Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Раздел 1. Характеристика текущего состояния
В Республике Саха (Якутия) в последнее десятилетие последовательно проводится политика построения инновационной экономики и достижения высоких результатов в сфере информационных технологий.
В 2001 году постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 августа 2001 г. N 430 утверждена республиканская целевая программа "Развитие информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения в Республике Саха (Якутия) до 2005 года".
В 2002 году постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2002 г. N 510 утверждена республиканская целевая программа "Развитие высоких технологий в телекоммуникациях, телевидении и радиовещании Республики Саха (Якутия) на период до 2006 года".
С 2005 года по 2011 годы действовала республиканская целевая программа Республики Саха (Якутия) "Электронная Якутия".
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2010 г. N 409 утвержден План мероприятий по развитию информационного общества и формированию Электронного правительства на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов в Республике Саха (Якутия).
В результате этих последовательных усилий отрасль информационных и телекоммуникационных технологий в республике в последнее время развивалась высокими темпами: динамично росло число пользователей сети Интернет и компьютеров, развивался рынок информационно-коммуникационных технологий, заметно вырос потенциал отрасли связи, в которой был осуществлён переход на современную цифровую инфраструктуру международной и междугородной электросвязи.
По результатам мониторинга, проводимого Институтом развития информационного общества по заказу Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, индекс готовности Республики Саха (Якутия) к информационному обществу имеет следующую динамику:
с 2004 года, когда республика занимала 26-е место, рейтинг готовности ежегодно снижался в среднем на 6 пунктов и в 2009 году достиг 40-го места. По итогам мониторинга состояния инфраструктуры за 2010 год по композитному индексу готовности регионов к информационному обществу Республика Саха (Якутия) занимает 32 место, при этом имеет следующие значения отдельных показателей.
Значения показателей Республики Саха (Якутия), характеризующих факторы развития информационного общества
Показатель |
Значение |
Место среди субъектов Российской Федерации |
Доля домохозяйств, имеющих телефон фиксированной связи, % |
89,7 |
3 |
Число персональных компьютеров на 100 человек населения, штук |
44,0 |
17 |
Доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер, % |
67,1 |
5 |
Доля домохозяйств, имеющих доступ в Интернет, % |
36,0 |
27 |
Число персональных компьютеров на 100 занятых в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), штук |
16,2 |
15 |
Число персональных компьютеров на 100 учеников в школах, штук |
6,6 |
48 |
Доля школ, имеющих доступ в Интернет со скоростью 128 Кбит/сек. и выше, % |
60,4 |
78 |
Доля библиотек, имеющих персональный компьютер, % |
84,1 |
7 |
Доля библиотек, имеющих доступ в Интернет, % |
19,3 |
19 |
Число персональных компьютеров на 100 занятых в музеях, штук |
31,0 |
38 |
Доля музеев, имеющих доступ в Интернет, % |
23,7 |
70 |
Доля органов местного самоуправления, имеющих широкополосный (256 Кб/сек. и выше) доступ в Интернет, % |
17,6 |
72 |
Отмечавшиеся в последнее десятилетие достаточно высокие темпы роста были продемонстрированы во многом благодаря новым открывшимся рынкам, новым продуктам и услугам (сотовая связь, компьютерное оборудование, консалтинг и другие услуги) на фоне низкого начального уровня развития информационных технологий в республике. В настоящее время становится очевидным, что для сохранения набранных темпов роста необходимо устранить целый ряд существующих барьеров.
Одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества, является недостаточно высокий уровень социально-экономического развития региона. Остаются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей.
Более чем в половине населённых пунктов Республики Саха (Якутия) отсутствует инфраструктура широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационным сетям. Там, где она есть, не обеспечивается надлежащее качество услуг. Труднодоступность информационных технологий усугубляется высокими тарифами на услугу доступа в Интернет.
В целом по отрасли связи в Республике Саха (Якутия) имеется отрицательная динамика среднегодовой численности работников предприятий и организаций в связи с проводимыми мероприятиями по оптимизации численности персонала.
Поскольку в настоящее время в Российской Федерации нет нормативных документов, определяющих состав высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности, имеются методологические рекомендации Евростата и UNIDO, согласно которым к перечню высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности отнесена деятельность в области электросвязи. С учетом показателей объемов услуг связи в Республике Саха (Якутия) в 2011 году операторами связи оказано услуг электросвязи на сумму 9752,4 млн рублей.
Для ускоренного развития информационного общества в Республике Саха (Якутия) и интеграции в единое информационное пространство России необходимо обеспечить значительное снижение стоимости предоставляемых населению услуг на основе информационных технологий с одновременным повышением их качества.
Существенным препятствием ускоренному развитию информационного общества в республике является отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг. Использованию потенциала информационных технологий препятствует разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах, а также значительное дублирование информации.
Основным итогом многолетней работы по информатизации органов государственной власти является наличие компьютерного и сетевого оборудования, при этом уровень развития и использования прикладных информационных систем является недостаточным, не созданы инфраструктурные системы Электронного правительства, в частности:
базы данных, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления, отрывочны и охватывают незначительный временной горизонт;
в незначительном количестве органов государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота;
существует несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными между различными государственными информационными системами;
не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями;
не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации;
недостаточными темпами развиваются средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, развитию экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствованию системы принятия государственных управленческих решений, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.
Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти. Именно эти задачи решает государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие информационного общества в Республике Саха (Якутия) на 2012-2017 годы", продолжающая направления республиканской целевой программы "Электронная Якутия на период 2009-1011 годы".
Основной задачей целевой программы "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы" являлось создание регионального сегмента инфраструктуры Электронного правительства и предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в первую очередь, внедрение межведомственного электронного взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия).
В 2010 году в Республике Саха (Якутия) завершены организационно-технические мероприятия по I этапу перехода к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде и осуществляются мероприятия II этапа. За этот период определены Перечни государственных услуг, подготовлены Реестр государственных услуг и регламенты их предоставления с указанием перечня документов, необходимых для приема заявки, и указаны сроки оказания услуг.
Для этого создан региональный портал государственных и муниципальных услуг в электронном виде: www.pgusakha.ru.
С 01 июля 2012 года планируется реализация 3 этапа предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, который заключается в том, что граждане и юридические лица смогут подать заявку на получение услуг в электронном виде через сеть Интернет.
Во исполнение Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления" в республике создан и с декабря 2010 года начал работу Единый портал органов государственной власти и местного самоуправления, где отражается вся информация о деятельности органов государственной власти.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2011 г. N 748 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2010 г. N 325 "О мерах по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Республике Саха (Якутия)" Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия) определено уполномоченным органом по организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт. Уполномоченной организацией, осуществляющей функции по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт, определено ГБУ Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр инфокоммуникационных технологий".
Таким образом, в Республике Саха (Якутия) созданы основные организационные предпосылки для завершения построения системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Состояние региональной инфокоммуникационной инфраструктуры во многом определяет степень готовности Республики Саха (Якутия) как части информационного общества Российской Федерации. Анализ текущей ситуации в этой сфере свидетельствует о следующем.
SWOT-анализ реализации Программы
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Устойчивый экономический рост региона; стабильная динамика основных макроэкономических показателей; |
Избыток административных барьеров; монопольное положение на рынке телекоммуникационных услуг |
политическая стабильность; последовательный курс руководства страны и региона на создание информационного общества; высокий показатель индекса образованности населения; развитие рынка телекоммуникационного оборудования, появление новых технологий для массового потребителя; устойчивый рост спроса на услуги доступа к информационным ресурсам, к коммуникационным сервисам со стороны населения, учреждений и бизнеса |
единственного оператора магистральных линий связи; низкий уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры на территории республики; разрозненность государственных информационных ресурсов, несовместимость программно-технических решений; отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями; отставание органов местного самоуправления в части готовности к предоставлению муниципальных услуг в электронном виде; устаревшая инфраструктура производственного комплекса телерадиовещания; недостаточность необходимой нормативно-правовой базы; увеличение доли отрасли связи в валовом региональном продукте не связано с целями и задачами Программы |
Возможности |
Угрозы |
Выполнение Федеральным государственным унитарным предприятием "Космическая связь" государственных планов по выведению на орбиту космических аппаратов российской группировки; ожидаемый приход с железнодорожным сообщением в г. Якутск альтернативного магистрального оператора связи; наличие в государственной собственности Республики Саха (Якутия) высокотехнологичного оборудования спутниковой связи, которое можно передать в концессию в рамках государственно-частного партнёрства с установлением со стороны государства параметров и стандартов оказания услуг |
Снижение эффективности функционирования всего хозяйственного комплекса; рост цен на продукцию, увеличение транспортных, коммунальных и других расходов; замедление темпов экономического роста; уменьшение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы, несвоевременное финансирование |
В результате проведенного SWOT-анализа выявлены как благоприятные, так и неблагоприятные события, которые способны повлиять на Стратегию развития информационного общества в Республике Саха (Якутия).
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие информационного общества в Республике Саха (Якутия) на 2012-2017 годы" призвана определить направления деятельности на период 2012-2017 годы с целью получения гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
внедрение в общественную практику сервисов на основе информационных и телекоммуникационных технологий, создаваемых в рамках реализации Программы, которые являются инструментами получения эффектов в различных сферах деятельности: здравоохранении, культуре, науке, образовании и профессиональной подготовке, предпринимательстве и деятельности органов государственной власти;
повышение качества жизни граждан вне зависимости от их возраста, состояния здоровья, региона проживания в результате эффектов, возникающих при использовании информационных и телекоммуникационных технологий в различных сферах деятельности;
расширение возможностей трудоустройства и самозанятости;
непрерывное образование, в том числе образование для взрослых, возможность каждого человека овладевать навыками и знаниями на протяжении всей жизни;
появление новых форм солидарности, партнерства и сотрудничества между органами государственной власти, гражданами и организациями, распространение региональных инициатив и межрегионального сотрудничества;
повышение открытости деятельности органов государственной власти;
ослабление воздействия традиционных препятствий, связанных со временем и расстоянием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.