Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 54. Порядок подсчета голосов участников голосования по отзыву и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией
1. Подсчет голосов участников голосования по отзыву проводится открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников голосования по отзыву членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 7 статьи 26 настоящего Закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов участников голосования по отзыву и наблюдать за подсчетом.
2. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии объявляет, что получить бюллетени и проголосовать могут только участники голосования по отзыву, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов участников голосования по отзыву начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии и лица, присутствующие в соответствии с настоящим Законом при подсчете голосов участников голосования по отзыву.
3. После окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 7 статьи 26 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней и числа бюллетеней, испорченных участниками голосования по отзыву при проведении голосования. С погашенными бюллетенями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 7 статьи 26 настоящего Закона, под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией.
5. Перед непосредственным подсчетом голосов члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников голосования по отзыву следующие суммарные данные по этой странице:
1) число участников голосования по отзыву, включенных в список участников голосования по отзыву на момент окончания голосования (без учета участников голосования, выбывших по тем или иным причинам);
2) число бюллетеней, выданных участникам голосования по отзыву в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей участников голосования по отзыву в списке участников голосования по отзыву);
3) число бюллетеней, выданных участникам голосования по отзыву, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников голосования по отзыву);
4) число бюллетеней, выданных участникам голосования по отзыву, проголосовавшим досрочно в помещении территориальной комиссии (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников голосования по отзыву);
5) число бюллетеней, выданных участникам голосования по отзыву, проголосовавшим досрочно в помещении участковой комиссии (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников голосования по отзыву);
6) число бюллетеней, выданных участникам голосования по отзыву, проголосовавшим досрочно в труднодоступных и отдаленных местностях (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников голосования по отзыву).
6. После внесения указанных в части 5 настоящей статьи данных каждая страница списка участников голосования по отзыву подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка участников голосования по отзыву, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы:
1) в строку 1 - число участников голосования по отзыву, включенных в список участников голосования по отзыву на момент окончания голосования;
2) в строку 3 - число бюллетеней, выданных участникам голосования по отзыву, проголосовавшим досрочно в помещении территориальной комиссии;
3) в строку 4 - число бюллетеней, выданных участникам голосования по отзыву, проголосовавшим досрочно в труднодоступных и отдаленных местностях;
4) в строку 5 - число бюллетеней, выданных участникам голосования по отзыву, проголосовавшим досрочно в помещении участковой комиссии;
5) в строку 6 - число бюллетеней, выданных участникам голосования по отзыву, проголосовавшим досрочно в помещении для голосования в день голосования;
6) в строку 7 - число бюллетеней, выданных участникам голосования по отзыву, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования.
7. После осуществления действий, указанных в части 6 настоящей статьи, со списком участников голосования по отзыву вправе ознакомиться лица, указанные в части 7 статьи 26 настоящего Закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
8. Дальнейшая работа со списком участников голосования по отзыву не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, в соответствии с частью 22 настоящей статьи. Список участников голосования по отзыву на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников голосования по отзыву, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
9. Непосредственный подсчет голосов участников голосования по отзыву проводится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
10. При непосредственном подсчете голосов участников голосования по отзыву вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 7 статьи 26 настоящего Закона.
11. Непосредственный подсчет голосов участников голосования по отзыву проводится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случая, предусмотренного частями 13 и 16 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов участников голосования по отзыву, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии.
12. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные комиссией. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов участников голосования по отзыву не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
13. В первую очередь проводится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала - с бюллетенями, заполненными досрочно проголосовавшими участниками голосования по отзыву, затем - с бюллетенями, заполненными участниками голосования по отзыву, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление числа участников голосования по отзыву, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой комиссии предлагает удостовериться членам участковой комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов лицам. Подсчет проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке участников голосования по отзыву о том, что участник голосования по отзыву проголосовал досрочно, либо число заявлений участников голосования по отзыву, содержащих отметку о получении бюллетеня, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов не учитываются.
14. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
15. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждую из позиций "Да" или "Нет", одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене отметки участников голосования по отзыву и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
16. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от позиции "Да" или "Нет", или в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника голосования по отзыву бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех вызвавших сомнение бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью данной комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными на основании части 13 настоящей статьи) оглашается и вносится в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
17. После этого проводится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы (в каждой пачке отдельно) по голосам участников голосования по отзыву, поданным по позициям "Да" или "Нет". При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли видеть отметку участника голосования по отзыву в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в строки 15 и 16 протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
18. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строк 15 и 16 протокола об итогах голосования, определяют число действительных бюллетеней, оглашают его и вносят в строку 12 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
19. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и вносят в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
20. После этого с рассортированными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
21. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится согласно приложению 2 к настоящему Закону проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия). Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 4, 5, 6, 7 и 8 протокола об итогах голосования контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования: строку 13 "Число утраченных бюллетеней" и строку 14 "Число бюллетеней, не учтенных при получении". Если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 4, 5, 6, 7 и 8 протокола об итогах голосования, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 4, 5, 6, 7 и 8, вносится в строку 13, при этом в строке 14 проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 4, 5, 6, 7 и 8 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, разность между суммой чисел, указанных в строках 4, 5, 6, 7 и 8, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 14, при этом в строке 13 проставляется цифра "0". Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 13 и 14 проставляется цифра "0".
22. После завершения подсчета бюллетени упаковываются в отдельные пачки по позициям "Да" и "Нет". В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные бюллетени. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней бюллетеней, ставится соответствующая отметка: "Недействительные бюллетени", "Да" или "Нет". Сложенные таким образом бюллетени, а также бюллетени, упакованные в соответствии с частями 12 и 13 настоящей статьи, список участников голосования по отзыву помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер участка голосования по отзыву, общее число всех упакованных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 7 статьи 26 настоящего Закона.
23. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования, а его копии выдаются лицам, указанным в части 7 статьи 26 настоящего Закона. Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после подписания указанными лицами. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
24. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования подпись хотя бы одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса проставлена другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
25. При подписании протокола члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Законом Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2013 г. 1190-З N 1265-IV в часть 26 статьи 54 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
26. По требованию члена участковой комиссии, лиц, указанных в части 7 статьи 26 настоящего Закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенные копии протокола об итогах голосования. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Выдаваемые заверенные копии протокола нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии протокола об итогах голосования в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию протокола об итогах голосования, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверяющее указанную копию протокола.
27. Первый экземпляр протокола об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов участников голосования по отзыву жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в территориальную комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При передаче протокола могут присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию.
Законом Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2013 г. 1190-З N 1265-IV часть 28 статьи 54 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
28. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в части 7 статьи 26 настоящего Закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией. Если протокол составлен в электронном виде, его второй экземпляр изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, включая бюллетени, списки членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 7 статьи 26 настоящего Закона, а также печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения.
29. При наличии соответствующего оборудования данные протокола об итогах голосования сразу после подписания протокола членами участковой комиссии, сформированной на участке голосования по отзыву, образованном на судне, находящемся в плавании, на полярной станции, в труднодоступной или отдаленной местности, передаются по техническим каналам связи в вышестоящую комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования и другой документации, предусмотренной частью 27 настоящей статьи, в вышестоящую комиссию.
30. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную комиссию участковая комиссия, составившая протокол, выявила неточность в строках 1-14 протокола (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена территориальной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-14 протокола. Участковая комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с частью 2 статьи 26 настоящего Закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную комиссию. Ранее представленный участковой комиссией в территориальную комиссию протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу. Если необходимо внести уточнения в строки 15 или 16, проводится повторный подсчет голосов в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 55 настоящего Закона. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.