Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы муниципального образования "Ленский район"
от "01" ноября 2013 г. N 12-03-001529/13
Программа
"Развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ленском районе на 2013-2017 годы"
Паспорт муниципальной программы
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
Муниципальная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ленского района на 2013 - 2017 годы", разработана в соответствии с Государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2017 годы", и статьей 8 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Программа предусматривает создание необходимых условий для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве в Ленском районе и наслегах.
Интенсивное развитие и масштабное освоение нефтегазовых месторождений района без соблюдения пропорциональной поддержки ведения отраслей народнохозяйственного комплекса района, существенно ослабили собственный агропродовольственный сектор района.
Город Ленск, поселки Витим и Пеледуй перешли на завозную животноводческую продовольственную продукцию, в районе нет организованных, комплексообразующих сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, сельские населенные пункты перестали быть собственно-доходными образующими территориями.
Основные причины спада сельскохозяйственного производства:
- низкая экономическая мотивация сельской молодежи, сельскохозяйственным производством в основном занимаются работники более пожилого возраста, что объясняется отсутствием привлекательности рабочего места;
- система ведения отрасли сельского хозяйства осталось на старом уровне, нового прогрессивного не введено;
- продолжается износ основных средств.
Сельское население района составляет 13% (5,1 тыс. человек) численности населения района. По экспертной оценке, 14,6% населения села в возрасте от 25 до 45 лет (580 человек) временно и на постоянной основе проживая в сельской местности, трудится в промышленности и средний заработок на 70% выше, чем в сельхозпредприятиях района. И 640 человек трудоспособного контингента занимаются в сфере предпринимательства, торговли, обслуживании в городской местности.
По состоянию на 1.01.12 г. в Ленском районе производством сельскохозяйственной продукции занимались:
- 2 коллективных предприятия (ООО "Ленские зори", ООО "Южное");
- 82 крестьянских хозяйства;
- 1 подсобное хозяйство цеха социального обеспечения производственного управления "Алмаздортранс" АК "АЛРОСА" (ОАО) (далее ЦСО ПУ "АДТ")
- СЖПК "Аартык", СХПК "Модун", СХПК "Мэйик", СХПК "Чамча", СПК Ленский, СПК Сулус, Нюйский потребительский кооператив, Витимский потребительский кооператив.
Количество крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей с 429 в 2001 году сократилось до 82 в 2011 году. Это связано с экономической неустойчивостью сельского хозяйства, ее убыточностью, низкими закупочными ценами, недоступностью к финансовым ресурсам и другими причинами.
Таблица 1
|
На 01.01.2010 года |
На 01.01.2011 года |
На 01.01.2012 года |
1. Крупный рогатый скот - всего, голов, |
2200 |
1877 |
1849 |
в т.ч. общественный сектор |
671 |
681 |
720 |
крестьянские хозяйства |
390 |
314 |
393 |
население (ЛПХ) |
1139 |
882 |
736 |
2. В том числе коровы, голов |
925 |
812 |
820 |
в т.ч. общественный сектор |
311 |
267 |
306 |
крестьянские хозяйства |
152 |
158 |
189 |
население (ЛПХ) |
462 |
387 |
235 |
3. Свиньи, голов |
1300 |
1509 |
1218 |
в т.ч. общественный сектор |
323 |
379 |
408 |
крестьянские хозяйства |
680 |
652 |
599 |
население (ЛПХ) |
297 |
478 |
211 |
4. Лошади, гол. |
1200 |
1232 |
1382 |
в т.ч. общественный сектор |
183 |
179 |
229 |
крестьянские хозяйства |
262 |
283 |
381 |
население (ЛПХ) |
755 |
770 |
772 |
5. Птица, штук |
3267 |
3103 |
3200 |
в т.ч. общественный сектор |
0 |
0 |
0 |
крестьянские хозяйства |
178 |
250 |
245 |
население (ЛПХ) |
3089 |
2853 |
2955 |
Основной задачей сельского хозяйства района была государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, сохранение поголовья сельскохозяйственных животных, не допущения сокращения посевных площадей.
В результате принятых мер существенного сокращения поголовья крупного рогатого скота, лошадей не произошло.
Посевные площади сельскохозяйственных культур в Ленском районе по сравнению с 2009 годом существенно не изменились за исключением площадей под кормовые культуры.
На 01.01.2012 г. общая посевная площадь сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств района, по сравнению с предыдущим годом, увеличилась на 43,5 га и составила 1065,7 га в результате расширения посевных площадей.
Пищевая промышленность Ленского района объединяет организации, которые производят 8 видов потребительских продовольственных товаров: хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, цельномолочная продукция, мясные полуфабрикаты, колбасные изделия, рыбная продукция, производство мороженого и чистой питьевой воды.
В данной отрасли насчитывается свыше 20 организаций различных форм собственности с общей численностью работников 140 человек.
Продукция пищевой промышленности Ленского района составляет 97% в общем объеме обрабатывающих производств. На 01.01.2012 г. в районе произведено продовольственных потребительских товаров на сумму 519,8 млн. рублей, в том числе крупными и средними - 6%, малыми предприятиями - 11,6%, индивидуальными предпринимателями - 15,6%, и 66,4% доля сельскохозяйственной продукции отнесенной к потребительским товарам (мясо в убойном весе, молоко, яйцо, картофель, овощи).
Основные показатели производственной деятельности за 2011 г. следующие:
Наименование |
Ед. изм. |
План на 2011 г. |
Факт по итогам года |
% выполнения |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
тн. |
2130 |
2130,8 |
100 |
Цельномолочная продукция |
тн. |
600 |
502 |
83,7 |
Рыбная продукция |
тн. |
44,1 |
46,2 |
104,7 |
Продовольственные товары |
тн. |
516341,2 |
519798,5 |
100,7 |
Производство мяса и птицы в живом весе |
тн. |
500 |
501,6 |
100,3 |
Валовой надой молока |
тн. |
2550 |
2551,7 |
100,1 |
Производство яиц |
тыс. шт. |
708 |
714 |
100.8 |
Поголовье КРС скота |
гол. |
1830 |
1849 |
100,1 |
в том числе коров |
гол. |
810 |
820 |
101,2 |
Поголовье лошадей |
гол. |
1242 |
1382 |
111,3 |
Поголовье свиней |
гол. |
1530 |
1218 |
79,6 |
Поголовье птиц |
гол. |
3200 |
3200 |
100 |
Производство картофеля |
тн. |
6517 |
7266,4 |
111,5 |
Производство овощей |
тн. |
3318 |
3362,9 |
101,4 |
Заготовка сена |
тн. |
7500 |
7661,5 |
102,2 |
В 2011 году за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия) была оказана государственная поддержка по 6 направлениям:
- субсидии на поддержку табунного коневодства;
- субсидии на возмещение части затрат по обеспечению переработки продукции скотоводства (сырого молока);
- субсидии на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья КРС;
- субсидии на возмещение части затрат по приобретению кормов базовым свиноводческим хозяйствам
- субсидии на создание условий устойчивого развития охотничьего промысла;
- субсидии на проведение комплекса агротехнических работ по производству овощей открытого грунта, картофеля, зерна.
Кроме господдержки в 2012 году, за счет средств бюджета муниципального образования "Ленский район" выплачено 1008,5 тыс. рублей, по 4 направлениям:
субсидии на поддержку табунного коневодства
субсидии на возмещение части затрат по приобретению кормов базовым свиноводческим хозяйствам
субсидия на прирост поголовья коров
содержание МКУ "Ленское управление сельского хозяйства"
SWOT-анализ отрасли
Преимущества (сильные стороны) |
Недостатки (слабые стороны) |
1. Увеличение численности поголовья скота. 2. Увеличение производства мяса и валового надоя молока. 3. Повышение продуктивности скота 4. Схема предоставления государственной поддержки, предусматривающая авансирование проводимых агротехнических мероприятий. 5. Сохранены площади, занятые сельскохозяйственными культурами, приостановлено выбытие из сельскохозяйственного оборота обрабатываемых пашен. 6. Широкий ассортимент выпускаемой продукции. 7. Высокий уровень спроса населения на продукцию. |
1. Мелкотоварность производства. 2. Низкий уровень обеспеченности скотопомещениями. 3. Высокая стоимость племенного скота. 4. Низкий уровень кредитоспособности у сельхозтоваропроизводителей 5. Утечка кадров в другие отрасли 6. Низкий уровень проводимых агротехнических работ, нарушение сроков сева и уборки, отсутствие рационального севооборота. 7. Низкое качество семенного материала. 8. Снижение и недостаточное обновление сельскохозяйственной техники и основных средств по растениеводству. 9. Отсутствие собственных оборотных средств у хозяйствующих субъектов 10. Высокий уровень износа производственных мощностей 11. Сезонность доставки сырья 12. Ограниченные сроки реализации 13. Недостаточность баз для хранения |
Возможности |
Риски |
1. Развитие кормопроизводства. 2. Обновление материально-технической базы. 3. Освоение пастбищ. 4. Увеличение интереса товаропроизводителей на получение конечной продукции путем стимулирующих выплат за увеличение урожайности. 5. Увеличение завоза минеральных удобрений, обеспечивающей прирост урожайности. 6. Обновление производственных отраслей. 7. Увеличение ассортимента. |
1. Природно-климатические условия. 2. Сокращение численности сельского населения содержащего скот. 3. Повышение цен на корма, топливо, энергоносители, уровня инфляции. 4. Возникновение инфекционных заболеваний. 5. Утечка кадров. 6. Увеличение стоимости сырья 7. Неконкурентоспособность по качеству и уровню цен с ввозимой продукцией 8. Завоз сырья извне республики может повлечь вспышку инфекционных заболеваний 9. Недостаток качественного сырья |
Раздел 2. Цели, задачи программы
Цель программы: прирост и стабилизация численности поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах всех форм собственности, улучшение качественных показателей. Увеличение объемов производства, насыщение потребительского рынка продукцией животноводства.
Реализация программного развития агросектора приведет к восстановлению производственных параметров сельского хозяйства.
Программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ленского района на 2013-2017 годы направлена на реализацию мер по подпрограммам:
Развитие животноводства, основная цель, которой является стимулирование роста производства продукции животноводства, коневодства и скороспелых видов сельскохозяйственных животных.
Развитие растениеводства и мелиорации сельскохозяйственных земель - основная цель реализации подпрограммы - сохранение и восстановление плодородия почв, рост уровня продукции растениеводства, укрепление кормовой базы животноводства, обеспечение эффективного использования мелиоративных систем
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности - модернизация оборудования, увеличение объемов производства промышленных продовольственных товаров
Эффективного управление комплексным развитием агропромышленного производства района.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета, муниципального бюджета, ФПМП и внебюджетных источников, включающих собственные и заемные средства участников подпрограммы.
Главным принципом совместной работы Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и муниципального образования "Ленский район" является принцип софинансирования отрасли сельского хозяйства со стороны муниципального образования "Ленский район".
Общий объем финансирования мероприятий программы:
Источники финансирования |
тыс. руб. |
Всего: |
360 233 |
Бюджет Республики Саха (Якутия) |
266 275 |
Бюджет муниципального образования "Ленский район" |
40 854 |
Внебюджетные средства |
53 104 |
Раздел 4. Анализ управления программой
Текущее руководство программой осуществляется ответственным исполнителем муниципальной программы - Муниципальным казенным учреждением "Ленское управление сельского хозяйства".
Механизм управления программой предусматривает:
- составление годовых планов реализации программы с разбивкой по кварталам с указанием объемов работ или услуг, перечня мероприятий, сроков их осуществления и исполнителей, а также объемов финансирования.
- систему отчетности.
- текущий контроль за ходом реализации мероприятий программы. МКУ "Ленское управление сельского хозяйства" направляют в управление инвестиционной и экономической политики" администрации МО "Ленский район" информацию о ходе реализации программы с аналитической запиской:
ежеквартально до 05 числа месяца, следующего за отчетным периодом
ежегодно до 15 января - годовой отчет о ходе работ и эффективности реализации.
В случае возникновения финансового кризиса в период реализации программы планируется снижение ее параметров на 15 процентов от общего объема финансирования.
Раздел 5. Ожидаемые результаты реализации программы
Увеличение объемов производства продовольственных товаров, увеличение обеспеченности потребности населения Ленского района продуктами питания местного производства, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, увеличение поголовья сельхозживотных, продукции животноводства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.