Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Указу Президента Республики Саха (Якутия)
от 3 апреля 2013 года N 1994
Подпрограмма
"Формирование и развитие инновационной инфраструктуры, трансфер технологий"
Паспорт подпрограммы
|
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
1. |
Наименование подпрограммы |
Формирование и развитие инновационной инфраструктуры, трансфер технологий |
|
2. |
Основание для разработки подпрограммы |
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 г. 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 г. N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.04.2011 г. N 180 "Об утверждении Концепции научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года"; Протокол выездного совещания при Президенте Республики Саха (Якутия) в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, г. Якутск, от 15.03.2011 г. N Пр-56-А1 |
|
3. |
Соисполнители подпрограммы |
Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия); Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия); Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) |
|
4. |
Цель и задачи подпрограммы |
Цель подпрограммы - создание эффективной инновационной системы, базирующейся на эффективном использовании имеющегося научно-технического потенциала; построении инновационной инфраструктуры; совершенствовании механизмов содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок. Задачи подпрограммы: 1) формирование инфраструктуры региональной инновационной системы; 2) финансовая поддержка инновационных проектов; 3) информационное обеспечение инновационной деятельности. |
|
5. |
Целевой индикатор подпрограммы |
Объем инновационных товаров, работ, услуг |
|
6. |
Сроки реализации подпрограммы |
2012-2016 годы |
|
7. |
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам (тыс. руб.) |
430 041 |
571 473 |
|
2012 год |
148 749 |
148 749 |
|
2013 год |
91 597 |
91 597 |
|
2014 год |
76 493 |
146 992 |
|
2015 год |
79 492 |
145 849 |
|
2016 год |
33 710 |
38 286 |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
К числу основных направлений инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года относились:
создание условий для повышения инновационной активности предпринимательской среды и привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности;
ориентация науки и образования на решение задач инновационного развития экономики;
развитие кооперации между научно-исследовательской и предпринимательской деятельностью, совершенствование механизмов воспроизводства и использования нововведений;
поддержка прорывных направлений технологического развития на основе организации партнерства государства, промышленности и науки;
приоритетное создание, развитие и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;
создание условий приоритетного продвижения на внутренний и внешний рынки товаров с глубокой степенью переработки сырья.
В рамках реализации основных направлений Концепции по совершенствованию нормативной правовой базы развития научно-инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) внесены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) "О науке и государственной научно-технической политике" в части положений, касающихся деятельности Академии наук Республики Саха (Якутия) и создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.
В рамках формирования инновационной инфраструктуры в республике создан ряд субъектов инновационной инфраструктуры: Венчурная компания "Якутия", ГАУ Республики Саха (Якутия) "Технопарк "Якутия", Арктический инновационный центр, Инкубатор бизнеса и технологий при Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, Центр трансфера технологий при Горно-геологическом институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В рамках реализации сотрудничества между Правительством Республики Саха (Якутия) и Фондом содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере создано около 30 малых инновационных предприятий, часть из которых активно функционируют и реализуют наукоемкую продукцию на рынке республики и других регионов России.
Реализуются крупные инновационные проекты в сотрудничестве с ОАО "Роснано" в области производства светодиодной техники российского производства, базальтопластиковых композиционных материалов. Лаборатория Института проблем нефти и газа СО РАН в 2009 году получила аккредитацию в системе добровольной сертификации нанопродукции "Наносертифика" ОАО "Роснано".
Финансирование инновационных проектов является для предприятий региона самой сложной проблемой. Главным источником финансирования остаются собственные средства предприятий. Так, объем отгруженной инновационной продукции собственного производства предприятий промышленности, осуществляющих технологические инновации, составил в 2009 году 2,5 млрд. руб. (в 2008 году - 4,2 млрд. руб.) или всего 3,4% от общего объема отгруженной инновационными предприятиями продукции.
Из 355 обследуемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) крупных и средних инновационных организаций в 2010 году были 27 организаций (в 2000 г. - 27 ед.), из которых 12 занимались исключительно технологическими инновациями, т.е. внедрением технологически новых продуктов и процессов. Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, составил по итогам 2010 года - 7,6% (в 2000 году - 6,6%).
По объему инновационной продукции общую картину инновационных процессов в регионе продолжают определять горнодобывающая отрасль, пищевая промышленность, электроэнергетика и связь, где формируется до 95% инновационной продукции и 99% затрат на инновационную деятельность.
Согласно статистическим данным объем инновационной продукции организаций промышленности, осуществляющих технологические инновации, составил в 2010 году 1 113,3 млн. руб., из которых 51,3% инноваций относятся к производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды, 46,7% - к деятельности по добыче полезных ископаемых. В сфере услуг объем инновационной продукции составил 979,1 млн. руб., из которых 100% услуг относятся к отрасли связи.
Общий объем инновационной продукции за 2010 год уменьшился на 28% по сравнению с предыдущим годом. Это обусловлено существенным уменьшением объемов инновационной продукции предприятий добывающей отрасли (добыча металлических руд).
Удельный вес инновационной продукции (товаров, работ, услуг) в общем объеме продукции (товаров, работ, услуг) собственного производства по организациям промышленности и сферы услуг в 2010 году по Республике Саха (Якутия) составил 1,06%.
Для сравнения, в России аналогичный показатель по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды в 2007 году составлял 5,5%, по предприятиям связи, вычислительной техники и информационных технологий - 4,2% (в Республике Саха (Якутия) по организациям промышленности и сферы услуг в 2007 году - 0,44%).
Следует отметить, что около 70% инновационных предприятий наиболее важным считают местный (региональный) рынок сбыта, т.е. инновационная деятельность в Республике Саха (Якутия) ориентирована преимущественно на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. При этом доля инновационных предприятий, ориентированных на внешние рынки сбыта, достаточно высока. Так, на российский рынок выходят 40%, зарубежный рынок является наиболее важным рынком сбыта для 15%. В целом, масштабы инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) остаются незначительными и не оказывают существенного влияния на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Отраслевая структура затрат на инновации отличается высокой степенью концентрации: в 2010 году большая часть затрат на технологические инновации приходилась на предприятия отрасли связи (53,6%) и промышленные предприятия по добыче полезных ископаемых (32,9%).
В первом случае (связь) инновации носят естественный характер в силу бурного распространения IТ-технологий. При этом Республика Саха (Якутия) по праву занимает одну из ведущих позиций на Дальнем Востоке и в Сибири. Инновации в добывающей промышленности обусловлены рыночной мотивацией крупных компаний, располагающих финансовыми ресурсами.
Между тем государственная политика Республики Саха (Якутия) в области инноваций должна быть нацелена на те сферы социально-экономического комплекса, в которых технологическое отставание прослеживается наиболее четко и влечет излишние бюджетные затраты - жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, жилищное строительство, а также в иных социально ориентированных отраслях.
Проблемы, присущие данным отраслям, носят системный характер, их решение потребует финансовых вливаний и времени, значительно превышающих ресурсы настоящей Программы.
В силу вышеизложенного, оптимальным путем инновационного развития данных отраслей представляется кластерное проектирование или формирование территорий опережающего инновационного развития.
Создание инновационных кластеров позволит эффективно использовать бюджетные ресурсы на наиболее проблемных этапах инновационного процесса: опытно-конструкторские работы и внедрение инноваций.
В конце 2012 года приобретено в долевую собственность здание для размещения ГАУ Республики Саха (Якутия) "Технопарк "Якутия" стоимостью 61 000 тыс. рублей. Из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделены средства на реконструкцию здания ГАУ Республики Саха (Якутия) "Технопарк "Якутия" в размере 6 454 тыс. рублей.
Раздел 2. Цель и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является создание в республике эффективно действующей региональной инновационной системы, способной обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие, повышение доли инновационной продукции в общем объеме валового регионального продукта, конкурентоспособности продукции республики, снижение рисков в природной и техногенной сферах.
В рамках настоящей подпрограммы достижение данной цели связано с решением следующих задач:
Задача 2.1. Формирование инфраструктуры региональной инновационной системы, направленной на создание предпринимательской среды, максимально благоприятствующей инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия).
Задача 2.2. Финансовая поддержка инновационных проектов предполагает прямую безвозмездную помощь субъектам инновационного предпринимательства на этапе опытно-конструкторских разработок, практического внедрения и коммерциализации инновационных продуктов и технологий. Данная задача имеет особое значение в связи с ключевой проблемой инновационного процесса в Республике Саха (Якутия) - отсутствием связующего звена между этапом научно-исследовательских работ и появлением готовых инновационных продуктов на рынке.
Задача 2.3. Информационное обеспечение инновационной деятельности.
Описание основных мероприятий с изложением путей и способов достижения целей, показателей и решения задач подпрограммы в среднесрочном периоде утверждается в Стратегическом плане Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Ресурсное обеспечение подпрограммы для базового и интенсивного вариантов по источникам финансирования и годам реализации приведено в таблице N 1.
Таблица 1
(тыс. руб.) | ||||||
Источники финансирования |
Базовый вариант |
|||||
Всего |
плановый период |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
Всего: |
430 041 |
148 749 |
91 597 |
76 493 |
79 492 |
33 710 |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
389 041 |
143 749 |
82 597 |
67 493 |
70 492 |
24 710 |
Местные бюджеты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Внебюджетные источники |
41 000 |
5 000 |
9 000 |
9 000 |
9 000 |
9 000 |
Инвестиционная надбавка |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Источники финансирования |
Интенсивный вариант |
|||||
Всего |
плановый период |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
Всего: |
571 473 |
148 749 |
91 597 |
146 992 |
145 849 |
38 286 |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
530 473 |
143 749 |
82 597 |
137 992 |
136 849 |
29 286 |
Местные бюджеты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Внебюджетные источники |
41 000 |
5 000 |
9 000 |
9 000 |
9 000 |
9 000 |
Инвестиционная надбавка |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Раздел 4. Анализ управления подпрограммой с указанием рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Управление подпрограммой, рисками реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с разделом 6 текстовой части Программы.
<< Приложение N 2 |
Приложение >> N 4 |
|
Содержание Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2013 г. N 1994 "О внесении изменений в Указ Президента Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.