Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Приказу Государственного комитета по связи
и информационным технологиям Республики Саха (Якутия)
от "05" марта 2013 г. N П-01-27
Методика
мониторинга доступности информации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия)
Понятия, используемые при проведении мониторинга доступности информации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия)
Мониторинг доступности информации официальных сайтов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее, Мониторинг) - комплексное исследование, направленное на количественную и качественную оценку уровня открытости сайтов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также возможности граждан в доступе к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), анализ качества ведения сайтов.
Предметом исследования в Мониторинге является соответствие содержания информации, размещенной на официальном сайте исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) требованиям, установленным в нормативных правовых актах, в том числе в следующих:
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2010 года N 1837 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Президента Республики Саха (Якутия), вице-президента Республики Саха (Якутия), органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в сети Интернет" (в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 24.10.2011 N 994);
а также иных нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения, связанные с обеспечением доступа к официальной информации.
Объектом Мониторинга являются официальные сайты исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
Информационными объектами в Мониторинге являются сведения об исполнительном органе государственной власти и органе местного самоуправления Республики Саха (Якутия), определенные Указом Президента РС (Я) от 02.03.2010 N 1837 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Президента Республики Саха (Якутия), Вице-президента Республики Саха (Якутия), органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в сети "Интернет" (в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 24.10.2011 N 994).
Информационные объекты определяются на простые и составные виды.
Простой информационный объект - единица информации, для которой невозможно установить критерии деления на информационные составляющие и/или формализовано описать ее структуру.
Пример: Полное наименование исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия); адрес электронной почты исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
Составной информационный объект - информационный объект, представляющий собой набор простых информационных объектов. Оценка характеристик составного информационного объекта осуществляется путем оценки характеристик дискретного ряда простых информационных объектов.
Пример, Адрес исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) - составной информационный объект, состоящий из таких простых информационных объектов, как почтовый индекс, населенный пункт, улица и дом.
I. Цель и задачи Мониторинга
Целью является количественная и качественная оценка уровня информационной доступности официальных сайтов по установленной количественной шкале и заданным критериям и вывод на ее основе обоснованной оценки качества ведения исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
Задачи:
1. Определение и утверждение Уполномоченным органом по проведению мониторинга доступности информации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) рейтингов поисковой доступности, полноты и достоверности официальных сайтов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) списка экспертов
2. Подготовка экспертами количественных характеристик сайтов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), в том числе коэффициентов поисковой доступности, полноты и достоверности информационных объектов на сайтах, подготовка рабочих материалов, а также направление ими соответствующих материалов по проведенным работам.
3. Формирование Уполномоченным органом по проведению мониторинга доступности информации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) итоговых рейтингов поисковой доступности, полноты и достоверности официальных сайтов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) рейтингов поисковой доступности, полноты и достоверности официальных сайтов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
4. Выработка рекомендаций для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по развитию своих официальных сайтов.
II. Порядок проведения Мониторинга и оценок
Уполномоченный орган по проведению мониторинга доступности информации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) для проведения Мониторинга привлекает экспертов, в том числе по установленным в действующем законодательстве договорным отношениям, координирует и организует действия экспертов по проведению работ, принимает от экспертов материалы по итогам проведенных работ и обеспечивает подготовку сводного отчета по итогам Мониторинга.
2.1. Требования к определению экспертов
Члены экспертной группы должны отвечать следующим требованиям:
1) наличие высшего образования по специальности "юриспруденция", "государственное и муниципальное управление", "политология", "экономика";
2) наличие практического опыта в сфере государственного и муниципального управления, а также в области обеспечения доступа к официальной информации;
3) наличие опыта работы в сфере государственного или муниципального управления, по юридической или экономической специальности.
2.2. Формирование и организация работы экспертных групп
2.2.1. Кандидаты в эксперты определяются из числа внешних экспертов, с которыми проводится собеседование по следующим теоретическим вопросам:
- основы государственного и муниципального устройства России;
- система органов государственной власти и местного самоуправления в России;
- полномочия и компетенции органов власти;
- основы информационных технологий и сети Интернет;
- источники официальной информации;
- основные способы поиска официальной информации;
- основы навигации в сети Интернет.
2.2.2. Сайт исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия) оценивается тремя экспертами.
2.2.3. Эксперты в установленные сроки самостоятельно анализируют каждый информационный объект официального сайта исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в соответствии с перечнем и шкалой критериев, путем определения значений коэффициентов критерия по соответствующим параметрам.
2.2.4. Результаты мониторинга доступности информации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) эксперты оформляют заключениями о выполненных работах, в установленные сроки представляемыми в адрес Уполномоченного органа по проведению мониторинга доступности информации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по форме, указанной в приложениях 1 и 2 к настоящей Методике.
2.2.5. Уполномоченный орган по проведению мониторинга доступности информации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в случае недобросовестного исполнения принимаемых экспертами обязательств и иным мотивированным причинам, вправе не принимать результаты экспертного оценивания, проведенного назначенным им экспертом. В этом случае, разрешение возникающих между Сторонами разногласий регулируется действующим законодательством Российской Федерации.
2.2.6. Эксперты при выполнении ими действий по экспертному оцениванию, в том числе при оценке степени поисковой доступности заранее определенных категорий сведений, оценке степени ее полноты и достоверности используют формы, предоставляемые Уполномоченным органом по проведению мониторинга доступности информации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
2.2.7. При проведении Мониторинга могут использоваться средства автоматизации.
2.3. Показатели и критерии, используемые в Мониторинге
2.3.1. Внутренний поиск информации на официальном сайте.
Поисковая доступность информационного объекта - характеристика информационного объекта, отражающая факт размещения информационного объекта на Официальном информационном портале Республики Саха (Якутия) и возможность его обнаружения при помощи стандартных средств поиска.
Внутренний поиск информации на официальном сайте производится с использованием встроенной системы меню навигации по сайту с учетом содержания информационного объекта.
В случае отсутствия соответствующего раздела, эксперт просматривает разделы, близкие по тематике, или возможно включающие необходимые подразделы и материалы.
Пример 1. Для поиска анонсов официальных мероприятий, организуемых органом местного самоуправления, могут быть использованы:
- характеристики информационного объекта: "Новости", "Деятельность" и т.д.
- дополнительно анонсы могут размещаться в разделе соответствующих структурных подразделений и должностных лиц.
Пример 2 Типовые наименования разделов:
Анонсы мероприятий |
Достаточно наличия сведений о любых мероприятиях организуемых (проводимых) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления Республики Саха (Якутия). Данные сведения могут находиться в таких разделах сайта, как "Новости", "Деятельность [например, департамента]" и т.п. Ключевыми словами для поиска являются "Мероприятие", "Деловые поездки", "Официальная делегация", "День", "Заседания", "Конкурсы", "Прием", "Конференция", Семинар". |
При наличии поисковой системы на сайте поиск производится по ключевым словам, соответствующим требованиям к информационному объекту.
Для поиска эксперт должен найти на главной странице сайта систему поиска, которая может быть представлена интегрированной формой поиска, обозначенной соответствующим образом, или отдельной страницей.
Поиск информации по ключевым словам применяется для информации, размещаемой на сайте в виде информационных сообщений и документов. При поиске анализируются результаты (информационные объекты), размещенные на первой странице результатов работы поисковой системы, но не более 10 результатов.
По результатам мониторинга эксперт оценивает наличие информационного объекта путем прохождения шагов и устанавливает одно из следующих значений оценки (Поиск;) для информационного объекта:
"1" - информация найдена на официальном портале путем последовательного перехода по гиперссылкам, начиная с главной страницы сайта и при этом число переходов не превышает 7;
"0" - информация не найдена (число переходов превышает 7).
2.3.2. Полнота информационного объекта.
Полнота информационного объекта - характеристика информационного объекта, определяющая вероятность того, что объем информационного объекта позволит пользователю информации эффективно (оперативно и продуктивно) использовать полученную информацию. Указанное понятие может быть применено к составным информационным объектам. В случае простого информационного объекта данное понятие тождественно наличию/отсутствию информации.
Оценка степени полноты составного информационного объекта определяется по формуле.
(1)
где
=
(2)
- степень полноты i-го составного информационного объекта;
- признак наличия у i-го элемента (простого информационного объекта, входящего в состав) i-го составного информационного объекта;
N - количество составных информационных объектов, определяемое по Указу Президента РС(Я) от 02.03.2010 N 1837 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Президента Республики Саха (Якутия), вице-президента Республики Саха (Якутия), органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в сети Интернет" (в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 24.10.2011 N 994);
ni - количество элементов (простых информационных объектов), входящих в состав i-ого составного информационного объекта.
По результатам мониторинга эксперт оценивает наличие информационного объекта путем прохождения шагов и устанавливает одно из следующих значений оценки () для информационного объекта:
"1" - информация имеется;
"0" - информация отсутствует.
2.3.3. Достоверность информационного объекта.
Достоверность информационного объекта - характеристика информационного объекта, отражающая отсутствие фактов, подтверждающих его недостоверность. К таким фактам относятся публикация на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия) нормативных правовых актов либо сведений из нормативных правовых актов, утративших силу (отмена нормативного правого акта либо его новая редакция). На информационные объекты, не содержащие нормативные правовые акты либо сведения из нормативных правовых актов, данное понятие не распространяется.
Для информационных объектов, представляющих собой нормативные правовые акты, либо содержащих сведения из нормативных правовых актов, оценка уровня достоверности информационного объекта () принимает значение "1", если информационный объект признан достоверным (например, нормативный правовой акт имеет статус действующего), и "0", если информационный объект признан недостоверным (нормативный правовой акт утратил силу).
Оценка уровня достоверности информационного объекта будет осуществляться только в отношении указанных информационных объектов.
2.4. Порядок расчета итогового коэффициента информационной доступности
2.4.1. Уровень доступности информации исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия) соответствует доле в процентном отношении представленной информации к полному списку информационных материалов, которые должны размещаться на официальном сайте исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
2.4.2. Оценка поисковой доступности (Поиск), степени полноты (Полнота) и степени достоверности (Достоверность) информации, размещенной на официальном сайте исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия), рассчитывается по формулам:
(3)
(4)
(5)
где
Поиск - оценка поисковой доступности информации на официальном сайте исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия);
- оценка за способ обнаружения i-го составного информационного объекта, указанная в пункте 3.1., i=I...N;
Полнота - оценка степени полноты информации на официальном сайте исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия);
- степень полноты i-го составного информационного объекта, i=l...N;
N - количество информационных объектов, определяемое по Указу Президента РС(Я) от 02.03.2010 N 1837 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Президента Республики Саха (Якутия), вице-президента Республики Саха (Якутия), органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в сети Интернет" (в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 24.10.2011 N 994);
Достоверность - оценка степени достоверности информации на официальном сайте исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия);
- степень достоверности i-го составного информационного объекта, i=I..Ni,
;
Ni - количество составных информационных объектов (содержащих сведения из нормативных правовых актов, либо представляющие собой нормативные правовые акты).
2.4.3. Показатель уровня доступности информации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная:
(6)
Где Хn - балльная оценка от 1 до 5; N - номер балльной оценки; fn - количество показателей, определяющих уровень доступности информации о деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
2.4.4. Интерпретация результатов оценки по пятибалльной системе оценки приведена в таблице 1.
Таблица 1. Интерпретация результатов оценки специалистов по пятибалльной шкале
Оценка доступности информации исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия) |
Интерпретация полученных оценок по пятибалльной шкале |
100% - 80% |
5 |
79% - 60% |
4 |
59% - 40% |
3 |
39% - 20% |
2 |
19% - 1% |
I |
2.4.5. Рейтинг информационной доступности официальных сайтов органов власти является основным результатом проводимого Мониторинга.
2.4.6. При отсутствии официального сайта у какого-либо из исполнительных органов государственной власти и органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия), чьи сайты являются объектом Мониторинга, коэффициенту информационной доступности данного органа власти присваивается значение "0" с примечанием "официального сайта нет", Если таких ведомств/районов, поселений несколько, то они располагаются на последнем месте рейтинга и перечисляются в алфавитном порядке.
III. Формирование рейтинга информационной доступности
3.1. Уполномоченный орган по проведению мониторинга доступности информации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) определяет уровень доступности информации по каждому исполнительному органу государственной власти и органу местного самоуправления Республики Саха (Якутия), на основании оценок экспертов.
3.2. Уполномоченный орган по проведению мониторинга доступности информации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) утверждает результаты Мониторинга соответствующим протоколом.
3.3. Показатели уровня доступности информации исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия), оформленные в виде сводной таблицы, подписанной руководителем уполномоченного органа направляются в адрес Президента Республики Саха (Якутия), Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), председателя Редакционного совета официального информационного портала Республики Саха (Якутия) - заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), курирующего вопросы выработки и реализации государственной политики в сфере информатизации Республики Саха (Якутия), Руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Председателя Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по связи и информационным технологиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.