Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минпрофобразования РС (Я)
от 7 марта 2014 г. N 01-07/77
Примерное положение
об учебно-методическом объединении
1. Общие положения
1.1. Настоящее примерное положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ и устанавливает порядок формирования республиканской сети учебно-методических объединений, общие требования к деятельности учебно-методических объединений и общие требования к управлению учебно-методическим объединением.
1.2. Учебно-методические объединения (далее - УМО) создаются с целью совершенствования научно-методического обеспечения реализации основных профессиональных образовательных программ на основе внедрения новых организационных форм и финансово-экономических механизмов.
1.3. Основными задачами УМО являются участие педагогических работников и представителей работодателей:
в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, а также предложений по внесении изменений в действующие стандарты;
в разработке примерных основных профессиональных образовательных программ, а также предложений по внесении изменений в действующие примерные программы;
в разработке требований к результатам освоения, структуре, условиям реализации и оцениванию качества освоения вариативной части основных профессиональных образовательных программ;
в разработке примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей вариативной части основных профессиональных образовательных программ и их обновление для обеспечения гибкого реагирования на изменения ситуации регионального рынка труда, ориентации на текущие потребности работодателей, учета новых достижений науки и техники;
в координации действий образовательных организаций и представителей работодателей и их объединений в обеспечении качества, развития содержания и технологии профессионального образования;
в усовершенствовании нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства в системе профессионального образования.
1.4. УМО в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2013 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, а также Конституцией Республики Саха (Якутия), региональным законодательством об образовании, решениями Координационного совета УМО, положением об УМО, разработанным на основе настоящего примерного положения.
1.5. УМО создаются в качестве государственно-общественных объединений без образования юридического лица.
1.6. Сеть УМО охватывает укрупненные группы профессий и специальностей, реализуемые в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, Республики Саха (Якутия) и осуществляет деятельность в отношении основных профессиональных образовательных программ по профилю учебно-методического объединения.
1.7. УМО могут создаваться но территориальному-отраслевому принципу с учетом разделения производительных сил Республики Саха (Якутия) на социально-экономические зоны, объединяя субъекты, заинтересованные в совершенствовании подготовки профессиональных кадров.
1.8. УМО формируется на представительской основе с участием следующих субъектов:
профессиональные образовательные организации,
образовательные организации высшего образования,
работодатели (юридические лица) и их объединения.
Входящие в состав УМО представители указанных субъектов являются его членами и осуществляют свою деятельность на принципах равноправия, коллегиальности и гласности принимаемых решений.
1.9. В работе УМО могут принимать участие представители органов государственной власти, а также иностранные граждане и иностранные юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.10. При создании УМО устанавливается его профиль (сфера деятельности) путем определения отнесенной к его компетенции области знаний, или укрупненных групп профессий и специальностей, или социально-экономической зоны республики, на территории которой расположены образовательные организации.
Наименование указанной области знаний или укрупненной группы или зоны включается в наименование УМО.
2. Формирование сети учебно-методических объединений
2.1. В целях формирования сети учебно-методических объединений Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) готовит проект структуры сети УМО с указанием их сферы деятельности и образовательных организаций, ответственных за создание каждого УМО (далее - базовая организация).
2.2. Базовая организация осуществляет формирование состава членов УМО из числа руководящих и педагогических работников образовательных организаций, расположенных в сфере деятельности УМО, а также представителей работодателей, заинтересованных в подготовке кадров, и организует проведение первого общего собрания членов УМО.
2.3. В соответствии со структурой сети УМО приказами Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) по каждому УМО утверждается положения об УМО и его состав.
2.4. В случае изменения перечней профессий и специальностей профессионального образования и (или) структуры профессионального образования, других изменений, затрагивающих сферу деятельности УМО, Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) при необходимости вносит изменения в состав сети УМО, реорганизации УМО в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или ликвидации отдельных УМО.
Внесение изменений в состав сети УМО может осуществляться Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) в связи с выявлением недостаточной эффективности функционирования отдельных УМО юга сети УМО в целом.
2.5. Государственные и муниципальные органы управления вправе оказывать поддержку деятельности сети УМО.
2.6. Финансирование деятельности сети УМО осуществляется в рамках государственно-частного партнерства и внебюджетных средств образовательных организаций.
3. Общие требования к деятельности УМО
УМО для решения поставленных задач:
3.1. По вопросам разработки перечней приоритетных профессий и специальностей, проектов федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (далее - ФГОС):
готовит предложения по перечням приоритетных для экономики Республики Саха (Якутия) профессий и специальностей по основным направлениям укрупненных групп специальностей и профессий с рекомендацией присваиваемой квалификации;
готовит предложения к проектам ФГОС, в т.ч. в части требований к кадровым, учебно-методическим и материально-техническим условиям реализации образовательных программ, а также по внесении изменений в действующие ФГОС на основе профессиональных стандартов;
участвует в организации разработки проектов ФГОС в части требований к результатам освоения, структуре, условиям реализации и оцениванию качества освоения вариативной части основных профессиональных образовательных программ (далее - ОПОП) и их экспертизе.
3.2. По вопросам разработки примерных основных профессиональных образовательных программ (далее - примерные программы):
организует разработку проектов примерных программ вариативной части ОПОП и проектов изменений их содержания (далее вместе - проекты примерных программ вариативной части ОПОП) для обеспечения гибкого реагирования на изменения ситуации регионального рынка труда, ориентации на текущие потребности работодателей, учета новых достижений науки и техники;
проводит экспертизу проектов примерных программ вариативной части ОПОП;
рассматривает на заседаниях совета УМО проекты примерных программ вариативной части ОПОП, а также предложения но внесении изменений в действующие примерные программы вариативной части ОПОП;
утверждает примерные программы вариативной части ОПОП (вносимые в них изменения).
3.3. По вопросам обеспечения реализации ФГОС и примерных программ:
осуществляет методическое сопровождение реализации ФГОС;
проводит мониторинг реализации ФГОС;
осуществляет учебно-методическое обеспечение примерных программ;
участвует совместно с объединениями работодателей в разработке контрольно-измерительных материалов для оценки знаний, умений и навыков обучающихся, а также контрольно-оценочных средств, ориентированных на оценивание уровня сформированности компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций;
участвует в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения реализации ФГОС;
координирует разработку интегрированных основных профессиональных образовательных программ с целью формирования системы непрерывного образования.
3.4. По вопросам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля качества образования, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ:
формирует предложения по составу экспертов, участвующих в аккредитационной экспертизе и в государственном контроле качества образования;
участвует в проведении профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ.
3.5. По вопросам издания учебников и учебных пособий:
формирует перечни учебно-методической литературы и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
координирует деятельность педагогических работников по созданию учебно-методических разработок, обеспечивающих выполнение требований ФГОС;
участвует в разработке учебно-методических пособий и предоставляет рекомендации к рассмотрению рукописей на заседаниях Научно-методического совета Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);
участвует в организации и проведении конкурсов по созданию учебной и методической литературы, аудиовизуальных средств.
3.6. Организует обеспечение образовательных организаций, работодателей и их объединений нормативно-методической документацией по подготовке профессиональных кадров.
3.7. Участвует в разработке профессиональных стандартов.
3.8. Проводит конференции, семинары и совещания по проблемам профессионального и дополнительного профессионального образования, студенческие олимпиады и конкурсы.
3.9. УМО для решения задач, установленных настоящим примерным положением, имеет право в соответствии с законодательством Российской Федерации:
распространять информацию о своей деятельности;
вносить в органы государственной власти предложения по вопросам государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере профессионального образования, содержания профессионального образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях;
участвовать в выработке решений органов государственной власти по вопросам деятельности системы профессионального образования;
учреждать общественные награды, премии, стипендии, иные поощрения за особый вклад в реализации целей и задач УМО;
оказывать информационные, консультационные и экспертные услуги в сфере своей деятельности.
3.10. УМО направляет ежегодно не позднее 1 марта в Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) отчет о своей деятельности за предшествующий календарный год, а также направляет иную информацию о своей деятельности по запросу указанного регионального органа исполнительной власти.
4. Общие требования к управлению УМО
4.1. Учредителем УМО является Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия).
4.2. Управление УМО осуществляется:
общим собранием членов УМО (далее - общее собрание), которое является высшим органом управления УМО;
советом УМО (далее - Совет), выборным коллегиальным органом, который избирается из числа членов УМО.
председателем Совета (далее - председатель).
4.3. Очередное общее собрание проводится по мере необходимости или по указанию учредителя.
Общее собрание правомочно, если в его работе участвуют более половины членов УМО. Решения общего собрания принимаются простым большинством голосов членов УМО, участвующих в общем собрании.
Общее собрание:
утверждает организационную структуру УМО (вносит изменения в указанную структуру);
избирает членов Совета из числа членов УМО;
заслушивает отчет председателя о деятельности УМО, принимает решение об одобрении или неодобрении деятельности УМО.
4.4. Совет состоит не более чем из 15 членов, включая председателя.
Срок полномочий членов Совета и председателя составляет 3 года.
4.5. Функции Совета УМО:
разрабатывает и принимает Положение об учебно-методическом объединении, которое утверждается учредителем УМО;
определяет направления деятельности УМО, разрабатывает план работы УМО на учебный год, организует их обсуждение на заседании Совета УМО;
представляет план работы УМО на учебный год на согласование Учредителю;
формирует необходимые для выполнения возложенных на него функций секции, комиссии и другие организационные структуры;
организует и проводит заседания Совета УМО;
привлекает педагогических работников, представителей социальных партнеров для решения вопросов, относящихся к компетенции объединения; ведет протоколы заседаний Совета УМО;
готовит отчеты о работе УМО за учебный год.
4.6. В составе УМО при необходимости по решению Совета создаются секции, комиссии и другие организационные структуры:
по видам основных профессиональных образовательных программ профессионального образования;
по родственным профессиям и специальностям профессионального образования;
При этом руководитель созданной организационной структуры включается в состав Совета УМО.
4.7. Работа Совета осуществляется посредством проведения заседаний Совета и секций УМО в соответствии с планом работы УМО на учебный год.
Заседание Совета правомочно, если в его работе участвуют более половины членов Совета.
Решения Совета принимаются простым большинством голосов членов Совета, участвующих в его заседании, и носят рекомендательный характер, могут учитываться при разработке проектов нормативных правовых актов в сфере профессионального образования, а также в локальных нормативных правовых актах образовательных организаций, реализующих образовательные программы профессионального образования.
4.8. Вновь избранный Совет на своем первом заседании выдвигает кандидатуру председателя из числа членов Совета и представляет ее Учредителю УМО для утверждения.
Председатель назначается приказом Учредителя.
4.9. После назначения председателя Совет на своем заседании из числа членов Совета избирает сопредседателя (сопредседателей) (при необходимости), заместителя (заместителей) председателя, секретаря Совета.
4.10. Функции председателя, сопредседателя (сопредседателей), заместителя (заместителей) председателя и секретаря совета УМО определяются положением об УМО.
4.11. Председатель Совета осуществляет общее руководство текущей деятельностью УМО, представляет его интересы во взаимодействии с Учредителем, в том числе путем участия в работе рабочих групп (комиссий), создаваемых Учредителем, по вопросам, относящимся к сфере деятельности УМО.
При наличии сопредседателей Совета функции председателя Совета по руководству отдельными направлениями деятельности УМО, представлению интересов УМО во взаимодействии с Учредителем по отдельным вопросам, относящимся к сфере деятельности УМО, но решению Совета возлагаются на сопредседателей Совета.
4.12. Председатель обеспечивает организационно-техническое сопровождение деятельности УМО.
4.13. Общее собрание может принять решение о выражении недоверия председателю совета и (или) Совету и досрочно переизбрать Совет либо рекомендовать Совету представить на рассмотрение Учредителю иную кандидатуру председателя.
4.14. В целях обеспечения единых подходов к организации деятельности сети УМО, осуществления системного контроля, согласованности стратегии, принципов и методов их работы Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) формирует Координационный совет УМО при Министерстве профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) (далее - Координационный совет).
Координационный совет осуществляет координацию деятельности сети УМО.
4.15. Состав Координационного совета УМО утверждается, изменяется приказом Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия).
В состав Координационного совета УМО входят его председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и члены Координационного совета УМО, в лице председателей Совета УМО и (или) их сопредседателей или заместителей.
4.16. Координационный совет УМО возглавляет председатель - министр профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия).
Заместитель председателя выполняет функции председателя в его отсутствие по его поручению.
Ответственный секретарь обеспечивает контроль за формированием материалов к заседанию Координационного Совета УМО, подготовку протокола заседания и представление его после проведения заседания на подпись председательствующему на заседании Совета.
4.17. Для реализации своих целей Координационный совет УМО может создавать рабочие группы и комиссии, состав которых утверждается председателем Координационного Совета УМО.
4.18. Заседания Координационного Совета проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если в них принимают более половины его членов.
4.19. Заседания Координационного совета УМО проводятся председателем или по его поручению - заместителем председателя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.