Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
к Указу Президента Республики Саха (Якутия)
от 29 ноября 2013 г. N 2344
Подпрограмма
"Музейное и библиотечное дело"
Паспорт подпрограммы
N |
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
1 |
Наименование подпрограммы: |
Музейное и библиотечное дело |
|
2 |
Основание для разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Федеральный закон от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"; Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле"; Закон Республики Саха (Якутия) от 20.06.1996 З N 119-I "О музейном фонде и музеях Республики Саха (Якутия)"; Закон Республики Саха (Якутия) от 06.02.1997 З N 155-I "О государственной охране памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия)"; Закон Республики Саха (Якутия) от 21.07.1994 3 N 27-I "О библиотечном деле"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 22.09.2003 N 1198 "Вопросы Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)"; Распоряжение Президента Российской Федерации от 18.06.2007 N 326-рп "О создании Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина"; Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 29.11.2007 N 554-РП "Об организационном комитете по созданию регионального центра Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина"; Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 N 179 "Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации"; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.09.2010 N 409 "Об утверждении Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов в Республике Саха (Якутия)"; Протокол совещания при Президенте Республики Саха (Якутия) от 13.02. 2009 N 337 "О состоянии и развитии библиотечного дела в Республике Саха (Якутия) и его роли в информационном обслуживании населения" |
|
3 |
Соисполнитель подпрограммы |
- |
- |
4 |
Цель и задачи подпрограммы |
Цель: повышение эффективности использования потенциала музеев и музейных коллекций Республики Саха (Якутия) для развития духовности и нравственного здоровья населения, создание единого библиотечно-информационного пространства в республике, эффективной системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации, реализация их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках. Задачи: развитие библиотечного дела; развитие музейного дела |
|
5 |
Целевые индикаторы подпрограммы |
Охват населения музейными и библиотечными услугами; Количество модельных сельских библиотек на текущий год; Увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек Республики Саха (Якутия), в том числе включенных в Сводный электронный каталог библиотек России; Увеличение посещаемости музейных учреждений |
|
6 |
Сроки реализации (этапы) подпрограммы |
2014-2016 годы |
|
7 |
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам |
Всего: 1 177 565,0 тыс. руб., в том числе: 2014 - 409 070,0 тыс. руб.; 2015 - 387 337,0 тыс. руб.; 2016 - 381 158,0 тыс. руб. |
Всего: 2 857 881,9 тыс. руб., в том числе: 2014 - 895 236,4 тыс. руб.; 2015 - 952 008,2 тыс. руб.; 2016 - 1 010 637,3 тыс. руб. |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
Важную роль в развитии библиотечного дела республики играет Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) - одна из крупнейших библиотек на Северо-Востоке Российской Федерации. Стратегия развития Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) основана на исторической миссии по сбору и сохранению документального наследия коренных народов Якутии как части культурного наследия народов мира, а также обеспечению доступа населения к национальным, российским и мировым информационным ресурсам. Основные функции Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия): всестороннее и максимально полное раскрытие уникальности Республики Саха (Якутия), ее духовного наследия, научной и культурной деятельности. Эта важная задача определяет необходимость развития научно-исследовательской работы в области библиотековедения, библиографии и книговедения, изучения книжных памятников Республики Саха (Якутия), проведения аналитических, прогностических, маркетинговых исследований.
Одной из главных задач Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) является формирование национального библиографического репертуара, что предусматривает решение задач текущего и ретроспективного библиографического учета всех видов и форм документов, изданных на территории Республики Саха (Якутия) и за ее пределами о Якутии. В данном направлении ведется работа по текущей обработке обязательного бесплатного экземпляра, реализации проектов по созданию системы ретроспективной национальной библиографии Республики Саха (Якутия).
Как главная публичная библиотека республики Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) предоставляет пользователям наиболее полное собрание отечественных и зарубежных документов, обеспечивает доступ пользователей к информационным ресурсам республиканского, российского и международного уровня.
Важнейшими событиями в библиотечном деле стали создание на базе Национальной библиотеки Межрегионального информационного центра документального культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проведение межрегиональной конференции "Документальное культурное наследие коренных малочисленных народов Севера России: проблемы сохранения и обеспечение доступности" с участием 9 регионов Российской Федерации, а также подписание Президентом Республики Саха (Якутия) и Президентской библиотекой им. Б.Н. Ельцина Соглашения о сотрудничестве по созданию регионального центра доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки на базе Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия).
Продолжается процесс создания модельных сельских библиотек, что является прорывом в информатизации библиотечной сферы, повышении качества и ассортимента библиотечно-информационных услуг.
В соответствии с целями и задачами, определенными законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), музеи выполняют хранительские, культурно-образовательные и научно-исследовательские функции, обеспечивая доступ граждан к историко-культурному, художественному и природному наследию.
По количеству музеев наша республика занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе. Это обусловлено природно-географическими особенностями республики: большой территорией, удаленностью от культурных центров и инициативой жителей в создании музеев. Практически в каждом улусе республики создан улусный (районный) музей. Кроме того, в улусах и наслегах действуют школьные и ведомственные музеи. Экспозиции музеев знакомят с природой, историей, экономикой и культурой улусов (районов), наслегов и городов. Тематика научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности музеев определяется географическими особенностями региона, его историей, традициями и обычаями народов республики.
Внедрение современных технологий в формы и методы учетной обработки музейных предметов стало приоритетным направлением в музейной деятельности. Так, для 5 государственных музеев республики приобретены компьютерное оборудование, комплексная автоматизированная музейная информационная система КАМИС, которая будет способствовать качественному описанию музейных предметов, созданию научных каталогов и пополнению Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации как единой федеральной базы данных. В декабре проведен обучающий семинар для специалистов муниципальных музеев на тему "Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации", в котором приняли участие 54 работника из 38 муниципальных музеев республики.
В декабре 2012 г. состоялось торжественное открытие музеев государственности: музея П.А. Ойунского в с. Черкех Таттинского улуса, музея И.Н. Барахова в с. Харбалах Верхневилюйского улуса как филиалов Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского.
Комплексная программа "Музей - духовный ресурс народа", инициированная Национальным художественным музеем Республики Саха (Якутия) начала свою реализацию в Чурапчинском, Таттинском и Усть-Алданском улусах. Программа включает в себя выездные выставки, открытие виртуальных филиалов, а также научные экспедиции в рамках проекта "Раритеты Якутии".
С целью обеспечения сохранности Музейного фонда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), дальнейшего развития музейной сферы, эффективного использования исторического и духовного наследия, укрепления материально-технической базы музеев в связи с переходом на статус бюджетных учреждений нового типа и поддержки культурного многообразия Республики Саха (Якутия) проведена работа по разработке Концепции развития музейного дела в Республике Саха (Якутия) на 2012-2020 годы, которая рассмотрена и одобрена на Коллегии Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос обеспечения сохранности музейных зданий, в том числе оснащение музеев системами охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения и пожаротушения, специальным экспозиционно-выставочным оборудованием, а также воздухоотводами, вытяжками, аппаратурой для определения температурно-влажностного режима в залах и фондохранилищах.
Для разработки стратегии развития подпрограммы с целью выявления проблем был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT.
Таблица 19.1
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Высокий по сравнению с другими регионами уровень компьютеризации общедоступных библиотек. 2. Развитие перспективных инновационных моделей информационно-библиотечного обслуживания населения: модельных сельских библиотек, центров общественного доступа к открытым информационным ресурсам, публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек. 3. Развитие корпоративного взаимодействия библиотек республики: создание Сводного каталога библиотек Республики Саха (Якутия), Виртуальной справочной службы библиотек Республики Саха (Якутия), Национальной электронной библиотеки. 4. Богатейшие музейные собрания, значительная часть которых уникальные экспонаты. 5. Наличие развитой сети музеев, деятельность которых рассматривается как важный фактор культурного, образовательного и социально-экономического развития республики. 6. Активизация работы по внесению музейных предметов республики в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. |
1. Недостаточное финансирование комплектования фондов муниципальных библиотек. 2. Недостаточный уровень развития деятельности по обеспечению сохранности и безопасности библиотечных фондов. 3. Тенденция сокращения пользования библиотеками населением детского и юношеского возрастов. 4. Медленный рост количества библиотек, имеющих доступ в Интернет. 5. Слабая материально-техническая база библиотек и музеев, большое количество библиотек и музеев, находящихся в аварийных и требующих капитального ремонта зданиях, высокая степень изношенности техники и оборудования, музейных предметов, требующих реставрации. 6. Сверхнормативная загрузка фондохранилищ большинства музеев, ненадлежащие условия хранения, морально и физически устаревшее фондовое оборудование. 7. Однотипность экспозиций большинства музеев краеведческого профиля |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
1. Повышение качества библиотечного обслуживания за счет внедрения современных технологий, расширения ассортимента информационно-библиотечных услуг, приближения обслуживания к месту жительства и работы населения. 2. Усиление координации и ликвидация дублирования в создании и использовании информационных ресурсов за счет развития корпоративного создания корпоративной информационно-библиотечной сети. 3. Развитие маркетинговой, рекламной и PR-деятельности библиотек, перспективных форм социального партнерства. 4. Развитие музейной сферы, рост качества музейных услуг, конкурентоспособность государственных музеев становится важнейшим фактором развития туристического потенциала в Якутии, способствует привлекательности Якутии как значимого культурного, делового и туристского центра. 5. Активизация работы по созданию электронной базы данных республиканского компонента Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации. 5. Развитие системы непрерывного образования и закрепления кадров |
1. Снижение интереса к книге и чтению среди детей и молодежи, что может отразиться на показателях пользования библиотеками. 2. Невосполнимая утрата уникальных исторических и художественных ценностей из фондов музеев республики. 3. Недостаточный приток молодых специалистов, что может стать сдерживающим фактором для развития современных технологий, создания и использования электронных информационных ресурсов, развития инновационных форм информационно-библиотечного обслуживания населения |
Раздел 2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются повышение эффективности использования потенциала музеев и музейных коллекций Республики Саха (Якутия) для развития духовности и нравственного здоровья населения, создание единого библиотечно-информационного пространства в республике, эффективной системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации, реализация их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.
В соответствии с поставленными целями и задачами предусмотрена реализация комплекса программных мероприятий:
1. Развитие библиотечного дела:
1.1. Создание современной модели библиотечных фондов.
1.2. Модернизация информационно-библиотечного обслуживания.
1.3. Поддержка и развитие чтения.
2. Развитие музейного дела:
2.1. Обеспечение безопасности и сохранности государственной части Музейного фонда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
2.2. Популяризация музейных коллекций Республики Саха (Якутия).
2.3. Преобразование в электронный вид учетно-хранительской документации и музейных предметов для внесения в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.
Таблица 19.2.
Оценка реализации подпрограммы по базовому и интенсивному вариантам
Наименование подпрограммы |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Отчетный период |
2013 |
Результаты реализации подпрограммы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
||||
Подпрограмма "Музейное и библиотечное дело" |
Охват населения музейными и библиотечными услугами |
% |
|
|
51,8 |
51,82 |
51,88 |
51,96 |
Задача N 1. Развитие библиотечного дела |
Количество модельных сельских библиотек на текущий год |
ед. |
35 |
50 |
65 |
80 |
125 |
200 |
|
Увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек Республики Саха (Якутия), в том числе включенных в Сводный электронный каталог библиотек России |
% |
|
|
1,7 |
1,8 |
2,1 |
2,1 |
Задача N 2. Развитие музейного дела |
Увеличение посещаемости музейных учреждений |
Количество посещений на 1 жителя в год |
|
|
0,3 |
0,32 |
0,41 |
0,41 |
Раздел 3. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Общий объем финансирования по базовому варианту составляет 1 177 565,0 тыс. рублей из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе:
2014 г. - 409 070,0 тыс. руб.;
2015 г. - 387 337,0 тыс. руб.;
2016 г. - 381 158,0 тыс. руб.
Общий объем финансирования подпрограммы по базовому варианту реализации определен исходя из возможности государственного бюджета Республики Саха (Якутия), куда включены расходные обязательства по оказанию государственных услуг и выполнению работ.
Общая сумма потребности по интенсивному варианту составляет 2 265 777,4 тыс. рублей, в том числе:
2014 г. - 619 116,6 тыс. руб.;
2015 г. - 851 629,3 тыс. руб.;
2016 г. - 795 031,5 тыс. руб.;
из средств федерального бюджета 9 711,3 тыс. рублей; из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 2 256 066,1 тыс. рублей.
Таблица 19.3
Ресурсное обеспечение подпрограммы
(тыс. руб.) | ||
Источник финансирования |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
Всего: |
1 177 565,0 |
2 265 777,4 |
Федеральный бюджет |
|
9 711,3 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
1 177 565,0 |
2 256 066,1 |
Раздел 4. Анализ управления подпрограммой
Текущее руководство подпрограммой осуществляется ответственным исполнителем государственной программы - Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
Механизм реализации подпрограммой предусматривает:
планирование реализации подпрограммы;
систему отчетности о реализации подпрограммы;
текущий контроль осуществления мероприятий подпрограммы.
Планирование реализации подпрограммы предусматривает составление годовых планов реализации подпрограммы с разбивкой по кварталам с указанием объемов работ или услуг, перечня мероприятий, сроков их осуществления и исполнителей, а также объемов и источников финансирования.
Отчетность предусматривает предоставление квартальных и годовых отчетов. Квартальные отчеты предоставляются до конца месяца, идущего за кварталом, годовой отчет предоставляется в течение первого квартала следующего года.
Основные риски исполнения подпрограммы:
снижение предусмотренных подпрограммой объемов финансирования;
нарушение ритмичности финансирования.
Неполная реализация подпрограммы приведет к дальнейшему ухудшению в вопросе сохранения региональной составляющей Музейного фонда Российской Федерации, снижению интереса населения к деятельности музейных учреждений республики ввиду отсутствия актуальных и современных музейных экспозиций и других форм культурно-просветительской работы музеев, сокращению численности потенциальных пользователей библиотек, сокращению численности персонала библиотек и музеев и т.д.
<< Приложение N 10 |
Приложение >> N 12 |
|
Содержание Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2013 г. N 2344 "О внесении изменений в Указ Президента Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.