Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к Указу Президента Республики Саха (Якутия)
от 29 ноября 2013 г. N 2344
Подпрограмма
"Обеспечение развития культурно-досуговой деятельности"
Паспорт подпрограммы
|
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
1. |
Наименование подпрограммы |
Обеспечение развития культурно-досуговой деятельности |
|
2. |
Основание для разработки подпрограммы |
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008 N 267 "Об утверждении концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы"; Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16.12.2010 ГС N 939-IV "О рекомендациях парламентских слушаний на тему "Состояние и перспективы развития сельских культурно-досуговых учреждений Республики Саха (Якутия): правовое регулирование"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 11.06.1999 N 785 "О государственной поддержке деятелей искусства, имеющих почетные звания "Народный артист СССР", "Народный артист Российской Федерации", "Народный артист Республики Саха (Якутия)"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 22.09.2003 N 1198 "Вопросы Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 22.01.2004 N 1412 "О государственной поддержке сферы культуры и искусства Республики Саха (Якутия)"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 30.12.2005 N 2499 "Вопросы Национального художественного музея Республики Саха (Якутия)"; Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.12.2004 N 1427-р "О государственной поддержке творческих союзов Республики Саха (Якутия)"; Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.04.2010 N 335-р "О государственном гранте Академии духовности Республики Саха (Якутия)"; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.05.2006 N 189 "О премии Президента Республики Саха (Якутия) имени М.Ф. Габышева"; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.11.2010 N 525 "О государственной поддержке Академии духовности Республики Саха (Якутия)" |
|
3. |
Соисполнитель подпрограммы |
- |
- |
4. |
Цель и задачи подпрограммы |
Цель: создание условий для развития учреждений культурно-досугового типа, проведение комплексных мероприятий по поддержке деятелей культуры и искусства и стимулированию творческого потенциала. Задачи: организация и проведение различных по форме и тематике культурно-массовых, информационно-просветительских мероприятий; поддержка творческих достижений и начинаний общереспубликанского значения в области культуры и искусства в Республике Саха (Якутия) |
|
5. |
Целевые индикаторы подпрограммы |
Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры; Повышение уровня удовлетворенности граждан (пользователей) Республики Саха (Якутия) качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры; Количество грантополучателей |
|
6. |
Сроки реализации (этапы) подпрограммы |
2014-2016 гг. |
|
7. |
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам |
Всего 240 959,0 тыс. руб., в т.ч.: 2014 - 48 208,0 тыс. руб.; 2015 - 47 172,0 тыс. руб.; 2016 - 47 172,0 тыс. руб. |
Всего 545 268,2 тыс. руб., в т.ч.: 2014 - 209 873,9 тыс. руб.; 2015 - 135 438,5 тыс. руб.; 2016 - 199 955,8 тыс. руб. |
Раздел 1. Характеристика текущей ситуации
Современная социокультурная картина в Республике Саха (Якутия) характеризуется активным развитием и преобразованием культурных аспектов бытовой жизнедеятельности людей. Происходят существенные изменения в структуре социокультурного процесса, уходит хаотичность плоских культурных феноменов, навязываемых стереотипов и приходит на смену гуманистическое общечеловеческое содержание. Становятся актуальными индивидуальные особенности и национальная самобытность в культурной деятельности. Эта ситуация приводит нас к глубокому переосмыслению значимости социокультурной деятельности для формирования и развития культурного уровня личности.
В основе формирования любого социального процесса лежит стремление населения к удовлетворению своих потребностей. Важнейшей задачей деятельности культурно-досуговых учреждений является удовлетворение части этих потребностей, лежащих в области культуры.
Происходящие в современном обществе процессы экономического и социокультурного развития диктуют необходимость постоянной корректировки состояния, содержания и форм культурно-досуговой деятельности клубных учреждений.
Сегодня учреждения культурно-досугового типа являются не только местом отдыха, досуга и коммуникации населения, но и имеют следующие задачи:
поддержка института семьи, особенно молодой;
выявление и поддержка позитивных, социально приемлемых предпочтений и запросов молодежи, в т.ч. обеспечение достаточного объема непосредственного социального общения;
формирование программ геройко-патриотического воспитания молодежи;
пропагандирование здорового образа жизни и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;
работа по воспитанию любви к родному краю, краеведению;
работа по сохранению нематериального культурного наследия республики, развитию и пропаганде народной культуры, в том числе сохранению и развитию традиционной народной культуры, развитию жанров народного творчества.
По республике на 01.01.2011 количество поселений составляет 410 единиц. Количество населенных пунктов в них - 652 единицы. Сеть учреждений культурно-досугового типа в 2010 г. - 544 единицы, в 2011 г.- 541 единиц. Уменьшение количества единиц происходит за счет объединений информационно-методических служб республики в сеть управлений культуры. Размещенность сети с учетом количественного состава населения: с количеством жителей до 100 человек - 15 единиц, от 101 до 300 человек - 87 единиц, от 301 до 500 человек - 82 единицы, от 501 до 1000 человек - 171 единица, свыше 1001 человек - 114 единиц, в административных центрах муниципального района - 75 единиц. Из них культурно-досуговых учреждений - 503 единицы, агитационно-культурных бригад (АКБ) - 19 единиц, информационно-методических центров (ИМЦ) -17 единиц, Управлений культуры - 11 единиц.
В связи с изменением типа муниципальных учреждений в условиях принятия Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" по республике учреждения культуры реорганизовали свои учреждения на бюджетные - 366 учреждений, 79 на казенные и 2 учреждения стали автономными.
В настоящее время по республике имеются 502 зданий культурно-досуговых учреждений муниципальных образований и 29 арендованных.
Из них технический паспорт имеют 440 зданий. Число зданий требующих капитального ремонта - 170. Число зданий культурно-досуговых учреждений с аварийным состоянием 32, по сравнению с прошлым годом количество аварийных зданий возросло на 5 единиц. В оперативном управлении - 484 зданий, 30 - арендованных зданий.
Таблица 17.1.
Инженерно-техническое состояние объектов культурно-досуговых учреждений в 2010-2011 гг.
Наименование |
2010 |
2011 |
Сеть учреждений культурно-досугового типа |
544 |
541 |
Всего объектов |
513 |
502 |
В т.ч. требуют капитального ремонта |
146 |
170 |
Аварийные |
28 |
32 |
В большинстве улусов из-за недостаточного бюджетного финансирования инженерно-техническое состояние зданий культурно-досуговых учреждений с каждым годом ухудшается.
На капитальный ремонт объектов культурно-досуговых учреждений по республике было выделено от общего бюджетного финансирования в 2010 г. - 67 883,6 тыс. рублей, всего - 4,6% от общего числа финансирования по республике, в 2011 г. - 74 793,6 тыс. рублей, также израсходовано из собственных средств муниципальных образований и внебюджетных доходов культурно-досуговых учреждений - 9 533,64 тыс. рублей, что по сравнению с 2010 г. меньше на 9 681,9 тыс. рублей.
Таблица 17.2.
Бюджетное финансирование на капитальный ремонт и реставрацию объектов культурно-досуговых учреждений в 2010-2011 гг.
тыс. руб. | ||
Наименование |
2010 |
2011 |
На капитальный ремонт всего |
67 883,6 |
74 793,6 |
В т.ч. из собственных средств |
19 214,9 |
9 533,64 |
Величину значимости деятельности культурно-досуговых учреждений в Республике Саха (Якутия) можно проиллюстрировать следующими цифрами: на конец 2011 г. число клубных формирований во всех муниципальных образованиях составило 6284 и участников в них 105719 тыс. человек. По итогам 2010 г. - 6202 клубных формирований (в 2009 году - 5608) с числом участников в них 111643 человек (в 2009 году 92728 чел.). С каждым годом число формирований увеличивается.
Наиболее популярными у населения республики коллективами самодеятельного народного творчества, по-прежнему, остаются хоровые - 818, участников - 10900; хореографические - 822, участников - 12500; театральные - 535, участников - 6605; фольклорные - 575, участников - 6760; театральные - 535, участников в них - 6605.
Таблица 17.3.
Сравнительная характеристика популярных клубных формирований
N |
Наименование формирований |
2010 |
Количество участников |
2011 |
Количество участников |
1 |
Хоровые |
915 |
12438 |
818 |
10900 |
2 |
Хореографические |
844 |
12309 |
822 |
12500 |
3 |
Театральные |
582 |
7469 |
535 |
6605 |
4 |
Народные и духовые оркестры |
41 |
343 |
37 |
305 |
5 |
Фольклорные |
570 |
6731 |
575 |
6760 |
6 |
Народных промыслов |
250 |
2905 |
216 |
2587 |
7 |
Кинофотолюбителей |
86 |
718 |
59 |
539 |
Число участников клубных формирований понизилось на 5924 участников. Это показывает уровень обслуживания населения. С 2010 г. действует Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Этот закон опирается на качественные услуги. Низкая заработная плата работников, изношенность аппаратуры, социальная незащищенность работников, текучесть кадров, ветхость, холодность зданий не привлекает ни население, ни работников культуры.
В отчетном году отрицательная динамика также наблюдается по показателю "количество проведенных культурно-досуговых мероприятий". Общее количество культурно-досуговых мероприятий, проведенных на базе клубных учреждений республики составило 53367, что на 254 мероприятий меньше по сравнению с аналогичным показателем 2010 года.
В числе позитивных изменений следует отметить заметное увеличение в культурно-досуговых учреждениях республики числа персональных компьютеров, количество которых в 2011 году составило ИЗО единиц (в 2010 году - 1120). Увеличилось число учреждений культуры клубного типа, имеющих доступ в Интернет, в 2011 г. - 201; что составляет 50% от общего числа клубных учреждений, а также 13 культурно-досуговых учреждений имеют собственный Интернет-сайт.
Необходимым условием сохранения культуры является совершенствование механизмов поддержки творческих инициатив. Эффективным механизмом государственного стимулирования являются гранты Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).
Гранты Правительства Республики Саха (Якутия), учрежденные Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.11.2012 N 514 "О порядке предоставления целевых грантов Правительства Республики Саха (Якутия) для поддержки творческих союзов Республики Саха (Якутия)", призваны поддержать деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей в сфере литературы, изобразительного искусства и дизайна, архитектуры, музыкального и театрального искусства, кинематографии и журналистики.
В 2010 г. распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.04.2010 N 335-р "О государственном гранте Академии духовности Республики Саха (Якутия)" установлен ежегодный целевой грант Правительства Республики Саха (Якутия) для поддержки Академии духовности Республики Саха (Якутия). Грант выделяется на осуществление творческих проектов по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных и духовных ценностей в сфере литературы, изобразительного искусства и дизайна, архитектуры, музыкального и театрального искусства и кинематографии.
В целях обеспечения социальной защиты и государственной поддержки деятелей искусства с 1999 г. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 11.06.1999 N 785 "О государственной поддержке деятелей искусства, имеющих почетные звания "Народный артист СССР", "Народный артист Российской Федерации", "Народный артист Республики Саха (Якутия)"" выплачиваются ежемесячные стипендии в размере 2 000 рублей 13 деятелям искусства, имеющим почетные звания "Народный артист СССР", "Народный артист Российской Федерации", "Народный артист Республики Саха (Якутия)". За период с 2008 г. по 2010 г. на выплату ежемесячных стипендий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) было выделено 984,0 тыс. руб.
Начиная с 2003 г., в целях поддержки библиотечного дела Республики Саха (Якутия), поощрения попечительства и меценатства в области культуры Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 22.09.2003 N 1198 "Вопросы Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)" присуждается ежегодная премия Президента Республики Саха (Якутия) им. И.И. Крафта за вклад в развитие библиотечного дела республики. Премия присуждается сотрудникам библиотек, имеющим особые заслуги в развитии библиотечного дела Республики Саха (Якутия), и библиотеке с высокими результатами работы. Кроме того, лицам, оказывающим библиотекам финансовую или иную материальную поддержку, выдается диплом и бюст-сувенир И.И. Крафта.
С 2005 г. за вклад в развитие музейного дела республики постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.05.2006 N 189 "О премии Президента Республики Саха (Якутия) имени М.Ф. Габышева" присуждается ежегодная премия Президента Республики Саха (Якутия) им. М.Ф. Габышева музею, имеющему высокие результаты работы, сотруднику музея, имеющему особые заслуги в развитии музейного дела Республики Саха (Якутия), а также лицу, оказывающему музеям постоянную финансовую или иную материальную поддержку, присуждается диплом и серебряная памятная медаль с профильным изображением М.Ф. Габышева.
Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) проводятся конкурсы творческих проектов. В 2012 году проведены конкурсы по 12 номинациям. Всего поступило 303 заявки из муниципальных образований, республиканских учреждений, общественных организаций и физических лиц. Победителями конкурсов признаны 117 проектов.
Поддержка инициативы, новых перспективных идей активизирует и стимулирует дальнейшее развитие как учреждений культуры, так и деятельности отдельных творческих личностей.
Учреждены гранты Президента Республики Саха (Якутия) по поддержке творческих инициатив в области интеграционных процессов социально-экономического и культурного пространства Евразии, целевые гранты Президента Республики Саха (Якутия) сельским поселениям для поддержки многофункциональных культурных комплексов.
Для разработки стратегии развития с целью выявления проблем был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT.
Таблица 17.4.
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Программный метод управления культурно-досуговыми учреждениями республики. 2. Разветвленная сеть учреждений культуры для организации досуга населения. 3. Наличие 6284 клубных формирований (из них 4234 самодеятельных художественных коллективов имеют звание "народный"), в которых занимается около 56 тысяч жителей республики. 4. Традиционные профессиональные фестивали и конкурсы, фестивали самодеятельного художественного творчества по сохранению традиционной народной культуры Республики Саха (Якутия). 5. Высокий уровень вклада творческой работы деятелей культуры в духовное развитие общества |
1. Несоответствие материально-технической базы современным требованиям: 1.1. Износ музыкальных инструментов, свето- и звукоусилительной аппаратуры, одежды сцены в муниципальных учреждениях культуры составляет более 90%. 1.2. С каждым годом все увеличивающаяся ветхость, аварийность зданий культурно-досуговых учреждений. 2. Дефицит квалифицированных кадров. 3. Слабая социальная защищенность работников культуры. 4. Отсутствие равного доступа жителей республики к культурным благам. 5. Неэффективное использование культурного наследия в сфере развития туризма. 6. Низкий уровень финансовой поддержки творческой деятельности учреждений и работников культуры. 7. Незаинтересованность инвесторов и меценатов в поддержке отрасли культуры |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
1. Развитие культурного пространства Республики Саха (Якутия). 2. Рост основных показателей деятельности отрасли культуры: 2.1. Удельного веса населения, участвующего в работе любительских объединений и в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными бюджетными учреждениями культуры. 3. Внедрение современных видов услуг, предоставляемых населению. 4. Эффективное использование движимого и недвижимого культурного наследия с привлечением его в развитии историко-познавательного туризма. 5. Модернизация материально-технической базы культурно-досуговых учреждений. 6. Активное привлечение инвестиций в развитие культурно-досуговых учреждений республики. 7. Дополнительное привлечение финансовых средств в деятельность учреждений для поддержки творческих начинаний. 8. Стимулирование деятельности работников культуры и искусства, творческих деятелей |
1. Нехватка профессиональных кадров. 2. Снижение качества и количества услуг, предоставляемых населению. 3. Аварийное состояние учреждений культуры. 4. Снижение заинтересованности работников культуры и искусства в активизации творческой деятельности. 5. Снижение влияния и авторитета мастеров искусств и деятелей культуры в духовной сфере |
Раздел 2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы
Цель подпрограммы: создание условий для развития учреждений культурно-досугового типа, проведение комплексных мероприятий по поддержке деятелей культуры и искусства и стимулированию творческого потенциала.
Задачи:
1. Организация и проведение различных по форме и тематике культурно-массовых, информационно-просветительских мероприятий.
2. Поддержка творческих достижений и начинаний общереспубликанского значения в области культуры и искусства в Республике Саха (Якутия).
Таблица 17.5.
Оценка реализации подпрограммы по базовому и интенсивному вариантам
Наименование подпрограммы |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Отчетный период |
2013 |
Результаты реализации подпрограммы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
||||
Обеспечение развития культурно-досуговой деятельности |
Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры |
% |
326,58 |
327,0 |
327,23 |
327,63 |
163,4 |
328,0 |
Организация и проведение различных по форме и тематике культурно-массовых, информационно-просветительских мероприятий |
Повышение уровня удовлетворенности граждан (пользователей) Республики Саха (Якутия) качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры |
% |
|
|
70 |
71 |
83 |
83 |
Поддержка творческих достижений и начинаний общереспубликанского значения в области культуры и искусства в Республике Саха (Якутия) |
Количество грантополучателей |
ед. |
20 |
20 |
20 |
30 |
151 |
585 |
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится ежегодно на основе использования системы целевых индикаторов, которая обеспечит мониторинг динамики результатов реализации подпрограммы за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий подпрограммы.
Для оценки эффективности реализации подпрограммы используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают выполнение мероприятий подпрограммы.
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов и показателей.
Ожидаемые результаты от реализации подпрограммы:
создание условий для деятельности творческих коллективов, организации повседневного досуга населения и обеспечение качественными услугами, предоставляемыми культурно-досуговым учреждением;
создание условий, обеспечивающих равный и свободный доступ населения муниципальных образований ко всему спектру культурных благ и услуг;
повышение уровня удовлетворенности граждан (пользователей) Республики Саха (Якутия) качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры;
стимулирование деятельности работников культуры и искусства, творческих деятелей.
Раздел 3. Обоснование объема ресурсного обеспечения подпрограммы
Проведение мероприятий будет осуществляться за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Общий объем финансирования подпрограммы по базовому варианту составляет 240 959,0 тысяч руб., в том числе:
2014 г. - 48 208,0 тыс. руб.;
2015 г. - 47 172,0 тыс. руб.;
2016 г. - 47 172,0 тыс. руб.;
общий объем финансирования подпрограммы по интенсивному варианту составляет 545 268,2 тыс. руб., в том числе:
2014 г. - 209 873,9 тыс. руб.;
2015 г. - 135 438,5 тыс. руб.;
2016 г. - 199 955,8 тыс. руб.
Таблица 17.6.
Ресурсное обеспечение подпрограммы
(тыс. руб.) | ||
Источник финансирования |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
Всего: |
240 959,0 |
545 268,2 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
240 959,0 |
545 268,2 |
Раздел 4. Анализ управления подпрограммой
Текущее руководство подпрограммой осуществляется ответственным исполнителем государственной программы - Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
Механизм реализации подпрограммы предусматривает формирование ежегодного рабочего документа в виде Плана программных мероприятий с определением исполнителей, объемов и источников финансирования. По итогам года проводится анализ эффективности выполнения мероприятий подпрограммы, расходования финансовых средств, на основе показателей и индикаторов определяются промежуточные результаты реализации подпрограммы.
Отчетность по подпрограмме предусматривается поквартальная и годовая. Квартальные отчеты предоставляются до конца месяца, идущего за кварталом, годовой отчет предоставляется в течение первого квартала следующего года.
Основными рисками исполнения подпрограммы являются:
- сокращение утвержденных сумм финансирования при утверждении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и муниципальных бюджетов;
- несвоевременное финансирование мероприятий Программы.
<< Приложение N 8 |
Приложение >> N 10 |
|
Содержание Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2013 г. N 2344 "О внесении изменений в Указ Президента Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.