Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к государственной программе
Республики Саха (Якутия)
"Развитие информационного общества в
Республике Саха (Якутия) на 2012-2017 годы"
Подпрограмма "Безопасность в информационном обществе"
Паспорт подпрограммы
|
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
1. |
Наименование подпрограммы |
Безопасность в информационном обществе |
|
2. |
Основание для разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"; Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"; "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" от 07.02.2008 N Пр-212, утверждённая Президентом Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 17.03.2008 N 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена"; Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы" |
|
3. |
Цель и задачи подпрограммы |
Цель: Обеспечение безопасности персональных данных гражданина в информационном обществе. Задачи: 1. Обеспечение мониторинга и анализа социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Республике Саха (Якутия) на основе современных информационных технологий, в том числе: развитие систем Ситуационного центра Главы Республики Саха (Якутия); аттестация информационных систем государственных органов Республики Саха (Якутия) по требованиям безопасности информации. 2. Перевод органов государственной власти на российскую программную платформу |
|
4. |
Целевой индикатор подпрограммы |
Доля жалоб субъектов персональных данных, по результатам рассмотрения которых подтвердились факты нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных |
|
5. |
Сроки реализации (этапы) подпрограммы |
2012-2017 годы |
|
6. |
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам |
Всего: 290 772,14 тыс. рублей, в том числе: из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 290 772,14 тыс. руб.; в том числе по годам: 2012 год - 23 968,00 тыс. руб.; 2013 год - 94 172,14 тыс. руб.; 2014 год - 25 058,00 тыс. руб.; 2015 год-47 878,00 тыс. руб.; 2016 год-49 848,00 тыс. руб.; 2017 год-49 848,00 тыс. руб. |
Всего: 327 563,00 тыс. рублей, в том числе: из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 327 563,00 тыс. руб.; в том числе по годам: 2012 год-28 360,00 тыс. руб.; 2013 год - 101 089,00 тыс. руб.; 2014 год-29 480,00 тыс. руб.; 2015 год - 54 878,00 тыс. руб.; 2016 год - 54 878,00 тыс. руб.; 2017 год - 56 878,00 тыс. руб. |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
В настоящее время возрастают угрозы интересам личности, общества, государства в информационном обществе, в том числе:
использование во вред человеку его персональных данных, накапливаемых различными структурами, а также расширение возможности скрытого сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни;
непрерывное усложнение информационных систем и сетей связи критически важных инфраструктур обеспечения жизни общества;
расширение масштабов отечественной и международной компьютерной преступности;
сохраняются угрозы национальной безопасности, связанные с активным использованием террористами сети Интернет и мобильной телефонии для организации скрытых каналов связи и пропаганды своей деятельности, продолжают функционировать и создаваться новые сайты экстремистской и иной противоправной направленности;
все большую актуальность приобретают вопросы обеспечения безопасности национального сегмента сети Интернет.
Управленческие задачи, которые в настоящее время должны решать органы государственной власти, характеризуются высокой динамичностью, сложностью, многоаспектностью и многокритериальностью, что требует внедрения новых методических, программно-инструментальных и технических средств для решения этих задач и приводит к необходимости создания системы ситуационных центров органов государственной власти.
В России на сегодняшний день наблюдается резкое увеличение интереса к ситуационному подходу в различных сферах человеческой деятельности.
В настоящий момент в мире существует более трехсот ситуационных центров, используемых правительствами различных стран, а также руководителями крупных корпораций. Один из самых технически оснащенных ситуационных центров находится в распоряжении правительства Германии и служит для углубленного анализа социальных, экономических и политических проблем.
В России одним из первых прообразов ситуационных центров стал оперативный штаб по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986 году.
Еще один ситуационный центр был создан в 1994 году в Совете безопасности при Президенте Российской Федерации. Он достаточно успешно функционирует по сей день. Этот центр позволяет осуществлять мониторинг, моделирование последствий, анализ событий, которые происходят в экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности, помогая таким образом вырабатывать решения.
При анализе руководством ситуации материал оперативно дополняется новыми данными, компьютер обрабатывает информацию и визуализирует на экране результаты моделирования. На их основе вырабатываются решения, которые доводятся до исполнителей средствами того же ситуационного центра.
Ситуационный центр Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации позволяет осуществлять мониторинг геологических объектов, лесных пожаров, наводнений, загрязнения окружающей среды, а также делать прогноз дальнейшего развития ситуаций посредством ресурсов космических средств наблюдения, что позволяет повысить эффективность реализации федеральных целевых программ природно-ресурсной и природоохранной направленности.
В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации продолжает модернизацию сети станций приема данных дистанционного зондирования Земли с отечественных и зарубежных спутников. Радиус обзора этих центров позволяет наблюдать за всей территорией России.
Открытие ситуационного центра Министерства природных ресурсов Российской Федерации позволило качественно улучшить решение задач раннего обнаружения и локализации лесных пожаров, контроля за использованием природных ресурсов. Стали возможными оценка запасов снега, прогноз паводков и наблюдение за их развитием, моделирование возможного развития ситуаций.
В настоящее время становится все более очевидным, что высокий экономический, человеческий, технологический, культурный и другие потенциалы не гарантируют безусловную жизнеспособность и стабильное развитие региона. Только организационный потенциал совместно с оперативными информационно-аналитическими ресурсами способен в полной мере актуализировать все ресурсы государства и общества и успешно решить стоящие перед ними проблемы. Следует учитывать и то, что бурное развитие информационных технологий в последние годы вызвало появление больших информационных массивов, которые необходимо структурировать и анализировать, и одновременно с этим сокращается время для принятия грамотных управленческих решений.
В Республике Саха (Якутия) в настоящее время нет ситуационного центра, обеспечивающего интеграцию и эффективное использование организационного потенциала на основе широкого применения новейших информационно-аналитических методов и технологий как для оперативного управления крупными географическими областями, так и для их организационного строительства и развития.
Важным элементом обеспечения безопасности в информационном обществе является соответствие объектов информатизации органов государственной власти республики (автоматизированных систем и выделенных (защищаемых) помещений) требованиям по безопасности информации, регламентированным законодательством в области защиты информации и нормативно-методическими документами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России (далее - ФСТЭК России).
В Республике Саха (Якутия) создана организационная основа государственной системы защиты информации, состоящая из:
Координационного совета при Главе Республики Саха (Якутия) по развитию информационного общества и формированию Электронного правительства в Республике Саха (Якутия);
Совета по информационной безопасности при Главе Республики Саха (Якутия);
постоянно действующих технических комиссий органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия);
штатных подразделений (специалистов) и ответственных сотрудников по защите информации.
В рамках реализации республиканской целевой программы "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 г. N 1778, в 2011 году проведено начальное комплектование органа по аттестации объектов информатизации в Республике Саха (Якутия) по требованиям безопасности производственным, испытательным, контрольно-измерительным оборудованием, средствами контроля защищенности и защиты информации в соответствии с лицензионными требованиями ФСТЭК России на осуществление деятельности по технической защите государственной тайны и конфиденциальной информации.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Информационного общество (2011-2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г., среди приоритетов развития информационного общества указана необходимость обеспечения технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий.
В этом направлении делается упор на создание и распространение программных и аппаратных продуктов российского производства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название государственной программы Российской Федерации следует читать как "Информационное общество (2011-2020 годы)"
SWOT-анализ реализации подпрограммы
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Устойчивый экономический рост региона; последовательный курс руководства страны и региона на создание информационного общества; повышение готовности общества к возможностям информационного общества |
Низкий уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры на территории республики; разрозненность государственных информационных ресурсов, несовместимость программно-технических решений; отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями |
Возможности |
Угрозы |
Выполнение ФГУП "Космическая связь" государственных планов по выведению на орбиту космических аппаратов российской группировки; наличие в государственной собственности Республики Саха (Якутия) высокотехнологичного оборудования спутниковой связи; развитие сети мобильной связи на территории Республики Саха (Якутия) |
Замедление темпов экономического роста; рост цен на продукцию, увеличение транспортных, коммунальных и других расходов; уменьшение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий подпрограммы, несвоевременное финансирование |
Раздел 2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы
Целью подпрограммы является обеспечение безопасности в информационном обществе.
Достижение цели подпрограммы обеспечивается путем выполнения мероприятий, сгруппированных по задачам. Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач подпрограммы.
Основные задачи подпрограммы:
Задача 1. Обеспечение мониторинга и анализа социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Республике Саха (Якутия) на основе современных информационных технологий.
Для решения данной задачи необходима реализация следующих мероприятий:
1. Развитие систем Ситуационного центра Главы Республики Саха (Якутия).
Развитие систем Ситуационного центра Главы Республики Саха (Якутия) должно обеспечивать его функциональную и технологическую интеграцию с федеральной системой ситуационных центров органов государственной власти Российской Федерации и информационно-коммуникационной инфраструктурой республики.
Главной целью создания и развития Ситуационного центра Главы Республики Саха (Якутия) является повышение эффективности управления основными сферами жизнедеятельности региона на основе предоставления руководству Республики Саха (Якутия) комплексного инструментария, обеспечивающего анализ, адекватную оценку, прогнозирование развития ситуации и принятие обоснованного решения о необходимости ее коррекции.
Конечной целью создания Ситуационного центра Главы Республики Саха (Якутия) является повышение эффективности и качества принятия управленческих решений, направленных на реализацию эффективной политики в сфере социально-экономического и общественно-политического развития, а также мероприятий в режиме кризисных и чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами Ситуационного центра Главы Республики Саха (Якутия) являются:
мониторинг и анализ социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Республике Саха (Якутия), выявление тенденций их развития;
оценка, анализ и прогноз возможного развития ситуаций в Республике Саха (Якутия);
оценка и прогноз террористической активности в Республике Саха (Якутия);
подготовка и рассмотрение вариантов решений по складывающимся ситуациям в Республике Саха (Якутия);
обеспечение информационной поддержки коллективного принятия решений;
доведение решений до исполнителей и их контроль.
В рамках реализации подпрограммы планируется провести проектирование Ситуационного центра Главы Республики Саха (Якутия) и последовательное внедрение проектных решений.
2. Аттестация информационных систем государственных органов Республики Саха (Якутия) по требованиям безопасности информации.
Планируется проведение аттестационных испытаний объектов информатизации органов государственной власти республики (автоматизированных систем и выделенных (защищаемых) помещений) для подтверждения их соответствия требованиям по безопасности информации, регламентированным действующим законодательством в области защиты информации и нормативно-методическими документами ФСТЭК России.
При необходимости по результатам проведения предаттестационного обследования проводятся работы по подготовке государственных информационных систем для получения положительных результатов испытаний.
Завершение работ по аттестации функционирующих государственных информационных систем прогнозируется к 2015 году. В дальнейшем все вновь разрабатываемые и/или внедряемые государственные информационные системы проходят аттестационные испытания до ввода систем в эксплуатацию.
Задача 2. Перевод органов государственной власти на российскую программную платформу.
В рамках решения данной задачи обеспечивается перевод органов государственной власти на российскую программную платформу, внедрение отечественных продуктов национальной программной платформы в практику работы государственных органов и органов местного самоуправления.
Реализация мероприятия позволит обеспечить постепенный и сбалансированный перевод информационных систем государственных органов Республики Саха (Якутия) на отечественную программную платформу:
эталонную отечественную среду сборки операционной системы и приложений на свободном программном обеспечении;
типовые защищенные решения по хранению и обработке больших массивов неструктурированной информации;
программное обеспечение управления хранилищем пакетов исходных и исполняемых кодов системных и прикладных программ с поддерживаемой целостностью;
отечественную систему управления базами данных на основе свободного программного обеспечения с учетом требований по информационной безопасности;
свободный базовый пакет прикладного программного обеспечения, включающий офисные финансово-бухгалтерские приложения, приложения для поддержки документооборота и делопроизводства, для работы в сети Интернет, разработки интернет-сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Реализация мероприятий обеспечит профилактику ряда угроз интересам России за счет обеспечения безопасности использования национального сегмента сети Интернет, снижения уязвимости системы управления национальным доменом, сокращения возможностей нарушения доступа к российским информационным ресурсам в сети Интернет и развязывания в сети Интернет информационного противоборства.
Оценка реализации подпрограммы по базовому и интенсивному вариантам
Наименование подпрограммы |
Наименование целевого индикатора/ показателей |
Единица измерения |
Отчетный период |
2011 |
Результаты реализации подпрограммы |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
||||
Безопасность в информационном обществе | ||||||||
Цель: обеспечение безопасности персональных данных гражданина в информационном обществе |
Целевой индикатор: доля жалоб субъектов персональных данных, по результатам, рассмотрения которых подтвердились факты нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных |
% |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
7 |
5 |
Задача N 1. Обеспечение мониторинга и анализа социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Республике Саха (Якутия) на основе современных информационных технологий |
Показатель 1. Наличие комплекса технических средств Ситуационного центра Главы Республики Саха (Якутия) |
Да/нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
да |
да |
Показатель 2. Наличие информационно-аналитической системы Ситуационного центра Главы Республики Саха (Якутия) |
Да/нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
да |
да |
|
Показатель 3. Наличие функций анализа, прогноза и моделирования в информационно-аналитической системе Ситуационного центра Главы Республики Саха (Якутия) |
Да/нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
да |
да |
|
Показатель 4. Количество государственных информационных систем, прошедших аттестацию по требованиям информационной безопасности |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
12 |
|
Задача N 2. Перевод органов государственной власти на российскую программную платформу |
Показатель 5. Доля органов государственной власти Республики Саха (Якутия), в которых внедрены программные продукты на базе национальной программной платформы |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
не менее 25 |
Раздел 3. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Расходы подпрограммы формируются за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятия по внедрению программного обеспечения на базе национальной программной платформы в деятельность государственных органов.
Ресурсное обеспечение подпрограммы
Источник финансирования |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
Всего: |
290 772,14 |
327 563,00 |
Федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
290 772,14 |
327 563,00 |
Сроки выполнения мероприятий подпрограммы: с 01 января 2012 года по 31 декабря 2017 года.
Раздел 4. Анализ управления подпрограммой
Ответственным исполнителем подпрограммы "Безопасность в информационном обществе" является Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия).
Реализация мероприятий, включенных в состав подпрограммы, в части использования бюджетных и внебюджетных средств осуществляется ответственным исполнителем в соответствии с действующим законодательством в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Система управления реализацией подпрограммы предназначена для минимизации рисков и достижения поставленных целей в установленные сроки в рамках выделяемых финансовых ресурсов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Реализация подпрограммы сопряжена со следующими наиболее существенными рисками:
1. Пассивное сопротивление внедрению и развитию навигационной информационной системы в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Республике Саха (Якутия), результатов выполнения мероприятий подпрограммы и отсутствие мотивации их использования.
В целях минимизации указанного риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий подпрограммы формировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных органов государственной власти и администраций муниципальных образований Республики Саха (Якутия) для планирования и оперативной координации выполнения указанных мероприятий.
2. Низкая эффективность реализации мероприятий подпрограммы и отсутствие запланированного результата.
Указанный риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией подпрограммы принципов и методов программно-целевого управления, механизмов независимой многосторонней экспертизы проектных решений и получаемых результатов.
3. Несогласованность при выполнении работ в рамках данной Программы и других государственных программ и проектов внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
В целях минимизации указанного риска в рамках выполнения подпрограммы планируется обеспечить реализацию задач, имеющих комплексный характер, обеспечить интеграцию создаваемых систем и затрагивающих вопросы обеспечения безопасности и экономической эффективности объектов навигационной деятельности в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
<< Приложение N 3 |
Приложение >> N 5 |
|
Содержание Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2014 г. N 2841 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.