Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 13
к Указу Президента Республики Саха (Якутия)
от 29 ноября 2013 г. N 2344
Подпрограмма
"Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия)"
Паспорт подпрограммы
|
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
1 |
Наименование подпрограммы |
Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия) |
|
2 |
Основание для разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах"; Закон Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 695-З N 325-IV "О государственной поддержке народных художественных промыслов в Республике Саха (Якутия)"; Протокол совещания при Президенте Республики Саха (Якутия) от 11.10.2012 N Пр-95-А1 "Об актуальных проблемах и мерах поддержки народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия)" |
|
3 |
Соисполнитель подпрограммы |
Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия) |
Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия) |
4 |
Цель и задачи подпрограммы |
Цель: сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия) как достояние народа в формировании социально-экономического развития республики. Задачи: создание условий для деятельности базовых центров в местах бытования народных художественных промыслов и ремесел; грантовая поддержка субъектов народных художественных промыслов и ремесел; информационно-аналитическое, организационное обеспечение и популяризация народных художественных промыслов |
|
5 |
Целевые индикаторы подпрограммы |
Количество выставочных проектов по народным художественным промыслам и ремеслам народов Республики Саха (Якутия); Количество приобретенного оборудования; Количество грантополучателей; Количество проведенных республиканских, межрегиональных, российских и международных фестивалей, выставок и ярмарок, конференций и форумов; Количество приобретенных экспонатов |
|
6 |
Сроки реализации (этапы) подпрограммы |
2013-2016 годы |
|
7 |
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам |
Всего 14 515,0 тыс. руб., в т.ч.: 2013 - 7 321,0 тыс. руб.; 2014 - 2 700,0 тыс. руб.; 2015 - 2 385,0 тыс. руб.; 2016 - 2 109,0 тыс. руб. |
Всего 16 321,0 тыс. руб., в т.ч.: 2013 - 7 321,0 тыс. руб.; 2014 - 3 000,0 тыс. руб.; 2015 - 3 000,0 тыс. руб.; 2016 - 3 000,0 тыс. руб. |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
Одним из путей сохранения и развития духовного потенциала государства как основы его нравственной безопасности является реализация комплексных мер по развитию народного прикладного искусства и художественных промыслов, способствующих полноценному развитию и воспитанию подрастающего поколения на исторических традициях, способствующих поднятию этнического самосознания народов республики.
Признание народных художественных промыслов и ремесел феноменом российского общества и неотъемлемой частью историко-культурного наследия Республики Саха (Якутия), а также принятие дополнительных мер государственной поддержки в целях их устойчивого и поступательного развития является важнейшей задачей государственной политики на территории Республики Саха (Якутия).
В сфере народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства заняты свыше 3000 мастеров-умельцев, из них свыше 200 человек имеют республиканское звание "Народный мастер" и свыше 180 человек - республиканское звание "Мастер народных художественных промыслов".
АУ Республики Саха (Якутия) "Дом дружбы народов им А.Е. Кулаковского" регулярно проводятся выставки международного, регионального, республиканского уровней, научно-практические семинары, творческие лаборатории, мастер-классы:
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Республиканские |
8 |
14 |
5 |
8 |
14 |
9 |
Российские Межрегиональные |
1 |
4 |
2 |
1 |
4 |
4 |
Международные |
2 |
1 |
1 |
- |
3 |
1 |
Персональные и др. |
10 |
17 |
9 |
7 |
5 |
12 |
Мастер-классы |
3 |
3 |
2 |
5 |
4 |
6 |
Количество участников в среднем |
526 |
584 |
389 |
470 |
700 |
540 |
В настоящее время координацией развития, сохранения народного прикладного искусства и художественных промыслов занимаются общественный орган "Палата художественных промыслов и ремесленничества Республики Саха (Якутия)" и Центр народного искусства "Симэх" АУ Республики Саха (Якутия) "Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского". В улусах действуют 15 объединений мастеров, которые не имеют соответствующей материальной базы. Все они работают на энтузиазме отдельных лиц и на общественных началах.
Ситуация в сфере народно-художественных промыслов по-прежнему остается сложной. Производство изделий народных художественных промыслов и сувенирной продукции осуществляется по двум каналам: в основном за счет собственных средств предприятий - производителей изделий, а также самих художников, мастеров народных промыслов, ремесленников без поддержки и инвестиций извне. В результате более 50% мастеров и художников республики не реализуют свой творческий потенциал в силу отсутствия денежных средств на приобретение материалов, содержание производственных мастерских. Почти повсеместно творческие мастерские резьбы по дереву, кости, национального шитья не в полной мере оснащены современным оборудованием, а имеющееся оборудование на предприятиях в силу физического и морального износа не всегда обеспечивает возможность изготовления работ и изделий высокого качественного уровня для реализации творческого замысла художников.
В целом возникла большая опасность утраты преемственности в поколениях и школах народных мастеров. В частности, это особенно остро касается уникальных традиций коренных народов, проживающих в отдаленных северных улусах. Традиционные художественные промыслы и ремесла эвенов, эвенков, юкагиров, долган в республике почти исчезли, что стало возможным в результате многолетнего системного кризиса в социально-экономической сфере жизни коренных народов в республике. В результате давно ушли из повседневного быта северных народов многие традиционные виды одежды, утвари, жилища, утилитарных орудий труда, связанных с их многовековым укладом жизни и типом хозяйствования на Севере.
По-прежнему остается актуальной проблема создания соответствующих социально-экономических условий для выживания конкурентоспособности изделий художественных промыслов на внутреннем и внешнем рынках.
Отдельной проблемой является обеспечение сырьем косторезного дела. Косторезные промыслы как вид искусства за период с 90-х гг. XX в. потеряли свои позиции из-за отсутствия качественного сырья (прежде всего в виде мамонтовой фауны), который бесконтрольно, минуя рынок республики, поставляется за пределы республики и за рубеж. А между тем республика является исконно природно-сырьевым хранилищем этой редкой и дорогостоящей фауны.
Кадровое обеспечение и трудоустройство специалистов в этой сфере также является отдельной проблемой. Подготовка кадров народных художественных промыслов осуществляется на базе 5 учебных заведений республики: Арктический государственный институт культуры и искусств, Якутское художественное училище им. П.П. Романова, Колледж технологии и дизайна традиционных промыслов народов Якутии (г. Якутск), Намский профессиональный лицей N 22, Намский педагогический колледж. Ежегодно выпуск мастеров только косторезного производства составляет до 30 человек. Таким образом, за последние 5 лет выпуск мастеров-косторезов составил порядка 150 человек.
Снижение качества изготовляемой продукции и ослабление национальных художественных традиций можно увидеть на примере развития декора и орнамента из любого материала в сегодняшних изделиях у многих мастеров. Ускоренные процессы интенсивных этнокультурных связей соседствующих народов, регионов, стилизация орнаментов в сторону упрощения, или, наоборот, неоправданная перегруженность и усложнение - все это ведет к утрате первоначального многовекового глубокого смысла в декоре народного искусства. Естественная замена трудоемких, рукотворных процессов в работе мастериц и мастеров ведет к утрате высокой художественности и эстетичности, которые были присущи настоящим образцам народного искусства, созданным в прошлые века. Это ведет к разрушению национальных художественных традиций в декоративно-прикладном искусстве среди коренных народов республики.
Инфраструктура народных художественных промыслов не получила развития в республике. В улусах, городах республики нет сети народных художественных промыслов - Центров художественных промыслов, Домов ремесел, школ художественных традиционных промыслов, что наблюдается на практике в других регионах России.
В связи с этим встает актуальная задача: как в дальнейшем сохранить и развить традиции художественных промыслов сегодня, как пробудить интерес у молодежи к этим кажущимся, не престижным ремеслам. Как в новых условиях информационной технологии сохранить то, что выработано веками ушедшими поколениями наших народов? Они должны волновать специалистов и руководство всех муниципальных образований наших улусов, прежде всего, северных.
Назрела необходимость в образовании республиканской художественно-экспертной лаборатории для идентификации, создания эталонов - образцов изделий народных художественных промыслов, далее Фонда эталонного народного искусства.
Отстает от запросов современности создание социально-экономических условий для появление конкурентоспособных изделий художественных промыслов на внутреннем и внешнем рынках.
Для разработки стратегии развития подпрограммы с целью выявления проблем был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT.
Таблица 21.1.
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Разработана законодательная база (закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 г. N 695-З N 325-IV "О государственной поддержке народных художественных промыслов в Республике Саха (Якутия)". 2. Составлен реестр народных мастеров республики. 3. Составлен реестр субъектов народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия). 4. Разработана и действует плановая система мероприятий по народным художественным промыслам и ремеслам (выставки, ярмарки, смотры, семинары, творческие лаборатории и др.). 5. Установлена связь с субъектами народных художественных промыслов и ремесел в различных регионах Российской Федерации. 6. Налажена система сбыта продукции народных художественных промыслов и ремесел в республике |
1. Отсутствие специализированных Центров народных художественных промыслов и ремесел в муниципальных образованиях республики. 2. Отсутствие материально-сырьевой базы для субъектов народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия). 3. Отсутствие льгот по кредитной поддержке субъектов народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия). 4. Отсутствие специализированных штатных единиц по народным художественным промыслам и ремеслам в управлениях культуры муниципальных образований республики. 5. Отсутствие Фонда эталонных образцов народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия) |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
1. Расширение сети сбыта изделий народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия) в другие регионы Российской Федерации и за рубеж. 2. Создание Центров народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия) в муниципальных образованиях. 3. Обучение мастеров республики в ведущих российских Центрах народных художественных промыслов и ремесел. 4. Формирование Фонда эталонных образцов народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия). 5. Активное привлечение инвестиций, спонсорской и иной помощи субъектам народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия) |
1. Существует угроза исчезновения отдельных видов народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия) из-за сокращения числа носителей уникальных технологий народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия). 2. Отход основной массы субъектов народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия) от традиций народного искусства, утеря качества в погоне за количеством. 3. Насыщение рынка изделиями народных художественных промыслов и ремесел других регионов и стран |
Раздел 2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы
Цель подпрограммы: сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия) как достояние народа в формировании социально-экономического развития республики.
Задачи подпрограммы:
1. Создание условий для деятельности базовых Центров-инкубаторов в местах бытования народных художественных промыслов и ремесел.
2. Поддержка субъектов народных художественных промыслов и ремесел, творческих союзов мастеров народного и декоративно-прикладного искусства.
3. Информационно-аналитическое, организационное обеспечение и популяризация народных художественных промыслов.
В соответствии с целями и задачами предусмотрена реализация комплекса программных мероприятий:
1. Приобретение оборудования для обучения молодых мастеров.
2. Грантовая поддержка творческого союза мастеров народного и декоративно-прикладного искусства "Уус" Республики Саха (Якутия).
3. Проведение республиканских, межрегиональных, российских и международных фестивалей, выставок и ярмарок, конференций и форумов по народным художественным промыслам.
4. Организация издательской деятельности (выпуск альбомов "Народные мастера Якутии", выпуск альманаха "Народное искусство Якутии", выпуск журнала "Уус", каталогов выставок).
5. Приобретение изделий народных художественных промыслов и ремесел на конкурсной основе в Фонд при АУ Республики Саха (Якутия) "Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского".
Претворение в жизнь вышеперечисленных основных мероприятий позволит рационально использовать имеющиеся ресурсы и признать сферу народных художественных промыслов и ремесел Республики Саха (Якутия) достоянием общества и одним из факторов, усиливающих конкурентное преимущество республики на российском и международном уровне.
Таблица 21.2.
Оценка реализации подпрограммы по базовому и интенсивному вариантам
Наименование подпрограммы |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Отчетный период |
2011 |
Результаты реализации подпрограммы |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
||||
Подпрограмма "Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия)" |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача N 1. Создание условий для деятельности базовых центров - инкубаторов в местах бытования народных художественных промыслов и ремесел |
Количество приобретенного оборудования |
ед. |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Задача N 2. Поддержка субъектов народных художественных промыслов и ремесел, творческих союзов мастеров народного и декоративно-прикладного искусства |
Количество грантополучателей |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Задача N 3. Информационно-аналитическое, организационное обеспечение и популяризация народных художественных промыслов |
Количество проведенных республиканских, межрегиональных, российских и международных фестивалей, выставок и ярмарок, конференций и форумов |
ед. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Количество приобретенных экспонатов |
ед. |
10 |
10 |
10 |
10 |
5 |
10 |
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится ежегодно на основе использования системы целевых индикаторов, которая обеспечит мониторинг динамики результатов реализации подпрограммы за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий подпрограммы.
Для оценки эффективности реализации подпрограммы используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают выполнение мероприятий подпрограммы.
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов и показателей.
Ожидаемые результаты от реализации подпрограммы:
Создание базовых центров-инкубаторов в местах бытования народных художественных промыслов в республике;
создание новых изделий для пополнения Фонда АУ Республики Саха (Якутия) "Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского";
создание новых рабочих мест, содействие занятости населения;
обучение мастеров в российских Центрах народных художественных промыслов;
повышение уровня информированности, уровня исполнительского мастерства мастеров;
установление культурных и торговых связей с субъектами народных художественных промыслов и ремесел в России и зарубежом.
Раздел 3. Обоснование объема ресурсного обеспечения подпрограммы
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), государственных внебюджетных фондов.
Общая сумма потребности по базовому варианту составляет 14 515,0 тыс. руб., в т.ч.:
2013 г. - 7 321,0 тыс. руб.;
2014 г. - 2 700,0 тыс. руб.;
2015 г. - 2 385,0 тыс. руб.;
2016 г. - 2 109,0 тыс. руб.;
общая сумма потребности по интенсивному варианту составляет 16 321,0 тыс. руб., в т.ч.:
2013 г. - 7 321,0 тыс. руб.;
2014 г. - 3 000,0 тыс. руб.;
2015 г. - 3 000,0 тыс. руб.;
2016 г. - 3 000,0 тыс. руб.
Таблица 21.3.
Ресурсное обеспечение подпрограммы
(тыс. руб.) | ||
Источник финансирования |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
Всего: |
14 515,0 |
16 321,0 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
14 515,0 |
16 321,0 |
Раздел 4. Анализ управления подпрограммой
Текущее руководство подпрограммой осуществляется ответственным исполнителем государственной программы - Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
Механизм реализации подпрограммы предусматривает формирование ежегодных рабочих документов:
организационного плана действий по реализации первоочередных мероприятий каждой задачи, предоставление в указанные сроки государственным заказчиком оперативной (или годовой) отчетности и информационных данных;
перечня работ по подготовке и проведению мероприятий с разграничением исполнителей, определением объемов и источников финансирования.
Отчетность по подпрограмме предусматривается поквартальная и годовая. Квартальные отчеты предоставляются до конца месяца, идущего за кварталом, годовой отчет предоставляется в течение первого квартала следующего года.
Основными рисками исполнения подпрограммы являются:
- сокращение утвержденных сумм финансирования при утверждении государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
<< Приложение N 12 |
||
Содержание Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2013 г. N 2344 "О внесении изменений в Указ Президента Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.