Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Президента Республики Саха (Якутия)
от 24 февраля 2014 г. N 2510
Подпрограмма
"Развитие Природного парка "Ленские столбы"
Паспорт подпрограммы
|
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
1. |
Наименование подпрограммы |
Развитие Природного парка "Ленские столбы" (далее - парк) |
|
2. |
Основание для разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире"; Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 02.10.2006 N 2942 "О Красной книге Республики Саха (Якутия)"; Закон Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 104-З N 211-III "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)"; Закон Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 910-З N 713-IV "Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) (новая редакция)"; Протокол заседания межведомственной комиссии по охране, сохранению и популяризации Природного парка "Ленские столбы", внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО N ПР-223-А2 от 18 февраля 2013 года |
|
3. |
Соисполнители подпрограммы |
|
|
4. |
Цель и задачи подпрограммы |
Цель: обеспечение сохранения и использования природных комплексов и объектов парка: Задачи: улучшение материально-технического оснащения парка; развитие туризма на территории парка; создание эффективной системы охраны лесов от пожаров; охрана и воспроизводство животного мира, и сохранение среды обитания на территории парка; усиление инспекционной работы |
|
5. |
Целевые индикаторы подпрограммы |
количество посетителей парка; количество контрольных рейдов; количество профилактических бесед с населением |
|
6. |
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам |
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы - 13 000,0 тыс. руб., из них: внебюджетные средства - 13 000,0 тыс. руб.; в том числе по годам: 2014 год - 4 200,0 тыс. руб.; 2015 год - 4 300,0 тыс. руб.; 2016 год - 4 500,0 тыс. руб. |
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы - 25 273,9 тыс. руб., из них: внебюджетные средства 25 273,9 тыс. руб.; в том числе по годам: 2014 год - 11613,9 тыс. руб.; 2015 год - 6 660,0 тыс. руб.; 2016 год - 7 000,0 тыс. руб. |
Характеристика текущего состояния
Природный парк "Ленские столбы" образован в 1995 году на территории двух административных образований - Олекминского и Хангаласского районов Республики Саха (Якутия) для сохранения уникальных природных комплексов, редких видов флоры и фауны, в том числе всемирно известных историко-культурных памятников, а также для создания условий для развития экологического и познавательного туризма, содействия устойчивому развитию Хангаласского улуса и поддержки традиционных видов природопользования восьми эвенкийских родовых общин, проживающих в бассейне рек Буотама и Синяя. Большая часть территории парка включена в Список Всемирного природного наследия на основании критерия.
В соответствии с федеральным и республиканским законодательством "Об особо охраняемых природных территориях", а также Положением об особо охраняемой природной территории, утвержденной приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2011 г. N 01-05/1-405, основными задачами Природного парка "Ленские столбы" являются:
сохранение природной среды, природных ландшафтов;
разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории парка;
создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных условий.
Функциями парка являются:
вовлечение эвенкийских родовых общин, местного населения ведущих традиционную деятельность, в охрану природы;
экологическое просвещение, образование и воспитание;
развитие традиционных форм природопользования на основе исторического места расселения родовых общин;
развитие различных видов туризма, в том числе организация горных туристских баз на землях общин как альтернативных видов занятости;
создание экологических центров в естественных условиях, обустройство туристских троп и т.п.
Дополнительные обязательства по обеспечению сохранности территории налагаются также положениями Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия.
Труднодоступность большинства территории, слабо развитая дорожная инфраструктура и материально-техническая база парка, а также небольшой штат сотрудников не позволяют в настоящий момент наладить действенную охрану территории, проводить эколого-просветительские мероприятия, а также развивать эколого-познавательный туризм.
Парк создан на землях, переданных в бессрочное пользование, и на землях различных пользователей без их изъятия, на его территории осуществляется разнообразная хозяйственная деятельность - таежное оленеводство, табунное коневодство, традиционные охотничьи промыслы, туризм.
Основными угрозами сохранности территории парка являются неконтролируемое развитие туризма, браконьерство и лесные пожары.
Раздел 2. Цели и задачи подпрограммы
Основная цель - оптимизация деятельности парка по сохранению биологического разнообразия особо охраняемой природной территории, сохранение историко-культурных объектов и природных памятников.
В связи с этим перспективными направлениями развития парка определены обеспечение сохранности природных комплексов и историко-культурного наследия, организация эколого-просветительской работы и экологического туризма, содействие устойчивому развитию родовых общин.
Сохранение природных комплексов и объектов предполагает решение различных задач:
1. Оформление прав на земли парка (как уже упомянуто, большая территория парка 70% создана на землях без изъятия) для обеспечения нормативно-правовых оснований практического внедрения режима охраняемой территории.
2. Укрепление штатного и материально-технического потенциала службы охраны. В настоящее время штатная численность службы охраны парка составляет 10 человек, за планируемый период ее предполагается увеличить до 15.
3. Укрепление материально-технической базы службы охраны: обустройство и строительство кордонов в местах дорожно-тропиночной сети и туристской активности, приобретение транспорта, средств связи, снаряжения, оружия. Повышение квалификационных требований к инспекторам.
Основные направления подпрограммы:
Сохранение исторически сложившихся ландшафтных комплексов, природных достопримечательностей и объектов, находящихся на его территории, путём постоянного контроля за территорией, создания хорошо продуманной и безопасной системы технологических дорог и пешеходных троп, мест отдыха, проведения лесотехнических и биотехнических мероприятий, уборки мусора.
Организация научно-исследовательской работы и мониторинга биоразнообразия включает в себя разработку системы мониторинга биоразнообразия и состояния природных комплексов, проведение прикладных научных исследований, направленных на управление антропогенной деятельностью в парке. Для решения этих задач предусмотрено создание научно-технического совета при дирекции парка. Также предполагается установить партнерские отношения и заключить соответствующие договора о научном сотрудничестве со сторонними научными организациями.
Содействие устойчивому социально-экономическому развитию населения Хангаласского улуса, находящихся вблизи природного парка, нацелено на организацию устойчивого развития малого бизнеса в сфере услуг, для создания альтернативных источников доходов для местных жителей. Предлагаемые альтернативные виды занятости связаны с участием населения в сфере обслуживания туристов (гиды-проводники, производство сувенирной продукции, реализация продукции личных подсобных хозяйств). Для решения этой проблемы предлагается комплексный подход, сочетающий в себе проведение обучающих семинаров, создание условий для самозанятости населения при проведении экскурсий по особо охраняемой природной территории, а также регистрации товарного знака природного парка для продвижения местной продукции. Важные компоненты этой программы - взаимодействие с Министерством по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) за счет интеграции в стратегии развития туристского потенциала Республики Саха (Якутия), также привлечение к решению вопросов Совета по делам родовых общин и местного населения, ведущих традиционную деятельность на территории парка.
Организация экологического просвещения и формирование общественной поддержки деятельности парка - уставная задача парка. Планируемые мероприятия на 2014-2016 годы нацелены на усиление пропаганды экологических знаний и роли парка в сохранении природной среды среди различных групп местного населения и посетителей парка. Для выполнения этих задач предполагается дополнительно организовать этнографический визит-центр в местности Усть-Буотама и несколько эколого-просветительских пунктов, а также наладить рекламно-издательскую деятельность.
Организация туризма на территории парка предполагает разработку и реализацию собственного турпродукта парка для обеспечения финансовой устойчивости особо охраняемой природной территории, обустройство рекреационной инфраструктуры, а также системы регулирования потока посетителей для снижения негативного воздействия на природные и историко-культурные комплексы парка.
Основания для участия в государственных программах:
- наличие уникальных природных комплексов-мерзлотный карст, древнейшие кембрийские отложения, редкие виды флоры и фауны;
- наличие на территории парка разновременных историко-культурных объектов, в том числе стоянки древнего человека-"Диринг-Юрях" и писаниц;
- расположение в границах парка территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера и абсолютное отсутствие населенных пунктов на территории парка;
- приобретение статуса объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, предполагающего осуществление особой охраны и деятельности эколого-просветительского характера.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Источником финансирования мероприятий подпрограммы являются средства внебюджетных источников.
Общий объем средств, предназначенных для реализации подпрограммы, составляет:
тыс. руб. | ||
Источник финансирования |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
Всего |
22 509,7 |
25 273,9 |
Федеральный бюджет |
- |
- |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
- |
- |
- бюджетные ассигнования |
- |
- |
- бюджетные кредиты |
- |
- |
Местные бюджеты |
- |
- |
Внебюджетные источники |
22 509,7 |
25 273,9 |
- государственные гарантии |
- |
- |
Раздел 4. Анализ управления подпрограммой
Контроль за ходом реализации мероприятий осуществляется соисполнителем подпрограммы в лице государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Природный парк "Ленские столбы".
Соисполнитель подпрограммы:
участвует в разработке и осуществляет реализацию мероприятий государственной программы, в отношении которых он является соисполнителем;
представляет в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Министерства экономики Республики Саха (Якутия) и Министерства финансов Республики Саха (Якутия), а также отчет о ходе реализации мероприятий государственной программы;
представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценки эффективности государственной программы.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2014 г. N 2510 "О внесении изменений в Указ Президента Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.