Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 14 декабря 2012 г. N 3-71/12
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Васильевой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 3.3.10, пункта 4.1 Порядка предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.08.2012 N 364
установил:
28 августа 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 364 "Об утверждении Порядка предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство "(далее - Порядок), опубликованное в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 70, 05.09.2012" Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 325, 30.11.2012
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 3.3.10, пункта 4.1 названного Порядка.
В обоснование заявления указано, что названный Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. N 172 "Об утверждении Программы по поддержке начинающих фермеров". Однако, оспариваемые положения Порядка в противоречие вышеуказанным нормативным правовым актам Российской Федерации не предусматривают выдачу начинающим фермерам сертификата об участии в региональной программе по утвержденной форме.
По мнению прокурора, данные обстоятельства указывают на наличие коррупциогенного фактора, названного в подпункте "ж" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, и означающего отсутствие или неполноту административных процедур, то есть отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
В судебном заседании прокурор Долганов Г.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункт 3.3.10, пункт 4.1 Порядка предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.08.2012 N 364.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) Заиченко Е.С., действующая на основании доверенности от 16.04.2012 г. N 301-П1, в судебном заседании с заявлением прокурора не согласилась, считает заявленные требования необоснованными.
Указывает на то, что фактически выдача начинающим фермерам сертификата об участии в региональной программе по утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется. Полагает, что отсутствие в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации норм, дублирующих федеральное законодательство, не может расцениваться как обстоятельство, свидетельствующее о неисполнении нормы федерального законодательства либо ее нарушении. Ссылается также на то, что в правовых актах Правительства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации отсутствует требование о включении положения о выдаче сертификата участнику региональной программы в утвержденный субъектом Российской Федерации порядок предоставления бюджетных средств начинающим фермерам.
Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
28 августа 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 364 "Об утверждении Порядка предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство "опубликованное в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 70, 05.09.2012" Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 325, 30.11.2012
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ).
Из содержания части 2 статьи 7 названного Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ следует, что финансирование мероприятий, направленных на государственную поддержку производства сельскохозяйственной продукции, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Как следует из Преамбулы постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.08.2012 N 364, данный нормативный правовой акт принят в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров" и в целях реализации проектной программы Республики Саха (Якутия) "Поддержка начинающих фермеров на 2012-2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2011 г. N 662 "Об утверждении проектных программ на поддержку фермеров на 2012-2014 годы".
Кроме того, в пункте 1.1 оспариваемого прокурором Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.08.2012 N 364, указывается на разработку данного Порядка также и в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. N 172 "Об утверждении Программы по поддержке начинающих фермеров".
Согласно пункту 3.3.10 Порядка в течение 10 рабочих дней с даты проведения конкурса Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) утверждает ведомственным актом победителей конкурса для предоставления им грантов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и/или единовременной помощи на бытовое обустройство.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка в течение 10 рабочих дней со дня утверждения ведомственного акта, указанного в подпункте 3.3.10 настоящего Порядка, Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Саха (Якутия) заключает с начинающим фермером соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и/или единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия).
Содержание Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166, свидетельствует о том, что настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (далее - Программа).
В свою очередь, названная Программа, как следует из содержания указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446, предусматривает, в том числе, меры государственной поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом данным нормативным правовым актом установлено, что реализация Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами, уполномоченными на такую деятельность высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектам Российской Федерации рекомендуется на основе Программы разработать и утвердить региональные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 г. N 172 в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы утверждена целевая программа ведомства "Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов".
Из описания программных мероприятий целевой ведомственной программы усматривается, что поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.
Утвержденная программа субъекта Российской Федерации, предусматривающая поддержку начинающих фермеров, представляется в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, где проводится отбор.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации создает комиссию для рассмотрения и отбора региональных программ по поддержке начинающих фермеров (пункт 4.1 раздела 4).
Субъект Российской Федерации утверждает порядок проведения конкурса по отбору начинающих фермеров, объявляет конкурс на отбор участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет порядок и сроки его проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров (далее - конкурсная комиссия) и положение о ней, а также порядок принятия решения о включении заявителей в состав участников региональных программ по поддержке начинающих фермеров.
Конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей (далее - Заявка) и документы к ним в сроки, установленные субъектом Российской Федерации, проводит очное собеседование с заявителями, включает в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера.
Начинающему фермеру выдается сертификат об участии в региональной программе по форме согласно приложению N 2, в том числе на бланках, содержащих дизайн и знаки защиты (пункт 4.2 раздела 4).
Между тем, оспариваемые прокурором пункты 3.3.10, 4.1 Порядка, как нормы, регулирующие итоговые мероприятия проведения конкурса по отбору участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, не содержат указания на выдачу начинающему фермеру сертификата об участии в региональной программе по утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 г. N 172 форме согласно приложению N 2.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ средства федерального бюджета, выделяемые в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции, имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.
Положения федерального законодательства о выдаче начинающему фермеру указанного сертификата об участии в региональной программе направлены, в том числе, на обеспечение реализации средств федерального бюджета в соответствии с целевым назначением.
В связи с этим суд считает обоснованными доводы прокурора о том, что отсутствие в оспариваемых нормах Порядка указания на выдачу начинающему фермеру сертификата об участии в региональной программе свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, названного в подпункте "ж" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, и означающего отсутствие или неполноту административных процедур, то есть отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
Доводы заинтересованного лица о том, что в ходе реализации Порядка указанные сертификаты участникам региональной программы выдаются, не устраняют выявленного коррупциогенного фактора, устанавливающего для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и признании пункта 3.3.10, пункта 4.1 Порядка недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующими пункт 3.3.10, пункт 4.1 Порядка предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.08.2012 N 364 со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Дмитриева |
Решение суда принято в окончательной форме 19 декабря 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2012 г. N 3-71/12
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 8 мая 2013 г. N 30