Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По-видимому, в следующей редакции предполагается изложить приложение N 2 "Подпрограмма "Улучшение инвестиционного климата и развитие государственно-частного партнерства" к государственной программе Республики Саха (Якутия) "Региональная экономическая политика Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"
Приложение N 1
к Указу Президента Республики Саха (Якутия)
от 28 декабря 2013 г. N 2429
Подпрограмма
"Улучшение инвестиционного климата и развитие государственно-частного партнерства"
Паспорт подпрограммы
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
Наименование подпрограммы |
Улучшение инвестиционного климата и развитие государственно-частного партнерства |
|
Основание для разработки подпрограммы (наименование, номер и дата нормативного акта) |
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 N 808 "Об утверждении перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.07.2011 N 286 "Об утверждении Программы по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории Республики Саха (Якутия)" |
|
Соисполнители подпрограммы |
Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия); Министерство по федеративным отношениям и внешним связям Республики Саха (Якутия) |
|
Цель и задачи подпрограммы |
Цель: создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и повышению инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия). Задачи: формирование инвестиционной инфраструктуры; внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе; стимулирование инвестиционной активности; формирование позитивного инвестиционного имиджа; развитие государственно-частного партнерства |
|
Целевые индикаторы подпрограммы |
Качественные показатели: объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (млрд. рублей); объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей); доля инвестиций в основной капитал в структуре ВРП (%); объем иностранных инвестиций (млн. долл.); соотношение доли инвестиций сохранение кредитного рейтинга (не ниже уровня 2012 года). Количественные показатели: внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (ед.); количество заключенных инвестиционных соглашений (договоров) (ед.); количество услуг, оказанных по принципу "одного окна" (ед.); количество инвестиционных проектов, рассмотренных на Совете при Президенте Республики Саха (Якутия) по инвестиционной политике (ед.); количество инвестиционных проектов, реализованных на принципах государственно-частного партнерства (ед.); участие в инвестиционных форумах, семинарах, круглых столах, в т.ч. на муниципальным уровне (ед.) |
|
Сроки реализации (этапы) подпрограммы |
2012-2016 годы |
|
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам |
Общий объем 846 900,7 тыс. рублей: |
Общий объем 2 003 900,7 тыс. рублей: |
в 2012 году - 368 763 тыс. рублей; |
в 2012 году - 368 763 тыс. рублей; |
|
в 2013 году - 262 637,7 тыс. руб.; |
в 2013 году - 262 637,7 тыс. рублей; |
|
в 2014 году - 120 700 тыс. рублей; |
в 2014 году - 447 700 тыс. рублей; |
|
в 2015 году - 46 800 тыс. рублей; |
в 2015 году - 461 800 тыс. рублей; |
|
в 2016 году - 48 000 тыс. рублей |
в 2016 году - 463 000 тыс. рублей |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предполагающих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.
В мировой практике используются различные методы формирования инвестиционной привлекательности. Ее многоуровневая оценка включает:
макроэкономические показатели инвестиционного рынка;
инвестиционную привлекательность отраслей и подотраслей экономики;
инвестиционную привлекательность районов;
инвестиционную привлекательность отдельных компаний.
Инвестиционная привлекательность Республики Саха (Якутия) определяется совокупностью следующих ключевых факторов: наличием значительных запасов сырьевых и энергетических ресурсов; устойчивым экономическим ростом, стабильной положительной динамикой основных макроэкономических показателей; политической стабильностью; сравнительно молодыми экономически активными трудовыми ресурсами, выгодным географическим положением - близостью к быстрорастущим потребительским рынкам стран ATP и США, удобной логистической схемой воздушных пассажиро- и грузоперевозок между странами Юго-Восточной Азии и США, уникальным туристским потенциалом.
С другой стороны, для инвесторов существенным является инвестиционный потенциал конкретной территории, где расположены запасы сырьевых и энергетических ресурсов. В этой связи, необходимо участие органов местного самоуправления в улучшении инвестиционного климата в республике в рамках реализации муниципальных программ социально-экономического развития.
Создание благоприятного и стабильного инвестиционного климата в регионе является одной из основных задач Правительства Республики Саха (Якутия). Приоритетами являются диверсификация экономики и привлечение инвестиций не только в алмазодобывающий сектор, но и другие отрасли экономики: нефтегазовый комплекс, включая добычу и переработку нефти и газа, добычу ряда металлических руд, производство строительных материалов, жилищное строительство, туристический комплекс, инновационная деятельность, переработку продукции сельского хозяйства, лесопромышленный комплекс, угольную промышленность.
Повышение инвестиционной привлекательности республики сопряжено с развитием транспортной инфраструктуры, гидро- и теплогенерации, сетей и слабой внутренней доступности с сильной зависимостью от сезонного фактора, а также с отсутствием единой энергетической системы, высокими тарифами на электроэнергию относительно среднероссийских показателей.
Как показывает мировой опыт, интенсивный экономический рост наступает при норме инвестирования 30%, с 2007 года Республика Саха (Якутия) переступила данное пороговое значение. В Республике Саха (Якутия) доля инвестиций в ВРП в 2007-2011 годах составила в среднем 46%. В настоящее время вложения осуществляются в основном в инфраструктурные объекты, которые в последующем позволят создать благоприятные условия для развития других отраслей экономики республики и изменение ее структуры.
Таблица N 1
Динамика
доли инвестиций в основной капитал в % к валовому региональному продукту Республики Саха (Якутия)
Основную часть объемов промышленного производства обеспечивает цветная металлургия (добыча алмазов и золота) и топливно-энергетический комплекс (добыча нефти, угля, газа и электроэнергетика). Их доля в общем объеме продукции Якутии - более 45%.
Наблюдается рост объемов поступления иностранных инвестиций: приток иностранных инвестиций увеличился с 832,1 млн. долл. США в 2007 году до 1549,1 млн. долл. США в 2012 году.
По итогам 2012 года Республика Саха (Якутия) занимает 2 место по объему поступивших иностранных инвестиций среди субъектов Дальневосточного федерального округа, уступая только Сахалинской области.
В структуре поступления иностранных инвестиций в 2012 году наибольший удельный вес приходится на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратный основе - 92,7%, доля прямых инвестиций составила 7,3%.
Рост инвестиционной активности связан со стратегическими вложениями крупнейших российских компаний в экономику республики - строительство якутского участка нефтепроводной системы "Восточная Сибирь-Тихий океан" трубопроводной компанией ОАО "Транснефть", обустройством подземных рудников по добыче алмазов АК "АЛРОСА" (ОАО) и Талаканского НТКМ компанией ОАО "Сургутнефтегаз", строительством железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск компанией ОАО "Российские железные дороги".
Существующие тенденции требуют от органов государственной власти Республики Саха (Якутия) уделять больше внимания вопросам инвестиционной привлекательности, повышению конкурентоспособности территорий.
С 2007 года ведется работа по реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии".
Цель инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" - создание на Востоке России нового крупного промышленного района с объектами гидроэнергетики и предприятиями по добыче и глубокой переработке полезных ископаемых - железных, урановых, апатитовых руд, природного газа, угля.
Проектом предусматривается проектирование и строительство Канкунской ГЭС (ОАО "РусГидро", ОАО "Южно-Якутский ГЭК"), Якутского центра газодобычи (ОАО "Газпром"), Эльконского горнометаллургического комбината (ОАО "Атомредметзолото", ЗАО "Эльконский ГМК"), Инаглинского угольного комплекса (ООО "Колмар", ЗАО "Якутские угли - новые технологии"), Тарыннахского и Таежного ГОКов (ОАО "ГМК "Тимир"), Селигдарского горно-химического комбината (АК "АЛРОСА" ОАО), 150 км автодорог, 1200 км линий электропередач и 7 подстанций, 270 км железных дорог. Общая стоимость проекта 420,0 млрд. руб. (в ценах 2007 года), из которых порядка 300,0 млрд. руб. будет привлечено частными компаниями.
За последние 5 лет в экономику республики привлечено свыше 1 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, в том числе в 2012 году привлечено свыше 200 млрд. рублей. По итогам 2012 года Якутия занимает 8 место в Российской Федерации по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения и третье среди субъектов Дальневосточного федерального округа.
Динамика кредитного рейтинга Республики Саха (Якутия)
В сентябре 2012 года Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги Республики Саха (Якутия) в иностранной и национальной валюте с уровня "BB+" до "ВВВ-", национальный долгосрочный рейтинг с уровня "AA(rus)" до "AA+(rus)". Прогноз "Стабильный". Республика впервые перешла на новый уровень - в инвестиционную категорию рейтингов со спекулятивной категории.
В ноябре 2012 года Standard&Poor's повысил долгосрочный кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) с "ВВ" до "ВВ+", а ее рейтинг по национальной шкале - с "ruAA" до "ruAA+". Прогноз на "Стабильном" уровне.
Инвестиционные рейтинги среди регионов России имеют только г. Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Повышение рейтингов отражает хорошие бюджетные показатели региона, низкий уровень долга и наблюдающуюся диверсификацию и рост экономики республики.
В целях снижения инвестиционных рисков и формирования благоприятного инвестиционного климата должно быть обеспечено сохранение и поддержание достигнутых кредитных и инвестиционных рейтингов. Для этого необходимо внедрить контроль и мониторинг принимаемых органами исполнительной власти республики решений на предмет их влияния на рейтинги.
Динамика кредитного рейтинга Республики Саха (Якутия) по версии рейтинговых агентств:
Таблица N 2
Рейтинговое агентство |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
"Standart&Poor's" |
BB- / Стабильный / ruAA- |
BB- / Негативный / ruAA- |
BB- / Позитивный / ruAA- |
BB- / Позитивный / ruAA- |
BB+ / Стабильный / ruAA+ |
"Fitch Ratings" |
BB / Стабильный/ AA- (rus) |
BB / Стабильный / A- (rus) |
BB / Позитивный / AA- (rus) |
- |
BBB- / Стабильный / AA+ (rus) |
По результатам рейтинговой оценки качества условий для малого и среднего бизнеса в 2011-2012 годах, произведенной Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства (ОАО МСП Банк), с учетом отдельных факторов в регионах (факторы производства; спрос и конкурентная среда; управляющие воздействия; макроэкономические риски; преступность; коррупция; административные барьеры) Республика Саха (Якутия) с наибольшим результатом отнесена к группе "А", 10 регионов-лидеров с очень высоким качеством условий для малого и среднего предпринимательства.
Налогообложение в Республике Саха (Якутия)
На территории Республики Саха (Якутия) налоговые правоотношения регулируются Законом "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", в том числе установлены преференции для отдельных категорий налогоплательщиков.
По налогу на прибыль в пределах предоставленных полномочий предусмотрено снижение ставки, подлежащей зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), на 4,5 процента в отношении:
учитывая сезонный характер работ для организаций внутреннего водного транспорта, выполняющих перевозки на судах смешанного (река - море) плавания;
в целях стимулирования инновационной активности для субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инновационные проекты;
С 2013 года введена патентная система налогообложения по 55 видам деятельности с численностью работающих до 15 человек (ранее до 5), детализирован перечень видов предпринимательской деятельности, на которое распространяется действие патентной системы.
С учетом сезонного характера деятельности освобождены от уплаты налога на имущество предприятия водного транспорта в отношении имущества, выводимого на консервацию и (или) холодный отстой, организации лесной и деревообрабатывающей промышленности в отношении имущества, выведенного на консервацию.
Предусмотрена льгота по налогу на имущество предприятий, вырабатывающих электроэнергию дизельными электростанциями, осуществляющими свою деятельность на территории северных улусов, при условии, что выручка от данной деятельности составляет не менее 70% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Освобождены от уплаты налога на имущество аэропорты, стоимость имущества которых превышает 300 млн. рублей. Данная льгота предоставлена в целях обновления и реконструкции основных производственных фондов аэропортов, улучшения условий и охраны труда работников предприятий.
В целях недопущения роста тарифов на тепловую энергию предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, получающих дотации из бюджета на компенсацию убытков.
По аналогии с федеральным законодательством предусмотрена льгота в отношении автомобильных дорог общего пользования республиканского и местного значения.
Учитывая высокий уровень затратности предприятий сельского хозяйства, налоговые послабления по региональным налогам предоставлены предприятиям по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
По транспортному налогу предусмотрена льгота для предприятий, имеющих мобилизационное задание в части транспортных средств, отнесенных к мобилизационному резерву и мобилизационным мощностям.
Кроме того, от уплаты транспортного налога освобождены предприятия, финансируемые за счет средств государственного бюджета и (или) местных бюджетов, в отношении транспорта, используемого для оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси). Данная мера предусмотрена в целях сдерживания роста тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования.
Ряд льгот имеет социальную направленность - так, от уплаты налога на прибыль и транспортного налога освобождены республиканские и местные общественные организации инвалидов и предприятия уголовно-исполнительной системы, от уплаты налога на имущество освобождаются органы, осуществляющие управление в области гражданской обороны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Банковская и страховая деятельность в инвестиционном процессе
Финансовая система республики представлена 21 кредитными организациями, из них 4 самостоятельных коммерческих банка и 17 филиалов банков других регионов, 43 страховыми компаниями, в том числе 41 филиалов и представительств из различных регионов России, 2 республиканские страховые компании ОАО РСК "Стерх" и ОАО ГСМК "Сахамедстрах".
Наиболее широкую и лидирующую филиальную сеть имеет ОАО "Сбербанк России". Кроме Сбербанка из инорегиональных банков наиболее разветвленную территориальную сеть имеет ОАО "Россельхозбанк" - 17 дополнительных офисов. Территориальная сеть региональных банков из их числа сеть АКБ "Алмазэргиэнбанк" ОАО представлена 20 дополнительными и операционными офисами, в том числе 2 представительствами в городах Москва и Санкт-Петербург.
Филиальной сетью ОАО PCK "Стерх" и ОАО ГСМК "Сахамедстрах" охвачены все улусы республики. Кроме того, региональные страховые компании вышли на межрегиональный уровень, открыв филиалы в гг. Хабаровске, Магадане.
SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия) с учетом возможностей и рисков на период до 2030 года
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Политическая стабильность в стране. Высокая обеспеченность природными ресурсами: значительные запасы нефти, газа, угля, леса, гидроэнергоресурсов; значительные перспективы роста газонефтедобычи и электроэнергетики, ориентированного на международные и общероссийские рынки. Экономическое лидерство на Дальнем Востоке по объему ВРП (производственные ресурсы), промышленной продукции, экспорту, доходам бюджета (финансовые ресурсы), вводу жилья. Высокий уровень инвестиционной активности частных инвесторов (более чем в 2 раза к среднему по РФ) 6-е место по уровню инвестиций в основной капитал среди субъектов РФ. Опережающий рост инвестиций в основной капитал с видовой структурой инвестиций, соответствующей целям модернизации экономики. Реализация Программы по формированию благоприятного инвестиционного климата. Эффективно функционирующая региональная исполнительная власть, конструктивно работающая с основными субъектами экономической деятельности. Рост кредитных рейтингов международных рейтинговых агентств. Потенциал роста регионального потребительского рынка, определяемый сравнительно высокими доходами населения, неразвитостью сферы платных услуг и слабым присутствием в республике сетевых торговых компаний. Создание венчурной компании, наличие отдельного органа исполнительной власти в сфере инноваций, наличие в республике крупных научных и образовательных центров (инновационные ресурсы). Доступность широкого спектра финансовых и страховых услуг. Наличие трудовых ресурсов (трудовой потенциал). Благоприятная демографическая ситуация |
Экстремальные природно-климатические условия, обусловливающие ограниченные возможности производства и удорожание затрат в капитальном строительстве. Неразвитость инженерной и социальной инфраструктуры, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей. Неразвитость дорожной сети и объектов транспортной инфраструктуры, сезонное функционирование основных транспортных магистралей, изолированность от единой транспортной сети Российской Федерации. Технологическая изолированность энергосистемы республики от единой энергетической системы России. Значительный износ объектов электроэнергетики. Отсутствие сформированной инвестиционной политики в тесном контакте с общеэкономической политикой. Неустойчивое финансовое положение большинства организаций (неудовлетворительная структура баланса) Низкий уровень капитализации функционирующих в республике организаций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности. Отсутствие понятной инвестору системы привлечения инвестиций, в том числе действующей по принципу "одного окна". Слабое присутствие федеральных институтов развития и собственных финансовых институтов развития. Отсутствие стимулирующего регионального законодательства в инвестиционной и налоговой сфере, в сфере государственно-частного партнерства. Высокая степень зависимости республиканского бюджета от федеральных трансфертов. Низкий уровень компетентности менеджеров, отсутствие высококвалифицированных кадров. Недоступность финансовых ресурсов |
Возможности |
Угрозы |
Появление новых мировых центров экономического развития в Азии (Китай, Индия и др.). Новые технологические изменения, усиливающаяся роль инноваций, возникновение альтернативных источников энергии, новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий и др. Реализация политического курса на последовательное создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата и поддержку предпринимательства. Стимулирование развития высокотехнологичного сектора экономики и инновационной деятельности |
Снижение конкурентоспособности по сравнению с другими субъектами РФ по привлечению инвестиций в результате отсутствия собственной системы активного привлечения инвестиций. Усиление глобальной конкуренции, в том числе на рынках капиталов, технологий и рабочей силы. Опасность "демографической ямы" в период с 2015 г. по 2025 г., сокращение доли трудоспособного населения в результате миграционного оттока трудоспособного населения. Отставание в развитии новых технологий. Моноспециализация экономики Республики. Интегральные риски (экологический, экономический, финансовый, управленческий, криминальный) |
Раздел 2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы
Целью подпрограммы является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и повышению инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия).
Задачи подпрограммы:
формирование инвестиционной инфраструктуры;
внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе;
стимулирование инвестиционной активности;
формирование позитивного инвестиционного имиджа;
развитие государственно-частного партнерства.
реализация мероприятий подпрограммы планируется осуществлять по двум вариантам: базовом и интенсивном.
система программных мероприятий подпрограммы приведена в приложении N 5.1, 5.2 Программы.
1. Формирование инвестиционной инфраструктуры:
Понимая сложность и многосторонность задачи формирования благоприятного инвестиционного климата необходимо сформировать самодостаточную и саморазвивающуюся инвестиционную инфраструктуру.
Согласно Инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2013 г. N 1652, инвестпроводящая система включает в себя три сектора участников инвестиционного процесса: инвесторы, компании обеспечения и сопровождения инвестиционного процесса, государственный сектор.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа Президента Республики Саха (Якутия) следует читать как "от 4 октября 2012 г."
К ключевым институтам развития относятся Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия), "Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)", ОАО "Республиканская инвестиционная компания", ОАО Венчурная компания "Якутия", Фонд прямых инвестиций Республики Саха (Якутия), региональный инвестиционный фонд, залоговые фонды.
Для обеспечения открытого диалога и согласованных действий органов власти, бизнеса, общественности, экспертных и научных сообществ созданы Совет по инвестиционной политике при Президенте Республики Саха (Якутия), Координационный совет по государственно-частному партнерству.
Деятельность Фонда прямых инвестиций Республики Саха (Якутия) направлена на реализацию инвестиционных проектов частного бизнеса, действующих предприятий.
Для целей финансирования инфраструктурных проектов на основе механизма государственно-частного партнерства предполагается создание Регионального инвестиционного фонда Республики Саха (Якутия), который представляет собой часть средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Создание Регионального инвестиционного фонда также определено необходимостью в дальнейшем реализовывать региональные инвестиционные проекты с участием Инвестиционного Фонда Российской Федерации.
Для развития наиболее перспективного инновационного и наукоемкого сегмента инвестиционной деятельности функционирует ОАО Венчурная компания "Якутия", основным направлением деятельности компании является развитие наиболее перспективного инновационного, наукоемкого, высоко рискованного сегмента инвестиционной деятельности. Это проекты в области агропромышленного комплекса, инновационной энергетики, биотехнологий, фармацевтики, медицины, IT-технологий, газовой и нефтехимической, горнодобывающей и лесной промышленности.
С целью формирования технических площадок, парков, полигонов для стартапов созданы технопарки в г. Якутске, г. Нерюнгри.
Одним из эффективных механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса является предоставление займов и поручительств Фондом развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия).
Кроме институтов развития и финансового обеспечения необходимо формирование и развитие сегмента организаций сопровождения (обеспечения) инвестиционного процесса. Этот сегмент участников инвестиционного рынка также должен быть представлен частными консалтинговыми компаниями, профессиональными участниками финансового рынка.
Одним из направлений развития экономики должно стать создание территорий опережающего инновационного развития, включая особые экономические зоны (в рамках федерального законодательства), специализированные экономические зоны (в рамках полномочий субъекта Российской Федерации), индустриальные парки, технопарки и др.
В перспективе можно выделить создание особых экономических зон промышленно-производственного типа в сфере обработки алмазов, туристско-рекреационного типа "Северный мир".
Будет продолжена работа по формированию кластерной политики с определением приоритетных кластеров в рамках 3 групп:
1 группа: 1 или максимум 2 кластера, которые при значительных объемах инвестиций и государственной поддержки должны в долгосрочной перспективе дать кратный прирост ВРП и иные эффекты, включая налоговые поступления, создание новых рабочих мест, развития сектора поставщиков/подрядчиков из числа местных малых и средних предприятий, например, глубокая переработка природных ресурсов: металлургия.
2 группа: 2-3 кластера, которые при значимых объемах инвестиций и государственной поддержки должны в среднесрочной перспективе дать значительный прирост ВРП и иные эффекты, например, глубокая переработка ресурсов, например: лесопереработка, ювелирно-гранильное производство.
3 группа: кластеры, которые при незначительных объемах государственной поддержки и не столь масштабных объемах инвестиций (по сравнению с предыдущими группами кластеров) должны в среднесрочной перспективе дать значительный рост объемов производства в отрасли и иные эффекты, например, IT-кластер, развитие биотехнологий.
2. Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Якутия в числе первых "непилотных" субъектов Российской Федерации самостоятельно внедряет основные положения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее - Стандарт,) разработанного AHO "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - AHO АСИ).
Внедрение Стандарта в регионе осуществляется в тесном взаимодействии предпринимательского сообщества и органов государственной власти Республики Саха (Якутия), в первую очередь, в формате общественной экспертизы и мониторинга апробации и внедрения Стандарта. Для этих целей сформирована Экспертная группа по мониторингу апробации и внедрения Стандарта в Республике Саха (Якутия), включающая представителей предпринимательских объединений, среднего и малого бизнеса, научного сообщества Республики Саха (Якутия).
В настоящее время проводится работа по всем 15 направлениям Стандарта, в том числе утверждены Инвестиционная стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года, Инвестиционная декларация Республики Саха (Якутия), определены каналы прямой связи субъектов инвестиционной деятельности и руководства Республики Саха (Якутия) и т.д.
С целью организации оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части улучшения инвестиционного климата принят Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" (далее - Указ). Одним из критериев оценки является реализация исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) комплексного плана мероприятий, который позволит улучшить отраслевой предпринимательский климат, повысить финансовую доступность и инвестиционную привлекательность малого бизнеса, создать и модернизировать высокопроизводительные рабочие места, обеспечить подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров, повысить качество и доступность производственной, транспортной, энергетической и технологической инфраструктуры.
В целях создания законодательной базы для формирования благоприятного инвестиционного климата и развитой инвестиционной инфраструктуры по привлечению инвестиций в экономику Республики Саха (Якутия) в республике утвержден в новой редакции Закон Республики Саха (Якутия) "Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)" (в новой редакции), принят в первом чтении Закон Республики Саха (Якутия) "Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства".
Для финансирования инфраструктурных проектов на основе механизма государственно-частного партнерства планируется формирование необходимой нормативной правовой базы.
Необходимо обеспечить профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих Республики Саха (Якутия), ответственных за реализацию данного направления.
В Республике Саха (Якутия) должна быть сформирована система профессионального образования, ориентированная на потребности бизнеса и реализуемых инвестиционных проектов. Эта работа будет эффективной только при условии совместной и открытой работы по прогнозированию потребностей в специалистах и их квалификации представителями бизнеса, государства, профессионального образования и экспертов. В течение 2012-2015 гг. планируется сформировать систему профессионального образования, соответствующую Инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия) и потребностям реализуемых инвестиционных проектов.
3. Стимулирование инвестиционной активности.
В республике принимается комплекс мер по стимулированию инвестиционной привлекательности муниципальных образований. С 2012 года начато субсидирование на конкурсной основе мероприятий по проведению муниципальных инвестиционных форумов, реализации муниципальных инвестиционных проектов.
В 2012 году на софинансирование муниципальных инвестиционных проектов из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) направлено 367 млн. рублей. Для участия в конкурсе было принято 35 заявок с 111 инвестиционными проектами на общую сумму 428,5 млн. рублей.
По итогам конкурсного отбора субсидия предоставлена на софинансирование 82 муниципальных инвестиционных проектов на сумму 356,5 млн. рублей, в том числе на развитие производства в сельском хозяйстве 42 проекта (51%), на производство и предоставление услуг в различных сферах деятельности 34 проекта (41%), на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры 6 проектов (8%). Планируется создание 722 рабочих мест.
Также в 2012 году из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на проведение муниципальных инвестиционных форумов направлено 2 млн. рублей по 666,7 тыс. рублей трем муниципальным образованиям (Мегино-Кангаласский улус, Среднеколымский улус, Горный улус).
В 2013 году конкурсный отбор на софинансирование муниципальных инвестиционных проектов проводился дважды.
В первом конкурсном отборе всего предоставлено субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию 35 муниципальных инвестиционных проектов в 22 муниципальных образованиях и городских округах Республики Саха (Якутия) на общую сумму 125 825,7 тыс. рублей.
В рамках второго конкурса предоставлена субсидия в размере 94 139 тыс. рублей на реализацию 24 муниципальных инвестиционных проектов 17 муниципальным образованиям из 64 поступивших конкурсных заявок от 29 муниципальных образований.
В рамках мероприятий по содействию органам местного самоуправления в реализации инвестиционной политики организовываются семинары для специалистов муниципальных образований по вопросам инвестиционной деятельности.
Однако этого недостаточно, необходимо повысить заинтересованность самих органов местного самоуправления путем:
проведения активной работы по привлечению и удержанию инвесторов;
нормативно-правового обеспечения инвестиционного процесса;
информирования инвесторов о потенциальных объектах для инвестирования;
оказания всесторонней муниципальной поддержки всем инвестиционным проектам и создание совместно с органами исполнительной власти условий для реализации наиболее приоритетных проектов;
формирования инвестиционных паспортов муниципальных образований для потенциальных инвесторов с последующим размещением на официальном сайте "Инвестиционный климат Республики Саха (Якутия)".
Таким образом, повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования должно являться одним из важнейших направлений социально-экономического развития.
4. Формирование позитивного инвестиционного имиджа.
Формирование позитивного инвестиционного имиджа будет оцениваться по разработке и исполнению PR-программы реализации Стратегии и выполнению отдельных требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, в том числе создание информационного Интернет-портала.
В целях формирования положительного инвестиционного имиджа республики необходимо усилить внешнюю работу путем:
определения приоритетов промышленного развития республики;
обеспечения активной целенаправленной персонифицированной работы с инвестиционными структурами (фондами, банками, стратегическими и институциональными инвесторами), институтами развития, "профильными" прямыми инвесторами;
формирования открытого и понятного процесса по работе с инвесторами;
участия Республики Саха (Якутия) в финансировании строительства объектов инфраструктуры в целях реализации коммерческих инвестиционных проектов.
С целью популяризации республики как инвестиционно-привлекательного субъекта Российской Федерации, имеющего огромный инвестиционный и инновационный потенциал, необходимо обеспечить:
взаимодействие с международными консалтинговыми компаниями, имеющими большой практический опыт работы по оказанию услуг в области аудита, бизнес-консультирования, консультирования по налогообложению и праву, финансового консультирования, реструктуризации и системной интеграции в результате стремительно меняющихся экономических условий;
разработку презентационных материалов и инвест-портал республики на качественно новом уровне, понятных для российских и иностранных инвесторов.
Особое внимание необходимо уделить созданию "истории успеха", представляющей собой положительный опыт реализации инвестиционных проектов на территории Республики Саха (Якутия). Данный ресурс должен быть доступен на инвест-портале, формируемом в соответствии с настоящей Стратегией.
Одним из основных направлений инвестиционной политики, формирующих позитивный инвестиционный имидж региона, является достижение и поддержание инвестиционного рейтинга на уровне суверенного.
5. Развитие государственно-частного партнерства.
Для реализации задач комплексного развития территории Республики Саха (Якутия) и повышения эффективности реализации инвестиционных проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства принята Концепция развития государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 января 2012 г. N 3 "Об утверждении Концепции создания Регионального центра государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия) и о создании Координационного совета Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству" для организации проектов ГЧП, проведения соответствующих конкурсных процедур, контроля реализации проектов сформирован Региональный центр государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия).
В целях подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия) будут приняты нормативные правовые акты, в том числе: Законы Республики Саха (Якутия) "Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства", "Об Инвестиционном фонде Республики Саха (Якутия)", подзаконные нормативные правовые акты.
Для аккумуляции финансовых ресурсов в целях реализации крупных проектов межрегионального значения, поддержки экспортно-ориентированных производств будут привлекаться средства создаваемого ГК "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" ОАО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" (Фонд ДВБР), Российского Фонда прямых инвестиций (РФПИ), а также Регионального инвестиционного фонда.
РФПИ будет концентрироваться на проектах с коротким сроком окупаемости, приоритетными будут высокотехнологичные и инновационные проекты.
Приоритетными для Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона являются инфраструктурные проекты: в электроэнергетике, транспорте, направленные на развитие инфраструктуры и снятие инфраструктурных ограничений на принципах государственно-частного партнерства.
В рамках исполнения Соглашения о сотрудничестве между ОАО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" и Правительством Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2012 года ведется работа по реализации инфраструктурных проектов в составе инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" по строительству объектов инфраструктуры для Инаглинского угольного комплекса и Таежного ГОКа.
Использование механизмов государственно-частного партнерства в процессе формирования и реализации инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), инвестиционных программ государственных предприятий и учреждений позволит повысить социально-экономическую эффективность мероприятий и обеспечить приток частных инвестиций для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
В 2014 году будет продолжена работа по инициированным пилотным инфраструктурным проектам государственно-частного партнерства: "Строительство образовательных учреждений в г. Якутске", "Строительство Кардио-сосудистого# центра на 150 коек в г. Якутске", "Строительство Абалахского многопрофильного реабилитационного центра на 210 коек в Республике Саха (Якутия)".
Задачами реализации инфраструктурных проектов ГЧП являются:
привлечение внебюджетных инвестиций в инфраструктурный сектор;
привлечение компетенций частного бизнеса для эффективного управления объектами инфраструктуры и повышения качества предоставляемых услуг;
наработки опыта и компетенций по организации проектов государственно-частного партнерства;
совершенствование нормативной правовой базы для целей реализации проектов;
формирование истории успеха и благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Общий объем финансирования подпрограммы составляет по базовому варианту 846 900,7 тыс. рублей, в том числе в 2012 году 368 763 тыс. рублей, в 2013 году - 262 637,7 тыс. рублей, в 2014 году - 120 700 тыс. рублей, 2015 году - 46 800 тыс. рублей, в 2016 году - 48 000 тыс. рублей.
По интенсивному варианту 2 003 900,7 тыс. рублей, в том числе в 2012 году 368 763 тыс. рублей, в 2013 году - 262 637,7 тыс. рублей, в 2014 году - 447 700 тыс. рублей, 2015 году - 461 800 тыс. рублей, в 2016 году - 463 000 тыс. рублей.
Таблица 1
Ресурсное обеспечение подпрограммы
|
|
тыс. рублей |
Источник финансирования |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
Всего: |
846 900,7 |
2 003 900,7 |
федеральный бюджет |
|
|
государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
846 900,7 |
2 003 900,7 |
местные бюджеты |
|
|
внебюджетные источники |
|
|
инвестиционная надбавка |
|
|
Раздел 4. Анализ управления подпрограммой
Реализация подпрограммы предусматривает исполнение мероприятий в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) по вопросам:
инвестиционной и инновационной политики Республики Саха (Якутия);
бюджетного и стратегического планирования;
оказания государственной поддержки (государственные гарантии, субсидирование процентных ставок и затрат на производство продукции);
реализации федеральных и долгосрочных государственных программ на территории Республики Саха (Якутия).
За счет участия Республики Саха (Якутия) в федеральных и долгосрочных целевых программах планируется привлечение дополнительных инвестиций на территорию Республики Саха (Якутия) для дальнейшего развития социальной и инженерной инфраструктуры, что существенно повлияет на ускорение темпов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и улучшение качества предоставляемых социальных и жилищно-коммунальных услуг.
В этом направлении продолжится работа, в части:
ежегодного проведения заявочной кампании на ассигнования из федерального бюджета для финансирования программных мероприятий федеральных целевых программ, реализуемых на территории Республики Саха (Якутия);
подготовки предложений Правительства Республики Саха (Якутия) по включению объектов и мероприятий Правительства Республики Саха (Якутия) в разрабатываемые и действующие федеральные целевые программы;
осуществления оперативного мониторинга за плановым, целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, а также бюджетов Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований и контроля за эффективностью исполнения мероприятий федеральных и долгосрочных целевых программ, реализуемых на территории Республики Саха (Якутия);
подготовки предложений Республики Саха (Якутия) для формирования государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона и оказания информационной и методической помощи хозяйствующим субъектам с целью привлечения средств федерального бюджета, выделяемых в рамках реализации соответствующих федеральных целевых программ.
Механизмами реализации подпрограммы является:
1. Реализация программных мероприятий в планируемые сроки.
2. Осуществление мониторинга и контроля за реализацией подпрограммы как в целом, так и по отдельным ее мероприятиям.
3. Ведение отраслевыми министерствами Республики Саха (Якутия) оперативного мониторинга отдельных мероприятий подпрограммы.
4. Взаимодействие по отдельным мероприятиям подпрограммы осуществляется на основании действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), заключенных соглашений (договоров) о намерении, а также конкретных договоров о реализации инвестиционного проекта (программы).
5. Реализация подпрограммы предусматривает взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою производственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия), а также других заинтересованных лиц.
6. Использование различных форм и методов государственного регулирования:
на федеральном уровне осуществляется финансирование программ и мероприятий из средств федерального бюджета;
на уровне Республики Саха (Якутия) осуществляется финансирование программ и программных мероприятий из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
на уровне органов местного самоуправления могут решаться вопросы финансирования программных мероприятий, находящихся в их компетенции.
7. Привлечение на конкурсной основе исполнителей программы независимо от формы собственности, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2013 г. N 2429 "О внесении изменений в Указ Президента Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.