Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния
Задача N 1. Завоз нефтепродуктов в Республику Саха (Якутия).
В связи с отсутствием собственной нефтепереработки практически весь объем светлых нефтепродуктов для нужд Республики Саха (Якутия) завозится централизованно из-за ее пределов.
Организация производства собственных нефтепродуктов затруднена в связи с отсутствием транспортной инфраструктуры и относительно малым потреблением, недостаточным для выхода на рентабельный уровень предполагаемых проектов по производству нефтепродуктов из нефти и газа.
Таким образом, в результате ряда объективных причин завоз нефтепродуктов в Республику Саха (Якутия) осуществляется в условиях, близких к чрезвычайным.
Всеми видами транспорта охвачена южная часть республики, обширные северные территории обслуживаются, кроме авиационного, сезонными видами транспорта: речным, автозимниками, арктические улусы - морским судоходством. Зона круглогодичного транспортного обеспечения составляет 8,2% территории республики, где проживает 14,6% населения, соответственно, зона с ограниченными сроками завоза (сезонного завоза) составляет 91,8%, где проживает 85,4% населения.
Кроме того, в связи с длительным циклом оборота товарных запасов, завозимых в районы с ограниченными сроками завоза грузов (длительностью временного периода между моментом поставки и потребления (реализации) товарных запасов), фактически происходит омертвление оборотного капитала предприятий в товарных запасах на срок до 1,5 лет (в некоторых труднодоступных районах до 2 лет), что непривлекательно для хозяйствующих субъектов и банковского кредитования.
Поставки грузов в республику обеспечиваются (всего до 100 пунктов назначения), в основном, в навигационный период по следующей схеме:
- от поставщиков грузов по железной дороге доставляется во входные перевалочные пункты - перевалочные нефтебазы и порты у железнодорожных путей (г. Усть-Кут Иркутской области - наливные и сухогрузы, г. Архангельск - наливные);
- производятся накопление и формирование партий грузов на первый тур навигации (март - июль месяцы);
- с открытием навигации (с июня месяца) груз переваливается на водный транспорт, и судами речного флота производится перевозка по главной магистральной реке Лене на боковые и малые реки (Вилюй, Алдан, Амга);
- с открытием навигации на арктических реках (Яна, Индигирка, Колыма) груз, завезенный в предыдущую навигацию из пунктов депонации, доставляется в пункты назначения;
- с открытием арктической навигации - Северным морским путем (август) груз перевозится по магистральной реке Лене, морским путем и далее по арктическим рекам (Яна, Индигирка, Колыма, Оленек, Анабар) до пунктов доставки и депонации.
На водных путях республики имеет место разновременность начала (и окончания) навигации: в южной части (Усть-Кут) навигация открывается раньше, чем в центральной части (г. Якутск) на 15 - 20 суток; на 30 - 35 суток позднее открывается навигация в устье р. Лены, на 40 - 45 суток - по Северному морскому пути. Продолжительность навигации на боковых и малых реках уменьшается от устья к истоку и колеблется в широких пределах. Например, на реке Алдан, на участке Томмот - устье реки Учур она составляет 20 - 25 суток, а на участке Джебарики-Хая - устье реки Алдан - 135 - 140 суток.
Обеспечение доставки грузов в арктические районы республики отличается особенно сложными условиями (необходимостью проводки судов по трассе Северного морского пути), в основном завоз грузов в эти районы осуществляется речным транспортом по реке Лене с доставкой судами река-море до устьев рек Яны, Индигирки, Колымы с последующей перегрузкой на речные суда, которые доставляют груз в пункты депонации, в которых на момент арктической навигации еще действуют навигационные условия. В эти же районы грузы доставляются через входные перевалочные морские порты Архангельск, Мурманск. Из-за несовпадения сроков навигации на северных реках и по трассе Северного морского пути из пунктов депонации грузы доставляются в пункт назначения к конечному потребителю только в следующем году в период основной навигации на самой реке. Также имеются районы, транспортная доступность которых составляет от 30 до 90 дней и только в зимний период, когда открывается автомобильный зимник, по которому возможно произвести доставку всех необходимых грузов для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, расположенных в таких местностях.
При этом объем грузов, равный количеству годового потребления, необходимо завезти почти одномоментно в короткий период навигации, а значит в короткие сроки изыскать средства, сопоставимые со стоимостью ресурсов, потребляемых потом в течение года для жизнеобеспечения всеми потребителями (население, ЖКХ, транспорт, авиация). В связи с длительным циклом оборота товарных запасов, завозимых в районы с ограниченными сроками завоза грузов (длительностью временного периода между моментом поставки и потребления (реализации) товарных запасов) фактически происходит омертвление оборотного капитала предприятий в товарных запасах на срок до 1,5 лет (в некоторых труднодоступных районах до 2 лет), что неподъемно для хозяйствующих субъектов и непривлекательно для банковского кредитования. Поскольку банки заинтересованы в предоставлении кредитов под высокие проценты и на короткие сроки, которые не учитывают долгосрочной оборачиваемости товаров в районах Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза грузов.
Задача N 2. Завоз социально значимых продовольственных и основных непродовольственных товаров.
Принятие впервые в 2006 году Правительством Республики Саха (Якутия) решения о возмещении транспортных расходов по доставке продовольственных товаров для государственных нужд, включая муку высшего сорта, в формате межулусных и внутриулусных перевозок заложило прочный фундамент государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку в отдаленные и труднодоступные населенные пункты республики. В результате цены на продовольственные товары, завезенные по линии государственных нужд Республики Саха (Якутия) и отпускаемые по регулируемым ценам через уполномоченного оператора Правительства Республики Саха (Якутия), стали едиными во всех населенных пунктах улусов (районов) и снизились по сравнению с ценами у других хозяйствующих субъектов торговли на одноименный товар на 15 - 45% в зависимости от наименования.
На снижение цен товаров, завозимых через уполномоченного оператора по доставке социально значимых продовольственных товаров, повлияли следующие факторы:
уменьшение тарифов на водные и автотранспортные перевозки в результате конкурсных торгов, проводимых уполномоченным оператором;
частичное возмещение магистральных, внутриулусных и межулусных транспортных расходов при перевозке социально значимых продовольственных товаров (12 наименований);
государственное регулирование оптовой торговой надбавки уполномоченного оператора Государственным комитетом по ценовой политике - Региональная энергетическая компания Республики Саха (Якутия);
регулирование органами местных самоуправлений муниципальных районов (городских округов) торговых надбавок хозяйствующих субъектов розничной торговли независимо от форм собственности.
Таким образом, наиболее оптимальным в финансовом плане, в том числе и с точки зрения ценообразования, является досрочный завоз продукции (товаров), наработанный годами по следующей схеме:
Поставщики продовольственных товаров извне Республики Саха (Якутия) доставляют товар прямым - смешанным сообщением - до станции Лена Восточно-Сибирской железной дороги (входных перевалочных пунктов - перевалочных портов у железнодорожных путей в г. Усть-Кут Иркутской области), где производятся накопление, формирование партий грузов - переработка грузов в Осетровский речпорт, далее отправление с открытием навигации до пристаней назначения (районных центров республики) судами речного флота с выполнением погрузочно-разгрузочных работ через уполномоченного оператора Правительства Республики Саха (Якутия) - ОАО "Якутоптторг".
Данное открытое общество является системообразующим предприятием Республики Саха (Якутия) со 100% долей Республики Саха (Якутия) в уставном капитале.
ОАО "Якутоптторг" является оптовым предприятием республики, имеющим оптово-складскую сеть на территории 23 улусов (районов) Республики Саха (Якутия), с общей площадью оптово-розничных помещений в 52 990 кв. м.
Основной задачей ОАО "Якутоптторг" является бесперебойное обеспечение населения и учреждений социальной сферы республики продовольственными товарами в необходимом качестве, объеме и доступной цене.
Деятельность ОАО "Якутоптторг" по завозу социально значимых продовольственных товаров и товаров расширенного ассортимента авиационным транспортом в значительной степени влияет на продовольственную безопасность республики, особенно в суровых природно-климатических условиях арктических и северных улусов, где торговля призвана обеспечить жизнедеятельность населения.
Произошедшее в последнем десятилетии XX века разрушение сложившихся хозяйственных и финансово-экономических связей привело к нарастанию кризисных явлений в сфере потребления населения арктических и северных улусов республики. Проявились и такие негативные последствия стихийного рынка как безработица, снижение уровня доходов сельского населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера. Низкие доходы населения привели к снижению потребления относительно качественных и необходимых для нормального функционирования организма человека продуктов питания, таких как колбасные изделия, полуфабрикаты мясные, молочная продукция, сыры, фрукты и т.д.
Низкая покупательская способность населения, высокий уровень транспортных расходов, длительная товарооборачиваемость привели к тому, что многие хозяйствующие субъекты торговли в арктических и северных улусах испытывают значительные финансовые затруднения или находятся на грани банкротства.
Высокий уровень долгов за централизованные кредитные ресурсы 1993 - 1995 годов, незначительные размеры государственной поддержки предприятий торговли государственного сектора привели в 2005 - 2006 годах к ликвидации государственной розничной торговой сети арктических и северных улусов.
Субъекты малого предпринимательства не обладают достаточно развитой материально-технической базой, не в силах завезти весь ассортимент и объемы потребительских товаров для жизнеобеспечения коренного населения, проживающего в наиболее сложных социально-экономических условиях. При этом особое значение для обеспечения населения приобретает наличие оборотных средств хозяйствующих субъектов торговли. Их нехватка в силу объективных причин приводит к углублению ситуации в сфере товарно-денежного оборота арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия).
По прогнозным данным Министерства экономики Республики Саха (Якутия) численность населения в арктических и северных улусах республики в период с 2011 года по 2016 год увеличится на 656 человек, или на 0,8%. В связи с незначительным ростом населения в указанных улусах объемы социально значимых продовольственных товаров до 2017 года сохранены на уровне 2012 года.
С учетом изложенного в целях жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченным сроком завоза грузов необходимо ежегодно выделять субсидии на возмещение транспортных расходов по межулусным и внутриулусным доставкам продовольственных товаров.
Без государственных финансовых средств на компенсацию расходов речного, авиационного, автомобильного транспорта при централизованном завозе продовольственных товаров возможны процессы снижения уровня среднереспубликанских норм питания населения, а главное, перебои в обеспечении продовольственными товарами первой необходимости и резкий скачок цен на них.
Задача N 3. Завоз топливно-энергетических ресурсов.
В Республике Саха (Якутия) создана крупная топливно-энергетическая база (далее - ТЭК), включающая все (за исключением атомной) отрасли топливно-энергетического комплекса: угольную, нефтяную и газовую промышленность, электро-, тепловое хозяйство. ТЭК республики полностью удовлетворяет внутренние потребности в угле, природном газе, нефти, газоконденсате, электро- и теплоэнергии.
Ежегодно Правительством Республики Саха (Якутия) формируется план организации досрочного завоза топливно-энергетических ресурсов и нефтепродуктов.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2004 г. N 253-ДСП "О формировании запасов нефтепродуктов на территории Республики Саха (Якутия)" утверждены нормы запасов нефтепродуктов, необходимых для жизнеобеспечения республики. Это текущие запасы, предназначенные для обеспечения потребностей в нефтепродуктах в межнавигационный период до поступления первой партии нового завоза и неснижаемые переходящие (страховые) запасы (НПСЗ), которые создаются и поддерживаются в нормативных объемах для использования в случае недостаточности или отсутствия основных (текущих) запасов нефтепродуктов и невозможности их немедленного пополнения.
Задача N 4. Управление неснижаемыми переходящими (страховыми) запасами нефтепродуктов Правительства Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. N 417-ДСП "Об управлении неснижаемыми переходящими (страховыми) запасами нефтепродуктов Правительства Республики Саха (Якутия)" определены нормативные объемы оптимальных неснижаемых переходящих (страховых) запасов нефтепродуктов.
Во исполнение распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2007 г. N 1636-р "О создании неснижаемого переходящего (страхового) запаса нефтепродуктов Правительства Республики Саха (Якутия) из завезенных объемов в 2005-2006 годах" в пределах бюджетных средств, предусмотренных Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам для закупа неснижаемых переходящих (страховых) запасов нефтепродуктов, приобретено нефтепродуктов общей стоимостью 581 614,75 тыс. рублей.
На основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 7 августа 2012 г. N Р-1533 за Государственным комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) закреплено право оперативного управления государственным имуществом Республики Саха (Якутия) общей балансовой стоимостью 590 173,6 тыс. рублей.
Задача N 5. Восполнение и хранение республиканского резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (2012-2013 годы).
Одной из основных задач в период 2012 - 2013 годы является осуществление допоставки в Резерв оставшегося количества нефтепродуктов, продовольственных товаров и вещевого имущества в целях доведения до нормативного уровня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.