Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к государственной программе Республики Саха (Якутия)
"Энергоэффективная экономика на 2012-2016 годы и
на период до 2020 года"
Подпрограмма
"Развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, инновационных энергосберегающих технологий и проектов"
Паспорт
подпрограммы
|
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
1 |
Наименование подпрограммы |
Развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, инновационных энергосберегающих технологий и проектов |
|
2 |
Основание для разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 746 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" |
|
3 |
Соисполнители подпрограммы |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия); Государственный комитет по инновационной политике и науке Республики Саха (Якутия); Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия); ОАО АК "Якутскэнерго"; ОАО "Сахаэнерго"; Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов" |
|
4 |
Цель и задачи подпрограммы |
Создание технологических предпосылок по снижению затрат на завоз и использование дизельного топлива в электроэнергетике. Задачи: Внедрение энергосберегающих технологий, частичный переход локальной энергетики на нетрадиционные, возобновляемые источники энергии; снижение затрат на выработку электрической энергии дизельными электростанциями благодаря сокращению расходов дизельного топлива за счет частичного замещения дизельной генерации возобновляемыми источниками энергии; обеспечение мелких кочевых потребителей электроэнергией от использования ВИЗ |
|
5 |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
Объемы сокращения потребления дизельного топлива в электроэнергетике Республики Саха (Якутия); Ввод в эксплуатацию ветроэнергетических станций; Ввод в эксплуатацию солнечных электростанций; Ввод в эксплуатацию ГЭС малой мощности; Ввод в эксплуатацию автономных станций малой мощности для обеспечения нужд мелких потребителей |
|
6 |
Разделы подпрограммы |
"Использование энергии ветра в качестве альтернативного возобновляемого источника электроснабжения"; "Использование солнечной энергии в качестве альтернативного возобновляемого источника электроснабжения"; "Использование энергии воды в качестве альтернативного возобновляемого источника электроснабжения"; "Обеспечение нужд в электроэнергии малых кочевых потребителей Крайнего Севера" |
|
7 |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Генерация не менее - 5 100 МВт. ч экологически чистой электроэнергии; обеспечение достижения за счет реализации мероприятий подпрограммы экономии не менее 1 738 т дизельного топлива |
|
8 |
Срок реализации подпрограммы |
2012 - 2016 годы - переход на энергоэффективный путь развития; 2017 - 2020 годы - дальнейшее развитие по энергоэффективному пути |
|
9 |
Объем финансирования подпрограммы с разбивкой по годам (млн. руб.) |
Объем финансирования по базовому варианту составит 2012-2020 гг. - 228,3 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 0,0 млн. рублей; 2013 год-217,7 млн. рублей; 2014 год - 10,5 млн. рублей; 2015 год - 0 млн. рублей; 2016 год - 0 млн. рублей; 2017-2020 годы - 0 млн. рублей. Все средства по базовому варианту из внебюджетных источников (собственные средства организаций) |
Объем финансирования по интенсивному варианту составит 2012-2020 гг. - 228,3 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 0,0 млн. рублей; 2013 год - 217,7 млн. рублей; 2014 год - 10,5 млн. рублей; 2015 год - 0 млн. рублей; 2016 год - 0 млн. рублей; 2017-2020 годы - 0 млн. рублей. Все средства по интенсивному варианту из внебюджетных источников (собственные средства организаций) |
1. Характеристика текущего состояния
В Республике Саха (Якутия) централизованным энергоснабжением охвачено 40% территории, на которой проживает 90% населения республики, на остальной территории действует локальная энергетика. Основой локальной энергетики являются дизельные электростанции, использующие дорогостоящее топливо, завозимое из-за пределов республики. Стоимость дизельного топлива возрастает ежегодно и сегодня перешагнула за 40 тыс. рублей за 1 тонну. Как следствие - рост себестоимости производимой электроэнергии, которая на ряде станций достигает 20 рублей и выше за кВт ч. В этой связи в Республике Саха (Якутия) существует перекрёстное субсидирование между централизованным и децентрализованным электроснабжением, размер которой превышает 4 млрд рублей в год. Большая часть расходов приходится на промышленные предприятия, многие из которых переходят на собственные автономные источники электроэнергии, часть потребителей (Южная Якутия) намерены получать электроэнергию с оптового рынка.
Внедрение возобновляемых источников энергии (ВИЭ) позволит частично или в некоторых населенных пунктах полностью заменить существующие на сегодняшний день автономные дизельные станции, не обеспечивающие надежного электроснабжения изолированных потребителей, и добиться экономии дорогостоящего для республики топлива.
Высокая энергоемкость при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией. Рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Однако, рост нагрузки по оплате энергоносителей, выходящий за пределы платежной способности населения, затрудняет борьбу с бедностью, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и порождает недовольство граждан. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует развития инновационной деятельности, в частности, направления использования неисчерпаемых источников энергии. Основной целью подпрограммы является снижение за счет реализации мероприятий подпрограммы потребления дизельного топлива для электроснабжения потребителей в зоне локальной энергетики, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение указанной задачи при любом сценарии развития республиканской экономики. Переход к инновационному варианту развития должен быть совершен в ближайшие годы, иначе экономический рост будет сдерживаться из-за высоких цен и снижения доступности энергетических ресурсов.
Основными макроэкономическими показателями по итогам реализации подпрограммы являются:
обеспечение снижения потребления дизельного топлива за счет реализации мероприятий подпрограммы не менее чем на 869 т на I этапе (2012 - 2016 гг.) и не менее чем на 1 738 т за весь срок реализации подпрограммы (2012 - 2020 гг.);
обеспечение генерации экологически чистой электроэнергии, использующей возобновляемые источники энергии, за счет реализации мероприятий подпрограммы не менее чем 2 550 МВт. ч на I этапе (2012 - 2016 гг.) и не менее чем 5 100 МВт. ч за весь срок реализации подпрограммы (2012-2020 гг.).
Ветроэнергетика является наиболее развитой сферой практического использования природных возобновляемых энергоресурсов. Мировой рынок ветровой энергетики развивается быстрее, чем любой другой вид возобновляемой энергетики. Проведенный сравнительный анализ технико-экономических характеристик технологий возобновляемой энергетики показал, что с точки зрения практического использования в децентрализованных зонах энергообеспечения Республики Саха (Якутия), наибольший интерес представляют ветроэнергетические установки. Зона возможного применения ветроэнергетических установок в значительной степени совпадает с наиболее проблемными районами децентрализованного энергообеспечения, поскольку перспективные с точки зрения практического использования энергетического потенциала ветровой энергии районы расположены на арктическом побережье.
Мировой энергетический кризис способствовал тому, что интерес к использованию имеющихся энергоресурсов и строительству солнечных электростанций во многих странах значительно повысился. Солнечная энергия является перспективным видом возобновляемых энергетических ресурсов в регионе и может быть использована для выработки электрической энергии только в составе гибридных энергетических комплексов, основным генерирующим источником в которых является ДЭС. Гибридная электростанция позволит днем генерировать при пике потребления практически всю необходимую электроэнергию, при этом дизель генератор можно перевести на минимум генерации или отключить.
Установлено, что зона возможного применения солнечных электростанций в значительной степени совпадает с наиболее проблемными районами децентрализованного энергообеспечения. Из произведенных расчетов следует, что применение СЭС становится рентабельным в период года с март по октябрь.
Намечен комплекс технических решений, обеспечивающих повышение эффективности функционирования автономных систем электроснабжения, основными из которых являются использование солнечной энергии для производства электроэнергии, создание гибридных генерирующих установок на базе существующих ДЭС.
Практическая реализация намеченных технических решений возможна только на основе современного энергетического оборудования с использованием последних достижений в области преобразовательной техники, электроники, микроэлектроники и систем автоматического управления, основанных на использовании информационных технологий.
Комбинированные энергетические установки являются сложными наукоемкими комплексами, требующими оптимизации параметров входящих в них элементов, режимов их работы, способов управления этими режимами. Успешное решение данного класса задач возможно только на основе комплексного системного подхода с широким использованием методов математического моделирования, обеспечивающих проведение всесторонних исследований сложной энергетической системы с целью определения ее рациональных параметров и законов и способов управления.
Республика Саха (Якутия) обладает значительным гидропотенциалом. Институтом физико-технических проблем Севера СО РАН проведены исследования и определено 34 потенциальных места расположения гидроэлектростаций# на территории Республики Саха (Якутия) в бассейнах рек и их притоков. Микро-ГЭС в основном предназначены для покрытия местных нужд и изолированной работы и могут быть рентабельными при упрощении схемы их управления (например, за счет балластной нагрузки) и работы без обслуживающего персонала.
2. Результаты реализации подпрограммы
Общий вклад подпрограммы в экономическое развитие региона заключается в обеспечении эффективного использования средств, предоставляемых для осуществления мероприятий по внедрению альтернативных источников энергии.
За счет реализации потенциала природных возобновляемых источников энергии на основе модернизации экономики и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов будут созданы дополнительные условия для повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики, роста уровня и качества жизни населения.
3. Объем финансовых средств, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации подпрограммы, составляет в базовом и в интенсивном вариантах 228,3 млн. рублей. Все средства по базовому и интенсивному варианту из внебюджетных источников (собственные средства организаций).
Потребность в источниках электрической энергии на отдаленных от линии электрических передач объектов сельскохозяйственного назначения
Наименование улуса |
Сайылыки-летники (стационарные, летний сезон)* |
Конебазы (стационарные, круглогодичные)* |
Оленеводческие бригады (кочевые, круглогодичные) |
Рыболовные хозяйства (стационарные, летне-осенний период) |
Охотхозяйства (стационарные, осенне-зимний период) |
||||||||||
Количество |
Среднее количество обслуживающего персонала в летнике |
Среднее расчетное потребление мощности в летник |
Количество |
Среднее количество обслуживающего персонала на конебазе |
Среднее расчетное потребление мощности на конебазе |
Количество |
Среднее количество обслуживающего персонала в стаде |
Среднее расчетное потребление мощности в стаде |
Количество |
Среднее количество обслуживающего персонала в хозяйстве |
Среднее расчетное потребление мощности в хозяйстве |
Количество |
Среднее количество обслуживающего персонала в хозяйстве |
Среднее расчетное потребление мощности в хозяйстве |
|
ед. |
чел. |
кВт. |
ед. |
чел. |
кВт. |
ед. |
чел. |
кВт. |
ед. |
чел. |
кВт. |
ед. |
чел. |
кВт. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
10 |
11 |
12 |
14 |
15 |
16 |
18 |
19 |
20 |
Абыйский |
2 |
6 |
20 |
7 |
3 |
7 |
6 |
10 |
10 |
7 |
30 |
10 |
9 |
3 |
5 |
Аллаиховский |
|
|
|
|
|
|
2 |
10 |
10 |
12 |
30 |
10 |
|
|
|
Алданский |
2 |
6 |
20 |
|
|
|
35 |
10 |
10 |
|
|
|
30 |
3 |
5 |
Амгинский |
8 |
6 |
20 |
16 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
3 |
3 |
5 |
Анабарский |
|
|
|
|
|
|
8 |
10 |
10 |
4 |
30 |
10 |
13 |
3 |
5 |
Булунский |
|
|
|
|
|
|
16 |
10 |
10 |
8 |
30 |
10 |
6 |
3 |
5 |
Верхневилюйский |
3 |
6 |
20 |
11 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Верхнеколымский |
|
|
|
11 |
3 |
7 |
4 |
10 |
10 |
|
|
|
7 |
3 |
5 |
Верхоянский |
3 |
6 |
20 |
14 |
3 |
7 |
7 |
10 |
10 |
4 |
30 |
10 |
|
|
|
Вилюйский |
4 |
6 |
20 |
10 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
3 |
3 |
5 |
г. Мирный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
3 |
5 |
г. Нерюнгри |
|
|
|
|
|
|
15 |
10 |
10 |
|
|
|
20 |
3 |
5 |
г. Якутск с п.т. |
|
|
|
1 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
3 |
5 |
Горный |
4 |
6 |
20 |
12 |
3 |
7 |
1 |
10 |
10 |
|
|
|
3 |
3 |
5 |
Жиганский |
|
|
|
|
|
|
11 |
10 |
10 |
11 |
30 |
10 |
2 |
3 |
5 |
Кобяйский |
10 |
6 |
20 |
13 |
3 |
7 |
11 |
10 |
10 |
6 |
30 |
10 |
2 |
3 |
5 |
Ленский |
|
|
|
3 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
2 |
3 |
5 |
Мегино-Кангаласский |
22 |
6 |
20 |
16 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Момский |
|
|
|
11 |
3 |
7 |
19 |
10 |
10 |
|
|
|
3 |
3 |
5 |
Намский |
6 |
6 |
20 |
15 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нижнеколымский |
|
|
|
|
|
|
23 |
10 |
10 |
14 |
30 |
10 |
1 |
3 |
5 |
Нюрбинский |
2 |
6 |
20 |
17 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
2 j |
3 |
5 |
Оймяконский |
|
|
|
13 |
3 |
7 |
9 |
10 |
10 |
|
|
|
|
|
|
Олекминский |
|
|
|
12 |
3 |
7 |
12 |
10 |
10 |
|
|
|
8 |
3 |
5 |
Оленекский |
|
|
|
1 |
3 |
7 |
4 |
10 |
10 |
2 |
30 |
10 |
1 |
3 |
5 |
Среднеколымский |
7 |
6 |
20 |
10 |
3 |
7 |
6 |
10 |
10 |
7 |
30 |
10 |
11 |
3 |
5 |
Сунтарский |
12 |
6 |
20 |
16 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
2 |
3 |
5 |
Таттинский |
7 |
6 |
20 |
11 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
3 |
5 |
Томпонский |
|
|
|
5 |
3 |
7 |
16 |
10 |
10 |
|
|
|
1 |
3 |
5 |
Усть-Алданский |
6 |
6 |
20 |
16 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
3 |
5 |
Усть-Майский |
|
|
|
4 |
3 |
7 |
1 |
10 |
10 |
|
|
|
13 |
3 |
5 |
Усть-Янский |
|
|
|
2 |
3 |
7 |
17 |
10 |
10 |
13 |
30 |
10 |
1 |
3 |
5 |
Хангаласский |
4 |
6 |
20 |
15 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
4 |
3 |
5 |
Чурапчинский |
16 |
6 |
20 |
16 |
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
3 |
5 |
Эвено-Бытантайский |
|
|
|
2 |
3 |
7 |
13 |
10 |
10 |
|
|
|
|
|
|
Всего: |
118 |
102 |
340 |
280 |
81 |
189 |
236 |
210 |
210 |
88 |
330 |
110 |
166 |
84 |
140 |
Примечание: *) Объекты сельскохозяйственного назначения без электроснабжения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.