Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
Проблемы обращения с отходами производства и потребления актуальны для всех субъектов Российской Федерации. Федеральные целевые программы в области обращения с отходами производства и потребления в настоящее время отсутствуют.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию в Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, отсутствие исходных объективных условий для формирования Федеральной целевой программы по обращению с отходами, Президент Российской Федерации своим поручением от 29.03.2011 N Пр-781 возложил на субъекты Российской Федерации обеспечение подготовки долгосрочных целевых программ, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, с привлечением средств частных инвесторов.
В целях реализации Концепции экологической безопасности Республики Саха (Якутия) Законом Республики Саха (Якутия) от 19.12.2006 402-З N 819-III утверждена государственная целевая программа "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы", где по подпрограмме "Отходы" было предусмотрено 102,136 млн рублей, в том числе из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 62,386 млн рублей и из бюджета муниципальных образований - 39,75 млн рублей. Мероприятия подпрограммы "Отходы" были направлены на обустройство полигонов твердых бытовых отходов населенных пунктов республики, подготовку проектной документации на строительство и рекультивацию полигонов твердых бытовых отходов г. Якутска.
В 2007-2008 годах из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) были профинансированы мероприятия на сумму около 8 млн рублей, впоследствии подпрограмма "Отходы" не финансировалась.
В течение 2010 года на территории Республики Саха (Якутия) согласно статистическим отчетам предприятий (форма 2-тп "отходы") количество отходов составило 124531,3 тыс. тонн, большую часть которых составляют отходы при добыче полезных ископаемых - 121516,07 тыс. тонн. При этом по классам опасности объем отходов составил: I класса опасности - 11,8 тонн, Il класса опасности-56,3 тонн, III класса - 3,7 тыс. тонн, IV класса - 76,0 тыс. тонн и V класса опасности - 1215157,6 тыс. тонн. Таким образом, на конец 2010 года общий объем накопленных отходов составил 1339699,4 тыс. тонн.
Инвентаризация объектов размещения отходов на территории поселений Республики Саха (Якутия) показала, что по состоянию на 01 января 2011 г. на территории муниципальных образований располагаются 457 объектов размещения твердых бытовых отходов на общей площади 1,433 тыс. га. На рисунках 1, 2, 3 представлены сведения о занятой площади земель под каждый объект, их заполненность отходами и сведения об оформлении и регистрации земельных дел.
Рисунок 1. Занимаемая площадь свалок
Рисунок 2. Степень заполнения свалок твердых бытовых отходов, га
Рисунок 3. Наличие правоустанавливающих документов на объекты размещения отходов (OPO)
До сих пор органами местного самоуправления не решены вопросы содержания объектов размещения отходов в соответствии с требованиями природоохранного, санитарного и ветеринарного законодательства. Остро стоят вопросы проектирования и строительства современных полигонов размещения отходов и соответствующего их содержания.
Более 80% объектов размещения твердых бытовых отходов не соответствуют санитарным правилам и требованиям СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", из них 35% не имеют санитарно-защитных зон. Более 20 объектов размещения отходов заполнены на 80-100%, из них на 95-100% заполнены 10 объектов.
Инвентаризация бесхозных, ранее применявшихся в золотодобывающей отрасли экономики химических веществ (ксантогената калия) позволила оценить их объемы, финансовые затраты на транспортирование и утилизацию.
Одним из актуальных вопросов в области обращения с отходами является утилизация твердых бытовых отходов, в том числе отходов I класса опасности: ртутьсодержащие приборы, люминесцентные, энергосберегающие лампы, которые остаются у приборопользователей на временном хранении. При этом из-за отсутствия пунктов сбора и утилизации на местах предприятия и физические лица, как правило, вывозят опасные отходы на необорудованные свалки.
Ксантогенаты
В ходе контрольных мероприятий, проводимых улусными инспекциями охраны природы, особое внимание уделяется бесхозным объектам химических веществ - пестицидов, ядохимикатов и ксантогенатов, объектам муниципальных образований - санкционированным и несанкционированным свалкам.
Рисунок 4. Результаты инвентаризации ксантогената калия.
N |
Мероприятие |
Информация |
1. |
Собственник |
ГОК "Депутатсколово", ликвидирован в 1995 г. |
1.1. |
Места хранения: п. Депутатский, ЦОФ ГОК "Депутатсколово; Рудник "Западный" (склад "Чайка"); Старый склад Вм ШСХ Склад N 3 (Буревестник) |
Количество обнаруженного ксантогената: - 8 бочек (объемом по 50 л); - 82 бочки; - 426; - 164; Всего 680 бочек |
2. |
Собственник |
ГОК "Куларзолото", предприятие ликвидировано |
2.1. |
п. Кулар (ликвидирован) Куларская ЗИФ; п. Северный, база KMTC ГОК "Куларзолото" |
- 2 емкости (объемом по 1,3 м3); - 48 бочек с ксантогенатом калия; - 70 мешков с неизвестным содержимым |
|
Места хранения бесхозных химических веществ: - п. Эльдикан, склад ЗАО ТД "Север-Саха" (Усть-Майский) |
Ксантогенат калия бутиловый: - 100 бочек, объемом каждая 100 литров |
Проблема утилизации ртутьсодержащих отходов решается крайне медленно во всех субъектах Российской Федерации. Учитывая сложную транспортную схему в Республике Саха (Якутия), перевозка ртутьсодержащих отходов на утилизацию представляет значительную проблему. До настоящего времени не решены вопросы сбора, временного хранения, транспортировки и возможной утилизации ртутьсодержащих отходов на территории муниципальных образований.
Отсутствие разработанного порядка сбора ртутьсодержащих отходов органами местного самоуправления, нерешенные финансовые вопросы их транспортирования и утилизации увеличивают вероятность загрязнения объектов окружающей среды отходами I класса опасности.
В Республике Саха (Якутия) действуют всего два предприятия, специализирующиеся на сборе и утилизации ртутьсодержащих ламп и приборов (г. Якутск, г. Мирный).
Не решены вопросы утилизации медицинских и биологических отходов. В соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 и зарегистрированными Министерством юстиции России от 05.01.1996 N 1005, к биологическим отходам относятся:
трупы животных и птиц, в том числе лабораторных;
абортированные и мертворожденные плоды;
ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах;
другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Поэтому необходимо разделить понятия медицинских, биологических, ветеринарных и сельскохозяйственных отходов.
Медицинские учреждения не обеспечены инсинераторами, сжигание биологических отходов (свиней, собак, коров) производится не в специально отведенных и оборудованных площадках, а примитивным способом, путем их сжигания с использованием отработанных автомобильных шин. При этом наносится значительных ущерб окружающей среде и создаются условия распространения эпизоотий инфекционных заболеваний животных с вовлечением в эпизоотический процесс и людей.
Всего за 2010 год зарегистрировано биоотходов по республике 11679,4 тонн, 80% мест для уничтожения биоотходов не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации и зарегистрированным Министерством юстиции России от 05.01.1996 N 1005. При этом категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны. Для утилизации биологических отходов необходимы специально отведенные обустроенные места в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами или наличие утилизированных печей в каждом населенном пункте Республики Саха (Якутия). Падеж сельскохозяйственных животных происходит в основном по причине болезни, и несвоевременная утилизация трупов может привести к возникновению и распространению инфекционных болезней, таких, как сибирская язва, бешенство, африканская чума свиней и т.д. Тем самым наносится огромный ущерб не только сельскому хозяйству, но и здоровью населения.
Для приведения объектов размещения отходов в соответствие с требованиями санитарного и экологического законодательства органами местного самоуправления подготовлены проекты строительства полигонов для твердых бытовых отходов (ТБО) на 26 км Вилюйского тракта в городе Якутске, в городе Ленске и в 5-ти населенных пунктах Мирнинского района, а также один проект рекультивации объекта размещения отходов на 9 км Вилюйского тракта в городе Якутске.
Два из имеющихся проектов по городу Якутску получили положительное заключение государственной экологической экспертизы. Подготовленные проекты строительства полигонов не реализовываются ввиду отсутствия источников финансирования.
Объекты размещения твердых или жидких бытовых отходов расположены на территории поселений органов местного самоуправления и их строительство должно осуществляться на условиях софинансирования государственных и частных инвестиций в рамках соглашений государственно-частного партнерства. Подготовка технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации должна проводиться заказчиком проекта.
С целью исследования проблематики современного состояния в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия) выполнен SWOT анализ (Таблица 1.)
Таблица 1.
SWOT анализ состояния обращения с отходами
Преимущества (сильные стороны) |
Недостатки (слабые стороны) |
Устойчивое функционирование систем коммунальной инфраструктуры. Привлечение инвестиций в форме кредитов, лизинга и на основе концессионных соглашений. Потенциальная экономическая эффективность проектов переработки отходов для получения вторичной продукции и биотоплива |
Высокий процент объектов размещения отходов, не соответствующих требованиям санитарных и экологических норм и правил. Недостаточность средств на восстановление и развитие основных объектов размещения отходов. Отсутствие мусороперерабатывающих производств. Низкий уровень культуры производителей отходов. Недостаток опыта раздельного сбора отходов. Низкий уровень подготовки кадров |
Возможности |
Угрозы |
Привлечение инвестиций на основе создания государственно-частных партнерств. Развитие инструмента концессий для повышения эффективности эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры. Внедрение энергоэффективных технологий на основе рефинансирования за счет экономического эффекта |
Наступление локальных и глобальных экологических катастроф. Возникновение инфекционных заболеваний от источников ненормативного размещения отходов. Отравление и заражение населения от источников отходов высокого класса опасности при их ненормативном хранении. Дальнейшее снижение культуры обращения с отходами |
Основными проблемами в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия) являются:
Наличие большого числа неорганизованного, экологически опасного размещения отходов.
Нарушение почвенно-биологических условий в местах несанкционированного хранения отходов.
Отсутствие современных производств по переработке и утилизации отходов.
Крайне недостаточное количество мест размещения отходов, соответствующих нормативным требованиям.
Все эти проблемы взаимосвязаны и имеют схожие причины, такие как:
недофинансирование мероприятий по сбору, размещению, переработке и утилизации отходов;
отсутствие практического опыта обращения с отходами в условиях Крайнего Севера;
низкая культура населения и промышленных производителей по обращению с отходами;
низкий уровень приоритетности направления по обращению с отходами при формировании бюджетов различных уровней.
Следствием этих причин является негативное воздействие на окружающую среду и жизнедеятельность человека. Потеря большого объема невостребованных биологических и технических ресурсов отходов, которые можно было бы использовать для вторичного производства товаров (туалетная бумага, упаковочные изделия, топливные брикеты и т.п.). В результате имеется упущенная экономическая выгода.
Для сохранения ландшафтов, присущих Якутии, под влиянием которых сформировалась духовная и материальная культура коренных народов, необходимо решение основных экологических задач:
минимизация ущерба природной среде при разведке и разработке полезных ископаемых;
максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке;
стимулирование и внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий в промышленности, использование вторичных ресурсов;
поддержка производств по извлечению полезных компонентов из отвалов и отходов, образовавшихся в процессе производственной деятельности прошлых лет;
рекультивация земель, нарушенных в результате разведки и разработки месторождений полезных ископаемых, а также иной хозяйственной деятельности;
приведение в соответствие с законодательством имеющихся объектов размещения отходов, строительство новых полигонов, внедрение технологий переработки вторичного сырья, уменьшения на объектах размещения утилизируемых отходов.
Реализация проблемных вопросов требует последовательного и комплексного подхода, значительных капитальных вложений, что наиболее реализуемо программно-целевым методом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.