Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 11 июля 2013 г. N 3-17/13
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске
дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)"
установил:
18 июня 2009 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) N 312-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 42, 11.07.2009, "Ил Тумэн", N 29, 31.07.2009, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 158-161, 28.11.2009.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)", указывая на противоречие оспариваемых правовых норм федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор Рязанская А.Д. уточненные ранее требования поддержала в полном объеме, просит заявление об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта удовлетворить, признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению часть 5 статьи 13, часть 3 статьи 14, пункт 4 части 1 статьи 15, статью 19, часть 2 статьи 27, часть 8 статьи 30 названного Закона Республики Саха (Якутия).
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 09.01.2013 г. N 1ГС-28, в судебном заседании возражений относительно заявленных требований прокурора не представил, согласился с изложенными в заявлении доводами в полном объеме, указывая на разработку законопроекта о внесении соответствующих изменений и дополнений в оспариваемый нормативный правовой акт.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления и признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
18 июня 2009 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) N 312-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 42, 11.07.2009, "Ил Тумэн", N 29, 31.07.2009, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 158-161, 28.11.2009.
Правоотношения, о которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", в соответствии со статьей 2 которого правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Частью 5 статьи 13 Закона PC (Я) установлено, что готовность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых органом, специально уполномоченным Правительством PC (Я) на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в пределах своих полномочий.
Указанное положение противоречит части 5 статьи 11 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ, согласно которой готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу части 3 статьи 14 Закона PC (Я) приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством РФ.
Данная норма вступает в противоречие с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ, согласно которой приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 15 Закона PC (Я) одним из оснований привлечения аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций является решение уполномоченных на то должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти PC (Я), осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, формирований либо имеющих на то установленные законодательством РФ полномочия на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти PC (Я), органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Приведенная норма противоречит абзацу 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ, так как в соответствии с названным положением федерального законодательства привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется по решению уполномоченных на то должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации полномочия на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьей 19 Закона PC (Я) установлено, что профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, обслуживающие организации по договорам, несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный указанным организациям неправильными действиями в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16 настоящего Закона. Частью 3 статьи 16 Закона РС(Я) определено, что решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и должностных лиц, организаций и общественных объединений, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Таким образом, статья 19 Закона PC (Я) во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 16 Закона PC (Я) вступает в противоречие со статьей 17 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ, согласно которой профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, обслуживающие организации по договорам, несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный указанным организациям неправильными действиями в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 12 названного Федерального закона (приостановление деятельности организаций, не отвечающих требованиям, установленным законодательством РФ).
Частью 2 статьи 27 Закона PC (Я) установлено, что режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в течение рабочего года определяется действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами.
Указанное положение регионального законодательства не соответствует части 2 статьи 28 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ, в силу которого действующие медицинские требования и санитарно-гигиенические нормы подлежат учету также при определении режима работы спасателей в течение рабочего дня.
Частью 8 статьи 30 Закона PC (Я) предусмотрено, что выплата сумм по обязательному бесплатному личному страхованию спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в случае наступления страховых событий, указанных в данной статье, производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью.
Данная норма не согласуется с содержанием части 8 статьи 31 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ, в соответствии с которой выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию производятся также спасателям, осуществляющим полномочия на непрофессиональной основе.
Сравнительный анализ вышеприведенных правовых норм указывает на то, что оспариваемые положения регионального законодательство устанавливают правовое регулирование в области создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей иначе, чем это установлено на федеральном уровне.
Таким образом, вышеприведенное правовое регулирование по предметам совместного ведения осуществлено субъектом Российской Федерации в противоречие с федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о противоречии вышеприведенным нормам федерального законодательства оспариваемых положений Закона PC (Я) и обоснованности соответствующих требований прокурора о признании названных оспариваемых положений Закона недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)" удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению часть 5 статьи 13, часть 3 статьи 14, пункт 4 части 1 статьи 15, статью 19, часть 2 статьи 27, часть 8 статьи 30 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)" со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2013 г. N 3-17/13
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 30 ноября 2013 г. N 135