Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 27 августа 2013 г. N 3-26/13
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Марковой Д.Р.,
с участием прокурора Рязанской А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1152-З N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)", установил:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 г. З N 1178-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) 1152-З N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)" (далее Закон РС (Я)), опубликованный в печатном издании "Якутские ведомости", N 100 29.12.2012 г.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению части 1 статьи 3 Закона РС (Я) в части, предусматривающей возможность изменения понятий и терминов, определенных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), части 7 статьи 37 полностью, части 4 статьи 44 полностью, частей 11-15 статьи 44 полностью, частей 9 и 15 статьи 45 полностью Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1152-З N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)" (далее по тексту Закон РС (Я)).
В обоснование заявления указано, что частью 1 статьи 3 Закона РС (Я) предусмотрено, что основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), если иное не предусмотрено настоящим Законом. Установление возможности в Законе РС (Я) изменения понятий и терминов, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ допускает, по мнению прокурора, возможность вмешательства республиканского законодателя в полномочия Российской Федерации.
Частью 7 статьи 37 Закона PC (Я) предусмотрено, что допускается отказ негосударственных, общероссийских государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, специализированных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, а также республиканских государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения агитации по вопросам отзыва.
Прокурор указывает, что часть 7 статьи 37 Закона РС (Я) вступает в противоречие с частью 7 статьи 50 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку допускает отказ негосударственных, общероссийских государственных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий в предоставлении эфирного времени и печатной площади в целях агитации независимо от периодичности их выхода, тогда как в силу указанной нормы Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, допускается отказ в предоставлении эфирного времени и печатной площади негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических печатных изданий, редакциями государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю.
Частью 4 статьи 44 Закона РС (Я) предусмотрено, что уполномоченный представитель по финансовым вопросам открывает и закрывает специальный счет фонда голосования по отзыву, распоряжается средствами фонда голосования по отзыву, ведет учет указанных средств, осуществляет контроль за их поступлением и расходованием, а также иные полномочия. Уполномоченный представитель имеет право подписи на платежных (расчетных) документах.
Данная норма, как указывает прокурор, принята с превышением полномочий законодательного органа республики, поскольку ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ право устанавливать полномочия представителя по финансовым вопросам органам государственной власти субъектов РФ не предоставляет. Кроме того, Законом РС (Я) уполномоченный представитель по финансовым вопросам наделен полномочиями, принадлежащими в силу норм Федерального закона N 67-ФЗ другим лицам и органам.
Части 11-15 статьи 44 Закона РС (Я), определяющие порядок открытия специального счета фонда голосования по отзыву и расходования финансовых средств фонда, по мнению прокурора, противоречат части 12 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которой при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
Частью 9 статьи 45 Закона РС (Я) предусмотрено, что филиал Сберегательного банка Российской Федерации не реже одного раза в неделю, а менее чем за десять дней до дня голосования - не реже одного раза в три операционных дня представляет в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) сведения о поступлении средств на специальные счета и о расходовании этих средств в соответствии с формами, установленными Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия). Прокурор указывает, что поскольку оспариваемая норма Закона РС (Я) не предусматривает направление сведений о поступлении и расходовании средств специальных счетов по требованию инициативной группы по проведению голосования по отзыву, а также обязанность о предоставлении сведений возложена на филиал СБ РФ, она вступает в противоречие с ч. 7 ст. 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которой кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, специальном счете референдума инициативной группы по проведению референдума.
Частью 15 статьи 45 Закона РС (Я) предусмотрено, что по истечении 60 дней со дня голосования филиал Сберегательного банка Российской федерации по письменному указанию Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) обязана перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном счете фонда голосования по отзыву, в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и закрыть этот счет. Данная норма, по мнению прокурора, вступает в противоречие с ч. 11 ст. 59 Федерального закона N 67-ФЗ, в силу которой после дня голосования кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, специальном счете фонда референдума, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, фонды референдума, пропорционально вложенным средствам.
В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Неустроев Н.Н., действующий на основании доверенности от 09 января 2013 года N 1гс-24, требования прокурора не признал полностью и пояснил следующее. Часть 2 статьи 3 Закона РС (Я) предусматривает понятия и термины, которые используются только Законом РС (Я), а не федеральным законодательством, в силу чего часть 1 статьи 3 Закона РС (Я) предусматривает возможность их применения в том значении, которое установлено Законом РС (Я).
Считает, что часть 7 статьи 37 Закона РС (Я) не противоречит пункту 7 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, как указывает прокурор. Полагает, что прокурор оспариваемую норму неправильно толкует. Часть 7 статьи 37 Закона РС (Я), так же как и пункт 7 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает право негосударственных, общероссийских государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, специализированных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, а также республиканских государственных периодических печатных изданий, также выходящих реже одного раза в неделю, от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения агитации по вопросам отзыва.
Указывает, что часть 4 статьи 44 Закона РС (Я), которая устанавливает полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам, а также части 11-15 статьи 44 Закона РС (Я), определяющие порядок открытия специального счета фонда, внесены в Закон РС (Я) по аналогии с нормами Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", в связи с чем не могут признаваться не соответствующими нормам федерального законодательства.
Часть 9 статьи 45 Закона РС (Я), в той части, в которой она не предусматривает направление сведений о поступлении и расходовании средств специальных счетов по требованию инициативной группы по проведению голосования по отзыву, как указывает представитель заинтересованного лица, действительно противоречит нормам федерального законодательства. В остальной части указанная норма принята в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, а именно с пунктом 11 статьи 58 и пунктом 8 статьи 59 указанного закона. Поскольку п. 11 ст. 58 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что специальные избирательные счета открываются в филиалах СБ РФ, и только при их отсутствии в других кредитных организациях, региональный законодатель, исходя из того, что на территории избирательного округа - Республики Саха (Якутия) имеется филиал СБ РФ и предусмотрел, что информацию о поступлении и расходовании средств специальных счетов представляет филиал Сберегательного банка РФ, а не другая кредитная организация.
Не согласен представитель заинтересованного лица с позицией прокурора о противоречии части 15 статьи 45 Закона РС (Я) пункту 11 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку оспариваемая норма воспроизводит только часть указанной нормы Федерального закона N 67-ФЗ, что, по мнению представителя, не означает противоречие.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
15.12.2012 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З N 1178-ГУ принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1152-З N 1177-ГУ "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)", опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 100, 29.12.2012, "Ил Тумэн", N 1, 11.01.2013.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Номер названного постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) следует читать как "N 1178-IV". Номер названного Закона Республики Саха (Якутия) следует читать как "1152-З N 1177-IV"
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности, полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, а также предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Из содержания пункта "к" части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 02.04.2013) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается, в том числе, порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
С учетом того, что в силу части 1 статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 373-З N 759-Ш "О Президенте Республики Саха (Якутия)" Президент Республики Саха (Якутия) является главой Республики Саха (Якутия) и ее высшим должностным лицом, суд считает, что оспариваемый Закон PC (Я) принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, предоставленных действующим федеральным законодательством законодательному органу субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона Республики Саха (Якутия) следует читать как "373-З N 759-III"
При рассмотрении заявленных прокурором требований об оспаривании отдельных норм Закона PC (Я) суд учитывает положения статьи 19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, регулирующей вопросы досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с названной нормой Федерального закона полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прекращаются досрочно в случае, в частности, его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации, на основании и в порядке, установленных настоящим Федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации (пункт "л" части 1).
Процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) должна обеспечивать гражданам Российской Федерации, проживающим на территории субъекта Российской Федерации и обладающим активным избирательным правом (далее - участники голосования), возможность проведения агитации за его отзыв и против его отзыва, а также гарантировать участникам голосования всеобщее равное и прямое участие в тайном голосовании по отзыву.
Процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проводится по инициативе граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации и обладающих активным избирательным правом, в порядке, установленном для проведения референдума субъекта Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 7.4).
В свою очередь, порядок проведения референдума Республики Саха (Якутия) регламентируется Законом Республики Саха (Якутия) от 22.12.1992 N 1273-ХП (ред. от 26.05.2010) "О республиканском референдуме", в соответствии со статьей 4 которого вопросы подготовки, назначения и проведения референдума регулируются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Саха (Якутия), Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона Республики Саха (Якутия) следует читать как "N 1273-XII"
Кроме того, из содержания статьи 1 Закона PC (Я) следует, что данный нормативный правовой акт устанавливает порядок организации и проведения отзыва Главы Республики Саха (Якутия). Отзыв проводится в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), настоящим Законом, иными законами Республики Саха (Якутия).
Тем самым на законодательном уровне определено, что процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном для проведения референдума субъекта Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Следовательно, нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения референдума субъекта РФ, в том числе положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, применяются в области рассматриваемых правоотношений в той части, в которой процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не урегулирована Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РС (Я) основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Таким образом, региональный законодатель считает возможным применять понятия и термины, используемые в Законе РС (Я) в ином значении, в отличном от значения, которое придается этим понятиям и терминам Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Подобное правовое регулирование допускает возможность неоднозначного определения субъектом Российской Федерации содержащихся в федеральном законе терминов и понятий и в противоречие общеправовому критерию ясности и недвусмысленности правовой нормы не способствует их единообразному истолкованию и применению.
Довод представителя заинтересованного лица, что региональный законодатель имел в виду возможность истолкования им понятий и терминов, которые не определены федеральным законодательством, является несостоятельным, поскольку из текста оспариваемой нормы такой вывод не следует.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
При указанных обстоятельствах, оспариваемая норма в части слов: "если иное не предусмотрено настоящим Законом" является неопределенным, вызывает неоднозначное толкование, в силу чего должна быть признана недействующей, не подлежащей применению.
В соответствии с частью 7 статьи 37 Закона РС (Я) допускается отказ негосударственных, общероссийских государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, специализированных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, а также республиканских государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения агитации по вопросам отзыва. Таким отказом считается непредставление в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) уведомления, указанного в части 6 настоящей статьи, в установленный в ней срок.
Таким образом, в силу указанной нормы, общероссийские государственные периодические печатные издания вправе отказать в предоставлении печатной площади независимо от того, выходят они реже одного раза или нет.
Между тем, частью 7 статьи 50 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, специализированные организации телерадиовещания и редакции специализированных периодических печатных изданий (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других), а при выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации также муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий вправе отказаться от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. Таким отказом считается непредставление в соответствующую комиссию уведомления, указанного в пункте 6 настоящей статьи, в установленные в указанном пункте сроки.
Сравнительный анализ вышеприведенных норм Закона РС (Я) и Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ позволяет сделать вывод о противоречии приведенный нормы Закона РС (Я) федеральному законодательству в той части, в какой она предусматривает право всех редакций общероссийских государственных периодических печатных изданий отказать в предоставлении печатной площади, а не только тех редакций государственных периодических печатных изданий, что выходят реже одного раза в неделю. Кроме того, в приведенной норме федерального закона не упоминаются государственные организации телерадиовещания, тогда как в оспариваемой норме Закона РС (Я) они включены в перечень организаций, имеющих право отказать в предоставлении эфирного времени.
Таким образом, региональный законодатель допускает иное регулирование указанных отношений, что свидетельствует о противоречии оспариваемой нормы федеральному законодательству.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона РС (Я) уполномоченный представитель по финансовым вопросам открывает и закрывает специальный счет фонда голосования по отзыву, распоряжается средствами фонда голосования по отзыву, ведет учет указанных средств, осуществляет контроль за их поступлением и расходованием, а также иные полномочия. Уполномоченный представитель имеет право подписи на платежных (расчетных) документах.
Указанная норма, как указывает прокурор принята с превышением полномочий законодательного органа республики, поскольку ч. 3 ст. 58 Федерального закона N 67-ФЗ право устанавливать полномочия представителя по финансовым вопросам органам государственной власти субъектов РФ не предоставляет и уполномоченный представитель не может распоряжаться средствами фонда, поскольку эти полномочия принадлежат инициативной группе согласно ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
С таким утверждением прокурора согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ инициативная группа по проведению референдума обязана назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом.
Статьей 44 Закона РС (Я) регламентирован порядок создания фондов голосования по отзыву, в том числе предусмотрена обязанность инициативной группы назначить уполномоченного представителя (уполномоченных представителей), регламентирован порядок регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам, предусмотрено, что эти представители действуют на основании нотариально заверенной доверенности, и в части 4 указанной статьи перечислены полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Таким образом, уполномоченный представитель действует на основании нотариально заверенной доверенности, от имени и в интересах инициативной группы в сфере финансовых вопросов, в связи с чем вправе и обязан открывать и закрывать специальный счет фонда голосования по отзыву, распоряжаться средствами фонда голосования по отзыву, вести учет указанных средств, осуществлять контроль за их поступлением и расходованием. Уполномоченный представитель имеет право подписи на платежных (расчетных) документах. Довод прокурора, что полномочия уполномоченного представителя не могут быть установлены Законом РС (Я), поскольку устанавливаются ЦИК РС (Я), основан на неправильном толковании норм избирательного законодательства. ЦИК РС (Я) по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в РС (Я) устанавливает порядок открытия, ведения и закрытия специального счета (п. 12 ст. 58 Федерального закона N 67-ФЗ). Правом определять полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам ЦИК РС (Я) не наделен.
В соответствии с частью 11 статьи 44 Закона РС (Я) специальный счет фонда голосования по отзыву открывается на основании документа, выданного Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) уполномоченному представителю по финансовым вопросам инициативной группы, иной группы участников голосования по отзыву.
Незамедлительно по предъявлении документов, предусмотренных настоящим Законом и оформленных в установленном настоящим Законом порядке, филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан открыть инициативной группе, иной группе участников голосования по отзыву специальный счет для формирования фонда голосования по отзыву. Плата за услуги банка по открытию специального счета, зачислению средств и проведению операций по специальному счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, проценты банком не уплачиваются. Все денежные средства зачисляются на специальный счет в валюте Российской Федерации. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы, иной группы участников голосования по отзыву в трехдневный срок информирует Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) о реквизитах соответствующего специального счета (пункт 12 статьи 44 Закона РС (Я)).
Все финансовые операции по специальному счету, за исключением возврата в фонд голосования по отзыву неизрасходованных средств и зачисления на указанный счет средств, перечисленных до дня голосования, прекращаются в день голосования (п. 13 статьи 44 Закона РС (Я)).
На основании ходатайства уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы, иной группы участников голосования по отзыву Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) может продлить срок проведения финансовых операций по оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных) до даты прекращения (приостановления) финансовых операций по специальному счету (п. 14 статьи 44 Закона РС (Я)).
Специальный счет фонда голосования по отзыву закрывается уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы, иной группы участников голосования по отзыву до дня представления итогового финансового отчета (п. 15 статьи 44 Закона РС (Я)).
Прокурор считает, что указанные пункты 11-15 статьи 44 Закона РС (Я) противоречат федеральному законодательству, поскольку устанавливают порядок открытия, ведения и закрытия специального избирательного счета, тогда как указанный порядок устанавливается соответствующей избирательной комиссией. С данным доводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Пунктом 11 ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа, территории проведения референдума.
В развитие указанной нормы региональный законодатель в статье 44 Закона РС (Я) предусмотрел порядок создания фондов голосования по отзыву, в частности установил обязанность уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы открыть специальный счет для формирования соответствующего фонда голосования по отзыву (пункт 10 указанной статьи). В пунктах 11-15 статьи 44 Закона РС (Я) установлены условия, при которых открывается этот счет, обязанность филиала Сберегательного банка Российской Федерации открыть инициативной группе специальный счет и установлены условия, на которых открывается этот счет. В частности предусмотрено, что плата за услуги банка по открытию специального счета не взимается, проценты банком не выплачиваются. Установлен срок, до которого возможно проводить операции на этом счете, виды операций которые возможно производить после указанного срока, возможность продления Центральной избирательной комиссией РС (Я) сроков проведения некоторых операций, установлена обязанность уполномоченного представителя закрыть счет до дня представления итогового финансового отчета.
При таком положении считать, что указанными пунктами установлен порядок открытия, ведения и закрытия специального избирательного счета, оснований не имеется.
Частью 9 статьи 45 Закона РС (Я) предусмотрено, что филиал Сберегательного банка Российской Федерации не реже одного раза в неделю, а менее чем за десять дней до дня голосования - не реже одного раза в три операционных дня представляет в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) сведения о поступлении средств на специальные счета и о расходовании этих средств в соответствии с формами, установленными Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия). При этом может использоваться ГАС "Выборы". Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) периодически, но не реже чем один раз в две недели до дня голосования направляет информацию о поступлении и расходовании средств фондов голосования по отзыву в средства массовой информации для опубликования, а также размещает на своем сайте в сети "Интернет".
Прокурор считает, что указанная норма противоречит ч. 7 ст. 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, поскольку не предусматривает направление сведений о поступлении и расходовании средств специальных счетов по требованию инициативной группы по проведению голосования по отзыву, тогда как приведенная норма федерального закона указывает на это.
Представитель заинтересованного лица согласен с позицией прокурора в этой части, указывая, что Законом РС (Я) не предусмотрено право инициативной группы по проведению голосования, иной группы участников голосования по отзыву на получение сведений в филиалах Сбербанка РФ о расходовании и поступлении средств на специальные счета.
Часть 7 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусматривает, что кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, специальном счете фонда референдума инициативной группы по проведению референдума. Кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, по представлению соответствующей комиссии, а по соответствующему избирательному фонду, фонду референдума также по требованию кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, фондов референдума.
Таким образом, региональный законодатель, не предусмотрев право инициативной группы по проведению голосования, иной группы участников голосования по отзыву, на периодическое получение из филиала Сбербанка РФ сведений о расходовании и поступлении средств на специальные счета, тогда как федеральный законодатель предусмотрел такое право, ограничил права указанной группы.
Частичное воспроизведение норм федерального закона в региональном акте влечет его противоречие законодательству большей юридической силы, поскольку устанавливает иное правовое регулирование.
Вместе с тем, довод прокурора о том, что Законом РС (Я) обязанность предоставлять сведения возложена только на филиал Сберегательного банка РФ, тогда как в силу федерального закона она распространяется на все кредитные организации, в которых открыт специальный счет нельзя признать обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа, территории проведения референдума.
Открытие специальных фондов голосования по отзыву производятся в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации в силу прямого указания федерального законодательства. Только при отсутствии указанных филиалов, специальные счета могут быть открыты в других кредитных организациях. На территории Республики Саха (Якутия), как избирательного округа, имеется филиал Сберегательного банка Российской Федерации, в связи с чем в Законе РС (Я) указано, что счета открываются в филиале именно этого банка.
Частью 15 статьи 45 Закона РС (Я) предусмотрено, что по истечении 60 дней со дня голосования филиал Сберегательного банка Российской Федерации по письменному указанию Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) обязан перечислить средства, оставшиеся на специальном счете фонда голосования по отзыву, в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и закрыть этот счет
Прокурор считает, что данная норма противоречит ч. 11 ст. 59 Федерального закона N 67-ФЗ, которой предусмотрено, что после дня голосования кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, специальном счете фонда референдума, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, фонды референдума, пропорционально вложенным средствам. Кредитная организация обязана по истечении 30 дней со дня голосования по письменному указанию соответствующей комиссии в бесспорном порядке перечислить на ее счет причитающиеся ей денежные средства, а оставшиеся на специальном избирательном счете, специальном счете фонда референдума неизрасходованные денежные средства по истечении 60 дней со дня голосования - в доход соответствующего бюджета.
По мнению прокурора, региональный законодатель не установил обязанность инициативной группы по проведению голосования, иной группы участников голосования по отзыву перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном счете фонда голосования гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их фонды голосования, пропорционально вложенным средствам.
С данным доводом прокурора согласиться нельзя, поскольку частью 14 статьи 45 Закона РС (Я) предусмотрено, что до представления итогового финансового отчета инициативная группа, иная группа участников голосования по отзыву обязана возвратить неизрасходованные средства фонда голосования по отзыву гражданам и юридическим лицам, осуществившим добровольные пожертвования в фонда голосования по отзыву инициативной группы, иной группы участников голосования по отзыву, пропорционально вложенным средствам за вычетом расходов на пересылку.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1152-З N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)" удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению часть 1 статьи 3 в части слов: "если иное не предусмотрено настоящим Законом", часть 7 статьи 37, часть 9 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1152-З N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)" со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части требований отказать.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
З.С. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2013 г. N 3-26/13
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия) от 18 января 2014 г. N 3-4