Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Президента Республики Саха (Якутия)
от 31 декабря 2013 г. N 2445
Паспорт подпрограммы
"Доступная среда" на 2014-2016 годы
По-видимому, в названии настоящего приложения допущена опечатка. Слова "Паспорт подпрограммы "Доступная среда" на 2014-2016 годы" следует читать как "Подпрограмма "Доступная среда" на 2014-2016 годы"
Паспорт
подпрограммы
1. |
Наименование подпрограммы |
Доступная среда на 2014-2016 годы |
|
2. |
Основание для разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р); Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" (в новой редакции); Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2013 года N 1879 "Об утверждении проектной программы Республики Саха (Якутия) "Доступная среда на 2013-2015 годы" |
|
3. |
Соисполнители подпрограммы |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство образования Республики Саха (Якутия); Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия); Министерство спорта Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия); Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия). |
|
4. |
Цель подпрограммы |
обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия). К маломобильным группам населения (МГН) относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации |
|
5. |
Задачи подпрограммы |
совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия); повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия); повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Республике Саха (Якутия); информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Саха (Якутия); устранение социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия) |
|
6. |
Целевые индикаторы подпрограммы |
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Саха (Якутия); принятие нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) о порядке обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения; доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Республики Саха (Якутия) по результатам их паспортизации среди всех приоритетных объектов; доля доступных для инвалидов и иных маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной и транспортной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов; доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия); доля парка пассажирского автотранспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и иных маломобильных групп населения, в парке этого пассажирского автотранспорта; доля профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования; доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с региональным перечнем в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации, в общей численности нуждавшихся в реабилитации инвалидов в Республике Саха (Якутия); доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Республике Саха (Якутия); доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Саха (Якутия) |
|
7. |
Сроки реализации (этапы) подпрограммы |
2014-2016 годы |
|
8. |
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам (тыс. рублей) |
Общий объем: 189 292,5 в том числе на: 2012 год - 0,0 2013 год - 0,0 2014 год - 64 882,0 2015 год - 62 697,0 2016 год - 61 713,5 |
Общий объем: 189 292,5 в том числе на: 2012 год - 0,0 2013 год - 0,0 2014 год - 64 882,0 2015 год - 62 697,0 2016 год - 61 713,5 |
9. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия); обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ соисполнителей подпрограммы, органов местного самоуправления в создании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия); сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия); создание условий доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения, в том числе на объектах: здравоохранения; социальной защиты населения; образования; физической культуры и спорта; культуры; транспорта; сферы услуг; обеспечение доступности пассажирского автотранспорта общего пользования; повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Республике Саха (Якутия); увеличение числа инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия); создание системы должного информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов; создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и иных маломобильных групп населения на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий, с учетом особенностей восприятия;устранение социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе |
Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
В 2012 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, утвердившая принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции о правах инвалидов, государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, медицинские учреждения и рабочие места;
на социальные программы, обуславливающие возможность эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.
Разработка подпрограммы "Доступная среда на 2014-2016 годы", в рамках которой будет осуществлен комплекс мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров к объектам социальной инфраструктуры и транспорта, средствам связи и информации, медицинским и социально-реабилитационным услугам, осуществляется с учетом:
Конвенции ООН о правах инвалидов;
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" (в новой редакции);
Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2013 г. N 966 "Об утверждении проектной программы Республики Саха (Якутия) "Доступная среда на 2013-2015 годы".
В настоящее время улучшение качества и уровня жизни инвалидов, их социальная адаптация, реабилитация, создание благоприятной среды для жизнедеятельности маломобильного населения являются важнейшими направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Под доступной средой понимается организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту, что, в свою очередь, позволит людям с инвалидностью и иным маломобильным группам населения реализовать свое право на труд, образование, общественную жизнь и другие неотъемлемые сферы жизни современного человека.
В создании доступной среды жизнедеятельности остро нуждаются инвалиды и иные маломобильные группы населения. К маломобильным группам населения (МГН) относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации (не менее 10% населения республики).
Социальная политика республики в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, в которых основное место занимает создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в различных сферах жизнедеятельности.
Состояние инвалидности населения наряду с демографическими показателями является одной из основных характеристик общественного здоровья. На 1 января 2013 года в республике проживает 56 057 инвалидов (5,5% всего населения республики), в том числе 6 161 детей-инвалидов.
При этом значительная доля инвалидов (58%) имеет 1 и 2 группы инвалидности вследствие тяжелых и средних степеней ограничений жизнедеятельности, доля детей-инвалидов в общей численности составляет 11%. С 2008 по 2011 годы отмечается увеличение числа лиц, впервые признанных инвалидами.
Рост уровня инвалидности, главным образом, происходит за счет инвалидизации лиц пенсионного возраста (37,8%). В структуре причин первичного выхода на инвалидность взрослого населения традиционно превалируют болезни системы кровообращения - 20,5%, злокачественные новообразования - 9,9%, болезни костно-мышечной системы - 9,3%, последствия травм, отравлений и другие воздействия внешних причин - 6,2%. В структуре заболеваний, приводящих к инвалидности детей, 32% составляют врожденные пороки развития, 23% - болезни нервной системы, 9,3% - психические расстройства и расстройства поведения.
Для повышения доступности получения реабилитационных услуг в соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 января 2013 г. N 49-р утвержден Перечень дополнительных технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия), осуществляется обеспечение их техническими средствами реабилитации. Сложившийся механизм оказания реабилитационной помощи инвалидам позволяет наиболее полно и качественно удовлетворять их потребности в технических средствах реабилитации. С 2014 года мероприятие по обеспечению инвалидов дополнительными техническими средствами реабилитации перенесено в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан и семейная политика на 2012-2016 годы".
В Республике Саха (Якутия) функционирует восемь реабилитационных центров и одно учреждение профессионального обучения молодых инвалидов "Республиканский Лицей-Центр профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов". Однако обеспеченность реабилитационными центрами для детей-инвалидов составляет всего 60% от фактической потребности. Материальная база учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов, остается на недостаточном уровне.
Для обеспечения доступности средств транспорта при Комплексном центре социального обслуживания в г. Якутске действует "социальное такси", в автопарке которого семь единиц автотранспорта, занятых перевозками, в том числе четыре специально оборудованных для перевозки инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Основные проблемы, на решение которых направлена подпрограмма:
низкая доля объектов социальной и транспортной инфраструктуры, в которых создана безбарьерная среда для инвалидов и маломобильных групп населения;
ограниченные возможности получения инвалидами социальных и реабилитационных услуг, в том числе в связи с недостаточной оснащенностью техническими средствами реабилитации инвалидов;
недостаточно развитая материальная база учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов;
необходимость повышения квалификации специалистов по реабилитации, социальной интеграции инвалидов, а также по вопросам создания доступной среды для инвалидов;
недостаточная информированность населения по вопросам инвалидности и формированию толерантного отношения общества к проблемам инвалидов.
Подпрограмма должна стать продолжением проводимых в Республике Саха (Якутия) комплексных мероприятий по созданию условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество и обеспечению доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения объектов социальной и транспортной инфраструктуры и услуг, повышение уровня и качества их жизни.
В связи с ограниченным общим объемом финансирования из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на создание доступной среды в Республике Саха (Якутия) необходимо привлечение средств федерального бюджета. В связи с чем, подготовлена Программа Республики Саха (Якутия) в соответствии с примерной программой, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
Необходим комплексный подход к решению проблемы создания доступной среды жизнедеятельности в Республике Саха (Якутия) и ее решения программно-целевым методом, в том числе необходимо эффективное межведомственное взаимодействие и координация работ различных исполнительных органов государственной власти и других участников создания доступной среды жизнедеятельности.
Раздел 2. Основные цели, задачи подпрограммы и важнейшие целевые индикаторы подпрограммы
Целью подпрограммы Республики Саха (Якутия) является обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия).
В рамках подпрограммы определены основные задачи:
1. Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия).
В рамках решения данной задачи будут разработаны и приняты нормативные правовые и организационно-распорядительные документы в Республике Саха (Якутия), дальнейшая работа по формированию карт доступности Республики Саха (Якутия), проведению паспортизации приоритетных объектов и услуг.
Вышеуказанные мероприятия осуществляются за счет текущего финансирования.
Кроме того, запланировано проведение ежегодного социологического мониторинга, с целью выявления доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, а также доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
В 2013 году предусмотрена модернизация программного обеспечения, позволяющая интегрировать данные различных ведомств, участвующих в социальной поддержке и реабилитации инвалидов.
2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов (в части государственной собственности) и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия).
Мероприятия по повышению уровня доступности будут проводиться на объектах:
здравоохранения;
социальной защиты и социального обслуживания;
образования;
профессионального образования;
физической культуры и спорта;
культуры;
транспорта.
Формирование доступной среды будет достигнуто путем адаптации и дооборудования объектов техническим средствами (приобретение пандусов, подъемников; оборудование туалетных комнат поручнями; оснащение тактильными указателями и плитками; информационными табло, специализированными вспомогательными устройствами коллективного пользования для глухих и слабослышащих и др.), а также путем оборудования подвижного состава автомобильного пассажирского автотранспорта общего пользования светодиодным табло для слабослышащих и специальным звуковым сигналом для слабовидящих инвалидов, приобретение транспортных средств, оборудованных для перевозки инвалидов и иных маломобильных групп населения; оснащения остановочных пунктов, пешеходных переходов вблизи социально значимых объектов средствами доступности для инвалидов.
3. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) для инвалидов и детей-инвалидов, а также содействие их социальной интеграции.
Мероприятия по повышению доступности и качества реабилитационных услуг включают: дистанционное профессиональное обучение молодых инвалидов; оснащение медицинским и реабилитационным оборудованием, а также соответствующим программным обеспечением и расходными материалами; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (в 2013 году); формирование сети базовых общеобразовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, и развитие дистанционного образования детей; оснащение спортивным инвентарем и оборудованием для занятий адаптивной физической культурой и спортом (в 2013 году); компенсация оплаты спортивных секций по рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида в области физкультурно-оздоровительных мероприятий и спорта (в 2013 году); информационно-методическое обеспечение мероприятий по содействию занятости инвалидов.
С 2014 года дополнительно предусмотрены следующие мероприятия:
создание условий для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом;
обучение незрячих и слабовидящих работе на персональном компьютере.
4. Информационно-методическое обеспечение деятельности специалистов по реабилитации социальной интеграции инвалидов.
Данная задача будет решаться путем организации курсов повышения квалификации, подготовки на курсах за пределами Республики Саха (Якутия) специалистов по реабилитации и социальной интеграции инвалидов, специалистов по работе с инвалидами органов социальной защиты населения; подготовки и проведения семинаров, конференций, круглых столов, иных форумов по вопросам создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, и участие в них представителей исполнительных органов власти и органов социальной защиты населения; подготовки и публикации тематических справочников, учебно-методических пособий, рекомендаций для специалистов в целях широкого оповещения о проблемах инвалидности и создания доступной среды.
5. Информационные и просветительские мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и граждан, не имеющих инвалидности.
Для решения данной задачи будут размещены рекламно-информационные материалы государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (видеоролики, аудиоролики, интернет-баннеры в региональных средствах массовой информации, баннеры для наружных рекламных носителей), физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия (в 2013 году), организованы культурно-массовые мероприятия с участием инвалидов (в 2013 году), развитие информационных ресурсов (специализированные издания для инвалидов, аудиопередачи и телепередачи для инвалидов) и с 2014 года запланирована организация кадровой, информационной, разъяснительной работы в сфере адаптивной физической культуры и спорта.
Целевые индикаторы подпрограммы определены в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда на 2011-2015 годы", отражающие результаты деятельности на уровне Республики Саха (Якутия):
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Саха (Якутия);
принятие региональных нормативных правовых актов о порядке обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения;
доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Республики Саха (Якутия) по результатам их паспортизации среди всех приоритетных объектов;
доля доступных для инвалидов и иных маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной и транспортной в общем количестве приоритетных объектов;
доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия);
доля парка пассажирского автотранспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и иных маломобильных групп населения, в парке этого пассажирского автотранспорта;
доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушение развития, в общем количестве учреждений профессионального образования;
доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с региональным перечнем в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации, в общей численности нуждавшихся в реабилитации инвалидов в Республике Саха (Якутия);
доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Республике Саха (Якутия);
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Саха (Якутия).
Раздел 3. Сроки реализации подпрограммы
В целях решения поставленных задач предполагается выполнение подпрограммы в период с 2014-2016 годы.
Раздел 4. Перечень мероприятий
Для решения задач подпрограммы планируется реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
1. Основополагающим направлением подпрограммы является совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных мало мобильных групп населения в Республике Саха (Якутия). Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2009 г. N 1609 образован Совет по делам инвалидов при Президенте Республики Саха (Якутия) по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций по рассмотрению вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Республике Саха (Якутия). В 2012 году распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2012 г. N 1070-р утверждены "Методические рекомендации по проведению паспортизации приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения".
Мероприятия данного направления включают в себя:
разработку и принятие нормативных правовых и организационно-распорядительных документов Республики Саха (Якутия);
подготовку и проведение паспортизации приоритетных объектов и услуг;
формирование карт доступности приоритетных объектов и услуг;
подготовку и проведение социологического мониторинга, в том числе среди инвалидов;
модернизацию программного обеспечения позволяющего интегрировать данные различных ведомств, участвующих в социальной поддержке и реабилитации инвалидов.
2. Комплекс практических мероприятий, распределен на 2 подраздела:
2.1. Мероприятия, направленные на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.
В настоящее время среда жизнедеятельности в республике остается недостаточно приспособленной для инвалидов. Граждане с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, проблемами зрения и слуха испытывают серьезные трудности ввиду недостаточной доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи, транспорта и транспортных коммуникаций, преодоление которых возможно только при обеспечении всех необходимых условий для полного включения людей с инвалидностью во все аспекты жизни и деятельности общества.
Анализ состояния доступности объектов социальной инфраструктуры в городе Якутске показывает, что элементы доступности объектов социальной инфраструктуры, соответствующие требованиям доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, составляют всего 7%. Городской пассажирский транспорт и транспортные коммуникации не приспособлены к потребностям инвалидов и иных маломобильных групп населения. Социальный транспорт, организованный в г. Якутске, не полностью удовлетворяет потребностям в нем. В других городах и улусах республики условия для доступной среды инвалидам и иным маломобильным группам населения практически отсутствуют.
Реализация практических мер по формированию доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения в рамках подпрограммы будет осуществляться в приоритетных сферах социальной и транспортной инфраструктуры.
Комплексный подход при формировании доступной среды планируется обеспечить путем учета индивидуальных потребностей инвалидов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Практические меры по формированию доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения путем необходимой адаптации, а также мероприятия по обустройству и адаптации объектов социальной инфраструктуры (путем ремонта, дооборудования техническими средствами адаптации, а также путем организации альтернативного формата предоставления услуг) в приоритетных объектах социальной и транспортной инфраструктуры будут включать в себя следующие мероприятия:
формирование доступной среды в сфере здравоохранения;
формирование доступной среды в сфере социальной защиты и социального обслуживания;
формирование доступной среды в сфере образования;
формирование доступной среды в сфере профессионального образования;
формирование доступной среды на объектах физической культуры и спорта;
формирование доступной среды на объектах культуры;
формирование доступной среды на объектах транспорта;
формирование доступной среды на средствах транспорта;
формирование доступности услуг;
оснащение остановочных пунктов, пешеходных переходов вблизи социально значимых объектов;
оснащение службы "социальное такси".
2.2. Мероприятия, направленные на повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов, а также по содействию их социальной интеграции.
Потребность инвалидов всех групп в многопрофильной реабилитации очень велика. Для обеспечения равного доступа инвалидов республики к реабилитации будет соблюдаться принцип предоставления гражданину реабилитационных услуг в соответствии с установленными государством стандартами и программами реабилитации, разработанными на основе реабилитационных возможностей. Важнейшим элементом будет выстраивание системы психологического и реабилитационного сопровождения как самих инвалидов, так и их близкого окружения (родителей, братьев и сестер, супругов, других родственников). Необходимо добиться, чтобы процесс реабилитации имел непрерывный характер независимо от заболевания, перехода в другую возрастную категорию или перемены места жительства. Для этого необходимо наладить преемственность в проведении реабилитации учреждений социального обеспечения с учреждениями системы здравоохранения, образования.
Реализация подпрограммы, создание доступной среды для инвалидов и других групп населения невозможна без создания социального партнерства и гражданской сплоченности. Решение данного подраздела невозможно без участия всех государственных и общественных институтов, без вовлечения в этот процесс максимально возможного круга жителей республики.
Реализация данного подраздела включает следующие мероприятия:
дистанционное профессиональное обучение молодых инвалидов;
оснащение медицинским и реабилитационным оборудованием, а также соответствующим программным обеспечением и расходными материалами;
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (в 2013 году);
формирование сети базовых общеобразовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушения развития, и развитие дистанционного образование детей;
оснащение спортивным инвентарем и оборудованием для занятий адаптивной физической культурой и спортом;
компенсация оплаты спортивных секций по рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида в области физкультурно-оздоровительных мероприятий и спорта;
информационное-методическое обеспечение мероприятий по содействию занятости инвалидов;
обучение незрячих и слабовидящих работе на персональном компьютере;
создание условий для занятий адаптивной физической культурой и спортом.
3. Комплекс информационных, просветительских, общественных мероприятий, который также разделен на 2 подраздела:
3.1. Мероприятия по информационно-методическому обеспечению деятельности специалистов по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Мероприятия по информационно-методическому обеспечению деятельности специалистов по реабилитации и социальной интеграции инвалидов включают следующие мероприятия:
организация курсов повышения квалификации, подготовка на курсах за пределами Республики Саха (Якутия) специалистов по реабилитации и > социальной интеграции инвалидов, специалистов по работе с инвалидами органов социальной защиты населения;
подготовка и проведение семинаров, конференций, круглых столов и иных форумов по вопросам создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения и участие в них представителей исполнительных органов власти и органов социальной защиты населения;
подготовка и публикация тематических справочников, учебно-методических пособий, рекомендаций для специалистов в целях широкого оповещения о проблемах инвалидности и создания доступной среды.
3.2. Информационные и просветительские мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и граждан, не имеющих инвалидности.
Информационные и просветительские мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и граждан, не имеющих инвалидности, включают:
размещение рекламно-информационных материалов государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы (видеоролики, аудиоролики, интернет-баннеры в региональных средствах массовой информации, баннеры для наружных рекламных носителей);
физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия;
организация культурно-массовых мероприятий с участием инвалидов;
развитие информационных ресурсов (специализированные издания для инвалидов, радио и телепередачи для инвалидов).
В соответствии с задачами подпрограммы основными соисполнителями программных мероприятий являются:
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);
Министерство образования Республики Саха (Якутия);
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);
Министерство спорта Республики Саха (Якутия);
Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);
Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия);
Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия).
При распределении ассигнований по приоритетным сферам жизнедеятельности процентное соотношение на 2014 год распределено следующим образом:
Здравоохранение - 10,8% (4 500,0 тыс. рублей);
Социальная защита и социальное обслуживание - 10,8% (4 500,0 тыс. рублей);
Образование - 10,8% (4 500,0 тыс. рублей);
Профессиональное образование - 10,8% (4 500 тыс. рублей);
Спорт и физическая культура - 13,8% (5 750,0 тыс. рублей);
Культура - 10,8% (4 500,0 тыс. рублей);
Транспорт - 29,9% (12 428 тыс. рублей). По данной приоритетной сфере будут реализовываться следующие мероприятия: формирование доступной среды на объектах транспорта (без участия федерального бюджета), формирование доступной среды на средствах транспорта и оснащение остановочных пунктов, пешеходных переходов вблизи социально значимых объектов средствами доступности для инвалидов.
Информация и связь - 2% (1000 тыс. рублей). По данной приоритетной сфере планируется с 2014 года оснащение библиотек брайлевскими принтерами, дисплеями, а также приобретение брайлевских книг.
Раздел 5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Источник финансирования |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
Всего: |
189 292,5 |
189 292,5 |
государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
189 292,5 |
189 292,5 |
федеральный бюджет |
- |
- |
Раздел 6. Управление и контроль реализации подпрограммы
Контроль за исполнением подпрограммы осуществляется ответственным исполнителем - Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством экономики Республики Саха (Якутия).
Текущее управление, координацию работ основных исполнителей и контроля выполнения подпрограммы (в том числе оценку достижения основных показателей программы) осуществляет ответственный исполнитель - Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Ответственный исполнитель подпрограммы разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые и организационно-распорядительные документы, необходимые для реализации подпрограммы.
Соисполнители подпрограммы "Доступная среда на 2014-2016 годы" организуют их исполнение, а также представляют информацию об исполнении мероприятий ответственному исполнителю подпрограммы в установленные сроки, при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности подпрограммы Республики Саха (Якутия)).
Организация исполнения мероприятий соисполнителями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения подпрограммы Республики Саха (Якутия) соисполнители подпрограммы один раз в полугодие до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют информацию о выполнении мероприятий подпрограммы ответственному исполнителю подпрограммы Республики Саха (Якутия) (Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), и ежегодно - в Министерство финансов Республики Саха (Якутия)).
Ответственный исполнитель подпрограммы - Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (по итогам квартала, года) представляет сводный отчет о реализации подпрограммы и ее результатах с оценкой эффективности в Министерство экономики Республики Саха (Якутия), в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) - о расходовании бюджетных средств.
Рассмотрение отчетов ответственных соисполнителей о ходе реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с Положением о Совете по делам инвалидов при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2009 г. N 1609, которым предусмотрено проведение заседаний.
Продление подпрограммы "Доступная среда на 2014-2016 годы", а также включение в нее новых разделов и мероприятий, утверждение изменений осуществляется в порядке, утвержденном Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2011 г. N 635 "О системе планирования социально-экономического развития в Республике Саха (Якутия)".
Ход реализации программных мероприятий освещается через официальный сайт Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), республиканские средства массовой информации.
Раздел 7. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Подпрограмма "Доступная среда на 2014-2016 годы" направлена на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия). Результат подпрограммы также нацелен на повышение доступности и качества социальных услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в том числе реабилитационных, что будет способствовать повышению уровня здоровья, качества и продолжительности жизни этой категории граждан.
Оценка эффективности подпрограммы осуществляется на основании индикаторов и показателей оценки результативности и планируемых результатов подпрограммы.
Основными целевыми индикаторами подпрограммы "Доступная среда на 2014-2016 годы" являются:
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Саха (Якутия);
принятие региональных нормативных правовых актов о порядке обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения;
доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Республики Саха (Якутия) по результатам их паспортизации среди всех приоритетных объектов;
доля доступных для инвалидов и иных маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной и транспортной в общем количестве приоритетных объектов;
доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформирования паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия);
доля парка пассажирского автотранспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и иных маломобильных групп населения, в парке этого пассажирского автотранспорта;
доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушение развития, в общем количестве учреждений профессионального образования;
доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с региональным перечнем в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации, в общей численности нуждавшихся в реабилитации инвалидов в Республике Саха (Якутия);
доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Республике Саха (Якутия);
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Саха (Якутия).
Экономическая эффективность подпрограммы обеспечивается путем:
рационального и эффективного использования бюджетных средств всех уровней;
выстраивания системы поддержки муниципальных районов и привлечения средств муниципальных бюджетов на обеспечение доступной среды путем применения межбюджетных трансфертов;
применения альтернативных форм предоставления социальных услуг;
увеличения уровня информированности инвалидов и других маломобильных групп населения о доступных социально значимых объектах и услугах, формате их предоставления;
преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других маломобильных групп населения в жизнь общества, в том числе в мероприятия, проводимые с другими гражданами;
проведения информационных кампаний и акций в средствах массовой информации, освещения проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;
повышения уровня и качества услуг, открытых или предоставляемых для населения.
Оценка социально-экономической эффективности проектной подпрограммы проводится ответственным исполнителем целевой подпрограммы в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации целевой подпрограммы (далее - методика).
Методика представляет собой механизм контроля выполнения мероприятий проектной программы, в зависимости от достижения определенных целей, задач и эффективности использования средств, выделяемых для создания условий беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.
1. Оценка эффективности реализации целевой программы по целям (задачам) целевой подпрограммы определяется по формуле:
Tf
i
E = --- x 100%,
i TN
i
где:
Е - эффективность реализации i-й цели (задачи) проектной подпрограммы i (процентов);
Tf - фактический показатель (индикатор), отражающий реализацию i-й i цели (задачи) проектной подпрограммы, достигнутый в ходе ее реализации;
TN - целевой показатель (индикатор), отражающий реализацию i-й цели i (задачи), предусмотренный целевой подпрограммой.
2. Оценка эффективности реализации проектной подпрограммы определяется по формуле:
n
SUM E
i=1 i
E = ----- x 100%
n
где:
Е - эффективность реализации проектной подпрограммы (процентов);
п - количество показателей (индикаторов) целевой подпрограммы.
Источником получения информации для определения уровня достижения основных показателей (индикаторов) являются данные мониторинга, проводимого соисполнителями проектной подпрограммы и ответственным исполнителем.
Экономическая эффективность проектной подпрограммы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов. По результатам оценки эффективности реализации мероприятий проектной подпрограммы соисполнителями вносятся предложения по корректировке этих мероприятий.
Одновременно оценка эффективности настоящей целевой подпрограммы осуществляется при проведении оценки эффективности государственной программы Республики Саха (Якутия).
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2013 г. N 2445 "О внесении изменений в Указ Президента Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.