Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к государственной программе Республики Саха (Якутия)
"Энергоэффективная экономика на 2012-2016 годы и
на период до 2020 года"
Подпрограмма
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде"
Паспорт
подпрограммы
1. Характеристика текущего состояния
Жилищный фонд Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 июля 2013 года составил 19,5 млн. кв. м, большая часть жилищного фонда (64%) находится в городских поселениях (12,5 млн. кв. метров). Ежегодно площадь жилищного фонда увеличивается в среднем на 150 тыс. кв. метров, или на 1%. Основную долю жилых помещений составляют квартиры в многоквартирных домах (60%). Общее количество многоквартирных домов на 1 июня 2013 года составляло 19 004 домов с общей площадью 11,5 млн. кв. метров. Количество индивидуальных жилых домов - 114 589 домов, их общая площадь - 7,4 млн. кв. метров.
Уровень благоустройства жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01.01.2012, в %
|
РФ |
РС (Я) |
в том числе: |
|
городская местность |
сельская местность |
|||
Общая площадь, всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
из нее оборудованная: |
|
|
|
|
- водопроводом |
78,0 |
53,3 |
80,5 |
5,0 |
- канализацией |
74,0 |
52,9 |
79,1 |
6,2 |
- отоплением |
83,0 |
73,5 |
90,0 |
44,2 |
- горячим водоснабжением |
65,0 |
50,4 |
75,7 |
5,5 |
- ваннами (душем) |
70,0 |
51,0 |
76,6 |
5,6 |
- газом |
69,0 |
29,2 |
34,0 |
20,6 |
- напольными электроплитами |
19,0 |
26,5 |
40,3 |
2,1 |
Источник: Госкомстат РФ, РС (Я)
Жилищный фонд характеризуется значительным сроком эксплуатации и повышенным износом. Средний возраст многоквартирного жилого дома составляет 26 лет. Большая часть жилищного фонда (59%) относится к домам, отслужившим 17-40 лет, более 16% жилищного фонда составляют дома, построенные 40-66 лет назад. Жилой фонд, эксплуатируемый менее 17 лет, составляет лишь 23%.
Ежегодно растет общая площадь ветхих и аварийных жилых помещений: с 2006 года площадь такого жилья выросла на 13%: с 2,4 до 2,7 млн. кв. метров. Проводимых мероприятий по расселению ветхих и аварийных домов недостаточно.
Рост количества МКД с износом больше 66%, недостаточный объем капитальных вложений в этой сфере могут привести к тому, что уже через 10 лет 50% жилищного фонда будет иметь износ свыше 66%.
Удельный вес МКД по уровню износа
Степень износа |
2010 |
2011 |
Темп роста количества МКД, % |
||
Количество МКД, (шт.) |
Удельный вес от общей площади, % |
Количество МКД, (шт.) |
Удельный вес от общей площади, % |
||
До 30% |
4 538 |
22,6% |
4630 |
23% |
102% |
От 31% до 65% |
8 895 |
44,3% |
8720 |
43% |
98% |
От 66% до 70% |
2 570 |
12,8% |
2681 |
13% |
104% |
Свыше 70% |
4 076 |
20,3% |
4219 |
21% |
104% |
Итого |
20 079 |
100% |
20250 |
100% |
101% |
С целью коренного изменения ситуации в ветшании жилищного фонда Республика Саха (Якутия) с 2008 года принимает участие в реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Реализация Федерального закона N 185-ФЗ на территории Республики Саха (Якутия) за 2008-2013 гг.
|
Ед. изм. |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Всего по РС (Я) |
Количество отремонтированных многоквартирных домов |
ед. |
119 |
312 |
164 |
57 |
64 |
22 |
738 |
Общая площадь отремонтированных многоквартирных домов |
тыс. кв. м. |
384,9 |
606,4 |
400,5 |
130,9 |
167,70 |
75,4 |
1765,80 |
Доля отремонтированных многоквартирных домов от общего количества МКД по РС (Я) |
% |
0,60 |
1,6 |
0,80 |
0,3 |
0,33 |
0,12 |
3,88 |
Доля отремонтированной площади от общей площади МКД по РС (Я) |
% |
3,40 |
5,3 |
3,40 |
1,1 |
1,40 |
0,6 |
14,96 |
Объем финансовой поддержки всего, в том числе: |
млн. руб. |
397,75 |
964,32 |
565,77 |
175,32 |
263,97 |
103,2 |
2 470,33 |
средства Фонда |
млн. руб. |
283,86 |
662,35 |
251,08 |
64,59 |
133,78 |
46,6 |
1 442,26 |
средства бюджета РС (Я) |
млн. руб. |
94,00 |
253,76 |
281,21 |
100,00 |
113,80 |
40,8 |
883,57 |
средства собственников жилых помещений |
млн. руб. |
19,89 |
48,21 |
33,47 |
10,72 |
16,39 |
15,8 |
144,48 |
Улучшили условия проживания |
тыс. чел. |
17,37 |
27,2 |
15,09 |
5,01 |
6,53 |
2,6 |
73,80 |
Реализация Республиканской адресной программы предоставления субсидий местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на проведение капитальному ремонту многоквартирных домов в Республике Саха (Якутия) за 2010-2013 гг.
|
Ед. изм. |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Всего по РС (Я) |
Количество отремонтированных многоквартирных домов |
ед. |
25 |
137 |
105 |
164 |
431 |
Общая площадь отремонтированных многоквартирных домов |
тыс. кв. м |
15,30 |
266,10 |
138,68 |
250,51 |
670,59 |
Доля отремонтированных многоквартирных домов от общего количества МКД по РС (Я) |
% |
0,12 |
0,60 |
0,55 |
0,86 |
2,27 |
Доля отремонтированной площади от общей площади МКД по РС (Я) |
% |
0,13 |
2,30 |
1,18 |
2,12 |
5,68 |
Объем финансовой поддержки всего, в том числе: |
млн. руб. |
44,05 |
255,31 |
291,26 |
408,85 |
999,47 |
средства бюджета РС (Я) |
млн. руб. |
32,84 |
199,96 |
225,87 |
347,52 |
806,19 |
средства бюджета МО |
млн. руб. |
9,01 |
42,04 |
50,39 |
40,88 |
142,32 |
средства собственников жилых помещений |
млн. руб. |
2,20 |
13,30 |
14,99 |
20,44 |
50,93 |
Реализация республиканской адресной программы капитального ремонта МКД, все помещения которых находятся в муниципальной собственности за 2008 - 2013 гг.
|
Ед. изм. |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Всего по РС (Я) |
Объем финансовой поддержки всего, в том числе: |
млн. руб. |
576,53 |
397,75 |
148,78 |
78,50 |
99,27 |
30,62 |
1 331,45 |
средства бюджета РС (Я) |
млн. руб. |
413,25 |
265,19 |
86,58 |
74,53 |
89,34 |
25,92 |
954,81 |
средства бюджета МО |
млн. руб. |
163,28 |
132,55 |
62,19 |
3,96 |
9,92 |
4,70 |
376,60 |
Однако проблема повышенного износа МКД остается нерешенной из-за несоответствия размеров средств, вкладываемых в мероприятия по капитальному ремонту, реальной потребности для поддержания жилищного фонда в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации. Из 19 тысяч МКД в ходе реализации программы капитально отремонтированы всего 1045 МКД, что составляет 5% от общего количества МКД.
С 2014 года мероприятия по капитальному ремонту исключены из государственной программы "Энергоэффективная экономика на 2012-2016 годы и на период до 2020 года" и переходят в государственную программу "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012-2016 годы".
В Республике Саха (Якутия) планомерно реализуются мероприятия по повышению энергоэффективности жилых домов в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 27.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 185-ФЗ следует читать как "от 21.07.2007"
В связи с принятием Федерального закона от 19 декабря 2012 г. N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", для предоставления заявки на софинансирование мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде из средств Фонда до 1 июля 2013 года необходимо оснастить не менее 75% МКД общедомовыми приборами учета потребления коммунальных услуг или не менее 100% многоквартирных домов - в случае предоставления заявки после 1 июля 2013 года.
Текущее состояние оснащенности приборами учета МКД в Республике Саха (Якутия) характеризуется следующими показателями. По данным ресурсоснабжающих и управляющих организаций, коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды оборудовано 1046 МКД (11,2% от числа домов, требующих установки приборов учета), приборами учета горячей воды оборудовано 805 домов (13,0% от потребности). Индивидуальными приборами учета холодной воды оборудовано 25,1% квартир в многоквартирных домах, приборами учета горячей воды - 21,8% квартир.
Оснащенность приборами учета воды
|
Число МКД, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета, ед. |
Число квартир, оснащенных индивидуальными приборами учета, ед. |
Число жилых домов (индивидуальных домов), оснащенных индивидуальными приборами учета, ед. |
Холодная вода |
1 046 |
33 013 |
1 345 |
Горячая вода |
805 |
29 771 |
228 |
Общедомовыми приборами учета тепловой энергии оснащены 1147 домов, что составляет 21%. При этом, в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования" проведено актирование отсутствия технической возможности установки ПУ в отдельных многоквартирных домах. С учетом этого, остаточная потребность в оснащении приборами учета МКД составляет по тепловой энергии: 174 ед. (10%), по холодному водоснабжению - 1716 ед. (18%), по горячему водоснабжению - 666 ед. (11%), по электроэнергии - 5387 ед. (34%).
2. Цели, задачи, мероприятия подпрограммы
Основной целью реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде является снижение удельного расхода тепловой энергии на 1 кв. метр жилого фонда на 15 процентов.
По итогам 2012 года удельный расход тепловой энергии на 1 кв. м площади жилого фонда составил 0,4 Гкал. Данный показатель выше среднероссийского показателя в 1,4 раза. Планируется, за счет реализации мероприятий подпрограммы, довести данный показатель до 0,3-0,34 Гкал/кв. метр.
Мероприятия подпрограммы сгруппированы в четыре задачи, осуществление которых связано с организационными мероприятиями, капитальным ремонтом (до 2013 года, включительно), внедрением энергосберегающих технологий.
Основными мероприятиями, обеспечивающими достижение цели подпрограммы, являются:
1. Проведение энергоэффективного капитального ремонта МКД (по 2013 год).
2. Дооснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии, воды, электрической энергии.
3. Утепление ограждающих конструкций здания.
4. Утепление кровли.
5. Внедрение энергосберегающих технологий в системах отопления, освещения.
6. Оснащение индивидуальными приборами учета отдельных категорий граждан.
В связи с ограничениями, введенными ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее 5 киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее 0,2 гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Энергоэффективный капитальный ремонт с применением новых технологий (вентилируемые фасады, применение современных кровельных материалов, установка стеклопакетов, утепленных дверей) позволит существенно повысить качество предоставляемых коммунальных услуг, обеспечит экономию, как жителям МКД, так и ресурсоснабжающим организациям.
Установка приборов учета позволит осуществить контроль за расходованием тепла, воды, электроэнергии и снизить их потери; упростит выявление утечек в коммуникациях, сократит возможности эксплуатационных организаций за счет населения и субсидий из республиканского бюджета оплачивать непроизводительные сверхнормативные потери энергоносителей и воды, создаст экономическую мотивацию населения к рациональному расходованию тепла, воды, электроэнергии и самостоятельному устранению утечек воды путем своевременного ремонта и замены неисправной водоразборной и водосливной арматуры.
Управление подпрограммой
В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" и создания единой базы объемов предоставления коммунальных услуг, централизации финансовых средств для досрочного завоза топливно-энергетических ресурсов создан уполномоченный орган по реализации мероприятий по энергосбережению - ГАУ Республики Саха (Якутия) "Республиканское агентство инноваций и ресурсосбережения Республики Саха (Якутия), которое распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2011 г. N 507-РП преобразовано в государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканское агентство энергоресурсосбережения" (далее - ГБУ РС (Я) "РАЭР").
В 2012-2013 году средства на содержание ГБУ РС (Я) "РАЭР" предусмотрены по подпрограмме N 4 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищном фонде" по мероприятию "Управление подпрограммой". С 2014 года средства на содержание ГБУ РС (Я) РАЭР предусмотрены по подпрограмме N 10 "Развитие организационно-правового, научно-методического обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности" задача "Развитие организационного обеспечения и управление программой".
Содержание ГБУ РС (Я) "РАЭР", тыс. рублей
|
Всего |
из них средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) |
Всего* |
59 843,6 |
59 843,6 |
в том числе: |
|
|
2012 |
23 557,1 |
23 557,1 |
2013 |
36 286,5 |
36 286,5 |
2014-2020 года |
Средства на содержание ГБУ РС (Я) РАЭР предусмотрены по подпрограмме N 10 "Развитие организационно-правового, научно-методического обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности" задача "Развитие организационного обеспечения и управление программой" |
* Общая сумма без учета расходов на содержание ГБУ РС (Я) "РАЭР" на 2014-2020 года.
3. Объем финансовых средств, необходимых для реализации подпрограммы
Объем средств, необходимых для реализации подпрограммы, составляет по базовому варианту - 1 706,2 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета - 182,4 млн. рублей, средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 1 283,0 млн. рублей, средства местных бюджетов - 149,5 млн. рублей и внебюджетные средства - 91,3 млн. рублей; по интенсивному варианту - 2 200,6 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета - 538,7 млн. рублей, средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 1 421,1 млн. рублей, средства местных бюджетов - 149,5 млн. рублей и внебюджетные средства - 91,3 млн. рублей.
Финансирование будет осуществляться за счет средств собственников жилых помещений, управляющих организаций, заемных средств, средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также средств федерального бюджета.
Основным механизмом привлечения средств для осуществления мероприятий по энергосбережению будет являться внедрение энергосервисных контрактов, позволяющих обеспечить привлечение средств собственников жилых помещений и предпринимателей.
За счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) будут предоставляться субсидии муниципальным образованиям на энергосберегающие мероприятия. Размер субсидий на энергосберегающие мероприятия будет определяться величиной сэкономленных средств субсидий на возмещение недополученных доходов организациям в связи с государственным регулированием тарифов на коммунальные услуги в предыдущем году.
Механизм определения размера субсидий на энергосбережение жилищного фонда определяется в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.08.2011 N 373.
Предоставление субсидий муниципальным образованиям будет осуществляться согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.09.2011 N 456, отдельными решениями Правительства Республики Саха (Якутия) ежегодно.
Для решения первоочередной задачи по оснащению общедомовыми приборами учета МКД в 2013 году предоставлена государственная гарантия ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" на сумму 9,8 млн. руб.
Кроме того, за счет целевых средств государственного бюджета будет осуществляться адресная поддержка малоимущим гражданам по установке индивидуальных приборов учета используемых энергоресурсов. Для обеспечения малоимущего населения индивидуальными приборами учета воды с условием софинансирования за счет средств местного бюджета в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.09.2011 N 454 из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2014 году выделено 2 млн. рублей.
Во внебюджетных источниках отражены средства ОАО "Республиканская инвестиционная компания". В 2013 году ОАО "РИК" профинансировано кредитование работ по энергосбережению в рамках договора с ОАО "ЦЭРС и НТ РС (Я)" на проведение в МО "Усть-Янский улус (район)" Республики Саха (Якутия) энергоэффективных мероприятий "Приобретение, завоз энергосберегающих материалов, оборудования для жилого фонда п. Депутатский" на сумму 18,5 млн. руб. В 2014 году также будет продолжено финансирование данного мероприятия на сумму 20,0 млн. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.