Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия)
от 2 июля 2014 г. N П-05-49/87-од
"Об утверждении методических указаний по применению ключевых показателей эффективности государственными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов"
13 ноября 2015 г.
Во исполнение поручения Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчиковой Г.И. от 31 марта 2014 года N П1-2469 в целях совершенствования управления государственным сектором экономики Республики Саха (Якутия) приказываем:
1. Утвердить прилагаемые методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов.
2. Департаменту доходов и сводно-аналитической работы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Государственный комитет юстиции Республики Саха (Якутия).
3. Опубликовать настоящий приказ на официальных сайтах Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия).
4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляем за собой.
Министр имущественных и земельных |
Е.В. Григорьева |
Министр экономики Республики Саха (Якутия) |
В.И. Максимов |
Методические указания
по применению ключевых показателей эффективности государственными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов
(утв. приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия) от 2 июля 2014 г. N П-05-49/87-од)
13 ноября 2015 г.
1. Общие положения
1.1 Настоящие Методические указания разработаны во исполнение поручения Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчиковой Г.И. от 31 марта 2014 года N П1-2469.
1.2 Настоящие Методические указания:
1.2.1 устанавливают основы системы ключевых показателей эффективности, определяют ее цели, задачи и предъявляемые к ней требования;
1.2.2 определяют перечень основных ключевых показателей эффективности для различных госкомпаний, с учетом сегментации, а также особенности применения ключевых показателей эффективности.
1.2.3 определяют алгоритм утверждения ключевых показателей эффективности, алгоритм мониторинга и контроля за исполнением ключевых показателей эффективности, а также основные положения о взаимосвязи ключевых показателей эффективности с мотивацией членов органов управления компаний с государственным участием.
2. Основные термины и определения
Абсолютный показатель - показатель в форме абсолютной величины, отражающий временные или стоимостные характеристики процессов.
Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Бизнес-план - документ, описывающий бизнес-процессы и механизмы их реализации с целью достижения целей, заявленных менеджментом в стратегии развития госкомпании.
ГД - генеральный директор.
Госкомпания - исходя из целей настоящих Методических указаний под термином "госкомпания" понимаются следующие организации:
- акционерные общества с государственным участием, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного1 участия Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов;
- общества с ограниченной ответственностью с государственным участием, в уставном капитале которых доля участия Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов;
- государственные унитарные предприятия Республики Саха (Якутия);
- иные хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов, а также созданные в соответствии с указами Главы Республики Саха (Якутия) компании, в уставном капитале которых доля участия Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов.
Государственное унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве Республики Саха (Якутия).
Долгосрочная программа развития - внутренний программный документ организации, содержащий перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации, определенных стратегией ее развития, к поставленным срокам с указанием объема и источников их финансирования, включающий значения показателей текущих и ожидаемых результатов деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов.
Исполнительный орган общества - орган, осуществляющий непосредственную оперативную деятельность по управлению обществом (единоличный исполнительный орган / коллегиальный исполнительный орган).
Ключевой показатель эффективности (КПЭ) - оценочный критерий достижения цели, используемый для определения эффективности деятельности, поддающийся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения долгосрочных и среднесрочных задач. Показатели КПЭ являются измерителями целей определенных стратегией развития и плановых значений, заложенных в долгосрочной программе развития госкомпании.
Комитет по стратегии - комитет, созданный при совете директоров (наблюдательном совете) госкомпании, для подготовки предложений совету директоров (наблюдательному совету) госкомпании по определению направления деятельности госкомпании и выработки стратегии развития госкомпании.
Матрица полномочий и ответственности - документ, отражающий распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями компании.
Менеджмент/руководители госкомпаний - высшие должностные лица компаний, которые определяют общую стратегию компании, принимают решения на высшем уровне, выполняют представительские обязанности.
МСФО - международные стандарты финансовой отчетности.
Общество с ограниченной ответственностью - общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
ОСА - общее собрание акционеров.
Относительные показатели - экономические показатели, определяемые в виде отношения абсолютного показателя к базисному значению или в виде соотношения двух разнородных показателей.
Публичная компания - акционерное общество, акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений.
РСБУ - российские стандарты бухгалтерского учета.
СД / НС - совет директоров/наблюдательный совет (далее по тексту - СД).
Система ключевых показателей эффективности (система КПЭ) - совокупность взаимосвязанных индивидуальных численных показателей, сформированных на основе стратегии развития госкомпании, с помощью которых оценивается эффективность деятельности менеджмента госкомпании.
Стратегия развития - документ, утвержденный органами управления госкомпании или органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), в ведении которого находится ГУП, содержащий четко сформулированные и измеримые стратегические цели развития организации, информацию о ее текущем положении в отрасли, целевой финансовой бизнес-модели и стратегических инициативах, стоящих перед организацией, на период не менее 5 лет для госкомпаний и не менее 3-5 лет для ГУП.
Чистая прибыль - часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей (по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации).
Эффективность деятельности - это соотношение полученного результата, отражающего достижение поставленной цели, и использованных ресурсов.
CIR (Cost income ratio) - соотношение операционных расходов (включающих себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы) по отношению к выручке.
EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) - прибыль до вычета расходов по процентам, по налогу на прибыль (в том числе отложенного) и амортизационных отчислений. EBITDA служит для определения конкурентоспособности и эффективности деятельности компании вне зависимости от размера задолженности по кредитам, налогового режима и способа расчета амортизационных отчислений.
NetDebt - сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов компании, за вычетом денежных средств. При этом, кредиты и займы должны быть в оценке согласно стандарту МСФО (IAS) 23.
NPL (Non-performing loan) - доля просроченной задолженности сроком 90 дней и более в кредитном портфеле общества финансового сектора.
ROE (Return on equity) - коэффициент рентабельности собственного капитала - отношение чистой прибыли компании к среднегодовой величине акционерного капитала.
ROIC (Return on Invested Capital) - коэффициент рентабельности инвестированного капитала - отношение чистой операционной прибыли компании к среднегодовой величине суммарного инвестированного капитала.
TSR (Total shareholders return) - совокупная акционерная доходность (обобщающий показатель для оценки годовых результатов создания благосостояния акционеров). Данный показатель представляет собой норму доходности акционеров в результате изменения биржевых котировок акций и начисления дивидендов.
3. Цели, задачи, принципы и структура системы КПЭ
3.1. Основные цели системы КПЭ
3.1.1. Настоящие Методические указания определяют перечень основных требований к ключевым показателям эффективности (далее - КПЭ), необходимым к принятию действующими госкомпаниями.
3.1.2. Настоящие Методические указания разработаны с целью методической и консультационной поддержки госкомпаний при формировании и внедрении системы КПЭ.
3.1.3. Требования к системе КПЭ госкомпаний, указанные в настоящих Методических указаниях, предусматривают всесторонний анализ деятельности госкомпании и позволяют провести оценку работы менеджмента и сотрудников, которая должна учитываться при принятии решений об оплате труда, а также кадровых решениях.
3.1.4. Методические указания содержат типовую структуру системы КПЭ госкомпании, соответствующую целям госкомпании, стратегии и долгосрочной программе развития госкомпании, и предназначенную для регулярного планирования и контроля исполнения и достижения, определенных стратегией госкомпании, целей и реализации мероприятий, определенных долгосрочной программой развития,
3.1.5. Основной целью внедрения КПЭ является перевод стратегии и долгосрочной программы развития госкомпании в форму конкретных показателей оперативного управления, оценка текущего состояния их достижения и создание основы для принятия управленческих решений в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
3.2. Основные задачи системы КПЭ:
3.2.1. оценка достижения стратегических целей госкомпании;
3.2.2. мониторинг и контроль реализации стратегии госкомпании;
3.2.3. создание должной мотивации менеджмента госкомпании с учетом ориентации сотрудников на достижение приоритетных целей госкомпании.
3.3. Основными задачами для госкомпании в рамках разработки и внедрения системы КПЭ являются следующие:
3.3.1. разработка перечня КПЭ в соответствии со стратегическими целями, определенными в стратегии развития госкомпании, а также методики расчета их значений;
3.3.2. разработка механизма установления целевых значений КПЭ;
3.3.3. разработка процедур, обеспечивающих реализацию процесса подготовки инициатив для достижения стратегических целей ("план стратегических инициатив");
3.3.4. разработка матрицы полномочий и ответственности за реализацию КПЭ на уровне структурных подразделений (бизнес-единиц и бизнес-функций) и должностных лиц;
3.3.5. разработка процедур, обеспечивающих мониторинг фактических значений КПЭ.
3.4. Система КПЭ госкомпании должна строиться на следующих принципах:
3.4.1. прозрачность и измеримость КПЭ;
3.4.2. минимальная достаточность КПЭ;
3.4.3. комплексная характеристика деятельности госкомпании;
3.4.4. наличие оперативных показателей длительности и стратегических показателей развития госкомпании (краткосрочные и долгосрочные цели);
3.4.5. непротиворечивость показателей КПЭ;
3.4.6. ориентированность на рост финансовых и производственных результатов госкомпании.
4. Сегментация госкомпаний по признакам, влияющим на определение КПЭ
4.1. Настоящие Методические указания предусматривают следующую сегментацию госкомпаний, влияющую на определение системы КПЭ:
4.4.1. акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, пакеты акций (доли) которых находятся в собственности Республики Саха (Якутия), и в уставном капитале которых доля прямого или косвенного2 участия Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов (далее - Общества);
4.4.2. государственные унитарные предприятия Республики Саха (Якутия).
5. Ключевые показатели эффективности
5.1. Рекомендации по формированию системы КПЭ для Обществ
Для Общества применяются:
- финансово-экономические показатели (по перечню показателей, указанному в п. 5.1.1 настоящих Методических указаний);
- отраслевые показатели (по перечню показателей, указанному в п. 5.1.2 настоящих Методических указаний);
для обществ (за исключением финансового сектора);
- для обществ финансового сектора;
- показатели депремирования менеджмента Общества (по перечню показателей, указанному в п. 5.1.3 настоящих Методических указаний).
Показатели КПЭ и их веса могут изменяться от одного планового периода к другому, стимулируя развитие бизнеса госкомпании в необходимом направлении.
Пункт 5.1.1 изменен. - Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2015 г. N П-05-78/172-ОД
5.1.1. Финансово-экономические показатели эффективности (КПЭ) для Обществ
Система КПЭ должна основываться на краткосрочных (от 1-3 лет), среднесрочных (с 3 - 5 лет) и долгосрочных (с 5 - 10 лет и более) показателях, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности Общества на основе консолидированной финансовой отчетности Общества, подготовленной в соответствии с МСФО. При отсутствии МСФО в качестве основы используется сводная отчетность, подготовленная в соответствии с РСБУ.
Для повышения эффективности управления Обществом рекомендуется определить общий вес финансово-экономических показателей в диапазоне от 50% до 70% от суммы весов всех показателей. При этом в рамках утверждения системы КПЭ для Обществ, являющихся институтами развития (АО "Венчурная компания "Якутия", АО "Республиканская инвестиционная компания", АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)"), допускается снижение веса финансово-экономических показателей до 30% от суммы всех КПЭ Общества.
Общее количество финансово-экономических показателей рекомендуется установить в размере не более 7 показателей. При этом показатели N 1 и N 2 (см. таблицу 1 и 2) являются обязательными к применению в Обществах и должны иметь общий вес не менее 30% от суммы общего веса всех показателей Общества и положительную динамику значений3.
К показателям на усмотрение СД Общества при необходимости можно отнести в том числе экономические показатели - создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда и пр.
Целевые значения соответствующих показателей утверждаются для каждого Общества советом директоров с учетом требований, установленных настоящими Методическими указаниями. Установленные целевые значения показателей на текущий календарный год корректировке не подлежат (если иное не установлено действующим законодательством либо нормативными правовыми актами), при этом отклонения от целевых значений показателей подлежат детальному объяснению менеджментом госкомпании членам СД.
Общий вес финансово-экономических КПЭ для Обществ:
- институты развития (ОАО "Венчурная компания "Якутия", ОАО "Республиканская инвестиционная компания") - 30-50%;
- прочие хозяйственные общества - 50-70%.
Финансово-экономические показатели для Обществ (за исключением финансового сектора) включают в себя:
Таблица 1
|
N |
Наименование показателя |
Вес |
||
Обязательные |
1 |
Рентабельность инвестиций акционеров (TSR - Total shareholders return) за прошедший год4 |
Не менее 10% |
Общий вес не менее 30% |
|
Для непубличных компаний |
Размер дивидендов (динамика в сравнении со средним размером за 3 последних года) |
||||
2 |
Для всех компаний |
- Рентабельность инвестированного капитала (ROIC-return on invested capital) - Рентабельность акционерного капитала (ROE - Return on equity) СД общества выбирает один из показателей, а также устанавливает целевое значение. |
Не менее 10% |
||
На рассмотрение / утверждение СД (от 2 до 5) |
3 |
Для всех компаний |
Динамика размера EBITDA к предыдущему году (Рост показателя) |
На усмотрение СД |
|
4 |
Рентабельность по EBITDA (Рост показателя в сравнении со средним показателем за 3 последних года) |
На усмотрение СД |
|||
5 |
Динамика удельной выручки (за вычетом нерегулярных составляющих) за год из расчета на одного сотрудника (рост к предыдущему году) |
На усмотрение СД |
|||
6 |
Снижение затрат на приобретение товаров (работ, услуг) на единицу продукции |
На усмотрение СД |
|||
7 |
Показатель на усмотрение СД |
На усмотрение СД |
Финансово-экономические показатели для Обществ финансового сектора включают в себя:
Таблица 2
|
N |
Наименование показателя |
Вес |
||
Обязательные |
1 |
Рентабельность инвестиций акционеров (TSR - Total shareholders return) за прошедший год5 |
Не менее 10% |
Общий вес не менее 30% |
|
Для непубличных компаний |
Размер дивидендов (динамика в сравнении со средним размером за 3 последних года) |
||||
2 |
Для всех компаний |
- Рентабельность инвестированного капитала (ROIC-return on invested capital) - Рентабельность акционерного капитала (ROE - Return on equity) СД общества выбирает один из показателей, а также устанавливает целевое значение. |
Не менее 10% |
||
На рассмотрение / утверждение СД (от 2 до 5) |
3 |
Для всех компаний |
Прирост портфеля кредитов к предыдущему году (Положительная динамика) |
На усмотрение СД |
|
4 |
Прирост денежных средств клиентов на счетах (включая депозиты) (Положительная динамика) |
На усмотрение СД |
|||
5 |
Обеспечение заданного уровня маржи (разница методу ставкой по привлечению денежных средств и ставкой для выдачи кредитов/денежных средств) к предыдущему году |
На усмотрение СД |
|||
6 |
Рост комиссионных доходов к предыдущему году |
На усмотрение СД |
|||
7 |
Показатель на усмотрение СД |
На усмотрение СД |
Пункт 5.1.2 изменен. - Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2015 г. N П-05-78/172-ОД
5.1.2. Показатели эффективности (КПЭ), учитывающие отраслевую специфику
В части отраслевых КПЭ для Обществ, необходимо предусмотреть не более 4 показателей, учитывающих специфику деятельности Общества, политику государства в отношении развития конкретного Общества и отрасли в целом, положения существующих госпрограмм, а также решений Главы Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) и курирующих органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в части развития Общества.
Наименование и порядок расчета отраслевых показателей подлежат обязательному согласованию с: органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере, до утверждения целевых значений КПЭ СД.
Для повышения эффективности управления Обществом рекомендуется определить:
- общий вес отраслевых показателей в диапазоне от 30% до 50% от суммы всех КПЭ Общества;
- для обществ, являющихся институтами развития (АО "Венчурная компания "Якутия", АО "Республиканская инвестиционная компания", АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)"), допустимо увеличение веса отраслевых показателей до 70% от суммы всех КПЭ Общества.
5.1.3. Показатели эффективности (КПЭ), используемые для депремирования менеджмента Обществ
Для повышения эффективности управления Обществом рекомендуется совету директоров утвердить показатели депремирования менеджмента Общества, пример которых представлен в таблице 3.
Таблица 3
|
N |
Наименование показателя депремирования |
Вес |
|
На рассмотрение / утверждение СД |
1 |
Для всех компаний |
Превышение установленного СД лимита NetDebt/ЕВГГОА (расчет по методике S&P) |
На усмотрение СД |
2 |
На усмотрение СД |
|
||
Для финансовых организаций |
Ухудшение динамики показателя NPL / превышение установленного СД показателя |
На усмотрение СД |
Вес показателей (КПЭ), целевое значение КПЭ, а также размер (%) депремирования определяются решением СД Общества.
5.2. Ключевые показатели эффективности для унитарных предприятий
Для унитарных предприятий устанавливаются финансовые ключевые показатели эффективности:
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС и других обязательных платежей);
2. Чистая прибыль (убыток);
3. Чистые активы;
Подпункт 4 изменен. - Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2015 г. N П-05-78/172-ОД
4. Часть прибыли, подлежащая перечислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) или в доход ГК по итогам деятельности предприятия за предшествующий год;
5. Другие показатели, установленные в программах деятельности предприятия.
Вес, целевые показатели и значения КПЭ для предприятий устанавливаются программой деятельности и утверждаются органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с подведомственной принадлежностью.
6. Использование базы для сравнения
Менеджмент компании, а также СД может использовать следующую базу сравнения:
6.1. Ретроспективный анализ, в случае если это позволяют данные (в денежном и процентном выражении);
6.2. Сравнение факт / план значений в рамках исполнения ежегодного бизнес-плана, программы деятельности, программы реструктуризации, инвестиционной программы, финансовых моделей, стратегий и пр. / бюджета отчетного периода, утвержденных СД;
6.3. Сравнение со среднеотраслевыми показателями.
7. Относительные / абсолютные показатели
7.1. Абсолютные величины используют при характеристике общей численности совокупности (численность работников, объемные, стоимостные величины и пр.) а также при оценке явлений (число аварий, смертность и пр.).
Выбор единицы измерения в каждом конкретном случае зависит от свойств признака, сущности его и задач и определяется самостоятельно госкомпанией.
7.2. Относительные величины дают числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин.
По способу получения относительные показатели всегда величины производные, определяемые в форме коэффициентов, процентов и пр.
7.3. Основная ставка должна быть сделана на относительные показатели, рассчитанные исходя из динамики изменения показателей в денежном и процентном соотношении, в части норм рентабельности собственного капитала (ROE), совокупной акционерной доходности (TSR), соотношение операционных расходов (включающих себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы) по отношению к выручке (CIR) и пр.
8. Источник получения информации
8.1. Для расчета планового значения КПЭ используется бизнес-план, программа деятельности, программа реструктуризации и инвестиционная программа госкомпании, индивидуальная, а также отраслевая стратегия развития, действующие государственные и федеральные целевые программы, закон о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) в части дивидендных выплат, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность госкомпании, а также в отдельных случаях Главы Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) и курирующих органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) госкомпании.
8.2. Для расчета фактического значения КПЭ используется финансовая (бухгалтерская) и иные отчетности, в том числе отчеты об исполнении бизнес-планов, программы деятельности, программы реструктуризации и инвестиционной программы, а также официальная статистика.
Основу расчета фактических значений показателей, характеризующих результат финансово-хозяйственной деятельности госкомпании, должна составлять аудированная консолидированная финансовая отчетность госкомпании, подготовленная в соответствии с МСФО, или аудированная сводная отчетность, подготовленная в соответствии РСБУ госкомпаний.
9. Алгоритм утверждения КПЭ для госкомпаний
9.1. Для целей настоящих Методических указаний в случае отсутствия СД компетенция СД переходит к ОСА.
Для Обществ:
9.2. Члены СД обеспечивают утверждение бизнес-плана, программы деятельности, программы реструктуризации и инвестиционной программы Общества с финансовой моделью, а также стратегию развития общества и долгосрочную программу развития, учитывающую отраслевую специфику. Горизонт, на который устанавливаются КПЭ, совпадает со сроком, на который разрабатывается стратегия, долгосрочная программа развития и соответствующая финансовая модель.
9.3. Менеджмент акционерного общества, на основе выбранной стратегии, с учетом долгосрочной программы развития, обеспечивает формирование КПЭ (перечень КПЭ, методику их расчета, целевые значения КПЭ с разбивкой по годам действия утвержденной стратегии (при первичном формировании КПЭ), а также в поквартальной разбивке значений КПЭ на отчетный год), с предварительным рассмотрением их комитетом по стратегии Общества (в случае наличия).
9.4. На уровне СД акционерного общества проводится утверждение КПЭ в соответствии с утвержденными целями стратегии и долгосрочной программы развития Общества.
9.5. Руководители Общества обеспечивают определение фактически достигнутых величин показателей экономической эффективности за отчетный год и включают сведения о фактически достигнутых значениях показателей, а также предложения по целевым значениям показателей на три последующих года (либо на срок формирования стратегии) в годовой отчет. В случае отклонения фактически достигнутых показателей от ранее установленных целевых значений, в годовом отчете приводится описание и анализ причин, повлекших указанные отклонения.
9.6. При рассмотрении СД Общества годового отчета, утверждаются целевые значения показателей на три последующих года (либо на срок формирования стратегии). При этом ранее установленные целевые значения показателей за истекший год и на текущий календарный год корректировке не подлежат, если иное не установлено действующим законодательством и нормативными правовыми актами.
9.7. При рассмотрении СД акционерного общества вопросов распределения чистой прибыли и вопросов выплаты вознаграждения единоличному исполнительному органу, учитываются фактически достигнутые в отчетном году значения утвержденных КПЭ, а также причины отклонений от целевых значений в случае невыполнения / перевыполнения целевых значений.
9.8. В случае невыполнения целевых значений КПЭ, утвержденных СД, менеджмент Общества представляет СД обоснование причин, повлекших отклонение
9.9. Алгоритм утверждения КПЭ в обществах с ограниченной ответственностью зависит от органа управления, к компетенции которого относится рассмотрение данного вопроса.
9.10. В случае если уставом общества с ограниченной ответственностью предусмотрено наличие СД, то алгоритм утверждения КПЭ аналогичен алгоритму утверждения КПЭ в акционерном обществе
9.11. При отсутствии в обществе с ограниченной ответственностью СД, решение об утверждении КПЭ принимаются на общем собрании участников общества.
Для ГУП:
9.12. Руководители унитарных предприятий обеспечивают определение фактически достигнутых величин показателей экономической эффективности за отчетный год и включают сведения о фактически достигнутых значениях показателей, а также предложения по целевым значениям показателей на 3 последующих года в проект программы деятельности унитарного предприятия. В случае отклонения фактически достигнутых показателей от ранее установленных целевых значений, в программе деятельности приводится описание и анализ причин, повлекших указанные; отклонения.
9.13. При рассмотрении проекта программы деятельности предприятия органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества предприятия, орган исполнительной власти утверждает целевые значения показателей на три последующих года в составе программы деятельности предприятия в соответствии с порядком и сроками, установленными постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.05.2004 года N 255. По истечении сроков, установленных данным нормативным правовым актом, ранее установленные целевые значения показателей за истекший год и на текущий календарный год корректировке не подлежат.
9.14. При рассмотрении органом исполнительной власти вопросов распределения чистой прибыли унитарного предприятия и вопросов выплаты вознаграждения руководителю предприятия учитываются фактически достигнутые в отчетном году значения показателей, указанных в пункте 5.2 настоящих Методических указаний.
10. Алгоритм мониторинга и контроля за исполнением показателей эффективности госкомпаний
10.1 Анализ достижения КПЭ руководством акционерных обществ проводится членами СД на ежеквартальной и ежегодной основе совместно с анализом годового отчета о деятельности, отчетов об исполнении бюджета, бизнес-плана, выполнения стратегических целей с предварительным рассмотрением на комитете по стратегии / кадрам и вознаграждениям при СД (в случае наличия), а также с привлечением представителей внутреннего аудита (в случае наличия).
10.2 Ежеквартально результаты выполнения КПЭ акционерных обществ оцениваются комитетом по стратегии / кадрам и вознаграждениям при СД (при наличии).
10.3 С целью обеспечения достоверности, не реже чем ежегодно, членам СД необходимо обеспечить проверку корректности расчетов КПЭ и соответствующих корректировок, а также обоснованность премирования руководства акционерного общества (с учетом выполнения КПЭ), с привлечением членов ревизионной комиссии и представителей внутреннего и/или внешнего аудита.
10.4 Ежегодные результаты выполнения КПЭ акционерных обществ до рассмотрения членами СД предварительно оцениваются на балансовой комиссии курирующего органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия), по результатам которой балансовой комиссией формируются рекомендации членам СД по депремированию менеджмента акционерного общества.
10.5 В отношении иных госкомпаний (не являющихся акционерными обществами) мониторинг и контроль за исполнением показателей эффективности производится балансовыми комиссиями курирующего органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании действующих нормативных правовых актов и внутренними нормативными актами госкомпаний.
11. Связь показателей эффективности и мотивации менеджмента и членов
11.1 На основании утвержденных СД КПЭ необходимо обеспечить внесение изменений в действующие положения о вознаграждении исполнительных органов Обществ, членов СД, Обществ (далее также - Положение о вознаграждении) и трудовой договор (контракт) с единоличным исполнительным органом госкомпании, в части включения в них обязанности по достижению утвержденных СД КПЭ.
11.2 Положение о вознаграждении должно содержать порядок расчета вознаграждения исполнительных органов и членов совета директоров Обществ за исполнение КПЭ. а также в случае невыполнения - необходимость предоставления исполнительным органом Общества членам СД подробной информации о причинах отклонений от утвержденных целевых значений.
11.3 Утвержденное Положение о вознаграждении должно быть общедоступно и подлежит обязательному размещению на официальном сайте Общества в сети Интернет.
1 Определяется наличием доли (вклада) в уставном капитале каждого акционерного общества в цепочке владения вплоть до Республики Саха (Якутия) в размере более 50%
2 Определяется наличием доли (вклада) в уставном капитале каждого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью в цепочке владения вплоть до Республики Саха (Якутия) в размере более 50%
3 Для Обществ, в отношении которых органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с подведомственностью осуществляется утверждение единой/типовой отраслевой финансовой и инвестиционной политики, применение показателей N 1 и N 2 (таблица 1 и 2) не является обязательным. Установление альтернативных КПЭ для таких Обществ осуществляется по согласованию с СД госкомпаний.
4 При установлении целевого значения данного показателя рекомендуется учитывать/использовать динамику изменений отраслевого индекса
5 При установлении целевого значения данного показателя рекомендуется использовать динамику изменений отраслевого индекса
Приложение 1
Формулы
расчета финансовых КПЭ
N |
Наименование показателя |
Формула расчета |
1. |
Прибыль (убыток) до налогообложения + (Проценты к уплате + Амортизация основных средств и нематериальных активов) |
|
2. |
Просроченная задолженность сроком более 90 дней / кредитный портфель. Просроченный (недействующий, неблагополучный) кредит-кредит, по которому не выполняются условия первоначального кредитного соглашения. |
|
3. |
(Чистая прибыль / среднегодовой акционерный капитал) * 100% |
|
4. |
((Цена акции в конце периода - цена акции в начале периода + дивиденды, выплаченные в течение периода) / цена акции в начале периода) * 100% |
|
5. |
Операционные расходы / выручка |
|
6. |
Чистая операционная прибыль после вычета налогов / суммарный инвестированный капитал |
|
7. |
сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов компании, за вычетом денежных средств |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия) от 2 июля 2014 г. N П-05-49/87-од "Об утверждении методических указаний по применению ключевых показателей эффективности государственными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия) от 3 июня 2019 г. N П-05-88/122-ОД настоящий приказ признан утратившим силу с 21 июня 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2015 г. N П-05-78/172-ОД
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа