Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(Приложение)
Муниципальная целевая программа
"Повышение правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2012-2016 гг."
(утв. постановлением Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2012 г. N 2272)
17 декабря 2013 г., 28 января 2014 г.
Постановлением Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 28 января 2014 г. N 151 в паспорт настоящей Муниципальной целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования названного постановления
I. Паспорт Муниципальной целевой программы "Повышение правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2012-2016 гг."
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
Наименование Программы |
Повышение правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2012-2016 гг. |
|
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168), распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2011 г. N 977-РП "Об утверждении Концепции по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия)", постановление Нерюнгринской районной администрации от 03.09.2012 г. N 1739 "Об утверждении плана основных мероприятий по повышению правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы". |
|
Ответственный исполнитель Программы |
Юридический отдел Нерюнгринской районной администрации |
|
Соисполнители Программы |
МКУ Управление культуры и искусства Нерюнгринского района, Управление образования Нерюнгринской районной администрации, Управление потребительского рынка и развития предпринимательства, отдел социальной и молодёжной политики Нерюнгринской районной администрации, отдел муниципальной и кадровой службы Нерюнгринской районной администрации, отдел МУ "СОТО" по связям с общественностью. |
|
Цель и задачи Программы |
Цель: Повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности, а также формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма. Задачи: 1. Повышение правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район". 2. Повышение правовой культуры в образовательных учреждениях муниципального образования "Нерюнгринский район". 3. Организация деятельности общедоступных муниципальных библиотек в области повышения правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район". 4. Повышение правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район" в сфере защиты прав потребителей. 5. Обеспечение муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район" актуальной правовой информацией. |
|
Сроки реализации Программы |
2012 - 2016 годы, в один этап. |
|
Наименование подпрограмм (стратегические направления) |
Программа не имеет подпрограмм. Основные направления программы соответствуют ее задачам. |
|
Целевые индикаторы муниципальной Программы |
- Увеличение проведенных дней бесплатной юридической помощи населению Нерюнгринского района. - Привлечение средних специальных и высших учебных обучающих по специальности "Юриспруденция" для проведения конкурсов юридических эссе среди студентов. - Увеличение количества конкурсов по правовому просвещению и воспитанию населения среди общедоступных библиотек. - Увеличение количества Центров правовой информации на базе муниципальных библиотек Нерюнгринского района. - Увеличение количества Центров правовой информации при муниципальных библиотеках в проведении дней открытых дверей в Нерюнгринском районе. |
|
Объем и источники финансирования |
Бюджет муниципального образования "Нерюнгринский район", в том числе по годам: 2012 г. - 74 900 руб. 2013 г. - 169 652 руб. 2014 г. - 81 тыс. руб. 2015 г. - 361 430 руб. 2016 г. - 286 835 руб. Итого: на весь срок реализации программы 973 тыс. 817 руб. |
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль и отчет по мероприятиям Программы осуществляется юридическим отделом Нерюнгринской районной администрации. |
II. Нормативно-правовое обеспечение
Муниципальная целевая программа "Повышение правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2012-2016 гг." (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168), распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2011 г. N 977-РП "Об утверждении Концепции по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия)", постановлением Нерюнгринской районной администрации от 03.09.2012 г. N 1739 "Об утверждении плана основных мероприятий по повышению правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы", постановлением Нерюнгринской районной администрации от 22.08.2012 N 1623 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ муниципального образования "Нерюнгринский район".
III. Характеристика текущей ситуации
Степень развития гражданского общества определяет уровень правовой культуры. Правовая культура характеризует правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень и тенденцию развития юридической теории и практики.
Качественная оценка правовой культуры складывается из следующих институтов: позитивное право, правоприменительная практика, правоотношения, законность и правопорядок, реализация права, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, правосознание, юридическая наука, литература, образование и т.д. Этот перечень является открытым.
Сложившаяся система правового просвещения не обеспечивает качественного информирования граждан об основных жизненно важных вопросах права, требованиях Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства. Не имеют доступа к официальным документам социально незащищенные группы населения из числа пенсионеров, инвалидов, жителей сельской местности. Медленно внедряется в учебный процесс обучение студентов и школьников основам правовых знаний.
Причины возникновения необходимости развития правовой культуры в муниципальном образовании "Нерюнгринский район":
- интенсивное развитие действующего законодательства, заграможденность законодательства отсылочными нормами;
- недостаточная открытость, прозрачность деятельности органов местного самоуправления;
- отсутствие необходимых правовых знаний и интереса у населения к правовой жизни общества;
- недостаточная правоприменительная практика граждан и юридических лиц в части защиты своих прав и интересов;
- недостаточное информирование, обучение граждан по наиболее актуальным вопросам действующего законодательства;
- дефицит правовой информации, доступной для населения.
Анализ существующей ситуации в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на основе оценки факторов внешней и внутренней среды позволил выявить сильные и слабые стороны текущего состояния правового просвещения населения, его преимущества, а также основные проблемы. Оценка внешней среды, представленная в таблице N 1 базировалась на определении сильных и слабых сторон, возможностей и угроз при реализации муниципальной целевой программы.
Таблица N 1
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Сформирована основная нормативная правовая база по вопросам повышения правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район". |
1. Слабая мотивация населения к повышению правовой грамотности, культуры. 2. Интенсивное развитие действующего законодательства, заграможденность законодательства отсылочными нормами. 3. Недостаточная открытость, прозрачность деятельности органов местного самоуправления. 4. Отсутствие необходимых правовых знаний и интереса у населения к правовой жизни общества. 5. Недостаточная правоприменительная практика граждан и юридических лиц в части защиты своих прав и интересов. 6. Недостаточное информирование, обучение граждан по наиболее актуальным вопросам действующего законодательства. 7. Дефицит правовой информации, доступной для населения. |
Возможности |
Угрозы |
В муниципальном образовании "Нерюнгринский район" накоплен опыт организации проведения мероприятий, способствующих повышению правовой культуры населения, позволяющий создать условия для их дальнейшего развития и совершенствования. |
1. Изменение федеральных норм, которые могут иметь негативные последствия для эффективной деятельности органов местного самоуправления. 2. Возможное недофинансирование или несвоевременное финансирование расходов на реализацию программных мероприятий из бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район" 3. В процессе реализации Программы возможны отклонения в достижении результатов из-за несоответствия отдельных мероприятий Программы их ожидаемой эффективности. |
IV. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности, а также формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма.
Для достижения поставленной цели и обеспечения результатов ее реализации предполагается решение следующих основных задач:
1. Повышение правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район".
2. Повышение правовой культуры в образовательных учреждениях муниципального образования "Нерюнгринский район".
3. Организация деятельности общедоступных муниципальных библиотек в области повышения правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район".
4. Повышение правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район" в сфере защиты прав потребителей.
5. Обеспечение муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район" актуальной правовой информацией.
V. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий, реализуемых по базовому варианту, представлен в приложении N 1 к муниципальной целевой программе "Повышение правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2012-2016 гг.", который составляют:
1. Организация проведения Дня юриста и ежегодного конкурса "Лучший юрист Нерюнгринского района".
Традиционный конкурс проводится для повышения профессионального мастерства в сообществе юристов, выявления и поощрения специалистов высокой квалификации. Организатором конкурса на протяжении нескольких лет является юридический отдел Нерюнгринской районной администрации. К участию в конкурсе приглашаются граждане, имеющие высшее юридическое образование, независимо от стажа и места работы, проживающие в Нерюнгринском районе, а также потенциальные работодатели. Проведение конкурса, а также объявление победителей и вручение наград приурочено к профессиональному празднику "День юриста".
2. Организация проведения дней бесплатной юридической помощи.
В Нерюнгринском районе по инициативе Нерюнгринской районной администрации в 2011 году впервые был проведен день бесплатной юридической помощи. В нем принимали участие адвокаты, осуществляющие деятельность в муниципальном образовании "Нерюнгринский район". Большинство из обратившихся с вопросами и проблемами - пенсионеры, малоимущие граждане, многодетные семьи, матери-одиночки, безработные, инвалиды и прочие категории социально незащищенных слоев населения. Проведение дней бесплатной юридической помощи необходимо, так как стоимость рядовой консультации специалиста-юриста составляет не менее 500 рублей.
3. Организация проведения независимой правовой и антикоррупционной экспертизы НПА, принимаемых органами местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район", затрагивающих права и интересы населения Нерюнгринского района.
Юридическим отделом Нерюнгринской районной администрации систематически, по мере поступления проводятся правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район" с целью выявления несоответствия действующему федеральному, республиканскому законодательству, а также действующим нормативным правовым актам органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район". Данное мероприятие необходимо проводить, дабы предупредить возникновение нарушений законодательства и возникновение коррупционных факторов в актах органов местного самоуправления МО "Нерюнгринский район".
4. Подготовка информационных материалов, способствующих повышению правовой культуры населения, выпуск буклетов, листовок о Центрах правовой информации для читателей правовой тематики.
Данное мероприятие направлено на развитие Центров правовой информации. Выпуск буклетов, листовок о Центрах правовой информации для читателей правовой тематики сподвигнет незащищенные слои населения к обращению за правовой помощью.
5. Открытие постоянных рубрик по правовому просвещению в местных СМИ.
Открытие постоянных рубрик по правовому просвещению в местных СМИ необходимо для просвещения граждан Нерюнгринского района с целью недопущения нарушения их прав в сфере гражданского, жилищного, земельного, пенсионного и др. законодательства путём опубликования информационных статей, судебной практики и иных методических материалов.
6. Внедрение в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.
Одним из групп населения, нуждающихся в получении знаний в области права, являются дети. Данное мероприятие направлено на приобретение для школьников учебно-методических материалов, книг, пособий для развития у подростков таких факторов, как например, воспитание неприятия коррупциогенных проявлений в молодежной среде.
7. Организация просветительского проекта "Молодежный правовой ликбез", проведение конкурса юридических эссе среди студентов средних специальных и высших учебным заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция".
Необходимость проведения данного мероприятия заключается в том, чтобы вовлечь молодежь в изучение права, ликвидировать правовую безграмотность у данного социально значимого слоя населения.
8. Организация деятельности Центров правовой информации на базе муниципальных библиотек Нерюнгринского района. Проведение Дней открытых дверей, выставок, просмотров юридической литературы, организация конкурсов по правовому просвещению и воспитанию населения.
Организация деятельности Центров правовой информации необходима в целях оказания правовой помощи незащищенным слоям населения Нерюнгринского района.
9. Проведение Бесплатных обучающих курсов для населения по работе с СПС "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс" при муниципальных библиотеках Нерюнгринского района и обучающих семинаров для сотрудников Центров правовой информации муниципальных библиотек.
В целях оказания правовой помощи населению Нерюнгринского района необходимо проводить обучающие семинары, лекционные занятия сотрудниками Центров правовой информации муниципальных библиотек профессиональными педагогами.
10. Проведение декады, посвященной Всемирному дню защиты прав потребителей. День открытых дверей, круглые столы, консультации и семинары по вопросам защиты прав потребителей.
В рамках Декады будут проводиться такие мероприятия, как оказание консультационной помощи, разъяснение по применению законодательства, рассмотрение обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, консультация населения по применению законодательства по защите прав потребителей.
11. Организация системного мониторинга законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Данное мероприятие необходимо, так как Мониторинг законодательства Республики Саха (Якутия) будет проводиться и публиковаться на официальном сайте муниципального образования "Нерюнгринский район" в сети Интернет с целью ознакомления населения с изменениями в республиканском законодательстве, что так же будет повышать правовую культуры граждан Нерюнгринского района.
12. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность органов местного самоуправления, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих муниципальных органов.
Юридическим отделом Нерюнгринской районной администрации систематически проводятся комиссии по мониторингу действующего законодательства с целью выявления изменений и выявления нормативных актов органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район", требующих внесения изменений.
13. Открытие на официальных сайтах органов местного самоуправления разделов "Независимая экспертиза нормативных правовых актов" и "Обзор нового законодательства".
Данное мероприятие необходимо, так как Мониторинг нового законодательства будет проводиться и публиковаться в Бюллетене органов местного самоуправления Нерюнгринского района с целью ознакомления населения с изменениями в федеральном законодательстве, что так же будет повышать правовую культуру граждан Нерюнгринского района.
Постановлением Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 28 января 2014 г. N 151 в раздел VI настоящей Муниципальной целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования названного постановления
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район". В базовом варианте объем расходов на реализацию программы составит на 2012-2016 годы - 973 тыс. 817 руб, в том числе по годам:
2012 г. - 74 900 руб.
2013 г. - 169 652 руб.
2014 г. - 81 тыс. руб.
2015 г. - 361 430 руб.
2016 г. - 286 835 руб.
Таблица N 2 (тыс. руб.)
Источник финансирования |
Базовый вариант |
Всего: |
1 323,411 |
федеральный бюджет |
0 |
бюджет РС (Я) |
0 |
местный бюджет МО "Нерюнгринский район" |
1 323,411 |
- бюджетные ассигнования |
1 323,411 |
- бюджетные кредиты |
0 |
внебюджетные источники |
0 |
- муниципальные гарантии |
0 |
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей формирования местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Прогнозная оценка необходимых ресурсов на реализацию муниципальной программы в разрезе источников финансирования представлена в приложении N 2 к настоящей программе.
VII. Механизм реализации Программы
Реализацию программы осуществляет юридический отдел Нерюнгринской районной администрации. В выполнении Программы участвуют органы местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район", структурные подразделения и отделы Нерюнгринской районной администрации, образовательные учреждения, муниципальные библиотеки. Исполнители несут ответственность за своевременную реализацию намеченных мероприятий, рациональное использование выделенных денежных средств.
Ответственный исполнитель программы: осуществляет оперативное управление программой и отчитывается в установленные сроки о ходе ее реализации;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы;
обеспечивает взаимодействие органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район" и структурных подразделений Нерюнгринской районной администрации в части реализации мероприятий, предусмотренных программой;
по мере необходимости готовит предложения по корректировке перечня основных мероприятий программы на очередной финансовый год, осуществляет функции по планированию и мониторингу реализации мероприятий программы.
Реализация программы осуществляется за счет средств местного бюджета на основе муниципальных контрактов, заключаемых в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также на основе заключаемых договоров с государственными образовательными учреждениями на оказание образовательных услуг.
Контроль за целевым использование средств, выделенных на реализацию программы, осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 28 января 2014 г. N 151 в раздел VIII настоящей Муниципальной целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования названного постановления
VIII. Ожидаемые результаты и перечень целевых индикаторов и показателей программы
Результативность реализации Программы измеряется уровнем развития гражданского общества, степенью готовности и стремлением граждан к повышению правовой культуры, уровнем их правосознания, а также целенаправленностью деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район" по повышению правовой культуры.
Реализация Программы должна способствовать повышению качества работы и профессионализма муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район".
Результатом реализации Программы должны стать:
- положительная динамика формирования правовой культуры в муниципальном образовании "Нерюнгринский район";
- повышение заинтересованности населения муниципального образования "Нерюнгринский район" в получении правовых знаний и их использовании в правоприменительной практике в части защиты своих прав и интересов.
Таблица N 3
Оценка
реализации программы по базовому и интенсивному вариантам
Наименование мероприятий |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Отчетный период |
Текущий год |
Результаты реализации программы |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
||||
Организация проведения дней бесплатной юридической помощи |
Увеличение проведенных дней бесплатной юридической помощи населению Нерюнгринского района |
кол-во: |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
|
Проведение конкурса юридических эссе среди студентов средних специальных и высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" |
Привлечение средних специальных и высших учебных заведений, обучающих по специальности "Юриспруденция" для проведения конкурсов юридических эссе среди студентов |
кол-во: |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
|
Организация конкурсов общедоступных библиотек по правовому просвещению и воспитанию населения |
Увеличение количества конкурсов по правовому просвещению и воспитанию населения среди общедоступных библиотек |
кол-во: |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
|
Организация деятельности Центров правовой информации на базе муниципальных библиотек Нерюнгринского района |
Увеличение количества Центров правовой информации на базе муниципальных библиотек Нерюнгринского района |
шт. |
0 |
0 |
1 |
0 |
7 |
|
Дни открытых дверей в Центрах правовой информации при муниципальных библиотеках Нерюнгринского района |
Увеличение количества Центров правовой информации при муниципальных библиотеках в проведении дней открытых дверей в Нерюнгринском районе |
кол-во: |
0 |
0 |
1 |
0 |
7 |
|
IX. Оценка эффективности реализации Программы Методика оценки достижения целевых индикаторов
Программы представляет собой алгоритм оценки ее эффективности в процессе и по итогам реализации Программы и основана на оценке результативности Программы с учетом достижения целевых индикаторов (показателей) подпрограмм, плановые значения которых приводятся в приложении N 3 "Система целевых индикаторов муниципальной целевой программы "Повышение правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2012-2016 гг.".
Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы "Повышение правовой культуры населения муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2012-2016 гг" приведена в приложении N 4 к настоящей программе.
X. Организация управления Программой и контроль
Контроль за исполнением Программы осуществляет юридический отдел Нерюнгринской районной администрации.
Юридический отдел Нерюнгринской районной администрации представляет:
- ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в Управление экономического развития и муниципального заказа Нерюнгринской районной администрации отчет о ходе реализации программных мероприятий по источникам финансирования и отчет об эффективности реализации Программы согласно установленным формам;
- ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в Управление экономического развития и муниципального заказа Нерюнгринской районной администрации информацию по неосвоенным финансовым средствам, выделенным из местного бюджета на программные мероприятия;
- ежегодно до 1 августа в Управление экономического развития и муниципального заказа Нерюнгринской районной администрации бюджетные заявки на следующий финансовый год для выделения ассигнований из местного бюджета с соответствующим обоснованием;
- ежегодно до 1 августа в Управление экономического развития и муниципального заказа Нерюнгринской районной администрации прогнозные суммы финансирования программы на следующий финансовый год.
Управляющий делами Нерюнгринской районной администрации |
В.В. Шмидт |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.