Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(Приложение)
Муниципальная целевая программа
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы"
(утв. постановлением Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2012 г. N 2511)
31 декабря 2013 г.
Постановлением Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2013 г. N 2670 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
I. Паспорт муниципальной программы
1. Наименование муниципальной программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы" |
||||
2. Основания для разработки муниципальной программы |
- Федеральный Закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; - Федеральный Закон от 06.10.2003 г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Закон Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2008 года 645-З N 179-IV "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия); - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2010 года N 594 "О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) на 2011-2020 годы и Плане мероприятий по реализации Стратегии в 2011-2012 годах"; - Государственная программа "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"; - Распоряжение Нерюнгринской районной администрации от 14.02.2011 г. N 23-р "О создании рабочей группы по разработке Программы социально-экономического развития муниципального образования "Нерюнгринский район" на период с 2012 года по 2016 год и стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Нерюнгринский район" на период до 2020 года". |
||||
3. Ответственный исполнитель муниципальной программы |
1) Нерюнгринская районная администрация; 2) НО "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район". |
||||
4. Соисполнители муниципальной программы |
1) ГБУ РС (Я) "Центр поддержки предпринимательства РС(Я)" Обособленное подразделение "Бизнес - инкубатор" г. Нерюнгри; 2) общественные организации предпринимателей. |
||||
5. Цель и задачи муниципальной программы |
Цель: Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства как: - средства занятости и самозанятости жителей; - средства производства товаров, работ и услуг населению; - источника пополнения бюджета района. Задачи: 1. Формирование условий, обеспечивающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и вовлечение незанятого населения в сферу малого бизнеса: 1.1. Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой и имущественной поддержке. 1.2. Обеспечение потребности субъектов малого и среднего предпринимательства в комплексных консультационных, информационных и образовательных услугах. 1.3. Содействие в развитии производственной и технологической базы субъектов малого и среднего предпринимательства. 1.4. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональные и межрегиональные рынки. 1.5. Содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие предпринимательства. 1.6. Содействие развитию молодежного предпринимательства. 1.7. Укрепление социального статуса, повышение престижности предпринимательской деятельности. 2. Развитие сети инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. 3. Развитие системы коммуникаций "бизнес - власть - общество". |
||||
6. Сроки реализации (этапы) муниципальной программы |
2012-2016 годы |
||||
7. Наименование подпрограмм (стратегические направления) |
Программа не имеет подпрограмм. Стратегические направления программы: 1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. 3. Образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. 4. Консультационно-информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. 5. Организационно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. |
||||
8. Целевые индикаторы муниципальной программы |
1) Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения; 2) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций; 3) доля объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в общем обороте малых и средних предприятий; 4) удельный вес доходов от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в общих доходах муниципального бюджета. |
||||
9. Предельный объем средств на реализацию программы с разбивкой по годам и источникам финансирования |
Годы |
Всего, тыс. руб. |
в том числе по источникам: |
||
РБ |
МБ |
Внебюджетные источники |
|||
Всего |
33197,985 |
6122,47 |
7075,515 |
20000 |
|
в том числе по годам: | |||||
2012 |
6400 |
1500 |
1500 |
3400 |
|
2013 |
6097,985 |
1022,47 |
1075,515 |
4000 |
|
2014 |
6800 |
1200 |
1500 |
4100 |
|
2015 |
6900 |
1200 |
1500 |
4200 |
|
2016 |
7000 |
1200 |
1500 |
4300 |
|
10. Система организации контроля за исполнением программы |
1. Нерюнгринская районная администрация. 2. Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия). 3. Нерюнгринский районный Совет депутатов. 4. Контрольно-счетная плата МО "Нерюнгринский район". |
II. Нормативно-правовое обеспечение
В соответствии с Федеральным законом от 06. 10. 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы содействия развитию малого предпринимательства.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 года 645-З N 179-IV "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)".
Программа разработана с учетом Государственной программы "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 гг." и постановления Правительства РС (Я) от 28 декабря 2010 года N 594 "О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2020 годы и Плане мероприятий по реализации Стратегии в 2011 - 2012 годах".
Программа разработана в соответствии с постановлением Нерюнгринской районной администрации от 22.08.2012 N 1623 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ муниципального образования "Нерюнгринский район", постановлением Нерюнгринской районной администрации от 19.08.2011 г. N 1663 "Об утверждении Положения об оценке эффективности долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ муниципального образования "Нерюнгринский район".
III. Характеристика текущей ситуации
Одним из приоритетов политики муниципального образования "Нерюнгринский район" является поддержка малого и среднего бизнеса.
Малое и среднее предпринимательство Нерюнгринского района является динамично развивающимся и важнейшим элементом рыночной экономики. Субъекты малого и среднего предпринимательства присутствуют практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Целенаправленная работа по развитию предпринимательства позволила достичь положительной динамики развития малого и среднего бизнеса.
Сегодня в районе общее количество субъектов малого предпринимательства 3930 человек. В их числе 3407 индивидуальных предпринимателей и 523 малых предприятия. Количество малых предприятий в 2010 году выросло на 5,9% по сравнению с 2009 годом. Доходы районного бюджета от малого бизнеса в 2010 году составили 242 млн. рублей, или 102,1% по отношению к 2009 году.
По итогам 2010 года муниципальное образование "Нерюнгринский район" по отношению числа малых предприятий к числу крупных и средних предприятий занимает второе место в республике после городского округа "Город Якутск", а по числу малых предприятий на 1 тысячу населения и по среднему обороту одного предприятия - входит в пятерку лидеров в Республике Саха (Якутия).
Сегодня малый бизнес это не только сфера торговли, как было в основном еще 10 лет назад, но и производство. Малый бизнес динамично развивается во всех сферах экономической деятельности. Наряду с традиционным строительством и транспортной сферой, предприниматели постепенно внедряются в деятельность обрабатывающих производств. Вклад малого бизнеса наиболее заметен в обеспечении внутреннего рынка Нерюнгринского района такими видами товаров, как хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, пищевая рыбная продукция, колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, а также полиграфическая продукция, швейные и трикотажные изделия, корпусная и мягкая мебель, ювелирные изделия, изделия из камнецветов, сувенирные изделия из меха и кости. Малое предпринимательство внедряется в сферу туристических, спортивных, консалтинговых, медицинских и образовательных услуг.
Наибольшее количество малых предприятий занято в оптовой и розничной торговле - 33,8%, в строительстве - 16%, транспорте и связи - 12,8%, в обрабатывающих производствах - 6,3%, в сельском хозяйстве - 1,2%, в других видах деятельности - 29,9%.
Структура малых предприятий по отраслям
Оборот малых предприятий за 2010 год составил 11,5 млрд. рублей, что на 53,2% больше, чем в предыдущем году.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий составили в 2010 году 132,6 млн. рублей, что на 48,3% больше, чем в прошлом году. Объем отгруженных товаров собственного производства в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 81,8% и составил 7,7 млрд. рублей.
Структура индивидуальных предпринимателей по видам деятельности
Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей занято в розничной и оптовой торговле - 39,1%, в транспортной деятельности - 22,7%, строительстве - 4,4%, в обрабатывающих производствах - 4,1%, в сельском хозяйстве - 0,9%, в других видах деятельности - 28,8%, в т.ч. занятых предоставлением персональных услуг - 8,2%.
Динамика основных показателей развития малого и среднего предпринимательства
Индикаторы |
2009 (факт) |
2010 (факт) |
2010 г. к 2009 г., % |
2011 (оценка) |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (ед.) |
3929 |
3930 |
100,0 |
3935 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения (ед.) |
461 |
464 |
100,7 |
465 |
Количество индивидуальных предпринимателей (ед.) |
3435 |
3407 |
99,2 |
3410 |
Количество малых предприятий (ед.) |
494 |
523 |
105,9 |
487 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий (чел.) |
5000 |
6046 |
120,9 |
6200 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (%) |
15,95 |
20,4 |
127,9 |
20,55 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами малых предприятий (млн. руб.) |
4217,2 |
7668,5 |
181,8 |
7710,0 |
Оборот малых предприятий (млн. руб.), в том числе: |
7514,0 |
11509,4 |
153,2 |
11550,0 |
оборот розничной торговли (млн. руб.) |
2435,7 |
2568,2 |
105,4 |
2739,2 |
оборот общественного питания (млн. руб.) |
87,9 |
75,1 |
85,4 |
76,9 |
Инвестиции в основной капитал малых предприятий (млн. руб.) |
89,4 |
132,6 |
148,3 |
159,0 |
Объем налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в доходную часть муниципального бюджета (млн. руб.) |
237 |
242 |
102,1 |
245 |
Удельный вес доходов от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в общих доходах муниципального бюджета (%) |
5,92 |
8,13 |
137,3 |
8,23 |
(Источники: статистические данные, данные ИФНС по Нерюнгринскому району)
Развивать предпринимательство важно не только для увеличения доходной части районного бюджета, но и для решения социальных проблем. Малое и среднее предпринимательство способствует обеспечению занятости населения. Общая численность занятых в малом и среднем бизнесе района в 2010 году составила 12500 человек.
Для целей реализации комплексной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в МО "Нерюнгринский район" с 2009 года успешно реализовывалась муниципальная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2009-2011 годы".
На реализацию мероприятий программы было выделено 12747, 0 тыс. руб., в том числе:
- из бюджета района - 7657,8 тыс. руб.;
- из республиканского бюджета - 5089,2 тыс. руб.
За период с 2009 по 2011 год финансовая поддержка оказана 70 субъектам малого предпринимательства, в том числе по видам поддержки:
- гранты (субсидии) в сумме 5398,4 тыс. руб. предоставлены 35 субъектам малого предпринимательства, начинающим собственное дело;
- микрокредиты в сумме 13940,0 тыс. руб. (с учетом оборачиваемости кредитных средств) предоставлены 30 субъектам малого предпринимательства;
- субсидии в сумме 200,0 тыс. руб. предоставлены 2 субъектам малого предпринимательства, оказывающим социально-значимые услуги в сельской местности;
- субсидии на затраты по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях в сумме 147,2 тыс. руб. предоставлены 3 субъектам малого предпринимательства.
Приоритетное направление в реализации Программы уделено информационно - консультационной и образовательной работе с субъектами малого и среднего бизнеса.
Образовательные услуги предоставлены 88 слушателям на сумму 605,8 тыс. руб. Для 53 субъектов малого бизнеса организованы семинары-тренинги по повышению профессиональной деятельности, для 18 субъектов - семинар "Основы предпринимательской деятельности". 17 муниципальных служащих, занятых в сфере поддержки предпринимательства, приняли участие в семинаре по инновационной деятельности и управлению проектами.
Информационно-консультационные услуги предоставлены на сумму 526,6 тыс. руб. В средствах массовой информации и печатных изданиях освещались вопросы развития и поддержки предпринимательства, взаимодействия с органами власти, организационно-методические вопросы ведения бизнеса, пропаганда предпринимательской деятельности на территории Нерюнгринского района.
С целью использования муниципального имущества в качестве инструмента поддержки малого и среднего предпринимательства разработан и утвержден Порядок формирования, ведения и утверждения Перечня муниципального имущества муниципального образования "Нерюнгринский район", предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
В целях обеспечения начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства имущественной и консультационно-информационной поддержкой в 2009 году введен в эксплуатацию Бизнес-инкубатор в г. Нерюнгри. Здание Бизнес-инкубатора, площадью 2311 кв. м., построено за счет средств республиканского и федерального бюджетов. Это второй по счету институт поддержки начинающих предпринимателей в республике. 26 резидентов Бизнес-инкубатора занимаются производством корпусной и мягкой мебели, швейной, трикотажной, сувенирной и полиграфической продукции, предоставлением спортивных, туристических, консалтинговых, образовательных услуг, в том числе и по дошкольному образованию, услуг по организации праздников.
Бизнес - инкубатор выполняет функции центра развития бизнеса на территории Нерюнгринского района. Любому предпринимателю, обратившемуся в Бизнес-инкубатор, оказывается комплекс образовательных, информационных и консультационных услуг.
Во исполнение поручения Президента Республики Саха (Якутия), в целях реализации Комплекса мер по развитию малого и среднего предпринимательства, на территории муниципального образования "Нерюнгринский район" начата совместная работа с Министерством по делам предпринимательства по реализации проекта строительства Технопарка. Под строительство Технопарка Нерюнгринской районной администрацией выделено недостроенное здание роддома по ул. Лужников общей площадью 5700 кв. м. и общей площадью участка 13000 кв. м. Срок ввода в эксплуатацию намечен на август 2012 года.
Создание Технопарка является необходимым и своевременным, так как позволит создать источник инновационных разработок, исследовательских и научно - прикладных работ, потребность в которых по мере реализации крупных инвестиционных проектов в рамках Схемы-2020 будет стремительно расти.
В Технопарке будет создано более 300 рабочих мест, а учитывая кластерное развитие, при содействии Технопарка в Южной Якутии будет создано более 1000 рабочих мест.
Возникающие вопросы в районе решаются объединенными усилиями и согласованными действиями органов местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей и организаций, образующих инфраструктуру субъектов малого предпринимательства.
Организационная структура развития предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" представлена Совещательным комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства при главе Нерюнгринского района, общественной организацией "Союз предпринимателей Нерюнгринского района", некоммерческой организацией "Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район", ГБУ "Центр поддержки предпринимательства РС(Я)" ОП "Бизнес-инкубатор" г. Нерюнгри. Созданы рабочие группы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности при прокуратуре г. Нерюнгри и Отделе МВД России по Нерюнгринскому району.
Немаловажное значение в положительной динамике развития малого и среднего предпринимательства района оказали меры государственной поддержки, принятые на федеральном уровне: отменены нормы, обязывающие применение контрольно-кассовой техники при осуществлении отдельных видов деятельности; внедрен уведомительный порядок начала многих видов предпринимательской деятельности; на нормативно-правовом уровне снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения; урегулированы процедуры проведения проверок со стороны контролирующих органов и т.д.
В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами и услугами и создания условий для их продвижения в Нерюнгринском районе проводятся межрегиональные выставки-ярмарки: "Урожай года", "Праздник солений", "Февральский сюрприз", "Школьная ярмарка", "Рождественский базар". Они проходят с участием местных товаропроизводителей, предпринимателей из Амурской области, Хабаровского края, улусов Республики Саха (Якутия).
Возобновил работу производственный модуль ИП Габбасовой Ф.М. по производству колбасных изделий и мясных деликатесов, открыт цех по производству пищевых полуфабрикатов ООО "Олимпия", мясоперерабатывающий цех "Скиф". Открыты новые объекты торговли: супермаркет "Парадиз", торговый центр "Каскад". Пользуется спросом у населения торговый центр "Айгуль", который оказывает широкий спектр услуг: общественное питание - кафе "Тау", комната для организации детского досуга, услуги фотокабинки, кинотеатр формата 4-D.
Предпринимательство сегодня - это занятость и качество жизни населения, обеспечение необходимыми товарами и услугами.
Для определения комплекса проблем малого и среднего бизнеса, подлежащих программному решению, проведен анализ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Нерюнгринского района.
Анализ отраслевой структуры субъектов малого и среднего предпринимательства Нерюнгринского района свидетельствует о ее непропорциональности, недостаточном развитии малого и среднего бизнеса в производственной сфере. На это влияют различные факторы, в том числе:
- неразвитая кооперация крупного и малого бизнеса;
- недостаток финансовых ресурсов, ограничение доступа к банковским кредитам из-за сложной залоговой системы, высоких процентных ставок, отсутствия возможности взять долгосрочный кредит для субъектов малого и среднего предпринимательства; ограничение доступа к лизинговым услугам;
- высокая себестоимость и низкая конкурентоспособность продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства в силу ограниченности доступа к производственным мощностям и достаточно высокого износа основных средств в сфере производства, сельском хозяйстве;
- остаются низкими показатели, характеризующие процессы модернизации действующего производства и внедрения новых, в том числе энергосберегающих технологий;
- остаются проблемы в приобретении помещений, в высокой стоимости аренды;
- недостаток квалифицированных кадров.
Кроме того, у субъектов малого предпринимательства возникают проблемы в получении доступных качественных информационных, маркетинговых, консультационных, юридических услуг, в том числе и из-за отсутствия компьютерной техники, доступа к сети Интернет. Отсутствие аналитической информации о потребностях муниципального образования в товарах и услугах сужает сферу бизнеса.
Одна из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой состоит в том, что там крупное производство не противопоставляется малому. Малые предприятия зачастую создаются при крупных фирмах или сотрудничают с ними. Таким образом, сформировалась принципиально новая структура экономики. Для крупного бизнеса необходимы и выгодны следующие факторы: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом, продукция массового производства, соответствующая требуемым стандартам, аккумулирование значительных финансовых средств, дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют ряд преимуществ в управлении: отсутствие жесткой иерархии, простота коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость производства продукции в малом бизнесе ниже, чем в крупном при высоком качестве производимой продукции и услуг.
В целом, предпринимательство дает шанс для реализации своих идей, своих способностей. Чтобы реализовать этот шанс, надо учитывать не только свои сильные стороны и возможности, но и то, что может ослабить потенциал начатого дела, угрозы, которые могут превратить успех в поражение.
Для выявления не только преимуществ малого бизнеса, но и его недостатков, а также возможностей и угроз его развития, проведем SWOT-анализ факторов, оказывающих позитивное и негативное влияние на развитие малого предпринимательства в Нерюнгринском районе.
SWOT-анализ
Преимущества |
Недостатки |
1. Преимущества малого бизнеса: 1.1. "Низкий старт" - незначительные затраты для открытия собственного дела. 1.2. Разнообразие сфер предпринимательской деятельности. 1.3. Самостоятельность в принятии решений. 1.4. Гибкость в перестройке бизнеса при изменении конъюнктуры рынка. 1.5. Отсутствие жесткой иерархии, простота коммуникаций. 2. Преимущества реализации Программы 2.1. Опыт по реализации Программы за 2009-2011 годы. |
1. Недостатки малого бизнеса: 1.1. Ограниченность рамками местного рынка, ограниченность в номенклатуре выпускаемой продукции. 1.2. Низкая возможность накопления капитала. 1.3. Отсутствие заинтересованности профессиональных инвесторов. 1.4. Малодоступность в фондоемкие и наукоемкие производства. 1.5. Низкие показатели модернизации действующего производства и внедрения новых, в т.ч. энергосберегающих технологий. 1.6. Отсутствие ликвидных активов, способных выступать в качестве обеспечения по кредитам. 1.7. Малодоступность лизинга технологического оборудования в связи с неспособностью выплатить первый взнос. 1.8. Отсутствие равных условий при приобретении муниципальной собственности в сравнении с крупными участниками рынка. 1.9. Экстремальные природно-климатические условия. 1.10. Низкая конкурентоспособность товаров и услуг, обусловленная высокими затратами субъектов малого и среднего предпринимательства за теплоэнергию, электроэнергию, влияющими в дальнейшем на высокую себестоимость товаров и услуг. 1.11. Высокая стоимость аренды. 1.12. Сложность в организации службы маркетинга, дилерской сети. 1.13. Недостаток квалифицированных кадров. 1.14. Ограниченность доступа к качественным информационным, консультационным, юридическим и маркетинговым услугам. 1.15. Отсутствие аналитической информации о потребностях муниципального образования в товарах и услугах. 2. Недостатки реализации программы: 2.1. Отсутствие электронного взаимодействия. |
Возможности |
Риски |
1. Возможности малого бизнеса: 1.1. Развитие новых крупных производств. 1.2. Развитие кооперации крупного и малого бизнеса. 1.3. Своя ниша на стабильном рынке. 1.4. Благоприятное транспортное положение. 1.5. Наличие трудовых ресурсов. 1.6. Реализация своих способностей. 2. Возможности реализации Программы: 2.1. Наличие целевых программ (государственной и муниципальной). |
1. Риски малого бизнеса: 1.1. Конкуренция. 1.2. Беззащитность. 1.3. Угроза быть разоренным, т.к. многое зависит от воздействия внешней среды. 1.4. Рост в тупиковом направлении. 1.5. Рынок с нестабильным и непродолжительным спросом. 1.6. Отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды нежилых помещений. 2. Риски реализации Программы: 2.1. Постоянное изменение законодательства. 2.2. Финансирование не в полном объеме. 2.3. Демографические (отсутствие потребителей). |
При проведении анализа основных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в Нерюнгринском районе, использованы результаты опросов представителей малого и среднего бизнеса Нерюнгринского района, итоги совещаний, встреч, заседаний Совещательного комитета по предпринимательству при главе района, Союза предпринимателей Нерюнгринского района.
Основная доля проблемных вопросов распределяется следующим образом:
1) отсутствие финансово-кредитных средств, несовершенство законодательной базы, административные барьеры - 60-70%,
2) отсутствие помещений, высокая арендная плата, недостаток квалифицированных кадров - 30-40%;
3) высокая плата за электроносители, недостаток технологического оборудования, недостаток информации - 10-20%.
Несмотря на принимаемые государством меры по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, в данном направлении по-прежнему остается ряд проблем. В частности, предусмотренный переход к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов приведет к значительному снижению количества официально зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, прозрачности их деятельности и окажет дестимулирующее воздействие на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проблемы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому самым эффективным методом их решения является программно - целевой, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Данная программа сформирована с учетом позитивных сдвигов в районе нормативно-правовой, информационной, финансово-кредитной и других направлений поддержки малого и среднего бизнеса. Это комплекс конкретных и реальных в выполнении целевых мероприятий, направленных на решение существующих проблем и создание условий для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Нерюнгринском районе.
IV. Цели и задачи муниципальной программы
Программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы" реализуется с целью развития субъектов малого и среднего предпринимательства как средства занятости и самозанятости жителей, средства производства товаров и услуг населению, источника пополнения бюджета района.
Программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы" принимается для решения следующих задач, связанных с осуществлением полномочий органов местного самоуправления в сфере муниципальной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства:
1. Формирование условий, обеспечивающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и вовлечение незанятого населения в сферу малого бизнеса:
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой и имущественной поддержке;
- обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства в комплексных консультационных, информационных и образовательных услугах;
- содействие в развитии производственной и технологической базы субъектов малого и среднего бизнеса;
- содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональные и межрегиональные рынки;
- содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие предпринимательства;
- содействие развитию молодежного предпринимательства;
- укрепление социального статуса, повышение престижности предпринимательской деятельности.
2. Развитие сети инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Развитие системы коммуникаций "бизнес - власть - общество".
V. Система программных мероприятий
Муниципальная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства представляет собой стратегический документ, в котором определяется перечень мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего бизнеса и результативности деятельности органов местного самоуправления.
Программа учитывает специфику социально - экономического развития Нерюнгринского района и приоритетные сферы развития малого и среднего предпринимательства.
Система программных мероприятий представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативной правовой среды для развития предпринимательства, оказанию муниципальной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и опирается на созданную инфраструктуру в области предпринимательства.
Осуществление программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства позволит повысить эффективность управления социально-экономическим развитием Нерюнгринского района, обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства.
Равный доступ к получению поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляется через информирование об инструментах и методах поддержки в средствах массовой информации и через интернет-сайт Нерюнгринской районной администрации, при отсутствии условий, по которым поддержка не может быть оказана и при наличии постоянного контроля со стороны органа местного самоуправления по реализации программных мероприятий.
Разработка программы базируется на анализе состояния развития сферы малого и среднего бизнеса в Нерюнгринском районе в настоящее время.
Цели и задачи настоящей программы предусматривают реализацию комплекса мероприятий для эффективного решения задач в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Нерюнгринского района.
Программа определяет перечень мероприятий, объемы и источники их финансирования, ответственных за реализацию мероприятий, основные показатели результативности развития малого и среднего предпринимательства.
Программа сформирована в базовом варианте. Интенсивный вариант формирования программы не предусмотрен, т.к. предложенные программные мероприятия являются типовыми и утверждены федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами. Интенсивный вариант реализации программы возможен при наличии дополнительного финансирования.
Срок реализации программы рассчитан на 2012-2016 годы.
Мероприятия программы в соответствии с их содержанием и направленностью сформированы по следующим стратегическим направлениям:
I. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
II. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
III. Образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
IV. Консультационно-информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
V. Организационно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
В рамках данного стратегического направления, исходя из цели и поставленных задач программы, предусмотрена реализация следующих программных мероприятий по разделам:
- упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым средствам:
1.1. Предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства.
1.2. Предоставление микрокредитов субъектам малого и среднего предпринимательства.
- продвижение товаров на региональные и межрегиональные рынки продукции:
1.3. Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, экономических и тематических форумах, проведению презентации продукции.
- поддержка технологической модернизации:
1.4. Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на модернизацию производственного (технологического) оборудования, связанного с производством товаров (работ, услуг).
2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
В рамках данного стратегического направления, исходя из цели и поставленных задач программы, предусмотрена реализация следующих программных мероприятий по разделам:
обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к муниципальному имуществу:
2.1. Формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, содействие в приобретении объектов недвижимости путем преимущественного права.
2.2. Содействие в размещении начинающих предпринимателей в помещениях Бизнес-инкубатора.
2.3. Содействие в обеспечении деятельности Технопарка.
3. Образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
В рамках данного стратегического направления, исходя из цели и поставленных задач программы, предусмотрена реализация следующих программных мероприятий по разделам:
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к образовательной поддержке на основе применения современных методов обучения:
3.1. Организация подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса (семинары, тренинги, курсы повышения квалификации).
3.2. Организация обучения субъектов малого и среднего предпринимательства по курсу "Основы предпринимательской деятельности".
- привлечение молодежи к предпринимательской деятельности:
3.3. Развитие предпринимательских навыков и компетенций у детей и подростков в школах (участие в конкурсах молодежных бизнес-проектов, содействие работе класса "Юный предприниматель"),
3.4. Образование, развитие предпринимательских компетенций у молодежи (массовое обучение, проведение семинаров и мастер-классов).
- повышение квалификации специалистов сферы развития предпринимательства и муниципальных служащих в вопросах развития и поддержки предпринимательства:
3.5. Организация обучения специалистов сферы развития предпринимательства и муниципальных служащих по вопросам развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Консультационно-информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
В рамках данного стратегического направления, исходя из цели и поставленных задач программы, предусмотрена реализация следующих программных мероприятий по разделам:
- обеспечение снижения рисков при организации и ведении бизнеса, организации новых рабочих мест:
4.1. Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам ведения бизнеса, в том числе, по правовым, финансовым вопросам и вопросам трудовых отношений.
- совершенствование системы информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства:
4.2. Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам развития предпринимательства через средства массовой информации (газеты, телевидение, интернет-сайт).
4.3. Обеспечение ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
- обеспечение аналитических исследований развития малого и среднего бизнеса:
4.4. Проведение мониторинга состояния, проблем и тенденций развития в сфере малого и среднего предпринимательства.
5. Организационно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
В рамках данного стратегического направления, исходя из цели и поставленных задач программы, предусмотрена реализация следующих программных мероприятий по разделам:
- содействие в устранении административных барьеров:
5.1. Деятельность Совещательного комитета по развитию предпринимательства при главе МО "Нерюнгринский район".
совершенствование информационно-правового обеспечения предпринимательской деятельности:
5.2. Разработка и издание информационно-методических материалов по малому и среднему предпринимательству (брошюры, баннеры, листовки).
- укрепление социального статуса, повышение престижности предпринимательской деятельности:
5.3. Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню предпринимателя.
5.4. Присуждение Премии главы МО "Нерюнгринский район" победителям районного конкурса за достижения в области малого и среднего предпринимательства (по номинациям).
Условия и требования оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства МО "Нерюнгринский район", определяются в соответствии с федеральным и республиканским законодательством. Порядки (положения) предоставления муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район".
Перечень программных мероприятий, реализуемых по базовому варианту, представлен в приложении N 1 к муниципальной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы".
Постановлением Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2013 г. N 2670 в раздел VI настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
VI. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы предусматривается осуществлять за счет средств, в том числе:
1) государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
2) бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район";
3) внебюджетных источников (прогнозируются как возможные источники финансирования), в том числе средства некоммерческой организации "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район". Бюджетные источники:
- государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - средства, предоставляемые на конкурсной основе муниципальным образованиям РС(Я) на реализацию мероприятий муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с нормативными правовыми актами и на условиях софинансирования;
- бюджет муниципального образования "Нерюнгринский район" - средства, предусмотренные в бюджете муниципального образования "Нерюнгринский район" на реализацию мероприятий программы.
Внебюджетные источники (прогнозируются как возможные источники финансирования):
- средства некоммерческой организации "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район";
- собственные средства предприятий и организаций;
- средства кредитных учреждений и инвесторов и др.
НО "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район" осуществляет реализацию мероприятия по предоставлению микрокредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с соглашениями между Нерюнгринской районной администрацией и НО "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район" на основании постановления Нерюнгринской районной администрации от 09.10.2009 г. N 867 "Об определении уполномоченной организации по реализации мероприятий муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район на 2009-2011 годы". Некоммерческой организацией "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район" с учетом оборачиваемости кредитных средств будут профинансированы мероприятия по предоставлению микрокредитов на общую сумму 20 000, 0 тыс. рублей.
Реализация других программных мероприятий, требующих привлечения сторонних исполнителей, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Ресурсное обеспечение программы
тыс. рублей | |
Источник финансирования |
Базовый вариант |
Всего: |
33197,985 |
Республиканский бюджет |
6122,47 |
Местный бюджет |
7075,515 |
Внебюджетные источники |
20000 |
Общий объем финансирования мероприятий программы на 2012-2016 годы составит 33197,985 тыс. руб. С учетом возможных изменений в Законе РС(Я) о государственном бюджете на соответствующий год и плановый период, а также в соответствии с уточнениями и возможностями бюджета Нерюнгринского района или изменениями в социально-экономическом развитии Нерюнгринского района, мероприятия и объемы финансирования программы могут быть скорректированы в установленном порядке.
Прогнозная оценка необходимых ресурсов на реализацию муниципальной целевой программы в разрезе источников финансирования представлена в к муниципальной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы".
VII. Механизм реализации программы
Заказчиком-координатором программы является Нерюнгринская районная администрация.
Исполнителями программы являются: структурные подразделения Нерюнгринской районной администрации - Управление потребительского рынка и развития предпринимательства и Комитет земельных и имущественных отношений, организация инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - НО "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район". Соисполнителями Программы являются: организация инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - ГБУ "Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)" ОП "Бизнес-инкубатор" г. Нерюнгри, общественные организации предпринимателей МО "Нерюнгринский район".
Распорядителем средств муниципального бюджета МО "Нерюнгринский район" и субсидий государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направляемых на финансирование реализации мероприятий программы, является Нерюнгринская районная администрация.
Механизм реализации программы предусматривает взаимодействие заказчика-координатора программы с субъектами двух уровней бюджетного процесса:
1) на республиканском уровне предусматриваются заключения соглашений с Министерством по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я) о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) муниципальному бюджету МО "Нерюнгринский район" на муниципальную поддержку малого и среднего предпринимательства; также предусматривается участие в разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере развития предпринимательства;
2) на муниципальном уровне осуществляются финансирование программных мероприятий из средств муниципального бюджета МО "Нерюнгринский район".
Исполнители программы разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы.
Для обеспечения мониторинга реализации программы заказчик-координатор программы ежегодно в установленном порядке подготавливает отчет о ходе ее реализации.
На основе аналитических данных мероприятия и объемы финансирования мероприятий программы могут корректироваться.
VIII. Ожидаемые результаты и перечень целевых индикаторов и показателей программы
В ходе выполнения мероприятий программы предполагается достичь следующих результатов по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства:
1. Предоставить финансовую поддержку не менее 90 субъектам малого и среднего предпринимательства, что позволит:
- вовлечь в предпринимательскую деятельность незанятое население района;
- улучшить производственно-технологическую базу субъектов малого и среднего бизнеса;
- пополнить оборотные средства.
2. Предоставить образовательную поддержку не менее 125 субъектам малого и среднего предпринимательства, что позволит повысить уровень образования предпринимателей, снизит риски по организации и ведению бизнеса.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Охватить в программах массового обучения молодежи не менее 250 человек, что позволит развить предпринимательские компетенции и навыки у молодых людей и вовлечь их в предпринимательскую деятельность.
3. Разработать и издать не менее 3 информационно-методических брошюр по нормативно-правовой базе малого и среднего бизнеса общим тиражом 400 экземпляров.
4. Провести 5 районных конкурсов по достижениям в области малого и среднего предпринимательства по различным номинациям с награждением победителей.
Реализация цели программы приведет к росту количества субъектов малого и среднего предпринимательства, повышению конкурентоспособности производимых товаров (услуг), увеличению налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в местный бюджет, повышению уровня информированности населения района.
Цель программы оценивают по следующим целевым индикаторам:
Оценка реализации программы по базовому варианту
Цель программы |
Наименование целевого индикатора |
Ед. изм. |
Отчетный период 2010 год |
Текущий период 2011 год |
Результаты реализации 2016 год |
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства как: - средства занятости и самозанятости населения; - средства производства товаров, работ и услуг населению; - источника пополнения бюджета района. |
1) количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения; |
ед |
464 |
465 |
472 |
2) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций; |
% |
20,40 |
20,55 |
22,00 |
|
3) доля объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в общем обороте малых и средних предприятий; |
% |
66,63 |
66,75 |
68,00 |
|
4) удельный вес доходов от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в общих доходах муниципального бюджета. |
% |
8,13 |
8,23 |
8,40 |
Содержащиеся в программе целевые индикаторы отвечают следующим требованиям:
- наблюдаемости значений показателей в течение срока выполнения программы;
- минимизации числа показателей;
- достоверности (показатели рассчитываются на основе статистических наблюдений, отчетов субъектов малого и среднего предпринимательства, социально-экономического прогноза Нерюнгринского района);
- экономичности (получение данных от субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется без дополнительных финансовых затрат);
- реалистичности, т.е. достижимости в установленный период времени;
- сопоставимости;
- системности (обеспечение интеграции различных направлений государственной поддержки малого предпринимательства);
- своевременности и регулярности (отчетные данные поступают ежеквартально, ежегодно);
- имеются в наличии базовые значения, единицы измерения, методики расчета показателей.
Система целевых индикаторов программы по базовому варианту представлена в приложении N 3 к муниципальной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы".
Достигнутые количественные показатели развития малого и среднего предпринимательства получат и качественные социальные результаты:
- развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности;
- гармонизацию общественных отношений через развитие социального партнерства с муниципальными органами власти, предпринимателями и наемными работниками;
- укрепление социального статуса, повышение имиджа предпринимательства.
IX. Оценка эффективности программы
Оценка эффективности реализации программы производится ежегодно за отчетный год и за весь период реализации с 2012 по 2016 год.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется заказчиком-координатором путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений показателей и индикаторов с их целевыми значениями либо значениями на момент начала реализации программы.
I. Расчет фактического выполнения целей программы:
где:
i факт - фактическое значение индикатора;
i план - плановое значение индикатора.
II. Расчет выполнения задач программы:
1 шаг: Фактическое выполнение задач Программы:
где:
i факт - фактическое значение показателя;
i план - плановое значение показателя.
2 шаг: Среднее значение выполнения задач программы
где:
i задача - значение выполнения задачи программы;
n - количество задач.
III. Сравнение среднего значения выполнения цели программы со средним значением выполнения задач программы
В случае, если разница между средним значением выполнения цели программы () и средним значением выполнения задач программы () составляет не более 10%, то показатели задач в полной мере способствуют достижению цели программы.
В случае, если разница между средним значением выполнения цели программы () и средним значением выполнения задач программы () составляет свыше 10%, то показатели задач не способствуют достижению цели программы.
X. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль исполнения программы, а также достижение поставленных целей и задач осуществляет:
1. Нерюнгринская районная администрация (заместитель главы по экономике, финансам и торговле).
2. Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия).
3. Нерюнгринский районный Совет депутатов.
Для осуществления контроля исполнения программы Нерюнгринская районная администрация:
- обеспечивает своевременное предоставление отчетности в Министерство по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я) о расходах бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район", источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме и в порядке, установленными Министерством;
- предоставляет отчеты в управление экономического развития и муниципального заказа Нерюнгринской районной администрации в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
- осуществляет обобщение отчетных материалов и подготовку годовой информации о ходе реализации мероприятий программы;
- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район", выделенных на реализацию мероприятий настоящей программы;
- готовит аналитические материалы о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства и ежегодно размещает их на сайте Нерюнгринской районной администрации.
Управляющий делами Нерюнгринской районной администрации |
В.В. Шмидт |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.