза, сокращение доли импорта в потреблении на 50%, увеличение доли экспорта в производстве более чем в 25 раз.
В республике в сфере биотехнологий имеются определенные научные достижения в области переработки сельскохозяйственного сырья и разработки новых лекарственных средств в ветеринарной медицине.
Следует отметить имеющийся задел и высокий научный потенциал ведущих научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и предпринимательский потенциал хозяйствующих субъектов Республики Саха (Якутия).
Ведущими научно-исследовательскими институтами, которые могут обеспечить развитие биотехнологий, являются:
Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства;
Институт биологических проблем криолитозоны;
Институт прикладной экологии Севера;
Научно-исследовательский институт здоровья Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова;
Якутский научный центр комплексных медицинских проблем Сибирского отделения Российской академии медицинских наук;
ГБУ Республики Саха (Якутия) "Научно-практический центр "Фтизиатрия";
ФГБОУ ВПО "Якутская государственная сельскохозяйственная академия".
Примером наличия предпринимательской перспективности развития биотехнологий в Республике Саха (Якутия) является НАОК "Таба", которая производит биологически активные добавки и парфюмерию из пантов оленя.
Также в республике производятся национальные кисломолочные продукты, биологически активные добавки из ягеля, ведется селекционная работа в животноводстве и растениеводстве, выращиваются овощи и ягоды методом гидропоники.
В то же время приходится признать, что другие имеющиеся биотехнологии остаются невостребованными из-за слабой коммерциализации результатов и ограниченных возможностей экспериментальных производств.
В связи с большим биоресурсным потенциалом Республики Саха (Якутия) актуальным является вопрос создания условий для развития биотехнологий. Это должно привести к созданию производств по выпуску функциональных продуктов питания, к разработке и внедрению в производство новых ветеринарных лекарственных средств, биоудобрений, средств защиты и повышения урожайности растений, к эффективной рекультивации загрязненных почв.
В случае успешного перехода ряда инвестиционных проектов в сфере биотехнологии в стадию конкурентоспособных предприятий на территории республики возникают предпосылки для формирования устойчивых цепочек добавленной стоимости, состоящих из поставщиков, производителей, потребителей биотехнологической продукции и услуг, а также научно-исследовательской базы.
Таким образом, одним из результатов реализации подпрограммы является возникновение на базе успешных биотехнологических производств биотехнологического кластера, интегрированного в экономику республики.
В Комплексной программе развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года для поддержки биотехнологических проектов на региональном уровне планируются следующие мероприятия:
Содействие реализации региональных инициатив, включая региональные программы, по развитию биотехнологий на базе государственно-частного партнерства.
Выявление наиболее конкурентоспособных кластеров в сфере биотехнологий и разработка мер по их поддержке.
Исходя из вышеизложенного, внедрение биотехнологий в экономику Республики Саха (Якутия) невозможно без целенаправленной государственной политики, так как создание, развитие и трансфер биотехнологий должны базироваться на взаимодействии государственных, научных, образовательных, производственных и общественных институтов и ориентироваться на конечного потребителя.
Только при наличии государственной политики будет достигнуто системное и комплексное развитие практически новой для Республики Саха (Якутия) отрасли экономики - отрасли, основанной на биотехнологиях.
При этом необходимо четко определить имеющиеся проблемы и приоритеты развития и направления, в которых должны двигаться наука с учетом уже реализующихся проектов и возможного трансфера биотехнологий.
Раздел 2. Цель и задачи подпрограммы
Основная цель подпрограммы - повышение уровня жизни населения и конкурентоспособности продукции предприятий Республики Саха (Якутия) через внедрение инновационных биотехнологий в медицину, охрану окружающей среды, сельское хозяйство, пищевую и другие отрасли промышленности.
Основная цель достигается созданием в Республике Саха (Якутия) новой отрасли экономики - биоэкономики, основанной на широкомасштабном внедрении современных биотехнологий и результатов региональных научно-исследовательских разработок в области биотехнологии.
Основным органом, координирующим деятельность по развитию биотехнологий в Республике Саха (Якутия), является Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке.
Часть функций по управлению и реализацией биотехнологических проектов будет делегирована ГАУ Республики Саха (Якутия) "Технопарк "Якутия" и ОАО "Венчурная компания "Якутия".
Предметом деятельности ГАУ Республики Саха (Якутия) "Технопарк "Якутия" является создание материально-технической и информационной базы для подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий.
ОАО "Венчурная компания "Якутия" создана для финансовой поддержки коммерциализации инновационных проектов.
В Республике Саха (Якутия) имеются следующие основные проблемы по отраслям, которые могут быть частично решены с помощью развития биотехнологий:
1. Растениеводство:
применение устаревших технологий возделывания овощных и зерновых культур;
низкое качество семенного материала, не адаптированного к условиям Крайнего Севера;
высокая стоимость пестицидов и минеральных удобрений.
2. Животноводство:
высокая заболеваемость и падеж животноводческого поголовья;
низкое качество кормовой базы в осенне-зимний период.
3. Медицина и биофармацевтика:
высокий уровень заболеваемости населения социально значимыми заболеваниями, в том числе туберкулез, онкология, патология сердца и почек;
недостаточный уровень охвата населения качественными медицинскими услугами.
4. Пищевая промышленность:
недостаточное производство продуктов функционального и специального назначения на основе местного растительного и животного сырья;
необходимо восстановление и организация производства кисломолочных продуктов по традиционным рецептам с использованием современных технологий.
5. Экология:
обеспечение проживающего населения качественной питьевой водой, очистка канализационных стоков;
уничтожение и деградация лесных массивов после пожаров, засухи, нашествий вредителей;
загрязнение почвы химическими веществами, в том числе нефтепродуктами.
С учетом необходимости решения имеющихся проблем приоритеты в развитии биотехнологий в Республике Саха (Якутия) следующие:
1. Растениеводство:
селекция и выведение новых сортов с использованием современных биотехнологий, в том числе кормовых трав и клубней, овощей и ягодных культур;
создание, производство и применение биоудобрений и биопестицидов;
разработка биологических "консервантов", сохраняющих питательные свойства сена, сенажа и силоса.
2. Животноводство:
разработка ветеринарных препаратов для лечения и профилактики распространенных в Республике Саха (Якутия) болезней домашних животных (вакцины, пробиотики);
создание биологических компонентов и премиксов для подкормки домашних животных (аминокислоты, кормовой белок, ферменты, витамины, минерально-витаминные добавки).
3. Медицина и биофармацевтика:
разработка лекарственных и профилактических средств на основе местного сырья (таблетки, вакцины, растворы, витаминные комплексы, фитопрепараты, биологически активные добавки);
организация работы по созданию центров по оказанию услуг в области телемедицины (дистанционное консультирование и лечение населения в отдаленных северных районах).
4. Пищевая промышленность:
производство новых продуктов питания длительного срока хранения из местного сырья (консервированная рыба, мясо, овощи, дикоросы);
производство новых видов кисломолочных продуктов, с использованием оригинальных местных рецептов;
промышленное производство лекарственных бальзамов, биологически активных добавок, витаминизированных комплексов, обогащенных витаминами и минеральными веществами на основе местного сырья (например, панты, растительные травы).
5. Экология:
создание биологических препаратов для борьбы с опасными вредителями и фитопатогенами, в том числе разработка эффективного биологического препарата для борьбы с шелкопрядом;
создание биологически активных препаратов для очистки почв и воды от нефтепродуктов и загрязнителей органической природы для восстановления нарушенных земель сельскохозяйственного назначения;
организация работы по повсеместному применению биоочистки канализационных стоков, озер, рек и водоемов;
создание биорезерватов, биоплантаций, в том числе редких и исчезающих и эндемичных видов флоры и фауны;
искусственное инкубирование и выращивание ценных пород рыб, развитие аквакультуры.
Научные работы и производства, которые направлены на решение данных приоритетных задач, будут получать государственную поддержку.
Наряду с проведением научных исследований и коммерциализацией их результатов для решения приоритетных задач будут проводиться работы по трансферу уже имеющихся биотехнологий с апробацией в условиях Республики Саха (Якутия) по указанным выше приоритетным направлениям.
С учетом имеющихся проблем и приоритетов задачами подпрограммы должны стать:
Задача 3.1. Организация работы по созданию нормативной правовой базы по развитию и трансферу биотехнологий.
В рамках задачи предполагается создание организационно-правовой среды, необходимой для развития биотехнологий в Республике Саха (Якутия), в том числе разработка механизмов по финансовой поддержке инновационных проектов биотехнологического кластера, создание системы подготовки кадров, взаимодействие с федеральными органами власти. Успешность реализации задачи должна базироваться на высокой осведомленности участников процесса о современных технологиях и механизмах их внедрения в условиях республики, что позволит придать новый импульс для диверсификации экономики, позволит создать новые предприятия и рабочие места.
Задача 3.2. Формирование условий для развития и внедрения результатов научно-исследовательских разработок в экономику Республики Саха (Якутия).
В рамках задачи будет решаться вопрос всесторонней подготовки и реализации биотехнологических проектов и их внедрение. Подготовка проектов базируется на обеспечении эффективного взаимодействия науки и бизнеса, что будет достигаться посредством разработки и согласования системных планов научных исследований с учетом потребностей реального сектора экономики, создания условий для проведения научных исследований, проведения опытных испытаний и тестирования полученных образцов готовой продукции, а также мероприятий в области защиты интеллектуальной собственности.
Задача 3.3. Финансовая поддержка научных исследований и предприятий, производящих биотехнологическую продукцию.
Финансовая поддержка субъектов инновационного бизнеса на этапе прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, практического внедрения и последующей коммерциализации предполагает безвозмездную помощь в виде субсидирования затрат, получения грантов, софинансирования из федеральных и республиканских программ, задействования финансовых институтов развития, ориентированных на поддержку инновационных проектов, в том числе ОАО "Венчурная компания "Якутия", ГАУ Республики Саха (Якутия) "Технопарк "Якутия". В условиях отсутствия эффективно действующих механизмов коммерциализации научных разработок данная задача имеет особенное значение в цепочке инновационного процесса и является ключевым звеном между этапом научно-исследовательских работ и появлением готовых продуктов.
Задача 3.4. Трансфер инновационных биотехнологий.
Трансфер инновационных биотехнологий позволит ускорить процесс коммерциализации перспективных инновационных проектов, избежать финансовых и материальных затрат на проведение научно-исследовательских работ и дорогостоящих НИОКР.
В рамках указанной задачи предполагается постоянное изучение и анализ современных разработок в области биотехнологии, сотрудничество с ведущими научно-исследовательскими центрами и субъектами предпринимательства по обмену опытом и созданию совместных предприятий на территории Республики Саха (Якутия).
Описание основных мероприятий с изложением путей и способов достижения целей, показателей и решения задач подпрограммы в среднесрочном периоде утверждается в Стратегическом плане Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Ресурсное обеспечение подпрограммы для базового и интенсивного вариантов по источникам финансирования и годам реализации приведено в таблице N 1.
Таблица 1
(тыс. руб.) | ||||||
Источники финансирования |
Базовый вариант |
|||||
Всего |
плановый период |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Местные бюджеты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Инвестиционная надбавка |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Источники финансирования |
Интенсивный вариант |
|||||
Всего |
плановый период |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Местные бюджеты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В небюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Инвестиционная надбавка |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Раздел 4. Анализ управления подпрограммой с указанием рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Управление подпрограммой, рисками реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с разделом 6 текстовой части Программы.
<< Приложение N 3 |
Приложение >> N 5 |
|
Содержание Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2013 г. N 1994 "О внесении изменений в Указ Президента Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.