Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению районного Совета депутатов
от 5 марта 2014 г. III-N 4-9
Программа
перспективного развития "Здоровый район"
18 декабря 2014 г., 18 ноября 2015 г., 28 июня, 27 сентября 2017 г.
Решением Мирнинского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 г. III-N 26-4 в раздел 1 внесены изменения
1. Паспорт программы перспективного развития
Наименование Программы |
Здоровый район |
Статус программы |
Программа перспективного развития |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация муниципального образования "Мирнинский район" |
Соисполнители муниципальной программы |
АК "АЛРОСА" (ОАО), комитет по физической культуре и спорту АМО "Мирнинский район", Районный комитет молодежи, МКУ "Мирнинское районное управление образования", Управление социальной политики, Комитет охраны природы, МКУ "КИО", МКУ "КСУ", МКУ "МУК", МУП ЦА N 66, ГБУ РС (Я) "Мирнинская ЦРБ", ГБУ РС (Я) "Удачнинская ГБ", ГБУ РС (Я) "Айхальская ГБ" |
Цели и задачи муниципальной программы |
Цель: - создание условий для сохранения и укрепления здоровья человека. Задачи: - реализация государственной политики, направленной на формирование здорового образа жизни; - сохранение трудового потенциала населения, повышение его трудоспособности и активного долголетия; - улучшение демографической ситуации; - развитие инфраструктуры здоровьесбережения в Мирнинском районе; - повышение уровня санитарно-гигиенической информированности населения; - формирование у населения навыков рационального пищевого поведения, обеспечение качественными продуктами питания; - вовлечение всех групп населения в занятия массовой физической культурой и спортом; - развитие и совершенствование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; - снижение уровня потребления населением алкоголя и табака, формирование отрицательного общественного мнения по отношению к проявлениям зависимостей; - совершенствование и развитие системы мероприятий по борьбе с саморазрушающим поведением; - формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни, ответственного отношения к своему здоровью; - формирование и развитие духовно-нравственного здоровья; - создание условий для проведения медицинскими организациями профилактических мероприятий, в том числе направленных на сохранение репродуктивного и психического здоровья; - создание условий для профилактики туберкулеза; - создание условий для укрепления кадрового потенциала медицинских организаций района; - создание условий для улучшения лекарственного обеспечения населения Мирнинского района; - улучшение лекарственного обеспечения жителей Мирнинского района. |
Целевые индикаторы муниципальной программы |
- стабилизация и снижение показателя общей заболеваемости взрослого населения; - снижения показателя заболеваемости с временной утратой трудоспособности; - стабилизация и снижение показателя общей заболеваемости детей; - стабилизация и снижение показателя смертности населения; - повышение показателя рождаемости; - повышение показателя естественного прироста населения; - стабилизация и снижение показателя заболеваемости взрослого населения болезнями системы кровообращения; - стабилизация и снижение показателя смертности населения от болезней системы кровообращения; - стабилизация и снижение показателя смертности от онкологической патологии; - стабилизация и снижение показателя первичной заболеваемости алкоголизмом; - снижение распространенности туберкулеза; - повышение укомплектованности кадров врачей и средних медицинских работников; - расширение аптечной сети района. |
Сроки реализации программы |
2014-2019 годы |
Прогнозный объем средств на реализацию программы с разбивкой по годам |
- прогнозный объем финансирования программы за счет средств бюджетов разных уровней составит 1 120 477,35 тысяч рублей, в том числе по годам: на 2014 год - 329 963,47 тысяч рублей; на 2015 год - 197 133,47 тысяч рублей; на 2016 год - 197 793,47 тысяч рублей; на 2017 год - 197 793,47 тысяч рублей; на 2018 год - 197 793,47 тысяч рублей; - объем финансирования на реализацию программы уточняется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год. |
2. Характеристика текущего состояния
Здоровый образ жизни - категория общего понятия "образ жизни", включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни.
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, состояние полного физического, духовного и социального благополучия при полной адаптации к условиям внешней среды и способности к воспроизводству, а не только отсутствие болезней и физических нарушений.
Качество жизни - категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.
Общественное здоровье - важнейший экономический и социальный потенциал, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образом жизни населения, позволяющий обеспечить уровень качества и безопасности жизни людей.
Сохранение и укрепление здоровья жителей является одной из приоритетных задач стратегического плана развития Мирнинского района, проводится планомерная работа по снижению рисков для здоровья населения и формированию здорового образа жизни. С этой целью реализуются муниципальные целевые программы: "Развитие физической культуры и спорта в Мирнинском районе", "Молодежь Мирнинского района", "Мирнинский район, доброжелательный к детям", "Профилактика аутоагрессивного поведения в детско-подростковой и молодежной среде МО "Мирнинский район" РС (Я)", "Создание условий для профилактики туберкулеза", "Отдых и оздоровление детей", "Здоровьесберегающая среда в образовании", "Обеспечение качественным жильем" и другие.
Реализация мероприятий муниципальных программ и содействие в реализации на территории района федеральных программ "Приоритетный национальный проект "Здоровье" и "Программа модернизации здравоохранения" позволили улучшить общую демографическую ситуацию в районе, снизить общую заболеваемость и смертность населения, повысить рождаемость и естественный прирост населения. Внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение приводит к улучшению состояния здоровья школьников. В течение 4 лет по результатам медицинских осмотров количество детей с выявленной патологий снизилось с 93 до 87%, доля детей с 1 группой здоровья возросла с 6 до 12%, пораженность школьников кариесом снизилась с 29% до 25% благодаря оснащению школьных стоматологических кабинетов. Стабильно снижаются показатели временной нетрудоспособности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "федеральных программ "Приоритетный национальный проект "Здоровье" и "Программа модернизации здравоохранения" имеется в виду "федеральной программы "Приоритетный национальный проект "Здоровье" и республиканской программы "Программа модернизации здравоохранения"
Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности
Временная нетрудоспособность |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
В случаях на 100 работающих |
64,8 |
65,3 |
59,3 |
В днях на 100 работающих |
887,6 |
854,7 |
758,1 |
Средняя продолжительность одного случая |
13,7 |
13,1 |
12,8 |
Жизнедеятельность населения Мирнинского района осуществляется в экстремальных климатических условиях и в условиях неблагоприятной экологической ситуации. В атмосферном воздухе и почве повышено содержание тяжелых металлов, содержание окислов азота, углерода, пыли в воздухе в 2-2,5 раза превышает ПДК. Питьевая вода г. Мирного характеризуется повышенной цветностью, высоким содержанием органики и низкой минерализацией, превышено содержание гуминовых соединений, марганца, аммония и железа, но отмечается значительный недостаток эссенциальных микроэлементов - фтора (менее 0,5 мг/л), йода (1,56 мкг/л), цинка, селена.
Основные демографические показатели МО "Мирнинский район"
N |
Показатели |
2009 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
Рождаемость (на 1000 населения) |
12,3 |
13,5 |
13,5 |
2 |
Общая смертность (на 1000 населения) |
7,0 |
6,9 |
6,9 |
3 |
Естественный прирост (на 1000 населения) |
5,3 |
6,6 |
6,6 |
4 |
Младенческая смертность (на 1000 родившихся) |
2,9 |
2,9 |
5,0 |
Основными причинами смертности населения в Мирнинском районе стабильно являются заболевания органов кровообращения, травмы, отравления и несчастные случаи, заболевания органов пищеварения, злокачественные новообразования.
Смертность населения Мирнинского района по основным классам болезней
Смертность на 1000 населения |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
- болезни системы кровообращения |
3,6 |
3,43 |
3,8 |
- травмы, отравления, несчастные случаи |
1,4 |
1,2 |
0,98 |
- заболевания органов пищеварения |
0,75 |
0,58 |
0,71 |
- злокачественные новообразования |
0,75 |
0,76 |
0,89 |
Увеличение показателя смертности по причине болезней кровообращения связано с наличием значительного числа тяжелых и осложненных форм этих заболеваний вследствие низкой мотивации населения к ведению здорового образа жизни - наличия вредных привычек, низкой двигательной активности, нерационального пищевого поведения, низкой приверженности к лечению на ранних стадиях. Тенденция к увеличению показателя смертности от болезней органов пищеварения связана с увеличением количества циррозов печени алкогольной и вирусной этиологии, а также патологии поджелудочной железы. Рост показателя смертности от злокачественных новообразований связан с увеличением доли больных, у которых заболевание выявлено только в 4 стадии.
За 9 месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 30% возросла заболеваемость органов дыхания и пищеварения у взрослого населения. Общая заболеваемость детей за этот период увеличилась на 11%, подростков - на 45%. Наиболее значительно увеличилась заболеваемость органов зрения, на 60% у детей и в 2 раза у подростков. По данным медицинских осмотров школьников доля детей с заболеваниями глаз увеличилась с 21 до 26%. В связи с этим существует необходимость усиления профилактической работы по охране зрения детей и подростков. Увеличивается количество аллергопатологии у детей. В 2011 году количество детей с бронхиальной астмой в районе 201, в 2012 - 211; детей с атопическим дерматитом в 2011 году - 548, в 2012 году - 680.
Заболеваемость населения района социально значимыми заболеваниями
Заболеваемость на 100 000 населения |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Туберкулез |
38,7 |
49,8 |
21,8 |
Психические расстройства |
125,8 |
166,7 |
117,3 |
Алкоголизм |
374,7 |
399,0 |
406,6 |
Причинами развития многих заболеваний являются: неблагополучная экологическая обстановка, изменившийся образ жизни населения, новые традиции питания, повышение психоэмоциональных нагрузок, снижение физической активности, недостаточное внимание к вопросам формирования культуры отдыха, наличие вредных привычек, возрастание и изменение нагрузок на организм в связи с усложнением общественной жизни, увеличение рисков техногенного, экологического, психологического, политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Опыт мирового сообщества доказывает, что наиболее эффективны вложения средств в пропаганду здоровья и здорового образа жизни. Повысить уровень здоровья живущего и будущих поколений можно через формирование мировоззрения, ориентированного на оздоровление окружающей среды и укрепление здоровья населения, ответственного отношения людей к своему здоровью и здоровью окружающих.
Для дальнейшего совершенствования работы и расширения перспектив по формированию здорового образа жизни возможно проведение работы по вступлению городов Мирный и Удачный в проект Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения "Здоровые города".
3. SWOT-анализ текущей ситуации
Преимущества |
Недостатки |
- Снижение показателя общей заболеваемости населения; - снижение показателя смертности населения; - повышение рождаемости в районе; - снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности; - снижение первичной заболеваемости туберкулезом |
- Повышение показателя смертности от болезней органов кровообращения; - рост показателя смертности от злокачественных новообразований; - рост первичной заболеваемости алкоголизмом; - рост аллергопатологии среди детей; - рост заболеваний глаз среди детей и подростков; - дефицит кадров в медицинских и аптечных организациях |
Возможности |
Угрозы |
- Дальнейшее улучшение демографической ситуации в районе; - снижение показателей заболеваемости и смертности по основным классам заболеваний; - укрепление здоровья детей и подростков; - улучшение состояния здоровья работающего населения; - улучшение качества жизни пожилых людей; - увеличение сроков полноценной жизни жителей района; - формирование инфраструктуры поселений района, благоприятной для здоровья жителей |
- Недофинансирование программы из бюджета МО "Мирнинский район"; - ухудшение демографической ситуации в районе; - повышение заболеваемости различных групп населения; - снижение качества жизни населения; - дальнейшее снижение укомплектованности кадров в медицинских и аптечных организациях |
4. Цели и стратегические направления муниципальной программы
Целями Программы являются: реализация государственной политики, направленной на формирование здорового образа жизни, создание системы сохранения и укрепления здоровья человека, сохранения трудового потенциала населения, повышение его трудоспособности и активного долголетия, улучшение демографической ситуации, развитие инфраструктуры здоровьесбережения в Мирнинском районе.
Стратегические направления муниципальной программы:
1. Формирование благоприятной экологической среды.
2. Обеспечение населения качественным жильем.
3. Повышение информированности населения по вопросам ЗОЖ и повышение санитарно-гигиенической культуры населения.
4. Повышение охвата различных групп населения занятиями физкультурой и массовым спортом.
5. Снижение потребления алкоголя и табака населением, проведение антинаркотической политики.
6. Формирование и развитие духовно-нравственного здоровья.
7. Развитие технологий здоровьесбережения в образовательном процессе.
8. Создание условий для проведения профилактических мероприятий в медицинских организациях района.
9. Создание условий для укрепления кадрового потенциала медицинских организаций района.
10. Создание условий для профилактики туберкулеза.
11. Создание условий для улучшения лекарственного обеспечения населения района.
Решением Мирнинского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 г. III-N 26-4 в раздел 5 внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Мирнинский район" и бюджетов других уровней. Объем финансирования на реализацию программы уточняется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Общий объем финансирования муниципальной программы за 2014-2019 годы предусмотрен в сумме 1 120 477,35 тыс. рублей, в том числе по годам:
- на 2014 год - 329 963,47 тыс. рублей;
- на 2015 год - 197 133,47 тыс. рублей;
- на 2016 год - 197 793,47 тыс. рублей;
- на 2017 год - 197 793,47 тыс. рублей;
- на 2018 год - 197 793,47 тыс. рублей.
Решением Мирнинского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 г. III-N 26-4 раздел 6 изложен в новой редакции
6. Перечень целевых индикаторов и показателей программы
N |
Наименование целевого индикатора |
Ед. изм. |
2013 год |
Прогноз |
|||||
2014 год |
Плановый период |
||||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|||||
1 |
Общая заболеваемость взрослого населения |
На 1000 населения |
680 |
670 |
650 |
640 |
637 |
636 |
635 |
2 |
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности |
Случаев на 100 работающих |
59 |
57 |
55 |
53 |
52 |
51 |
50 |
3 |
Общая заболеваемость детского населения |
На 1000 населения |
2596 |
2590 |
2585 |
2200 |
2200 |
2190 |
2190 |
4 |
Смертность населения |
На 1000 населения |
6,9 |
6,8 |
6,7 |
6,6 |
6,55 |
6,5 |
6,45 |
5 |
Рождаемость |
На 1000 населения |
13,5 |
13,6 |
13,7 |
13,8 |
13,85 |
13,9 |
13,95 |
6 |
Естественный прирост населения |
На 1000 населения |
6,6 |
6,7 |
6,8 |
6,9 |
6,95 |
6,98 |
7,0 |
7 |
Заболеваемость взрослого населения болезнями системы кровообращения |
На 1000 населения |
21,4 |
21 |
20,5 |
20,3 |
20,2 |
20,1 |
20,0 |
8 |
Смертность населения от болезней системы кровообращения |
На 1000 населения |
3,8 |
3,7 |
3,65 |
3,6 |
3,58 |
3,55 |
3,53 |
9 |
Смертность от онкологической патологии |
На 1000 населения |
0,65 |
0,63 |
0,62 |
0,6 |
0,58 |
0,57 |
0,56 |
10 |
Первичная заболеваемость алкоголизмом |
На 1000 населения |
4,1 |
4,0 |
3,9 |
3,8 |
3,75 |
3,7 |
3,67 |
11 |
Снижение распространенности туберкулеза |
На 100 тыс. населения |
76,4 |
75 |
73 |
71 |
70 |
69 |
68 |
12 |
Повышение укомплектованности кадров врачей |
% |
60 |
65 |
68 |
72 |
72 |
72 |
72 |
13 |
Расширение аптечной сети района |
Количество |
|
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Реализации программных мероприятий позволит создать условия для формирования здорового образа жизни у населения Мирнинского района и ответственного отношения людей к своему здоровью и здоровью окружающих.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Управление программой осуществляет ответственный исполнитель программы - Администрация МО "Мирнинский район".
Порядок финансирования реализации мероприятий программы устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), нормативными правовыми актами МО "Мирнинский район".
В целях успешной реализации программы установлены следующие соисполнители: АК "АЛРОСА" (ОАО), комитет по физической культуре и спорту АМО "Мирнинский район", Районный комитет молодежи, МКУ "Мирнинское районное управление образования", Управление социальной политики, Комитет охраны природы, МКУ "КИО", МКУ "КСУ", МКУ "МУК", ГБУ РС (Я) "Мирнинская ЦРБ", ГБУ РС (Я) "Удачнинская ГБ", ГБУ РС (Я) "Айхальская ГБ".
Отчеты по исполнению программы предоставляются ежегодно на сессию районного Совета депутатов с информацией о выполнении мероприятий, освоении денежных средств, достижении значений целевых индикаторов.
Процесс управления рисками сводится к трем фазам: оценке вероятности, оценке силы влияния фактора и разработке путей снижения рисков.
Наименование рисков |
Вероятность |
Сила влияния |
Способ преодоления риска |
Риски, связанные с недофинансированием программы | |||
Недофинансирование со стороны бюджета МО "Мирнинский район" |
средняя |
высокая |
Определение приоритетов для первоочередного финансирования Оценка эффективности бюджетных вложений |
Техногенные и экологические риски | |||
Форс-мажорные обстоятельства - стихийные бедствия, техногенные аварии |
средняя |
средняя |
Мониторинг технического состояния производственных объектов, окружающей среды |
Заместитель Главы Администрации |
Д.А. Ситнянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.