Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к государственной программе Республики Саха (Якутия)
"Энергоэффективная экономика на 2012-2016 годы и
на период до 2020 года"
Подпрограмма
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе"
Паспорт подпрограммы
|
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
1 |
Наименование подпрограммы |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе |
|
2 |
Основание для разработки государственной программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 746 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" |
|
3 |
Соисполнитель подпрограммы |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия); Министерство спорта Республики Саха (Якутия); Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия); Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов" |
|
4 |
Цель подпрограммы |
Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности на предприятиях, учреждениях бюджетной сферы и снижение потребления энергоресурсов и воды объектов данных учреждений в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году |
|
5 |
Целевые индикаторы подпрограммы |
Удельный расход тепловой энергии на 1 кв. метр объектов бюджетных учреждений; число индивидуальных тепловых пунктов в зданиях государственных (муниципальных) учреждений число энергоэффективных источников света; доля оборудования высоких классов энергетической эффективности, закупаемого для государственных и муниципальных нужд |
|
6 |
Сроки реализации (этапы) подпрограммы |
2012-2016 годы и на период до 2020 года |
|
7 |
Наименование задач подпрограммы |
Основной задачей является создание условий для приведения энергоэффективных мероприятий |
|
8 |
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам |
2012-2020 гг. - 32,98 млн. руб. |
2012-2020 гг. - 72,98 млн. руб. |
в т.ч. средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) | |||
32,98 млн. руб. в том числе: 2012 год - 32,98 млн. руб.; 2013 год - 0 млн. руб. |
32,98 млн. руб. в том числе: 2012 год - 32,98 млн. рублей; 2013 год - 0 млн. руб. |
||
В последующие годы, финансирование бюджетных учреждений осуществляется за счет экономии средств на коммунальные услуги |
1. Характеристика текущего состояния
По состоянию на начало 2014 года на территории Республики Саха (Якутия) насчитывается 3777 организаций и учреждений с участием Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований, в том числе 790 действующих республиканских бюджетных учреждений.
По приборам учета в бюджетном секторе производятся расчеты по электроэнергии в 92% учреждений, по тепловой энергии - в 56%, по горячей воде - в 58% и по холодной воде - в 51% учреждений.
Анализ общего потребления услуг по КОСГУ 223 "Коммунальные услуги" показывает ежегодный рост расходов местного, республиканского бюджетов на оплату коммунальных услуг. Так, если в 2008 году расходы консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) по статье 223 составили 3 892 млн. рублей, то в 2009 году - 5 281,9 млн. рублей, в 2010 году - 6 255,7 млн. рублей, в 2011 году - 6 838,7 млн. рублей, в 2012 году - 7 274,1 млн. руб. Рост расходов связан с ростом тарифов на услуги, а также с вводом новых объектов.
Анализ исполнения государственного контракта по учреждениям показывает, что при установке приборов учета в зданиях снижаются фактические показатели потребления от плановых показателей на 16%.
Основными направлениями снижения затрат являются проведение комплекса мероприятий, направленных на эффективное использование тепловой и электрической энергии. Как показывает практика, при рациональном использовании энергоресурсов и правильном подходе к проблеме энергоресурсосбережения, с точки зрения оптимального соотношения затрат и ожидаемого эффекта, потенциал энергоресурсосбережения в бюджетной сфере составляет по тепловой энергии - 21%, по водопотреблению - 15%, по электрической энергии - 18%.
Мероприятия энергосбережения в муниципальных образованиях в бюджетном секторе реализуются с 2011 года в основном через энергосервисные договоры (контракты). Первый энергосервисный контракт был заключен в августе 2011 года.
На начало 2014 года на территории Республики Саха (Якутия) действуют 10 энергосервисных компаний. Энергосервисными компаниями заключены 146 энергосервисных контрактов, охватывающих 332 объектов бюджетной сферы и жилфонда в 14 муниципальных районах республики. Заданная сумма экономии в стоимостном выражении составляет 1 260 883,59 тыс. руб. в ценах 2012 года за весь срок реализации контрактов.
2. Цели, задачи, мероприятия подпрограммы
Основной целью реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетных учреждениях является снижение удельного расхода энергии на 1 куб. метр объектов данных учреждений на 15 процентов.
Задачи энергосбережения в бюджетном секторе:
снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов;
снижение удельного потребления энергии;
проведение энергетических обследований (энергоаудита), составление энергетических паспортов объектов;
внедрение механизма экономического стимулирования;
расширение применения современными техническими средствами измерения, учета и регулирования потребления энергоресурсов;
оптимизация объектов жилого и производственного фонда;
выполнение комплекса организационных, технических и экономических мероприятий.
Таким образом, основной задачей является создание условия для приведения энергоэффективных мероприятий.
Первоочередными мероприятиями энергосбережения в подведомственных учреждениях являются проведение энергетического обследования и установка приборов учета энергоресурсов: теплосчетчиков, водосчетчиков, электросчетчиков.
Перечень мероприятий энергосбережения, фактические результаты которых могут быть установлены приборами учета:
дополнительная теплоизоляция ограждающих конструкций зданий (стены, двери, окна и т.д.), теплотрасс;
тепловое регулирование системы отопления (радиаторные терморегуляторы, погодные компенсаторы, автоматические индивидуальные тепловые пункты и т.д.);
установка водосберегающих санитарных приборов;
внедрение регулируемых электроприводов для электродвигателей;
обновление старого оборудования новым экономичным энергосберегающим оборудованием, выполняющим функцию замененного оборудования или совмещающим еще и другие функции, которые уменьшают расходы энергопотребления в целом по зданию;
внедрение экономичных осветительных приборов;
внедрение автоматики, уменьшающей энерговодопотребление;
другие мероприятия, позволяющие снизить затраты на коммунальные услуги.
Создание условий для проведения энергоэффективных мероприятий.
Проведение энергетических обследований объектов бюджетных учреждений
Основные направления создания условий для проведения энергоэффективных мероприятий являются:
разработка нормативно-методической документации;
внедрение энергосервисных контрактов;
энергетическая паспортизация объектов, которая включает в себя мероприятия по первичному энергоаудиту обследованию теплотехнических характеристик объектов, выявлению мест и причин сверхнормативных тепловых потерь, выдачу рекомендаций по снижению тепловых потерь.
Одним из важнейших условий для проведения энергоэффективных мероприятий являются проведение первичных энергетических обследований. Проведение энергообследования позволит выявить фактическое потребление тепловой энергии и даст возможность в дальнейшем прорабатывать адекватные энергосберегающие мероприятия с прогнозированием изменения объема теплопотребления.
Согласно статье 16 Федерального закона N 261-ФЗ энергетическое обследование является обязательным для следующих лиц:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
По итогам энергетического обследования учреждения разрабатывается энергетический паспорт объекта и перечень необходимых энергоэффективных мероприятий для снижения расхода потребления топливно-энергетических ресурсов и воды.
Энергетический паспорт является документом, отражающим уровень теплозащиты и эксплуатационной энергоемкости объекта в целом, а также величины энергетических нагрузок на этот объект. По нему можно проверить правильность представления о том, что энергоэффективность запроектированного здания соответствует требованиям норм, и установить минимально необходимое теплопотребление здания за определенный период времени при соответствии фактических и проектных теплотехнических характеристик наружных ограждений или выявить их несоответствие в процессе натурных испытаний.
Энергетический паспорт здания должен содержать следующие расчетные проектные показатели и характеристики:
объемно-планировочные показатели;
расчетное количество людей в зданиях исходя из расчетных показателей;
характеристики наружных ограждающих конструкций и уровень теплозащиты наружных ограждающих конструкций;
энергетические нагрузки на системы инженерного оборудования здания;
удельная тепловая эксплуатационная энергоемкость здания.
Оценка реализации подпрограммы в республиканских учреждениях
Цели, задачи подпрограммы |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Результаты реализации подпрограммы, 2020 год |
Цель подпрограммы - снижение удельного расхода энергии на 1 куб. метр объектов бюджетных учреждений на 15 процентов |
Удельный расход тепловой энергии на 1 кв. метр объектов бюджетных учреждений |
Гкал/кв. м |
0,39 |
0,38 |
0,37 |
0,36 |
0,35 |
0,23 |
Создание условий для проведения энергоэффективных мероприятий |
Проведенное энергообследование бюджетных учреждений |
Ед. |
0 |
174 |
23 |
0 |
|
595 |
Проведенное энергообследование объектов недвижимости государственного имущества |
Ед. |
0 |
0 |
126 |
125 |
|
251 |
|
Энергетическая паспортизация по итогам проведенных энергообследований бюджетных учреждений |
Ед. |
14 |
174 |
211 |
211 |
|
595 |
Согласно распоряжениям Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 N 649-р и от 30.10.2012 N 1175-р направлены в 2012 году средства государственного бюджета на обязательное энергообследование бюджетных учреждений в размере 36,08 млн. рублей 6 министерствам (Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия), а также Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)). В 2013 году средства государственного бюджета на реализацию энергоэффективных мероприятий в бюджетным секторе не предусмотрены.
3. Объем финансовых средств, необходимых для реализации подпрограммы
За счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предусмотрено по базовому и интенсивному вариантам - 32,98 млн. рублей.
Согласно распоряжениям Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 N 649-р и от 30.10.2012 N 1175-р в 2012 году средства государственного бюджета направлены на обязательное энергообследование бюджетных учреждений в размере 32,98 млн. рублей 6 министерствам (Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия), а также Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)).
Кроме того, финансирование бюджетных учреждений осуществляется за счет собственных средств, размер которых определяется объемом сэкономленных средств учреждений по статье КОСГУ 223 "Коммунальные услуги".
Также бюджетные учреждения продолжат реализацию энергосберегающих мероприятий путем заключения и реализации энергосервисных контрактов.
4. Управление подпрограммой
Реализация и контроль за ходом выполнения подпрограммы осуществляются ежегодными нормативными правовыми актами о выделении средств на мероприятия на энергосбережению.
Контроль за ходом реализации осуществляется уполномоченным органом, отраслевыми министерствами, Министерством экономики Республики Саха (Якутия) и Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в процессе комплексных проверок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.